О. П. Савельева история и теория




Скачать 410.04 Kb.
НазваниеО. П. Савельева история и теория
страница1/4
Дата24.02.2013
Размер410.04 Kb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Факультет изобразительного искусства и дизайна

Кафедра живописи


О.П.Савельева


ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Методическое пособие для студентов по направлению

050600 - Художественное образование

(профиль - Изобразительное искусство)


Магнитогорск, 2011


Печатается по решению НМС факультета

изобразительного искусства и дизайна

Магнитогорского государственного университета

протокол №___ от ____________2011 г.


История и тория художественного образования: Методические указания для студентов по направлению 050600 «Художественное образование» (профиль - Изобразительное искусство)/ О.П.Савельева. – Магнитогорск: МаГУ, 2011. – 28 с.


Методическое пособие включают в себя рабочую программу по «Истории и теории художественного образования», содержание семинарских занятий по курсу с вопросами для самоконтроля, список рекомендуемой литературы по каждой теме для углубленного изучения проблемы художественного образования, тематику рефератов, требования к зачетной работе, перечень вопросов и заданий при подготовке к зачету и экзамену.

Пособие составлено для студентов очного отделения факультета изобразительного искусства и дизайна обучающихся по направлению 050600 «Художественное образование» (профиль -Изобразительное искусство).


Автор: канд. пед. наук, доц. каф. живописи - О.П. Савельева


Рецензенты: д-р пед. наук, проф. каф. теории и методики преподавания изобразительного искусства МПГУ - С.Е. Игнатьев

канд. философ. наук, доц. каф. рисунка, декан ФИИД – В.М.Белый


© Магнитогорский государственный

университет, 2011




Курс «История и теория художественного образования» изучается на 2 курсе (3 и 4 семестрах) факультета изобразительного искусства и дизайна и является предшествующим перед дисциплиной «Технологии и методики обучения изобразительному искусству». Он входит в профессионально-образовательную программу подготовки бакалавра по направлению «Художественное образование» (профиль «Изобразительное искусство»). Эта дисциплина способствует ознакомлению с опытом художественного образования и является базой для изучения методов и приемов приобщения к искусству на современном этапе.

История художественного образования это история развития педагогических идей и взглядов, многие из которых в свое время не получили должного развития по разным причинам. Для успешного овладения методикой преподавания предметов эстетического цикла необходимо критически освоить все, что было достигнуто в этой области в предшествующие эпохи. Опираясь на полученные знания, Вы будете способны осознанно воспринимать вопросы теории современного художественного образования, уметь определять и оценивать новации в этой области и разрабатывать новые приемы преподавания изобразительного искусства в школе и современной системе дополнительного образования детей.

Программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования ступени высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров 050600 «Художественное образование» (профиль «Изобразительное искусство»)» утвержденным Минобразования и науки Российской Федерации 31.01. 2005 г. (регистрационный №730 пед/бак (новый), примерного учебного плана, рекомендованного УМО по данной специальности.

Цель курса «История и теория художественного образования» – сформировать историко-педагогические знания о зарождении и эволюционном развитии теорий и систем художественного образования

Задачи, которые должны быть достигнуты в процессе реализации поставленной це­ли:

  1. определить социально-экономические основы в развитии художественного образования средствами изобразительного искусства;

  2. сформировать представление об основных, исторически сложившихся методах обучения рисованию в нашей стране и за рубежом;

  3. изучить вклад русской художественной школы в развитие профессионального художественного образования;

  4. проанализировать опыт освоения изобразительного искусства в общеобразовательной школе в ХХ веке;

  5. раскрыть перспективные направления в развитии художественного профессионального и общего образования средствами изобразительного искусства для решения актуальных проблем образования в области искусства.

В результате освоения со­держания данного курса предполагается, что студент должен:

  • знать основные этапы становления художественной профессиональной школы и структуру современной системы непрерывного художественного образования;

  • знать основные методы обучения рисованию в академической школе и преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе и их развитие в контексте истории изобразительного искусства;

  • иметь представление о становлении общеобразовательного предмета «Изобразительное искусство» в школе;

  • знать основные труды выдающих русских художников педагогов;

  • иметь представление о перспективах развития художественного образования в контексте эволюционного развития;

  • уметь давать объективную оценку теорий преподавания рисования на различных этапах ее развития.

Решение этих задач потребует не только внимания на лекциях, но и максимума самостоятельности в исследовании ряда проблем современной истории, а так же активности на семинарских занятиях. С целью оказания помощи в изучении истории и теории художественного образования разработано предлагаемое пособие. Оно поможет организовать самостоятельную работу в рамках дисциплины «История и теория художественного образования», работу по подготовке к семинарским занятиям, зачету и экзамену.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

п/п

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ КУРСА И ТЕМ

ВСЕГО (часов)

Аудиторные занятия (час),

в том числе

Лекции

Семинары

3 семестр






Введение в курс «Истории и теории развития художественного образования». История художественного образования как наука и учебный предмет



1



1






Развитие отечественной и зарубежной художественно-педагогической мысли и художественно-образовательной практики в контексте развития культуры и искусства

1

1






Модели древневосточной цивилизации. Мифологические и космологические представления об искусстве и их роль в системе художественного воспитания

1

1









Методы обучения рисованию в древних рабовладельческих государствах. Культура и образование в Древней Греции. Учение об этосе — одна из ведущих философско-педагогических теорий античности


6

3

2




Художественное образование в средневековой Европе

2

2






Художественно-историческая характеристика эпохи и особенности художественного образования в XVII в.

2

2






Вклад художников эпохи Возрождения в развитие художественного образования

2




2



Становление и развитие академической системы подготовки художников в XVII – XVIII вв.


4

2

2



Особенности искусства эпохи Просвещения. Идеи эстетического воспитания и проблемы педагогики во Франции, Германии, Великобритании в XVIII в.

2

2






Становление рисования как общеобразовательного предмета. Труды Я.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоции и др.

2




2



Новый взгляд на проблемы образования личности. Дидактические установки в системе художественного образования просвещения в XIX в. Разнообразные подходы к художественному образованию детей на рубеже XIX – XX вв.

4

2

2



Труды К.Риччи, Г.Кершенштейнера, Л.Тедда и их влияние на развитие художественного образования в ХХ веке

2



2



Профессиональная подготовка художников в XX веке. Школы А.Ашбе, Ш.Холлошши. Профессиональные школы дизайна.

6

2

4



Направления художественного образования и воспитания детей в зарубежной школе. Опыт системы художественного образования в ХХ веке (Великобритания, США, Япония и др.)

4

2

2



ЗАЧЕТ










4 семестр



Развитие художественного образования в России до XVII века. Школы иконописи.


4

2

2






Становление системы художественного образования в России в XVIII веке.

4

2

2






Становление, развитие и расцвет русской академической школы

8

4


4



Обучение рисованию в общеобразовательных заведения в России в XIX в. Пособие А.П.Сапожникова. Вклад П.П.Чистякова в систему обучения рисованию детей

8

2

2



Русская культура и художественное образование на рубеже XIX—XX вв.



4

2

2



Возрождение традиций русской реалистической школы рисунка. Система профессиональной подготовки во ВХУТЕМАСЕ -ВХУТЕНИЕ

4

2

2



Развитие школьной методики обучения рисованию в 20 – 30е гг. ХХ века

4

2

2



Различные теории художественного воспитания второй половины ХХ века в советской школе. Дидактические установки в системе образования и просвещения. Программы по изобразительному искусству 70 -90х гг. ХХ века

4

2

2



Проблемы педагогики и образования в области искусства на рубеже XX – XXI вв.

4

2

2



ЭКЗАМЕН












СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


История художественного образования как наука и учебный предмет. Сущность цивилизационного и парадигмально-педагогического подходов к изучению истории образования в области искусства, их многоуровневый и взаимодополняемый характер. Развитие отечественной и зарубежной художественно-педагогической мысли и художественно-образовательной практики в контексте развития культуры и искусства. Место предмета в системе профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства. Теоретические труды Н.Н. Ростовцева У.М. Молевой и др., посвященные вопросам истории художественного образования в нашей стране и за рубежом. Взаимосвязь профессионального и общеобразовательного в художественном образовании

Традиции и новаторство в эволюции педагогической мысли. Особенности их взаимодействия на разных этапах развития художественного образования. Взаимосвязь трех основных направлений художественного образования (народного, религиозного, светского) в процессе их исторического развития.

Основные этапы становления образования в области искусства в зарубежных странах от истоков до современности.

Понятие «Древний Восток». Модели древневосточной цивилизации. Мифологические и космологические представления об искусстве и их роль в системе художественного воспитания.

Художественное образование в Древнем Египте. Становление копировального метода обучения рисованию.

Культура и образование в Древней Греции. Учение об этосе — одна из ведущих философско-педагогических теорий античности. Новый взгляд на искусство Древней Греции. Разработка теоретических основ реалистического изображения. Древнегреческие школы подготовки художников: Эфесская, Сикионская, Фиванская.

Художественное образование в Древнем Риме.

Образование в области искусства в эпоху средневековья. Влияние канонизации изображения на методику обучения рисунку. Виллар де Оннекур и его загадочные рисунки.

Художественно-историческая характеристика эпохи и особенности образования в XVII в. «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини. Педагогические воззрения Леона Баттиста Альберти. «Книга о живописи» Леонардо да Винчи - единение науки и практики. Новые методы изображения, разработанные Альбрехтом Дюрером. Вопросы обучения и воспитания детей в трудах Дюрера («Книга о живописи»).

Вклад Болонской академии в развитие художественного образования. Методика преподавания рисунка и методические пособия, разработанные братьями Карраччи. Академическая система художественного образования в Европе XVII-XVIII вв. Академические принципы обучения Джошуа Рейнольдса. Академическая система художественного образования Луи Давида. Д.Дидро и И.В. Гете - две точки зрения на академическую школу.

Педагогическая деятельность Питера Пауля Рубенса. Идея века Возрождения и развитие системы художественного образования.

Особенности искусства эпохи Просвещения. Идеи эстетического воспитания и проблемы педагогики во Франции, Германии, Великобритании в XVIII в. Ян Амос Коменский о пользе рисования как общеобразовательного предмета. Вклад Жана Жака Руссо в развитие художественной педагогики.

Идея И.Г.Песталоцци по организации занятий рисованием в школах. Педагогическая деятельность И.Шмидта, К. Рамзауаэра и П.Шмида. Романтизм. Новый взгляд на проблемы образования личности.

Дидактические установки в системе художественного образования просвещения в XIX в. «Рисование» как самостоятельная дисциплина в общеобразовательных школах Европы XIX в. Методика обучения рисованию братьев Александра и Фердинанда Дюпюи («геометрический метод»).

Развитие методики обучения рисованию на рубеже XIX и ХХ вв. «Новые пути к художественному воспитанию» (Каве, Буабодрана, Флинцера, Баумгарта, Ф. Кульмана). «Натуральный» метод в обучении детей рисованию (методика Л.Тэдда). Пособие Л.Пранга и его значение для развития художественного образования детей.

Новый взгляд на изобразительную деятельность детей в трудах К.Риччи и Г.Кершенштейнера.

Основные методические положения школы-студии Ш. Холлоши и А.Ашбе. Зарубежные школы дизайна. Проблемы педагогики и образования в области искусства в XX в. Английская и американская системы художественного образования.

Развитие художественного образования в России

Педагогические идеи И.Владимирова и С.Ушакова. Пособие И.Д. Прейслера и становление методики обучения рисованию в светских учебных заведениях России XVIII в. Основные положения «копировального» метода.

Становление художественного академического образования в России XVIII в. Просветительская деятельность И.И.Шувалова. Педагогическая система А.П. Лосенко. Расцвет академической школы рисунка в первой половине XIX в. Педагогическая деятельность А.И. Иванова, В.К. Шебуева, А.Е.Егорова.

Педагогические взгляды на методику преподавания изобразительного искусства А.Г.Венецианова. Пособие А.П.Сапожникова как воплощение передовых взглядов в области всеобщего графического образования. Основные положения «геометралъного» метода. Идеи Г.А. Гипиуса о разделении профессионального и общеобразовательного обучения рисованию.

Система преподавания рисования как общеобразовательного предмета. Методические пособия и учебники рисования АТ. Скино, В.В. Пукирева и А.К.Саврасова. Влияние И.Н.Крамского и П.П. Чистякова на развитие методики преподавания изобразительного искусства. Основные положения «натурального» метода.

Характеристика художественного образования во ВХУТЕИНе и ВХУТЕМАСе. Поиски новых методов преподавания искусства в профессиональной школе: метод коллективного преподавания, лабораторно-бригадный метод, метод проектов и другие.

Педагогическая система Д.Н. Кардовского. Программа по рисованию под редакцией. В.И. Бейера как воплощение передовых идей современной художественной педагогики.

Основные направления работы ЦДХВД. Деятельность А.В.Бакушинского. Педагогические взгляды А.А.Дейнеки, его роль в подготовке художников-педагогов. Влияние учебных пособий П.Я. Павлинова, Е.С.Кондахчана, Н.Н.Ростовцева, В.В. Колокольникова на развитие методики преподавания рисования в школе.

Психологические исследования детскою рисунка в трудах Л.С. Выготского, Е. С. Кондахчана, Е.И.Игнатьева. Сравнительный анализ программ и первых учебников по «Рисованию» и «Изобразительному искусству» 30-х - 60-х годов.

Программа «Изобразительное искусство» под ред. Н.Н.Ростовцева, В.С.Кузина - «малая художественная академия» в общеобразовательной школе.

Проблемы художественного образования и их реализация в программе «Изобразительное искусство» под ред. Б.П. Юсова (НИИ художественного воспитания АПН СССР).

Новое содержание предмета и новые принципы организации художественной деятельности в общеобразовательной школе. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под ред. Б.М. Неменского как воплощение интегрированного подхода к решению проблем художественного воспитания.

Новая структура программы, новые методы художественного образования детей. Программа «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» под ред. Т.Я. Шпикаловой как воплощение комплексного подхода в изучении художественного народного творчества.

Различные теории художественного воспитания. Дидактические установки в системе образования и просвещения. Педагогические взгляды А.В. Бакушинского («теория свободного творчества»), их влияние на становление предмета ИЗО и методики его преподавания. А.В. Луначарский и Н.К.Крупская об эстетическом воспитании и художественном образовании. Современные концепции приобщения детей к искусству.

Значимость историко-педагогических знаний для решения актуальных проблем образования в области искусства.


ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ



3 семестр


  1   2   3   4

Похожие:

О. П. Савельева история и теория iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 01 «Экономическая теория»
«Общая экономическая теория» (Политическая экономия, Микроэкономическая теория, Макроэкономическая теория, Институциональная и эволюционная...
О. П. Савельева история и теория icon4. Сведения по показателям государственной аккредитации
История науки и техники, 08. 00. 01 Экономическая теория, 09. 00. 11 Социальная философия, 12. 00. 01 Теория и история права и государства;...
О. П. Савельева история и теория iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Теория и история русской литературы» (читается на 3 курсе), а также с курсами «Теория и история зарубежного искусства» (читается...
О. П. Савельева история и теория iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Теория и история русской литературы» (читается на 3 курсе), а также с курсами «Теория и история зарубежного искусства» (читается...
О. П. Савельева история и теория iconПрограмма дисциплины «История политических и правовых учений» Цикл гсэ специальность 12. 00. 01 теория и история права и государства; история учений о праве и государстве Принята на заседании кафедры теории и истории государства и права (протокол №15 от 2 июля 2008 г.
Специальность 12. 00. 01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
О. П. Савельева история и теория iconПрограмма дисциплины «Теория государства и права»  для направления 030900. 68 "Юриспруденция" подготовки магистра для магистерских программ «История, теория и философия права»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления "Юриспруденция"...
О. П. Савельева история и теория iconКурсы 2(мэо и м)/ 2 (юф) / 3(з) / Семестры 3 / 4 / 6
Учебная программа «История, теория и практика профсоюзного движения» составлена на основе базовой программы по дисциплине “История,...
О. П. Савельева история и теория iconТеория перевода (история отечественного перевода)
История отечественного перевода – учебная дисциплина, входящая составной частью в научную и учебную дисциплину – теория перевода
О. П. Савельева история и теория iconИстория и теория политических партий и общественно-политических движений
История и теория политических партий и общественных движений: Учеб метод пособие для студентов гуманит спец. – Саратов: Изд-во Сарат...
О. П. Савельева история и теория iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению «история» по программе «история россии»
Возможность применения данного понятия к истории Киевской Руси. Периодизация, причины и механизм возникновения феодализма в оценке...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница