В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать




Скачать 84.62 Kb.
НазваниеВ результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать
Дата19.09.2012
Размер84.62 Kb.
ТипДокументы
Наименование дисциплины: Экология популяций и сообществ

Направление подготовки: 020400 Биология

Профиль подготовки: Биоэкология

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Авторы: д-р биол.наук, профессор, профессор кафедры экологии и зоологии В.П.Семерной, к.б.н., доцент, зав.кафедрой ботаники и микробиологии Н.В.Шеховцова, к.б.н., доцент, доцент кафедры ботаники и микробиологии О.А.Маракаев.


1. Целями освоения дисциплины «Экология популяций и сообществ» являются:

изучение популяций и сообществ организмов как биологических систем, обладающих специфическими свойствами и экологическими характеристиками;

изучение состава, структуры, динамики популяций животных, растений и микроорганизмов, общих принципов гомеостаза, структуры и динамики сообществ организмов и экосистем.


2. Дисциплина «Экология популяций и сообществ» относится к числу профессиональных дисциплин вариативной части (Б3.В.). Она имеет ярко выраженный междисциплинарный характер и основывается на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении различных профессиональных дисциплин на 1, 2 и 3 курсах. Знания и навыки, приобретенные студентами при изучении дисциплины «Экология популяций и сообществ» используются студентами в профессиональной научно-исследовательской, производственной и природоохранной деятельности.


3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


    Знать:

    популяционную структуру вида; структуру, особенности динамики и гомеостаза популяций; формы взаимоотношений организмов в биоценозах; понятия «экологические ниши», «жизненные формы», «трофический статус биоценоза», основные типы экосистем.

    Уметь:

    пользоваться терминологией демэкологии и синэкологии.

    Владеть:

навыками описания внутрипопуляционных взаимодействий, взаимодействия популяции со средой, оценки биологических преимуществ различных форм внутривидовых и межвидовых взаимодействий, оценки продуктивности экосистем, выявления известных закономерностей экологии популяций и сообществ при изучении модельных и реальных популяций.


4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.


5. Содержание дисциплины:


п/п

Раздел дисциплины

1

Экологическое значение света для популяций и сообществ растений

2

Экологическое значение температуры для популяций и сообществ растений

3

Экологическое значение воды для популяций и сообществ растений

4

Экологическое значение эдафического фактора для популяций и сообществ растений

5

Особенности микробных популяций. Методы изучения микробных популяций и сообществ.

6

Микробное сообщество как целостность. Кооперативные взаимоотношения в микробных сообществах.

7

Конкуренция в микробных сообществах.

8

Трофические отношения в микробных сообществах

9

Особенности экологической стратегии микроорганизмов во взаимоотношениях с микроорганизмами, животными и растениями.

10

Понятие популяции в зоологии. Популяционная структура вида: физиологическая, экологическая и организационная (поведенческая). Распределение особей в популяции и популяций в ареале

11

Стратегии размножения популяций. Рост популяций. Выживаемость. Принцип Олли. Экологические пирамиды: численности, биомассы и энергии. Продукция популяций.

12

Сообщества как надорганизменные системы второго уровня. Структуры сообществ: видовая, популяционная и симфизиологические связи.

13

Динамика сообществ (сукцессии). Эволюция сообществ.

14

Наземные, водные и почвенные сообщества. Вертикальная (ярусная) и горизонтальные (экотоны) структуры. Экосистемы во времени и пространстве.



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


а) основная литература:

  1. Березина Н.А., Афанасьева Н.Б. Экология растений. М.: Академия, 2009. 400 с.

  2. Заварзин Г.А. Природоведческая микробиология. М.: Книжный дом Университет, 2001. – 256 с.

б) дополнительная литература:

  1. Звягинцев Д.Г., Бабьева И.П., Зенова Г.М. Биология почв: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – 445 с.

  2. Николайкин Н.И. Экология: учеб. для вузов / Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2003.- 624 с.

  3. Ручин А.Б. Экология популяций и сообществ: учебник для студ. высш.учеб. заведений / А.Б. Ручин. – М.: Издательский цент «Академия», 2006. – 352 с.

  4. Степановских А.С. Экология: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 703 с.

  5. Экология микроорганизмов: Учеб. для студ. вузов / А.И. Нетрусов, Е.А. Бонч-Осмоловская, В.М. Горленко и др.; под ред. А.И. Нетрусова.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 272 с.

  6. Шилов И.А. Экология: учеб. для биол. и мед. спец. вузов. – 2-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 2000. – 512 с.

  7. Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы) – М.: Журнал «Россия Молодая», 1994. – 367с.

  8. Культиасов И. М. Экология растений. М.: Изд-во МГУ, 1982. 360 с.

  9. Лархер В. Экология растений. М.: Мир, 1978. 352 с.

  10. Горышина Т. К. Экология растений. М.: Высшая школа, 1979. 347 с.

  11. Двораковский М. С. Экология растений. М.: Высшая школа, 1983. 190 с.

  12. Абрамова Л. И., Петрова Н. А., Культиасов И. М. Экология растений. М.: Изд-во МГУ, 1988.

  13. Акимушкин И.И. Проблемы этологии. – М.: Мол. гвардия, 1985. – 191 с.

  14. Ботаника. Экология / Под ред. А.Г. Еленевского, В.Н. Павлова. Т. 4. М.: Академия, 2007. 256 с.

  15. Банников А. Г. и др. Основы экологии и охраны окружающей среды. М.: Колос, 1996.

  16. Бигон. М., Харпер Дж., Таундсенд К. Эакология: Особи, популяции, сообщества: В 2-х т. Т.1.: Пер. с англ. – М.: Мир, 1989. – 667 с. Т.2: Пер. с англ. – М.: Мир, 1989. – 447 с.

  17. Вальтер Г. Растительность Земного шара: В 2 т. М., 1968. Т. 1; 1974. Т. 2.

  18. Гейнрих Д., Гергт М. Экология: dtv-Atlas: Пер. с 5-го нем. Изд. – М.: Рыбари, 2003. – 287 с.

  19. Гиляров А.М. Популяционная экология: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУ, 19990. – 191 с.

  20. Джиллер П. Структура сообществ и экологическая ниша: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988. – 184 с.

  21. Добровольский Г. В., Никитин Е. Д. Экологические функции почвы. М.: Изд-во МГУ, 1986.

  22. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. – 208 с.

  23. Дьяков Ю.Т. О болезнях растений. – М.: Агропромиздат, 1985. – 221 с.

  24. Жизнеспособность популяций: Природоохранные аспекты: Пер. с англ. / Под ред. М. Сулея. – М.: Мир, 1989. – 224 с.

  25. Кемп П., Армс К. Введение в биологию: Пер. с англ. – М.: Мир, 1998. – 671 с.

  26. Кокин К. А. Экология высших водных растений. М.: Изд-во МГУ, 1982. 158 с.

  27. Косулина Л. Г., Луценко Э. К., Аксенова В. А. Физиология устойчивости растений к неблагоприятным факторам среды. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1993.

  28. Поплавская Г. И. Экология растений. М.: Советская наука, 1948.

  29. Работнов Т. А. Фитоценология. 3 изд. М.: Изд-во МГУ, 1994.

  30. Работнов Т. А. Экология луговых трав. М.: Изд-во МГУ, 1985.

  31. Радкевич В.А. Экология: Учебник. – 4-е изд., стер. – Мн.: Выш. Шк., 1998. – 159 с.

  32. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология: Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов по биол спец. М.: Просвещение, 1980. – 225 с.

  33. Шенников А. П. Введение в геоботанику. Л.: Изд-во ЛГУ, 1964.

  34. Шенников А. П. Экология растений. М.: Советская наука, 1950. 375 с.

  35. Яблоков А.В. Популяционная биология: учеб. пособие для биол. спец. вузов. – М.: Высш. шк., 1987. – 303с.

  36. Пианка Э. Эволюционная экология. М., 1981.

  37. Солбриг О., Солбриг Д. Популяционная биология и эволюция. М., 1982.

  38. Шварц С.С. Эволюционная экология. М., 1980.

  39. Одум Ю. Экология. Т. 1-2. М., 1986.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Поиск студентами литературы осуществляется с использованием следующих электронных информационных ресурсов:

а) поисковые системы библиографической информации:

Институт научной информации – http://www.wos.elibrary.ru/wos/ciw.cgi

Международная академическая издательская компания
«Наука – Интерпериодика» – http://www.maik.ru

Научная электронная библиотека – http://www.elibrary.ru

Поиск библиографии – http://www.scirus.com/srsapp

Поиск можно начать с этих страниц:

http://www.vm.cfsan.fda.gov//~frf/biologic.html

http://www.biodiversty.uno.edu

http://www.media.lib.kth.se/ejournal

http://biolinks.net.ru/Journals/Plant_physiology

http://www.publish.csiro.au/?nid=102

www.ecology.psu.ru/iegmcol/strains – Ин-т экологии и генетики микроорганизмов УрО РАН (Пермь)

www.dsmz.de/bactom – Немецкая коллекция микроорганизмов,

www.asmusa.org – Американское общество микробиологов,

www.microbes.org – Международное общество по экологии микроорганизмов, www.cme.msu.edu – Центр микробной экологии Мичиганского ун-та, www.esa.org – Экологическое общество Америки,

www.edv.agrar.tu-muenchen.de/microbio/ecolo.htm – Группа по изучению экологии микробов Технического университета Мюнхена.

б) научные журналы:

Экология – http://www.maik.ru/cgi-bin/list.pl?page=ekol&name=online Растительные науки – http://www.genebee.msu.su/journals/rusjrnl.html

в) сайты крупных органов научной информации и библиотек России, на которых бывает открыт полнотекстовый доступ к российским и зарубежным журналам:

Библиотека по естественным наукам РАН – http://www.benran.ru Библиотека Российской академии наук – http://www.csa.ru

ВИНИТИ – http://www.viniti.msk.ru

Государственная Публичная Научно-техническая библиотека России – http://www.gpntb.ru

Российская государственная библиотека – http://www.rsl.ru

Российская национальная библиотека – http://www.nlr.ru

Центральная научная сельскохозяйственная библиотека –

http://www.cnshb.ru

г) с описанием изданий (журналы, монографии, энциклопедии и пр.) крупных зарубежных научных издательств можно ознакомиться на их сайтах:

Academic Press и Elsevier – http://www.sciencedirect.com

Blackwell – http://www.blackwell-synergy.com

Cambridge University Press – http://www.journals.cup.org

J. Willey Interscience – http://www.interscience.willey.com

Kluwer – http://www.wkap.nl

Oxford University Press – http://www.oup.co.uk

Springer Verlag – http://www.springerlink.com


Похожие:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать iconВ результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать
В результате освоения дисциплины студенты получают представление о физиологических процессах растения, о механизмах их регуляции,...
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать iconВ результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать
Автор: к псх н., ст преподаватель кафедры педагогики и педагогической психологии М. В. Башкин
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать iconВ результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать
Автор: к фил н., ст преподаватель кафедры общей и прикладной филологии Д. Л. Карпов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать iconВ результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать
Дисциплина входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин, курс по выбору
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать iconВ результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать
...
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать iconВ результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать
Автор: к б н., доцент, доцент кафедры физиологии человека и животных Е. В. Рябухина
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать iconВ результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать
Курс предназначен для магистрантов-историков профиля «История и культура древних обществ» исторического факультета Яргу им. П. Г....
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать iconВ результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать
Изучение строения и развития в филогенезе головного и спинного мозга которое закладывает фундаментальные знания о закономерностях...
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать iconВ результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать
Для достижения этой цели на занятиях освещаются вопросы идентификации опасностей, окружающих и сопровождающих человека на протяжении...
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать iconВ результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать
Знания и навыки, приобретенные студентами при изучении дисциплины «Экспериментальная ботаника и микробиология» используются студентами...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница