Рабочая программа по истории России 5-9 классы пояснительная записка




НазваниеРабочая программа по истории России 5-9 классы пояснительная записка
страница1/4
Дата25.02.2013
Размер0.56 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4
Рабочая программа

по истории России

5-9 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по истории России предназначена для 6—9 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по истории.

Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории в основной школе:

— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

— формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и о судьбах населяющих её народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

— воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убеждённости в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе;

— развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

— формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.

Задачи изучения истории России в 6 классе:

— формирование первичных ориентиров для этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России; овладение учащимися основными знаниями по истории России с древнейших времён до конца ХУI в., понимание ими места и роли Древней, Новгородской, Владимиро-Суздальской и Московской Руси во всемирно-историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества;

— воспитание учащихся в духе уважения к своей древней истории и гордости за героические свершения предков;

— развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в летописях (<Повесть временных лет и др.), правовых документах (Русская Правда. Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках

иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси.

Задачи изучения истории России в 7 классе:

продолжение формирования ориентиров для этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;

— овладение учащимися основными знаниями по истории России ХУ1I—ХУIII вв., понимание ими места и роли Московского царства ХУII в. и Российской империи ХУIII в. во всемирно-историческом процессе, значения наследия этих периодов для современного общества;

— воспитание учащихся в духе уважения к истории России ХУII—ХУIII вв. и гордости за героические свершения предков;

— развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России ХУII—ХУIII вв.

Задачи изучения истории России в 8 классе:

— формирование первичных ориентиров для гражданской самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;

— овладение учащимися основными знаниями по истории России ХIХ в., понимание ими места и роли Российской империи во всемирно-историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества;

— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к истории России ХIХ в. и гордости за героические свершения предков;

— развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России ХIХ в.;

— формирование у школьников умения применять знания по истории России в ХIХ в. для осмысления сущности современных общественных явлений.

Задачи изучения истории России в 9 классе:

— завершение формирования ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

— овладение учащимися основными знаниями по истории России ХХ — начала ХХI в., понимание ими места и роли России во всемирно-историческом процессе;

— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к истории России ХХ в. и гордости за героические свершения предков в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

— развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России ХХ — начала ХХI в. (с учётом особенностей данных источников);

— формирование у школьников умения применять знания по истории России ХХ— начала ХХI в. для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА


Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6—9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

В программе реализуются следующие принципиальные установки:

— компетентностный подход к определению целей и содержания школьного исторического образования, при котором формируются компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина); компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (навыки самоорганизации);

— системный подход к анализу прошлого, позволяющий рассматривать историю России как совокупность взаимосвязанных фактов и явлений в их взаимодействии и развитии; среди различных аспектов системного подхода главное внимание уделяется системно-историческому, позволяющему выяснить условия возникновения исторических явлений, этапы развития, а также (в случае необходимости) современное состояние и возможные перспективы развития;

— много факторный (поли факторный) подход к изучению причинно-следственных связей, в рамках которого наряду с экономическими и политическими факторами рассматриваются демографический, этнонациональной, религиозный, личностно-деятельный. природно-климатический, географический и прочие факторы;

— деятельностный подход к отбору исторического содержания, при котором учебно-методический комплекс, созданный на основе данной программы, должен помочь учителю сформулировать учебные задачи и обеспечить учащихся необходимой информацией для самостоятельного решения этих задач (с учителем в роли консультанта), формирования собственной позиции при оценке спорных исторических явлений;

— государственнический подход к реализации воспитывающей функции школьного исторического образования, в рамках которого формируется положительная гражданская идентичность учащихся, воспитываются патриотизм и уважение к своему Отечеству, правам и свободам человека, социальная ответственность, приверженность к гуманистическим, демократическим и нравственным ценностям; при изучении позитивных . и особенно негативных событий прошлого выполняется функция «врачевания» (М. Ферро), или «клиотерапии (Б. Н. Миронов).

Главная (сквозная) содержательная линия курса — человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. деятельность людей развёртывается в историческом времени 14 историческом пространстве, а своим результатом имеет историческое движение. В программе в целостном и систематизированном виде рассмотрены следующие ключевые аспекты данной деятельности:

— экономическая история России: развитие материального производства, эволюция трудовой и хозяйственной деятельности, изменение характера экономических отношений;

— социальная история России: формирование, структура и эволюция этнических, конфессиональных, социальных и других общностей; динамика социальных взаимоотношений и социальных конфликтов;

— политическая история России: зарождение и эволюция российской государственности, её исторические формы и типы; механизмы и модели функционирования и смены власти, взаимодействия власти и общества на разных этапах развития; основные вехи политической истории;

— история внешней политики России: динамика статуса страны в системе международных отношений; особенности взаимодействия с различными народами и государствами; причины, ход и последствия важнейших военных конфликтов;

— социокультурная история России: развитие и важнейшие особенности культуры многонационального российского народа; эволюция научных знаний и системы образования; принятие, усвоение и творческое развитие традиционных религии народов России; вклад народов России в мировую культуру; история повседневной жизни и быта представителей различных слоёв российского общества; эволюция их ценностных ориентиров, потребностей, мотивации, картины мира.

Курс сочетает историю государства и населяющих его народов. Он даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории. При изучении всех разделов курса предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории.

В программе не предписывается следование какой-либо единственной исторической доктрине, в ней используется познавательный потенциал принятых в современной исторической науке различных подходов и не используются идеологически окрашенные суждения и эпитеты.


МЕСТО КУРСА

В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ) ПЛАНЕ


Предмет «История России» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6—9 классах в общем объёме 194 ч. Из них:

6 класс — 40 учебных часов;

7 класс — 42 учебных часа;

8 класс —44 учебных часа;

9 класс — 68 учебных часов.

В 6—8 классах на изучение истории отводится 2 ч в неделю, в 9 классе — 2 (3) ч в неделю (дополнительный час может быть взят из резерва). Курс «История России» рекомендуется изучать параллельно с курсом «Всеобщая история».

В программе предусмотрены вводные в повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют активизации учебной работы школьников, формированию у них целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении всеобщей и отечественной истории.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА


Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

— воспитание Российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;

— осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

— усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

— понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

Метапредметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

— способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

— владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и Родовидовых связей и др.);

— использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и Интернет-ресурсов;

— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

— владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение. корректно отстаивать свою позицию и координировать её с партнёрами, продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

— формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;

— формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира в взаимопонимания между людьми; усвоение базовых национальных ценностей и идеалов на основе изучения исторического опыта России;

— овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;

— формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, осмысления жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;

— развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрьивая её познавательную ценность;

— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории России;

— приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия своего народа, родного края, России, стремления сохранять и приумножать культурное наследие;

— создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета на ступени среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Предполагается, что в результате изучения истории России в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

Знаниями:

1) ключевых исторических событий (время, место, участники, обстоятельства);

2) периодизации ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);

З) основных информационных источников по историческим периодам;

4) наиболее распространённых и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений и личностей прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендованной литературе;

Умениями:

1) извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики и пр.);

2) сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;

3) различать факты и их интерпретации, оценки; классифицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;

4) давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;

5) на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох, выявлять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

6) определять и аргументировать своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории России;

7) применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


  1   2   3   4

Похожие:

Рабочая программа по истории России 5-9 классы пояснительная записка iconРабочая программа по истории (8 класс) пояснительная записка
России и авторской программы «История России, 6-9 классы, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, Просвещение, 2006»
Рабочая программа по истории России 5-9 классы пояснительная записка iconРабочая программа по истории 10-11 классы пояснительная записка
Тематическое планирование по истории составлено с учетом программы, рекомендованной министерством образования рб, программ и Федеральный...
Рабочая программа по истории России 5-9 классы пояснительная записка iconРабочая программа по истории 6-е классы (70 ч.)
Рабочая программа по истории для учащихся 6х классов разработана на основе примерной программы основного общего образования по истории...
Рабочая программа по истории России 5-9 классы пояснительная записка iconРабочая учебная программа 5 6 класс Составитель программы: учитель истории и обществознания Вдовкина Наталья Викторовна 2012 г. Пояснительная записка к программе по истории 5-6 классы издательства «Русское слово»
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования...
Рабочая программа по истории России 5-9 классы пояснительная записка iconРабочая программа учебного курса «История»
Пояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории. Истории Нового времени XIX – начало XX века, Истории России. XIX века,...
Рабочая программа по истории России 5-9 классы пояснительная записка iconРабочая программа учебного курса «История»
Пояснительная записка к рабочей программе по истории Нового времени конец XV – xviiiвек, истории России. XVI-XVIII века, истории...
Рабочая программа по истории России 5-9 классы пояснительная записка iconРабочая программа по технологии 5 класс пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология. 5–7 классы (вариант для мальчиков)»
Рабочая программа по истории России 5-9 классы пояснительная записка iconРабочая программа учебного курса «История»
Пояснительная записка к рабочей программе по истории Средних веков, Истории России с древнейших времен до конца XVI века, Истории...
Рабочая программа по истории России 5-9 классы пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. / авт сост. Т. А. Бурмистрова – М.: Просвещение, 2010; Программы....
Рабочая программа по истории России 5-9 классы пояснительная записка iconРабочая программа по истории России (6-10 классы)
Программа включает материал по истории России с древнейших времен до начала XXI века
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница