«Сибирский федеральный университет» утверждаю директор института филологии и языковой коммуникации




Скачать 498.96 Kb.
Название«Сибирский федеральный университет» утверждаю директор института филологии и языковой коммуникации
страница1/3
Дата16.09.2012
Размер498.96 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3


Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»


УТВЕРЖДАЮ
Директор института
филологии и языковой коммуникации

__________________/Л.В. Куликова/

«____»__________________200__ г.


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Дисциплина ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ


Укрупненная группа: Гуманитарные науки 030000


Направления (специальности): Филология 031001, Журналистика 030601


Факультет ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ


Кафедра ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ И ПОЭТИКИ


Красноярск


2009


Учебная программа дисциплины


составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе гуманитарных наук 030000


направления (специальности): Филология 031001, Журналистика 030601


Программу составила:

Андреева С.А., доцент кафедры русской и зарубежной литературы__________


Учебная программа согласована с кафедрой русской и зарубежной литературы

Заведующая кафедрой ________________________________ /Н.В. Ковтун/

(фамилия, и. о., подпись)

«6» декабря 2009 г.


Учебная программа обсуждена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы

Заведующая кафедрой ________________________________ /Н.В. Ковтун/

(фамилия, и. о., подпись)


1. Цели и задачи изучения дисциплины



1.1. Цель преподавания дисциплины

«История зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения» - один из самых ярких, интересных и значимых разделов в цикле дисциплин «История зарубежной литературы». Произведения Данте, Петрарки, Шекспира, Сервантеса сохраняют свою художественно-эстетическую ценность и актуальность и в XXI веке; эта литература магистральных тем и вечных образов, появляющихся затем в культуре разных эпох. Это курс, позволяющий уже студентам первого года обучения увидеть связи русской и зарубежной литератур, выявить общие закономерности мирового литературного процесса и ощутить национальную специфику. Изучение литературы данного периода расширяет кругозор студентов, повышает общий культурный уровень, способствует реализации творческого потенциала личности, формирует мировоззрение молодых людей и создает представление о связи различных сфер гуманитарного знания.


1.2. Задачи изучения дисциплины

Задачи изучения дисциплины «История зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения» можно определить следующим образом: знакомство с текстами художественных произведений, значительная часть которых принадлежит к вершинам мировой литературы; умение охарактеризовать их идейные и художественные особенности, закрепление и уточнение теоретических понятий и развитие аналитических навыков в ходе исследования поэтики; четкое представление об историко-ли­тературном контексте эпохи и современных научных концепциях.

Студент должен обладать следующими компетенциями:

а) универсальными (общими):

    общенаучными компетенциями (ОНК): способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук (ОНК-1); способность приобретать новые знания в области истории зарубежной литературы, используя современные образовательные и информационные технологии (ОНК-2); способность собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим проблемам литературного процесса Средневековья и Возрождения (ОНК-3);

инструментальными компетенциями (ИК): необходимое знание иностранного языка (ИК-1); способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных задач (ИК-2); способность использовать в профессиональной деятельности базовые знания в области зарубежной литературы (ИК-3);

социально-личностными и общекультурными компетенциями (СЛК): способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (СЛК-1); способность критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости вид и характер своей профессиональной деятельности (СЛК-2);

б) профессионально-коммуникативными, в том числе:

концептуальными (теоретическими) (КТК):  знание литературы в ее историческом развитии и современном состоянии (КТК-1); понимание закономерностей литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественно-литератур­ной ситуацией и культурой эпохи (КТК-2); общее представление об основных литературоведческих категориях (КТК-3); знание основных этапов формирования отечественных и зарубежных литературоведческих направлений (КТК-4); общее представление об истории, современном состоянии и перспективах филологии (КТК-5);


технологическими (практическими) (ТПК): владение основными методами филологического анализа (ТПК-1); умение раскрыть своеобразие художественных текстов и творчества писателя с использованием системы основных понятий и терминов литературоведения (ТПК-2); владение методами и приемами устной и письменной коммуникации (ТПК-3); владение методами и приемами анализа и интерпретации различных типов и видов текстов (ТПК-4); владение методами и приемами обработки и трансформации различных типов и видов текстов (ТПК-5); умение пользоваться научной, справочной, методической литературой на родном и иностранном языках (ТПК-6); владение навыками библиографического разыскания; знание основных библиографических источников и поисковых систем, владение приемами библиографического описания (ТПК-7); владение навыками разработки актуальной филологической темы под научным руководством, редактирования научных материалов, реферирования научной литературы, владение терминологическим аппаратом современной филологической науки (ТПК-8).


1.3. Межпредметная связь

Курс "История зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения" охватывает достаточно длительный период развития европейской литературы, начало которого условно датируется 476 годом (год падения Римской империи), а конец - пер­вым десятилетием ХVII века. Литература этого периода, с одной стороны, базируется на опыте античной культуры, с другой - без учета средневековой и ренессансной традиции невозможно осмысление проблем последующего развития мировой литературы. Кроме того, данный курс должен быть соотнесен с изучением таких дисциплин, как «Устное народное творчество» и «История русской литературы IX-XVII вв.» (проблемы средневековой культуры и мышления, типологические сходства и различия), а также «Введение в литературоведение» (проблемы родо-жанровой классификации, сюжет и композиция произведения, своеобразие языка и стиля и др.).

Курс «История зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения» связан со значительной частью курсов блока гуманитарных и социально-экономических дисциплин. При освоении ряда разделов необходимы знания из области истории, философии, искусствоведения, культурологии.


2. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего

зачетных

единиц

(часов)

Семестр

1

2

3

4

Общая трудоемкость дисциплины

3 (108)

-

3 (108)

-

-

Аудиторные занятия:

0,9 (32)

-

0,9 (32)

-

-

Лекции




-

-

-

-

практические занятия (ПЗ)

-

-

-

-

-

семинарские занятия (СЗ)

-

-

-

-

-

лабораторные работы (ЛР)

-

-

-

-

-

другие виды аудиторных занятий

-

-

-

-

-

промежуточный контроль

-

-

-

-

-

Самостоятельная работа:

2,1 (76)

-

2,1 (76)

-

-

изучение теоретического курса (ТО)

0,9 (32)

-

0,9 (32)

-

-

курсовой проект (работа):

-

-

-

-

-

расчетно-графические задания (РГЗ)

-

-

-

-

-

Реферат

-

-

-

-

-

Задачи

-

-

-

-

-

конспектирование обязательных монографий

0,3 (10)




0,3 (10)

-

-

чтение художественных произведений, ведение читательского дневника,

0,9 (34)

-

0,9 (34)

-

-

Вид итогового контроля

зачет

-

зачет

-

-



3. Содержание дисциплины


3.1. Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)




п/п

Раздел дисциплины

Лекции

зачетные

единицы

(часы)

ПЗ или СЗ

зачетные

единицы

(часы)

ЛР

зачетные

единицы

(часы)

Самостоятельная работа зачетные

единицы

(часы)

Формируемые компетенции

1.

Общая характеристика Средневековья (модуль 1)

0,05 (2)

-

-

0,2 (6)

ОНК-1,2,3;

ИК-2,3; СЛК-1; КТК-1,2,3,4,5; ТПК-1,6,7,8

2.

Основные этапы развития средневекового эпоса (модуль 1)

0,1 (4)

-

-

0,2 (8)

ОНК-2; ИК-3; КТК-1,2,3,4; ТПК-1,5

3

3.

Рыцарская литература XII-XIII вв. (модуль 1)

0,08 (3)

-

-

0,1 (4)

ОНК-2; ИК-3; КТК-1,2,3,4,; ТПК-1,5

4.

Средневековая городская литература (модуль 1)

0,03 (1)

-

-

0,05 (2)

ОНК-2; ИК-3; КТК-1,2,3,; ТПК-1,3,5

5.

Предвозрождение в Италии. Творчество Данте (модуль 2)

0,08 (3)

-

-

0,2 (6)

ОНК-2; ИК-3;

СЛК-1; КТК-1,2,3,4; ТПК-2,4,5


6.

Общая характеристика западноевропейского Ренессанса (модуль 2)

0,03 (1)

-

-

0,05 (2)

ОНК-1,2,3;

ИК-2,3; СЛК-1,2; КТК-1,2,3,4,5; ТПК-1,6,7,8


7.

Литература эпохи Возрождения в Италии (модуль 2)

0,1 (4)

-

-

0,3 (10)

ОНК-2; ИК-3; СЛК-1; КТК-1,2,3,;

ТПК-2,4,5


8.

Литература эпохи Возрождения в Германии и Нидерландах (модуль 3)

0,05 (2)

-

-

0,2 (6)

ОНК-2; ИК-1,3;

КТК-1,2,3,; ТПК-2,4,5


9.

Литература эпохи Возрождения во Франции (модуль 3)

0,08 (3)

-

-

0,3 (10)

ОНК-2; ИК-1,3;

КТК-1,2,3,4;

ТПК-2,5


10.

Литература эпохи Возрождения в Англии (модуль 4)

0,2 (6)

-

-

0,3 (12)

ОНК-2; ИК-1,3; СЛК-1; КТК-1,2,3,4; ТПК-2,5


11.

Литература эпохи Возрождения в Испании (модуль 4)

0,08 (3)

-

-

0,3 (10)

ОНК-2; ИК-1,3; СЛК-1; КТК-1,2,3,4; ТПК-2,5



3.2. Содержание разделов и тем лекционного курса


Модуль 1. Западноевропейская средневековая литература

I. Общая характеристика Средневековья

Особенности социального и политического развития Европы в начальный период средневековой истории. Переходный характер эпохи. Одновременное существование латинской лите­ратуры и возникновение «молодых» литератур. Проблема антич­ной традиции в средневековой культуре. «Темные века» и Каро­лингское возрождение.

Роль христианства. Авторитет церкви, ее политическое и экономическое могущество. Христианство и институт рыцарства. Теоцентрическое миропонимание. Соотношение разума и веры в на­уке и философии. Патристика и схоластика. Развитие образования, соборные школы и университеты. Христианство и средневековое искусство: живопись, архитектура, литература. Жанры клерикаль­ной литературы: видения, легенды, апокрифы, агиография.

Проблема восприятия средневековой культуры нашими современниками. Специфика развития литературы, ее связь с ре­лигией, философией, наукой. Анонимность, иное понятие авторства (функции средневекового автора, оригинальность произведения). Литературный этикет. Функциональность и сословность в форми­ровании жанровой системы. Периодизация средневековой литера­туры и ее основные направления (клерикальная, народно-эпичес­кая, рыцарская, городская литература). Оценка Средневековья в современном литературоведении.


II. Основные этапы развития средневекового эпоса

Роль народного творчества в средневековой культуре. Трудовые и обрядовые песни как древнейшая форма поэзии. Пер­вобытный синкретизм. Устный характер бытования народной поэ­зии. Эволюция средневекового эпоса, два основных этапа в его истории: эпос родового общества и эпос феодальной эпохи.

Черты родового эпоса. Особенности формирования кельтского эпоса. Ирландские саги, их хранители. Героические (уладский цикл, цикл Финна) и фантастические саги. Скандинав­ский эпос: мифологические и героические песни «Старшей Эдды». Прозаические саги (героические и родовые). Поэзия скальдов. «Младшая Эдда» Снорри Стурлусона.

Героический эпос феодального общества. Движение от мифологии к истории, отражение эпохи. Запись и литературная об­работка (черты письменной литературы, христианские и куртуазные влияния).

Французский героический эпос, основные циклы поэм: цикл верного вассала, баронский цикл, каролингский цикл. Исто­рическая основа «Песни о Роланде». Сюжет и композиция, образ­ная система, художественные особенности поэмы.

Испанский героический эпос. Времена Реконкисты, Родриго Диас как национальный герой. Художественное своеобразие «Песни о моем Сиде».

Немецкий героический эпос. Социально-политическая ситуация в Германии. Историческая и мифологическая основа «Песни о Нибелунгах». Связь с поэтикой рыцарской литературы. Сказание о нибелунгах в исландском родовом эпосе (героические песни «Старшей Эдды», «Сага о Волсунгах») и в немецкой поэме христианского феодального общества.

Проблема происхождения героического эпоса. Книга Ф.А.Вольфа «Введение к Гомеру». Теории К.Лахмана, Г.Париса, Ж.Бедье.


III. Рыцарская литература XII-XIII вв.

Средневековое рыцарство. Социально-политические предпосылки развития рыцарской культуры и ее значение. Кодекс куртуазности.

Роль Прованса. Поэзия трубадуров: источники, темати­ка, жанровая система (кансона, сирвента, плач, тенсона и партимен, альба, серена, пасторелла), стилевые направления («ясный» и «тем­ный» стиль). Новая трактовка любви. Культ Прекрасной Дамы. Биографии трубадуров. Французские труверы и немецкие миннезин­геры.

Авантюрное и психологическое начало в куртуазном романе. Генезис рыцарского романа. Общая характеристика античного, бретонского, византийского циклов. Группы романов бре­тонского цикла: бретонские лэ, романы о Тристане и Изольде, артуровские романы, романы о святом Граале.


IV. Средневековая городская литература

Эпоха зрелого Средневековья. Формирование особого типа городской культуры. Специфика городской литературы. Го­родская и рыцарская литература. Эпические жанры городской ли­тературы: фаблио и шванки, сатирические («Роман о Лисе») и аллегорические («Роман о Розе») романы. Тематика поэзии вагантов. Пародия у вагантов и особенности средневековой пародии в целом. Генезис западноевропейской драмы, духовной (мистерии, миракли) и светской (моралите, соти, фарсы).


Модуль 2. Предвозрождение и Возрождение в Италии

V. Предвозрождение в Италии. Творчество Данте

Итальянский город в ХIII - ХIV веках: экономика, культу­ра, политическая борьба. Развитие итальянской поэзии. Сицилий­ская школа и лирика трубадуров. «Новый сладостный стиль» в Болонье и Флоренции. Творчество Гвидо Гвиницелли и Гвидо Ка­вальканти: поэт-философ, воспевающий любовь-добродетель. Стильновисты и идеи Фомы Аквинского.

Данте Алигьери - поэт рубежа двух эпох. Мировоззре­ние Данте. «Новая жизнь»: черты средневековой литературы и литературы Нового Времени. Образ Беатриче, идеал платонической любви. Участие Данте в общественно-политической жизни Флорен­ции. Годы изгнания. Научно-философские трактаты «Пир», «О на­родной речи», «О монархии». «Божественная комедия» в контексте творчества Данте. Связь со средневековой литературой и ренессансные тенденции. Аллегорический смысл и композиция поэмы. Архитектоника загробного мира. Изображение ада, чистилища и рая: основные темы и образы. Художественные особенности поэмы. Поэтическое мастерство Данте. Данте и мировая лите­ратура, значение «Божественной комедии».


VI. Общая характеристика западноевропейского Ренессанса

Изменения в политическом и экономическом развитии западноевропейских стран. Эпоха великих географических откры­тий. Новые научные методы познания. Наука, философия, искусство, Роль античной культуры. Термин «Возрождение». Гуманизм как духовное явление. Специфика ренессансной литературы. Понима­ние авторства. Новая система жанров. Проблема ренессансного реализма. Утопия эпохи Возрождения. Рост национальных различий, развитие национальных языков и литератур. Основные этапы развития культуры Возрождения.


VII. Литература эпохи Возрождения в Италии

Социально-экономическое развитие Италии в ХIV–ХVI ве­ках. Основные этапы и эволюция итальянского Ренессанса: Тре­ченто, Кватроченто, Чинквиченто.

Франческо Петрарка - первый ученый-гуманист. Миро­воззрение Петрарки, анализ внутренних противоречий в философ­ском трактате «Моя тайна». Историко-филологические занятия Петрарки, обращение к античности. Поэма «Африка» - попытка создания национальной эпопеи. «Книга песен»: связь со сред­невековой поэзией (трубадуры, сицилийцы, стильновисты) и тен­денции ренессансной культуры. Жанр сонета. Любовная тематика сборника. Образы Лауры у Петрарки и Беатриче у Данте. Поэти­ческое мастерство Петрарки.

Джованни Боккаччо и его роль в развитии ренессансно­го гуманизма. Связь с народной городской культурой позднего Средневековья. Ранние произведения Боккаччо. «Элегия мадонны Фьяметты» - первый психологический роман. Жанр новеллы в «Декамероне». Источники сборника, его композиция, тематика новелл. «Декамерон» и европейская ренессансная новеллистика.

Итальянский гуманизм в ХV–ХVI веках. Политическая раздробленность Италии. Неоднородность политической структу­ры итальянских государств. Изменение государственного строя во Флоренции, семья Медичи. Социальные противоречия, экономи­ческий упадок. Реформация и Контрреформация.

Расцвет итальянской поэзии. Поэты-петраркисты и поэты-сатирики. Эпическая традиция, сказания об Орландо (Ро­ланде) в эпосе кантасториев. «Большой Морганте» Луиджи Пульчи. «Влюбленный Роланд» Маттео Боярдо и «Неистовый Роланд» Лодовико Ариосто. Черты кризиса гуманистической культуры в творчестве Торквато Тассо, его поэма «Освобожденный Иерусалим».

Итальянская новеллистика ХV–ХVI веков. «Новеллино» Мазуччо Гвардато, «Вечерние трапезы» Антонфранческо Граццини, «Сто сказаний» Джиральди Чинтио. Творчество Маттео Банделло.

Итальянский ренессансный театр. Особенности «уче­ной комедии». Творчество Лодовико Ариосто и Пьетро Аретино. «Мандрагора» Никколо Макиавелли. Государственная деятельность Макиавелли, его политическая этика. Труд «История Флоренции». Природа власти, ее цели в трактате «Государь». Рождение профессионального театра. «Комедия дель арте» («комедия масок») и ее воздействие на европейскую театральную культуру.


Модуль 3. Литература эпохи Возрождения в Германии, Нидерландах и Франции.

VIII. Литература эпохи Возрождения в Германии и Нидерландах

Специфика социально-политического развития Герма­нии в ХV-ХVI веках. Раздробленность немецких земель. Эконо­мика «вольных» городов. Немецкое бюргерство. Реформация, ее цели и историческая природа. Деятельность Мартина Лютера. Публицистика Лютера, его перевод Библии на немецкий язык. Причины раскола Реформации, Томас Мюнцер. Крестьянская вой­на. Формирование дуалистической конфессиональной системы.

Немецкая гуманистическая культура. Сатирическая направленность литературы. «Корабль дураков» Себастиана Бранта. История создания сборника «Письма темных людей» и участие в нем Ульриха фон Гуттена. Своеобразие «Диалогов» Гуттена. Поэзия Ганса Сакса. Роль народных книг в культуре Германии. «Занимательная повесть о Тиле Уленшпигеле» и «Ис­тория о докторе Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике».

Провинции Нидерландов в составе Испанского коро­левства: экономические и религиозные противоречия. Предпо­сылки ранней буржуазной революции. Начало освободительного движения. Нидерландская культура в эпоху Возрождения.

Жизнь и творчество Эразма Роттердамского. «Ученый гуманизм». «Похвала глупости»: сатирическая картина общества и философский взгляд на мир. Проблематика «Домашних бесед».


IX. Литература эпохи Возрождения во Франции

Франция в ХV-ХVI веках: особенности исторического развития страны. Успехи экономики. Политическая централиза­ция, укрепление королевской власти. Годы правления Францис­ка I. Франко-итальянские войны первой половины XVI века. Ре­формация во Франции. Распространение кальвинизма, гугенотское движение. Религиозные войны (1562-1594) и события Варфоломеевской ночи (1572). Генрих IV. Нантский эдикт 1598 года. Гу­манистическая культура во Франции. Интерес к классической древности, традиции итальянских гуманистов и национальное своеобразие французского Ренессанса.

Поэзия Франсуа Вийона - отражение кризиса средне­векового мировоззрения и начало перехода к Ренессансу. Ран­нее Возрождение и кружок Маргариты Наваррской. «Гептамерон»: связь с итальянской новеллистикой и следование национальным традициям. Поэзия Клемана Мapo. «Новые забавы» и «Кимвал ми­ра» Бонавентюра Деперье.

Зрелое Возрождение и Франсуа Рабле. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль»: источники произведения, замысел и струк­тура книги. Проблематика и образная система. Гуманистические идеи, идеал гармоничного человека. Проблема сатиры, соотнесен­ность образов и событий романа с современной Рабле действительностью. Особенности языка романа. Своеобразие художест­венного метода Рабле. Гротескно-комическая стихия романа, связь с народной культурой. Оценка романа в критике. Концеп­ция М.М. Бахтина: необходимость новой методологии; виды на­родной смеховой культуры; материально-телесное начало жизни; понятия «карнавальность», «амбивалентность», «универсальность праздничного смеха», «гротескный образ тела»; обоснование термина «гротескный реализм».

Позднее Возрождение во Франции. Поэзия Плеяды. Во­прос о создании национальной поэтической школы в «Защите и прославлении французского языка» Жоашена дю Белле. Роль ан­тичной традиции и петраркизма в творчестве Пьера де Ронсара. Сонетные циклы Ронсара («К Кассандре», «К Марии», «К Елене»): эволюция тематики и образа возлюбленной. Кризис французского Возрождения. «Трагические поэмы» Агриппы д'Обинье. «Опыты» Мишеля Монтеня.


Модуль 4. Литература эпохи Возрождения в Англии и Испании

X. Литература эпохи Возрождения в Англии

Социально-экономическое развитие Англии в XIV-XV ве­ках. Движение от Средневековья к Ренессансу. Предренессансные черты в творчестве Джеффри Чосера. Роль Чосера в формировании английского литературного языка. Сборник «Кентерберийские рас­сказы»: роль композиционного обрамления; связь с традицией Боккаччо и новаторство Чосера. Расцвет народной поэзии. Цикл баллад о Робин Гуде.

Экономический подъем в Англии XVI века. Мануфактур­ное производство. Процесс огораживания и его социально-эконо­мические последствия. Законы против бродяг и нищих. Развитие торговли и судоходства. Борьба Англии и Испании за господст­во на морях. Разгром «Непобедимой армады». Начало колониаль­ной экспансии Англии. Развитие государственности при Тюдорах. Реформация в Англии.

Английская гуманистическая культура. Жизнь и твор­чество Томаса Мора. «Утопия»: специфика жанра и его дальней­шее развитие. «Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона. Английский ренессансный роман. «Аркадия» Филипа Сидни, «Эвфуэс, или Анатомия остроумия» Джона Лили, «Злополучный скиталец, или Жизнь Джека Уилтона» Томаса Нэша. Английская поэзия. Объединение поэтов-гуманистов «Ареопаг». Любовные сонеты Филипа Сидни, его трактат «Защита поэзии». «Королева фей» Эдмунда Спенсера. «Спенсерова строфа».

Расцвет английского театра. «Университетские умы» (Томас Кид, Роберт Грин, Кристофер Марло). «Трагическая ис­тория доктора Фауста» К.Марло.

Биография Уильяма Шекспира. Сущность «шекспировского вопроса». Периодизация творчества Шекспира. Шекспир и античность (поэмы «Венера и Адонис», «Лукреция»). Шекспир как лирический поэт, структура и риф­мовка его сонета. Тематика сонетов. Образ лирического ге­роя. Сонеты, посвященные «смуглой леди». Жанровое своеобра­зие драматургии Шекспира. Проблематика и поэтика ранних ко­медий («Укрощение строптивой», «Двенадцатая ночь», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец»). Движение времени в ис­торических хрониках Шекспира. Проблема историзма. Роль «фальстафовского фона». Анализ «Ричарда III» и «Генриха IV». Особенности и эволюция шекспировской трагедии (понятие тра­гического, конфликт, характеры). Своеобразие трагедии «Ромео и Джульетта», относимой к первому периоду творчества Шекспи­ра. Трагедии второго периода. «Гамлет»: источники сюжета, специфика конфликта. Различные трактовки трагедии и образа главного героя. Трагедии «Отелло», «Король Лир», «Макбет». Античные сюжеты в драматургии Шекспира. Трагедии «Юлий Цезарь», «Антоний и Клеопатра», «Кориолан», «Тимон Афинский». «Мрачные комедии» («Все хорошо, что хорошо кончается», «Мера за меру»). Третий период творчества Шекспира. Трагикомедии «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря». Шекспир и мировая литература. Проблемы современного шекспироведения.


XI. Литература эпохи Возрождения в Испании

Завершение Реконкисты и объединение испанских зе­мель. Экономическое развитие. Колониальная экспансия. Усиление абсолютистских тенденций. Ухудшение положения Испании. Внут­ренняя и внешняя политика Филиппа II . Гибель «Непобедимой армады». Роль католической церкви в общественной жизни Испа­нии.

Испанская культура эпохи Возрождения. Жанр романа в испанской ренессансной литературе. Рыцарский («Амадис Галль­ский») и плутовской («Жизнь Ласарильо с Тормеса») романы. Жизнь и творчество Мигеля де Сервантеса. Пасторальный роман «Галатея». Драматургия Сервантеса. Трагедия «Нумансия», коме­дии и интермедии. Сборник «Назидательные новеллы». История создания романа «Дон Кихот»: замысел автора и его воплоще­ние. «Дон Кихот» как литературная пародия (схема рыцарского романа, герой-рыцарь, стиль произведения) и глубинный смысл романа (вечные типы и темы). Жанровая специфика произведения Сервантеса. «Донкихотство», образ Дон Кихота в мировой куль­туре. Речь И.С.Тургенева «Гамлет и Дон Кихот».

Испанский ренессансный театр. Творчество Лопе де Вега. Трактат «Новое искусство сочинять комедии в наше вре­мя». Жанровое многообразие драматургии Лопе де Вега, трудно­сти ее классификации. Драмы «Звезда Севильи», «Фуэнте Овехуна», комедии «Собака на сене», «Учитель танцев».


3.3. Практические (семинарские) занятия

Учебными планами не предусмотрены.


3.4. Лабораторные занятия

Учебными планами не предусмотрены.


3.5. Самостоятельная работа

Виды самостоятельной работы:

  1. Самостоятельное изучение теоретического курса.

  2. Конспектирование обязательных монографий.

  3. Чтение художественных текстов, ведение читательского дневника (в нем студент может кратко изложить содержание прочитанных им художественных произведений, выписать необходимые ему для последующего анализа цитаты из текстов).


Модуль 1

    1. Общая характеристика Средневековья

1.1.1. Самостоятельная работа с материалами синхронистической таблицы, помещенной в «Истории всемирной литературы». Анализ типологических соответствий и различий в развитии западноевропейской и древнерусской литератур.

1.1.2. Изучение основных литературоведческих концепций и выбор для конспектирования одной из предложенных монографий (работы В.М. Жирмунского или Е.М. Мелетинского).

1.1.3. Знакомство с содержанием и структурой хрестоматии под редакцией Б.И. Пуришева.

1.2. Основные этапы развития средневекового эпоса

1.2.1. Исследование проблемы типологического сходства фольклора разных народов, своеобразия средневекового эпоса в сравнении с античным. Работа с одним из мифологических словарей с целью формирования представлений о кельтской и скандинавской мифологии. Привлечение знаний из области средневековой истории (империя Карла Великого; испанская Реконкиста; феодальная раздробленность Германии).

1.2.3. Начало работы с читательским дневником.Чтение художественных текстов из предложенного преподавателем списка (Ирландские саги /по хрестоматии/. Исландские саги /по хрестоматии/. «Старшая Эдда». «Песнь о Роланде». «Песнь о моем Сиде». «Песнь о Нибелунгах».).

1.3. Рыцарская литература XII-XIII вв.

1.3.1. Использование знаний о рыцарстве из курса истории и соотнесение их с содержанием рыцарской лирики и романов.

1.3.3. Продолжение работы с читательским дневником, анализ художественных особенностей «Романа о Тристане и Изольде».

1.4. Средневековая городская литература

1.4.1. Обобщение полученных знаний по средневековой литературе. Составление сводной таблицы, отражающей развитие основных направлений в средневековой литературе (народно-эпическая, клерикальная, рыцарская, городская).

1.4.2. Подготовка к промежуточному контролю: завершение работы над конспектом первой монографии и сдача его преподавателю.

1.4.3. Подготовка к промежуточному контролю: проверка преподавателем читательского дневника студента.


Модуль 2

2.5. Предвозрождение в Италии. Творчество Данте

2.5.1. Более подробное знакомство с биографией Данте, установление связи мировоззрения поэта с политической борьбой в Италии. Выявление в «Божественной комедии» ренессансных тенденций. Соотнесение поэмы Данте с другими его произведениями.

2.5.3. Работа с читательским дневником (Данте Алигьери «Новая жизнь», «Божественная комедия».).

2.6. Общая характеристика западноевропейского Ренессанса

2.6.1. Выявление специфики ренессансной литературы в сравнении со средневековой, формирование, во-первых, четкого представления о различии этих историко-литературных периодов, а во-вторых, о своеобразии каждого из трех этапов в истории Ренессанса. Определение сущности гуманизма как системы мировосприятия, привлечение знаний из области истории (эпоха великих географических открытий), философии (труды М. Монтеня и Ф. Бэкона) и искусствоведения (живопись, скульптура, архитектура). Изучение жанрового многообразия литературы данного периода.

2.7. Литература эпохи Возрождения в Италии

2.7.1. Систематизация знаний о периодизации итальянского Ренессанса и анализ в связи с этим творчества писателей. Использование знаний о философской и художественной культуре в Италии XIV-XVI вв.

2.7.3. Знакомство с различными вариантами перевода сонетов Ф. Петрарки русскими поэтами. Работа с читательским дневником (Ф.Петрарка «Книга песен». Дж.Боккаччо «Декамерон». Л.Ариосто «Неистовый Роланд». Т.Тассо «Освобожденный Иерусалим».).


Модуль 3

3.8. Литература эпохи Возрождения в Германии и Нидерландах

3.8.1. Анализ специфики немецкой гуманистической литературы, ее тесной связи с Реформацией, целей и исторической природы Реформации в Германии. Знакомство с «Историей доктора Фауста» и представление о Фаусте как об одном из вечных образов, о западной и русской «фаустиане».

3.8.3. Обязательная работа с читательским дневником (С.Брант «Корабль дураков». «Письма темных людей». У.Гуттен «Диалоги». Эразм Роттердамский «Похвала глупости».).

3.9. Литература эпохи Возрождения во Франции

3.9.1. Анализ французской литературы эпохи Возрождения в связи с историческими событиями XV-XVI вв.

3.9.2. Подробное изучение монографии М.М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», обязательное отражение в конспекте понятий, составляющих основу концепции ученого и обозначенных в соответствующем разделе лекционного курса.

3.9.3. Знакомство с французской поэзией и ее русскими переводчиками. Чтение художественных текстов (Ф.Вийон. Лирика. Маргарита Наваррская «Гептамерон». Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». П.Ронсар. Лирика.).


Модуль 4

4.10. Литература эпохи Возрождения в Англии

4.10.1. Изучение «Утопии» Т. Мора и обращение к дальнейшей истории утопического жанра с последующей трансформацией его в антиутопию в литературе ХХ века. Более подробное знакомство с биографией У. Шекспира, состоянием английского ренессансного театра, выявление в связи с этим причин возникновения «шекспировского вопроса». Анализ жанрового многообразия драматургии Шекспира (исторические хроники, комедии, трагедии, трагикомедии).

4.10.2. Выбор для конспектирования одной из предложенных монографий (работы А.А. Аникста или Л.Е. Пинского).

4.10.3. Чтение сонетов Шекспира в русских переводах. Работа с читательским дневником (Дж.Чосер «Кентерберийские рассказы». Т.Мор «Утопия». У.Шекспир. Сонеты. Одна из исторических хроник («Ричард Ш» или «Генрих IV»). Одна из комедий («Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Двенадцатая ночь»). Трагедии «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет».).

4.11. Литература эпохи Возрождения в Испании

4.11.1. Определение специфики испанского Ренессанса, тесной связи его с историческими событиями эпохи. Анализ проблематики и образной системы романа М. Сервантеса «Дон Кихот», его влияния на последующую культурную традицию, формирования понятия «донкихотства». Знакомство со статьей И.С. Тургенева «Гамлет и Дон Кихот».

4.11.2. По окончании реализации модуля – проверка преподавателем всех трех конспектов.

4.11.3. Завершение работы с читательским дневником (Лопе де Вега «Овечий источник», «Собака на сене». М.Сервантес «Дон Кихот».). По окончании реализации модуля – проверка преподавателем читательского дневника.


3.6. Структура и содержание модулей дисциплины

См. таблицу № 1.


4. Учебно-методические материалы по дисциплине


4.1. Основная и дополнительная литература,

информационные ресурсы


4.1.1 Художественные произведения

(тексты для обязательного чтения)

1. Ирландские саги /по выбору студента из хрестоматии/

2. Исландские саги /по выбору студента из хрестоматии/

3. Старшая Эдда /несколько песен по выбору студента/

4. Песнь о Роланде

5. Песнь о моем Сиде

6. Песнь о Нибелунгах

7. Бедье Ж. Роман о Тристане и Изольде

8. Данте Алигьери. Новая жизнь. Божественная комедия

9. Ф.Петрарка. Книга песен

10. Дж.Боккаччо. Декамерон /новеллы по выбору студента/

11. Л.Ариосто. Неистовый Роланд /по хрестоматии/

12. Т.Тассо. Освобожденный Иерусалим /по хрестоматии/

13. С.Брант. Корабль дураков

14. «Письма темных людей» /по хрестоматии/

15. У.Гуттен. Диалоги /по хрестоматии/

16. Эразм Роттердамский. Похвала глупости

17. Ф.Вийон. Лирика

18. Маргарита Наваррская. Гептамерон /новеллы по выбору студента/

19. Ф.Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль

20. П.Ронсар. Лирика

21. Дж.Чосер. Кентерберийские рассказы /новеллы по выбору студента/

22. Т.Мор. Утопия

23. У.Шекспир. Сонеты. Ричард Ш. Генрих IV. Укрощение строптивой. Сон в летнюю ночь. Венецианский купец. Двенадцатая ночь. Ромео и Джульетта. Гамлет. Отелло. Король Лир. Макбет /необходимо прочесть несколько сонетов по выбору студента, одну из исторических хроник, одну из комедий и все перечисленные трагедии Шекспира/

24. Лопе де Вега. Овечий источник. Собака на сене

25. М.Сервантес. Дон Кихот

4.1.2 Академические издания


1. История всемирной литературы: В 9 т.-Т.2,3.- М.,1984-1985.

2. История английской литературы: В 3 т.-Т.1,Вып.1,2.-М.-Л.,1953.

3. История немецкой литературы: В 5 т. - T.l.-M. 1962.

4. История французской литературы: В 4 т. - T.l.-M.-Л.,1946.

4.1.3 Учебники и учебные пособия


1. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение/ М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский, С.С. Мокульский, А.А.Смирнов. - 5-е изд., испр. и доп.-М., 2000

2. Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения. Идея "универсаль­ного человека". Кypc лекций. - М.,1996.

3. Пуришев Б.И. Зарубежная литература средних веков: Хресто­матия. - Т. 1-2. -2-е изд..-М,,1974-1975.

4. Пуришев Б.И. Зарубежная литература. Эпоха Возрождения: Хрестоматия.- 2-е изд.-М.,1976.

  1   2   3

Похожие:

«Сибирский федеральный университет» утверждаю директор института филологии и языковой коммуникации icon«Сибирский федеральный университет» утверждаю директор института филологии и языковой коммуникации
Дисциплина Практический курс перевода первого иностранного языка (английский язык)
«Сибирский федеральный университет» утверждаю директор института филологии и языковой коммуникации icon«Сибирский федеральный университет» утверждаю : Директор Института филологии и языковой коммуникации
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 030000 «Гуманитарные...
«Сибирский федеральный университет» утверждаю директор института филологии и языковой коммуникации icon«Сибирский федеральный университет» утверждаю: Директор Института филологии и языковой коммуникации
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 030000 «Гуманитарные...
«Сибирский федеральный университет» утверждаю директор института филологии и языковой коммуникации icon«Сибирский федеральный университет» утверждаю: Директор Института филологии и языковой коммуникации
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 030000 «Гуманитарные...
«Сибирский федеральный университет» утверждаю директор института филологии и языковой коммуникации icon«Сибирский федеральный университет» утверждаю: Директор Института филологии и языковой коммуникации
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 030000 «Гуманитарные...
«Сибирский федеральный университет» утверждаю директор института филологии и языковой коммуникации icon«Сибирский федеральный университет» утверждаю: Директор Института филологии и языковой коммуникации
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 030000 «Гуманитарные...
«Сибирский федеральный университет» утверждаю директор института филологии и языковой коммуникации icon«Сибирский федеральный университет» утверждаю директор института филологии и языковой коммуникации
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного...
«Сибирский федеральный университет» утверждаю директор института филологии и языковой коммуникации icon«Сибирский федеральный университет» утверждаю: Директор Института филологии и языковой коммуникации
Программа предназначена для студентов 3 курса и преподавателей факультета современных иностранных языков, готовящих студентов по...
«Сибирский федеральный университет» утверждаю директор института филологии и языковой коммуникации icon«сибирский федеральный университет» иститут филологии и языковой коммуникации утверждаю
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 035700. 62 Лингвистика – суть и назначение
«Сибирский федеральный университет» утверждаю директор института филологии и языковой коммуникации iconИнститут филологии и языковой коммуникации
Приветственное слово участникам семинара директора Института филологии и языковой коммуникации сфу д ф н., профессора Людмилы Викторовны...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница