Маркеры кризиса традиционной религиозной идентичности в фильме брюно дюмона «хедевеих» Постановка проблемы




Скачать 32.39 Kb.
НазваниеМаркеры кризиса традиционной религиозной идентичности в фильме брюно дюмона «хедевеих» Постановка проблемы
Дата24.02.2013
Размер32.39 Kb.
ТипДокументы
Папаяні І. В.

к.філос.н., доцент, каф. Філософії

Донецького національного

технічного університету (м. Донецьк)

papayani_ivan@ukr.net


МАРКЕРЫ КРИЗИСА ТРАДИЦИОННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ФИЛЬМЕ БРЮНО ДЮМОНА «ХЕДЕВЕИХ»


Постановка проблемы. В современном мире, религия и идентичность, это больше чем просто элемент для конструирования собственного «Я» и трансляции смыслов. Религия и идентичность это «модные тренды» современного общества. Очень наглядно этот тезис раскрывает один из исследователей постмодернизма И. Ильин в своей книге «Постмодернизм от начала до конца столетия» цитируя М. Серреса который утверждает, что: «работая преподавателем, лет двадцать назад, если я хотел заинтересовать студентов я рассказывал им о политике, а если хотел заставить их рассмеяться говорил о религии. Сегодня, если я хочу вызвать у них интерес, я говорю им о религии, а если хочу рассмешить говорю о политике» [1, с. 180]. Религиозные символы выходят из подчинения церкви, как основного института трансляции последних и поступают в свободный доступ. Можно утверждать, что религиозная символика в обществе постмодерна становится «свободно конвертируемой единицей смыслов» не привязанной к определенной традиции. Свободный доступ к величественным сакральным символам-маркерам и образам дает возможность современным творцам использовать их практически во всех сферах искусства. Однако, где бы не поднималась тема религии и религиозных смыслов, она однозначно ставит проблему идентичности. 

Основная часть. Кризис традиционной христианской религиозной идентичности, фиксировавшийся до недавнего времени только в статьях и монографиях философов, социологов, культурологов, находит новый выход, он перекочевывает на большой экран и становится предметом рефлексии не только ограниченного круга гуманитариев интеллектуалов.

Проблема религиозной идентичности в современном обществе изменяет свое содержание и конфигурацию. Религиозная традиция не транслируется от поколения к поколению, а, наоборот, конструируются индивидом в зависимости от доступных социальных трендов. Можно полностью согласиться с образами З. Баумана относительно идентичности «бездомного бродяги и паломника» [ 2 ]. Экстраполируя его идеи в плоскость данной темы можно сказать, что в традиционном и модерном обществах формирование религиозной идентичности это проблема которая стоит перед «паломником» и задается вопросом: «Как найти путь и прийти в нужное место?» (например, как стать православным и как быть православным верующим). В современном постмодерном обществе формирование религиозной идентичности становится похожим на решение вопроса, который стоит перед «бездомным бродягой», а именно: «Куда я иду?». Другими словами современный человек, в отличие от человека традиционного и модерного обществ, решает проблему, которая заключается не в том как получить религиозную идентичность и заставить окружающих ее признать (Как быть православным?). Он решает вопрос какую религиозную идентичность выбрать, какая из разновидностей даст возможность реализовать его индивидуализированную сущность, а самое главное как изменить ее после того как ее привлекательность для него будет утрачена. Исчезает уверенность верующего в единоистинном конфессиональном выборе.

Фильм французского режиссера Брюно Дюмона «Хедевеих» является ярким подтверждением тому. Он демонстрирует состояние кризиса традиционной католической идентичности, обскурантизм последней и невозможность ответить на духовные вопросы, интересующие молодое поколение. Вызов веры и духовное желание единения с Абсолютом, разбивается о стену непонимания со стороны представителей транслирующих традиционную католическую идентичность.

В свою очередь невозможность индивидуализированного сознания современного человека принять принципы фундаментальные для традиционного христианства, а так же понять его язык, приводят главную героиню к идеологическому восприятию религии, которое в итоге выливается в порыв религиозного экстремизма.

Таким образом, режиссер демонстрирует две крайности между которыми находится верующий человек в постмодерном обществе. С одной стороны это обскурантизм традиционной религиозности не отвечающей на вызовы современности, а с другой, это новый конструкт религиозного фундаментализма который основывается на гипертрофированном индивидуализме и политической реакции.

Послесловие. Поняв изображение как схваченный момент процесса, человек чтобы понять смысл изображаемого, желает увидеть сам процесс, узнать, что будет дальше [3, с. 188].


Литература:

  1. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа / Ильин И. П. – М.: Интрада, 1998. – 225 с.

  2. Бауман З. Индивидуализированное общество / Бауман З. – М.: Логос, 2002. – 326 с.

  3. Шкода В. Вся жизнь – MONTAGE / В. Шкода // El Topos: Как возможна философия кино. – 2009. – С. 188

Похожие:

Маркеры кризиса традиционной религиозной идентичности в фильме брюно дюмона «хедевеих» Постановка проблемы iconЛитература. 40
Со времени написания М. Вебером «Протестантской этики и духа капитализма», постановка проблемы о связи религиозной этики и типа хозяйства...
Маркеры кризиса традиционной религиозной идентичности в фильме брюно дюмона «хедевеих» Постановка проблемы iconГреческие мифы: роковая роль женщин в судьбе ясона постановка проблемы
Постановка проблемы. Актуальность темы исследования любви в художественной литературе обусловлена необходимостью осмыслить ту ее...
Маркеры кризиса традиционной религиозной идентичности в фильме брюно дюмона «хедевеих» Постановка проблемы iconПроблемы построения структуры содержания сельскохозяйственного образования в условиях организационно-технической модернизации сельского хозяйства постановка проблемы
Постановка проблемы. Сельское хозяйство – является важнейшей отраслью экономики, и проблема подготовки сельскохозяйственных кадров...
Маркеры кризиса традиционной религиозной идентичности в фильме брюно дюмона «хедевеих» Постановка проблемы iconСовременные исторические мифы: закономерности формирования и функционирования
...
Маркеры кризиса традиционной религиозной идентичности в фильме брюно дюмона «хедевеих» Постановка проблемы icon«Остаемся мужчинами вместе» поиски гендерной идентичности в фильме «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера курсовая работа
Несмотря на это, я надеюсь, что аналитическая часть работы, где я постарался переосмыслить с позиций гендерных штудий важный культурный...
Маркеры кризиса традиционной религиозной идентичности в фильме брюно дюмона «хедевеих» Постановка проблемы iconСписок литературы
Асмолов, А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского...
Маркеры кризиса традиционной религиозной идентичности в фильме брюно дюмона «хедевеих» Постановка проблемы iconНаучно-исследовательская работа по физике на тему: Альтернативные источники энергии
Постановка проблемы, методы решения поставленной проблемы, предмет исследования, цели и задачи, гипотеза
Маркеры кризиса традиционной религиозной идентичности в фильме брюно дюмона «хедевеих» Постановка проблемы iconСодержание проблемы практической психологии
Антонова Н. В., Одинцова М. С. Интеграционная модель исследования идентичности в контексте Интернет-коммуникации
Маркеры кризиса традиционной религиозной идентичности в фильме брюно дюмона «хедевеих» Постановка проблемы iconВ. А. Иванов Международный Университет (в Москве)
В статье разбирается системный кризис в традиционной версии хронологии мировой истории, обсуждается история его возникновения и рассматриваются...
Маркеры кризиса традиционной религиозной идентичности в фильме брюно дюмона «хедевеих» Постановка проблемы iconI. Теоретические аспекты проблемы регулирования конфликтов на предприятиях в условиях кризиса
I. Теоретические аспекты проблемы регулирования конфликтов на предприятиях в условиях кризиса 4
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница