Урок 1 место человека в системе органического мира цели: определить место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; сущность понятий «рудименты»




НазваниеУрок 1 место человека в системе органического мира цели: определить место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; сущность понятий «рудименты»
страница1/12
Дата30.08.2012
Размер1.84 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Т е м а 1. ЧЕЛОВЕК КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВИД

Урок 1 МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

Цели: определить место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; сущность понятий «рудименты» и «атавизмы». Формировать умения: работы с учеб­ником; совершать мыслительные операции и оформлять их резуль­таты в устной и письменной форме.

Оборудование: муляжи скелетов человека и млекопитаю­щего животного; таблицы, демонстрирующие их внешнее и внут­реннее строение; торс человека; рисунки в учебнике Н. И. Сонина и М. Р. Сапина «Биология, 8 кл.»; рабочая тетрадь к учебнику.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Учитель знакомить учащихся с требованиями, соблюдение ко­торых гарантирует успешное усвоение курса биологии в 8 классе:

1) на каждом уроке иметь учебник Н. И.Сонина и М. Р. Сапина «Биология, 8 кл. Человек», рабочую тетрадь к учебнику «Биология. Человек» и тетрадь для записей на уроке и дома;

2) задания на дом записывать в дневнике; систематически и добросовестно выполнять их;

3) активно работать на уроках, быть внимательным и исполни­тельным, проявлять творчество и инициативу;

4) в случае получения неудовлетворительной оценки «исправ­лять» ее на следующем уроке, а не откладывать этот процесс на конец четверти; с этой целью разобраться в данном материале са­мостоятельно или с помощью учителя и выполнить задания, за ко­торые была получена оценка «2».

III. Изучение нового материала.

1. Учащиеся самостоятельно читают учебник на с. 3-5.

2. Б е с е д а по прочитанному тексту. Вопросы:

1) Человек - часть живой природы. Какое же место занимает он в системе органического мира?

(Империя - Клеточные; Надцарство - Ядерные; Царство -Животные; Подцарство — Многоклеточные животные; Тип — Хордовые; Подтип - Позвоночные; Класс - Млекопитающие; От­ряд - Приматы; Семейство - Гоминиды; Род - Человек; Вид - Че­ловек разумный.)

2) Какие признаки позволяют отнести человека к типу хордовых? (На ранних стадиях развития у человека формируется осевой скелет - хорда, над ней развивается нервная трубка, под ней -первичная кишка. Во взрослом состоянии опорой тела человека служит скелет. Центральная нервная система имеет трубчатое строение, представлена спинным и головным мозгом, расположена в спинной области тела. Кровеносная система замкнутая, состо­ит из сердца и кровеносных сосудов. Дыхательный аппарат - лёгкие.)

3) В чем проявляется сходство человека с млекопитающими?

(Живорождение; вскармливание детенышей молоком.; посто­янная высокая температура тела; наличие диафрагмы; семь шей­ных позвонков; два поколения дифференцированных зубов; оформ­ленные губы и мускулистые щеки; четырехкамерное сердце; на­ружное, среднее и внутреннее ухо; кожа покрыта волосяным покровом; молочные железы имеют соски.)

4) Какими особенностями наделен человек как представитель отряда приматов?

(Пятипалая конечность с подвижными пальцами; плоские ногти; большой палец верхней конечности противопоставлен всем остальным пальцам кисти.)

5) Есть ли между человеком и животными принципиальные различия?

(Человеческий мозг устроен сложнее, и умственные способно­сти человека выше, чем у животных; человек обладает высоко­развитым сознанием, членораздельной речью; человеку свойствен­но прямохождение.)

Учитель сообщает, что об этих и других уникальных особенно­стях человека речь пойдет на следующем уроке.

IV. Закрепление полученных на уроке знаний.

Выполнение задания рубрики «Какие утверждения вер­ные?» на с. 8 учебника.

Последовательность действий при выполнении заданий рубри­ки «Какие утверждения верны?»:

1. Отвечающий озвучивает первое утверждение: «Для млекопи­тающих основным характерным признаком является:

а) вскармливание потомства молоком;

б) рождение живых детенышей;

в) непостоянная температура тела;

г) наличие диафрагмы».

2. Учащийся говорит: «Верными являются варианты «а», «б», «г», а неверным - вариант «в».

3. Учитель просит учащегося обосновать свой ответ.

4. Ученик выполняет данное требование. Он просит всех от­крыть учебник на с. 4 и цитирует текст под заголовком «Сходство человека с млекопитающими особенно велико: вскармливание по­томства молоком; живорождение; наличие грудобрюшной прегра­ды - диафрагмы; тело человека имеет постоянную температуру».

5. Аналогично выполняется задание 2.

Верными в данном случае являются варианты «а», «б», «в».

Подтверждение тому имеется в тексте учебника на с. 5, в раз­деле «Рудименты и атавизмы».

Рудименты - это органы, которые когда-то активно функцио­нировали у наших предков, а сейчас утратили свое значение, хотя и сохранились - полностью или частично. К рудиментам относятся копчиковые позвонки, ушные мышцы, густой волосяной покров на теле.

Задание на дом: изучить текст учебника на с. 3-5. Завести сло­варик и записать в него определения понятий «рудименты» и «ата­визмы». В рабочей тетради заполнить с. 3.

Урок 2 ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Цели: определить характерные для человека особенности. Формировать умения: анализировать, сравнивать, обобщать; оформлять результаты логических операций в форме таблицы.

Оборудование: муляжи скелетов человека и млекопитаю­щего животного; таблицы, демонстрирующие их внешнее и внут­реннее строение; торс человека; рисунки в учебнике Н. И. Сонина и М. Р. Сапина «Биология, 8 кл.»; рабочая тетрадь к учебнику.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Дать определение понятиям «рудименты» и «ата­визмы», записанным в словарике.

Рудименты - это органы, которые когда-то активно функцио­нировали у наших предков, а сейчас утратили свое значение, хотя и сохранились - полностью или частично.

Примеры: копчиковые позвонки и мышцы, ушные мышцы, грубый и густой волосяной покров на теле; шейные ребра и т. д.

Атавизмы - появление у отдельных организмов данного вида (в нашем случае - у человека) признаков, которые существовали у их отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции.

Примеры: хвостатые люди; волосатые люди и т. д.

2. Проверка заданий, выполненных в рабочей тетради.

1) Дополните схему «Систематическое положение человека». Тип Хордовые

Подтип Позвоночные

Класс Млекопитающие

Отряд Приматы

Семейство Гоминиды, или Люди

Род Человек

Вид Человек разумный

Примечание. Подчеркнутые термины вписаны учащимися.

2) Пользуясь учебником, выпишите признаки, характеризую­щие человека как представителя типа хордовых: у человека на ранних стадиях развития формируется осевой скелет - хорда; под­типа позвоночных: опорой тела взрослого человека служит внут­ренний скелет; класса млекопитающих: живорождение; вскармли­вание потомства молоком; вынашивание самкой плода в своем те­ле; постоянная температура тела; наличие диафрагмы; семь шейных позвоноков; два поколения дифференцированных зубов; оформленные губы и мускулистые щеки; четырехкамерное сердце; наружное ухо наряду со средним и внутренним; волосяной покров кожи; молочные железы с сосками.

3) Приведите доказательства родства человека и человекооб­разных обезьян:

- пропорции тела - короткое туловище и длинные ноги;

- сходное строение верхней губы, наружного носа, ушной ра­ковины и др., мимики;

- сходство во внутреннем строении органов, мимической мус­кулатуры, покровов тела;

- совпадение ряда физиологических особенностей (биохимиче­ский состав крови, белковый обмен, структура ДНК, белков и т. д.).

III. Вступительное слово учителя.

Все люди, населяющие Землю в настоящее время, принадлежат к виду Ното 5ар1еп5 (Ьото - человек, зар1еп8 - разумный). Наибо­лее важные признаки Ното зар1еп8 - вертикальное положение тела и хождение на двух ногах; очень хорошо развитый головной мозг, гибкие кисти рук и объемное цветовое зрение. Совокупность этих признаков дает человеку возможность использовать окружающую среду для того, чтобы кормить и одевать всю свою многочислен­ную популяцию и создавать поразительные цивилизации. Однако наряду с большими преимуществами человек приобрел предпо­сылки для различного рода нарушений и даже заболеваний. Сейчас вы выполните работу, которая поможет вам разобраться в сильных и слабых сторонах человека как биологического вида.

Для этого следует:

1) изучить текст учебника на с. 6-7;

2) заполнить таблицу «Особенности человека».

IV. Работа учащихся над текстом учебника и заполнение таблицы «Особенности человека».

Особенности

человека

Преимущества

Недостатки

1. Высокораз­витый головной мозг, его масса 1300-1500 г, что составляет 1/40 часть от массы тела

Благодаря такому мозгу человек облада­ет великолепными способностями к обу­чению, логическому мышлению, управле­нию речью и точной координации зрения и движения




2. Человек пе­редвигается на двух ногах,

Человек может хо­дить, бегать, прыгать, плавать, нырять,

Поднятие чрезмерных тяже­стей может привести к по­вреждению межпозвоночных




поочередно пе-

взбираться на скалы.

дисков или даже самих по-

ренося свой вес

Значительно возвы-

звонков.

с пятки на

шаясь над поверхно-

Большие перегрузки ведут

пальцы ног

стью земли, человек

к разрастанию костной тка-




видит гораздо дальше,

ни, травмирующей отходя-




чем видят другие жи-

щие от спинного мозга ко-




вотные таких же раз-

решки спинномозговых




меров

нервов, а это приводит к сильным болям в спине, неправильной осанке, на­рушению нервной регуля­ции работы внутренних органов, а значит - к раз­ным заболеваниям. В стенках тела имеются участки, которые при пло­хом физическом развитии могут стать зонами образо­вания грыж.

При вертикальном положе­нии тела увеличивается давление крови на стенки кровеносных сосудов. Если ослабленные клапаны вен нижних конечностей не могут воспрепятствовать обратному току крови, раз­вивается варикозное рас­ширение вен. Появляются выпячивания в стенках подкожных вен, что ведет к нарушениям кровотока и различного рода недомога­ниям

3. Чуткие и

Позволяют исследо-




гибкие пальцы

вать поверхность




рук

предметов; используя те или иные орудия труда, эффективнее, чем другие млекопи­тающие, воздейство­вать на окружающую среду







4. Глаза челове­ка обеспечива­ют объемное цветовое зрение

Благодаря глазам че­ловек точно определя­ет расстояние, разли­чает цвет, форму и яркость освещения предметов. Человек может сле­дить за быстрым пе­ремещением предме­тов, не поворачивая при этом головы, при помощи одного лишь движения глаз




V. Проверка содержания таблицы.

VI. Дополнительная информация.

Ее может изложить учитель или заранее подготовленный уча­щийся, а также возможен вариант спонтанного диалога, изложения сообщений.

Примеры такого рода сведений:

1. С линией Ногтю явился в мир первый двуногий «хищник». Его передние конечности с «умелыми» кистями могли свободно манипулировать орудиями, начиная с дубинки.

2. Глаза примата обеспечивали большую стереоскопичность восприятия и различали цвета-дар, которого совсем лишены хищ­ники. В отличие от человека и других приматов хищники не реаги­руют на неподвижный предмет.

3. Высокое расположение глаз обеспечивает чисто «психологи­ческий» перевес. Показательно поведение многих животных: когда им кто-то угрожает, они как можно выше поднимают голову - это означает превосходство, обратное движение выражает подчинение.

Задание на дом: изучить текст учебника на с. 6-7. Повторить из курса «Природоведение» (5 кл.) материал о происхождении че­ловека, об этапах его эволюции.

Т с м а 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕК Уроки 3-4

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ЭТАПЫ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ

Цели: углубление знаний учащихся о происхождении челове­ка; этапах его эволюции. Формировать умения: объяснять причины совершенствования строения и поведения человека в процессе эво­люции; работать с дополнительной литературой.

Оборудование: муляжи скелетов человека и млекопитаю­щего животного; таблицы, демонстрирующие их внешнее и внут­реннее строение; торс человека; рисунки в учебнике Н. И. Сонина и М. Р. Сапина «Биология, 8 кл.»; рабочая тетрадь к учебнику.

Ход уроков

I. Организационный момент.

П. Введение в тему. Вступительное слово учителя.

Всякая мудрость ставит своей целью разрешение загадки чело­века, последнего предела планетарной эволюции. На протяжении истории различные мифологии, религии, философские школы пы­тались ответить на вопрос о происхождении человека...

История возникновения человека сложна и противоречива, много в ней «белых пятен» и неразрешенных вопросов...

Всего 15 тысяч лет назад человечество состояло из бродячих «дикарей» - собирателей и охотников вроде тех индейцев, что все еще ведут исконный образ жизни в дебрях Южной Америки. Пер­воначально наши далекие предки были представлены формами, мало чем отличными от непоседливых шимпанзе, которые никогда не достигают большой численности, скитаясь стаями по десять-двенадцать особей. Спустя несколько тысячелетий число предста­вителей Ното зархепз превратилось в устрашающую и непрестанно растущую величину: в 1000 году население планеты Земля состав­ляло 275 млн человек, в 1900 - 16,6 млрд, в начале 1988 - 5 млрд человек...

Ни один вид животного мира не способен генетически пере­строиться за столь короткий срок, какой понадобился человеку, чтобы совершенно изменить свой образ жизни.

Давайте рассмотрим узловые моменты истории Ното зар1еп8.

Эволюция приматов началась примерно 60 млн лет назад. Группа высших обезьян - дриопитеков, - дала начало двум эволю­ционным линиям: понгидам и гоминидам. Потомки понгид - го­риллы и шимпанзе - живут и сегодня, к гоминидам в наше время относится один-единственный вид - Человек разумный. Опираясь на факты, которые изложены в учебнике, попытаемся воспроизве­сти этапы эволюции этого удивительного, уникального вида.

Для этого:

1) ознакомимся с материалом учебника на с. 10-13;

2) распределим информацию по колонкам таблицы «Этапы эволюции человека».

III. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и заполнение таблицы «Этапы эволюции человека».

Этапы эволюции

Пища

Способы

добывания

пищи

Особенности










Строение ротового аппарата

Объем голов­ного мозга

Образ жизни

1. Рамапн-тек

Раститель­ная:

- семена злаков;

- коренья;

- листья;

- стебли

Искали; сры­вали; выкапы­вали; совер­шали множе­ство движений передними конечностями; наклонялись; разгибали и выпрямляли спину

Коренные зубы были широкими и плоскими; между рез­цами и ко­ренными зубами поя­вились клыки




!■

2. Австра­лопитек

Раститель­ная; живот­ная (нали­чие клы­ков)

Искал; сры­вал; выкапы­вал

Имел рез­цы, клыки и коренные зубы

530 см''

Не изготавли­вали орудий труда

3. Человек умелый

Раститель­ная; живот­ная

Искал; сры­вал; выкапы­вал; возмож­но, охотился




650-1100 см3

Свободно хо­дил на двух ногах; мог дер­жать в руках каменные ору­дия и использо­вать их в рабо­те; мог изготав­ливать

примитивные инструменты




•1 Человек прямохо­дящий

Раститель­ная; живот­ная

Охотились; срывали; вы­капывали

Массивная и тяжелая нижняя челюсть

110 см3

Жили группами; изготавливали примитивные орудия; строили жилища; могли пользоваться огнем;владели абстрактным мышлением и речью

5. Неан­дерталец

Раститель­ная; живот­ная

Охотились; собирали; выкапывали; срывали




1600 см3

Добывали и поддерживали огонь; шили примитивную одежду из шкур; жили группами; существовало разделение тру­да; изготавлива­ли из камня различные ин­струменты

6. Кро­маньонец

Раститель­ная; живот­ная

Охотились; собирали; выкапывали; срывали




1800 см3

Изготавливали орудия из кам­ня, рога, кости; делали рисун­ки, украшения

IV. Проверка и обсуяадение самостоятельной работы уча­щихся.

Дополнительная информация для обсуждения.

1) Почти все сохранившиеся до нашего времени первобытные племена - жители леса; исключение составляют некоторые афри­канские обитатели саванн и живущие в пустынях бушмены Кала­хари, а также аборигены Австралии. Лес, несомненно, исконная среда первозданного представителя семейства Людей. Индейцы в обширном бассейне Амазонки, даяки в некогда дремучей чаще до­ждевого леса Калимантана, коренные жители Филиппин, большая часть племен Африки - лесные люди.

2) Ряд исследований позволяет заключить, что многие откры­тые пространства, саванны и совсем безлесные области - плод раз­рушительного обращения древнего человека с огнем.

3) Из всех лесных обитателей индейцы акурио, живущие на охотничье - собирательской стадии, несомненно, ближе всего к первобытности.

Взрослый акурио никому не подчинен, им никто не управляет, понятие «вождь» отсутствует у южноамериканских охотничье-со-бирательских племен.

Можно кого-то увлечь за собой на охоту или рыбную ловлю, но приказать нельзя.

Каждый мужчина делает то, что считает нужным. Женщина, пожалуй, не так свободна в своих действиях, но сама выбирает себе партнера и отца своих детей.

Суровые условия жизни акурио давали о себе знать: мужчины редко достигали пятидесятилетнего возраста, женщины доживали в лучшем случае до сорока.

Все племя акурио насчитывало семь десятков человек. Племя было разбито на группы по 15-20 человек, включавшие мужчин, женщин и детей. Каждая группа располагала для охоты очень большим ареалом.

Охота требует великого искусства и основательного знания по­вадок каждого вида, на изучение которых уходит вся жизнь индейца.

Для акурио само собой разумеется, что его добыча идет в об­щий котел. Да иначе и не может быть, когда кому-то удается под­стрелить тапира весом 200 кг. Столько не съесть ни самому охот­нику, ни его семье. Мясо делится между всеми поровну. В сле­дующий раз поделится другой удачливый член группы.

Орудие охотника и рыболова - лук со стрелами. Чтобы срубить дерево, используют каменный топор.

Женщина должна готовить пищу и поддерживать огонь в очаге, рожать и вскармливать детей, искать вместе с детьми растительную пищу.

Задание на дом: изучить текст учебника на с. 10-13; выпол­нить задания в рабочей тетради на с. 4.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Урок 1 место человека в системе органического мира цели: определить место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; сущность понятий «рудименты» iconПрограмма использования музейных ресурсов в преподавании биологии. 8 класс (Человек)
Цель: Определить место человека в системе органического мира; Черты сходства человека с животными
Урок 1 место человека в системе органического мира цели: определить место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; сущность понятий «рудименты» iconЛабораторная работа: «Ткани организма»
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных сходство и различия...
Урок 1 место человека в системе органического мира цели: определить место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; сущность понятий «рудименты» iconПрограмма подготовлена авторским коллективом (под редакцией Н. И. Сонина), 2000 г
...
Урок 1 место человека в системе органического мира цели: определить место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; сущность понятий «рудименты» icon1. Место человека в системе органического мира (2 ч.)
Последовательность тем обусловлена логикой развития основных анатомических, физиологических и гигиенических понятий о человеке и...
Урок 1 место человека в системе органического мира цели: определить место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; сущность понятий «рудименты» iconМетодическая разработка урока по биологии в 11 классе естественнонаучного профиля по теме «Положение человека в системе животного мира»
Ль: определить место человека в системе животного мира, изучить доказательства происхождения человека от животных, выявить его родство...
Урок 1 место человека в системе органического мира цели: определить место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; сущность понятий «рудименты» iconВнутренняя среда организма
Концептуальная цель. Развитие познания и понимания биологической картины мира и осознание места человека в системе органического...
Урок 1 место человека в системе органического мира цели: определить место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; сущность понятий «рудименты» iconПрограмма кандидатского минимума по специальности «ботаника» 03. 02. 01
Объем понятия "водоросли". Место водорослей в системе органического мира. Разграничение с животными, грибами и высшими растениями....
Урок 1 место человека в системе органического мира цели: определить место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; сущность понятий «рудименты» icon1. Место человека в системе органического мира
Программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим...
Урок 1 место человека в системе органического мира цели: определить место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; сущность понятий «рудименты» iconПлан электива "Человек как биологический объект и его место в эволюции органического мира" для студентов 1 курса фармацевтического факультета на 1 семестр
Человек как специфический объект генетических исследований. Основные методы изучения наследственности человека
Урок 1 место человека в системе органического мира цели: определить место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; сущность понятий «рудименты» iconУчебно-методический комплекс биология человека 020200. 62 «Биология»
Цель дисциплины: ознакомление студентов со строением тела человека, его органов и тканей, представление о положении человека в системе...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница