Педагог-психолог




Скачать 87.81 Kb.
НазваниеПедагог-психолог
Дата26.02.2013
Размер87.81 Kb.
ТипДокументы
Консультация на тему:


«КОНФЛИКТЫ И ОСНОВНЫЕ

СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ»




Подготовила:

Венза Т.В.,

педагог-психолог


Радужный – 2012 г.

Конфликты и основные способы их разрешения

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Конфликт – это «ситуация, в которой стороны сообщают о несовместимости их потенциальных позиций, исключающих намерение другой стороны» (Боулдинг).

В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение одним из участников полностью или частично лишая другую сторону возможности добиться своих целей.

Среди участников конфликта различают:

  • оппонентов – это стороны, которые выступают в противостояние из-за притязаний на объект конфликта;

  • вовлеченные группы;

  • заинтересованные группы.

Вовлеченные и заинтересованные группы участвуют в конфликте по двум причинам: либо они способны повлиять на исход конфликта, либо результат конфликта затрагивает их интересы.

В соответствии с классификацией Л. Коузера, конфликты могут быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными).

Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.

Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т. е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций.

Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу. Надежный способ профилактики подобных конфликтов в организации — создание благоприятной психологической атмосферы, повышение психологической культуры руководителей и подчиненных, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.

Существуют пять основных типов конфликта:

  1. внутри личностный;

  2. межличностный;

  3. между личностью и группой;

  4. межгрупповой;

  5. социальный.

1.Внутри личностный конфликт: участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п. Внутри личностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе. Причиной конфликта является рассогласование личных потребностей и требований производства. Внутренние конфликты могут возникать вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте.

2.Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего — это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.

3.Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа — конфликт между группой и руководителем. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле руководства.

4.Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом. Частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между высшим и более низким уровнями управления, т. е. между линейным и штабным персоналом.

5.Социальный конфликт — это «ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга».

Причины возникновения конфликтов:

1. «Позиционный дефицит». Невозможность одновременного исполнения одной роли или функции несколькими субъектами, что ставит их в отношение состязательности.

2. «Дефицит источников». Разные представления о ценностях, в результате чего несколько человек одновременно не могут удовлетворить свои притязания в полной мере.

3. Формирование агрессивных реакций человека.

4.Ограниченность в ресурсах; различия в уровне образования, манерах поведения, жизненном опыте.

5. Низкий уровень коммуникации и культуры поведения.

Начало конфликта связано, по меньшей мере, с тремя условиями:

1)первый его участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику путем физических действий, заявлений и т. д.;

2)второй участник сознает, что эти действия направлены против него;

3)второй участник в ответ предпринимает активные

действия против инициатора конфликта; с этого момента можно считать, что он начался. Конфликт начинается в случае противоборства сторон. Возникает лишь тогда, когда стороны начнут активно противодействовать друг другу, преследуя свои цели.

Перечень элементов конфликта:

1) два участника или две стороны конфликта;

2) взаимо- несовместимость ценностей и интересов сторон;

3) поведение, направленное на уничтожение планов, интересов противоположной стороны;

4) применение силы для влияния на другую сторону;

5) противопоставленность действий, поведения сторон;

6) стратегии и тактики конфликтного взаимодействия;

7) личностные особенности участников: агрессивность, авторитетность и пр.;

8) характер внешней среды, присутствует ли третье лицо и т. д.

Динамика развития конфликта:

- возникновение конфликтной ситуации,

- осознание конфликтной ситуации,

- собственно конфликтное поведение - обоюдно направленные и эмоционально окрашенные действия, которые затрудняют достижение целей, интересов противника и способствуют реализации собственных интересов в ущерб другой стороне;

- исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта) Развертывание конфликта или его разрешение зависит от участников, их личностных особенностей, интеллектуальных, материальных возможностей, которые есть у сторон, от сути и масштабов самой проблемы, от позиций окружающих лиц, от представления участников о последствиях конфликта, от стратегии и тактики взаимодействия.


Важную роль в разрешении конфликта играют следующие моменты:

- адекватность отражения конфликта;

- открытость общения конфликтующих сторон;

- создания климата доверия;

- определение существа конфликта.


Признавая конфликт нормой общественной жизни, специалисты говорят о необходимости создания механизма психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций.

Выделяют пять способов разрешения конфликта:



Стиль

Сущность стратегии

Условия эффективного применения

Недостатки

1

Соревнование (конкуренция)

Стремление добиться своего в ущерб другому; предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Исход очень важен. Обладание определенной властью. Необходимость срочного решения.

При поражении - неудовлетворенность; при победе - чувство вины; непопулярность; испорченные отношения.

2

Уклонение (избегание)

Уход от ответственности за решения; характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересом партнера.

Исход не очень важен. Отсутствие власти. Сохранение покоя. Желание выиграть время.

Переход конфликта в скрытую форму.

3

Приспособление

Сглаживание разногласий за счет собственных интересов; предполагает повышенное внимание к интересам другого, при этом собственные интересы отходят на задний план.

Предмет разногласия более важен для другого. Желание сохранить мир. Правда, на другой стороне. Отсутствие власти

Вы уступили. Решение откладывается.

4

Компромисс

Поиск решений за счет взаимных уступок; представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной.

Одинаковая власть.

Взаимоисключающие

интересы.

Нет резерва времени.

Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены

5

Сотрудничество

Поиск решения, удовлетворяющего всех участников; является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

Есть время. Решение важно обеим сторонам. Четкое понимание точки

зрения другого.

Желание сохранить отношения.

Временные и энергетические затраты.


Литература:

1.Гришина Н.В. “Производственные конфликты и их регулирование” Л,1982

2.Зигер В., Ланг Л. “Руководить без конфликтов” М,1990

3.Латынов В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон.// Иностранная психология, том 1, № 2, 1993.

4.Скотт Дж. “Сила ума. Способы разрешения конфликтов”.- СПб, 1993

Похожие:

Педагог-психолог iconПротокол №4 от 21. 12. 2011
Присутствовали: Лукина М. М. зам директора по увр, педагог-психолог, Пономарева А. В. педагог-психолог, Байсугурова Н. П. социальный...
Педагог-психолог icon«Учитель года Москвы 2011» «Педагогический дебют» «Педагог-внешкольник» «Педагог-психолог»
Методические материалы подготовлены руководителями структурных подразделений- организаторами педагогических конкурсов Департамента...
Педагог-психолог iconПубличный отчет директора муниципального общеобразовательного учреждения
Казанцева М. В., заместитель директора по увр моисейкина О. В., Аржанова О. Г., заместитель директора по вр крылова С. Г., социальный...
Педагог-психолог iconЭлективный курс "Психология конфликта"
Вдович Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы, педагог-психолог
Педагог-психолог iconИнсценированную игру «Опасная сигарета» для учащихся 7-х классов провела 28. 03. 2011 педагог- психолог гимназии №87 Дикова Е. В

Педагог-психолог iconТема проекта
Автор: Медведева Н. А. педагог психолог, Тихвинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Педагог-психолог iconПедагог-психолог моу сош №83 г. Краснодара
О влиянии стилей родительских отношений на поведение личности и проявления агрессии у детей
Педагог-психолог iconПрограмма «здоровье» Ананьино 2006 Анализ ситуации состояния здоровья учащихся Ананьинской ош за 2003-2004 уч год
В сентябре 2003 года в Ананьинской ош был создан цсуз. В штат Центра были включены следующие сотрудники: руководитель Центра, педагог-психолог,...
Педагог-психолог iconАнализ учебного и методического процесса 2008\09 учебный год
Из них учителей: предметников – 20, совместителей – 4, библиотекарь – 1, социальный педагог – 1, психолог – 1, логопед-1
Педагог-психолог iconБиография диана Балыко
Нлп. Историк, педагог и драматург по образованию, бизнес-тренер, журналист и сценарист по профессии, поэтесса, фотохудожник и психолог...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница