Скачать 216.85 Kb.
|
Тихонова Е. А., Заслуженный учитель РФ, МОУ «СОУ СОШ № 5 г. Ершова», Вдовина Т.О., к.п.н., Заслуженный учитель РФ, МОУ «Физико-технический лицей № 1г. Саратова» Пояснительная записка. В последнее время возрастает интерес к прикладному значению химии, поскольку сегодня гораздо чаще, чем раньше, в повседневной жизни используются разнообразные химические соединения: бытовая химия, пищевые добавки, красители и ткани, витамины и лекарственные препараты. Программа элективного курса «Биохимия – химия жизни» предназначена для учащихся 10-11 классов естественнонаучного профиля. Она дополняет содержание профильных предметов химии и биологии. Курс рассчитан на 34 часа и может проводиться во втором полугодии 10 класса или в первом полугодии 11 класса. Содержание программы предусматривает реализацию взаимосвязей биологии и химии, химии и медицины. Оно рассчитано на реализацию познавательных интересов двух групп учащихся, проявляющих склонность к дополнительным занятиям химией по углубленной или расширенной программе: тех, кто целенаправленно готовит себя к выбору профессии химика-исследователя, технолога, медицинского работника, учителя, и тех, кто ориентируется на практическое применение химии в смежных областях знаний и деятельности людей. Главными задачами курса являются:
Предлагаемый курс состоит из 6 тем, каждая тема имеет в своём составе практические и теоретические занятия. Первая тема «Введение» знакомит учащихся с наукой биохимией и ее методами. В теме актуализируются химические знания, полученные учащимися в курсе органической химии, о качественных реакциях на функциональные группы, кратные связи, ароматичность. На конкретных примерах показывается значение биохимических исследований. Вторая тема «Среда, обеспечивающая протекание биохимических реакций» актуализирует знания учащихся о воде, полученных в курсах химии и биологии, раскрывает аномальные свойства воды, показывает роль ее в биохимических превращениях. Вводятся новые понятия (осмос, буферность), раскрываются механизмы поддержания постоянства внутренней среды организма. Третья тема «Биомолекулы» предполагает более детальное изучение липидов, белков, углеводов. Нуклеиновые кислоты не изучаются, в связи с ограничением времени. Объем теоретических знаний по этому вопросу в элективном курсе не выходит за рамки ныне действующего стандарта, но существенно расширена практическая часть темы. Предусмотрен также самостоятельный домашний эксперимент. Четвертая тема «Вещества на аптечных полках» рассматривает вопросы статической и функциональной биохимии. Изучение ферментов является связующим звеном третьей и четвёртой тем. Учащиеся знакомятся со структурными формулами этих веществ, участием их в химических процессах. Предусмотрен самостоятельный домашний эксперимент. Пятая тема «Свет и жизнь» знакомит учащихся с химизмом процесса фотосинтеза. На примере фотосинтеза рассматривается динамическая биохимия. Экспериментальные работы, требующие много времени, выносятся в домашний эксперимент. Шестая тема «Подведём итоги». Занятия этого раздела подводят итог элективного курса. Они проходят в виде конференции, где заслушиваются результаты работы учащихся над проектами. Результаты могут быть оформлены традиционно, в виде рефератов, или в виде компьютерных презентаций. Программа элективного курса адаптирована к условиям массовой школы, её теоретическая и практическая части могут быть осуществлены на базе кабинетов химии и биологии средней школы. К знаниям и умениям учащихся по окончании изучения курса предъявляются следующие требования: 1) после изучения элективного курса учащиеся должны знать:
2) после изучения элективного курса учащиеся должны уметь:
Содержание курса.Тема 1. Введение (2 ч). Биохимия – наука и учебный предмет. Методы изучения в биохимии. Значение биохимических исследований. Функциональный анализ органических веществ. Основные термины: биохимия; три отдела биохимии: статическая, динамическая, функциональная; хроматография. Демонстрации: объёмные модели структурной организации молекул белка. Хроматографический анализ хлорофилла. Лабораторные опыты: качественные реакции на: непредельность, ароматическую структуру; одноатомные и многоатомные спирты; фенол; альдегидную группу; карбоновые кислоты; белки. Практическая работа № 1. Функциональный анализ органических веществ. Тема 2. Среда, обеспечивающая протекание биохимических реакций (2 ч). Роль воды в биохимических процессах. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление веществ в клетку. Буферность как способность к поддержанию определённой концентрации ионов водорода (рН). Буферные системы клетки и организма. Гомеостаз. Основные термины: аномальные свойства воды; осмос, осмотическое давление; буферные растворы и системы; водородный показатель; буферная ёмкость; плазмолиз и деплазмолиз; тургор; гипертонический и гипотонический растворы. Демонстрации: аномальные свойства воды. Карбонатная буферная смесь, её свойства (влияние разбавления, действие кислот и щелочей). Схемы поведения эритроцитов в растворе хлорида натрия разной концентрации. Лабораторные опыты: влияние растворов с различным осмотическим давлением на эритроциты и растительные клетки. Практическая работа № 2. Буферные системы (приготовление ацетатной и карбонатной буферных смесей; исследование их свойств; влияние разбавления, действия кислот и щелочей; исследование буферной ёмкости биологических жидкостей: слюны, молока, яблочного сока). Тема 3. Биомолекулы (8 ч). Жизненно важные молекулы: жиры, белки и углеводы. Природные жиры и липиды: строение и свойства. Превращения жиров пищи в организме. Гидролиз и гидрирование жиров в технике, продукты переработки жиров. Работы М. Бертло, П. Сабатье. Углеводы: классификация и структурные особенности. Моносахариды: глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза. Дисахариды: сахароза, мальтоза, лактоза. Полисахариды: крахмал, целлюлоза. Строение, свойства, нахождение углеводов в природе. Метаболизм углеводов – основной источник энергии в организме. Белки. Основные аминокислоты, образующие белки. Структуры молекул белка. Свойства белков: гидролиз, денатурация. Успехи в изучении строения и синтезе белка. Биологическая роль в организме жиров, белков и углеводов. Сравнение их энергетической ценности. Основные термины: гидролиз, гидрирование, моно-, олиго-, полисахариды, метаболизм, таутомерия, рацемическая смесь. Демонстрации: растворимость жиров в воде и неполярных растворителях. Отношение жиров к бромной воде. Высыхающие и невысыхающие масла. Определение функциональных групп в глюкозе. Гидролиз целлюлозы и крахмала. Обнаружение аминосоединений в табаке. Цветные реакции на белок. Обнаружение аминокислот на коже человека. Лабораторные опыты: доказательство строения жиров. Характерные реакции на жиры. Получение искусственного мёда. Обнаружение крахмала. Качественная реакция на крахмал и её применение. Растворимые в воде белки. Растворение нерастворимых белков. Обнаружение в составе белка аминокислот, содержащих серу. Коагуляция белка. Физические и химические свойства глицина. Практическая работа № 3. Ферментативный гидролиз жира с участием сухого препарата поджелудочной железы – панкреатина. Практическая работа № 4. Метаболизм углеводов. Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач. Домашний эксперимент. Выделение крахмала из муки и его обнаружение. Распознавание сливочного масла и маргарина. Обнаружение глюкозы в ягодах и плодах. Электролитическое обнаружение крахмала в недозрелых фруктах. Тема 4. Вещества в шкафах аптеки (биохимия и медицина) (13 ч.). Ферменты – биологические катализаторы. Классификация и строение ферментов. Апофермент, холофермент, кофермент. Активный центр фермента. Специфичность ферментов. Механизм действия ферментов. Значение ферментов в биологии и применение в промышленности. Витамины: история открытия, классификация, виды витаминной недостаточности. Источники поступления витаминов в организм человека, их функции. Гормоны – биологически активные вещества, регулирующие жизнедеятельность организмов. Классификация: стероиды, производные аминокислот, белковые гормоны. Инсулин и гормон роста как продукты биотехнологии. Лекарства. Химиотерапия. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), антипиретики (аспирин), анальгетики (анальгин). Лекарственные формы, способы применения. Синтез новых лекарственных препаратов – одна из задач биохимии. Основные термины: апофермент, кофермент, холофермент, активный центр фермента, гиповитаминоз, гипервитаминоз, химиотерапия, фитотерапия, лекарственные растения. Демонстрации: плакаты, иллюстрирующие работу фермента. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины. Иллюстрации животных с разными формами авитаминозов. Йодная проба на витамин С. Определение витамина D. Рисунок молекулы инсулина. Рисунки с различными формами заболеваний в результате гипофункции или гиперфункции желез внутренней секреции. Белковая природа инсулина (цветные реакции). Лекарственные формы, рецепт. Лекарственные растения (гербарии). «Анальгиновый» и «ампициллиновый» хамелеоны. «Фараонова» змея (разложение норсульфазола при нагревании). Лабораторные опыты: действие амилазы слюны на крахмал. Действие дегидрогеназы на метиленовый синий. Действие каталазы на перекись водорода. Определение витамина А в подсолнечном масле. Определение витамина С в соке яблока, шиповника, апельсина. Опыты с бриллиантовым зеленым. Опыты с парацетамолом. Опыт с фенолфталеином. Опыт с димедролом. Взаимодействие левомецитина со свежеосажденным гидроксидом меди (II). Практическая работа № 6. Условия действия ферментов (влияние токсикантов на уреазу; определение оптимальных условий действия амилазы слюны на крахмал; действие оксидоредуктазы на гидрохинон, дегидрогеназа на формальдегид). Практическая работа № 7. Определение водорастворимых витаминов во фруктах. Практическая работа № 8. Влияние антропогенных загрязнителей на содержание витамина С в листьях лука. Практическая работа № 9. Анализ состава ацетилсалициловой кислоты. Экскурсия в аптеку. Тема 5. Свет и жизнь (6 ч.). Пластический обмен у растений: история открытия и значение. Работы К.А. Тимирязева. Роль фотосинтеза в природе и жизни человека. Химия фотосинтеза. Хлорофилл и фотосинтез. Влияние света, углекислого газа, температуры, водоснабжения на процесс фотосинтеза. Перспективы использования хлореллы для полетов в космос. Основные термины: фотосинтез, хлорофилл, пигменты хлорофилла (хлорофилл-а и хлорофилл-в), каротин, ксантофилл, фотолиз воды, свойства света. Демонстрации: получение спиртовой вытяжки хлорофилла. Разделение пигментов листа. Получение круговой хроматограммы хлорофилла на бумаге. Практическая работа № 10. Газообмен при фотосинтезе. Влияние силы света. Практическая работа № 11. Условия, необходимые для фотосинтеза. Домашний эксперимент. Условия, необходимые для образования хлорофилла (свет, температура, кислород). Тема 6. Подведем итоги (2 ч.). Конкурс сообщений «Самое-самое…вещество» (интересное, важное, распространенное, необходимое и т.д.) Ученическая конференция «Биохимия – химия жизни». Учебно-тематический план.
Литература для учащихся
Литература для учителя
Приложение Тема 6. Подведём итоги Примерные темы рефератов и проектов к итоговой конференции «Биохимия – химия жизни». 1. Железо и медь в организмах их роль в энергетике клетки. 2. О металлах и ферментах. 3. Фотосинтез глазами химика. 4. Железо и процессы дыхания в живых организмах. 5. Домашняя аптечка. 6. Ароматные вещества. 7. Химия и косметика. 8. Искусственная пища: за и против. 9. Холестерин враг сосудов. 10. Лекарственные растения. 11. Фитотерапия. 12. Генная инженерия. 13. Польза и вред хрустящих сухариков. 14. Можно ли использовать аспирин как консервант? 15. Доктор Парацельс. 16. Первая женщина врач – Юлия Лермонтова. |
![]() | Курс по выбору «Химия жизни» Элективный курс «Химия жизни» входит в число дисциплин, включенных в учебный план, и опирается на такие предметы, как биология, химия,... | ![]() | Курс по выбору «Химия в нашей жизни» Программа элективного курса «Химия в нашей жизни» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-го классов с ориентацией... |
![]() | Программа тематическое планирование (17 ч) Автор-составитель: учитель химии Чунихина Елена Ивановна Липецк 2006 пояснительная записка программа элективного курса «Химия и общество» Программа элективного курса «Химия и общество» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 –го класса с ориентацией на... | ![]() | Программа элективного курса по химии химия в промышленности Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса или профильных классов (10-11кл) средних школ, естественно – научного... |
![]() | Элективный курс "Биохимия" Автор: Сутягина М. А Биохимия, как следует из названия, это химия жизни или, более строго, наука о химических основах процессов жизнедеятельности | ![]() | Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 03. 00. 04 «Биохимия» по медицинским наукам В основу настоящей программы положены следующие разделы: статическая биохимия; динамическая биохимия; функциональная биохимия; клиническая... |
![]() | Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 03. 01. 04 «Биохимия» по медицинским наукам В основу настоящей программы положены следующие разделы: статическая биохимия; динамическая биохимия; функциональная биохимия; клиническая... | ![]() | Программа элективного курса экологическая химия Муниципальное учреждение образования средняя (полная) общеобразовательная школа №10 |
![]() | Программа элективного курса «Что ты знаешь о своей наследственности» Программа курса предназначена для подготовки учащихся 9 классов. Рассчитана на 18 часов (1 час в неделю). Вид элективного курса:... | ![]() | Программа элективного курса «Химия и пища» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 Купинского района |