Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов вуза по дисциплине «Культурология»




НазваниеУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов вуза по дисциплине «Культурология»
страница1/10
Дата24.02.2013
Размер1.08 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САРАПУЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»


КУЛЬТУРОЛОГИЯ


Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов вуза


Сарапул, 2010

УДК 008 (075.8)

ББК 71я73

К 90


Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов вуза по дисциплине «Культурология» рассмотрено и утверждено:


На заседании кафедры «Экономика и гуманитарные науки»

Протокол от «4» июня 2010 г. № 10


На Ученом совете СПИ ИжГТУ

Протокол от «» 2010 г.


Составитель: доцент каф. «Экономика и гуманитарные науки» Мартьянова И.А.


Рецензент: кандидат философских наук, доцент кафедры «Экономика предприятия» Воловик И.В.


Культурология: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов вуза / сост. И.А. Мартьянова. – Сарапул, 2010. - 75 с.


Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов в процессе изучения культурологии в вузе. Содержит аннотированную рабочую программу, план и содержание семинарских занятий, темы рефератов, практические задания для внеаудиторной (домашней) работы, примерные вопросы для зачета (экзамена), список рекомендуемых литературы и Интернет-ресурсов. Кроме того в пособие включены методические рекомендации студентам для подготовки доклада (публичного выступления) и написания реферата.

Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Пособие рассчитано на студентов всех специальностей СПИ.


Мартьянова И.А., составление, 2010

СПИ ИжГТУ, 2010

Содержание


Введение ………………………………………………………………………… 4

Рабочая программа дисциплины «Культурология» ……………………… 6

Темы и содержание семинарских занятий ……………………………….. 16

Семинар 1. Основные категории культурологии…………………………. 16

Семинар 2. Культура и личность …………………………………………... 18

Семинар 3. Язык. Культура. Коммуникация. ……………………………… 20

Семинар 4. Содержательные элементы духовной культуры: мораль, ценности, нормы, обычаи и традиции ……………………………………….. 24

Семинар 5. Религия как культурный феномен …………………….…….... 27

Семинар 6. Сферы культуры: искусство, наука, техника. Деятельность в контексте культуры ……………………………………………………………. 3

Семинар 7. Социокультурная динамика …………………………………… 35

Семинар 8. Природа. Общество. Культура. ………………………………... 37

Семинар 9. История мировой культуры……………………………………. 39

Темы рефератов ……………………………………………………………..... 46

Практические задания для самостоятельной (внеаудиторной) работы..51

Методические рекомендации для подготовки доклада и публичного выступления…………………………………………………………………... 54

Методические рекомендации к написанию реферата …………………… 62

Примерные вопросы для зачета (экзамена) ……………………………… 66

Рекомендуемая литература…………………………………………………. 68

Рекомендуемые Интернет-ресурсы ………………………………………… 73

Приложение 1. Образец оформления титульного листа реферата………… 74

Приложение 2. Образец оформления списка литературы…………………. 76


Введение


Культурология является одним из интегративных направлений в социально-гуманитарном знании, которое стоит в одном ряду с философскими, историческими, социологическими, психологическими науками и осуществляет тесное взаимодействие не только с блоком социально-гуманитарных дисциплин, но и с естественными и техническими областями научного знания. Границы культурологии как научной дисциплины не могут быть определены достаточно четко, поскольку они охватывают поистине необъятное поле человеческой культуры и рефлексию всех форм общественного сознания.

В рамках профессионального высшего образования культурологическое знание предполагает выделение трех внутренне связанных между собой разделов: философский, исторический и социологический.

  • Философский раздел включает в себя изучение исходных структурных категорий: феномен культуры, ее сущность, виды, функции, динамика культурного процесса, детерминации культуры, внутренние закономерности развития, будущее культуры.

  • Исторический раздел призван дать краткую характеристику основных культурно-исторических типов.

  • Социологический раздел посвящен характеристике современной социокультурной ситуации и сложнейшим проблемам, возникающим для человека на рубеже XX-XXI вв. В нем рассматривается место и значение морали, религии, искусства, науки и техники в контексте культуры.

Кроме того культурология как общеобразовательная дисциплина ставит важную задачу определения основных критериев профессиональной культуры, выделения социокультурных и этических норм деятельности. Владение культурологическим методом облегчает понимание технологий служебного взаимодействия, создает базу для эффективной профессиональной коммуникации. В свою очередь овладение профессиональной культурой означает сознательное подчинение профессиональной деятельности ценностным социокультурным приоритетам.

Таким образом, культурологическое знание призвано выработать у студентов вуза должные представления и навыки общей социальной адекватности в быстро меняющихся параметрах образа жизни и ценностных ориентиров современного общества; сформировать понимание сути и значимости ценностно-смыслового, нормативно-регулятивного и семантико-коммуникативного аспектов в жизнедеятельности людей.

Задачи курса: Студенты, изучающие курс культурологии в вузе должны знать:

  • о сущности культуры, ее роли в человеческой жизнедеятельности;

  • ключевые категории, понятия теории культуры, ее структуру и функции;

  • основные культурологические концепции;

  • основные тенденции в развитии мировой и национальных культур;

  • место и роль отечественной культуры в системе мировой цивилизации; Иметь представление:

  • о типологических, трансляционных, семиотических структурах культуры;

  • об особенностях культурных эпох и стилей;

  • о специфике культурологического анализа процессов и явлений, о месте отечественной культуры в общей социокультурной динамике.

Уметь:

  • выделять теоретические, прикладные, ценностные аспекты культурологического знания, применять их для обоснования практических решений, касающихся как повседневной жизни, так и профессиональной области;

  • оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, быть способным к диалогу, как к способу отношения к культуре и обществу, приобрести определенный опыт освоения культуры;

  • работать с социально-научными и гуманитарными текстами;

  • формировать и обосновывать личную позицию по отношению к проблемам культуры.

Предлагаемое учебно-методического пособие ориентирует самостоятельную учебно-познавательную деятельность студентов в процессе изучения культурологии. Пособие содержит аннотированную рабочую программу с указанием основных дидактических единиц, план и содержание семинарских занятий, тематику рефератов, примерный перечень вопросов для зачетов (экзаменов). Кроме того, пособие включает методические рекомендации, помогающие студентам в подготовке доклада (публичного выступления) и написании реферата. В целях самостоятельного изучения и закрепления учебного материала, студентам предлагаются практические задания для внеаудиторной (домашней) работы в течение семестра.

Учебно-методическое пособие рассчитано на студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения в вузе.


Рабочая программа дисциплины «Культурология»


Тема 1. Культурология как наука

Истоки культурологии. Вклад, внесенный в развитие культурологии европейской этнографической наукой. Значение учения Л. Уайта в становлении культурологии и вычленении предмета ее исследований.

Структура и состав современного культурологического знания. Объект, предмет и задачи культурологии. Теоретическая и прикладная культурология.

Культурология в системе социально-гуманитарных знаний. Взаимосвязь и соотношение культурологии со смежными социологическими и гуманитарными науками. Культурология и философия культуры. Культурная антропология. Социология культуры. Культурология и история культуры.

Многообразие подходов в изучении культуры (частно-научные и общенаучные) и специфика культурологического знания. Методы культурологических исследований.

Основные понятия

Культурология, этнография, антропология, культурфилософия, объект культурологии, предметная область культурологии, структура культурологии, теория культуры, история культуры, фундаментальная культурология, эмпирическая культурология, прикладная культурология, функции культурологии, интегративный характер культурологии, методология культурологических исследований, общефилософская методология, системный метод, структурно-функциональный анализ, типологический метод, компаративный метод, частно-научные методы: семиотический, социологический, аксиологический.


Тема 2. Исходные понятия культурологии

Основные понятия и категории культурологии, их специфические особенности.

Категория "культура". Исторический аспект представлений о культуре. Множество современных определений культуры как отражение сложности и многогранности культурного феномена. Необходимость межпредметного подхода. Частно-научные и общенаучные дефиниции культуры.

Сущность категории "цивилизация". Вопрос о содержании категории "цивилизация" и ее взаимосвязь с категорией "культура" в различных научных школах и концепциях ученых (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, Н.А. Бердяев, А.Д. Тойнби, А. Тоффлер).

Содержание категорий "менталитет" и "ментальность". Соотношение "менталитета" с "мировоззрением", "идеологией", "национальным характером", "душой народа". Влияние менталитета на активно-творческий потенциал личности. Взаимосвязь менталитета и образа жизни.

Категория "культурная картина мира". Ее обусловленность менталитетом. Соотношение культурной картины мира с научной, философской, художественной и религиозной картинами мира. Культурная картина мира как образ историко-культурной эпохи.

Категории культурологии, как средство самовыражения и осмысления культурно-исторических эпох. Методологическое значение категорий культурологии.

Основные понятия

Категории культурологии, культура, дефиниции культуры, цивилизация, менталитет, ментальность, культурная картина мира, мифологическая картина мира, религиозная картина мира, философская картина мира, научная картина мира, художественная картина мира.


Тема № 3. Морфология и структурное содержание культуры

Морфология культуры как система дифференциации и учение об организационно-функциональном строении культуры. Структура феномена "культура". Понятие культурной статики и культурной динамики. Базисные элементы культуры: материальная и духовная культуры, их взаимосвязь. Культурное наследие. Традиция как элемент культурного наследия. Мировая и национальная культура. Культурные универсалии.

Виды культуры: "доминирующая культура", "субкультура", "контркультура".

Формы культуры: элитарная, народная, массовая культура.

Система социальных функций, выполняемых культурой. Содержание основных функций культуры: человеко-творческой (гуманистической), трансляции социального опыта, гносеологической (познавательной), регулятивной, семиотической, ценностной.

Основные понятия

Морфология культуры, социальная статика, социальная динамика, материальная культура, артефакт, духовная культура, культурное наследие, культурные универсалии, доминирующая культура, субкультура, контркультура, формы культуры, элитарная культура, народная культура, фольклор, массовая культура, партикулярная культура, функции культуры.


Тема № 4. Основные концепции культуры

Множество научных подходов в исследовании культуры как результат сложности и многогранности исследуемого явления.

Социологическая теория культуры. Культура и общество. Культура как социальное явление, ее место в формировании как отдельного человека, так и общества в целом. Мыслители о социальной роли отдельных сфер культуры (Конфуций, Сократ, Аристотель, Ф. Шиллер, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Гердер, П.А. Сорокин). Социальные институты культуры, их виды и функции.

Семиотические теории культуры. Интерпретация культуры как знаковой системы. Символические теории культуры Э. Кассирера, Ю.М. Лотмана, А.Ф. Лосева. Язык и символы культуры. Понятия: язык культуры, культурный текст, культурный код, знак, символ. Культурная (социокультурная) коммуникация.

Информационная теория культуры. Культура как система знаний, как информация, которыми располагает человечество. Концепция «мозаичной культуры» французского ученого А. Моля.

Психоаналитическая концепция культуры. Критический анализ исследований проблемы человека и культуры в психоаналитических концепциях З. Фрейда, Э. Фромма, К. Юнга.

Игровая концепция культуры. Игровая теория культурогенеза. Работа И. Хейзинги "Человек играющий". Роман Германа Гессе "Игра в бисер" - глубокое раздумье о культурном бытии, о возможности сохранить духовность в царстве игры.

Основные понятия

Культура как социальный феномен, семиотика, культура как знаковая система, язык культуры, культурный код, символ, знак, значение, денотат, культурный текст, экранная культура, миф, культурная коммуникация, герменевтика, информационная теория культуры, "мозаичная культура", система массовой коммуникации, психоаналитическая концепция культуры, феномен личности в культуре, индивидуальное бессознательное, сублимация, коллективное бессознательное, архетип, игровая теория культуры, игра, "человек играющий".


Тема № 5. Культура и личность

Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Социальная сущность личности. Культурно-исторические типы личности.

Инкультурация и социализация личности. Роль культуры в социализации личности.

Культурная самоидентичность. Особенности культурной идентификации в современных условиях.

Человек как субъект культурной деятельности. Понятие субъекта культуры. Основные критерии культурной деятельности человека: символичность, смыслополагание, коммуникативность, регламентированность, созидательность.

Основные понятия

Личность, субъект, субъект культуры, филогенез и онтогенез, культурная идентичность (самоидентичность), этнокультурная идентичность, инкультурация, социализация, маргинальная личность.


Тема № 6. Социокультурная динамика

Понятие динамики культуры. Культурное развитие. Вопрос о направленности (прогресс, регресс) культурного развития человечества. Факторы и механизмы социокультурных изменений. Преемственность, традиции и новаторство в культурном развитии. Законы развития культуры: закон единства и разнообразия культуры, закон преемственности, закон прерывности и непрерывности развития культуры, закон взаимодействия и сотрудничества различных культур.

Идея циклического развития культурной истории человечества и ее обоснования. Теория локальных цивилизаций. Циклические теории развития культуры Дж. Вико, Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, Л.Н. Гумилева. Теория П.А. Сорокина, ее циклический и эволюционный характер.

"Линейные" концепции динамики культуры. Эволюционизм. Эволюционные модели: однолинейная и многолинейная. Идеи Э.Б. Тайлора, Л. Моргана, марксизма. К. Ясперс и его теория "Осевого времени".

Современное понимание социокультурной динамики в культурологии. Современное состояние культуры: проблема единства и многообразия культур; диалог культур. Взаимосвязь культур и диалог между ними как необходимое условие их существования и развития. Межкультурная коммуникация. Синергетический подход к культурной динамике.

Основные понятия

Культурная динамика, культурное развитие, прогресс, регресс культурного развития, социокультурные изменения, преемственность, традиции, новаторство, идея циклического развития культуры, теория локальных цивилизаций, закон "вызова – и – ответа", этногенез, пассионарность, идеациональная культура, идеалистическая культура, чувственная культура, "линейные" теории культуры, эволюционизм, адаптация, монолинейность и полилинейность (многолинейность) в развитии культуры, теория "осевого времени", современное состояние культуры, проблема единства и многообразия, диалог культур, самобытность культур, межкультурная коммуникация, синергетический подход, самоорганизующаяся система.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов вуза по дисциплине «Культурология» iconУчебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по дисциплине «Инженерная геология»
Учебно-методическое пособие предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению 020300
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов вуза по дисциплине «Культурология» iconУчебно-методическое пособие по курсу «культурология» для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям студентов угма
Данное Учебно-методическое пособие включает тематический план лекций и семинарских занятий, перечень рекомендуемой литературы, основной...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов вуза по дисциплине «Культурология» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология»
«Культурология». Программа предусматривает чтение лекций, проведение семинарских занятий. В рамках самостоятельной работы студентов...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов вуза по дисциплине «Культурология» iconМетодическое пособие для написания контрольной работы по дисциплине «Финансы»
Методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов заочного отделения экономического факультета специальности...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов вуза по дисциплине «Культурология» iconОбщая социология учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов
Вьюшкова, А. Н. Общая социология : учебно методическое пособие для самостоятельной работы студентов /А. Н. Вьюшкова. Рио пгиик. Пермь,...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов вуза по дисциплине «Культурология» iconУчебно-методическое пособие Практическая грамматика английского языка. Учебно-методическое пособие для студентов 1-2 курсов лингвистических специальностей Шевченко М. Ю
Пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом и включает задания и упражнения для самостоятельной...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов вуза по дисциплине «Культурология» iconУчебно-методическое пособие Практическая грамматика английского языка. Учебно-методическое пособие для студентов 1-2 курсов лингвистических специальностей Шевченко М. Ю
Пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом и включает задания и упражнения для самостоятельной...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов вуза по дисциплине «Культурология» iconУчебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по дисциплине «Инженерная геология»
Учебно-методическое пособие предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению 020300 «Геология»....
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов вуза по дисциплине «Культурология» iconУчебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры социальных технологий факультета социальной работы, педагогики и ювенологии. Протокол №2 от «10 сентября»
Специализированное учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов при подготовке к
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов вуза по дисциплине «Культурология» iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной работы студентов Красноярск
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной работы студентов
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница