Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»




Скачать 164.65 Kb.
НазваниеРабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»
Дата23.02.2013
Размер164.65 Kb.
ТипРабочая программа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 11 класса разработана на основе Программы курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы / Л.А. Рапацкая. – Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 ».


Цель курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»: — на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащих­ся целостное представление о роли, месте, значении русской художественном культуры в контексте мирового культурного процесса 19-20вв.

Задачи курса:

  • развивать умение раскрыть мировую художественную культуру как феномен человеческой деятельности; анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • формировать у учащихся представление и знания об истоках и основных этапах разви­тия русской художественной культуры, выявить закономерно­сти ее эволюции в соотнесенности с традициями зарубежной художественной культуры Востока и Запада; роли и месте русской национальной культуры современности.

  • воспитывать художественно-эстетический вкус; потребность в освоении духовно-нравственный ценностей мировой культуры и осознанному формированию собственной культурной среды.

Изменения, внесенные в рабочую программу. Содержание полностью соответствует программе курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы / Л.А. Рапацкая. – Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 ».. Изменения не внесены.

Учебно-методический комплект. Преподавание предмета «Мировая художественная культура» в 11 классе осуществляется на основе УМК Учебник для общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура. Для 11 классов. Ч.1./ Л.А.Рапацкая – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008. Допущено Министерством образования и науки РФ.

Количество часов. В школьном учебном плане на изучение предмета «Мировая художественная культура»» отводится в 11 классе 1 час из базисного учебного плана. Таким образом, в 11 классе за год должно быть проведено 34 часа, в т. ч. 10 минут на тестирование знаний по теме урока и 25 мин. на изучение нового материала.

Формы организации учебного процесса: комбинированный урок, урок-лекция урок-беседа, урок-экскурсия, урок-путешествие. Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: устная и тестовая, а также выполнения художественно-практических заданий и написания сочинений (эссе). Учащиеся в качестве итоговой формы могут избрать экзамен или реферат.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЮЩИХСЯ 11КЛАССА

знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства.

уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • попыток самостоятельного художественного творчества.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел 1. Основные течения в европейской художественной культуре 19 начала 20 века -12часов.


Раздел 2. Художественная культура России 19-20 века - 10 часов.


Раздел 3 Европа и Америка: Художественная культура 20 века - 6 часов.


Раздел 4. Русская художественная культура 20 века от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам - 6 часов.


календарно-тематическое планирование В 11 КЛАССЕ

«Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»



п./п



Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения



Примечание

Раздел 1. Основные течения в художественной европейской культуре 19 начала 20 века. 12часов.



Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы 19 века;

1









Тема 1. Романтизм в художественной культуре Франции 19 века.

1









Образный мир испанского художника Ф. Гойи.

1









Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.

1









Великие композиторы 19 века восточных земель Европы.

1









Тема3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.

1









Тема3. Импрессионизм в музыкальном искусстве.

1









Тема 4. Экспрессионизм

1









Тема 5. Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19 -20 веков.

1









Эстетика символизма.

1









Эстетика постимпрессионизма.

1









Новые направления в живописи и скульптуре.

1







Раздел 2. Художественная культура России19-20 века. 10 часов.



Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века.



1









Изобразительное искусство и архитектура первой половины 19 века.

1









Тема 7. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа.



1









Развитие отечественной живописи в пореформенный период.

1









Тема 8. Переоценка ценностей в художественной культуре «серебрянного века»: открытие символизма.

1









Символизм в русской живописи.

1









Тема 9.Эстетика эксперемента и ранний русский авангард.

1









«Русский футуризм»

1









Тема 10. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм.

1









Художественное обьедмнение «Мир искусств»

1







Раздел 3 Европа и Америка: Художественная культура 20 века. 6 часов.



Тема 11. Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла.

1









Тема12.Музыкальное искусство в нотах и без нот.

1









«Музыкальный авангард»20 века.

1









Тема 13. Театр и киноискусство 20 века; культурная дополняемость.

1









Тема14. . Художественная культура Америки: обаяние молодости.

1









Искусство Латинской Америки.

1







Раздел 4. Русская художественная культура 20 века от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам. 6 часов.



Тема15. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг.

1









Тема16. Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века.



1









Тема17.Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода «оттепели».



1









Развитие живописи и музыки в 60-е годы.

1









Тема18. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века.



1









Развитие живописи и архитектуры на пороге нового тысячилетия.

1








содержание программы учебного предмета

«мировая художественная культура» В 11 КЛАССЕ


Раздел 1. Основные течения в художественной европейской культуре 19 начала 20 века. 12часов.

Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы 19 века; открытие внутреннего мира человека.(3). Д.Байрон — властитель дум современников. Фантастический мир сказок Гофмана. Романтизм в художественной культуре Франции 19 века. Творчество Ф. Гойи. Борения человека со стихией в работе яр­кого романтика Т. Жерико. Революционное вдохновение восставшего народа в работах Э. Делакруа.

Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.(2) Воплощение в музыке сложных и противоречивых жизнен­ных ситуаций. Вена и Париж — крупнейшие европейские центры развития музы­кального искусства романтизма. Оперы-драмы. Великие композиторы 19 века восточных земель Европы. Жизнь и творчество Ф. Шопена. Жизнь и творчество Ф. Листа.

Тема3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.(2) Французский импрессионизм. Новая трактовка материала и формы в скульптуре. Музыкальный импрессионизм.

Тема 4. Экспрессионизм . Действительность сквозь призму страха.(1) Экспрессионизм, его исторические истоки. Круг образов. Экспрессионизм в литературе. Экспрессионизм в музыке.

Тема 5. Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19-20 веков. (4) Постимпрессионистические искания французских худож­ников. Группа фовистов. Кубизм П.Пикассо. Эстетика символизма Новые направления в живописи и скульптуре. Абстракционизм — новый взгляд на форму и цвет в живописи. Теоретики новой архитектуры В. Гропиус и Ле Кор­бюзье. Сюрреализм.

Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века.(2) Хдожественная картина мира в искусст­ве пушкинской эпохи. Сохранение рационализма в литерату­ре, зодчестве, музыке, живописи, переплетение идеалов классицизма с новыми романтическими общественными взглядами. А.С. Пушкин; значение его творчества для развития русского искусства. М.И. Глинка — основоположник русской классической му­зыки. Крупнейшие зодчие начала XIX в. Архитектур­ные ансамбли — новое слово зодчества (творчество К.И. Росси, В.П. Стасова). Черты кризиса монументального зодчества в про­екте Исаакиевского собора М.Ю. Лермонтов и русский романтизм. Переплетение романтических и реалистических тенденций в русском изобразительном искусстве. Венецианов — родоначальник бытового жанра. Творчество К.П. Брюллова. А. Федотова. А.С. Даргомыжского. М.П. Мусоргского.

Раздел 2. Художественная культура России19-20 века. 10 часов.

Тема 7. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа.(2) Литература пореформенной эпохи. Изменение общественного статуса живописи. Творчество В.Г. Перова. «Товарищество передвижных выставок». ТворчествоП. Чайковского.

Тема 8. Переоценка ценностей в художественной культуре «серебрянного века»: открытие символизма.(2) Символизм - художественное и философское течений «серебряного века». Творчество B.C. Соловьева, К.Д. Бальмонта, Вяч.И. Ива­нова, В.Я. Брюсова, А.Белого, А.А. Блока, М.А. Врубеля, В.Э. Бори­сова-Мусатова. Музыка А.Н. Скрябина.

Тема 9.Эстетика эксперемента и ранний русский авангард. «Русский футуризм» (2). Союз московских живописцев «Бубновый валет». Кубизм в творчестве П.П. Кончаловского. Гротескно-грубоватые образы М.Ф. Ларионова. Красочный мир живописи А.В. Лен­тулова. Абстракт­ноя живопись В.В.Кандинского. «Черный квадрат» К.С. Ма­левича. Футуризм в поэзии. Творче­ство Б. Л. Пастернака. Поэзия В.Хлебникова.

Тема 10. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм. (2) Ретроспективные тенденции в художественной культуре «серебряного века». Акмеизм в поэзии. Журнал «Аполлон». Идеи неоклассицизма в архитектуре. Стиль модерн. Творческое объединение «Мир искусства». С.П. Дягилев — антрепренер и тонкий знаток искусства. В. Идея слияния танца, живописи и музыки; ее воплощение в спектаклях «Русских сезонов» в Париже. Знаменитые хореографы. «Русский период» в творчестве И.Ф. Стравинского и С.В.Рахманинова. Тема Родины в творчестве русских художников.

Раздел 3. Европа и Америка: Художественная культура 20 века. 6 часов.

Тема 11. Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла.(1) Творчество Ф.Кафки. Экзсистенциализм. Творчество А.Камю; Ж.Сартр. Признанный классик английского модернизма Д.Джойс. Жанр «иптеллектуальный роман». Творчество Г.Гесса, Э.Ремарка, Р.Рильке, Г.Лорки Постмодернизм. Творчество Агаты Кристи и Жорж Сименон.

Тема12. Музыкальное искусство в нотах и без нот. «Музыкальный авангард»20 века. (2) Творчество Г.Малера. Неоклассицизм в музыке П.Хиндемита, К.Орфа, М.Фалья. Творчество Б.Бартока, Б.Бриттена. Музыкальный авангард. Массовые музыкальные жанры. Рождение рок–н- ролла.

Тема 13. Театр и киноискусство 20 века; культурная дополняемость (1).Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой Ч. С. Чаплин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино и национального кинематографа

Тема14. . Художественная культура Америки: обаяние молодости. (2) Сплетение традиций европейского, мексиканского, африкан­ского и других народов. Расцвет американской литературы в XX в., Творчество Р.Кента. Статуя Свободы — символ США. Небоскребы разных стилей в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе. Музыкальное искусство США. Жанр мюзикла: Ф. Лоу, Л. Бернстайн. Джаз и его истоки. Регтайм. Свинг. Эсте­тика импровизации.. Искусство Латинской Америки.

Раздел 4. Русская художественная культура 20 века от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам. 6 часов.

Тема15. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг.(1) Русская художественная культура 20 — 30-х гг. Рож­дение советского искусства и доктрины социалистического реа­лизма. Насаждение атеизма и политизация изобразительного искусства. Творчество К.С. Петрова-Водкина, П.Д. Корина, А.А. Дейнеки, И.И.Машкова, М.В.Нестерова. Образы новой советской живописи в творчестве Б.В. Иогансона, А.А. Пластова, СВ. Герасимова. Монументальное зодчество и скульптура. Оптимизм массовых песен. Творчество И.О. Дунаевского.

Тема16. Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века(1). Искусство военных лет. Агитационные плакаты Кукрыниксов. Мощь русского народа в творчестве П.Д. Корина. Символы великой Победы: песня «Священная война» (А.В. Алек­сандров) и монумент «Воин-освободитель» (Е.В. Вучетич). Пес­ни о войне в наши дни. Возвращение «русской темы» в искусство второй половины XX в. Судьбы писателей, композиторов, художников в эпоху застоя. Диссидентское движение и искусство. Многонациональный характер советской музыки. ТворчествоА.И. Хачатуряна. Творчество А.А.Пластова, И.Грабаря, Н.Крымова. Тема17.Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода «оттепели».(2) Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Творчество В.Попкова. Д.Жилинского, П.Оссовского. Поэзия Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского, Р.И.Рождественского, Н.М.Рубцов. Поэты – песенники Б.Ш.Окуджава, А.А.Галич, В.С.Высоцкий. Рождение лирической мелодрамы. Творчество Г.В. Свиридов. Четырнадцатая симфония Д.Д.Шостаковича. Творчество И.С.Глазунова.

Тема18. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века.(1) Храм Христа Спасителя в Москве. Противо­речивый облик художественной культуры, экспансия массовых жанров. Многообразие новых творческих решений в живописи и скульптуре. Поиск положительного героя в искусстве постперестроечного времени. Развитие искусства на пороге нового тысячилетия. Молодежная субкультура.


формы и средства контроля:


Формы текущего контроля знаний, умений и навыков: устная и тестовая, а также выполнение художественно-практических заданий и написание сочинений (эссе). Тексты из пособия для учителя «Изобразительное искусство» 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты/авт.О.В.Свиридова: Учитель, 2008., стр36; стр46. Учащиеся в качестве итоговой формы могут избрать экзамен или реферат.

Будут учитываться и достижения учащихся в конкурсах, выставках, олимпиадах, викторинах и фестивалях.


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.


Основная литература.


Русская художественная культура. 11класс. : (учебник)/ Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.


Дополнительная литература.


Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 10-11 классы / Григорьева Н.А. - М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2006. - 128 с.

Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 96 с.

Учитель - учителю: Из опыта работы учителей Белгородской области. Серия "Дисциплины социально-гуманитарного цикла". Вып. 3 / Сост. Л.М. Белогурова; БелРИПКППС. - Белгород: ИПЦ "Политерра", 2008. - 188 с.


Оборудование и приборы.


Печатные пособия: Учебно-наглядные пособия: плакаты, таблицы «Импрессионизм», «Художественная культура России19-20 века»


Слайды: Романтизм. Реализм XIX в. Искусство второй половины XIX в. Искусство модерна. Культура XX века. Импрессионизм. Экспрессионизм. Эстетика символизма.Постимпрессионизм.Новые направления в живописи и скульптуре.Изобразительное искусство и архитектура первой половины 19 века.Символизм в русской живописи. «Русский футуризм». Художественное обьединение «Мир искусств». «Музыкальный авангард»20 века. Художественная культура Америки. Искусство Латинской Америки. Социалистический реализм. Искусство военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века. Живопись и музыка в 60-е годы.Живопись и архитектура на пороге нового тысячилетия.


Аудиозаписи и фонохрестоматии:

Фрагменты музыкальных произведений; CD-диски, отражающие творчество великих художников в соответствии с содержанием обучения: 1.Шедевры русской живописи. 2. Художественная энциклопедия «Эрмитаж. Искусство Западной Европы». 3. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства.

Похожие:

Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» iconРабочая программа По предмету «Мировая художественная культура» в 10-11 классах
Минобразования России от 5 марта 2004г. №1089 и ориентирована на учебник «Мировая художественная культура» 10-11 классы (базовый...
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» iconПрограмма элективного курса «Переломные моменты в истории России 19-20вв»
Программа курса «Переломные моменты в истории России» предназначена для более широкого и углубленного изучения важнейших исторических...
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» iconТребования к уровню подготовки учащихся по предмету «мировая художественная культура» за курс 10 класса в результате изучения курса учащиеся должны знать
Данилова Г. И. «Мировая художественная культура». «От истоков до 17 века». 10 класс. М., «Дрофа», 2009
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» iconРабочая программа По предмету «Мировая художественная культура» в 8-9 классах
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и ориентирована...
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» iconТематическое планирование курса «Мировая художественная культура» Пояснительная записка рабочая программа для 10 класса(базовый уровень)
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень) составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений Г. И....
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» iconКультура познания и отражения мира. Религиозная культура. Философская культура. Научная культура. Художественная культура (4 ч.)
...
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 05. Мифология направление 531100 (071300. 62) «Народная художественная культура»
Цель курса – формование представления о мифе как особой форме культуры на основе изучения законов функционирования мифологического...
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» iconТематическое планирование по предмету «Мировая художественная культура» 9 класс
Программа “Мировая художественная культура разработана на основе программы “Мировая художественная культура 5-11 класс” Автор Г....
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» iconАвторская программа «Мировая художественная культура» (9-11 классы) (г. Рязань) я не ропщу на трудный путь земной
Результатом десятилетней работы по предмету Мировая художественная культура стала авторская программа "Мировая художественная культура....
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» iconПрограмма элективного курса по истории для 10-11 классов
«культура», «художественная культура». Основные функции художественной культуры. Условия существования художественной культуры. Сферы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница