«Экологическое состояние атмосферы в микрорайоне школы.» Типология проекта




Скачать 491.94 Kb.
Название«Экологическое состояние атмосферы в микрорайоне школы.» Типология проекта
Дата30.08.2012
Размер491.94 Kb.
ТипДокументы
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение


Белостолбовская основная общеобразовательная школа


Проект

На экологическую конференцию на тему:


«Экологическое состояние атмосферы в микрорайоне школы.»


Типология проекта:

  • Информационно-исследовательский

  • Межпредметный

  • Парный

  • Длительный

  • Тип проекта: реферативно-исследовательский



Работу выполняли:

Воротникова Ольга

Филатова Екатерина


Научный руководитель:

Преподаватель химии и биологии

Суровейкина Алевтина Николаевна


Белые Столбы, 2008 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Введение………………………………………………………………………3

2.Реферативная часть…………………………………………………………...4

2.1. Состав воздуха и его значение для живых организмов………………….

2.2. Постоянные составные части воздуха…………………………………….

2.3. Переменные величины воздуха…………………………………………...

2.4.Основные источники загрязнения воздуха……………………………….

2.5.Региональные и местные показатели загрязнения окружающей среды…

3.Практическая часть…………………………………………………………....9

3.1. оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки………………………………………………………………………….

3.2.Мониторинг зелёных насаждений………………………………………..

4.Вывод . …………………………………………………………………………11

5.Библиография………………………………………………………………….13

6.Приложение……………………………………………………………………14


1.Введение

Очередное напоминание о том, что варварское отношение к природе, неумеренное потребление её ресурсов рано или поздно приведёт человечество к катастрофе, прозвучало в докладе, опубликованном ООН в конце 2007 года. По мнению учёных , «день отрицательного экологического сальдо» пришёлся на 9 октября 2006 года. Скоро на каждого третьего жителя Земли не будет хватать ресурсов. Так например, через 10 – 15 лет дефицит воды будет столь очевиден, что в отдельных регионах может угрожать жизни людей. Помимо этого в связи с постоянными загрязнениями окружающей среды снижет качество воды, которая в некоторых районах уже давно служит основным опасных инфекций. Человек без пищи может прожить несколько недель, без воды несколько дней, а без воздуха несколько минут. Химический состав воздуха имеет большое значение в жизни человека. В наше время во всём мире воздух загрязняется вредными веществами. К сожалению, человек сам создаёт себе то, что его убивает. Например, выхлопные газы автомобиля содержат свинец и другие вредные для здоровья человека вещества. В больших количествах эти вещества осаждаются на землю возле автострад и шоссе. Нельзя собирать грибы, лекарственные травы, ягоды в радиусе менее 100 метров от дороги, так как все растения впитывают в себя ядовитые вещества. Существуют нормы ПДК веществ в воздухе. За этим следят специальные организации и принимают различные меры: от штрафа до закрытия предприятия. Не все люди полностью осознают опасность экологических проблем, поэтому в нашем проекте раскрываются проблемы загрязнения воздуха и меры борьбы с ними. Не случайно Генеральная ассамблея ООН провозгласила 2008 год Международным годом планеты Земля с целью привлечь внимание людей ко всё более остро встающим сегодня проблемам экологии и к тем областям знаний о Земле, которые имеются в арсенале человечества. Из этого вытекает цель:


1)Изучить свойства и значение состава воздуха для живых организмов

2) Собрать краеведческий материал по источникам загрязнения атмосферного воздуха

3) познакомиться с некоторыми методами определения экологического состояния воздуха на школьной территории

Для решения этих целей вытекают следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать состав воздуха и его значение в жизни живых организмов, используя научно популярной литературы

  2. Проведение исследовательской работы по определению загрязнителей воздуха на пришкольной территории

  3. Подготовка компьютерной презентации

2.Земля имеет форму шара, сейчас известно даже детям, но, кроме этого важно знать, что Земля – это ещё слоистый шар состоит из нескольких оболочек. Твёрдая земная кора называется литосферой. Водная оболочка Земли- гидросферой, а газовая оболочка – атмосферой. Растения и животные образуют биосферу. Общая масса атмосферы примерно 5,27*1015 тонн. Всё живое давно приспособилось к гигантскому давлению, которое оказывает на нас атмосфера. Это давление равно 760мм рт. ст., или 1013,25 гПа. Вот когда оно меняется, мы чувствуем себя плохо, например головокружение когда поднимаемся высоко в горы. Чтобы избежать этого, альпинистов, которым предстоит работать в условиях пониженного давления, специально тренируют.


2.Реферативная часть

2.1. Состав воздуха и его значение для живых организмов


Составная часть воздуха

Содержание, %

по объёму

по массе

Азот

Кислород

Инертные газы

78,16

20,9

0,94

75,5

23,2

1,3



Воздух – это смесь газов. Поскольку состав воздуха более или менее постоянен, удалось вычислить его молекулярную массу Mr(возд)=29. Основные газы, образующие воздух,- (N2) и кислород (О2). Азота в воздухе примерно 78%, а кислорода 21%. На все остальные составляющие приходится около 1%( инертные газы, пыль, углекислый газ, пары воды)

2.2. Кислород и его свойства

Откуда же берётся в атмосфере кислород?

Кислород – самый распространённый газ на Земле. Кислород – самый необходимый газ для жизни животных и человека. Массовая доля кислорода в организме человека составляет 65%.Несмотря на то что ежегодно десятки миллиардов тонн кислорода расходуется на дыхание людей и животных, на процессы горения и гниения в природе, на нужды промышленности. Почему же количество кислорода на Земле не уменьшается? Его состав в атмосфере практически не изменяется благодаря процессам фотосинтеза. Кислород образуется при жизнедеятельности зелёных растений, и этот процесс называется фотосинтезом. Открытие этого явления принадлежит английскому учёному Джозефу Пристли. смотри в приложение 1. Кислород расположен во втором малом периоде, в шестой группе подгруппе А. Связь между атомами в молекуле кислорода прочная , поэтому кислород при обычных условиях малоактивный газ. При нагревании он энергично реагирует со многими веществами с выделением теплоты и света. Во всех реакциях кислород – окислитель. Окисление жиров и белков служит источником энергии живых организмов. В организме человека содержание кислорода составляет 61% от массы тела. В виде различных соединений он входит в состав всех органов, тканей, биологических жидкостей. Человек вдыхает в сутки 20-30м3 воздуха. Огромная потребность в кислороде ставит перед человечеством серьёзную экологическую проблему сохранения его запасов в атмосфере. До настоящего времени единственным источником, пополняющим атмосферу кислородом, является жизнедеятельность зелёных растений. Поэтому особо важно следить за тем, чтобы их количество на Земле не уменьшалось.

СH4 + 2O2 = CO2 + 2H2O

Азот расположен во 2 периоде в 5 группе подгруппе А. Азот – газ без цвета, запаха и вкуса, немного легче воздуха. В воде азот малорастворим. В твёрдом состоянии азот имеет твёрдую кристаллическую решётку, поэтому у него низкая температур плавления и кипения. В молекуле азота химическая связь тройная, очень устойчивая. В химических реакциях азот может быть и окислителем, и восстановителем. Почему кислород, находясь в воздухе с азотом не вступает в реакцию? Потому что очень трудно заставить эту реакцию пойти. Для её инициирования требуется энергия в несколько тысяч градусов, которая может быть достигнута при образовании электрической дуги. В результате получается оксид азота. В природе воздух нагревается до таких высоких температур только при вспышке молнии во время грозы. Разряд молнии длится мгновение, поэтому, на наше счастье, кислород с азотом в атмосфере практически не вступает в реакцию, и с этой стороны нашей атмосфере опасность не грозит.

2.3.Переменные величины воздуха

Инертные газы являются теми элементами, которые заканчивают собой каждый период в таблице Менделеева; все вместе они образуют нулевую группу периодической системы. Кроме гелия , все они имеют в наружном слое атома 8 электронов, образующих очень устойчивую систему. Долгое время считалось, что атомы инертных газов вообще неспособны к образованию химических связей с атомами других элементов. Однако в течение последних десятилетий было установлено, что криптон, ксенон и радон способны вступать в соединение с другими элементами. Гелий применяют при подводных работах. Подача водолазам искусственного воздуха, в котором азот заменён гелием, позволяет значительно удлинить время их пребывания под водой и резко ослабляет болезненные явления, вызываемые изменениям давления при подъёме на поверхность воды.

Углекислый газ имеет линейную структуру. Связи в молекуле образованы за счёт четырёх электронных пар. СО2 образуется при термическом разложении карбонатов. При обычных условиях СО2 – бесцветный газ, в 1,5 раз тяжелее воздуха. Растворим в воде. СО2 не поддерживает горение , его используют в противопожарных устройствах.

Углекислый газ нужен и животным. Повышенное содержание углекислого газа в воздухе раздражает находящийся в мозгу дыхательный центр, который подаёт организму сигнал на усиленное дыхание. Основной природный «поставщик» углекислого газа в атмосферу – вулканические извержения. Даже после окончания извержения выделение углекислого газа продолжается десятки лет. Кроме того углекислый газ выделяется при дыхании животных. Выдыхаемый человеком воздух, как уже говорилось, тоже обогащён углекислым газом. Углекислый газ выделяется благодаря гниению. Его выделяют и грибы. Кроме того, сами зелёные растения дышат, выделяя при этом углекислый газ. Этот процесс особенно интенсивно идёт в корнях растений. Со всем этим количеством углекислого газа природа успешно справляется , потому что за многие миллионы лет уже установилось динамическое равновесие, своего рода круговорот, который позволяет поддерживать постоянный состав атмосферы. Но когда в этот процесс вмешивается человек с его производством и транспортом , в воздух попадает множество других газообразных, летучих веществ , вредные для здоровья не только людей, но и для всего живого на планете, от которых возникают многочисленные тяжёлые заболевания, в первую очередь дыхательных путей. Вдобавок в атмосфере уменьшается количество кислорода, что ведёт к кислородному голоданию организмов. Аналогичным образом эти выбросы губят и растения, а это уже называется «рубить сук, на котором сидишь».

2.4.Основные источники загрязнения воздуха

Учёные, которые следят за состоянием атмосферы воды и продуктов питания человека, используют понятие «Предельно допустимая концентрация», или КПД. Речь идёт о том, сколько в окружающей среде, особенно в атмосфере , может содержаться вредных для организма веществ, чтоб они не наносили ущерба здоровью. При этом учитывается не только прямое воздействие на здоровье человека. Но и воздействие на природу в целом. В воздух в процессе деятельности человека попадает много угарного газа. Кроме угарного газа, в воздухе, в крупных городах, бывает много пыли. Это твёрдые частицы, взвешенные в воздухе. Чаще всего это происходит потому ,что заводы стараются избежать затрат на фильтры и улавливатели вредных газов. Гораздо дешевле выбросить их в атмосферу, не задумываясь о последствиях. Подсчитано что тысяча автомобилей в день выбрасывает в атмосферу до 3 т угарного газа, 100 кг оксидов азота, 500 кг продуктов неполного сгорания бензина. А в городе ездят миллионы машин. В последние годы много говорят о глобальном потеплении климата нашей планеты. В этом обвиняют углекислый газ, который создаёт так называемый парниковый эффект, нарушая тем самым тепловое равновесие на нашей планете. Углекислый газ, как одеяло сохраняет тепло, которое излучает земная поверхность, нагреваемая солнцем. Конечно, загрязнения атмосферы наносят вред здоровью людей. Но ещё страшнее, когда человек сознательно сам себя отравляет.

2.5. Региональные и местные показателя загрязнения окружающей среды.

На территории Домодедово расположено 329 предприятий и организаций, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха вредными ингредиентами. Из них 252 вносят заметный вклад в загрязнение атмосферного воздуха. Созданная отделом база данных предприятий, являющихся источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, позволяет проводить достаточно глубокий статистический анализ по масштабам и составу выбросов.

Общая сумма выбросов на территории городского округа составляет 6650,2483т/год, в том числе по каждому из 13 анализируемых компонентов выбросов:

-диоксид азота – 1083,708т;

-оксид азота – 179,442т;

-оксид углерода – 3216,967т;

-сернистый ангидрид – 53,283;

-сероводород – 4,066т;

-углеводороды – 1520,049т;

-взвешенные вещества – 405,907т;

-пятиокись ванадия – 0,022т;

-аммиак – 93,507т;

-меркаптаны – 0,023т;

-бензапирен – 0,0023т;

-ртуть – 0т;

-прочие вещества – 93,272т.


Перечень и количество загрязняющих веществ, разрешённых к выбросу в атмосферу стационарными источниками загрязнения


Загрязняющее вещество

т/год

Железа оксид

0,0575

Марганец и его соединения

0,0075

Натрий гидроксид

0,0081

Натрия карбонат

0,0004

Олово оксид

0,00004

Свинец и его соединения

0,0008

Сажа

0,0262

Взвешенные вещества

5,0497

Угольная зола

0,7008

Пыль древесная

1,451

Пыль резинового вулканизата

0,0002

Азота диоксид

11,5185

Азота оксид

1,6496

Водород хлорид

0,0007

Сера диоксид

2,5045

Углерода оксид

63,0122

Бензин нефтяной

0,5741

Керосин

0,2011

Масло

0,7295



3. Практическая часть

3.1. оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки

Практическая работа №1

Цель: произвести учёт автотранспортной нагрузки около территории школы.

Задача: подсчитать количество транспорта, проходящих по прилегающей к школе дороге в разное время.

Ход работы: 1) были поставлены наблюдатели, считавшие количество машин

2) Было выбрано время с наиболее интенсивным потоком транспорта

3) Было подсчитано количество автомобилей, и количество вредных веществ, выбрасываемых ими.

4) Дата обследования 12.03.08

Результаты обследования занесены в таблицу.

Время

Количество автомобилей

Интенсивность авт./ч.

С 7:00 до 9:00

76

38

С 13:00 до 15:00

38

18

С 18:00 до 21:00

126

42



238

Вывод: можно считать что поток машин около нашей школы небольшой, так как в близлежащем районе школы нет крупных магистралей и предприятий.


3.2.Мониторинг зелёных насаждений

Практическая работа № 2

Цель: изучить видовой состав деревьев.

Задача: подсчитать отдельно каждый вид растений.

Определить расстояние между деревьями, произвести выборочный замер окружности каждого вида пород

Ход работы:

1. для проведения инвентаризаций зелёных насаждений был составлен план

школьного участка.

2.Школьная территория была разделена на условные участки.

3. На этих участках проводилось измерение расстояний между деревьями, определялось положение относительно друг друга, замерялась окружность деревьев.

4. Результаты обследования.

Дата обследования 30.11.2007г.

Результаты обследования занесены в таблицу.



Вид насаждений

Порода

Окружность стволов

(см)

Количество

Расстояние между деревьями

Рядовая


Хвойные

Ель 18 см, лиственница 52 см

18 шт.

4 м

5 м

Листовые

Осина 126 см, липа 94,

береза 79 см

314 шт.

5 м

4.5 м

5 м

Групповая

Фруктовые деревья.

Яблоня 67 см

17 шт.

6.5 м



349


4.Вывод:

  1. Деревья являются фабрикой кислорода и щитом от пыли

  2. Территория Домодедовского района хотя и считается чистым районом Московской области, наша школа находится в районе предельно допустимой концентрации воздуха

  3. Однако нельзя успокаиваться на данных показателях, т.к. частная застройка домов всё расширяется, число автотранспорта возрастает в связи с ростом благосостояния населения. У населения слабо развита экологическая культура. Несанкционированные свалки появляются постоянно возле территории школы.

Наши предложения

  • Обратиться к администрации территориального управления Белых Столбов с увеличением мусорных контейнеров на территории района

  • Организовать экологические праздники , лекции и беседы для родителей и населения своего микрорайона, с целью повышения экологической грамотности



БИБЛИОГРАФИЯ



  1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. – М.: Агар, 1999

  2. Чернобельская Г.М. Введение в химию 7. – М.: Владос, 2003

  3. Глинка Н.Л. Общая химия. – Л.: Химия,1971

  4. Зверев А.Т. Региональная экология: Домодедовский район. – М.: Оберег, 2000

  5. Новошинский И.И. Химия 9 класс. – М.: Оникс, 2006



Приложение

1)Самое замечательное своё открытие Пристли сделал 1 августа 1774г.: нагревая красный оксид ртути в солнечных лучах, сфокусированных двояковыпуклой линзой, он получил новый газ – кислород. Собрав этот газ над ртутью, учёный стал вносить в него слабо горящую свечу, тлеющую лучину и нагретую железную проволоку. Свеча загоралась ярко, лучина вспыхивала, проволока светилась. Но истинную природу кислорода и его роль в химический реакциях смог объяснить лишь французский учёный А. Лавуазье. Наиболее важным для развития химии были исследования Пристли химических свойств газов. Классические работы ученого по химии газов были опубликованы в его трёхтомном труде «Опыты и наблюдения над различными видами воздуха» с 1775 по 1777 г. Заменив в приёмнике аппарата для собирания газов воду ртутью, Пристли сумел выделить и исследовать газообразные вещества, которые ранее растворялись в воде. Ими оказались хлороводород, оксиды азота (I, II), аммиак, сернистый газ. Пристли также более подробно изучил свойства открытых ранее водорода и азота, первым смог получить в чистом виде некоторые газообразные соединения, в том числе диоксид углерода.

Свободный кислород на Земле существует благодаря процессам фотосинтеза. Кислород необходим для дыхания, окисление кислородом органических веществ пищи – энергетическая основа жизнедеятельности. Этот элемент входит и в состав подавляющего большинства жизненно важных органических и неорганических соединений. Достаточно назвать воду, белки, углеводы, жиры, костную ткань. Роль окислителя- главная роль кислорода на нашей планете.

2)Генри Кавендиш (1731 – 1810) – английский физик и химик, один из создателей химии газов. Кончив Кэмбриджский университет в 1753г., Кавендиш много времени уделял проведению научных экспериментов. В 1766г. Он выделил в чистом виде водород и углекислый газ, а также определил их плотность. Тем самым он ввёл в науку важную характеристику газов. В 1772 г. Кавендиш открыл ещё один новый газ – азот, но сообщил об этом лишь своему другу Д. Пристли, поэтому первооткрывателем азота считают Д. Резерфорда. Но Кавендиш впервые подробно изучил свойства азота. В первой половине 1780гг. Кавендиш сделал два замечательных открытия. Во-первых, он установил, что при соединении в определённых объёмных соотношениях водорода и кислорода (2:1) образуется вода. Но он не сделал из этого вывод ,что вода – сложное вещество. Во-вторых, он открыл, что при пропускании электрического искрового разряда через смесь кислорода и азота получаются оксиды азота, которые при поглощении водой дают азотную кислоту, а при взаимодействии с раствором щёлочи – соли азотной кислоты. Первое из этих открытий А. Лавуазье сразу же использовал для установления сложного состава воды. Спустя два десятилетия Ж. Гей–Люссак вновь провёл многочисленные исследования объёмных отношений исходных веществ при образовании воды. Полученные им результаты он обобщил в законе простых объёмных отношений реагирующих газов, который сыграл значительную роль в разработке атомно-молекулярного учения.


Похожие:

«Экологическое состояние атмосферы в микрорайоне школы.» Типология проекта iconДоклад средней общеобразовательной школы №8
Школа расположена в микрорайоне «Черемушки». Учащиеся в основном проживают в малогабаритных квартирах. В микрорайоне школы расположены...
«Экологическое состояние атмосферы в микрорайоне школы.» Типология проекта iconДоклад средней общеобразовательной школы №8
Школа расположена в микрорайоне «Черемушки». Учащиеся в основном проживают в малогабаритных квартирах. В микрорайоне школы расположены...
«Экологическое состояние атмосферы в микрорайоне школы.» Типология проекта iconВлияние несанкционированных свалок бытовых отходов на экологическое состояние почв (на примере территории г. Ульяновска)
Влияние несанкционированных свалок бытовых отходов на экологическое состояние почв
«Экологическое состояние атмосферы в микрорайоне школы.» Типология проекта iconКаждый крупный регион, представляющий собой территорию с определенными природными условиями и конкретным типом хозяйственного освоения, заслуживает особого
Помимо этого экологическое состояние регионов в конечном счете определяет и глобальное состояние природных компонентов
«Экологическое состояние атмосферы в микрорайоне школы.» Типология проекта iconПечать кавказских минеральных вод: история, типология, современное состояние

«Экологическое состояние атмосферы в микрорайоне школы.» Типология проекта iconКонспект лекций по «Термодинамике атмосферы»
«Термодинамика атмосферы» изучает термические режимы атмосферы и их устойчивость. Атмосфера является одной из подсистем климатической...
«Экологическое состояние атмосферы в микрорайоне школы.» Типология проекта iconЭкологическое состояние лесной экосистемы поселка в-таштып Р. Х-стр 4
Введение стр3
«Экологическое состояние атмосферы в микрорайоне школы.» Типология проекта iconЭкологическое состояние местообитаний Primula pinnata M. Pop. Et Fed в окрестностях д. Сарма (западное побережье оз. Байкал)

«Экологическое состояние атмосферы в микрорайоне школы.» Типология проекта iconРоссийской Федерации Республиканский детский эколого-биологический центр
Современное физико-географическое и экологическое состояние реки Урвань в свете антропогенного влияния
«Экологическое состояние атмосферы в микрорайоне школы.» Типология проекта icon1 Многоволновое лидарное зондирование аэрозоля атмосферы
Теоретическая основа многоволнового и Раманвского рассеяния света аэрозолем атмосферы
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница