Памятка Кузнецова И. А




Скачать 96.75 Kb.
НазваниеПамятка Кузнецова И. А
Дата24.02.2013
Размер96.75 Kb.
ТипПамятка
Изучение индивидуальных особенностей пятиклассников

Памятка

Кузнецова И.А. – заместитель директора МОУ Боговаровская средняя общеобразовательная школа имени Цымлякова Л.А.


В период адаптации детей к условиям обучения в среднем звене школы основной задачей классных руководителей, педагогов-предметников и психолога является создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.

В апреле - мае будущие классные руководители пятых классов должны посещать уроки своих будущих подопечных, беседовать с ребятами, наблюдать за особенностями их поведения. В это время целесообразно организовать встречи будущих классных руководителей и родителей.

В начале учебного года педагогу-психологу очень важно познакомить учителей с возрастными особенностями пятиклассников. Значимо и обсуждение личностных особенностей учащихся, которое будет проводиться на психолого-педагогическом консилиуме, посвященном каждому пятому классу, а также в ходе индивидуальных и групповых консультаций, заседаний методических объединений. Для выявления этих индивидуальных особенностей педагогам полезно наблюдать за учениками пятых классов. План такого наблюдения может быть следующим:

1) особенности поведения на уроке и на переменах;

2) внешний вид;

3) поза (за партой, походка, жесты, мимика лица);

4) речь (громкость, эмоциональность);

5) круг общения (с кем из ребят дружит);

6) особенности стиля общения со взрослыми и сверстниками;

7) интерес к определенным предметам.

Результаты наблюдения заносятся в карту психологической характеристики личностного развития подростка, разработанную на основе материалов И.Н.Кулагина.


Карта психологической характеристики личностного развития подростка

I. Общие сведения о ребенке:

1. Фамилия, имя.

2. Дата рождения.

3. Класс.

4. Сведения об особенностях функционирования нервной системы ребенка:

4.1. Утомляемость (отмечается одна из позиций):

• быстро утомляется;

• утомляется после длительной нагрузки;

• практически не утомляется.

4.2. Настроение (отмечается одна из позиций):

• быстро переходит от радости к грусти без видимой причины;

• адекватная смена настроения;

• стабилен в проявлении настроения.

4.3. Соотношение возбуждения и торможения (отмечается одна из позиций):

• преобладает возбуждение;

• преобладает торможение;

• возбуждение и торможение уравновешены.

5. Успеваемость:

• учится на «отлично»;

• учится на «отлично» и «хорошо»;

• учится на «хорошо»;

• учится на «хорошо» и «удовлетворительно»;

• учится преимущественно на «удовлетворительно»;

• учится преимущественно на «удовлетворительно», но имел в третьем (четвертом) классе хотя бы одну неудовлетворительную итоговую оценку.


II. Сведения о семье:

1. Состав семьи:

• полная;

• неполная.

2. Характеристика взаимоотношений в семье.


III. Проявление личностных качеств в поведении ребенка:

1. Направленность интересов.

2. Отношение к деятельности (отмечается, насколько эти качества проявляются у ученика):

• активность;

• трудолюбие;

• ответственность;

• инициативность;

• организованность;

• любознательность;

• аккуратность.

3. Отношение к людям (отмечается, насколько эти качества проявляются у ученика):

• коллективизм, чувство товарищества;

• честность;

• справедливость;

• бескорыстие;

• общительность;

• отзывчивость;

• вежливость.

4. Отношение к себе (отмечается, насколько эти качества проявляются у ученика):

• скромность;

• уверенность в себе;

• самокритичность;

• умение рассчитывать свои силы;

• стремление к успеху;

• самоконтроль.

5. Волевые качества (отмечается, насколько эти качества проявляются у ученика):

• смелость;

• настойчивость;

• самообладание.

6. Положение ребенка в детском коллективе (отмечается каждая позиция):

6.1. Авторитет в классе.

6.2. Симпатии (антипатии) по отношению к нему.

6.3. Авторитет во внешкольных объединениях.

6.4. Проявления агрессии.

Психолого-педагогический консилиум, посвященный проблемам адаптации учащихся пятых классов, может быть проведен по различным сценариям. Один из них предлагается ниже.

Сценарий психолого-педагогического консилиума

Присутствуют представители школьной администрации, педагог-психолог, социальный работник, классные руководители и учителя пятых классов, учителя начальной школы, которые обучали нынешних пятиклассников, медработник.

1. Вступительное слово директора (заместителя директора, педагога-психолога).

2. Выступления классных руководителей пятых классов. В своих выступлениях они рассказывают о текущей успеваемости учащихся своих классов, отмечают индивидуальные особенности ребят, сообщают о встречах с родителями.

3. Выступления учителей начальной школы, которые выпустили нынешних пятиклассников. Они обращают внимание на особенности поведения и учебной деятельности детей.

4. Выступление медицинского работника.

5. Сообщение педагога-психолога о результатах диагностики учащихся пятых классов (наличие школьной тревожности, причины ее появления и предложения по решению проблем ребят). Рассказ о проведенной совместной работе с учителями-предметниками и классными руководителями, о встречах с родителями и с детьми.

6. Обсуждение выступлений.

7. Заключительное слово представителя администрации школы, принятие решения педагогического консилиума.

При адаптации к новым условиям обучения очень важно, чтобы в школе у каждого пятиклассника оказался значимый для него взрослый. С целью определения таких значимых взрослых, а также выявления представлений учеников об учителях имеет смысл провести небольшое анкетирование «Мой любимый учитель».


Анкета «Мой любимый учитель»

1. Довольны ли вы отношением к себе учителей?

2. Почему к некоторым учителям вы относитесь лучше, чем к другим?

3. Кто ваш любимый учитель?

4. Какие его качества вы особенно цените?

5. Оказывает ли вам какую-либо помощь ваш любимый учитель? В чем она заключается?

6. Что интересного и полезного вы вынесли из общения со своим любимым учителем?

Результаты диагностики пятиклассников необходимо довести до сведения родителей. Причем лучше это сделать в ходе индивидуальных бесед. А на родительских собраниях в пятых классах обсудить такие вопросы как:

1) возрастные особенности детей 11-12 лет;

2) кризис при переходе в среднее звено школы;

3) поддержка со стороны родителей в пятом классе.

Следует отметить, что адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене школы идет быстрее в тех случаях, когда классные руководители развивают коммуникации между детьми. Одной из форм такой работы являются уроки общения. Цель этих уроков - развить у ребят навыки общения, научить их быть уважительными и терпимыми по отношению к другим людям. В качестве примера хочу привести сценарий урока общения по теме «Я - уникальный, интересный человек», который проводился во время классного часа.


Сценарий урока общения

1. Ребята и учитель рассаживаются в круг. Все берутся за руки. По часовой стрелке, глядя друг на друга, все по очереди, не повторяясь, говорят комплименты окружающим (по предварительной договоренности - либо всем присутствующим, либо персонально своему соседу). При этом руки опускаются.

2. Обращаясь к присутствующим, каждый рассказывает о своих способностях. Очередность определяется по желанию. Рассказ ученика позитивно поддерживается ребятами или классным руководителем. Тому, кто не может о себе что-либо сказать, одноклассники задают вопросы. В этой ситуации классному руководителю необходимо особо отметить способности «молчуна». В результате каждый из сидящих в кругу должен быть отмечен как способный к чему-то человек.

3. Завершение урока: каждый желает присутствующим что-то хорошее.

Кроме описанного выше урока, с учащимися пятых классов можно провести уроки общения по таким темам как:

• «Комплименты - всем приятные моменты»;

• «Твой идеал, кто он?»;

• «Что хранится в бабушкином сундучке?»;

• «Мамин помощник(ца)»;

• «Мои способности (что я умею делать)»;

• «Кто добро творит - тому зло не навредит».


Ежедневные заметки учителя


Для анализа происходящего в процессе адаптационного периода учителю полезно вести заметки по итогам наблюдения за поведением учащихся.

С каким настроением, на ваш взгляд, ребята пришли в класс? _______________________________________________________________________________________

Что и как, по вашему мнению, повлияло на смену настроения ребят, атмосферу в классе? ________________________________________________________________________________

Что вас обрадовало в работе ребят? ______________________________________________________________________________________

Чему больше всего радовались ребята? ______________________________________________________________________________________

Что оказалось для вас самым неожиданным? ______________________________________________________________________________________

Почему, на ваш взгляд, так произошло? _______________________________________________________________________________________

Что оказалось наиболее трудным для ребят? Почему? ______________________________________________________________________________________

Что оказалось наиболее трудным для вас? Почему? ______________________________________________________________________________________

Выразите, пожалуйста, собственное «сейчасное» настроение образом или метафорой _______________________________________________________________________________________


Итоговые заметки учителя

1. Какие новые впечатления появились у вас о классе в целом? ____________________________________

Кого из ребят вы увидели другими глазами (более или менее решительным, общительным, тревожным, инициативным и т.д.)? _______________________________________________________________________________________

2. Как каждый из новичков проявил себя в классе? ______________________________________________________________________________________

3. Что вы считаете своим педагогическим успехом за этот период? _______________________________________________________________________________________

4. Какие педагогические задачи вы считаете необходимым peшить в этом учебном году? _______________________________________________________________________________________


(Из книги «Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения». М., Сентябрь, 1999.)


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ

«АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ 5-КЛАССОВ В \НОВЫХ УСЛОВИЯХ»


«Если педагогика хочет воспитывать

человека во всех отношениях, то

она должна прежде узнать его

во всех отношениях».

К.Э. Ушинский

Цель: обсудить основные проблемы, возникающие в работе с учащимися

5-классов, определить основные направления совместной работы педагогического коллектива.


Подготовительная работа:

  • Посещение уроков в 5-х классах администрацией школы.

Цель: активность познавательной деятельности учащихся.

  • Психологическая диагностика учащихся 5-х классов.

  • Посещение уроков в5-х классах учителями: Шадриной Т.А., Цымляковой С.Ф. Цель: эффективность деятельности учащихся на уроке; дифференцированный подход в обучении.


Участники консилиума: администрация школы; педагог-психолог; учителя, работающие в 5-классах; учителя начальных классов: Шадрина Т.А., Цымлякова С.Ф.,

социальный педагог..


Рассматриваемые вопросы:

  • О преемственности начальной и средней школы.- зам.директора Кузнецова И.А.

  • Выступление классных руководителей (характеристика класса; успешно обучающиеся дети; знаете ли вы особенности каждого ребенка класса; назовите ряд причин, вызывающих резкое снижение успеваемости отдельных учащихся; насколько комфортно чувствовали себя дети первые 2 месяца в 5 классе).

  • Выступление учителей – предметников. Рассказать о текущей успеваемости, прилежание.

  • Выступление учителей начальной школы. Пожелания учителям по дальнейшей работе с учащимися 5 классов.

  • Сообщение педагога- психолога о результатах диагностики учащихся.

  • Социальный паспорт учащихся 5 классов

  • Принятие решения.


Время проведения: 26 ноября в 14-40 в начальной школе


Желающие могут принять участие в работе консилиума.

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ





Похожие:

Памятка Кузнецова И. А iconПамятка «Остеопороз», Памятка «Остеоартроз»
Памятка готовится творческий, так, чтобы она была понятна больному, в ней должен быть крупный шрифт, простой и понятный язык, дельные...
Памятка Кузнецова И. А iconПамятка водителя (печатный вариант) 1 шт.; Памятка «спорные ситуации на дороге»

Памятка Кузнецова И. А iconПамятка по составлению прикнижных и пристатейных библиографических списков (гост 1-84)
Настоящая «Памятка» содержит примеры библиографического описания практически всех видов печатных изданий
Памятка Кузнецова И. А iconО проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе в бюджетных организациях города Москвы
Комиссии – Нетеребский О. В., Авдеев И. Н., Балабанов М. И., Воробьева Т. А., Захаров И. Е., Кривушкина Г. С., Кузнецова Н. Ф., Кузнецова...
Памятка Кузнецова И. А iconПояснительная записка 3 Содержательная часть работы 5 Разведчиками не рождаются… Детство и юность Н. И. Кузнецова 5 «Разведчику надо очень любить свою Родину!»
Номинация: методика организации и проведения уроков, классных часов, посвященных жизни и деятельности Героя Советского Союза Н. И....
Памятка Кузнецова И. А iconПамятка для родителей
Памятка содержит правила, позволяющие ребенку быть успешным в учении, избежать серьезных срывов и болезней, сделать более благоприятным...
Памятка Кузнецова И. А iconПамятка по оценке работы классного руководителя с родителями и семьями учащихся Диагностика воспитанности школьников классным руководителем
Памятка для заместителя директора по увр при подготовке к новому учебному году
Памятка Кузнецова И. А iconПамятка «Внимание паводок!» Памятка «Берегите лес от пожара!»
Поздравление с Днём пожарной охраны России начальника Уральского регионального центра мчс россии Ю. В. Нарышкина
Памятка Кузнецова И. А iconПамятка муниципального служащего
Данная памятка разработана в целях исключения и профилактики проявлений коррупционного характера в отношении муниципальных служащих...
Памятка Кузнецова И. А iconПо вопросам ведения Красноярского края Памятка «Если Вашим детям угрожает опасность» Ознакомьте Ваших детей с
Памятка предназначена для родителей, детей и каждого из нас кто
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница