Сумский государственный университет




НазваниеСумский государственный университет
страница1/13
Дата16.09.2012
Размер1.71 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

СУМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Учебно-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


для рейтинговых контролей


для иностранных студентов 1-3-х курсов


Сумы

Издательство СумГУ

2009


Учебно-методические материалы для рейтинговых контролей для иностранных студентов 1-3-х курсов / Составители: А.В. Роденко, Н.А. Тубол. – Сумы: Изд-во СумГУ, 2009. – 86 с.


Кафедра языковой подготовки иностранных граждан

ПРЕДИСЛОВИЕ


Данные методические разработки представляют собой тестовые задания для иностранных студентов 1-3-х курсов. Тексты и задания к ним объединены в пяти тематических разделах: «Экономические науки», «Общетеоретические науки», «Технические науки», «Медицинские науки» и «Гуманитарные науки».

Оценка результатов обучения играет определенную роль в корректировке результата обучения в соответствии с поставленными целями. Оценка знаний является эффективным инструментом повышения учебно-познавательной активности студента. Появляется возможность самоконтроля знаний.

Данные тестовые контрольные задания позволят осуществить проверку знаний, умений и навыков студентов в области чтения и письма, а именно:

  1. Определить фактический уровень сформированности у иностранных учащихся объема оперативной памяти и умения ориентироваться в предложенном текстовом материале.

  2. Выявить трудности, возникающие при чтении научной информации.

  3. Проследить умение составлять различные виды планов и тезисов, умение писать рефераты, аннотации и резюме.

Студентам предлагаются тексты, связанные с избранной профессией,
которые будут обеспечивать формирование и развитие знаний, умений и навыков в области чтения и письма, достаточных для восприятия сообщений на профессиональные темы. Контрольные задания будут способствовать осмыслению, повышению оперативной памяти и прогнозирования, расширению словаря, мгновенно узнаваемых лексических единиц и грамматических конструкций, а также увеличению объема воспринятой и понятой информации, извлекаемой из письменного сообщения.

Тестовые задания нацелены и на формирование у студентов системных знаний,

повышение объективности самооценки и оценки знаний, возможности более объективного и глубокого анализа степени усвоения отдельных фрагментов учебной программы.

Текстовые материалы отобраны и организованы с учетом последовательного нарастания сложности.

Экономические науки


Блага, потребности, ресурсы


Конечной целью функционирования любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества и индивидов. С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей связаны все проблемы экономического развития.

Решения этих проблем базируются на двух фундаментальных экономических законах:

- потребности общества безграничны;

- ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки.

Отмеченное противоречие разрешается путем выбора.

Потребность – это нужда в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.

Потребности разделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные нужды человека (одежда, питание, жилье), и вторичные, к которым относится все остальное. К материальным потребностям относятся и услуги, которые наравне с товарами удовлетворяют наши потребности.

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Одни блага имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (например, воздух), другие – в ограниченном. Последние называются экономическими благами.

Под экономическими ресурсами (факторами производства) понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые могут использоваться для производства товаров и услуг, т.е. благ. Материальные ресурсы: земля – все естественные ресурсы; капитал – все произведенные средства, используемые в производстве товаров и услуг, доставка их конечному потребителю. Людские ресурсы: труд – все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве благ; предпринимательские способности – особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все факторы производства.

В результате безграничности потребностей и ограниченности ресурсов, обществу приходится решать, какие товары производить, а от каких в определенных условиях придется отказаться.

Проблема эффективности – основная проблема экономической теории, которая исследует пути наилучшего использования или применения ограниченных ресурсов, с тем, чтобы достичь максимально возможного удовлетворения безграничных потребностей общества.

В каждый данный момент времени количество любых ресурсов представляет собой фиксированную величину. Применение практически всех, в особенности первичных ресурсов (труда, земли, капитала), в какой-либо одной отрасли исключает возможность их применения в какой-либо другой.


Задания к тексту:

  1. Прочитайте отрывок текста и попробуйте найти в нем языковые особенности научного стиля речи.

Термины (5).

Абстрактные существительные на -ость, -е(а)ние (5).

Глаголы настоящего времени (5).

  1. Составьте вопросный план текста.

  2. Запишите тезисы текста.

  3. Выпишите грамматические основы предложений первого абзаца.



Товарное производство


      В докапиталистических способах производства товарные отношения играли подчиненную роль – способствовали установлению связей между ранее изолированными производственными ячейками (общинами, рабовладельческими латифундиями, феодальными поместьями и т.д.). Они открывали дополнительные возможности для развития производства и общества в целом. С развитием торговли были связаны достижения в мореплавании, крупнейшие географические открытия.

      Товарная экономика – это постоянное движение товарных масс в том направлении, где в них нуждаются. Навстречу друг другу перемещаются потребительские продукты и капитальные товары производственного назначения. Эти потоки стали быстро расширяться в период разложения феодального общества.

Можно утверждать, что капитализм как особое социально-экономическое устройство общества вырос из товарного производства. Предпосылки для него формировались в процессе развития простого товарного хозяйства. Продукт частного труда с конкретными затратами на его создание приравнивался к общественному труду через рынок и тем самым находил общественное признание. Тот, кому удавалось снизить индивидуальную стоимость своей продукции оказывался в выгодном положении и по сравнению с другими получал добавочную прибыль. Другой оказывался в худшем положении и в конечном счете разорялся. Процесс расслоения товаропроизводителей является объективной реальностью, он закономерен.

      В ходе развития товарно-денежных отношений шло первоначальное накопление капитала. Основу капитализма составляют частная собственность на средства производства и труд юридически независимых, свободных работников, которые, не имея в своем распоряжении средств производства, вынуждены продавать на рынке труда единственный товар – свою способность к труду.

     Товарное хозяйство при капитализме расширяется, становится основной формой экономической жизни. Товарные отношения здесь пронизывают все сферы и функции

общественного хозяйства. Свойственные натуральному хозяйству прямые экономические связи между производством и потреблением: «производство – распределение – потребление» сменяется при капитализме всеобщей связью: «производство – обмен – потребление».
      При развитом товарном производстве товарами становятся не только все продукты труда, но и факторы производства, в том числе и рабочая сила. Рыночные отношения приобретают всеобщий характер. Происходит овеществление всей системы экономических отношений.
      Мы живем в мире товаров и денег. Лишь очень незначительная часть наших потребностей удовлетворяется минуя рынок без вхождения в отношения с другими людьми. Для приобретения товаров нужны деньги. А их надо зарабатывать.

      Рыночная организация экономики оказалась наиболее эффективной. Она требует от общества наименьших издержек при решении кардинальных экономических проблем.

Производители и потребители товаров находят друг друга без всякого вмешательства из вне, общаясь между собой на языке цен. Благодаря такому свободному поведению обеспечивается пропорциональность в хозяйственной деятельности: все ненужное, утратившее свою полезность отбрасывается не находя спроса, а нужное, прогрессивное получает простор и развитие.


Задания к тексту:

  1. Прочитайте отрывок текста и попробуйте найти в нем языковые особенности научного стиля речи.

Термины (5).

Абстрактные существительные на -ость, -е(а)ние (5).

Глаголы настоящего времени (5).

  1. Составьте вопросный план текста.

  2. Запишите тезисы текста.

  3. Выпишите грамматические основы предложений первого абзаца.


Финансы


Финансы возникли в условии становления товарно-денежных отношений под влиянием развития государства и его потребностей в ресурсах. Впервые термин стал применяться в 13-15 веках в Италии. Финансы являются частью экономических отношений. Они возникают на второй стадии воспроизводства совокупного общественного продукта, когда появляется его денежная форма, обеспечивают распределение и перераспределение общественного продукта, позволяют сформулировать ресурсы государства, организаций и населения.

Финансы как экономическая категория совокупности экономических отношений возникают в процессе образования, распределения и использования определенных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения общественного воспроизводства.

Финансовые отношения носят денежный характер, так как возникают на основе денежного оборота, имеют распределительный характер. Материальной основой финансовых отношений является финансовые ресурсы, которые образуются у субъектов, хозяйств и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений. Финансовые ресурсы используются через денежные фонды на

воспроизводство, материальное стимулирование работников, на удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Основными функциями финансов являются:

  1. Формирование денежных фондов – государство через финансовую систему с помощью налогов мобилизует денежные средства для нужд государства, отдельных регионов.

  2. Распределение – с помощью финансов происходит перераспределение валового продукта и национального дохода между сферой материального производства и социально-культурной сферой, регионами, отраслями, членами общества.

За формированием и использованием денежных фондов, для определения своевременного поступления средств, выявления нерационального использования денежных ресурсов, поиска резервов необходим контроль.

Финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансового отношения, взаимосвязанных между собой, посредством которых осуществляется формы финансового процесса.

Цель государственных финансов – формирование центральных ресурсов для финансирования.

Фонды страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями, выплаты застрахованными лицам.

Цель финансов предприятий – формирование финансовых ресурсов для использования в процессе текущей производственной деятельности.

Цель финансов домохозяйств – формирование доходов части общественного бюджета и их использование для текущего потребления и накопления.

Задача федерального казначейства – контроль за использованием федерального бюджета на местах, обработка и анализ состояния государственных финансов.


Задания к тексту:

  1. Прочитайте отрывок текста и попробуйте найти в нем языковые особенности научного стиля речи.

Термины (5).

Абстрактные существительные на -ость, -е(а)ние (5).

Глаголы настоящего времени (5).

Причастия (3).

Сложное предложение (1).

  1. Составьте вопросный и назывной план текста.

  2. Запишите тезисы текста.

  3. Напишите конструкции трех предложений (по выбору).


Экономическая стратегия государства


Экономическая стратегия государства определяется господствующим типом собственности на основные ресурсы: землю и другие природные ресурсы, рабочую силу, капитал.

В качестве стратегических экономических целей современных развитых государств можно выделить следующие:

  • высокие темпы экономического роста и экономическая обеспеченность населения;

  • обеспечение полной занятости трудоспособных граждан;

  • преодоление инфляции и поддержание стабильного уровня цен;

  • достижение экономической эффективности в распределении ресурсов и производстве;

  • справедливое распределение доходов;

  • установление и поддержание экономической свободы для фирм и домашних хозяйств;

  • разумное регулирование платежного баланса и государственного долга.

В истории цивилизации существовало множество типов экономических систем, своеобразие которых отражало национальные особенности, природные условия, религиозные устои и др. Обобщая огромное разнообразие этих систем, экономическая теория выделяет три основных типа:

    1. В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов. Все решения по поводу распределения ресурсов и товаров принимаются домашними хозяйствами и частными предприятиями (фирмами) на соответствующих рынках. Цены устанавливаются под воздействием спроса и предложения и являются главным инструментом (индикатором) устранения дефицита или избытка товара на рынке. Цены в экономике свободного рынка определяют не только то, что и как производится, но также и для кого.

    2. Полная противоположность экономике свободного рынка – командная экономика. В командной экономике все решения о производстве, распределении и потреблении принимаются государством. Оно распределяет ресурсы между отраслями, определяет точный объем производства, способ, которым осуществляется работа, и способ определения количественных объемов потребления для каждого члена общества.

    3. В смешанной экономике производство основано в основном на частной собственности на ресурсы и системе свободных рынков, но государство играет гораздо более существенную роль в экономике.

Экономическая политика правительства может иметь разнообразный набор целей и зависеть, в частности, от того, какая партия или социальная группа находится у власти. Например, приоритетной целью может быть снижение безработицы, в случае, если у власти стоят представители рабочего класса, если же к власти пришли представители бизнеса, приоритетной целью может стать борьба с инфляцией. Экономическая политика проводится по двум основным направлениям – это налогово-бюджетная (фискальная) политика и кредитно-денежная политика.

Налогово-бюджетная политика может быть стимулирующей (экспансионистской), которая проводится в периоды экономического спада или кризиса, и сдерживающей, как один из путей преодоления инфляции. В первом случае правительство снижает налоги и увеличивает государственные закупки, увеличивая тем самым совокупный спрос. Во втором случае, наоборот, правительство должно повысить налоги и сокращать государственные закупки. Изменение структуры налогообложения и трансфертных выплат оказывает сильное воздействие на экономическую систему, влияя на такой важный экономический параметр, как потребление.

При всем многообразии рынков экономическая теория выделяет четыре основных типа рынка:

  1. рынок совершенной конкуренции;

  2. рынок монополистической конкуренции;

  3. рынок олигополии;

  4. рынок чистой монополии.

На первом типе рынка конкуренция наиболее сильна и уровень цен наиболее низок, поскольку продавцов тысячи и миллионы. На четвертом типе конкуренция минимальна, поскольку на рынке действует только один продавец.

На каждом рынке характер конкуренции уникален, но ее проявления на всех рынках имеют много общего. В целом конкуренция на рынке имеет такие особенности:

  1. соперничество между конкурирующими продавцами одной отрасли;

  2. попытки компаний из других отраслей привлечь покупателей покупать их товары-заменители;

  3. угроза входа в отрасль новых фирм;

  4. рыночная сила и контроль за условиями сделки со стороны поставщиков ресурсов;

  5. рыночная сила и контроль за условиями сделки со стороны покупателей товара.


Задания к тексту:

  1. Прочитайте отрывок текста и попробуйте найти в нем языковые особенности научного стиля речи.

Термины (5).

Абстрактные существительные на -ость, -е(а)ние (5).

Глаголы настоящего времени (5).

Причастия (3).

Сложное предложение (1).

  1. Составьте вопросный и назывной план текста.

  2. Запишите тезисы текста.

  3. Напишите конструкции трех предложений (по выбору).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Сумский государственный университет iconТ. А. Лозовая Сумский государственный университет
Этиопатогенетические механизмы фибрилляции предсердий у больных с сердечной недостаточностью
Сумский государственный университет iconСумский государственный университет
Рекомендовано ученым советом Сумского государственного университета как учебное пособие
Сумский государственный университет iconМинистерство образования и науки украины сумский государственный университет
Методические указания к освоению практических навыков по диагностике и лечению инфекционных болезней
Сумский государственный университет iconУкраины Сумский Государственный университет Кафедра «Автоматизация процессов и аппаратов»
«Производство жидкого стекла производительностью 4000 тонн/год. Разработать барабанную сушилу для сушки кварцевого песка»
Сумский государственный университет iconИ. Д. Рачинский Сумский государственный университет
При этом «нозологическая форма определенная болезнь, выделенная на основе этиологии и патогенеза и /или характерной клинико-морфологической...
Сумский государственный университет iconНа основе биномиальных сегментных кодов в. В. Гриненко, ассист. Сумский государственный университет Решается
В качестве избыточного кода был предложен биномиальный сегментный. Получены соотношения для определения информационных характеристик...
Сумский государственный университет iconНезависимое рейтинговое агентство в сфере образования «РейтОР» опубликовало рейтинг 50 ведущих российских вузов по научным достижениям. Четвертое место в списке
Казанский государственный университет им. В. И. Ленина, Новосибирский государственный университет, Южный федеральный университет,...
Сумский государственный университет iconОбразовательный стандарт республики беларусь
Разработан учреждениями образования «Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого», «Брестский государственный...
Сумский государственный университет iconАнализ погрешностей, возникающих при испытании центробежных насосов м. С. Колесникова**, асп.; А. С. Зенкин**, д-р техн наук; В. А. Залога*, д-р техн наук *Сумский государственный университет, нтуу «кпи» На сегод
Целью настоящей статьи является анализ погрешностей, возникающих при испытании центробежных насосов, причин возникновения этих погрешностей,...
Сумский государственный университет iconОсновные вопросы, выносимые на обсуждение конференции
Санкт-Петербургский государственный университет, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена и Санкт-Петербургский...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница