Программа «Наследие» разработана М. Новицкой. Цель программы введение ребёнка в родную культуру, приобщение к тем духовным ценностям, которые и являются человеческим началом, объединяющих всех людей. Программа «Русский дом»




Скачать 53.55 Kb.
НазваниеПрограмма «Наследие» разработана М. Новицкой. Цель программы введение ребёнка в родную культуру, приобщение к тем духовным ценностям, которые и являются человеческим началом, объединяющих всех людей. Программа «Русский дом»
Дата27.02.2013
Размер53.55 Kb.
ТипПрограмма
Место народного искусства в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена родная культура, когда понятно и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся – теряются ориентиры движения вперёд, снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только подачей знаний» (Лихачёв).

Именно поэтому родная культура как мать и отец должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Многие педагоги обращались к проблеме использования устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста (Е.Н.Водовозова, Н.С.Карпинская, О.И.Соловьёва, Е.И.Тихеева, А.П.Усова, Е.А.Флёрина и др.).

Сейчас, в сложный период, коллективы многих дошкольных учреждений продолжают искать возможности для плодотворной деятельности, обращаясь именно к традиционному народному наследию. В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования появляются современные программы и технологии, базирующиеся на личностно – ориентированном подходе к ребёнку.

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» разработана в Нижнем Новгороде О.Князевой и М.Маханёвой. Цель программы – формирование у детей дошкольного возраста (3 – 7 лет) базиса личностной культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Программа «Наследие» разработана М.Новицкой. Цель программы – введение ребёнка в родную культуру, приобщение к тем духовным ценностям, которые и являются человеческим началом, объединяющих всех людей.

Программа «Русский дом» разработана и апробирована в городе Барнауле. Руководитель программы Н.А.Яковлева. Работа с детьми по программе должна вестись по нескольким направлениям: развитие речи и ознакомление с окружающим, «Отечество моё», изобразительная деятельность, музыка, основы народных ремёсел, физическое совершенствование и оздоровительная работа. Взаимосвязь всех этих направлений подчинена достижению главной задачи – воспитание интеллектуально развитых детей, формирование в маленьком человеке устойчивых нравственных категорий, любви к Отечеству и окружающим его людям, а также способствует подготовке детей к дальнейшему обучению в школе.

Таким образом, можно констатировать, что в последние годы в российской системе дошкольного образования произошли перемены в плане обновления содержания образования и воспитания детей. Выше перечисленные программы помогают педагогам приобщить дошкольников к истокам народной культуры, её духовным ценностям.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и являются частью его истории.

Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно – прикладное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности. Источником творчества народного мастера является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка, именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему.

Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно – творческих способностей.

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.

Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счёт усвоения сравнений, эпитетов, синонимов и других, например: «добрый молодец», «красна девица», «ясный сокол», «малые детушки».

На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о добре и зле. Рассматривая произведение декоративно – прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

Осуществление изобразительной, художественно – речевой , музыкальной деятельности на материале народного искусства будет способствовать удовлетворению такой потребности, как интеллектуальная, познавательная потребность, потребность в приобретении новых знаний о мире.

Познавая образцы, произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважения к человеку, бережное отношение к природе.

Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, мы отмечаем его терапевтическое воздействие. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создаёт эмоционально благоприятную обстановку для детей. Они получают эмоционально – положительное подкрепление в виде успешности осуществляемой деятельности, испытывая от этого чувство умелости и связанного с ними удовольствия. Занимаясь художественно – творческой деятельностью, особенно фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Народное творчество своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешки, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы.

И всё это обеспечивает психологическую разгрузку.


Список литературы:

  1. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М.: А.П.О., 1995. – 72 с.

  2. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб: «Детство – Пресс», 2001.

  3. Князева О.А., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа – СПб: Акцидент, 1997. – 158 с.

  4. Программы дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000.– 48с.

Похожие:

Программа «Наследие» разработана М. Новицкой. Цель программы введение ребёнка в родную культуру, приобщение к тем духовным ценностям, которые и являются человеческим началом, объединяющих всех людей. Программа «Русский дом» iconНаучно-образовательное культурологическое общество
Цель конкурса – приобщение молодежи к отечественным духовным, патриотическим ценностям и их освоению через активизацию творческой...
Программа «Наследие» разработана М. Новицкой. Цель программы введение ребёнка в родную культуру, приобщение к тем духовным ценностям, которые и являются человеческим началом, объединяющих всех людей. Программа «Русский дом» iconРабочая программа по русскому языку разработана на основе программы курса «Русский язык 10-11 классы» / под редакцией Гольцовой Н.
Программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений курса «Русский язык» 10-11 классы, 2-е издание/ под редакцией...
Программа «Наследие» разработана М. Новицкой. Цель программы введение ребёнка в родную культуру, приобщение к тем духовным ценностям, которые и являются человеческим началом, объединяющих всех людей. Программа «Русский дом» iconПрограмма развития на 2009-2012гг. Разработчик программы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Родничок»
Программа разработана в соответствии с «Международной Конвенцией о правах ребенка», «Декларацией прав ребенка», «Конституцией рф»,...
Программа «Наследие» разработана М. Новицкой. Цель программы введение ребёнка в родную культуру, приобщение к тем духовным ценностям, которые и являются человеческим началом, объединяющих всех людей. Программа «Русский дом» iconПрограмма «физическая культура»
Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов, как минимум тем, что обучают детей чтению,...
Программа «Наследие» разработана М. Новицкой. Цель программы введение ребёнка в родную культуру, приобщение к тем духовным ценностям, которые и являются человеческим началом, объединяющих всех людей. Программа «Русский дом» iconПрограмма «физическая культура»
Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освое- ния всех остальных предметов, как минимум тем, что обучают детей чтению,...
Программа «Наследие» разработана М. Новицкой. Цель программы введение ребёнка в родную культуру, приобщение к тем духовным ценностям, которые и являются человеческим началом, объединяющих всех людей. Программа «Русский дом» iconПрограмма «Я читатель!». Цель программы приобщение детей к чтению и развитие творческих способностей. Программа реализовывалась в 4 этапа: Работа с дошкольниками (3-7 лет): экскурсии в библиотеку «Знакомство с новыми друзьями»
...
Программа «Наследие» разработана М. Новицкой. Цель программы введение ребёнка в родную культуру, приобщение к тем духовным ценностям, которые и являются человеческим началом, объединяющих всех людей. Программа «Русский дом» iconРабочая программа по русскому языку
Программа разработана на основе авторской программы А. Д. Дейкиной, Т. М. Пахновой «Русский язык в старших классах». – М.: Вербум...
Программа «Наследие» разработана М. Новицкой. Цель программы введение ребёнка в родную культуру, приобщение к тем духовным ценностям, которые и являются человеческим началом, объединяющих всех людей. Программа «Русский дом» iconРабочая программа Учебного курса русский язык 7 класса
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые...
Программа «Наследие» разработана М. Новицкой. Цель программы введение ребёнка в родную культуру, приобщение к тем духовным ценностям, которые и являются человеческим началом, объединяющих всех людей. Программа «Русский дом» iconРабочая программа Учебного курса русский язык 6 класса
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые...
Программа «Наследие» разработана М. Новицкой. Цель программы введение ребёнка в родную культуру, приобщение к тем духовным ценностям, которые и являются человеческим началом, объединяющих всех людей. Программа «Русский дом» iconРусский язык
Программа разработана на основе авторской учебной программы«Школа 2100», по курсу «Русский язык». Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница