Рабочая программа по музыке для 3 класса




Скачать 238.99 Kb.
НазваниеРабочая программа по музыке для 3 класса
Дата26.02.2013
Размер238.99 Kb.
ТипРабочая программа
Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Агролес»



«Рассмотрено»

на заседании методического

объединения

Протокол № __

от «___» сентября 2009 года

Руководитель методического объединения: Л.П. Степанова


«Согласовано»:

Заместитель директора по УВР _____________

Л. П. Степанова от «___» сентября 2009года


«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ п.Агролес»

_______________________

Г.В. Кошубаро от «___» сентября 2009года




Рабочая программа

по музыке

для 3 класса


1 час в неделю (всего 34 часа)


Авторы: В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Составитель: учитель музыки

МОУ «СОШ п. Агролес»

Морозова Вера Сергеевна


п. Агролес 2009 - 2010 уч. г.


Пояснительная записка


Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.

Задачи уроков музыки во 3 классе:

  • развитие нравственно-эстетических ориентаций учащихся в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений – фольклора, музыки религиозной традиции, «золотого фонда» классики, современных сочинений;

  • обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка;

  • накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства;

  • выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;

  • совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор–исполнитель-слушатель);

  • развитие навыков хорового (ансамблевого, сольного) пения – унисон, кантилена, широкое дыхание, легкое, полетное звучание детских голосов, расширение певческого диапазона голоса, элементы двухголосного пения, понимание руки дирижера при исполнении музыки различного характера; выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;

  • совершенствование умения передавать в выразительных движениях характер музыки (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;

  • освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования (музыкально-ритмические движения, игра на простейших инструментах, импровизации и др.);

  • развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;

  • развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • В.В. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

  • утвержденный приказом от 13 декабря 2007 г. № 349 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебник, рабочая тетрадь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для 3-го года обучения, поурочное планирование. Авторская программа используется в данной рабочей программе без изменений. В соответствие с БУПом-2004 данная рабочая программа рассчитана на 34 час.

Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:

  • Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • Метод эмоциональной драматургии;

  • Метод создания «композиций»;

  • Метод игры;

  • Метод художественного контекста.

Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.

В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение музыкальных произведений; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания и музыкальной формы; тестирование, разработанное авторами программы.


Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса.

Знать/понимать:

  • Жанры музыки (песня, танец, марш);

  • Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);

  • Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;

  • Основные формы музыки и приемы музыкального развития;

  • Характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена Л.Э. Грига.


Уметь:

  • Выявлять жанровое начало музыки;

  • Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

  • Определять средства музыкальной выразительности;

  • Определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;

  • Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

  • Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.



Литература

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

5. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

6. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

7. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.

8. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

9. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.

10. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

11. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.


12. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

9. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

10. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.

11. Царёва Н.А. Уроки госпожи Мелодии: Учебник для 1-го класса детских музыкальных школ и школ искусств. – М. ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2001.

18.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

19. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.


MULTIMEDIA – поддержка предмета


1. Дракоша в мире музыки. ООО «СиДи-АРТ».

2. Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd 1997.

3. Музыкальный класс . 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.

5. М .П. Мусоргский «Картинки с выставки». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.

6. П.И. Чайковский. «Щелкунчик», «Времена года». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.

7. Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».

8. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.

Календарно-тематическое планирование 3 класс

Тема года: «О чём рассказывает музыка»




п/п

Количество часов

Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

Умения и виды деятельности

Контрольно-

оценочная деятельность

Интернет ресурсы

Средства мультимедиа

Дата


Общеучебн.

Специальн.

вид

форма

План

Факт

1

1

Картины природы в музыке

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний /урок – экскурсия

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Слушание: прелюдии к. Дебюсси «Ветер на равнине»

Пение: «Мечта»


Наблюдать за объектами окружающего мира.

Уметь выявлять настроение музыки: радост-ное, весёлое, торжественное, серьёзное.

Знать

Понятие Прелюдия

Входной

Устный опрос

кассета

04.09




2

1

+

Может ли музыка «нарисовать » портрет?

Урок закреп-ления знаний / урок – путе-шествие

Звуки музыки могут подражать различным голосам природы. Подтверждение этому в пьесе «Кукушка»

Слушание: К. Дакен «Кукушка» Творческое задание: «Путешествие в сказочный лес» - вокальная импровизация; музыкально-ритмическая импровизация «Цветок»; игра «Голоса природы». Музыка способна передавать портрет человека. На примере С. Прокофьева «Девочка-Джульета»


Наблюдать за объектами окружающего мира.

Уметь представлять себе музыкальный лес

Знать какой музыкальный прием использует композитор, определение звукоподражание

Текущий

Устный опрос

кассета

11.09




3

1

В сказочной стране гномов

Урок обобщения и систематизации знаний

Эдвард Григ в своих музыкальных произведениях отразил образы природы, народные сказания родной страны. Слушание из фортепианных пьес «Шествие гномов»

Наблюдать, сравнивать.

Уметь назвать нотный размер

Выявлять харак-тер музыки: спокойно, нежно, задумчиво, ярко, звонко, радостно. выявлять трёхчастную форму

Знать определение контраст

Текущий

Устный опрос




18.09




4

1

Многообразие в единстве: Вариации

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний

Начальная тема может повторяться в музыкальном произведении несколько раз подряд, при этом каждое повторение изменяется и отличается от предыдущего. В таких случаях мы говорим о вариациях.

Наблюдать, сравнивать.

Уметь выявлять характер музыки:

спокойно, светло, нежно, плавно, напевно, протяж-но; принимать участие в элемен-тарной импрови-зации.

Текущий

Устный опрос




25.09




5

1

Дела давно минувших дней. Ария

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний

Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.

Слушание: р.н.п. «Баю-бай», В. Усачёва «Баю-бай».

Пение: В. Николаев «Песенка об осеннем солнышке».

Творческое задание: игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения; задание «Сравни».

Наблюдать, сравнивать музыкальные и изобразительные портреты..

Уметь выявлять характер музыки:

грустно, печаль-но, жалобно, уны-ло; откликаться на характер музыки пластикой рук, хлопками в ритме, движения-ми.

Знать определение Ария

Текущий

Устный опрос




02.10




6

1

Устное народное творчество. Сказки. Былины. Там русский дух там русью пахнет

Урок закрепления знаний

Слушание: Т. Чудовой «Протяжная»

Пение: Подари Улыбку миру. Творческое задание: музыка-льно-ритмические движения.

Сравнивать, сопоставлять.

Уметь определять характер музыки; определить сколько разделов в пьесе.

Текущий

Прослуши-вание, контроль дыхания, пение по руке.




09.10




7-8

2

Эпическое произведение

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний

Слушание: А. П. Бородин

Богатырская

Творческое задание: музыка-льно-ритмические движения.

Сравнивать.

Уметь определять характер музыка-льных произведе-ний, сравнивать их.

Знать определение эпическое произведение

Текущий

Устный опрос




16.10




9

1

С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

Урок закрепления знаний

Слушание: С. Прокофьев. Кантата

Пение:

Творческое задание: музыка-льно-ритмические движения; р.н.п. «Ах вы, сени» - игра на элементарных муз. инструментах.

Сравнивать.

Уметь участ-вовать в хорово-дах, выполнять движения по примеру учителя.

Знать понятия кантата и из каких частей она состоит

Текущий

Устный опрос




23.10




10-11

2

Рондо. Рефрен. Эпизод.

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний

Слушание: Л. Бетховена «Ярость из-за потерянного гроша»

Творческое задание: музыка-льно-ритмические движения; игра на элементарных муз. инструментах;

Умение решать творческие задачи.


Знать понятия рондо, рефрен, эпизод.

Уметь определять характер музыка-льного произведе-ния; различать различные виды марша; переда-вать настроение музыки в музыка-льно-пластиче-ском движении.


Итоговый

Устный опрос.




30.10




12-13

2

Какими бывают музыкальные интонации

Урок закрепления и изучение новых знаний

Слушание: С. Прокофьев марш из оперы «Любовь к трём апельсинам».

Пение: английская н.п. «Встанем в круг».

Творческое задание: музыка-льно-ритмические движения; игра на элементарных муз. инструментах.


Устное описание объекта наблюдения.

Знать понятия драматическое произведение, музыкальные интонации, лирическое произведение

Текущий

Устный опрос




13.11




14-15

2

Знаки препинания в музыке

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний

Слушание: В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада» Пение: р.н.п. «Подари улыбку миру».

Творческое задание: музыка-льно-ритмические движения; игра на элементарных музыкальных инструментах.

Осуществлять учебное сотрудничество

Знать

Понятие пауза, фермата

Текущий

Устный опрос




20.11




16

1



Пейзаж в музыке

Урок закрепления знаний

Слушание: П.И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года» «Ноябрь». Пение: р.н.п. «Во поле берёза стояла».


Разыгрывать воображаемые ситуации; договариваться, распределять работу.

Уметь представлять картины природы в музыкальном произведении

Текущий

Выбор наиболее удачныхпредставлений-рисунков; оценка учащимися работ своих товарищей. Устный опрос




27.11




17

1

Рождество

Урок обобщения и систематизации знаний / урок-сказка

Слушание: Н. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством»

Умение решать творческие задачи.


Уметь пропеть рождественскую колядку


Текущий

Устный опрос




04.12




18

1

Колокольные звоны на Руси

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний

Слушание: Н. Римского-Корсакова «Сказание о невиданном граде Китеже и деве Февронии».

Творческое задание: выразительное чтение стихов со сменой темпа; ритмическая импровизация.

Сравнивать.

Уметь определять характер музыка-льного произведе-ния.

Текущий

Устный опрос

М.П. Мусорг-ский «Карти-нки с выстав-ки». Обучаю-ще-развиваю-щая програм-ма «Музыка и живопись для детей»

11.12




19

1

Музыка в Храме

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний

Слушание: М. Мусоргского «Борис Годунов»

П.И. Чайковский «В церкви»

Устное описание объекта наблюдения.

Знать понятие «Динамика» (громко - тихо).

Уметь выявлять характер музыки.


Текущий

Устный опрос




18.12




20

1

М. И. Глинка Основоположник русской классической музыки

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний

Слушание: М. И. Глинка «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» Пение: Г. Вихарева «Дед Мороз».

Творческое задание: муз.-ритмические движения; звукоизобразительная импро-визация «Часы и часики», «Колокольный перезвон»

Просмотр: М. И. Глинка «Руслан и Людмила»


Элементарное обоснование высказанного суждения.


Уметь исполнять песни с настро-ением; высказы-ваться о характере музыки; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.

Текущий

Слуховой контроль пения (чистота интона-ции); выразите-льное ис-полнение.

Устный опрос (индивидуальный, групповой)

М. И. Глинка «Руслан и Людмила»

Обучающе-развиваю-щая программа «Музыка и живопись для детей»

25.12




II полугодие

21

1

Что такое патриотизм?

Урок закрепления знаний

Слушание: «Ой ты, тёмная дубравушка»

Умение понимать произведение как композиторское.


Уметь передавать характер музыки и передавать её настроении;


Текущий

Устный опрос.

Музыкаль-ный словарь Римана. 7727 статей с иллюстра-циями.







22-23

2

Русский национальный герой Иван Сусанин

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний

Слушание: Ария Сусанина из оперы М. Глинки «Жизнь за царя» Пение: Е. Тиличеева «Российский дед мороз».

Осуществлять учебное сотрудничество

Знать понятие «патриотическое произведение».

Уметь осуществ-лять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицировании.

Текущий

Слуховой контроль; игра на развитие внимания; устный опрос

Музыкаль-ный словарь Римана. 7727 статей с иллюстра-циями.







24

1

Прощай масленница

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Слушание: Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка».

Пение: М. Красева «Зимняя песенка».

Умение понимать произведение как композиторское

Уметь исполнять песни с настро-ением; высказы-ваться о характере музыки; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; опре-делять темп, динамику, ритм, тембр.

Итоговый

Контроль-ная работа










25

1

Музыкальная имитация

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний

Слушание: В. Шаинский «Весёлая фуга»


Умение решать творческие задачи.


Знать понятия имитация, музыкальная имитация

Текущий

Устный опрос.











26

1

Композиторы детям

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний

С. Прокофьева «Любовь к трём апельсинам»




Уметь определять характер музыки и передавать её настроение.

Текущий

Устный опрос










27

1

Картины изображающие музыкальные инструменты

Урок закрепления знаний

Слушание: Л. Нарваэса «Музыкальная фантазия», Пение: А. Филиппенко «Весенний вальс»

Творческое задание: импровизация.

Умение решать творческие задачи.


Знать/понимать смысл понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель».

Уметь импрови-зировать по заданным параметрам.

Текущий

Устный опрос

Электронная энциклопе-дия ИЗО в музыке».







28

1

Жизненные правила для музыкантов Р. Шумана

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний/

Работа с литературой, отрывки из альбома для Юношества

Работать с записью

Работать с литературой

Текущий

Устный опрос

Дракоша в мире музыки.







29

1

Струнные смычковые инструменты

Урок закрепления знаний

Слушание: А. Дворжак «Мелодия» Пение: «Весенний вальс»

Сравнивать.

Знать понятия: альт, скрипка, виолончель, контрабас, ансамбль

Текущий

Устный опрос

Музыкаль-ный класс. Обучающая программа







30-31

2

С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и Волк»

Урок обобщения и систематизации знаний

Слушание: С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и Волк»

Сравнивать, сопоставлять литературных и музыкальных героев.

Уметь выявлять общее между прослушанным произведением и литературным произведением.

Итоговый

Проверка степени развития у учащихся культуры слушания музыки.

Музыкаль-ный класс. Обучающая программа







32

1

Вечная память героям. День Победы

Урок –экскурсия, встреча

Встреча с ветеранами ВОв

Понимать песни военных лет

Знать понятия: нота, музыкаль-ные ключи, звукоряд.

Уметь называть ноты по руке; определять расположение нот на нотном стане.

Текущий

Контроль-ная работа по нотной грамоте.

Музыкаль-ный класс. Обучающая программа







33

1

Легко ли быть музыкантом-исполнителем. Выдающиеся музыканты-исполнители.

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления но-вых знаний

Слушание: С. Рихтера , Д. Ойстраха, И. КозловскогоТворческое задание: пластическое интонирование; задание «Изобрази».

Сравнивать, сопоставлять.

Уметь выявлять общее между прослушанными произведениями.

Текущий

Устный опрос

Музыкаль-ный словарь Римана. 7727 статей с иллюстра-циями.







34

1

Концертные залы мира

Урок закрепления знаний

Слушание: П.И. Чайковского 1 концерт

Сравнивать, сопоставлять.

Уметь выявлять общее между прослушанными произведениями

Текущий

Устный опрос

Музыкаль-ный словарь Римана. 7727 статей с иллюстра-циями.







Похожие:

Рабочая программа по музыке для 3 класса iconРабочая программа по искусству (музыка)
Рабочая программа по музыке для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с
Рабочая программа по музыке для 3 класса iconРабочая программа по музыке для 2 класса
«Музыка» для 1-4 классов, авторы В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. 90. [6] с.)
Рабочая программа по музыке для 3 класса iconРабочая программа по музыке для 4 класса
«Музыка» для 1-4 классов, авторы В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. 90. [6] с.)
Рабочая программа по музыке для 3 класса iconРабочая программа по музыке для 1 класса
Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы В. В. Алеев,...
Рабочая программа по музыке для 3 класса iconРабочая программа по Музыке для 1 класса
В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю)
Рабочая программа по музыке для 3 класса iconРабочая учебная программа по музыке для 2 класса
В соответствии с Базисным учебным планом во 2 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю)
Рабочая программа по музыке для 3 класса iconРабочая программа по музыке для 1 класса моу гусинской сош
А класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по предмету «Музыка», учебной программы «Музыка....
Рабочая программа по музыке для 3 класса iconРабочая учебная программа по музыке для 3 класса 1 час в неделю (всего 34 часа)
«Музыка 1-4 классы», авторов: Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010. Программа составлена в соответствии...
Рабочая программа по музыке для 3 класса iconРабочая программа по музыке для 5 класса
Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством....
Рабочая программа по музыке для 3 класса iconРабочая учебная программа по музыке для 5-го класса составлена на основе авторской программы «Музыка»
«Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, М., Просвещение, 2010, имеющей гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница