1. Музыка как вид искусства. Эпохальные стили в западноевропейском музыкальном искусстве




Название1. Музыка как вид искусства. Эпохальные стили в западноевропейском музыкальном искусстве
страница1/5
Дата23.02.2013
Размер0.63 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


1. Цель курса


Целью данного курса является формирование четкого представления о путях исторического развития музыкального искусства, его различных жанрах и формах, стилевых тенденциях и отдельных творческих явлениях.


2. Задачи курса


  • изучение основ музыкальной культуры в историческом и эстетическом аспектах;

  • формирование историко-интонационного восприятия музыки;

  • изучение истории музыки в ряду смежных искусств, а также стилевой эволюции искусства, отраженной в системе жанров, концентрирующей в себе основные черты эпохи;

  • освоение хореографических форм и жанров в контексте истории музыкальной культуры.


3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника


Предложенный курс расширяет мировоззрение и культурный уровень обучающихся, позволяет понять и освоить музыкальные традиции различных стран и эпох.


4. Требования к уровню освоения курса


В результате изучения курса студент обязан:

  • знать периодизацию истории мировой музыкальной культуры, формирование художественных стилей и творческих направлений, наследие композиторов прошлого и творчество современных авторов;

  • уметь связывать знания, полученные при изучении других искусствоведческих и общенаучных дисциплин с музыкальными понятиями, ориентироваться в стилевом многообразии музыкального искусства прошлого и музыки XX века;

  • иметь навыки краткого анализа образного строя и системы музыкально-выразительных средств сочинений разных жанров.


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


  1. Разделы курса


Раздел 1. Основные творческие направления в развитии западноевропейской музыкальной культуры: от истоков до начала XIX века.

Раздел 2. Музыкальное искусство XIX века.

Раздел 3. Основные тенденции в развитии западноевропейской и американской музыки XX века.

Раздел 4. История русской классической музыки XVIII - XIX вв.

Раздел 5. Основные тенденции в развитии русской музыкальной культуры XX века.


  1. Темы и краткое содержание


Раздел 1. Основные творческие направления в развитии западноевропейской музыкальной культуры: от истоков до начала XIX века.


Тема 1. Музыка как вид искусства. Эпохальные стили в западноевропейском музыкальном искусстве

Музыка как средство обобщения духовного, интеллектуального, эмоционального и эстетического опыта личности. Музыкальность - особое качество, присущее окружающему миру и сознанию человека. Средства музыкального искусства, сходство и различие в сопоставлении с другими видами искусств.

Стиль – понятие, применимое к художественным целостностям: творчеству композитора, композиторской школе, эпохе и т.п. Иерархические стилевые уровни: авторский, исторический, национальный. Многозначность стилевого восприятия. Стилевая иерархия в музыке. Краткая аннотация эпохальных стилей в музыкальном искусстве: от Античности до XX века.


Тема 2. Музыкальная культура древнего мира и античности

Первоначальные формы проявления художественной практики, связь с магической обрядовостью. Музыкальная культура стран Древнего Востока. Синкретический характер искусства изучаемого периода. Значение древних цивилизаций в истории мировой культуры.

Исторические и социальные условия развития музыкальной культуры Древней Греции и Рима. Греческая мифология, ее значение в формировании музыкальной эстетики. Учение об этосе. Связь музыки со словом, танцем, театром. Жанры народного и профессионального искусства.


Тема 3. Культовые жанры эпохи средневековья и возрождения

Характеристика исторических, социальных условий эпохи Средневековья и Возрождения. Господство религиозной идеологии. Рим - центр католицизма. Возникновение григорианского хорала, его роль в формировании мессы. Обогащение хорала тропами, гимнами, секвенциями, юбиляциями. Возникновение литургической драмы. Ранние формы многоголосия в культовых жанрах.

Хорал и его эволюция в Германии эпохи Возрождения. Ведущая роль вокальных культовых жанров. Месса, ее стиль, разновидности. Культовые жанры в творчестве Дж. Палестрины, Л. Маренцио, К. Джезуальдо.


Тема 4. Светские жанры эпохи Возрождения

Характеристика исторических, социальных условий эпохи Возрождения. Земной, светский характер искусства. Жанры канцоны, ронделя, баллады. Расцвет народно-бытовой и светской музыки (фроттола, вилланелла).

Высшее достижение эпохи - мадригал. Эволюция мадригала в творчестве Л. Маренцио, К. Джезуальдо, К. Монтеверди. Создание мадригальной комедии как предшественницы оперы.

Жанр французской chanson, ее особенности в творчестве композиторов нидерландской школы. Инструментальные жанры эпохи Возрождения.


Тема 5. Основы музыкального мышления барочной культуры. Музыкальный театр XVII в.

Общая характеристика эпохи барокко, эволюция картины мира в ее основных понятиях Бог – человек. Антиномии барочного мироощущения и проявление в искусстве. Учение об аффектах. Классификация жанров. Ведущая роль культовой музыки.

Создание оперы во Флоренции. Эволюция оперного жанра в творчестве К. Монтеверди, А. Скарлатти. Топосы барочной оперы, поэтика жанра.

Опера во Франции. «Лирическая трагедия» Ж. Б. Люлли. Связь опер Ж. Люлли с трагедиями Ж. Расина. Опера в Англии. Музыкальный искусство и английский театр. Г. Перселл – автор первой английской оперы «Дидона и Эней».

Возникновение оперного театра в Гамбурге: Р. Кайзер, Г. Телеман. Опера в творчестве Г. Генделя.


Тема 6. Музыкальное искусство Германии первой половины XVIII в. Творчество Г. Ф. Генделя, И. С. Баха

Традиционные и новые жанры в Германии первой пол. XVII в. Расцвет органной, лютневой и клавирной музыки. Формирование танцевальных инструментальных жанров.

Г. Ф. Гендель и И. С. Бах – величайшие художники немецкой и мировой музыкальной культуры. Эволюция жанра оратории в творчестве Г. Ф. Генделя. Библейские сюжеты в ораториальном творчестве. Жанр барочного концерта. Хоральные прелюдии – лирика И. С. Баха, ее философский характер. Культовые жанры в творчестве И. С. Баха. Специфика музыкального стиля мессы. Сюита – цикл танцевальных жанров в творчестве Г. Ф. Генделя и И. С. Баха.


Тема 7. Музыкальная культура эпохи классицизма. Венская классическая школа и музыкальный театр

Эволюция картины мира в век Просвещения. Природа – зримое воплощение идеи гармонии; теория подражания природе. Изменение общей картины жанров. Основные эстетические установки композиторов венской классической школы. Расцвет музыкального театра.

Положения оперной реформы К. Глюка: художественное единство музыки, слова и драматического действия. Мифологические сюжеты, их трактовка. Опера «Орфей и Эвридика» – преломление реформаторских принципов.

Преобразование канона оперы в творчестве В. Моцарта, создание музыкальной драмы («Дон Жуан»), оперы-буффа («Свадьба Фигаро»), зингшпиля («Волшебная флейта»).

Проникновение принципов симфонического развития в балетный жанр, постепенное усложнение сценарной драматургии. Изучение музыки танцевальных эпизодов в операх К. Глюка. Сцены из балетов-пантомим XVIII в.: «Дон Жуан» К. Глюка, «Безделушки» В. Моцарта, «Творения Прометея» Л. Бетховена.


Тема 8. Жанр симфонии в творчестве композиторов Венской классической школы

Место симфонии в иерархии жанров венских классиков, разновидности и типы симфоний в первой пол. XVIII в. Становление классической симфонии в творчестве Й. Гайдна. Связь ранних симфоний с танцевальными жанрами барочной сюиты, концерта, дивертисмента. «Лондонские симфонии» как наиболее яркий пример симфонизма Й. Гайдна. Симфония № 103 «С тремоло литавр» – образец жанрового симфонизма Й. Гайдна.

Создание лирико-драматической ветви симфонизма в творчестве В. Моцарта. Влияние театра в зрелых сочинениях композитора (симфоний № 40, 41). Герой симфоний Л. Бетховена. Основные типы симфонизма. Образные сферы симфонии № 5, их последовательное изменение в цикле.


Раздел 2. Музыкальное искусство XIX века.


Тема 9. Музыкальная эстетика эпохи романтизма. Новации в области хореографического искусства

Исторические и социальные предпосылки возникновения романтизма. Формирование романтических школ в литературе, поэзии, живописи (Германия, Англия, Франция). Музыкальный романтизм и периоды его развития (ранний, средний, поздний). Программность как средство образного содержания музыки романтиков. Выдвижение темы личности, культа чувств. Проблема «двоемирия», воплощенная в облике «романтического героя». Роль романтических антитез как конфликтного выражения содержания.

Проблема синтеза искусств. Связь музыкального романтизма с романтизмом в литературе, поэзии, театре, живописи, хореографии. Новации в области хореографического искусства ХIХ в. Замена пасторальных и мифологических сюжетов на легенды и новеллы в эпоху романтического балета. Литературные источники – новеллы А. Гофмана, сочинения Г. Гейне, В. Гюго. Профессиональные либреттисты романтического балета – Т. Готье, Э. Скриб. Музыкальный и образно-драматургический анализ балета А. Адана «Жизель». Органическая связь между либретто, музыкой и хореографией балетного спектакля. Опора на бытовые танцевальные жанры: вальс, польку, галоп. Вальс как лейтмотив в характеристики Жизели. Модификация вальса в балете.

Характерные черты музыкальной драматургии в балете Л. Делиба «Коппелия». Продолжение линии симфонизации балетных форм, проведение лейтмотивной системы как средства образных характеристик. Расширение сферы лирико-психологической выразительности в традиционных балетных формах.


Тема 10. Жанр инструментальной романтической миниатюры в танцевальных жанрах западноевропейских композиторов ХIХ века

Истоки жанра, тесно связанные со смежными видами искусства: «письма», «дневники», «листки из альбома», «исповеди», «новеллы». Поэтика жанра, направленность на откровенное выражение чувств. Создание новых жанров инструментальной миниатюры на основе польских национальных танцев в творчестве Ф.Шопена (полонезы, мазурки).

Новая трактовка жанра вальса, ноктюрна, инструментальной песни в творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа, И. Брамса, Д. Мендельсона. Вальсы Ф. Шуберта – первые образцы поэтизации жанра. Развитие традиций шубертовских вальсов в фортепианных циклах Р. Шумана и творчестве И. Брамса. Усложнение формы вальса, привнесение черт концертности (К.-М. Вебер «Приглашение к танцу»).

Возникновение новых жанров, обусловленных импровизационной природой (экспромты, музыкальные моменты, интермеццо, новеллетты). Своеобразие и разновидности циклической миниатюры в творчестве Р. Шумана, Ф. Листа, Э. Грига. «Песни без слов» Ф. Мендельсона. Широкое претворение бытовых и танцевальных жанров в инструментальном цикле.

Скандинавские танцевальные жанры в творчестве Э. Грига (халинг, спрингданс). Воплощение в лирических пьесах для фортепиано, «Норвежских песнях и танцах» (ор.17). Чешские танцевальные жанры в творчестве Е. Сметаны, А. Дворжака.


Тема 11. Жанр симфонии и крупных одночастных произведений в творчестве западно-европей-

ских композиторов XIX века

Обновление жанра симфонии в творчестве композиторов романтиков. «Неоконченная симфония» Ф. Шуберта – первая романтическая симфония. Лирико-драматический круг образов. Влияние песни в тематизме симфонии. Г. Берлиоз – создатель романтической французской симфонии. «Фантастическая симфония» – образец программного симфонизма в западноевропейской музыке. Строение и драматургия цикла.

История создания жанра романтической поэмы, ее истоки в творчестве Ф. Шуберта (фантазия «Скиталец»). Связь с традициями и новизна жанра фантазии. Драматургия образных антитез, монологичность высказывания. Трактовка жанра симфонической поэмы в творчестве Ф. Листа. Жанра баллады и рапсодии в творчестве Ф. Шопена, Ф. Листа.


Тема 12. Оперный театр эпохи романтизма. Мифологическая концепция в музыкальной драме Р. Вагнера

Влияние воззрений Э. Т. А. Гофмана на эстетику романтической оперы. Истоки оперы, ее происхождение, связи с традициями немецкого и австрийского зингшпиля. Топосы романтической оперы.

К.-М. Вебер как основоположник немецкой романтической оперы. Образная концепция оперы «Эврианта». Романтическая трактовка драматургии в опере Ж. Бизе «Кармен».

Продолжение традиций К.-М Вебера в творчестве Р. Вагнера: оперы 40-х годов. Основные положения оперной реформы Р. Вагнера. Синтез музыки, слова и сценического действия в драматургии вагнеровских опер. Отказ от традиционных оперных форм, замена их сценами, сольными монологами, рассказами. Развитая система лейтмотивов как неотъемлемая часть драмы. Мифологическая образная концепция в операх «Тангейзер», «Лоэнгрин». Малая модель мифа в музыкальной драме Р. Вагнера. Тетралогия «Кольцо Нибелунга» в контексте мифологического времени. Мифологические архетипы в драмах Р. Вагнера. Романтико-мифологическая концепция в опере «Тристан и Изольда». Мифологизация сюжета.


Тема 13. Музыкальное искусство композиторов-импрессионистов. Основные музыкальные танцевальные формы.

Импрессионизм – одно из значительных направлений в живописи, литературе и музыке. Основа творческого метода – стремление отразить впечатления окружающего мира в мимолетных зарисовках, сменяющих друг друга образах.

Истоки музыкального импрессионизма. Обобщение в этом понятии широкого спектра художественных явлений: импрессионистской живописи, символистской поэзии, западноевропейских музыкальных традиций XIX века, мотивов из неевропейских культур. Преимущественное обращение к инструментальным и вокальным миниатюрным формам. Обогащение красочно-колористических средств музыкального выражения: ладогармонического языка, инструментовки.

Импрессионизм К. Дебюсси, его особенности. Танцевальные жанры в симфоническом цикле «Ноктюрны». Преломление народного итальянского танца тарантеллы и карнавального марша-шествия. Особенности балетной музыки К. Дебюсси «Ящик с игрушками».

Импрессионизм М. Равеля, претворение в музыке испанского и французского фольклора: использование жанров испанских народных песен и танцев. Симфонический принцип построения музыкальной драматургии балета «Дафнис и Хлоя». Хореографическая поэма М. Равеля «Вальс». «Болеро» – образец симфонизации бытового жанра. Скрытый программный замысел.


Раздел 3. Основные тенденции в развитии западноевропейской и американской музыки XX века.



Тема 14. Музыкальная культура западноевропейских стран первой половины ХХ века. Экспрессионизм и творчество композиторов нововенской школы.

Стилевое многообразие европейской музыки XX в.: импрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм, неофольклоризм, полистилистика, их обновление. Переосмысление традиционного понятия стиль. Период «новой музыки», отмеченный отказом от классической функциональности и полным отходом от традиций.

Экспрессионизм в творчестве композиторов нововенской школы. Происхождение экспрессионизма на австро-германской почве в изобразительном искусстве, театре и литературе. Герой экспрессионистов – «маленький человек», близкий веристам, в кинематографе героям Ч. Чаплина, Ф. Феллини.

Последовательное воплощение музыкального экспрессионизма в деятельности композиторов нововенской школы: А. Шенберга, А. Берга, А. Веберна. Создание А. Шенбергом в 20-х годах новой системы звуковысотности – додекафонии. Обращение к философской проблематике, библейским сюжетам. «Уцелевший из Варшавы» – музыкальный репортаж для симфонического оркестра.

А. Берг – ученик А. Шенберга, последователь его учения. Драматургические линии развития в опере «Воццек». Художественный мир образов А. Веберна, поиски законов мировой гармонии, высшей духовности в искусстве.


  1   2   3   4   5

Похожие:

1. Музыка как вид искусства. Эпохальные стили в западноевропейском музыкальном искусстве iconПрограмма дисциплины «Стили в искусстве» для направления 080200. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 080200. 62...
1. Музыка как вид искусства. Эпохальные стили в западноевропейском музыкальном искусстве iconКурс, журналистика, магистратура 9 семестр 2010-2011 уч г. История дизайна Список литературы Бхаскаран Л. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. М
Бхаскаран Л. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. М.: Арт-Родник, 2006
1. Музыка как вид искусства. Эпохальные стили в западноевропейском музыкальном искусстве iconТематический план по мхк, 11 класс
Стили и художественные направления в искусстве. Разграничение понятия «стиль» и «Историческая эпоха» в искусстве. Возникновение новых...
1. Музыка как вид искусства. Эпохальные стили в западноевропейском музыкальном искусстве icon100 великих вокалистов
Вряд ли найдется другой такой вид искусства, оказывающий столь большое эмоциональное воздействие на человека, как музыка. Сила музыки...
1. Музыка как вид искусства. Эпохальные стили в западноевропейском музыкальном искусстве iconПояснительная записка рабочая программа курса «Музыка»
«Музыка» отражает основные идеи музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского в направлении фундаментализации, (углубления...
1. Музыка как вид искусства. Эпохальные стили в западноевропейском музыкальном искусстве iconМеждународный Фестиваль Культуры и Искусства я вхожу в мир искусства «фольклорный инструмент. Специальность. Предмет по выбору»
Игра на музыкальных инструментах всегда была тесно связана с другими видами народного искусства: театральным, устно-поэтическим,...
1. Музыка как вид искусства. Эпохальные стили в западноевропейском музыкальном искусстве iconКак и любой другой вид искусства (музыка, живопись, литература), театр обладает своими, особыми признаками. Это искусство синтетическое: театральное
Это искусство синтетическое: театральное произведение (спектакль) складывается из текста пьесы, работы режиссёра, актёра, художника...
1. Музыка как вид искусства. Эпохальные стили в западноевропейском музыкальном искусстве iconЭ. В. Седых (Санкт-Петербург)
В его искусстве можно обнаружить элементы романтизма, прерафаэлитизма, символизма, увидеть подходы к модерну. Морриса привлекали...
1. Музыка как вид искусства. Эпохальные стили в западноевропейском музыкальном искусстве iconМетодические указания и варианты контрольной работы по дисциплине «Риторика»
Литературная норма: правильность словоупотребления; правильность ударения; правильность произношения”, “Понятие о стилистике. Функциональные...
1. Музыка как вид искусства. Эпохальные стили в западноевропейском музыкальном искусстве iconРабочая программа дисциплины Архитектура как вид искусства
Целью курса является знакомство студентов с основами эстетических, функциональных и конструктивных закономерностей развития архитектуры,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница