Уроков, посвященных 200-летию победы русского народа в Отечественной войне 1812 года




Скачать 120.23 Kb.
НазваниеУроков, посвященных 200-летию победы русского народа в Отечественной войне 1812 года
Дата26.02.2013
Размер120.23 Kb.
ТипУрок
Приложение

к письму министерства образования

Иркутской области

«_____»_____________2012г. №______


Методические рекомендации по проведению в муниципальных и государственных образовательных учреждениях Единых уроков, посвященных 200-летию победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.


Примерное название единого урока может быть таким: «1812 год и русский патриотизм».

1. Введением в тему должно стать чёткое представление причин и условий противоборства Франции и России в начале Х1Х столетия. Среди причин следует назвать столкновение претензий Наполеона на мировое господство со стремлением Александра I руководить европейской политикой. При этом учащиеся должны помнить, что Россия в 1812 г. уже вела две войны: с Турцией и Ираном. Наполеон делал на это свою ставку.


2. Среди проблем, ухудшавших положение России в преддверии войны с французами, следует назвать неразвитость промышленного производства и недостаток доступных ресурсов для полноценного обеспечения всем необходимым русской армии. Кроме того, русская армия, свободная от участия в других войнах и способная встретить французов, уступала им в численном отношении в два с лишним раза и была растянута на большом пространстве приграничных областей России. Таковы были стартовые возможности нашего Отечества накануне войны.


3. Не особенно детализируя ход военных действий, следует затронуть наиболее важные сражения войны (в связи с особой их значимостью для раскрытия темы). Одним из них нужно рассматривать Смоленское сражение как первое крупное столкновение с французами. Чем оно важно? В первую очередь тем, что к этому времени русскому командованию удалось соединить силы 1-ой и 2-ой западных армий в единый «кулак» против Наполеона. Значимость этого сражения состоит также в том, что к борьбе с врагом подключаются русские ополченцы. В целом, развернувшиеся события всколыхнули широчайшие народные массы России, вызвали небывалую энергию народа; пробудилось национальное сознание. Таким образом, буквально с первых же дней война приобретает национально-освободительный характер.


4. Далее следует обратить внимание на то, что в период первоначального вынужденного отступления русской армии на ряде западных территорий Российской империи возникают крестьянские партизанские отряды. По мере продвижения захватчиков народное сопротивление нарастает. Со всей очевидностью, со стороны населения России война становится справедливой и оборонительной.


5. Интерес учащихся вызовет сообщение о том, что русский народ не поддался на распространявшиеся французами слухи о предстоящем освобождении от крепостной зависимости (фактические же французская армия подавляла антикрепостнические выступления).


6. Следует указать на то, что характер народного противодействия был не одинаков на разных этапах французской экспансии. Вначале крестьяне действовали сравнительно пассивно (отказывались от поставок фуража и продовольствия французской армии, покидали свои деревни и уходили в леса). Затем они перешли к активным формам партизанской борьбы (нападение на вражеские отряды, активная помощь русской армии). Эффективность борьбы партизан учащиеся увидят в том, что французское командование вынуждено было у себя в тылу оставлять целые воинские части для подавления народного сопротивления.


7. Затем важно отметить, что Смоленское сражение обогатило российское руководство определенным опытом. На Государственном Совете было принято решение о назначении М.И.Кутузова на пост главнокомандующего русской армией. Нужно показать важность этого назначения и преимущества фигуры М.И.Кутузова перед другими кандидатами на этот пост.


8. Небезынтересно будет показать первые практические действия М.И.Кутузова после вступления в должность.


9. Среди этих действий нужно особо подчеркнуть поиск возможности дать врагу генеральное сражение (поиск места для такого сражения).


10. Особый разговор о Бородинском поле. Почему для генерального сражения был выбран район села Бородино? Ответ на этот вопрос кроется в характеристике особенностей ландшафта этого района. Дать эту характеристику. Отметить удачный выбор места генерального сражения как одно из проявлений полководческого таланта М.И.Кутузова.


11. Следует показать особенности тактики русской армии на Бородинском поле (удачная расстановка с учетом местности артиллерии и пехоты, обходной маневр кавалерии и удар во вражеский фланг, гибкое использование русских боевых позиций).


12. Указать на 3 главных результата Бородинского сражения:

1) наполеоновская армия не сломила сопротивление русских и не открыла себе дорогу на Москву; 2) русская армия вырвала у противника половину его войск; 3) французская армия морально была подорвана, в то время, как у русских войск возросла уверенность в победе.


13. На уроке следует особо подчеркнуть, что в Бородинском сражении русские воины проявили огромную стойкость, героизм, мужество.

14. Далее нужно обратить внимание на то, что после Бородинской битвы русская армия не была сразу же готова повторить подобное сражение, и мудрый М.И.Кутузов меняет тактику борьбы с Наполеоном. По его настоянию русские оставляют Москву, и главное: Кутузов развёртывает «малую войну» силами армейских и партизанских отрядов. К партизанской борьбе привлекается ряд ополчений.


15. Уместно напомнить учащимся, что русское правительство опасалось развития крестьянского партизанского движения, способного после разгрома французов направить своё оружие против помещиков-крепостников. Поэтому было принято решение о более широком использовании армейских партизанских отрядов, которые могли бы взять крестьян под свой контроль.


16. Следует показать особенности борьбы крестьянских партизанских отрядов (выставление сторожевых постов и нападение на врага из засад, охрана своих селений от французского разорения, захват обозов и пленных, информирование русского командования о противнике и его продвижении, конвоирование пленных и т.п.).


17. Целесообразно указать на то, что в сопротивлении захватчикам участвовали наряду с крестьянами представители других социальных слоёв и категорий (разумеется, дворяне, составлявшие офицерский корпус русской армии, мещане, сельские старосты, бургомистры, а также женщины и подростки).


18. Одно из особенностей российской социально-политической ситуации в период этой войны нужно считать стихийную консолидацию всех социальных групп общества. Классовые противоречия самой обстановкой были отодвинуты на задний план в связи с том, что первостепенное значение приобрела необходимость отпора внешнему врагу, желавшему лишить наше Отечество независимости.


19. Необходимо показать вклад в победу над врагом российского тыла. Обратить внимание на то, что крестьяне, ремесленники, рабочие мануфактур производили оружие, обмундирование, продовольствие. Жители городов и губерний собирали деньги, одежду, продовольствие на нужды армии.


20. Нелишне будет напомнить, что накануне войны с Наполеоном была проведена реорганизация русской армии под руководством графа А.А.Аракчеева. В результате этой реорганизации в армии было ликвидировано казнокрадство, улучшились материальное обеспечение военнослужащих и условия солдатского быта. Повысился уровень доверия солдатской массы к офицерам. Эти факты дают возможность несколько реабилитировать в глазах современного школьника обычно критикуемого царского фаворита А.А.Аракчеева.


21. В финале урока следует подчеркнуть, что русский народ был подлинным героем войны 1812 года. Подвиг россиян в этой войне с многократным увеличением был повторен в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в совершенно иных исторических условиях и достоин искреннего уважения и почитания потомков.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бабкин В. И. Народное ополчение в Отечественной войне 1812 г. М.: Соцэкгиз, 1962.

2. Бескровный Л. Г. Партизаны в Отечественной войне 1812 г. – Вопросы истории, 1972, № 1,2.

3. Богданов Л. П. Русская армия в 1812 г. Организация, управление, вооружение. М.: Воениздат, 1979.

4. Бородино. Документы, письма, воспоминания. М.: Советская Россия, 1962.

5. Бородино, 1812. Б. С. Абалихин, Л. П. Богданов, В. П. Бучнева и др. - М.: Мысль, 1987.

6. Герои 1812 года/Сост.В. Левченко. - М.: Молодая гвардия, 1987 (Жизнь замечательных людей)

7. Жилин П.А. Михаил Илларионович Кутузов. Жизнь и полководческая деятельность. М.: Воениздат, 1979.

8. Недаром помнит вся Россия…: Сборник/Сост. В.Г.Левченко, В.В.Володин.- М.: Молодая гвардия, 1987.

9. Поле славы/Сост. В.И.Калугин - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1988.

10. России двинулись сыны: Записки об Отечественной войне 1812 года ее участников и очевидцев/Сост. С.С.Волк, С.Б.Михайлова. - М.: Современник, 1988.

11. Серебряков Г.В. Денис Давыдов. - М.: Молодая гвардия, 1985 (Жизнь замечательных людей).

12. Сироткин В.Г. Отечественная война 1812 года. - М.: Просвещение, 1988.


Иркутская губерния в Отечественной войне 1812 года


Несмотря на удалённость Сибирского края от центральных районов России и разобщённость населённых пунктов, жители Иркутской губернии живо откликнулись на те события, которые происходили в стране.[1]

9 августа у переправы через Ангару появился царский курьер. Он едва держался в седле, и весь вид его говорил о долгом утомительном пути. Перевозчики, обычно медлительные, тут же отправили к нему плашкоут. Он не успел ещё коснуться причальной стенки, как офицер, огрев плетью коня, оказался на деревянном настиле.

Перевозчики удивлённо переглянулись. Что за спешка, когда остались позади тысячи верст... Кажется, совсем недавно, в апреле, переправляли они курьера, который привёз манифест о наборе рекрутов. Был тот постарше, а не выглядел таким утомлённым, словно совершал увеселительную прогулку в удобной карете, и не загонял в сутки по паре лошадей.

Вспомнили перевозчики и то, что всё время, пока плыли к Иркутску, тот курьер шутил, интересовался здешними новостями да тем, кто где балы даёт.

Этот совсем другой. Не заговорил, не улыбнулся, не рассказал мимоходом о столичной жизни. Даже с коня не слез, чудак. Мотается в седле, а не слазит. Вот и берег. Курьер лишь кивнул перевозчикам в знак благодарности и, промчавшись мимо Московских ворот, повернул к дому иркутского губернатора Трескина.

У самых дверей его попытались остановить два дюжих солдата инвалидной команды, но при виде императорского вензеля на депеше взяли на фрунт, пропустив гонца. Трескин перечитал бумагу несколько раз. Это был июньский манифест Александра I о начале войны с Наполеоном и приказ императора по Русской армии....

Ударили колокола Спасской церкви и Богоявленского собора. Звонари били большой сбор, и из ближайших домов, гостиного двора, мещанских рядов, галантерейных лавок, что обрамляли Гостинодворскую площадь, из зданий губернского правления, суда и окружного казначейства спешил к Спасской церкви люд.

С высокого парапета её и услышали горожане о вступлении французов в Россию, обращение императора к Русской армии.

Словно оцепенел люд. Никогда ещё на большой городской площади не было так тихо. Но длилось это мгновения. Гул нарастал постепенно, и вскоре заколыхалось человеческое море. [2]

Полученные известия о нашествии Наполеона вызвали патриотический подъём. Летом 1812 года здесь было набрано и отправлено 566 рекрутов, полностью снаряженных самим населением. При этом многие молодые жители Иркутска изъявили желание пойти в армию добровольцами. [3]

Перед войной 1812 года был издан указ, по которому в сибирских губерниях рекрутский набор составлял по 4 человека с 500 душ. Во время войны рекрутские наборы проводились два раза. [4]

Даже в годину бедствий боялось царское правительство вооружать простой люд, боялось оставить хозяев без работников, помещиков без крепостных крестьян.

Но что могут указы и рескрипты самодержца, когда отчизна в опасности, и на защиту её поднялся весь народ. Им ли, потомкам землепроходцев, в стороне стоять от общей беды? [5]

Иркутяне также охотно шли и в народное ополчение. Однако царское правительство, боясь активности народных масс, старалось всячески ограничить доступ широких слоев народа в ополчение. Царь разрешил создавать ополчение лишь в некоторых губерниях. Иркутская губерния в этот список не входила. Несмотря на это, некоторые молодые и здоровые люди на свой страх и риск решились поехать в европейскую часть страны и там вступить в ополчение. Местные власти вынуждены были некоторым лицам разрешить вступить в ополчение. Отобрав наиболее крепких здоровьем, снабдив их оружием, обмундированием, выдав им жалованья на 10 месяцев вперёд, а также наспех обучив военному делу направила в Казань. Там иркутяне влились в общие ряды ополченцев.

В рядах петербургского ополчения сражался известный впоследствии декабрист В.И. Штейнгель. До этого много лет служил в Охотске, Кяхте. Оставив семью в Иркутске, он ушёл добровольцем на фронт. В.И. Штейнгель участвовал в нескольких сражениях, был награждён орденами (орден святой Анны второй степени, орден Владимира 4 степени с бантом).

После месяца странствий добрались наконец до Москвы вольные ополченцы Алексей Хабардин, Иван Месихин. Пётр Гуляев, Афанасий Тюрюмин. И вовремя: 27 августа началось военное обучение на Преображенской, Семёновской и Измайловской площадях.

Воевать направили не куда-нибудь, а в Иркутский драгунский полк.

Осенью 1812 года граф П.И.Салтыков сформировал на собственные деньги из своих крепостных как одну из частей ополчения гусарский полк.

В декабре 1812 года полк был слит с Иркутским драгунским полком, который был переименован в Иркутский гусарский полк. Униформу полк сохранил, ту, в которую одел свой полк Салтыков. Гусары - лёгкая кавалерия Русской Армии предназначалась для выполнения задач разведки, боевого охранения войск связи, прикрывая в бою, рейдов на коммуникации противника. [6]

В Иркутском гусарском полку служил драматург Александр Сергеевич Грибоедов.

Михаил Емельянович Харитонов служил в составе Иркутского драгунского полка. 48-летний сибиряк прошёл через всю войну, защищал батарею Раевского, бился под Варшавой, освобождал Саксонию, Гольштинию, принимал участие в блокаде Гамбурга. А вместе с ним Василий Зарубин, Алексей Высоких, Иван Месихин, Пётр Гуляев. [7]

Сибирские рекруты и ополченцы героически сражались с врагом на фронте. Они оказались выносливыми и крепкими, решительно и храбро атаковали врага в наступлении. Многие сложили свои головы под Смоленском, Бородино, Малоярославцем. Другие безвестно погибли на полях сражений, освобождая страны Западной Европы от господства Наполеона.

Много сибиряков служило в 24-й дивизии, которая героически защищала батарею Раевского на Бородинском поле, почти вся пала, но не отступила с поля боя.

Беспримерным мужеством этой дивизии восхищались даже французские генералы.

Генерал граф де Сегюр говорил, что солдаты, оборонявшие батареи Раевского, "упорствовали до остервенения". Было видно, как они, не теряя мужества, смыкали свои ряды перед нами и, несмотря на то, что их беспрестанно отбрасывали, они снова под предводительством своих генералов вступали в битву и шли умирать у подножия окопов, возведённых их руками...".

Ярким проявлением патриотических чувств народа была материальная помощь Родине в борьбе с неприятелем.

Население, особенно простой народ края, живо откликнулось на сбор средств и вещей.

Так, рабочие Тельминской мануфактуры в короткий срок собрали 6000 рублей. Голодая часто сами, они, проявляя горячую любовь к Отчизне, жертвовали свои последние гроши.

Успешно проходила подписка среди простого люда Иркутска. "Иркутские мещане, - говорилось в списке жертвователей, воодушевлённые ревностью к пользам государственным и любовью к отечеству, по убеждениям собственных чувств своих на всеобщее вооружение ополчившихся для отражения врагов отечества нашего при настоящих обстоятельствах всякой по мере сил и возможностей приносят в пожертвование".

Взносы по размерам были различными: от 1 до 25-50 рублей.

Дружно жертвовали русские и бурятские крестьяне. Кроме денег, они доставляли мясо, кожу, рогатый скот, лошадей, холст, сукно, муку, крупу.

Эвенки сдавали пушнину.

Несмотря на то, что Иркутская губерния была самой малочисленной из всех сибирских губерний, а положение народа из-за неурожайных лет тяжелым, он заняла одно из первых мест по сумме собранных средств. По всей Сибири к концу 1812 года было собрано 480 тысяч рублей, из этой суммы на долю Иркутской губернии выпало 170 тысяч рублей.

Скупыми оказались богатые купцы Иркутска. Это даже вынужден был отметить иркутский губернатор, указав, что "здешнее купечество... остаётся без всякого в столь важном государственном деле достижения и не приемлет с прочим в горячейшем стремлении на глас призывающего отечества".

Даже такой богатейший иркутский купец, как Мыльников, пожертвовал всего 5 рублей, Иван Зайцев- 10 рублей и.т.д.

Только после долгих уговоров и увещеваний со стороны губернатора иркутское купечество вынуждено было раскошелиться и повысить свои взносы на оборону.

Таким образом, подлинный патриотизм и любовь к своему государству проявили простые люди- крестьяне, ремесленники, работные люди.

Народ огромной страны вынес все тяготы войны и обеспечил победу над врагами отечества.

Враг был разгромлен, и в победу над врагом значительный вклад внесли жители Иркутской губернии. [8]

Примечания

  1. Косых А.П. Хрестоматия по истории Иркутской области. Иркутск, 1989,стр. 48.

  2. Гольдфарб С.И.Иркутск. Рассказы из истории старого города. Иркутск. Комсомольская правда. Байкал,2007.

  3. Панов В.Н., В.Г.Тюкавкин. Очерки по истории Иркутской области. Иркутск, 1970.

  4. Туристический центр "Магнит Байкал". Очерки истории Иркутска. Иркутск, 2011.

  5. Гольдфарб С.И.Иркутск. Рассказы из истории старого города. Иркутск. Комсомольская правда. Байкал,2007.

  6. Туристический центр "Магнит Байкал". Очерки истории Иркутска. Иркутск,2011.

  7. Веремеев Н.Анатомия армии. Гусары Русской Армии в войне 1812 года".net.site

  8. Гольдфарб С.И.Иркутск. Рассказы из истории старого города. Иркутск. Комсомольская правда. Байкал,2007.

  9. Панов В.Н., В.Г.Тюкавкин. Очерки по истории Иркутской области. Иркутск,1970.


Статья подготовлена Петром Леонидовичем Гущиным.




Похожие:

Уроков, посвященных 200-летию победы русского народа в Отечественной войне 1812 года iconПоложение об областном конкурсе творческих работ «Недаром помнит вся Россия…» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений, посвященном 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года
Россия …» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений, посвященный 200-летию победы России в Отечественной войне 1812...
Уроков, посвященных 200-летию победы русского народа в Отечественной войне 1812 года iconА. В. Буров «30» мая 2012 г. Положение
«Во славу Отечества и Тихого Дона!», посвящённого 200 – летию победы России в Отечественной войне 1812 года и участию в войне 1812...
Уроков, посвященных 200-летию победы русского народа в Отечественной войне 1812 года icon«Недаром помнит вся Россия» (участие рязанцев в Отечественной войне 1812 г.)
В наступившем году мы отмечаем 200-летний юбилей победы в Отечественной войне 1812 года. Это одна из самых славных и драматичных...
Уроков, посвященных 200-летию победы русского народа в Отечественной войне 1812 года iconКонкурс «Юный краевед» 2011 2012 гг
К 770-летию Ледового побоища и 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 г
Уроков, посвященных 200-летию победы русского народа в Отечественной войне 1812 года iconРеспублики Татарстан «Гроза двенадцатого года…»
Г 86 «Гроза двенадцатого года…» (1812-2012): сборник метод библиогр материалов к 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года...
Уроков, посвященных 200-летию победы русского народа в Отечественной войне 1812 года iconПлан по подготовке и проведению Фестиваля, посвященного 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года
Старт фестиваля «Недаром помнит вся Россия про день Бородина»…200-летие Бородинского сражения
Уроков, посвященных 200-летию победы русского народа в Отечественной войне 1812 года iconОгук «Астраханская областная детская библиотека» Примерные рекомендации к организации
Примерная программа семинара, посвященная 200 – летию празднования победы России в Отечественной войне 1812 года
Уроков, посвященных 200-летию победы русского народа в Отечественной войне 1812 года iconО проведении областного конкурса исследовательских работ учащихся по школьному краеведению
Брянской области от 1 августа 2011 года №689 «Об утверждении состава областной комиссии и плана по подготовке и проведению мероприятий,...
Уроков, посвященных 200-летию победы русского народа в Отечественной войне 1812 года iconРешение Несвижского районного исполнительного комитета
Освещение в районной газете «Нясвіжскія навіны», программой радиовещания «Раніца Нясвіжчыны» материалов, посвящённых 65-летию Победы...
Уроков, посвященных 200-летию победы русского народа в Отечественной войне 1812 года iconПодробная аннотация ресурса Виртуальный альбом «Поле русской славы: Бородино»
России – Отечественной войне с Францией. Это событие не должно пройти незамеченным, о чём свидетельствует Указ Президента Российской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница