Формирование и развитие рынка туристских услуг в Российской Федерации




Скачать 398.59 Kb.
НазваниеФормирование и развитие рынка туристских услуг в Российской Федерации
страница1/3
Дата26.02.2013
Размер398.59 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи


Арапова Любовь Александровна


Формирование и развитие рынка туристских услуг

в Российской Федерации


Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством:

экономика, организация и управление

предприятиями, отраслями и комплексами

(сфера услуг)


Автореферат


диссертации на соискание учёной степени

кандидата экономических наук


Санкт-Петербург

2007


Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики»


Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Черненко Владимир Анатольевич


Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Гордиенко Геннадий Алексеевич

доктор экономических наук, профессор

Трунин Виктор Иванович


Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный

университет водных коммуникаций


Защита состоится «24» мая 2007 года в 15.30 на заседании Диссертационного Совета Д 212.225.01 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский Государственный университет сервиса и экономики» по адресу: Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская д. 7, ауд.4.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики


Автореферат разослан «10» мая 2007 г.


Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат экономических наук, доцент И.Ю. Левитина

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ


Актуальность темы исследования. Одной из важных характеристик современного общества является развитие экономической структуры, которая получила наименование «сфера услуг». Сфера услуг сохраняет высокие темпы развития в экономике развитых стран мира и быстро развивается в странах с транзитивной экономикой.

По данным Института мировой экономики и международных отношений РАН, к началу XXI века доля сферы услуг в ВВП и общей численности занятых в развитых странах была высокой: в США она составляла 69,3 и 77,4%, в Великобритании – 70,3 и 71,7%, в Германии – 59,1 и 66,2%, во Франции – 64,7 и 74,5%, в Японии – 68,8 и 59,0% соответственно. В России доля сферы услуг в ВВП к концу двадцатого столетия составила 38%, а доля занятости населения в этой сфере экономика составила 56,9%.

Современная туристская индустрия как составная часть мировой экономики является одной из доходных и быстроразвивающихся сфер экономики, которая по доходам вышла на второе место в мире, уступая только топливно-энергетическому комплексу. По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), в 2005 году финансовый оборот мировой индустрии путешествий и туризма составил около 6,2трлн. дол, а к 2015году этот показатель должен увеличиться до 9 трлн. дол. В ближайшее десятилетие прогнозируется заметный рост туристского сектора: ежегодный спрос на туристские услуги в период с 2005 по 2015гг. будет увеличиваться на 4,6%.

Производство услуг в России быстро развивается, растут инвестиции в туристскую сферу, видоизменяются турпродукты, технологии обслуживания, методы управления, оказывающие влияние на повышение конкурентоспособности субъектов на рынке туруслуг.

Изменяющаяся социально-экономическая ситуация в Российской Федерации, являющаяся отражением объективных процессов, требует выработки критериев и создание относительно оптимальных условий на рынке туристских услуг. Вполне закономерно, что в нынешних условиях следует направить теоретические и практические изыскания на совершенствование экономических отношений и в этой важной отрасли экономики. При этом необходимо учитывать объективные процессы инфраструктуры рынка туристских услуг в России.

Большой туристский потенциал при правильном его использовании может обеспечить быстрое развитие туруслуг в России. Исследованию различных аспектов рынка туристских услуг посвящены научные труды зарубежных учёных и наших соотечественников. Среди зарубежных авторов хотелось бы отметить работы Виард Ж., Виолье П., Варнес М., Вильямс Н., Габзи А., Гей Ж., Дюмель П., Елиас Н., Жордан Ф., Кинг Р., Кнафу Р., Кривер Ф., Котлер Ф., Кривер Ф., Лазороти О., Мерлен П., Морган Н., Сток М., Л. Тисо, Ж.Урбен, Ж. Ури и др.

В работах В.И. Азар, А.Ю. Александровой, М.А. Ананьева, М.Г. Арасланова, В.А. Бабурина, И.Т. Балабанова, Б.М. Биржакова,
Н.И. Волошина, А.В. Горшкова, И.Н. Гаврильчака, И.В. Зорина, Е.Н. Ильина, Г.А. Карповой, В.А. Квартальнова, Т.И. Карягиной, И.В. Крылова,
А.П. Дуровича, Г.А. Паперяна, Д.Г. Родионова, В.С. Сенина, Л.И. Смирновой, В.Н. Соловьева, О.А. Хаширова, В.А. Черненко, В.Ф. Янченко и др. рассмотрены важнейшие проблемы инфраструктуры рынка услуг в России.

Однако следует отметить, что в транзитивной экономике следует выработать комплексный подход к проблеме формирования и развития рынка туристских услуг в Российской Федерации, как в научном плане, так и на уровне государственной политики.

В экономической литературе отсутствует единая точка зрения на экономическую природу туристской услуги, что требует дополнительной теоретической и практической проработки.

Развитие рынка туристских услуг в Российской Федерации происходит во взаимосвязи с региональными рынками. Значительное влияние на развитие туристских услуг оказывает Северо-Западный регион.

Теоретические и прикладные разработки регионального характера нашли отражение в работах И.Т. Агафонова, Э.Б. Алаева, А.А. Горбунова,
Р.А. Исляева, О.П. Либовски, Б.С. Хорева и др. В то же время изменяющиеся экономические условия на региональных рынках требуют дополнительной теоретической и практической проработки.

Мировой опыт свидетельствует, что эффективное развитие предприятий в различных сферах бизнеса достигается за счет использования в хозяйственной деятельности инноваций, обеспечивающих конкурентные преимущества на рынке услуг. К отечественным экономистам, внесших существенный вклад в развитие теории и практики инновационной деятельности относятся:
Л.О. Арутюнян, И.Т. Балабанов, С.В. Ильдеманов, Г.Д. Ковалев, Д.И. Кокурин, В.Г. Медынский, Ю.Д. Морозов, А.П. Пригожин, Д.В. Соколов, А.Б. Титов, И.М. Шабанова, И.Ф. Феклистов и др. В то же время, в экономической литературе недостаточно разработок, посвященных исследованию инновационной деятельности в сфере туризма.

Таким образом, многообразие, сложность и значимость решения теоретических и практических задач на рынке туруслуг в связи с переходом к рыночным принципам хозяйствования обусловили актуальность выбранной темы исследования.


Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методологических основ по формированию и развитию рынка туристских услуг в Российской Федерации. В соответствии с указанной целью в диссертации поставлены следующие задачи, отражающие логику исследования и содержание авторской концепции:

  • обобщить и систематизировать теоретические разработки природы «туристская услуга», « туристский продукт»;

  • выявить основные тенденции и особенности формирования и развития туристских услуг на основе исследования отечественного и зарубежного опыта;

  • исследовать современную инфраструктуру рынка туристских услуг РФ;

  • на основе анализа зарубежной практики развития рынка туристских услуг определить возможности её использования в экономике РФ, в том числе в Северо-Западном регионе;

  • определить и исследовать различные факторы, оказывающие влияние на развитие рынка туристских услуг;

  • разработать концепцию по формированию и развитию рынка туристских услуг.

Объектом исследования являются туристские организации на национальном и зарубежном рынках, в том числе в Северо-Западном регионе.

Предметом исследования являются экономические отношения по поводу формирования и развития рынка туристских услуг в Российской Федерации, в том числе в Северо-Западном регионе.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных учёных в области туризма, теории услуг, инвестиций, финансов.

Методологической основой исследования стали диалектический метод познания; системный подход; приёмы логического, индуктивного и сравнительного анализа и синтеза, классификации и обобщения.

Информационно-статистическая база исследования представлена законодательными и нормативными документами, оперативной информацией общероссийских и республиканских специальных периодических изданий; материалами общероссийских и республиканских научно-практических конференций, семинаров, посвящённых вопросам организации и развития направлений туризма; данные официальных сайтов по туризму в регионах; другие необходимые источники Интернета; собственные разработки, расчёты и исследования автора.

Научная новизна исследования и наиболее существенные результаты, полученные соискателем, состоят в следующем:

  • исследование экономических категорий: «туристская услуга» и «туристский продукт» позволило выделить их отличительные особенности, уточнить природу туристской услуги;

  • анализ макроэкономического показателя, характеризующего развитие экономики страны и мирового хозяйства – валового внутреннего продукта, позволил выделить стоимость туристской услуги как составной части ВВП, образующейся в результате самостоятельных стоимостных форм;

  • предложено авторское определение категории «туристская услуга»;

  • дано авторское толкование инноваций в сфере туризма;

  • выявлено, что внедрение Общероссийского классификатора институциональных единиц по секторам экономики позволит определить уровень туристских услуг, предоставляемых сферой туризма;

  • обосновано, что особенности финансов в турфирмах проявляются в сущности и функциях, а не в специфичности организации финансовых отношений и функционирования финансового механизма;

  • на основе исследования зарубежной и отечественной практики предоставления туристских услуг в России, в том числе в Северо-Западном регионе, определены факторы, способствующие развитию этого важного сектора экономики. Доказано, что развитие рынка туристских услуг тесно взаимосвязано с использованием современных технологий, брендинга как формы современной маркетинговой стратегии;

  • в результате анализа инфраструктуры рынка туристских фирм в Российской Федерации выявлено, что на туристском рынке страны отсутствует конкуренция и концентрация капитала в этой сфере экономики, в отличие от стран с развитой рыночной экономикой;

  • определены перспективы развития рынка туристских услуг в РФ, в том числе и на региональных уровнях;

  • на основе исследования проблем в сфере туризма в некоторых дестинациях Российской Федерации, в том числе Северо-Западного региона, определено, что развитие туруслуг на определённом этапе транзитивной экономики России будет происходить за счёт притока иностранного капитала, а также избыточного капитала, формирующегося у отечественных производителей в других отраслях экономики.


Научная и практическая значимость результатов исследования состоит в возможности теоретического и прикладного применения полученных результатов, выводов и обобщений при решении проблем формирования и развития рынка туристских услуг в Российской Федерации, в том числе в Северо-Западном регионе.

Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе при преподавании дисциплин: «Международные экономические отношения», «Экономическая теория», «Мировая экономика», «Экономика международного туризма» в Санкт-Петербургском государственном университете сервиса и экономики.

Практическая значимость работы определяется конкретными рекомендациями по формированию и развитию механизмов на рынке туристских услуг в Российской Федерации.


Апробация результатов исследования

Основные положения диссертации докладывались на Всесоюзной научно-практической конференции «Современные проблемы развития туризма и туристского сервиса (Санкт-Петербург, 2004 г.) Туризм и экология» (Санкт-Петербург, 2005 г.).

По результатам исследования автором опубликовано 5 научных работ, в том числе совместная монография. Личный вклад автора составляет 7,37п. л.


Структура работы

Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении раскрыта актуальность выбранной темы, сформулированы цели и задачи исследования, определена его научная новизна и практическая значимость.

В первой главе исследуются теоретические и методологические основы рынка туристских услуг, даётся теоретическое толкование природы турпродукта и туруслуги, характеристика рынка туристских услуг в советский и постсоветский периоды времени, рассматривается функционирование экономических субъектов на рынке финансовых услуг.

Вторая глава посвящена исследованию рынка туристских услуг на основе использования зарубежного опыта, рассматриваются: влияние индустрии туризма на макроэкономические показатели мирового хозяйства, региональные особенности формирования рынка туристских услуг, брендинг как форма современной маркетинговой стратегии, современные технологии на рынке туристских услуг.

В третьей главе рассматривается развитие российского рынка туристских услуг в условиях интеграции страны в постиндустриальное общество: анализируется рынок туристских услуг с позиции районирования, функционирование отелей на рынке туруслуг, проблемы инвестиционной политики рынка туруслуг.

Четвёртая глава посвящена инновационным вопросам: рассматривается международный опыт государственного регулирования инновационной деятельности, инновационная деятельность туроператоров на рынке услуг.

В заключении сформированы и обобщены основные выводы по диссертационному исследованию.

II. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
И ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ



В XX веке произошла трансформация индустриальной экономики в постиндустриальную. Формирование и развитие сферы услуг - объективный процесс, свойственный мировому хозяйству. Доля услуг в начале XXI века в мировом валовом продукте составляла свыше 70%, сфера туризма по предоставляемым услугам является одной из развивающихся сфер экономики.

В современной экономической литературе существуют различные точки зрения на понятие туристской услуги и туристского продукта.

Проведенное исследование понятий турпродукта и туруслуги позволяет отметить следующее:

  • турпродукт и туруслуга по своей сути разные экономические категории. Стоимостное выражение турпродукта трансформируется в комплексе услуг, предоставленных туристу;

  • турпродукт включает совокупность туристских услуг, включенных в состав тура. Дополнительные услуги туристы получают за счет дополнительной оплаты. Поэтому дополнительные услуги не могут включаться в турпродукт. В этом случае следует выделять понятие «комплекс услуг», включающее услуги тура и дополнительные услуги;

  • аналогично в состав турпродукта не могут включаться и товары. Товарный рынок представляет относительно самостоятельную часть мирового или региональных рынков, как и рынок услуг, рынок капитала, рынок ценных бумаг, рынок рабочей силы.

Продукт принимает форму товара или услуги после потребления или использования покупателем. Движение продукта на рынке туристских услуг можно представить в виде схемы (рис. 1).



Получение

комплекса услуг

в месте

пребывания


Домашние

хозяйства

(население)

______________

предприятия, фирмы
(работники)

Турфирмы и другие субъекты, реализующие права на тур
  1   2   3

Похожие:

Формирование и развитие рынка туристских услуг в Российской Федерации iconРегиональные особенности развития рынка туристских услуг (на примере самарской области)
Работа выполнена на кафедре «Экономика, организация и коммерческая деятельность» гоу впо «Поволжский государственный университет...
Формирование и развитие рынка туристских услуг в Российской Федерации iconФункционирование и развитие регионального рынка информационных услуг
Охватывает некоторое множество факторов. Схема построения такой системы методик для информационного рынка изображена на рис. 4
Формирование и развитие рынка туристских услуг в Российской Федерации iconОсновная образовательная программа Направление 080100 Экономика Магистерская программа «Экономика фирмы и отраслевых (туристских) рынков»
В магистерской программе «Экономика фирм и отраслевых (туристских) рынков» рассматриваются теоретические и практические аспекты организации...
Формирование и развитие рынка туристских услуг в Российской Федерации iconМаркетинг отношений на рынке туристских услуг: теория, методология, развитие
Ведущая организация: гоу впо «Российский государственный университет туризма и сервиса»
Формирование и развитие рынка туристских услуг в Российской Федерации iconК. А. Акопян ноу впо «Кисловодский гуманитарно-технический институт»
В статье рассматриваются сущность и особенности формирования рынка образовательных услуг. Применительно к сфере образовательных услуг...
Формирование и развитие рынка туристских услуг в Российской Федерации iconПлан введение 2 раздел 1 анализ рынка услуг по доставке грузов 4 Характеристика транспортных услуг, оказываемых в московском регионе. 4
Для этого, потребуется не один час кропотливой работы по изучению рынка, особенностей функционирования схожих предприятий, закрепление...
Формирование и развитие рынка туристских услуг в Российской Федерации iconРазвитие рынка девелоперских услуг в мегаполисе
Специальность 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями...
Формирование и развитие рынка туристских услуг в Российской Федерации iconПодпрограмма «Развитие экспорта транспортных услуг»
Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» (далее Программа), утвержденная Постановлением...
Формирование и развитие рынка туристских услуг в Российской Федерации iconЭкзаменационные вопросы по специализированному квалификационному экзамену для специалистов финансового рынка по организации торговли на рынке ценных бумаг (деятельность фондовой биржи) и клиринговой деятельности (экзамен второй серии)
Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29. 08. 2011...
Формирование и развитие рынка туристских услуг в Российской Федерации iconПравила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. N 317 правительство российской федерации постановление
В целях обеспечения рационального и эффективного использования газа в Российской Федерации и в соответствии со статьей 8 Федерального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница