1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Виды деятель-ности и формы контроля | Дидактическое обеспечение | Домашнее задание
| Дата проведения |
I четверть |
|
1 | 1.Понятие о мировой художественной культуре | 1 | Урок-диалог | Что изучает курс МХК | Знать, что такое культура и цивилизация, особенности художественной культуры, отличать виды искусства Понимать область изучения МХК | Беседы, рассуждения, устный опрос | Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура; Вачьянц А.М. 7 чудес Древнего мира | Составить таблицу по видам искусства |
|
2 | 2.Культура первобытного мира: у истоков искусства | 1 | Изучение нового материала | Особенности первобытного искусства, произведения изобразительного искусства | Знать классификацию основных этапов развития первобытной культуры. Понимать роль и значение первобытной культуры. Уметь давать определения понятиям. | Лекция, творческие работы | Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура;
Вачьянц А.М. 7 чудес Древнего мира | Подготовить презентации по архитектуре первобытного мира |
|
3 | 3.Истоки архитектуры | 1 | мультимедиа- урок | Первые жилища и мегалитические сооружения | Знать виды первобытной архитектуры. Понимать особенности первобытной культуры, уметь давать определения терминам и понятиям. Уметь составлять презентацию и рассказ по ней. | Защита творческих работ | Любимов Л. Искусство Древнего мира | Повторение изученного материала, выучить терминологию |
|
4 | 4.Культура Древнего Египта | 1 | Изучение нового материала | Достижения культуры Древнего Египта. География и история. | Знать основные вехи истории Древнего Египта. Понимать отличие и самобытность древнеегипетской культуры. Уметь строить рассказ по теме. | Лекция, беседа, устный опрос | Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура; Вачьянц А.М. 7 чудес Древнего мира; Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта | Терминоло-гия и понятия |
|
5 | 5.Скульптура и архитектура Древнего Египта | 1 | Урок-виртуальное путешествие | Канон в искусстве Древнего Египта. Памятники изобразительного искусства, скульптуры и архитектуры | Знать основные памятники культуры. Понимать отличия разных периодов исторического и культурного развития Египта. Уметь выстраивать рассказ о памятниках культуры Древнего Египта. | Просмотр фильма, пояснения учителя, беседа, устный опрос | Фильмы и презентации о культуре Древнего Египта | Чтение мифов Древнего Египта |
|
6 | 6.Религиозно-мифологические представления древних египтян | 1 | Урок-семинар | Пантеон богов Древнего Египта. Мифы и сказки | Знать мифы и богов Древнего Египта. Понимать особенности древнеегипетской религиозной системы. Уметь давать устную характеристику темы. | Опрос по теме в форме семинарского занятия | Мифы Древнего Египта Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока | Повторение пройденного материала |
|
7 | 7.Художественная культура Междуречья | 1 | Изучение нового материала | География, история, культура и религия. | Знать основные черты и периодизацию культуры Междуречья. Понимать отличительные особенности культуры Междуречья Уметь давать определения пройденным терминам и понятиям. | Лекция | Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура; Вачьянц А.М. 7 чудес Древнего мира;
| Термины, понятия, основные памятники и произведе-ния искусства |
|
8 | 8.Культура древней Мессопотамии | 1 | Комбиниро-ванный урок | Шумеро-аккадская и Ассиро-вавилонская культура | Знать памятники искусства Шумера и Аккада. Понимать роль древнего искусства в развитии современной культуры. Уметь классифицировать памятники искусства по историческим эпохам и видам искусства. | Лекция, тестирование | Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура; Вачьянц А.М. 7 чудес Древнего мира;
| Кроссворд по пройденным темам. Подготовка к викторине |
|
9 | 9.Викторина «Культура Древнего Востока» | 1 | Повторение и обобщение | Даты, термины, понятия и определения по темам Древнего Египта и Междуречья | Знать: даты, термины, понятия и определения. Понимать особенности развития культуры Древнего Египта и Междуречья. Уметь анализировать тексты и высказывания исследователей | Викторина (письменные и творческие задания) | Вачьянц А.М. 7 чудес Древнего мира;
| Не задано |
|
II четверть |
|
10 | 1.Художественная культура Древней Греции | 1 | Комбинированный урок | Особенности культуры, мифология и религия . Поэмы Гомера и Гесиода. Басни Эзопа | Знать основные вехи истории древнегреческой истории и культуры. Понимать специфику культуры Древней Греции. Уметь пересеазывать содержание поэм Гомера, Гесиода и басен Эзопа. | Лекция, опрос, письменная работа | Данилова Г.И. Мировая художествен-ная культура 7-9 кл; Соколов Г.И. Искусство Древней Эллады;
| Чтение и пересказ поэм Гомера |
|
11 | 2.Архитектура и Древней Греции | 1 | мультимедиа- урок | Ордерная система и типы храмов. Афинский Акрополь | Знать что такое канон. Понимать систему постройки античного храма. Уметь объяснять терминологию. | Просмотр фильмов, презента-ций с пояснения-ми учителя, устный опрос, творческие работы | Обучающие видеофильмы, презентации | Составить презентацию по архитектуре Древней Греции |
|
12 | 3. Театр, музыка и литература Древней Греции | 1 | Комбинированный урок | Греческая драма, лирическая поэзия, в гостях у Эвтерпы | Знать основных деятелей древнегреческой культуры и их произведения. Понимать значение древнегреческой культуры для современного мира. Уметь составлять связный рассказ по теме (устно и письменно) | Опрос, лекция, письменные задания | Соколов Г.И. Искусство Древней Эллады | Прочитать биографию Плутарха
|
|
13 | 4.Викторина «Культура Древней Греции» | 1 | Систематизация и обобщение знаний | Даты, термины, понятия и определения по разделу «Древняя Греция» | Знать термины, определения и понятия. Понимать особенности древнегреческой. культуры Уметь составлять кроссворд по заданной теме | Викторина (творческие задания и тесты) | Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура | Не задано |
|
14 | 5.Художественная культура Древнего Рима | 1 | Изучение нового материала | Культура царского Рима, римская культура эпохи царей, культура Римской республики. | Знать периодизацию и основные вехи в истории Древнего Рима. Понимать связи между древнегреческой и древнеримской культурой. Уметь анализировать эпоху. | Лекция, опрос | Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура; Вачьянц А.М. Древняя Греция и Древний Рим: вариации прекрасного Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В.Уроки античной культуры
| Пересказ темы на основе записей в тетради |
|
15 | 6.Культура Древнего Рима | 1 | Изучение нового материала | Римская культура эпохи ранней империи, римская культура I-II вв н.э., римская культура III –V вв. н.э. | Знать памятники культуры и искусства Др. Рима. Понимать особенности древнеримской культуры. Уметь анализировать тексты и источники | Лекция, беседа с элементами опроса, самостоя-тельная работа | Вачьянц А.М. Древняя Греция и Древний Рим: вариации прекрасного
| Составить проект или презентацию по культуре Др. Рима |
|
16 | 7.На семи холмах | 1 | Урок-защита творческих проектов и презентаций по Древнему Риму | Материальная культура, древнеримская литература и музыка, скульптура, живопись и прикладное искусство, архитектура | Знать: правила оформления творческих работ-презентаций. Уметь: публично представлять и защищать свою работу. | Защита и обсуждение творческих работ | Творческие работы, проекты и презентации учащихся | Термины, понятия, даты по Др. Греции и Риму |
|
17 | 8.Викторина «Античная культура» или «Диалог культур» | 1 | Урок-викторина | Термины, определения и понятия по темам Древняя Греция и Древний Рим | Знать термины, определения и понятия. Понимать особенности и характерные черты античной культуры. Уметь составлять кроссворд по заданной теме. | Самостоя-тельная работа учащихся (решение творческих задач, тестов) | Вачьянц А.М. Древняя Греция и Древний Рим: вариации прекрасного
| Не задано |
|
III четверть |
|
18 | 1.Культура Византии в IV-ХI веках | 1 | мультимедиа- урок | Храмовая культура и иконопись Византии | Знать: основные черты культуры Византии. Понимать связь культуры Византии с русской культурой. Уметь давать определения терминам и понятиям. | Просмотр фильмов, презентаций, их обсуждение и анализ | Силичев Д.А. Культурология: учебное пособие для вузов | Творческая работа-эссе «Диалог культур» |
|
19 | 2.Культура Киевской Руси IХ- ХI веков | 1 | Комбинированный урок | Деревянное строительство в Древней Руси | Знать основные вехи исторического и культурного развития Киевской Руси и памятники архитектуры Киевской Руси. Понимать связь культуры Киевской Руси с культурой Византии. Уметь составлять рассказ на заданную тему. | Лекция с элементами дискуссии, Письмен-ная работа | Ополовников А., Островский Г. Русь деревянная | Творческое задание |
|
20 | 3.Русская культура ХI –ХV веков | 1 | мультимедиа- урок | Каменное зодчество древней Руси, русские иконописные школы, иконостас | Знать основные памятники русской культуры ХI –ХV веков. Уметь пользоваться литературой по искусству и анализировать её. | Просмотр фильмов, презентаций, их обсуждение и анализ | Искусство. 10-11 классы.Мы входим в храм/ сост. Перевезенцев В., Языкова И.;
| Подготовить доклады и сообщения |
|
21 | 4.Русская культура в ХVI- ХVII веках | 1 | мультимедиа- урок | Расцвет в русском каменном зодчестве, иконопись | Знать основные памятники русской культуры ХVI- ХVII в. Понимать общие закономерности развития русской культуры уметь пользоваться литературой по искусству и анализировать её. | Анализ сообщений и докладов учащихся.Просмотр фильмов, презентаций, их обсуждение и анализ | Райгородский Л.Д. Беседы о русских иконах; Островский Г.С.Рассказ о русской живописи | Повторение терминов и понятий по разделу «Культура Древней Руси» |
|
22 | 5.Раннее средневековье. Дороманский период, «Великое переселение народов» или «Рождение Европы» | 1 | Изучение нового материала | Античные истоки раннего Средневековья. Религия и философия, культура варварских народов, музыка и литература | Знать периодизации о основные вехи истории и культуры Средневековья. Понимать значение явления «Великое переселение народов». Уметь давать определения основным понятиям и терминам. | Лекция, письменная работа, опрос | Вачьянц А.М. Западноевропейское средневековье: вариации прекрасного; Гнедич П.П. Всемирная история искусств | Творческое задание |
|
23 | 6.Зрелое Средневековье. Романский период «Тяжёлое молчание» | 1 | Комбиниро-ванный урок | История, религия и философия. Архитектура. Романский стиль, изобразительное, музыкально- зрелищное искусство, литература | Знать основных деятелей истории, религии и философии Зрелого Средневековья. Понимать особенности эпохи. Уметь дать характеристику романского стиля в искусстве
| Лекция, опрос, самостоятельная работа | Гнедич П.П. Всемирная история искусств | Даты, термины, понятия, определения |
|
24 | 7.Позднее Средневековье. Готический период «Преодоление тяжести» | 1 | Изучение нового материала | История, философия и образование. Архитектура. Готический стиль. Скульптура, живопись и прикладное искусство | Знать: основные произведения искусства эпохи, основные черты готического стиля Понимать: различия между стилями. Уметь: оценивать произведения искусства, анализировать произведения искусства
| Лекция, опрос | Вачьянц А.М. Западноевропейское средневековье: вариации прекрасного;
| Подготовить доклады, сообщения и презентации |
|
25 | 8.Путешествие в средневековый город. | 1 | мультимедиа- урок | Особенности средневековой архитектуры и городской планировки Материальная культура жителя средневекового города. | Знать, что представлял из себя средневековый город. Понимать связь культурных эпох. Уметь вести беседу на данную тему: | Анализ сообщений и докладов учащихся.Просмотр фильмов, презентаций, их обсуждение и анализ | Хрестоматия по мировой художественной культуре./ сост. Д.М. Зарецкая, В.В. Смирнова | Не задано |
|
26 | 9.Эпоха Возрождения.
| 1 | Изучение нового материала | Общая характеристика, особенности, периодизация. Великие мыслители эпохи Возрождения | Знать: имена Великих мыслителей эпохи. Понимать: сущность и особенности эпохи Возрождения. Уметь: давать характеристику эпохи | Лекция, беседы, опрос | Ильина Т.В.История искусств. Западноевропейское искусство | Подготовка сообщений и презентаций |
|
27 | 10.Проторенессанс. Увертюра Возрождения | 1 | Комбинированный урок | Архитектура, скульптура, живопись, музыка и литература эпохи. | Знать: основные произведения искусства Проторенессанса и их авторов Понимать: особенности периода Уметь: давать анализ произведениям искусства | Лекция, заслушива-ние сообщений учащихся, просмотр и анализ презента-ций, опрос | Этюды об изобразительном искусстве (книга для учащихся) | Не задано |
|
IV четверть
|
|
28 | 1.Раннее возрождение. Становление стиля | 1 | Изучение нового материала | Донателло, Сандро Ботичелли | Знать примеры и представителей итальянской живописи. Понимать общие закономерности создания художественного образа Уметь пользоваться справочной литературой по искусству | Лекция с элементами мультимедиа | Швинглхурст Э.Ботичелли; Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения | Биографии Леонардо Да Винчи, Микеланджело Буонарроти |
|
29 | 2.Высокое Возрождение. Титаны Ренессанса | 1 | Комбинированный урок | Леонардо Да Винчи, Микеланджело Буонарроти | Знать биографии и произведения Титанов Возрождения. Понимать роль и место эпохи Ренессанса в художественной культуре. Уметь: рассказывать об эпохе Возрождения | Лекция, просмотр презентаций, заслушивание докладов, опрос | Ильина Т.В.История искусств. Западноевропейское искусство | Термины, понятия, определения, даты по разделу «Эпоха Возрождения» |
|
30 | 3.Викторина. Культура итальянского Возрождения | 1 | Повторение и обобщение | Конкурс историков и философов. Конкурс живописцев, скульпторов, архитекторов. Конкурс поэтов и музыкантов | Знать: основные термины по теме. Понимать особенности эпохи Возрождения. Уметь анализироваметь произведения искусства, датировать их. | Викторина (решение творческих заданий) | Ильина Т.В.История искусств. Западноевропейское искусство | Не задано |
|
31 | 4.Художественная культура Нового времени | 1 | Изучение нового материала | Культура западноевропейского барокко. Архитектура итальянского барокко | Знать черты культуры ХVII века. Понимать отличие новой эпохи от предыдущей. Уметь анализировать памятники архитектуры Нового времени | Лекция, опрос | Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство ХVII века | Создание проектов и презентаций на тему «Барокко в архитектуре Западной Европы» |
|
32 | 5.Искусство барокко в архитектуре | 1 | Мультимедиа-урок | Садово-парковое искусство Западной Европы | Знать, как стиль барокко проявился в архитектуре Западной Европы. Понимать особенности стиля барокко в архитектуре Уметь отличать произведения в барочном стиле. | просмотр презентаций учащихся, комменти-рование и анализ | Проекты и презентации учащихся | Биография Питера Пауля Рубенса |
|
33 | 6. Фламандское барокко. Рубенс | 1 | Комбинированный урок | Фламандская школа живописи, произведения Рубенса, Антониса Ван Дейка | Знать, как стиль барокко проявился в живописи. Понимать особенности стиля барокко в живописи. уметь | Заслушивание и обсуждение докладов учащихся, лекция, опрос | Ротенберг Е.И.Западноевропейское искусство ХVII в | Биография Рембрандта, подготовка докладов и презентаций |
|
34 | 7.Голландское барокко. Рембрандт | 1 | Комбинированный урок | Пейзажная живопись, натюрморт, бытовой и исторический жанр | Знать основные произведения Рембрандта. Понимать различия и характерные черты различных жанров живописи. Уметь давать определения терминам, характеризовать основные понятия | Заслушивание и обсуждение докладов, просмотр и анализ презентаций учащихся, беседа, опрос | Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Западная Европа и Древний Восток (учебное пособие по мировой художественной культуре) | Творческая работа-эссе : «Культура сегодня. Нужна ли она современному человеку?» |
|
35 | 8.Мировая художественная культура. Дискуссия на тему: «Культура сегодня. Нужна ли она современному человеку?» | 1 | Обобщение и системати-зация знаний | Ретроспективный взгляд на пройденный материал | Знать основные положения курса. Понимать закономерности развития культуры. Уметь анализировать произведения искусства, делать выводы | Дискуссия, беседа на заданную тему |
| Не задано |
|