Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2011-2012 учебном году




Скачать 141.68 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2011-2012 учебном году
Дата19.09.2012
Размер141.68 Kb.
ТипМетодические рекомендации





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ

К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 2011-2012 учебном году


  1. Постоянная работа с сайтами, изучение нормативных документов, размещённых на них:




http://mon.gov.ru

Министерство образования и науки.

www.fipi.ru

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ).

www.ege.edu.ru

Официальный информационный портал единого государственного экзамена (ЕГЭ).

http://obrnadzor.gov.ru

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

http://www.ege47.net

Ленинградский Региональный Центр ЕГЭ.

  1. Со следующими методическими материалами по мере их появления на сайте ФИПИ должен самостоятельно знакомиться каждый учитель русского языка, а также эти материалы должны являться предметом изучения и обсуждения на заседаниях методических объединений словесников школьного и муниципального уровня:

  • «Аналитический отчёт ФИПИ» последних лет, в первую очередь – 2011 г. (дата публикации на сайте – 19 августа 2011 г.);

  • «Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ» (2011 г., когда появятся – 2012 г.).

  1. Основной составляющей успеха в осуществлении целенаправленной системной подготовки к итоговой аттестации с 5 класса является выбор современных УМК по русскому языку, вошедших в Федеральный перечень на 2011-2012 учебный год.

  2. Знакомство выпускников и родителей с нормативно-правовой базой единого государственного экзамена, с контрольными измерительными материалами:

  • в начале учебного года проанализировать пояснения к Демоверсии, подчёркивая меру ответственности выпускника и значимость самостоятельной подготовки к ЕГЭ;

  • особое внимание обратить на дополнительный абзац, внесённый впервые в Инструкцию по выполнению работы:

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком.

Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы.

С учащимися следует отработать алгоритм – за полчаса до завершения экзамена в обязательном порядке приступать к переписыванию (аккуратно, разборчивым почерком) текста сочинения на бланк, учитывая время на проверку чистовика.

  1. Внимательное изучение проекта КИМ текущего года, размещённого на сайте ФИПИ 19 августа 2011 года, и корректирующих изменений, вносимых в отдельные документы в сентябре-ноябре. После утверждения КИМ 2012 (обычно это происходит к середине ноября) необходимо детально проанализировать с выпускниками изменения и уточнения, внесённые в документы.

ПРИМЕЧАНИЕ: Поскольку утверждённый вариант КИМ по русскому языку 2012 года будет размещён на сайте ФИПИ позже, возможные уточнения будут прокомментированы во втором полугодии (см. расписание КПК и семинаров по вопросам итоговой аттестации), однако общие подходы к подготовке принципиально не изменятся.

  1. В Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2012 года по русскому языку сохраняется структура предыдущего учебного года:

В разделе 1 определяется объём знаний по русскому языку, проверяемых заданиями КИМ. Перечень элементов содержания соответствует требованиям примерных программ по русскому языку для основной и средней (полной) школы.

Раздел 2 (Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которых проверяется на едином государственном экзамене по русскому языку) ориентирует на доминирующую идею федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку в старшей школе – речевое и интеллектуальное развитие.

  1. В Демонстрационном варианте контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по русскому языку нашли практическое воплощение изменения, зафиксированные в Спецификации.

  2. В 2012 году в КИМ по русскому языку принципиальных изменений нет. Усовершенствованы критерии оценивания заданий с развернутым ответом, уточнены формулировки и требования заданий. Изменения, касающиеся структуры, содержания, системы оценивания экзаменационных работ ЕГЭ 2012 г. по русскому языку:

  • Изменён формат задания А2: каждый пример автономен, что требует не только теоретического знакомства с лексическим понятием «паронимы», но и практического умения видеть и различать паронимы в речи, то есть активной работы по расширению лексикона учащихся.

  • Задание А26 перенесено на позицию А6 в блок заданий, проверяющих грамматические нормы. Перемещение отвечает логике построения заданий первого блока нормативность речи, не затрагивая содержания самого задания.

  • Уточнена формулировка задания С1. Сравнение формулировки 2012 года < Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента) > с вариантом 2011 < Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента) > позволяет сделать вывод: с этого учебного года наличие аргумента из читательского опыта как обязательное требование к максимальному баллу за аргументацию прописано на уровне самого задания.

  • Уточнены критерии проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом: критерий К2 – введены слова с опорой на исходный текст при оценивании комментария на максимальный результат – 2 балла, без опоры на исходный текст – на 1 балл. Принципиально нового в таком подходе к оцениванию данного критерия нет. Из Методических рекомендаций по проверке части С прежних лет: «Комментарий (пояснение) может иметь двоякий характер. Он может быть текстуальным, т.е. объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблемы. Другой вид комментария – концепционный. Здесь, опираясь на понимание проблемы, экзаменуемый даёт различного рода интерпретации. Однако как в первом, так и во втором случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. В зависимости от того, к какому жанру ближе сочинение учащегося, проблема, содержащаяся в исходном тексте, может быть

• свободно прокомментирована учеником с опорой на предложенный текст;

• представлена при изложении собственной точки зрения с опорой на предложенный текст» (подчёркнуто мною).

  • Уточнен подсчёт слов в сочинении – сноска к примечаниям по проверке сочинения: «Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания В8 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста».

  1. С 2010 года к основному тексту введена справка об авторе. Проверка работ 2011 года показала, что по-прежнему актуальна задача учителя - научить выпускников грамотно использовать данный материал в работе над сочинением, так как большинство экзаменующихся по-прежнему не способны извлечь полноценную информацию из сноски, либо игнорируя эти данные, либо просто списывая (см. уточнение по подсчёту слов).

  2. Критерии оценивания части С, размещённые в демоверсии, – основа работы по подготовке к написанию сочинения. Учитывая это, осуществлять проверку репетиционных работ следует только по критериальному варианту. В работе школьных и муниципальных методических объединений учителей русского языка и литературы, особенно в практикумах проверки по критериям, должен максимально использоваться опыт членов региональной предметной комиссии.

  3. Для наиболее эффективного тренинга заданий базового (часть А) и высокого (часть В) уровней необходимо использовать Открытый сегмент ФБТЗ, рекомендуя его и для самостоятельной работы учащихся. Выход осуществляется на сайте ФИПИ или через сайт ЕГЭ.

  4. Подготовку старшеклассников к сдаче ЕГЭ лучше осуществлять по пособиям, разработанным с участием ФИПИ.

  5. Следует обратить внимание на новые серии пособий (2011 г.) издательства «Дрофа»: «Готовимся к ЕГЭ», «Сдаём ЕГЭ», «ЕГЭ: шаг за шагом» (5, 6, 7, 8, 9, 10 классы), «Готовимся к экзаменам. ГИА».

Учебные пособия, помогающие в подготовке к ЕГЭ, позволяющие качественно осуществлять тренинг и промежуточный контроль:




автор

название

серия

год издания

1

под ред.

Цыбулько И.П.

ЕГЭ-2012 (ЕГЭ – 2011)

Русский язык: учебно-тренировочный комплект: практикум по подготовке к ЕГЭ.

М.: Национальное образование.

Весь практикум – комплект на 30 вариантов для тренинга и контроля.

ЕГЭ-2012.

ФИПИ – школе

2012

2

под ред.

Цыбулько И.П.

ЕГЭ-2012. Русский язык: сборник заданий. – М.: Национальное образование.

ЕГЭ-2012.

ФИПИ – школе

2011

3

под ред.

Цыбулько И.П.

ЕГЭ-2012. Русский язык: типовые тестовые задания: 10 вариантов. – М.: Национальное образование.

ЕГЭ-2012.

ФИПИ – школе

2011

4

под ред.

Цыбулько И.П.

ЕГЭ-2012. Русский язык: типовые тестовые задания: 30 вариантов. – М.: Национальное образование.

ЕГЭ-2012.

ФИПИ – школе

2011

5

Цыбулько И.П., Бисеров А.Ю., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Маслова И.Б., Соколова Н.В.

Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2012.: Русский язык. – М.: АСТ: Астрель.

ФИПИ

2011

6

Гостева Ю.Н.,

Львов В.В.

ЕГЭ. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ.

М.: «Экзамен».

ЕГЭ.

Тематическая рабочая тетрадь

2011

7

Сенина Н.А.

Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012: учебно-методическое пособие. – Р. н/Д: Легион.

Комплексная подготовка; 30 авторских учебно-тренировочных тестов.

Готовимся к ЕГЭ

2011

8

Егораева Г.Т.,

Серебрякова О.А.,

Сергеева Е.М.,

Белякова В.И.

ЕГЭ. Русский язык. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ.

Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами.

М.: «Экзамен».

ЕГЭ.

Полный курс А, В, С

2012

9

Егораева Г.Т.


ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие.

М.: «Экзамен».

ЕГЭ.

Практикум

2011




10

Назарова Т.Н.,

Скрипка Е.Н.

ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 2 (В).

М.: «Экзамен».

ЕГЭ.

Практикум.

2011

11

В.В. Львов,

Г.Т. Егораева, Л.И. Пучкова

ЕГЭ – 2012. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3 (С). М.: «Экзамен».

ЕГЭ. Типовые тестовые задания.

2012

12

Пахнова Т.М.

Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 10 – 11 классы.

К любому из действующих учебников по русскому языку для 10 - 11 классов.

М.: «Экзамен».

Учебно-методический комплект

2010

13

Егораева Г.Т.

ЕГЭ. Задачник. Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций. Варианты экзаменационных заданий. Подробные разборы заданий. Рекомендации по подготовке к экзамену. Теоретический материал. Алгоритмы действий.

М.: «Экзамен».

ЕГЭ.

Задачник.

2011

14

Александров В.Н.,

Александрова О.Н.

Русский язык: подготовка к ЕГЭ: пособие для учащихся.

М.: ООО «Русское слово – учебник».

Все части ЕГЭ, внимание сочинению.

Готовимся к единому государственному экзамену:

2010


ПОСОБИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К СОЧИНЕНИЮ

(Комментарий проблемы. Аргументация. ЕГЭ 2012).

  1. ЕГЭ-2011. Русский язык: практикум по подготовке к ЕГЭ / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2011. (серия «ЕГЭ-2011. ФИПИ – школе).

ЕГЭ-2012. Русский язык: Актив-тренинг: выполнение заданий А, В, С / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2011. (серия «ЕГЭ-2012. ФИПИ – школе).

Тематический практикум по подготовке к выполнению задания с развёрнутым ответом.

Аргументация как речевая задача:

    • специфика аргументации;

    • виды аргументов в сочинении на ЕГЭ по русскому языку;

    • место аргументов в композиции сочинения;

    • классификация аргументов.

Тематический банк примеров формулировок, цитат и аргументов для написания сочинения.

Русский язык. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. Учебное пособие / С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. – М.: Интеллект-Центр, 2012. (Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012).

Рекомендации по подготовке по выполнению задания части С:

    • план написания сочинения-рассуждения по предложенному плану;

    • алгоритм подготовки к написанию сочинения-рассуждения с учётом плана и критериев оценивания;

    • образцы сочинений, написанных по предложенному выше плану в соответствии с критериями оценивания части С.

  1. Отличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий / ФИПИ (И.П. Цыбулько, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, В.М. Курятова). – М.: Интеллект-центр, 2011.

Основные типы заданий с развёрнутым ответом части 3 (С), особенности их оценивания, ответы выпускников на задания части С, комментарии к ним.

Разбираются типичные ошибки.

  1. Русский язык: учебное пособие / И.П. Цыбулько, Ю.Н. Гостева. – М.: Дрофа, 2011 (серия «Сдаём ЕГЭ»).

Основные типы заданий с развёрнутым ответом части 3 (С), особенности их оценивания, ответы выпускников на задания части С, комментарии к ним.

Разбираются типичные ошибки.

  1. Русский язык. 9 класс. Работаем над текстом. ЕГЭ. Часть С / Т.Е. Тимошенко. – М.: Дрофа, 2008 (серия «Готовимся к экзаменам»).

Минимум теоретического материала, большое количество практического материала.

Первая часть – общие навыки работы с текстом, вторая – создание собственного текста.

  1. Готовимся к Единому государственному экзамену: Русский язык: Виды вступлений и заключений к сочинению. Аргументы. Алгоритм написания сочинения: пособие для учащихся / Т.О. Скиргайло, Г.Х. Ахбарова. – М.: ОО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.

В пособии представлены примерные аргументы к высказываниям и проблемам. Памятка «Как составить аргументы к проблеме»; приводятся примеры аргументов (на 1 и на 3 балла) к социальным, нравственным, философским, семейным, экологическим и информационно-коммуникативным проблемам.

Приложение № 2. Высказывания, которые можно использовать для аргументации по отдельным проблемам.

Ключи:

Аргументы к высказываниям.

Аргументы к проблемам.

  1. Русский язык: подготовка к ЕГЭ: пособие для учащихся / В.Н. Александров, О.И. Александрова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

В разделе «Подготовка к сочинению» занятие 12 (Аргументация личностной позиции) представляет собой практикум, тренинг.

  1. Готовимся к Единому государственному экзамену: русский язык: учимся аргументировать собственное мнение по проблеме: пособие для учащихся / Т.А. Долинина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2010.

Содержатся рекомендации по выполнению задания «Аргументация экзаменуемым собственного мнения», фрагменты художественных и публицистических текстов, объединённых по проблемам; приводятся тексты ученических сочинений (в полном объёме и во фрагментах).

  1. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие / Г.Т. Егораева. – М.: издательство «Экзамен», 2011 (Серия «ЕГЭ. 100 баллов).

Работа над сочинением, теоретический и тренировочный материал, образцы выполнения части 3 (С) с комментариями.

  1. ЕГЭ-2012. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). Тексты-аргументы / Г.Т. Егораева. – М.: издательство «Экзамен», 2012 (серия «ЕГЭ. Практикум»).

Задания, языковые клише, справочные материалы по отработке навыков написания сочинения, отвечающего требованиям к части 3 (С).

  1. ЕГЭ-2012. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами / Г.Т. Егораева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: издательство «Экзамен», 2011.

Раздел «Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме»;

приложение 2 «Банк» аргументов из художественной и публицистической литературы.

  1. ЕГЭ-2012. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). Тексты-аргументы / Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка. – М.: издательство «Экзамен», 2012 (серия «ЕГЭ. Практикум»).

Большое количество текстов и задания к ним – определение проблемы текста, позиции автора, подбор аргументов к собственной позиции.

Многие тексты можно использовать в качестве литературного аргумента для доказательства своей позиции.

  1. ЕГЭ. Русский язык. Типовые тестовые задания. Подготовка к выполнению части 3 (С) / О.М. Мамай. – М.: издательство «Экзамен», 2012 (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»).

Практикумы по работе с текстом: умение формулировать и комментировать проблему текста с опорой на текст, умение выражать собственную позицию и аргументировать её.

  1. ЕГЭ. Русский язык. Как понимать текст. Выполнение задания части 3 (С) / Е.С. Симакова. – М.: издательство «Экзамен», 2012 (Серия «ЕГЭ. 100 баллов).

Упражнения, направленные на:

    • формирование умения извлекать информацию из текста, в том числе диалог;

    • понимание текста через диалог с автором;

    • вычленение проблемы текста;

    • формулирование проблемы текста и аргументацию собственного мнения.

  1. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие / Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. – Ростов н/Д: Легион, 2011 (Серия «Готовимся е ЕГЭ).

Систематизация теоретических сведений о структуре и компонентах сочинения-рассуждения; практические задания (большое количество схем и таблиц), разнообразные и оригинальные упражнения. Тренировочная тетрадь.

  1. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах. Путь к успеху: учебно-методическое пособие / Т.И. Павлова, Н.А. Раннева, - Ростов н/Д, Легион, 2011. (Серия «Мастер-класс»).

Похожие:

Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2011-2012 учебном году iconМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2011-2012 учебном году
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2011-2012 учебном году iconМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2011-2012 учебном году
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2011-2012 учебном году iconМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2011-2012 учебном году
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2011-2012 учебном году iconМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2012-2013 учебном году
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2011-2012 учебном году iconАнализ результатов егэ 2011 по английскому языку и рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену 2012 год
Методический анализ результатов егэ – 2011 по английскому языку и рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену...
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2011-2012 учебном году iconМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену и гиа-9 в новой форме по географии в 2011-2012 учебном году Автор-составитель
М. А. Горячкина, старший преподаватель кафедры теории и методики естественно-математического образования
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2011-2012 учебном году iconМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2011-2012 учебном году iconМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по литературе
Подготовка к единому государственному экзамену по литературе заключается в текущей работе на уроке с текстами изучаемых произведений...
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2011-2012 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2011/2012 учебном году
Олимпиада по русскому языку проводится отдельно для 5-6-х, 7-9-х, 10-х и 11-х классов
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2011-2012 учебном году iconМетодические рекомендации по подготовке к муниципальному этапу всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2011/2012 учебном году
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2011/2012 учебном году в городе Брянске пройдет 10 декабря...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница