Эмоциональное лидерство искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта




НазваниеЭмоциональное лидерство искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта
страница1/22
Дата16.09.2012
Размер4.33 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

RIMAL LEADERSHIP

LEARNING TO LEAD WITH EMOTIONAL INTELLIGENCE

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО

ИСКУССТВО

УПРАВЛЕНИЯ ЛЮДЬМИ НА ОСНОВЕ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА


DANIEL GOLEMAN RICHARD BOYATZIS ANNIE McKEE

ДЭНИЕЛ ГОУЛМАН РИЧАРД БОЯЦИС ЭННИ МАККИ

Грант МБФВ КМА - 2005 «Hosi книги для Ун1верситету»

Перевод с английского


HARVARD BUSINESS SCHOOL PRESS Boston, Massachusetts

; 65.013 2; 88.4

Перевод А. Лисицыной

Научный редактор В. Ионов

Редактор М. Савина

Гоулман Д.

Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 301 с.

ISBN 5-9614-0137-5

Эмоции лидеров обладают заразительной силой. Когда лидер излучает энергию и энтузиазм, предприятие процветает; если сеет разрушение и дисгармонию — бизнес идет ко дну. Используя данные многолетних наблюдений за компаниями мирового уровня, авторы показывают, что «эмоциональные лидеры»—будь то управляющие, менеджеры или политики — отличаются не только профессиональным мастерством и проницательностью, но и умением налаживать контакты с людьми: вдохновлять, воодушевлять, пробуждать азарт, поддерживать высокую мотивацию и преданность делу. В книге рассказано о том, почему лидер способен вызывать в людях живой отклик и стимулировать активность, и показано, как на практике реализовать возможности такого лидерства — применительно к отдельному руководителю, команде и целой организации.

Книга адресована прежде всего руководителям компаний и менеджерам любого уровня, преподавателям и студентам школ менеджмента, но будет интересна и широкой аудитории.

УДК 65.011; 65.013 ББК 65.290-2;88.4

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 7

БЛАГОДАРНОСТИ 13

ЧАСТЬ I ^

СИЛА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

ГЛАВА ПЕРВАЯ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО 19

ГЛАВА ВТОРАЯ

РЕЗОНАНСНОЕ ЛИДЕРСТВО 35

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

НЕЙРОАНАТОМИЯ ЛИДЕРСТВА 47

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

ЛИДЕРСКИЙ РЕПЕРТУАР 67

ГЛАВА ПЯТАЯ

ДИССОНАНСНЫЕ СТИЛИ: Применять с осторожностью 85


■0137-5 (рус.) Э-184-9 (англ.)

Все права защищены. Любая часть этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного раз­решения владельца авторских прав.

© Daniel Goleman, 2002. All rights reserved. © Альпина Бизнес Букс, перевод, оформление, 2005

ЧАСТЬ II

РОЖДЕНИЕ ЛИДЕРОВ

ГЛАВА ШЕСТАЯ

СТАНОВЛЕНИЕ РЕЗОНАНСНОГО ЛИДЕРА: Пять открытий 105

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

НЕ БОЙТЕСЬ МЕНЯТЬСЯ 127

.ГЛАВА ВОСЬМАЯ

МЕТАМОРФОЗЫ:

К"як яакпеттитт. и.чмрнрния тшпрпгкитг кячегтл 1 53

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОВНЕ ОРГАНИЗАЦИЙ

iBA ДЕВЯТАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ КОЛЛЕКТИВА 187

iBA ДЕСЯТАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ И ЖЕЛАЕМЫЙ ОБРАЗ КОМПАНИИ: Вдохните жизнь в будущее организации 207

iBA ОДИННАДЦАТАЯ КАК ЗАКРЕПИТЬ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 239

1Л0ЖЕНИЕА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И IQ: Специальный комментарий 263

СЛОЖЕНИЕ В ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: Лидерские способности 266

1МЕЧАНИЯ 270

АВТОРАХ 299

ПРЕДИСЛОВИЕ

%

Зта книга появилась не в последнюю очередь благодаря беспрецедентному числу восторженных читательских от­кликов на статьи «С чего начинается лидер?» (What Makes a Leader?) и «Лидерство, дающее результат» (Leadership That Gets Results), которые были опубликованы в Harvard Business Review. Однако по своему замыс­лу книга, которую вы держите в руках, значительно шире этих работ, по­скольку в ней выдвигается совершенно новая концепция — идея эмоци­онального лидерства. Основная задача лидеров, на наш взгляд, состоит в том, чтобы «зажигать» людей — вызывать в них готовность к действию. Такой эффект возникает, когда лидеру удается вызвать резонанс — про­будить лучшие чувства. Таким образом, работа лидера имеет эмоцио­нальную первооснову.

Мы полагаем, что хотя этот ключевой аспект лидерства обычно не бросается в глаза или полностью игнорируется, но именно он определя­ет, приведут ли усилия лидера к желаемому результату. Именно поэто­му эмоциональный интеллект — иными словами, разумное поведение в эмоциональной области — так много значит для успеха. В этой книге мы не только расскажем о том, почему эмоциональный интеллект лиде­ра способен вызывать в людях живой отклик и стимулировать их актив­ность, но и опишем, как на практике реализовать все возможности такого лидерства — применительно к отдельному руководителю, команде и це­лой организации.

Модель эмоционального лидерства, возможно, единственная из всех теорий менеджмента, которая опирается на открытия неврологии. Дости­жения в области изучения мозга позволяют объяснить, почему настрое­ние и поведение лидеров оказывает столь существенное воздействие на подчиненных. Эти результаты позволяют иначе взглянуть на силу эмо­ционально выверенного лидерства — на его способность вдохновлять, во­одушевлять, пробуждать высокие чувства и поддерживать высокую моти­вацию и преданность делу. Но, с другой стороны, мы хотим предостеречь

Эмоциональное лидерство

9

Предисловие *


ней от лидерства, способного отравить эмоциональный климат в тиве.

ыполнение этой задачи каждый из нас привнес что-то свое. Что :я Дэниела Гоулмана, то широкий отклик читателей на его книги, i статьи о лидерстве в Harvard Business Review стал для него пригла-м к диалогу с лидерами самых разных стран мира. Профессор шко-[еджмента Уэдерхеда Ричард Бояцис помимо того, что сам ездит по i общается с массой людей, имеет дополнительную возможность оведения углубленных исследований. Дело в том, что вот уже пят-ь лет он наставляет тысячи руководителей и менеджеров высше-[а, помогая им в таком непростом деле, как развитие необходимых эв в сфере эмоционально выверенного лидерства. Наконец, Энни , преподаватель магистратуры Пенсильванского университета, не од консультирует руководителей частных и государственных орга-т и уже помогла десяткам фирм из разных стран преобразиться астить в своих стенах эмоционально интеллектуальных лидеров, з коллективного опыта позволил предложить читателю труд, в ко-нашим разнообразным знаниям нашлось непосредственное при-ие[1].

южество граней эмоционального лидерства открылось в резуль-аших встреч с сотнями руководителей, менеджеров и работников риятий и учреждений. Сильные лидеры встречались в организаци­ях различных типов и на всех уровнях управления. Одни из них имают официальных руководящих постов — лишь в случае необ-ости они выходят на первый план, уходя затем в тень, до тех пор ie назреет очередная критическая ситуация. Другие же, напротив, вляют команду, а то и руководят целой организацией. Третьи со-новые фирмы, инициируют в своих компаниях важные изменения :е ловко отделяются от головного предприятия, с тем чтобы избе-сужого диктата и стать во главе бизнеса.

этой книге мы рассказываем о многих из них (одних мы сможем по имени, другие пожелали остаться неизвестными). Их личные щения подтверждаются тысячами руководителей. lm удалось собрать богатый урожай данных и из других источников. :ги из консалтинговой компании The Hay Group поделились с нами штатами исследований эффективности лидерства, которые уже более ати лет ведутся ее сотрудниками для заказчиков со всех концов све-оме того, в последние годы для сбора данных авторы академических цований все чаще прибегают к тесту для оценки эмоционального тия ECI-360 (Emotional Competence Inventory-360) — разработанно-

му нами инструменту, который позволяет определять наличие ключевых навыков эмоционального лидерства, необходимых лидеру. Наконец, есть масса других исследовательских центров, где внимательно изучают и не­уклонно развивают теорию эмоционального интеллекта и лидерства.

Все это позволяет нам найти ответы на основные вопросы, раскрыва­ющие суть эмоционального лидерства: какие качества необходимы лиде­рам, чтобы достичь успеха в вихре перемен? Откуда у лидера берутся силы мужественно принимать даже горькую правду? Что позволяет ему вдох­новлять людей на трудовые подвиги и воспитывать в них преданность, которая проявляется, когда ш пытаются переманить на другую работу? Как им удается создать в коллективе эмоциональный климат, стимулиру­ющий творчество, способствующий максимальной производительности труда или помогающий наладить теплые отношения с клиентами?

Проявление эмоций на рабочем месте долго считалось затрудняющим рациональную деятельность организации. Теперь это в прошлом. Сегод­ня организации отдают должное эмоциональному лидерству. Для этого они должны воспитать в своих стенах лидеров, способных вызывать в людях эмоциональный отклик, который позволит им раскрыть свои воз­можности.

В качестве примера обратимся к недавней истории: трагическим со­бытиям 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, Вашингтоне (федеральный округ Колумбия) и штате Пенсильвания, которые пришлись на послед­ние дни работы над этой книгой. Это несчастье лишний раз показывает, сколь важную роль играет эмоциональное лидерство, особенно в кри­зисных обстоятельствах, в самые тяжелые моменты жизни. Такие случаи показательны, поскольку демонстрируют, что эмоциональный отклик не ограничивается всплеском позитивных эмоций, а открывает целый спектр человеческих чувств. Посмотрим, что предпринял сразу после этих терак­тов Марк Лоэр, генеральный директор SoundView Technology, брокерской компании из штата Коннектикут, специализирующейся на работе в тех­нологическом секторе. В этот день многие работники фирмы потеряли своих друзей, коллег и близких. Первой реакцией Лоэра было пригласить всех сотрудников на следующий день в офис — не для решения произ­водственных проблем, а чтобы разделить их горе и обсудить всем вместе, что же делать дальше. Все эти дни Лоэр был рядом с людьми, которые оплакивали погибших, и призывал их не скрывать своих переживаний. Каждый вечер в 9:45 по электронной почте он рассказывал компании об испытаниях, выпавших на долю его сотрудников.

Лоэр пошел еще дальше: он поощрял и направлял коллективные об­суждения о том, как разумно справиться с хаосом и помочь всем и каж-

Эмоциональное лидерство

:ления. Поэтому наши знания мы предлагаем всем лидерам, на какой :тупени корпоративной иерархии они ни находились.

пи координаты

книга отражает результаты исследований роли эмоционального ин-екта в лидерстве. Мы будем рады получить отзывы наших читате-— узнать их мысли, истории из жизни, критические замечания. Хотя всегда у нас есть возможность ответить, нам приятно получать пись-г наших читателей, у которых всегда есть чему поучиться, "вязаться с нами можно по электронной почте по следующим адресам:

(эниел Гоулман: Goleman@Javanet.com

'ичард Бояцис: richard.boyatzis@weatherhead.cwru.edu

>нни Макки: anniemckeel@aol.com

БЛАГОДАРНОСТИ

Зта книга — результат нескольких десятилетий изучения раз­нообразных аспектов эмоционального интеллекта. Наши усилия венчает создание теории эмоциональноего лидерства, причем каждый из нас подошел к разработке концепции со своих позиций. Мы признательны многим людям, которые повлияли на наш образ мыслей, помогли в проведении исследований и создании этой книги.

Если говорить о Ричарде Бояцисе и Дэниеле Гоулмане, то многие из тех, кто повлиял на их научные взгляды, являются их коллегами. Это люди, которые вместе с ними участвуют в работе Консорциума по иссле­дованию эмоционального интеллекта в организациях, возглавляемого Кэри Черниссом, преподавателем Школы профессиональной и приклад­ной психологии Университета Ратджерса. Это Лайл Спенсер, Мэрилин Гоуинг, Клаудио Фернандес-Араос и Мэтью Манджино. Исследования этих специалистов дали авторам материал, который был непосредственно использован при создании книги.

Но главным вдохновителем надо назвать профессора Дэвида Мак-клелланда, работавшего с нами, когда мы учились в аспирантуре Гарвард­ского университета. Вплоть до его смерти в 1998 г. именно исследования и теории Макклелланда в значительной степени определяли направлен­ность наших работ. Мы также многим обязаны своим коллегам тех дав­них лет — специалистам, которые теперь работают в компании The Hay Group и продолжают делиться с нами своими научными изысканиями и открытиями о составляющих лидерского мастерства. Это Марри Дэл-зиел, координирующий директор по международной деятельности The Hay Group, — человек, чей запас глубоких наблюдений и размышлений о лидерстве и организационном развитии неиссякаем. Это Мэри Фонтейн, старший вице-президент, и Джеймс Баррес, вице-президент бостонско­го Центра им. Макклелланда в составе The Hay Group. Это Джон Ларер, вице-президент и генеральный управляющий The Hay Group, и Пол Бэ­зил, бывший директор по маркетингу этой компании.

Эмоциональное лидерство

Благодарности

15


множества других сотрудников The Hay Group, чьи исследо-/югли нам в работе, мы хотели бы упомянуть Кита Корнеллу, Рлин, Патрицию Маршал, Сайна Спенсера и Билла Трэдуэлла, щх в Бостоне. Мы также благодарим Терезу Джекобс-Стюарт аполиса; Кони Шройера из Арлингтона, штат Вирджиния; Рика Торонто; Ника Боултера, Криса Дайсона, Элисон Форсайт, Кэт-: и Питера Мэлроуза из Лондона; Серхио Оксера и Луиса Джор-1ан-Паулу; Таруму Раджа из Куала-Лумпур, кекобс из бостонского офиса компании The Hay Group прове-наиболее значительных данных, и в этом ей помогала Мишель био Сала, который руководит исследованиями в области тестов анальное развитие, выполнил для нас безупречную работу по анных.

ц Бояцис хотел бы отдельно поблагодарить Дэвида Колба — эа по организационному поведению Университета Западного о района, — который познакомил его с моделью поведенческих й и побудил к дальнейшим изысканиям в этом направлении. Он знателен многим своим коллегам, которые помогали ему в науч-е и создании модели самоуправляемого обучения и способство-1иболее доходчивому изложению: Энн Бейкер, Роберту Ф. Бейл-е Билимориа, Сьюзен Кейс, Скотту Коуэну, Кристин Дрейфус, раскет, Луэлле Харви-Хейн, Ретте Холдорф, Дэвиду Леонарду, аклеод, Чаралампосу Майнемелису, Анджеле Мерфи, Патриции ну Ри, Лоррейн Томпсон, Джейн Уилер и Роберту Райту, гавленные в книге размышления авторов о лидерстве опирают-ia работы многих других людей. Дэниел Гоулман хочет выразить юсть Дипак Сети из Thomson Corporation; Наоми Р. Врльф из Ин-гического лидерства Вудхалл; Ричарду Дэвидсону, заведующему рией неврологии аффективных процессов Висконсинского уни-; Стиву Келнеру из компании Egon Zehnder International; Робину гдущему курсы социального и эмоционального обучения в Педа-м колледже Колумбийского университета; Рейчел Брод, которая 1ила нам обширные литературные материалы, и Роуану Фостеру, му нам неоценимую техническую поддержку. : того, Энни Макки желает особо поблагодарить сотрудницу ;ского института гештальт-терапии Фран Джонстон, чья острая [ и забота годами обогащали ее в личностном и профессиональ-:е и чья дружба является для нее величайшей ценностью. Боль-дбо она также хочет сказать Сесилии Макмиллен из Массачусет-1верситета за замечательную научную и практическую работу

и Тому Мелнайту из Международного института менеджмента за изобре­тательность, сотрудничество и веселый нрав. Также спасибо за неоцени­мую помощь Барбаре Рейтано, Трейси Симендл, Нин Кузмик, Лезли Ло-ветт, Бьюле Трей, Джонно Ханафину, Марианн Рейни, Майклу Китсону, Линде Питтари, Фелис Тилин, Дэвиду Смиту и Кэрол Шеман.

Мы хотим выразить благодарность сотрудникам издательства Гар­вардской школы бизнеса — Марджори Уильяме и Кэрол Франко, которые руководили завершающим этапом работы. Особое спасибо нашему глав­ному редактору Сьюзен Ротондо за ее проницательность и товарищеское отношение и Люси Макколи за вдохновенную помощь при исправлени­ях. А также Астрид Сэндовал, Шэрон Райе и Гейл Трэдуэлл — каждая из них оказала нам неоценимую помощь. И, как всегда, Сьюзи Уэтлауфер не забыла о пропаганде наших идей, когда готовила статью для Harvard Business Review.

От всей души Энни Макки благодарит своего мужа Эдди Муэлва, ко­торый вдохновляет ее на творческие достижения; своих детей Беки Ренио, Шона Ренио и Сару Ренио, которые в домашних условиях продемонс­трировали силу эмоционального интеллекта и влияния; своих родите­лей Кэти Макдональд Вигстен и Марри Вигстена за интеллектуальную и эмоциональную поддержку ее работы; своих братьев Рика, Мэтта, Марка, Джеффа и Роберта, а также свою сестру Сэм.

Ричард Бояцис просит прощения за невнимательность и благодарит свою жену Сэнди за снисходительность к его поведению в продолжение тех месяцев, пока писалась эта книга, за ее поддержку и помощь в кор­ректуре черновиков; своего сына Марка Скотта и, уже покойного, тестя Рональда У. Скотта за отзывы о набросках.

Дэниел Гоулман, как всегда, признателен за вдохновение и терпели­вость своей жене Таре Беннет-Гоулман и надеется, что эта книга поможет построить лучшее будущее для его внучек — Лайлы и Хейзл Гоулман.

И наконец, каждый из нас хотел бы подчеркнуть ту ценность, которую имело для создания книги наше сотрудничество (и его резонанс).

ЧАСТЬ I

СИЛА

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

ИНТЕЛЛЕКТА

ГЛАВА ПЕРВАЯ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ

ЛИДЕРСТВО

Великие лидеры воодушевляют нас. Они вдохновляют нас, пробуждая наши лучшие чувства. Когда мы пытаемся объяс­нить, почему эти люди столь эффективны, то начинаем говорить о стра­тегии, прозорливости или о великих идеях. Но все это имеет на самом деле куда более древнюю первооснову: гениальное лидерство затрагивает наши эмоции.

Неважно, что намереваются предпринять лидеры — разработать стра­тегию или мобилизовать команду на трудовой подвиг, — их успех зависит прежде всего от того, как они это сделают. Даже если все будет выстроено безупречно, но при этом лидер не выполнит свою главную задачу — не направит эмоции людей в нужное русло, — ничего, как хотелось бы, у него не получится.

В качестве примера приведем один драматический эпизод из истории «Би-би-си». Здесь в свое время был создан отдел новостей. Его органи­зовали как экспериментальный, и вскоре, хотя журналисты и редакторы (около 200 человек) считали, что постарались на славу, менеджмент при­нял решение о закрытии подразделения [1].

Ситуацию усугубило то, что руководитель, которому было поручено до­нести до работников решение начальства, принялся в красках расписывать достижения конкурентов и вспоминать замечательную поездку в Канны, из которой он только что вернулся. Новости сами по себе были достаточ­но скверными, а поведение оратора только подлило масла в огонь. Вместо ожидавшегося умеренного недовольства бесцеремонная и даже вздорная манера говорящего спровоцировала бурное негодование. Люди пришли в

ЧАСТЬ 1. Сила эмоционального интеллекта

Глава 1. Эмоциональное лидерство 21


>, возмущаясь не только решением администрации, но и бестактнос-рисланного к ним «гонца». Страсти достигли такого накала, что, каза-5ез помощи охраны «посланнику» невредимым не уйти, t следующий день к этим работникам вышел другой руководитель. Он 1 совершенно иной подход. Этот человек искренне говорил о решаю-начении журналистики для активного развития общества и о призва-соторое было основным фактором выбора ими этой профессии. Он шил, что никто не идет в журналистику ради обогащения: это ремесло i отличалось довольно низкой доходностью, а занятость, как правило, ит от колебаний экономической конъюнктуры. Своей речью он вызвал налистов подъем чувств. Они ощутили гордость за дело, которое из-[. На прощание он пожелал им успехов в дальнейшей карьере. Когда он чил речь, люди воспряли духом.

1зница между двумя выступавшими заключалась в том, с каким на-нием и в каком тоне они обращались к людям. Один вызвал у слу-тей неприязнь и враждебность, а другой вселил в них оптимизм и вдохновил их на преодоление трудностей. Эти различия в воспри-указывают на неявный, но существенный аспект лидерства — эмо-альное воздействие слов и поступков лидера.

[ногие, конечно, понимают, что настроение лидера — и его влияние вства окружающих — играет всегда значительную роль. При этом ии зачастую рассматриваются как нечто слишком личное и не под-гееся измерению, чтобы о них можно было говорить более или менее :зно. Тем не менее исследования в этой области позволили глубоко икнуть не только в проблему измерения эмоционального влияния ров, но и объяснить, как самым выдающимся из них удается пони-свои и чужие чувства и эффективно управлять имф Именно пони-ie роли эмоций в трудовом коллективе отличает достойнейших ли-в от всех остальных. И эта разница обнаруживается не только в том, лучшаются результаты работы и растет преданность работников, но [еосязаемых сферах первостепенной важности — лучшей трудовой иплине, более высокой мотивации и добросовестности.

воосновы

циональная задача для лидера является первичной, лучше даже ска-первостепенной, так как это не только основная, но и наиболее важ-:торона лидерства.

[идерство всегда имеет эмоциональную первооснову. Без сомнения, обытные лидеры — шаманы или вожди племени — завоевали свой

статус не в последнюю очередь благодаря тому, что их поведение было эмоционально притягательным. На протяжении всей истории человече­ства в самых разных культурах лидером становился тот, к кому другие обращались за поддержкой или разъяснениями, когда сталкивались с угрозой или неопределенностью или если предстояла серьезная работа. Лидер действует как эмоциональный куратор коллектива.

И в современной организации эта эмоциональная задача — хотя уже не столь явная — остается одной из важнейших. Лидер должен направлять коллективные эмоции в нужное русло, создавать атмосферу дружелюбия и умело бороться с негативными настроениями. Эта задача одинаково важна для лидера любого уровня — от зала заседаний совета директоров до торгового зала.

Попросту говоря, лидер обладает максимальной возможностью по­влиять на эмоции каждого члена коллектива. Если вселять в людей эн­тузиазм, то производительность может возрасти, причем почти мгно­венно; если же специально раздражать и задевать людей, чтобы выбить их из колеи, дело может просто встать. Эта закономерность указывает на еще один важный аспект эмоционального лидерства: его влияние не ограничивается гарантией хорошего выполнения работы. Люди тянутся к лидеру, ждут от него эмоциональной поддержки, ищут у него сочувс­твия. Так или иначе, но лидерство как таковое содержит этот аспект. Ког­да лидеры пробуждают в людях позитивные эмоции, как было в случае с выступлением второго руководителя службы «Би-би-си», они раскрыва­ют в них самые лучшие стороны. Мы называем этот эффект резонансом. И наоборот, когда они, как в случае с первым оратором, вызывают нега­тивную реакцию, то инициируют диссонанс, подрывая эмоциональные основы, на которых зиждется благожелательность коллектива. Будет ли организация процветать или зачахнет — это во многом зависит от того, насколько эффективно лидер выполняет свою основную эмоциональ­ную задачу.

Что надо сделать, чтобы эмоциональное лидерство работало на все­общее благо? Ключ к этому, разумеется, заключается в развитии эмоцио­нального интеллекта—умения лидеров управлять собой и отношениями с другими людьми. Лидеры, использующие максимально преимущества эмоционального лидерства, направляют эмоции своих подчиненных в нужное русло.

Каков механизм этого влияния? Последние исследования мозга вы­явили, какие неврологические процессы стоят за эмоциональным лидер­ством, и четко объяснили, почему высокий эмоциональный интеллект играет столь существенную роль.

ЧАСТЬ 1. Сила эмоционального интеллекта

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Похожие:

Эмоциональное лидерство искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта iconПриложение 4 список литературы
Андреева И. Предпосылки развития эмоционального интеллекта//Вопросы психологии, 2007. №5. с. 57-65
Эмоциональное лидерство искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта iconМетодическая разработка: арт-терапевтическая программа «Краски жизни»
Искусство, по словам Н. Ю. Сергеевой, является силой, обеспечивающей чело-веческому организму баланс и равновесие, эмоциональное...
Эмоциональное лидерство искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта iconСамостоятельная работа 7 План Введение
Наши эмоции формировались на протяжении миллионов лет эволюции в тесной взаимосвязи с развитием познавательных способностей, интеллекта...
Эмоциональное лидерство искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта iconГосударственный Университет Аэрокосмического Приборостроения Дипломная работа
В настоящее время все больше значение приобретает встроенных систем управления на основе искусственного интеллекта
Эмоциональное лидерство искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта iconРеферат по дисциплине: Психология менеджмента на тему: Организационное лидерство: понятие и сущность
...
Эмоциональное лидерство искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта iconПиар «белый» И«черный» Технология скрытого управления людьми Технологические приемы
Ш 39 Пиар «белый» и «черный»: Технология скрытого управления людьми/В. П. Шейнов.—М.: Аст; Мн.: Харвест, 2006.— 672 с
Эмоциональное лидерство искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта iconЛекция «Лидерство и техники коммуникации». Сэм Потоликкио, преподаватель, Джорджтаунский Университет 11. 30-12. 45 Лекция «Ситуационное лидерство. Руководство командой»
Мероприятия, отмеченные зеленым цветом, доступны для тех, кто пройдет регистрацию на сайте Всероссийского студенческого союза
Эмоциональное лидерство искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта iconРадиофизический факультет
Использование систем искусственного интеллекта, автоматизированных банков данных и знаний на основе современной вычислительной техники...
Эмоциональное лидерство искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта iconРабочая учебная программа регионального компонента «Искусство родного края»
Составлена на основе примерной образовательной программы учебного курса «Искусство родного края» 8 класс. Разработчики – сотрудники...
Эмоциональное лидерство искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта iconРабочая программа по предмету «Искусство» 9 класс
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница