МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 2011-2012 учебном году
Постоянная работа с сайтами, изучение нормативных документов, размещённых на них: http://mon.gov.ru | Министерство образования и науки. | www.fipi.ru | Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). | www.ege.edu.ru | Официальный информационный портал единого государственного экзамена (ЕГЭ). | http://obrnadzor.gov.ru | Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. | http://www.ege47.net | Ленинградский Региональный Центр ЕГЭ. | Со следующими методическими материалами по мере их появления на сайте ФИПИ должен самостоятельно знакомиться каждый учитель русского языка, а также эти материалы должны являться предметом изучения и обсуждения на заседаниях методических объединений словесников школьного и муниципального уровня: «Аналитический отчёт ФИПИ» последних лет, в первую очередь – 2011 г. (дата публикации на сайте – 19 августа 2011 г.); «Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ» (2011 г., когда появятся – 2012 г.). Основной составляющей успеха в осуществлении целенаправленной системной подготовки к итоговой аттестации с 5 класса является выбор современных УМК по русскому языку, вошедших в Федеральный перечень на 2011-2012 учебный год. Знакомство выпускников и родителей с нормативно-правовой базой единого государственного экзамена, с контрольными измерительными материалами: в начале учебного года проанализировать пояснения к Демоверсии, подчёркивая меру ответственности выпускника и значимость самостоятельной подготовки к ЕГЭ; особое внимание обратить на дополнительный абзац, внесённый впервые в Инструкцию по выполнению работы: При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы. С учащимися следует отработать алгоритм – за полчаса до завершения экзамена в обязательном порядке приступать к переписыванию (аккуратно, разборчивым почерком) текста сочинения на бланк, учитывая время на проверку чистовика. Внимательное изучение проекта КИМ текущего года, размещённого на сайте ФИПИ 19 августа 2011 года, и корректирующих изменений, вносимых в отдельные документы в сентябре-ноябре. После утверждения КИМ 2012 (обычно это происходит к середине ноября) необходимо детально проанализировать с выпускниками изменения и уточнения, внесённые в документы. ПРИМЕЧАНИЕ: Поскольку утверждённый вариант КИМ по русскому языку 2012 года будет размещён на сайте ФИПИ позже, возможные уточнения будут прокомментированы во втором полугодии (см. расписание КПК и семинаров по вопросам итоговой аттестации), однако общие подходы к подготовке принципиально не изменятся. В Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2012 года по русскому языку сохраняется структура предыдущего учебного года: В разделе 1 определяется объём знаний по русскому языку, проверяемых заданиями КИМ. Перечень элементов содержания соответствует требованиям примерных программ по русскому языку для основной и средней (полной) школы. Раздел 2 (Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которых проверяется на едином государственном экзамене по русскому языку) ориентирует на доминирующую идею федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку в старшей школе – речевое и интеллектуальное развитие. В Демонстрационном варианте контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по русскому языку нашли практическое воплощение изменения, зафиксированные в Спецификации. В 2012 году в КИМ по русскому языку принципиальных изменений нет. Усовершенствованы критерии оценивания заданий с развернутым ответом, уточнены формулировки и требования заданий. Изменения, касающиеся структуры, содержания, системы оценивания экзаменационных работ ЕГЭ 2012 г. по русскому языку: Изменён формат задания А2: каждый пример автономен, что требует не только теоретического знакомства с лексическим понятием «паронимы», но и практического умения видеть и различать паронимы в речи, то есть активной работы по расширению лексикона учащихся. Задание А26 перенесено на позицию А6 в блок заданий, проверяющих грамматические нормы. Перемещение отвечает логике построения заданий первого блока – нормативность речи, не затрагивая содержания самого задания. Уточнена формулировка задания С1. Сравнение формулировки 2012 года < Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента) > с вариантом 2011 < Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента) > позволяет сделать вывод: с этого учебного года наличие аргумента из читательского опыта как обязательное требование к максимальному баллу за аргументацию прописано на уровне самого задания. Уточнены критерии проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом: критерий К2 – введены слова с опорой на исходный текст при оценивании комментария на максимальный результат – 2 балла, без опоры на исходный текст – на 1 балл. Принципиально нового в таком подходе к оцениванию данного критерия нет. Из Методических рекомендаций по проверке части С прежних лет: «Комментарий (пояснение) может иметь двоякий характер. Он может быть текстуальным, т.е. объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблемы. Другой вид комментария – концепционный. Здесь, опираясь на понимание проблемы, экзаменуемый даёт различного рода интерпретации. Однако как в первом, так и во втором случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. В зависимости от того, к какому жанру ближе сочинение учащегося, проблема, содержащаяся в исходном тексте, может быть • свободно прокомментирована учеником с опорой на предложенный текст; • представлена при изложении собственной точки зрения с опорой на предложенный текст» (подчёркнуто мною). Уточнен подсчёт слов в сочинении – сноска к примечаниям по проверке сочинения: «Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания В8 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста». С 2010 года к основному тексту введена справка об авторе. Проверка работ 2011 года показала, что по-прежнему актуальна задача учителя - научить выпускников грамотно использовать данный материал в работе над сочинением, так как большинство экзаменующихся по-прежнему не способны извлечь полноценную информацию из сноски, либо игнорируя эти данные, либо просто списывая (см. уточнение по подсчёту слов). Критерии оценивания части С, размещённые в демоверсии, – основа работы по подготовке к написанию сочинения. Учитывая это, осуществлять проверку репетиционных работ следует только по критериальному варианту. В работе школьных и муниципальных методических объединений учителей русского языка и литературы, особенно в практикумах проверки по критериям, должен максимально использоваться опыт членов региональной предметной комиссии. Для наиболее эффективного тренинга заданий базового (часть А) и высокого (часть В) уровней необходимо использовать Открытый сегмент ФБТЗ, рекомендуя его и для самостоятельной работы учащихся. Выход осуществляется на сайте ФИПИ или через сайт ЕГЭ. Подготовку старшеклассников к сдаче ЕГЭ лучше осуществлять по пособиям, разработанным с участием ФИПИ. Следует обратить внимание на новые серии пособий (2011 г.) издательства «Дрофа»: «Готовимся к ЕГЭ», «Сдаём ЕГЭ», «ЕГЭ: шаг за шагом» (5, 6, 7, 8, 9, 10 классы), «Готовимся к экзаменам. ГИА». Учебные пособия, помогающие в подготовке к ЕГЭ, позволяющие качественно осуществлять тренинг и промежуточный контроль:
№ | автор | название | серия | год издания | 1 | под ред. Цыбулько И.П. | ЕГЭ-2012 (ЕГЭ – 2011) Русский язык: учебно-тренировочный комплект: практикум по подготовке к ЕГЭ. М.: Национальное образование. Весь практикум – комплект на 30 вариантов для тренинга и контроля. | ЕГЭ-2012. ФИПИ – школе | 2012 | 2 | под ред. Цыбулько И.П. | ЕГЭ-2012. Русский язык: сборник заданий. – М.: Национальное образование. | ЕГЭ-2012. ФИПИ – школе | 2011 | 3 | под ред. Цыбулько И.П. | ЕГЭ-2012. Русский язык: типовые тестовые задания: 10 вариантов. – М.: Национальное образование. | ЕГЭ-2012. ФИПИ – школе | 2011 | 4 | под ред. Цыбулько И.П. | ЕГЭ-2012. Русский язык: типовые тестовые задания: 30 вариантов. – М.: Национальное образование. | ЕГЭ-2012. ФИПИ – школе | 2011 | 5 | Цыбулько И.П., Бисеров А.Ю., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Маслова И.Б., Соколова Н.В. | Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2012.: Русский язык. – М.: АСТ: Астрель. | ФИПИ | 2011 | 6 | Гостева Ю.Н., Львов В.В. | ЕГЭ. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ. М.: «Экзамен». | ЕГЭ. Тематическая рабочая тетрадь | 2011 | 7 | Сенина Н.А. | Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012: учебно-методическое пособие. – Р. н/Д: Легион. Комплексная подготовка; 30 авторских учебно-тренировочных тестов. | Готовимся к ЕГЭ | 2011 | 8 | Егораева Г.Т., Серебрякова О.А., Сергеева Е.М., Белякова В.И. | ЕГЭ. Русский язык. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами. М.: «Экзамен». | ЕГЭ. Полный курс А, В, С | 2012 | 9 | Егораева Г.Т.
| ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие. М.: «Экзамен». | ЕГЭ. Практикум | 2011 |
10 | Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н. | ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 2 (В). М.: «Экзамен». | ЕГЭ. Практикум. | 2011 | 11 | В.В. Львов, Г.Т. Егораева, Л.И. Пучкова | ЕГЭ – 2012. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3 (С). М.: «Экзамен». | ЕГЭ. Типовые тестовые задания. | 2012 | 12 | Пахнова Т.М. | Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 10 – 11 классы. К любому из действующих учебников по русскому языку для 10 - 11 классов. М.: «Экзамен». | Учебно-методический комплект | 2010 | 13 | Егораева Г.Т. | ЕГЭ. Задачник. Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций. Варианты экзаменационных заданий. Подробные разборы заданий. Рекомендации по подготовке к экзамену. Теоретический материал. Алгоритмы действий. М.: «Экзамен». | ЕГЭ. Задачник. | 2011 | 14 | Александров В.Н., Александрова О.Н. | Русский язык: подготовка к ЕГЭ: пособие для учащихся. М.: ООО «Русское слово – учебник». Все части ЕГЭ, внимание сочинению. | Готовимся к единому государственному экзамену: | 2010 |
ПОСОБИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К СОЧИНЕНИЮ (Комментарий проблемы. Аргументация. ЕГЭ 2012). ЕГЭ-2011. Русский язык: практикум по подготовке к ЕГЭ / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2011. (серия «ЕГЭ-2011. ФИПИ – школе). ЕГЭ-2012. Русский язык: Актив-тренинг: выполнение заданий А, В, С / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2011. (серия «ЕГЭ-2012. ФИПИ – школе). Тематический практикум по подготовке к выполнению задания с развёрнутым ответом. Аргументация как речевая задача: специфика аргументации; виды аргументов в сочинении на ЕГЭ по русскому языку; место аргументов в композиции сочинения; классификация аргументов. Тематический банк примеров формулировок, цитат и аргументов для написания сочинения. Русский язык. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. Учебное пособие / С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. – М.: Интеллект-Центр, 2012. (Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012). Рекомендации по подготовке по выполнению задания части С: план написания сочинения-рассуждения по предложенному плану; алгоритм подготовки к написанию сочинения-рассуждения с учётом плана и критериев оценивания; образцы сочинений, написанных по предложенному выше плану в соответствии с критериями оценивания части С. Отличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий / ФИПИ (И.П. Цыбулько, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, В.М. Курятова). – М.: Интеллект-центр, 2011. Основные типы заданий с развёрнутым ответом части 3 (С), особенности их оценивания, ответы выпускников на задания части С, комментарии к ним. Разбираются типичные ошибки. Русский язык: учебное пособие / И.П. Цыбулько, Ю.Н. Гостева. – М.: Дрофа, 2011 (серия «Сдаём ЕГЭ»). Основные типы заданий с развёрнутым ответом части 3 (С), особенности их оценивания, ответы выпускников на задания части С, комментарии к ним. Разбираются типичные ошибки. Русский язык. 9 класс. Работаем над текстом. ЕГЭ. Часть С / Т.Е. Тимошенко. – М.: Дрофа, 2008 (серия «Готовимся к экзаменам»). Минимум теоретического материала, большое количество практического материала. Первая часть – общие навыки работы с текстом, вторая – создание собственного текста. Готовимся к Единому государственному экзамену: Русский язык: Виды вступлений и заключений к сочинению. Аргументы. Алгоритм написания сочинения: пособие для учащихся / Т.О. Скиргайло, Г.Х. Ахбарова. – М.: ОО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. В пособии представлены примерные аргументы к высказываниям и проблемам. Памятка «Как составить аргументы к проблеме»; приводятся примеры аргументов (на 1 и на 3 балла) к социальным, нравственным, философским, семейным, экологическим и информационно-коммуникативным проблемам. Приложение № 2. Высказывания, которые можно использовать для аргументации по отдельным проблемам. Ключи: Аргументы к высказываниям. Аргументы к проблемам. Русский язык: подготовка к ЕГЭ: пособие для учащихся / В.Н. Александров, О.И. Александрова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. В разделе «Подготовка к сочинению» занятие 12 (Аргументация личностной позиции) представляет собой практикум, тренинг. Готовимся к Единому государственному экзамену: русский язык: учимся аргументировать собственное мнение по проблеме: пособие для учащихся / Т.А. Долинина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2010. Содержатся рекомендации по выполнению задания «Аргументация экзаменуемым собственного мнения», фрагменты художественных и публицистических текстов, объединённых по проблемам; приводятся тексты ученических сочинений (в полном объёме и во фрагментах). Русский язык. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие / Г.Т. Егораева. – М.: издательство «Экзамен», 2011 (Серия «ЕГЭ. 100 баллов). Работа над сочинением, теоретический и тренировочный материал, образцы выполнения части 3 (С) с комментариями. ЕГЭ-2012. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). Тексты-аргументы / Г.Т. Егораева. – М.: издательство «Экзамен», 2012 (серия «ЕГЭ. Практикум»). Задания, языковые клише, справочные материалы по отработке навыков написания сочинения, отвечающего требованиям к части 3 (С). ЕГЭ-2012. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами / Г.Т. Егораева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: издательство «Экзамен», 2011. Раздел «Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме»; приложение 2 «Банк» аргументов из художественной и публицистической литературы. ЕГЭ-2012. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). Тексты-аргументы / Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка. – М.: издательство «Экзамен», 2012 (серия «ЕГЭ. Практикум»). Большое количество текстов и задания к ним – определение проблемы текста, позиции автора, подбор аргументов к собственной позиции. Многие тексты можно использовать в качестве литературного аргумента для доказательства своей позиции. ЕГЭ. Русский язык. Типовые тестовые задания. Подготовка к выполнению части 3 (С) / О.М. Мамай. – М.: издательство «Экзамен», 2012 (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»). Практикумы по работе с текстом: умение формулировать и комментировать проблему текста с опорой на текст, умение выражать собственную позицию и аргументировать её. ЕГЭ. Русский язык. Как понимать текст. Выполнение задания части 3 (С) / Е.С. Симакова. – М.: издательство «Экзамен», 2012 (Серия «ЕГЭ. 100 баллов). Упражнения, направленные на: формирование умения извлекать информацию из текста, в том числе диалог; понимание текста через диалог с автором; вычленение проблемы текста; формулирование проблемы текста и аргументацию собственного мнения. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие / Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. – Ростов н/Д: Легион, 2011 (Серия «Готовимся е ЕГЭ). Систематизация теоретических сведений о структуре и компонентах сочинения-рассуждения; практические задания (большое количество схем и таблиц), разнообразные и оригинальные упражнения. Тренировочная тетрадь. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах. Путь к успеху: учебно-методическое пособие / Т.И. Павлова, Н.А. Раннева, - Ростов н/Д, Легион, 2011. (Серия «Мастер-класс»). |