Министерство образования и науки РФ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» Кафедра экономики
Менеджмент
Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе
для студентов направлений
230100.62 Информатика и вычислительная техника 230200.62 Информационные системы
Томск 2012 Буймов Аркадий Георгиевич Менеджмент : Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов, обучающихся по направлениям 230100.62 – Информатика и вычислительная техника, 230200.62 – Информационные системы / А.Г. Буймов – Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники», Кафедра экономики. – Томск: ТУСУР, 2012. – 22 с. Общие положения 4 Занятие 1. Основные понятия менеджмента 4 Занятие 2. Эволюция концепций в менеджменте 6 Занятие 3. Организация и структура ее управления 7 Занятие 4. Планирование в менеджменте 9 Занятие 5. Координация, управленческие полномочия и решения. 10 Занятие 6. Наем и отбор персонала 13 Занятие 7. Мотивация и управление 14 Занятие 8. Контроль и управление по отклонениям 16 Занятие 9. Личность и коллектив 17 Занятие 10. Власть, руководство и стили управления 20 Занятие 11. Управление конфликтами и изменениями 21 Учебно-методические материалы по дисциплине 23
Общие положения При проведении практических занятий по менеджменту используются активные методы обучения. Преподаватель формулирует проблему и дает студентам (аудитории или отдельным группам) некоторое время на ее обдумывание, а затем предлагает обсудить ее в свободной форме. Высказываемые идеи фиксируются, дополняются и развиваются всеми участниками, после чего подводятся итоги. Работа в группах предусматривает гибкие схемы взаимодействий между группами, когда, например, результаты работы одной группы служат заданием для работы другой группы; когда одна группа вырабатывает решение по проблеме, а другая является ее оппонентом, обсуждение при этом переходит в дебаты; когда группы переформируются динамично, в ходе выполнения задания или ролевой игры; когда несколько групп последовательно используют результаты обсуждений и поиск решения проблемы предыдущих групп (группы) для сравнения со своим вариантом решения и поиска лучшего. Метод виртуальной среды позволяет создавать воображаемые организации, менеджерами которых являются студенты, по аналогии с реально существующими. Студенты конкретизируют учебные вопросы и задания по теме практического занятия применительно к фирме-модели; учатся системному, объемному мышлению путем развития фирмы от одной учебной темы к другой и путем решения учебных проблемных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности воображаемой фирмы с учетом как внутренней, так и внешней среды. Оценка работы студентов производится как в ходе проведения занятий, так и проверкой письменных отчетов. Критерии оценки: Активность индивидуальной работы в процессе занятий Наличие теоретических знаний по теме практических занятий, правильность понимания основных понятий и положений; Умение применить теоретические знания при решении практических за- дач; Умение мыслить самостоятельно, системно, нестандартно. |