Сценарий урока с использованием компьютера




Скачать 94.97 Kb.
НазваниеСценарий урока с использованием компьютера
Дата23.02.2013
Размер94.97 Kb.
ТипСценарий
Сценарий урока с использованием компьютера.

  1. Автор - Краснова Галина Михайловна

  2. Образовательное учреждение - Томская область, г. Колпашево МОУ СОШ № 1

  3. Предмет - русский язык

  4. Класс - пятый

  5. Тема - Подготовка к написанию сочинения-миниатюры «Скоро Масленицы звонкой закипит весёлый пир…»

  6. Учебно-методическое обеспечение – учебный комплекс по русскому языку для 5 – 9 классов под ред. В.В. Бабайцевой.

  7. Необходимое оборудование – операционная среда Windows XP, медиапроектор, магнитофон, инструкции по выполнению заданий для обучающихся.

  8. Время реализации занятия - 40 минут

  9. Авторский медиапродукт

  1. операционная среда Windows XP

  2. редактор Microsoft Power Point

  3. текстовый редактор Microsoft Word.

  1. Вид медиапродукта – наглядная презентация учебного материала.

  2. Хронологический сценарий занятия последовательная взаимосвязь кадров по ходу урока


Слайд № 1

Слайд № 2


Слайд № 3


Слайд № 4






  1. Целесообразность использования медиапродукта:

  1. Недостаточное количество иллюстративного материала в существующих учебниках.

  2. Повышение эффективности усвоения учебного материала.

  3. Помощь в достижении развивающих задач урока.

13. Задачи урока:

Образовательная:


  • подготовить обучающихся к написанию сочинения, посвященного весеннему русскому празднику Масленица

Развивающие:


  • развитие творческого мышления обучающихся

  • развитие ассоциативного мышления обучающихся (создание образа, ассоциирующегося с определенным словом)

  • развитие таких общеучебных умений обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание по предложенному плану.

Воспитательные:


- воспитание чувства прекрасного

- воспитание чувства уважения к нашей национальной культуре, национальным традициям


14. План урока:

 

Части- блоки урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся)

Временная реализация

Организационный момент: приветствие, объявление темы урока.

5 минут

Организация совместной деятельности обучающихся по выполнению определенных заданий.


15 минут

Представление обучающимися результатов работы .


15 минут

Этап подведения итогов урока, своеобразная рефлексия, проверка уровня достижения цели создания СЛОВА-ОБРАЗА.


5 минут

На 3 и 4 этапах работы используется презентация Microsoft Power Point, в которую вошли фотографии с празднования Сударыни-Масленицы в нашей школе, так как этот праздник является одной из наших традиций. Использование презентации Microsoft Power Point по теме урока способствует созданию у обучающихся яркого, красочного, живого образа русского праздника Масленицы.


Ход урока:

1 этап

Вступительное слово учителя.


Учитель:

Добрый день, друзья! Сегодняшний урок я хочу начать с загадки:

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если всё позеленело,

И уже звенит ручей,

Если солнце светит ярче,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер –

Значит, к нам пришла….

(Весна)


Да, весна! Буквально через несколько дней наступит долгожданный первый весенний месяц, а вместе с ним к нам придёт один из самых любимых в народе праздников? Ребята! Кто назовёт этот праздник?

(Дети отвечают, что это Масленица.)

Правильно, Масленица. В этом году она начнётся (указывается дата). Я уверена, вы знакомы с этим праздником.

Но знаний никогда не бывает много, и они никогда не бывают лишними!

И сегодня на уроке нашей задачей будет познакомиться с этим праздником так, чтобы у вас СОЗДАЛСЯ ЕГО ОБРАЗ, о котором вы напишете в домашнем сочинении «Скоро Масленицы звонкой закипит весёлый пир…» Именно так сказал о Масленице русский поэт XIX века Пётр Андреевич Вяземский.

А помогут нам в этом ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО, ЖИВОПИСЬ, МУЗЫКА. И я уверена, что к концу урока у каждого из вас возникнет тот ОБРАЗ праздника, о котором вы напишете.

Но для этого все мы должны хорошо поработать.

Я для вас подготовила иллюстративный материал (презентация Microsoft Power Point) а вашей задачей будет его прокомментировать, но так, чтобы у нас получилось яркое, эмоциональное представление, своеобразное ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВЛАДЕНИЯ СУДАРЫНИ-МАСЛЕНИЦЫ.

В начале урока вы объединились в три группы согласно тем карточкам, которые каждый из вас получил. Итак, каждая группа сейчас приступит к подготовке своего выступления. В этом вам помогут ИНСТРУКЦИИ, которые лежат на ваших столах.


Первая группа познакомит нас с тем, как отмечался на Руси праздник Масленица.

Вторая группа проведёт небольшую экскурсию в картинную галерею.

Третья группа представит нам музыкальную пьесу, посвященную Масленице.

Я уверена, что вы великолепно справитесь со своими заданиями.

Время для подготовки ваших выступлений – 10 минут.

Я в это время буду выполнять роль консультанта.


2 этап

Организация совместной деятельности обучающихся по выполнению определенных заданий.

(Работа в группах, подготовка устных выступлений по предложенным материалам)


3 этап

Представление обучающимися

результатов работы.


На этом этапе выступления обучающихся сопровождают слайды (редактор Microsoft Power Point).

Ход этапа урока


Учитель:

Итак, вперёд во владения Сударыни-Масленицы!

Выступление первой группы.

(Иллюстрации к выступлениям обучающихся – слайды № 2 – 4)


Учитель:

И конечно же, этот праздник не мог не найти отклика у русских писателей, поэтов, художников, композиторов.

Давайте познакомимся с ОБРАЗОМ МАСЛЕНИЦЫ в русском искусстве.

Итак, Масленица в русской живописи.

Выступление второй группы.

(Иллюстрации к выступлениям обучающихся – слайды № 5 – 7)


Учитель:

Давайте познакомимся с образом Масленице в русской музыке.

Выступление третьей группы.

(Иллюстрации к выступлениям обучающихся – слайды № 8 – 10)


4 этап

этап подведения итогов урока, своеобразная рефлексия, проверка уровня достижения цели создания СЛОВА-ОБРАЗА.


Учитель:

И конечно же, образ Масленицы встречается и на страницах произведений русских поэтов и писателей.

Везде разнообразною картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною народ, чему-то рад.

Какой-то тайной жаждою душа распалена,

И над душою каждого проносится весна…

Это красивое стихотворение Афанасия Фета называется «Масленица».


(Иллюстрация к выступлению учителя – слайд № 11)

Но, пожалуй, самый яркий литературный образ Масленицы создал русский писатель рубежа XIX - XX веков Иван Сергеевич Шмелёв, который в своём романе «Лето Господне» говорил о Масленице так:

«Масленица… Я и теперь ещё чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны – вызывает оно во мне; пылающие печи, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по неё весёлыми санями, с весёлыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи… Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… всё и все были со мною связаны, и я был со всеми связан… И Бог на небе, за звёздами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь ещё для меня жива яркая радость…»

Вот что видит и слышит в слове «Масленица» Иван Сергеевич Шмелёв.


А что видите и слышите вы?

Какой ОБРАЗ сложился у вас?

Давайте представим его. Работа с карточкой :

(На экране – слайд № 12)

Ну, что же, друзья, я думаю, что у нас с вами получился замечательный урок, на котором все вы великолепно поработали. (Слайд № 13)

И теперь написать сочинение-миниатюру «Скоро Масленицы звонкой закипит весёлый пир…» теперь для вас не составит большого труда. Я желаю вам творческих успехов. Всего доброго!

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1


Инструкции, необходимые обучающимся для выполнения заданий на уроке.

Материалы для первой группы




ИНСТУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВАШЕГО ЗАДАНИЯ


ЗАДАЧА ВАШЕЙ ГРУППЫ:

Познакомить присутствующих с народным праздником Масленица.

Для этого вы должны подготовить выразительное чтение-представление предложенного текста, распределив слова между собой (слова под № 1 читает первый ученик, слова под № 2 – второй и т.д.).

Чтение должно быть эмоциональным, выразительным, чётким, громким.

ДЕРЗАЙТЕ!

У ВАС ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ!


«СУДАРЫНЯ-МАСЛЕНИЦА»

1.Из далёких времён пришла к нам сударыня-масленица. У древних славян это был недельный праздник проводов зимы. В народе любили его и величали ласково: «честная масленица», «весёлая», «касаточка», «боярыня». Масленицу отмечают перед великим постом за восемь недель до Пасхи – и непременно с блинами, снежками, горками, кострами, катанием на лошадях.


2. Наша масленица годовая!

Наша гостьюшка дорогая!

Ненадолго к нам пришла –

Не на семь недель,

А всего на семь дней!


Масленица-кривошейка!

Встретим тебя хорошенько!

С блинцами, с каравайцами,

С вареничками да калачиками!


3. Все дни масленицы имеют своё название. За каждым днём закреплены определенные обряды, поступки, правила поведения.

Понедельник – «встреча».

Вторник – «заигрыш»

Среда – «лакомка».

Четверг – «разгуляй»

Пятница – «тёщины вечёрки»

Суббота – «золовкины посиделки».

В воскресенье люди прощались с Сударыней-Масленицей и здоровались с весной.

Масленица-мокрохвостка!

Поезжай со двора!

Отошла твоя пора!

Весна-красна, наша ладушка пришла!


4. Масленичное воскресенье называется в народе «прощённым». Это день, когда люди просят друг друга: «Прости меня, Христа ради, в чём я перед тобой виноват!» И слышат в ответ: «Прости и ты меня!» Забываются все обиды, и русский народ с нетерпением ждёт прихода весны.

Масленицу провожаем – весну встречаем!

Гостья погостилася – с зимушкой простилася.

Прощай, Масленица! Прощай, красная!


Материалы для второй группы




ИНСТУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВАШЕГО ЗАДАНИЯ


ЗАДАЧА ВАШЕЙ ГРУППЫ:

Познакомить присутствующих с МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЬЕСОЙ п.и. Чайковского «Февраль. Масленица».

Для этого:

  1. Прослушайте отрывок из пьесы.

  2. Составьте рассказ по предложенным вопросам, используя слова и выражения, данные вам в помощь.

  3. Подготовьте выступление группы по плану:

    • Первый ученик выразительно читает вступление об истории создания музыкального цикла П.И. Чайковского «Времена года».

    • Звучит начало пьесы.

    • На фоне музыки второй ученик начинает рассказ о пьесе.

    • Третий ученик продолжает или дополняет выступление второго и т.д. (Всего ваш рассказ должен состоять из 4-6 предложений)

Ваши выступления должны быть эмоциональными, выразительными, чёткими, громкими.


ДЕРЗАЙТЕ!

У ВАС ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ!


РАБОТА ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЬЕСЕ.


1. В 1875 году издатель петербургского музыкального журнала Бернар обратился к композитору Петру Ильичу Чайковскому с предложением написать 12 фортепианных пьес, связанных с определёнными месяцами. Композитору понравилась эта мысль, и он горячо принялся за сочинение.

Так в 1876 году появился цикл музыкальных миниатюр «Времена года», в котором Чайковский воспел красоту родной природы, выразил чувства и настроения человека. Пьеса, посвящённая февралю, называется «Февраль. Масленица.»


(Для справки: МИНИАТЮРА – небольшое по объёму произведение.)


2. Прослушайте пьесу и составьте рассказ-впечатление, опираясь на вопросы:

  1. Какому празднику посвящена пьеса?

  2. Что, на ваш взгляд, хотел передать в музыке автор?

  3. Какие картины вы представляете, слушая пьесу?

  4. Какое настроение создаёт у слушателя музыка?


3.Для ответа вы можете использовать следующие слова и выражения:


Слушая пьесу, представляешь …

Композитор сумел передать в пьесе …

Музыка Чайковского наполняет душу …


ПРАЗДНИЧНОЕ, СВЕТЛОЕ НАСТРОЕНИЕ, СЛЫШЕН ЗВОН БУБЕНЦОВ, УДАЛЬ И РАДОСТЬ ПРАЗДНИКА, КАРТИНЫ НАРОДНОГО ВЕСЕЛЬЯ.

Материалы для третьей группы




ИНСТУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВАШЕГО ЗАДАНИЯ


ЗАДАЧА ВАШЕЙ ГРУППЫ:

Познакомить присутствующих с картинами Б.Н. Кустодиева.

Для этого:

  1. Просмотрите внимательно репродукции.

  2. Составьте рассказ по предложенным вопросам, используя слова и выражения, данные вам в помощь.

  3. Подготовьте выступление группы по плану:

    • Первый ученик выразительно читает вступление о картинах Б.М. Кустодиева.

    • Остальные участники группы выступают с подготовленным рассказом-впечатлением по картинам Б.М. Кустодиева (4 – 6 предложений).

    • Ваши выступления могут быть самостоятельными, либо дополнять друг друга (например, один отвечает на первые два вопроса по картинам, следующий – на третий и четвёртый вопросы).

Ваши выступления должны быть эмоциональными, выразительными, чёткими, громкими.


ДЕРЗАЙТЕ!

У ВАС ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ!


РАБОТА ПО КАРТИНЕ.

  1. Борис Михайлович Кустодиев – один из самых популярных художников конца XIX – начала XX века. Бытовой жанр был более всего любим художником. Ярмарки, балаганы, гулянья, счастливые люди – вот основные герои его картин.

В 1910-е/ 1920-е годы художник посвятил более восьми картин русской зиме и народному празднику Масленица.


  1. ПЛАН ОТВЕТА-РАССКАЗА

ПО КАРТИНЕ Б. КУСТОДИЕВА «МАСЛЕНИЦА»

  1. Что изображено на картине?

  2. На что зритель обращает внимание?

  3. Какова цветовая гамма картины?

  4. Какое настроение создаёт картина у зрителя?


3. Для ответа вы можете использовать следующие слова и выражения:

На картине Бориса Кустодиева мы видим….

Наше внимание привлекают…

Поражает разноцветье картины…

Глядя на картину, мы вместе с её героями….


ГУЛЯНЬЕ, КРАСОЧНЫЙ, УПРЯЖКА ЛОШАДЕЙ, БУБЕНЦЫ, ЯРМАРКА, БАЛАГАН, ПРАЗДНИЧНОЕ УБРАНСТВО УЛИЦ, РАСПИСНЫЕ САНИ, РОЗОВО-ГОЛУБОЕ НЕБО, ПРАЗДНИЧНОЕ НАСТРОЕНИЕ.






Похожие:

Сценарий урока с использованием компьютера iconСценарий урока с использованием компьютера
Образовательное учреждение: моу «Батуринская сош» Томского района Томской области
Сценарий урока с использованием компьютера iconСценарий урока с использованием компьютера
Тема: проверка знаний по разделу физики «Электрические явления» с применением икт
Сценарий урока с использованием компьютера iconСценарий урока с использованием компьютера
Образовательное учреждение: моу «Батуринская сош» Томского района Томской области
Сценарий урока с использованием компьютера iconСценарий урока с использованием компьютера
Требования к результатам изучения темы: «Зрительные восприятия» Учащиеся должны знать: – части зрительного анализатора
Сценарий урока с использованием компьютера iconСценарий урока с использованием компьютера
Преподаватель: Прудникова Наталья Юрьевна, учитель химии, биологии Образовательное учреждение: моу «Мараксинская оош» Колпашевского...
Сценарий урока с использованием компьютера iconСценарий урока с использованием компьютера
Образовательное учреждение- томская область, Кожевниковский район, с. Кожевниково, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кожевниковская...
Сценарий урока с использованием компьютера iconСценарий урока с использованием компьютера
Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса /И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В....
Сценарий урока с использованием компьютера iconСценарий урока с использованием компьютера
Образовательное учреждение – Томская область, Чаинский район, село Леботёр, Муниципальное общеобразовательное учреждение Леботёрская...
Сценарий урока с использованием компьютера iconСценарий урока с использованием компьютера
Образовательное учреждение – Томская область, Чаинский район, село Леботёр, Муниципальное общеобразовательное учреждение Леботёрская...
Сценарий урока с использованием компьютера iconСценарий урока с использованием компьютера
Образовательное учреждение – Муниципальное образовательное учреждение зато северск дополнительного образования детей «Центр «Поиск»,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница