Пояснительная записка Обоснование необходимости программы




Скачать 235.57 Kb.
НазваниеПояснительная записка Обоснование необходимости программы
Дата26.02.2013
Размер235.57 Kb.
ТипПояснительная записка
Пояснительная записка

  1. Обоснование необходимости программы.

Программа по «Ритмике» разработана для детей с нарушениями зрения, обучающихся в классах 4 вида в общеобразовательных школах. Программа является продолжением уже начатой коррекционной работы в специальных ДОУ 3 и 4 видов, из которых и производится набор контингента в классы вида. Данная программа по «Ритмике» общекультурного уровня составлена на основе программы по ритмике для специальных коррекционных учреждений 3 – 4 вида от 1998 года и учебно-методического пособия «Фитнес Данс» для педагогов дошкольных и школьных учреждений от 2006 года и носит художественно-эстетическую направленность.

Дети младшего школьного возраста отличаются, как известно, большой подвижностью, неустойчивостью внимания, неумением долго сосредотачиваться на одном задании. Поэтому следует ограничиваться небольшим количеством самых необходимых подготовительных упражнений, имеющих целью: сохранение правильной осанки, ознакомление с основными положениями ног и рук, развитие первоначальных танцевальных навыков. Большое внимание уделяется ритмическим упражнениям, построенным на простых движениях, которые принимают игровую форму и развивают у детей навык согласовать свои движения с музыкой, помогают им освоиться в новой для них обстановке, научиться правильно вести себя в коллективе. В младшем школьном возрасте закладываются основы, от которых в дальнейшем будет зависеть успех занятий ритмикой и танцем. Дети смогут усвоить правильную постановку корпуса (при этом нужно обратить внимание на природные особенности сложения учеников): укрепить и развить мышечный аппарат (особенно поясницы, брюшного пресса, укрепление глубоких мышц спины, передних связок грудного отдела позвоночника); научится дифференцировать работу различных групп мышц, владеть центром тяжести тела, ориентироваться в пространстве, чувствовать ракурс, развить прыгучесть, чувство ритма, уметь отражать в движениях характер музыки.


  1. Цель и задачи программы.

Цель:

    • развитие гибкости, координационных способностей младшего школьника средствами танцевально-игровой гимнастики (ритмики) и умения выражать свои чувства, эмоции в свободном танце.

Задачи:

Развивающие:

*содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

* развивать ручную умелость и мелкую моторику;

* развивать мышление, воображение.

Обучающие:

*формировать навыки самостоятельного ритмичного выражения движений под музыку;

*формировать правильную осанку;

*формировать навык слушания и выполнения указаний педагога.

Воспитательные:

*воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях;

*воспитывать в учащихся умение взаимодействовать друг с другом и с преподавателем;

*воспитывать чувство свободы и творческого самовыражения.


  1. Особенности программы.

Оздоровительно-развивающая программа по ритмике направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей младшего школьного возраста. В программе представлены различные разделы, но основными являются танцевально—ритмическая гимнастика, ритмические нетрадиционные виды упражнений.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Так, в танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика и игротанец. Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями.

  1. Возраст детей, участвующих в реализации программы. Программа предназначена для детей 7 – 8 лет, имеющих нарушения зрения и обучающихся в классах 4 вида в общеобразовательных школах.

5. Сроки реализации.

Занятия по данной программе проводятся два раза в неделю по одному часу из расчета 72 часа в год.

Обучение детей по программе «Ритмика» проводится в групповых занятиях с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Группа формируется в количестве 10-12 человек из классов 4 вида, что позволяет успешно уделять внимание каждому ребёнку в процессе занятия.


6. Формы занятий.

Формы организации деятельности: занятия по ритмике проводятся в группе, т.е. программа реализуется в групповой форме работы.

Формы занятий: традиционные занятия, занятия – игры, открытые занятия.

Методы обучения:

    • Словесный метод – беседа, рассказ, инструкция.

    • Практический метод – упражнения, комплексы упражнений, игры, танцы.

    • Наглядный метод – демонстрация правильного исполнения заданий учащимся, показ упражнений.




  1. Ожидаемые результаты.

К концу учебного года предполагается, что у детей:

*разовьётся мелкая моторика, воображение, музыкальный слух, умение согласовывать свои движения с музыкой;

*разовьётся гибкость и они смогут координировать свои движения;

- двигаться и поворачиваться направо, налево;

- выполнять шаги с правой и левой ноги;

- повороты головы, поднимание и опускание правой и левой руки;

*сформируется умение самостоятельного ритмичного выражения движений под музыку;

- ходить легко, ритмично;

- бегать быстро, с высоким подъемом ног;

- скакать с ноги на ногу;

- строить самостоятельно ровный круг, соблюдая расстояние между собой (на месте и в движении), сужать и расширять круг;

- плавно поднимать и опускать руки в стороны и вперед, красиво наклонять голову и качать ее из стороны в сторону;

* сформируется правильная осанка, положение тела, наклон головы, т.е. умение владеть четкой постановкой корпуса, несмотря на зрительные нарушения, из-за которых и возникают некоторые заболевания (сколиоз, нарушение осанки, искривление позвоночника, сутулость и другие);

* сформируется навык четко выполнять указания педагога;

* сформируется умение самостоятельного выражения своих эмоций и настроения в движениях, в танце;

- сможет выразить в движении свое чувствование музыкального произведения;

- сможет передать эмоции, которые вызывает у него музыка при помощи танца;

* окрепнет чувство свободы, раскрепощенности, уверенности в пространстве, в коллективе;

- исчезнет боязнь пространства, скованность в движениях, неуверенность в правильном исполнении;

* окрепнет умение взаимодействовать со сверстниками и с педагогом.

В процессе занятий у детей произойдет постепенное укрепление мышц рук, ног, спины, улучшится осанка.


  1. Формы подведения итогов.

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы по «Ритмике» - это организованное проведение открытых занятий для родителей учащихся и отзывы родителей о данных мероприятиях.


Содержание программы.

  1. Вводная часть.

  • Ознакомление с курсом:

Теория - знакомство с коллективом, ознакомление с предметом, инструктаж по технике безопасности.


  1. Основная часть.

    • Игрогимнастика:

Теория – ознакомление с видами упражнений, с их направленностью.

Практика - строевые упражнения, упражнения с предметом, упражнения без предмета, упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

    • Игроритмика:

Теория – ознакомление с видами упражнений, с их направленностью.

Практика - хлопки в такт музыке, ходьба, акцентированная ходьба, движения руками в различном темпе, выполнение упражнений под музыку.

    • Игротанцы:

Теория – ознакомление с видами игр, с их направленностью, с понятием танца и его происхождением.

Практика - хореографические упражнения, танцевальные шаги, ритмические танцы (полька, галоп, весёлые пары, утятки и другие)

    • Игропластика:

Теория – ознакомление с видами упражнений, с их направленностью.

Практика - специальные упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных, игровых и двигательных действиях и заданиях; игры «Карлики и великаны», «Передай мяч», «Шеренга», «Зайцы и совы», «День и ночь», «Сколько можно петушиться?» и другие.

    • Танцевально-ритмическая гимнастика:

Теория – ознакомление с видами упражнений, с их направленностью.

Практика - специальные композиции и комплексы упражнений (хлопки, петушки, пингвины, деревца, виды поскоков, притопов и другие).

    • Пальчиковая гимнастика:

Теория – ознакомление с видами упражнений, с их направленностью, с необходимостью их выполнения для тренировки мышц руки.

Практика - общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных и образных действиях; игры «Лягушки», «Два друга», «Дождик», «Скоморохи», «Две бочки» и другие.


    • Музыкально-подвижные игры:

Теория – ознакомление с темами игр, с их правилами, с их направленностью.

Практика – разучивание игр и их практическое творческое воплощение в музыкальное произведение; игры «Часики», «В лесу», «Пингвины», «Ловим муху», «На рыбалке».

    • Игры-путешествия:

Теория – ознакомление с темой путешествия и правилами игры.

Практика - путешествия в различные области русского классического и современного танца, демонстрация танцевальных умений в данной области; игры «Девочки и мальчики», «Современный танец», «Русские танцы» и «Появление танца».

Теоретические сведения включаются в каждое занятие и несут собой ознакомительную направленность с каждым разделом.


3. Заключительная часть.

  • Открытые занятия для родителей.

Практика - проводятся 2 раза в год в декабре и мае месяце.


Учебно – тематический план.



№ п/п

Название раздела.

Кол-во часов (практика)

Кол-во часов (теория)

Всего часов

1

Ознакомление с курсом.

-

2

2

2

Игроритмика

4

1

5

3

Игрогимнастика

9

1

10

4

Игротанцы

11

1

12

5

Танцевально – ритмические упражнения

19

2

21

6

Игропластика

8

1

9

7

Пальчиковая гимнастика

2

1

3

8

Музыкально подвижные игры

4

1

5

9

Игры - путешествия

2

1

3

10

Открытые занятия

2

-

2

ИТОГО ЧАСОВ

61

11

72



Список использованной литературы.

  1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. Л. Москва 1964 год.

  2. Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва 2000 год.

  3. Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение.

  4. Воганова А.Я. Основы классического танца. Л. Москва 1963 год.

  5. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике в I и II классах музыкальной школы. Выпуск 1 издательство “музыка”. Москва 1972 год.

  6. Конорова Е.В. Занятия по ритмике в I и IV классах музыкальной школы. Выпуск 2. Москва 1973 год.

  7. Лифиц И., Франио Г. Методическое пособие по ритмике, издательство Москва 1987 год.

  8. Руднева С.Д. Фиш 3. Ритмика. Музыкальное движение Москва просвещение 1972 год.

  9. Ткаченко Т.С Народные танцы Москва 1975.

  10. 10. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Москва 1989 год.

  11. Ж.Е.Фирилева, Е.Г. Сайкина Учебно-методическое пособие «Фитнес Данс» для педагогов дошкольных и школьных учреждений. С-Пб «Детство-пресс» 2006 год.

  12. Детские подвижные игры народов СССР- М., Просвещение, 1989 год



Методическое обеспечение программы.


Методические виды продукции.

  1. Разработки открытых занятий с видеоматериалом самого занятия (приложение №1)

  2. Разработки игр - путешествий и музыкально – подвижных игр (приложение №2)

  3. Разработка этапов работы над новым упражнением (приложение №3)

  4. Музыкальный материал (приложение №4)

  5. Разработка бесед, раскрывающих направленность каждого раздела (приложение №5)


Дидактический материал из расчета на каждого учащегося.

Комплект учащегося:

  1. Мяч большой – 1 штука

  2. Мяч маленький – 1 штука

  3. Скакалка – 1 штука

  4. Волшебный мешочек – 1 штука

  5. Флажок – 1 штука


Материально – техническое оснащение.

Для проведения занятий необходим актовый зал, который должен иметь:

  • места для переодевания учащихся (за кулисами сцены)

  • место площадью 12 квадратных метров обозначенное цветным скотчем по периметру, чтобы учащиеся могли видеть границы танцевального и игрового пространства

  • места для родителей, желающих посетить открытые занятия

  • музыкальный центр

  • аудио кассеты и CD-диски для данных занятий


Кадровое обеспечение.

Занятия проводятся педагогом с высшим тифлопедагогическим образованием, имеющим сертификат на преподавание курса «Ритмика и детский танец».


Приложение №3.


Этапы работы над новым упражнением.

Целостный процесс обучения упражнениям можно условно разделить на три этапа:

- начальный этап-обучение отдельному движению;

- этап углубленного разучивания;

-этап закрепления и совершенствования упражнения (введение упражнения в танец).


    • Начальный этап – характеризуется созданием предварительного представления об упражнении (название упражнения, показ, объяснение Опробование).

    • Этап углубленного разучивания характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к пониманию движения, уточнению закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.

    • Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка.

Одновременно педагог на каждом занятии обращает внимание детей на музыку, которая сопровождает движения, при этом развивается чувство ритма, умение слышать паузы, вступления и конец мелодии.


Приложений №4.

Музыкальный материал

  • А. Петров. Песенка о дружбе. Маршируем.

  • П. Чайковский. Соч. 40 № 2, Грустная песенка.

  • П. Ломовой “Ускоряй и замедляй”

  • П. Чайковский “Щелкунчик”. Трепак.

  • M. Мусорский. Гопак из оперы “Сорочинская ярмарка”. Пружинки.

  • И. Дунаевский. Песня о Родине.

  • Ю. Богословский. Марш.

  • Обработка Н. Римского Корсакова, “Заплетись, плетень” русская народная мелодия.

  • Н. Любарский. Игра.

  • П. Чайковский. Марш из балета “Лебединое озеро”.

  • Ф. Шуберт. Вальс,

  • В. Белого. Тачанка,

  • П. Чайковский. Танец феи Драже из балета “Щелкунчик”,

  • Д.Шестакович. “Хороший день”.

  • П.Чайковский. “Январь”,

  • Л. Бетховен. “Багатель”,

  • Н. Раков. Полька.

  • Д. Шостакович Гавот.

  • Л.Бетховин Вариации,

  • П.Чайковский Мазурка из “детского альбома”.

  • Музыкальные игры: “Звери и птицы”, “После дождя”, “Запомни музыку”.



Календарно – тематический план.


п/п

Тема.

Методы и приемы работы.

Формы подведения итогов.

1

Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки.

Беседа, прослушивание музыкальных произведений, игра.

Фронтальный опрос.

2

Строение музыкального произведения.

Беседа, прослушивание музыкальных произведений, игра.

Разбор произведения (самостоятельный).

3

Игрогимнастика: упражнения на напряжение и расслабление мышц тела.

Практические упражнения, игры.

Подготовка к открытому занятию, самостоятельное выполнение изученных упражнений, игр, танцев.

4

Игропластика: вытягивания, разворачивание и сокращение стопы.

Практические упражнения, игры.

5

Игропластика: повороты головы “упражнения на развитие мышц шеи”.

Практические упражнения, игры.

6

Игропластика: упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава.

Практические упражнения, игры.

7

Игропластика: упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов.

Практические упражнения, игры.

8

Игропластика: упражнения на укрепления мышц брюшного пресса, спины и поясничного отдела позвоночника.

Практические упражнения, игры.

9

Игропластика: упражнения на улучшение гибкости позвоночника.

Практические упражнения, игра «кошечки»

10

Игра - путешествие «как появились танцы»

Практические упражнения, игра, беседа.

11

Игропластика: упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра.

Практические упражнения, игры.

12

Игропластика: упражнения на улучшения гибкости коленных суставов.

Практические упражнения, игры.

13

Игропластика: упражнения на исправление осанки.

Практические упражнения, игры.

14

Игротанцы : поклон реверанс.

Практические упражнения, игры.

15

Игротанцы : сценический шаг.

Практические упражнения, игры.

16

Игротанцы : шаг на полу пальцах.

Практические упражнения, игры.

17

Танцевально - ритмическая гимнастика: легкий бег.

Практические упражнения, игры.

18

Танцевально - ритмическая гимнастика: поскоки: на месте, с продвижением вперед, вокруг себя.

Практические упражнения, игры.

19

Танцевально - ритмическая гимнастика: танцевальный бег с различным поворотами.

Практические упражнения, игры.

20

Игроритмика: притопы, хлопки в ладоши по одному и в парах.

Практические упражнения, игры.

21

Игротанцы : ковырялочка;

Практические упражнения, игры.

22

Игроритмика: движения плеч и корпуса.

Практические упражнения, игры.

23

Игроритмика: движение головы; повороты направо - налево, в различном характере, вверх- вниз с различной амплитудой, наклоны вправо - влево (с различной амплитудой).

Практические упражнения, игры.

24

Игротанцы : боковой голоп.

Практические упражнения, игры.

25

Игротанцы : шаг польки

Практические упражнения, игры.

26

Игротанцы : шаг польки

Практические упражнения, игры.

27

Пальчиковая гимнастика: «огородники»

Практические упражнения, игры.

28

Танцевально - ритмическая гимнастика: прыжки по 6 поз, и поочередным выбрасыванием ног вперед;

Практические упражнения, игры.

29

Игра - путешествие «русские танцы»

Практические упражнения, игры.

30

Танцевально - ритмическая гимнастика: перевод рук из подготовительного положения в 1-ю. 2-ю, позицию и обратно. Раскрывание рук из положения “ на поясе” в 1-ю позицию, 2-ю поз, возвращение рук на пояс через 1-ю позицию.

Практические упражнения, игры.

31

Танцевально - ритмическая гимнастика: положения рук в танцах: руки на поясе «большой палец обращен назад»; подбоченившись «кисти сжаты в кулаки и поставлены на пояс»; девочки придерживают руками юбочку «руки в локтях закруглены»

Практические упражнения, игры.

32

Танцевально - ритмическая гимнастика: положения рук в танцах: руки свободно опущены, ладони раскрыты навстречу движения; руки скрещены перед грудью; одна рука на поясе, другая с платочком поднята в сторону - вверх и слегка согнута в локте “только девочки”; руки убраны за спину.

Практические упражнения, игры.

33

Игрогимнастика: упражнения на ориентировку в пространстве: различие правой, левой, ноги, руки, плеча; повороты вправо и влево; построение в колонну по одному, по два в пары.

Практические упражнения, игры.

34

Игрогимнастика: упражнения на ориентировку в пространстве: перестроение из колонны в шеренгу и обратно; круг, сужение и расширение круга;

Практические упражнения, игры.

35

Танцевально - ритмическая гимнастика: комплекс упражнений «хлопки»

Практические упражнения, игры.

36

Танцевально - ритмическая гимнастика: комплекс упражнений «петушки»

Практические упражнения, игры.

37

Танцевально - ритмическая гимнастика: комплекс упражнений «петушки»

Практические упражнения, игры.

38

Игроритмика: хлопки с акцентом на 1,2 ,3,4 и т.д.

Практические упражнения, игры.

39

Игрогимнастика: упражнения с мячом и без него.

Практические упражнения, игры.

40

Игрогимнастика: упражнения с лентой и без неё.

Практические упражнения, игры.

41

Игрогимнастика: упражнения с флажочками и без них.

Практические упражнения, игры.

42

Игрогимнастика: упражнения с озвученными браслетами и без них.

Практические упражнения, игры.

43

Игротанцы: танец «веселые пары»

Практические упражнения, игры.

44

Открытое занятие

Демонстрация своих умений родителям.

Отзывы родителей.

45

Музыкально - подвижная игра «ловим муху»

Игра




46

Музыкально - подвижная игра «в лесу»

Игра

47

Игра - путешествие «девочки и мльчики»

Беседа, практические упражнения, игры.

48

Танцевально - ритмическая гимнастика: комплекс упражнений «пингвины»

Практические упражнения, игры.

49

Пальчиковая гимнастика: «семья»

Практические упражнения, игры.

50

Танцевально - ритмическая гимнастика: комплекс упражнений «пингвины»

Практические упражнения, игры.

51

Игрогимнастика: упражнения на тренировку мышц диафрагмы.

Практические упражнения, игры.

52

Игрогимнастика: вдох и выдох

Практические упражнения, игры.

53

Игротанцы: танец «утятки»

Практические упражнения, игры, танец.

54

Игротанцы : попеременный шаг

Практические упражнения, игры.

55

Игротанцы : шаг с выбросом ноги

Практические упражнения,игры.

56

Музыкально - подвижная игра «часики»

игра

57

Игрогимнастика: постановка корпуса (муз. размер 4/4; 3/4)

Практические упражнения, игры.

58

Танцевально - ритмическая гимнастика: специальные упражнения

Практические упражнения, игры.

59

Танцевально - ритмическая гимнастика: специальные упражнения

Практические упражнения, игры.

60

Танцевально - ритмическая гимнастика: специальные упражнения

Практические упражнения, игры.

61

Музыкально - подвижная игра «на рыбалке»

Практические упражнения, игры.

62

Танцевально - ритмическая гимнастика: специальные упражнения

Практические упражнения, игры.

63

Танцевально - ритмическая гимнастика: специальные упражнения

Практические упражнения, игры.

64

Танцевально - ритмическая гимнастика: специальные упражнения

Практические упражнения, игры.

65

Танцевально - ритмическая гимнастика: специальные упражнения

Практические упражнения, игры.

66

Танцевально - ритмическая гимнастика: специальные упражнения

Практические упражнения, игры.

67

Музыкально - подвижная игра «непогода»

Игра

68

Игроритмика: хлопки и хлопушки - одинарные, двойные и тройные (фиксирующие удары и скользящие удары)
- В ладони
- По бедру

Практические упражнения, игры.

69

Танцевально - ритмическая гимнастика: комплекс упражнений «деревца»

Практические упражнения, игры.

70

Игра - путешествие «современный танец»

Практические упражнения, игры, беседа.

71

Пальчиковая гимнастика: лягушатки.

Практические упражнения, игры.

72

Открытое занятие

Демонстрация своих умений родителям.

Отзывы родителей.

Похожие:

Пояснительная записка Обоснование необходимости программы iconСодержание программы. 1 Пояснительная записка: Обоснование необходимости разработки и внедрения программы воспитания в учебно-воспитательный процесс класса. 2 Актуальность и новизна программы классной работы «СемьЯ»
Преемственность и согласованность программы с воспитательной программой предыдущих лет «я россиянин»
Пояснительная записка Обоснование необходимости программы icon1. Пояснительная записка. Обоснование необходимости реализации Программы
Муниципальное образовательное учреждение Ивановская средняя общеобразовательная школа Партизанского района Красноярского края
Пояснительная записка Обоснование необходимости программы iconПояснительная записка Модуль Аналитическое обоснование Программы развития
Проблемы специфики деятельности школы как инновационного образовательного учреждения
Пояснительная записка Обоснование необходимости программы iconПояснительная записка Модуль Аналитическое обоснование Программы развития
Проблемы специфики деятельности школы как инновационного образовательного учреждения
Пояснительная записка Обоснование необходимости программы iconПояснительная записка Модуль Аналитическое обоснование Программы развития
Проблемы специфики деятельности школы как инновационного образовательного учреждения
Пояснительная записка Обоснование необходимости программы iconПояснительная записка 17 Цели и задачи образовательной программы 18 Содержание программы 19 Учебный план 29 «Модель»
I. Пояснительная записка к образовательной программе моу сош №5 г. Баксана. 4
Пояснительная записка Обоснование необходимости программы iconЧувашской Республики Отдел образования и молодежной политики администрации Вурнарского района
Содержание программы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Пояснительная записка Обоснование необходимости программы iconПояснительная записка 4 Примерный план подготовки 5 Содержание программы 8 Квалификационные требования к врачу-хирургу 17 Информационная часть 20 пояснительная записка программа клинической ординатуры по специальности «Хирургия»
«Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор С. И. Третьяк
Пояснительная записка Обоснование необходимости программы iconПояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «Электротехника и электроника»
Пояснительная записка 19 с., 9 рис., 2 табл., 6 источников, 2 л графического материала
Пояснительная записка Обоснование необходимости программы iconХарактеристика объекта и обоснование необходимости устройства противопожарных поясов

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница