Программа элективного курса




Скачать 72.06 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса
Дата26.02.2013
Размер72.06 Kb.
ТипПрограмма
Программа элективного курса

«Генетика и микроэволюция»10 класс( 34 часа, 1 час в неделю)


Пояснительная записка.


Программа элективного курса предназначена для профильной подготовки учащихся 10 классов, расчитана на 34 часа(1 час в неделю).Вид элективного курса: предметно-ориентировочный. Программа предполагает углубленное и расширенное изучение отдельных тем и разделов курса «Общая биология»,таких как «Эволюционное учение», «Генетика популяций», «Генетика и селекция».

Данная программа предполагает углубленное изучение основ закономерностей генетики и эволюции, движущих сил эволюции и ее результатов, генетики популяций. А так же установить связь генетики и эволюционной теории с селекцией, как теоретическими основами селекции.

Предполагаемая программа может изучаться как самостоятельный курс и проводиться параллельно с уроками общей биологии. Программа позволяет ориентироваться на интересы учащихся и поэтому способствует углублению и расширению биологических знаний. Курс предназначен так же для повышения интереса учащихся к предмету.


Цель курса: познакомить учащихся с фундаментальными понятиями генетики, эволюционной теорией, селекцией.

Задачи курса:

1.Систематизировать знания учащихся об использовании закономерностей генетики в различных областях биологической науки;

2.Познакомить учащихся с элементарной единицей эволюции -генетической популяцией, ее основной характеристикой:частотой генов и равновесным состоянием.

3.Углубить знания учащихся об эволюционном учении, подвести школьников к выводу о том, что селекция приобрела научный характер лишь после создания Ч. Дарвиным эволюционной теории

4.Сформировать у учащихся потребность в приобретении новых знаний.

5.Развивать у учащихся навыки работы с учебной и научно-популярной литературой, владеть языком предмета.


Прогнозируемые результаты:


В процессе обучения учащиеся должны:

-приобрести дополнительные знания по предмету;

-научиться самостоятельно моделировать изучаемые вопросы;

-составлять собственные проекты с использованием информационных технологий;

-уметь сравнивать, анализировать, делать выводы.


Основные формы и методы изучения курса.


1.Школьная лекция, предполагающая крупноблочное обобщенное изложение материала.

2.Семинары. с использованием групповой и индивидуальной работы.

3.Практикумы по решению задач.

4.Проектная деятельность.


Содержание курса.


1.Введение:

история развития генетики и эволюционного учения. Взаимосвязь генетики и микроэволюции,генетики и селекции.


2.Популяция-элементарная единица эволюции :

вид ,критерии вида; генетическая популяция, ее основная характеристика. Частоты аллелей, закон Харди – Вайнберга, изменения в популяции,попавшей в новые условия.


3.Факторы эволюции:

эволюционные преобразования, вызываемые факторами эволюции. Генетическая природа изменчивости качественного и количественного характера, источники генетической изменчивости. Мутации и их характеристика.

Роль движущего и стабилизирующего отбора. Генетические основы селекции, методы селекции. Искусственный отбор как основной метод селекции. Другие факторы эволюции.СТЭ.


4.Итоговое занятие:

защита проектов, рефератов

итоговое тестирование.


Тематический план.


Раздел

Всего часов

Часы

(теор.)

Часы (практ.)

I. Введение -2 часа

1. История развития генетики.

2. Развитие эволюционного учения.


2

2




II. Популяция- элементарная единица

эволюции – 10 часов

3. Вид и его критерии.

4.Структура вида.

5.Популяция-единица вида.

6. Популяция-элементарная единица эволюции.

7. Основные генетические характеристики популяции.

8. Изменение в популяции, попавшей в новые условия существования.

9.Закон Харди-Вайнберга.

10-12.Практическое занятие: «Решение задач по теме» .


10

4

6

Факторы эволюции - 20 часов.

13. Изменчивость, как фактор эволюции.

14. Фенотипическая изменчивость.

15. Генетическая природа изменчивости качественных признаков.

16. Генетическая природа изменчивости количественных признаков.

17. Генотипическая изменчивость.

18. Мутации и их характеристика.

19.Мутагенез,мутагены.

20. Отбор, как основной фактор эволюции.

21. Виды отбора.

22. Как действует движущийся отбор.

23. Как действует стабилизирующийся отбор.

24. Искусственный отбор и его роль.

25. Массовый и индивидуальный отбор.

26. Селекция и генетика.

27. Другие факторы эволюции.

28. Дрейф генов. Изоляция.

29. Миграции.

30. Волны жизни.

31.Результат эволюции.

32СТЭ.


20

14

6

Итоговое занятие.

33. Защита проектов, презентаций.

34.Итоговое тестирование.


4




4

Всего

34

18

16



Примерные темы проектов, презентаций, рефератов.


1.Наследственная изменчивость, ее значение.

2.Мутагены и мутации, вызываемые ими.

3.Наследственные болезни и их распространение в популяции.

4.Селекция,ее роль в создании новых сортов растений.

5.Породы животных, созданные человеком.

6.Творческая роль искусственного отбора.

7.Селекция микроорганизмов.


Литература.


1.Общая биология: учебник для 10-11 классов; под редакцией А.О.Рувинского.М:Просвещение,1995г.

2.Грин,Н.,Стаут,У.,Тейлор,Д.Биология:в 3 т.М;Мир,1990г.

3.И.В.Бологова.Сборник задач по общей биологии.М;Оникс,2008г.

4.З.С.Киселева,А.Н.Мягкова.Методика преподавания факультативного курса по генетике.М;Просвещение,1999г.

5.Кемп,П.,Армс,К. Введение в биологию.М;Мир,1998г.

6.Н.В.Чебышев.Пособие для поступающих.М; «Издательство Барс»,1999г.


Итоговое тестирование «Генетика и микроэволюция».

1.Первым эволюционную теорию предложил…

А. Уоллес

Б. Дарвин

В. Линней

Г. Ламарк

2.О главной движущей силе эволюции в своём гениальном труде Дарвин писал в…

А. 1987

Б. 1859

В. 1895

Г. 1867


3.Теория Дарвина объясняет появление приспособленности…

А. Комбинативной изменчивостью и естественным отбором

Б. Комбинативной изменчивостью и искусственным отбором

В. Мутационной изменчивостью и искусственным отбором

Г. Мутационной изменчивостью и естественным отбором


4.Какая из видов борьбы за существование происходит наиболее остро?

А. Межвидовая борьба

Б. Борьба с неблагоприятными условиями

В. Внутривидовая борьба

Г. Верного ответа нет


5.Биогенетический закон сформулировали:

А. Мюллер и Геккель

Б. Северцов и Шмальгаузен

В. Харди и Вайнберг

Г. Верного ответа нет


6.Недоразвитые органы, которые утратили своё значение в процессе эволюции – это…

А. Ароморфозы

Б. Атавизмы

В. Идиоадаптации

Г. Верного ответа нет


7.Некоторые безобидные неядовитые змеи приобрели значительное сходство с ядовитыми, что помогает им избегать нападения хищников, - такое явление получило название…

А. Мимикрия

Б. Маскировка

В. Демонстрационная окраска

Г. Верного ответа нет


8.Сходство между незащищёнными и защищёнными видами – это…

А. Демонстрационная окраска

Б. Маскировка

В. Мимикрия

Г. Все ответы верны


9.Направленное изменение частоты встречаемости отдельных генов – это…

А. Волны жизни

Б. Дрейф генов

В. Популяционные волны

Г. Изоляция


10.Морфофизиологический процесс, который ведёт к упрощению организмов, к морфофизиологическому регрессу – это…

А. Идиоадаптация

Б. Общая дегенерация

В. Ароморфоз

Г. Верного ответа нет


11.Среди семенных наиболее развиты покрытосеменные. Их ароморфозы выражаются в…

А. Появлении специального органа размножения – цветка

Б. Защите семени

В. Развитии двойного оплодотворения

Г. Все ответы верны


12.Выведением новых сортов и пород растений и животных занимается…

А. Селекция

Б. Генетика

В. Физиология

Г. Цитология


13.В селекции растений часто получают полиплоидные формы. В основе полиплоидии лежит:

А. Удвоение хромосом

Б. Слияние ядер клеток

В. Нарушение процесса деления

Г. Все ответы верны


14.Центры происхождения культурных растений открыл:

А. И.В.Мичурин

Б. Н.И.Вавилов

В. Ч.Дарвин

Г.Все ответы верны


15.Закон гомологических рядов сформулировал:

А. К.Линней

Б. Т.Морган

В. Н.Вавилов

Г. Нет правильного ответа.

Похожие:

Программа элективного курса iconПрограмма элективного курса «Что ты знаешь о своей наследственности»
Программа курса предназначена для подготовки учащихся 9 классов. Рассчитана на 18 часов (1 час в неделю). Вид элективного курса:...
Программа элективного курса iconПрограмма элективного курса по литературе
Программа элективного курса «Анализ художественного произведения» составлена с опорой на учебное пособие Е. И. Никитиной “Русская...
Программа элективного курса iconАвторская программа элективного курса
Программа элективного курса в 9 классе «Наш край» разработана в соответствии с требованиями предпрофильной подготовки учащихся 9...
Программа элективного курса iconПрограмма элективного курса по обществознанию
Обучающая образовательная программа элективного курса для 9- Х классов «Ступенька к власти» состоит из 2- Х частей
Программа элективного курса iconПрограмма элективного курса «Готовимся к егэ по русскому языку». 11 класс
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11-х классов любого профиля и рассчитана на 34 час
Программа элективного курса iconПрограмма элективного курса, 68 часов в год (2 ч/нед.). 10-й класс Пояснительная записка
Основная функция данного элективного курса – это поддержка профиля обучения. В данном курсе углублённо изучаются отдельные разделы...
Программа элективного курса iconПрограмма элективного курса
...
Программа элективного курса iconПрограмма элективного курса
...
Программа элективного курса iconПрограмма элективного курса
...
Программа элективного курса iconПрограмма элективного курса по математике
Программа элективного курса «Задачи с параметрами» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница