Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 общая психология, психология личности, история психологии нацелена на проверку методологических основ и методического инструментария изучаемой отрасли науки;




НазваниеПрограмма кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 общая психология, психология личности, история психологии нацелена на проверку методологических основ и методического инструментария изучаемой отрасли науки;
страница1/4
Дата16.09.2012
Размер0.53 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4


Введение

Программа кандидатского экзамена по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии нацелена на проверку методологических основ и методического инструментария изучаемой отрасли науки; умений анализировать актуальные проблемы и достижения в научной отрасли; их использование в практике; формирование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности.


Раздел 1. Введение в психологию. Учение о психике.

Тема 2. Психология как наука


Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина. Место психологии в системе других наук. Треугольник наук по Кедрову. Отрасли психологии: общая, социальная, инженерная, экспериментальная, зоопсихология, психофизиология, педагогическая, медицинская. Основные школы: бихевиоризм, гештальт, гуманистическая, трансперсональная, психоанализ. Отечественные школы: культурно-историческая психология теория деятельности, субъектно-деятельностный подход, теории отношений, системный подход и человекознание (Б.Г.Ананьев), теория установки (Д.Н.Узнадзе).

Житейская и научная психология: связь и различия. Психологическая наука и психологическая практика: проблемы соотношения.

Методологические принципы психологии. Уровни методологии. Конкретно-научная методология. Схема исследования (проблема, гипотез, проверка, интерпретация результатов). Классификация методов психологии. Сравнительный, поперечных срезов, лонгитюдный методы. Субъективные и объективные методы. Наблюдение. Эксперимент. Опрос. Тесты.

Психодиагностические тесты, анкеты, вопросники, интервью. Проективные методы. Методы оптимизации полученных данных.

Общая характеристика методов обработки результатов исследо­вания.


Тема 2. Исторический очерк возникновения психологической науки.

Объект и предмет науки. Определения предмета психологии в различные исторические периоды (душа, сознание, поведение). Представления древних о душе. Взгляды Р. Декарта. Метод универсального сомнения Р.Декарта и его путь к понятию сознания. Понятие рефлексии в эмпирической психологии Дж.Локка. Сознание как предмет психологии. Элементы сознания. Поведение как предмет психологии. Метафоры сознания. Свойства сознания (В.Вундт, У.Джемс), примеры их исследования. Метод интроспекции, его сущность и варианты. Интроспекция и эксперимент. Интроспекция и самонаблюдение: связь и различия. Критика метода интроспекции.

Бихевиоризм и необихевиоризм. Основная формула бихевиоризма. Обоснование объективного подхода в психологии Дж.Уотсона. Схема «стимул-реакция». Проблема обусловливания. Понятие научения. Примеры эмпирических исследований в бихевиоризме. Период открытого кризиса в психологии. Многообразие представлений о предмете психологии.

Психоанализ. Предмет бессознательное. . Роль З.Фрейда в разработке проблемы бессознательного в психоанализе. Предсознательное и бессознательное. Доказательства существования бессознательного. Ошибочные действия, сновидения и неврозы. Методы исследования бессознательного. Бессознательное и установка. Явление и понятие установки в школе Д.Н.Узнадзе. Классификация неосозна­ваемых явлений (подсознательное, надсознательное и бессознатель­ное). Сверхсознательное и интуиция.

Современное представление о предмете психологии.

Культурно-исторический подход в психологии (Л.С.Выготский). Высшие психические функции (ВПФ) и их свойства. Понятие интериоризации. Деятельностный подход в психологии. Необходимость введения категории “деятельность” в психологическую науку (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). Общее строение деятельности человека. Предметность деятельности. Проблема побуждения к деятельности, ее внутренней регуляции. Понятия потребности и мотива. Основные свойства потребностей, их опредмечивание. Функции мотива: побуждение и смыслообразование. Виды мотивов, критерии их классификации и примеры исследований. Понятие действия. Цель как представление о результате, который должен быть достигнут. Понятие задачи, ее объективная и психологическая структура. Процессы целеобразования и поиска средств решения задач. Действие и операции. Виды операций. Психофизиологические функции. Проблемы интериоризации и экстериоризации.


Тема 3. Эволюция психики

Разви­тие психики в филогенезе.

Возникновение психики как результат эволюции материи. Психика и психическое отражение. Теория А.Н. Леонтьева. Пан, био, нейро, антропопсихизы. Чувствительность - как критерий психического. Сенсорное и перцептивное отражение. Этапы психического развития в филогенезе, по А.Н.Леонтьеву: сенсорная психика, перцептивная психика, стадия интеллекта. Взаимоотношение деятельности животного и форм отражения им мира. Общая характеристика и примеры инстинктивного поведения животных. Облигатное и факультативное научение. Индивидуально-изменчивое поведение животных, навык и интеллект. Исследование интеллекта животных, функциональное использование орудий. Современные представления о периодизации развития психики в филогенезе (К.Э.Фабри).

Сознание.

Основные отличия психики человека от психики животных, их обусловленность качественными различиями между деятельностью человека и деятельностью животных. Необходимость возникновения сознания в антропогенезе. Роль трудовой деятельности в формировании сознания. Ее особенности: социальность, орудийная опосредствованность, продуктивность. Биологические предпосылки трудовой деятельности. Особенности общения у животных и у человека. Орудия труда и «психологические орудия» (знаковые системы). Общественно-исторический опыт, формы его сохранения и воспроизведения. Сознание и язык. Происхождение и развитие языка в трудовой деятельности. Его функции. Качественные отличия «языка» животных от человеческого языка. Две ипостаси психики (сознания) человека: психика (сознание) как деятельность и психика (сознание) как образ (А.Н.Леонтьев), их возможное соотношение. Структура сознания-образа. Психологические характеристики составляющих сознания-образа: чувственной ткани, значений и личностных смыслов, по Леонтьеву. Соотношение между ними. Дальнейшая разработка проблемы структуры и единиц анализа сознания (как деятельности и как образа) в исследованиях последователей А.Н.Леонтьева (В.П.Зинченко, В.В.Давыдов). Понятие «живого движения», «биодинамической ткани» сознания.

Психофизиологическая проблема.

Постановка психофизической проблемы Р.Декартом. Соотношение психофизической и психофизиологической проблем. Решение психофизической проблемы в духе взаимодействия души и тела (Р.Декарт). Психофизический (психофизиологический) параллелизм. Физиологический редукционизм. Психофизиологическое взаимодействие. Проблема мозговой локализации психических функций. Краткая история решения этой проблемы в физиологии и нейропсихологии. Концепция «физиологии активности» Н.А.Бернштейна. Уровни построения движений, по Н.А.Бернштейну.

Раздел 2. Психология познания

Тема 5. Ощущения


Общее представление об ощущении. Физиологические механизмы ощущений. Различные подходы к классификации ощущений. Виды ощущений по Шеррингтону. Характеристика основных видов ощущений (зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные).

Свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация.

Чувствительность и ее измерение: пороги чувствительности, основной психофизический закон Вебера - Фехнера.

Косвенное измерение ощущений. Пороги ощущений. Чувствительность. Субсенсорный диапазон. Методы измерения порогов. Закон Фехнера.

Прямое измерение ощущений. Методы прямого измерения. Закон Стивенса. Критика Стивенсом постулата Фехнера. Метод кроссмодальных сравнений.

Изменчивость чувствительности; сенсорная адаптация и сенсибилизация. Явление синестезии.

Компенсаторные возможности в области ощущений. Взаимодейс­твие ощущений.

Развитие ощущений.


Тема 6. Восприятие


Общая характеристика восприятия. Функции восприятия. Свойства восприятия. Изучение восприятия в классической психологии. Вклад гештальтпсихологии в изучение восприятия. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Восприятие и научение. Зависимость восп­риятия от характера деятельности, качества раздражителя, особенностей личности.

Основные подходы к объяснения механизмов восприятия: объектно-ориентированный и субъектно-ориентированный. Критерии различения этих подходов.

Классификация восприятия. Восприятие времени, пространства и движений. Проблема восприятия третьего измерения. Признаки удаленности и глубины: окуломоторные, монокулярные (изобразительные), бинокулярные, трансформационные.

Восприятие движения. Признаки восприятия реального движения. Две системы восприятия реального движения: изображение-сетчатка и глаз-голова. Теории восприятия стабильности видимого мира. Иллюзии восприятия движения. Восприятие времени. Экологический подход к восприятию, пространства и движения.

Теории восприятия. Теории восприятия, относящиеся к объектно-ориентированному подходу: структуралистская теория, гештальттеория, экологическая теория.

Теории восприятия, относящиеся к субъектно-ориентированному подходу: теория бессознательных умозаключений, теория категоризации, теория перцептивного цикла.


Тема 7. Внимание


Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенным. Разнообразие подходов к определению внимания: как психический процесс, как составляющая остальных процессов, как волевой акт. Связь внимания и сознания; сознание как сочетание зоны неясного сознания и зоны внимания. Внимание как ключевая проблема психологии сознания. Внимание как состояние и как процесс сознания. Учение Вундта об апперцепции. Определение и характеристика видов внимания по Добрынину. Виды внимания. Произвольное, непроизвольное, послепроизвольное. Факторы способствующие возникновению непроизвольного внимания. Формирование произвольного внимания. Связь с речью. Активность. Послепроизвольное внимание. Целенаправленный характер, первоначальная связь с волей, автоматизация.

Свойства внимания. Устойчивость, концентрация, распределение внимания, переключаемость , объем, отвлекаемость, рассеянность. Развитие внимания. Проблема путей и способов развития внимания. Воспитание и формирование внимания.

Формулировка представлений об активности человека в терминах психологии внимания. Деятельностный подход к постановке и решению проблемы внимания и его варианты. Постановка и разработка проблемы внимания с позиций теории деятельности. Социальная природа высших форм внимания. Внимание как высшая психическая функция по Выготскому. Двойной ряд стимулов: яркие предметы и речь взрослого в формировании внимания. Внимание как функция активности личности: Внимание как функция умственного контроля: определение и представления о развитии внимания по Гальперину.

Теории внимания. По классификации Н.Ланге: 1) как результат двигательного приспособления , 2) как результат ограниченности сознания, 3) как результат эмоций, 4) как результат апперцепции, 5) как особая первичная активность духа, б) как усиление нервной раздражительности, 7) теория нервного подавления.

Когнитивные теории внимания.

Метафора внимания как фильтра по К Черри. Функционирование внимания и сравнение его с фильтрацией помех и различных частот приемника. Парадигма фильтрации. Экспериментальные исследования внимания как фильтра. Негативная функция внимания как отсечение ненужной информации. Недостаток модели фильтра: отсутствие распределения внимания.

Метафора внимания как прожектора по Б. Барсу. Внимание как прожектор, позволяющий высветить определенную часть территории, оставляя остальное в тени. Парадигма селективной обработки. . Позитивная функция внимания - ускорение переработки той информации, которая необходима для решения задачи.

Метафора резервуара внимания или электросети.


Тема 8. Память


Понятие о памяти, её функции и значение в жизни и деятельности человека. Виды памяти. Процессы памяти. Запоминание. Факторы, влияющие на эффек­тивность запоминания. Сохранение матери­ала для долговременного хранения. Емкость памяти человека и проблема забывания. Кривая забывания Г.Эббингауза . Проактивное и ретроактивное торможение. Явление реминисценции. Воспроизведение. Классические методы и основные результаты исследования памяти. Исследование образов памяти. Зависимость запоминания от материала. Явления интерференции и реминисценции. Образцы экспериментальных исследований сенсорных регистров, кратковременной и долговременной памяти.


Теории памяти. Ассоциативная (по смежности, сходству, контрасту), структурная теория - объединение элементов - В.Вундт. Гештальт – теория. Эффект Б.В.Зейгарник.. Теория бихевиоризма (роль подкрепления, условные рефлексы). Смысловая теория памяти (А.Бине, К. Бюлер). Память как высшая психическая функция Л.С. Выготский. Теория реверберации и консолидации.

Когнитивные теории памяти. Теории рабочей памяти А Баддели. Принцип эквивалентности образных и перцептивных явлений. Экспериментальные исследования взаимодействия образов- представлений с выполнением перцептивных заданий. Теория памяти С.Кросслина . Образ памяти как репрезентации: поверхностная репрезентация – квазиизображение, хранящееся в зрительном буфере, глубинная репрезентация хранящаяся в долговременной памяти. Характеристика двух типов глубинной репрезентации, наглядно-зрительный (img – файлы) и суждения (prp- файлы). Теория двойного кодирования (вербального и невербального) А.Пайвио. Общая характеристика двух систем для обработки информации, и трех уровней. Три уровня обработки: 1) репрезентаций (логогены и имагены), 2) референтный уровень – символические репрезентации, 3) ассоциативный уровень и возникновение ассоциативных связей между образами и вербальными репрезентациями.

Память, деятельность и научение. Развитие и тренировка памяти. Проблема улучшения памяти. Мнемотехники и летотехники как средства развития и тренировки памяти: их виды, возможности и ограничения. Параллелограмм памяти по А.М.Леонтьеву. Сравнение развития непосредственного и опосредованного запоминания у детей. Феноменальная намять. Аномалии памяти. Память как высшая психическая функция.


Тема 9. Мышление


Роль мышления в жизни и деятельности человека, в развитии культуры и цивилизации. Общее представление о мышлении. Мышление как психический процесс. Мышление и чувственное познание. Взаимосвязь мышле­ния и речи. Л.С.Выготский о процессе выражения мысли словами. Роль различных систем знаков в становлении и развитии мышления.

Специфика изучения мышления. Теоретические и эксперимен­тальные подходы к изучению мышления. Описание мыслительного процесса в классической психологии сознания. Ограниченность интроспективно представленных феноменов мышления. Определение мышления в узком смысле (У.Джемс). Мышление как ассоциация представлений, виды ассоциаций (А.Бэн, Т.Циген). Концепция вюрцбургской школы (Кюльпе О., Ах Н., Марбе К.). Мышление как акт усмотрения отношений.

Виды мышления и критерии их классификации. Виды: 1) по форме (наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое), 2) по характеру (а)теоретическое, понятийное и образное, и б) практическое, наглядно­образное и наглядно-действенное), 3) по степени развернутости (дискурсивное, интуитивное), 4) по новизне (продуктивное и репродуктивное). Формы мыш­ления. Понятие и их виды. Процесс понимания и усвоения понятий. Суждения. Умозаключения. Аналогия. Операции мышления. Определение операций: сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, конкретизации, индукции и дедукции.

Мышление как деятельность. Исследование мышления с позиции деятельностного подхода. Роль мотивационных компонентов в мыс­лительной деятельности. Мыслительные действия и операции.

Мышление как процесс решения задач. Понятия задача и проб­лемная ситуация. Специфика решения психологических задач (А.Ф.Ануфриев).

Индивидуально- личностная детерминация мышления. Мышление и творчество. Филогенез, социогенез и онтогенез мышления. Патоло­гия мышления.

Развитие мышления. Операциональная теория развития мышления Ж. Пиаже. Общая характеристика стадий: сенсомоторного интеллекта, операционального мышления , стадии конкретных операций, стадии формальных операций. Теория поэтапного формирования умственных действия П.Я. Гальперина. 1 этап как формирование ориентировочной основы будущего действия , 2 этап как практическое освоение с использованием предметов), 3 этап как речевое выполнение предметного действия, 4 этап как выполнение действия «про себя» во внутренней речи, 5 этап внутренних действий.


  1   2   3   4

Похожие:

Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 общая психология, психология личности, история психологии нацелена на проверку методологических основ и методического инструментария изучаемой отрасли науки; iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
Программа составлена в соответствии с утвержденными фгт и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных...
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 общая психология, психология личности, история психологии нацелена на проверку методологических основ и методического инструментария изучаемой отрасли науки; iconПрограмма общенаучного экзамена по специальности 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии (шифр и наименование специальности)
«башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан»
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 общая психология, психология личности, история психологии нацелена на проверку методологических основ и методического инструментария изучаемой отрасли науки; iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
В основу программы-минимум кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 общая психология положена программа-минимум кандидатского...
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 общая психология, психология личности, история психологии нацелена на проверку методологических основ и методического инструментария изучаемой отрасли науки; iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
В основу настоящей программы положены следующие разделы истории психологии: история общей психологии, история специальных разделов...
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 общая психология, психология личности, история психологии нацелена на проверку методологических основ и методического инструментария изучаемой отрасли науки; iconИндивидуально-психологические особенности личности больных хроническим алкоголизмом с различной длительностью психотерапевтической ремиссии
Специальность: 19. 00. 01 – «Общая психология, психология личности, история психологии» (психологические науки)
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 общая психология, психология личности, история психологии нацелена на проверку методологических основ и методического инструментария изучаемой отрасли науки; iconУчебное пособие по разделу «Психология личности» курса «Общая психология» для студентов специальности Г. 07. 01. 00 Психология Гродно 2002
Охватывают большую часть психологии личности. Они заставляют человека действовать по логике предрасположенности. Суть этой логики...
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 общая психология, психология личности, история психологии нацелена на проверку методологических основ и методического инструментария изучаемой отрасли науки; iconСамосознание лиц, склонных к инструментальной агрессии
Специальность: 19. 00. 01 – общая психология, психология личности, история психологии
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 общая психология, психология личности, история психологии нацелена на проверку методологических основ и методического инструментария изучаемой отрасли науки; iconОсобенности самосознания подростков, подвергавшихся жестокому обращению в семье
Специальность 19. 00. 01 общая психология, психология личности, история психологии
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 общая психология, психология личности, история психологии нацелена на проверку методологических основ и методического инструментария изучаемой отрасли науки; iconПрограмма подготовки аспирантов по специальности 19. 00. 01 общая психология, психология личности, история психологии Разработчик программы: зав кафедрой Типп к псх н., доцент Гусева Т. А
Цель реализации образовательной программы психологического послевузовского образования: углубить у аспирантов знания по основным...
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 общая психология, психология личности, история психологии нацелена на проверку методологических основ и методического инструментария изучаемой отрасли науки; iconДиагностическая процедура определения точности профессиональных оценок (на примере оценки личностных качеств)
Специальность 19. 00. 01 – «Общая психология, психология личности, история психологии»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница