Международный Фестиваль Культуры и Искусства я вхожу в мир искусства «Образовательная программа по хореографии»




Скачать 190.81 Kb.
НазваниеМеждународный Фестиваль Культуры и Искусства я вхожу в мир искусства «Образовательная программа по хореографии»
Дата23.02.2013
Размер190.81 Kb.
ТипОбразовательная программа
Международный Фестиваль Культуры и Искусства

Я вхожу в мир искусства


«Образовательная программа по

хореографии»


Возраст учащихся: 7-9 лет

Срок реализации: 3 года

Объем реализации: 648 ч.


Автор-составитель:

Нефедова О.В.

педагог доп. образования.

ГБОУ Лицей №369

(Санкт-Петербург)


2012 г.

Список источников информации и иллюстраций:



  1. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. – М. «Искусство», 1984

  2. Ваганова Л.Ф. Основы классического танца. – Л. «Искусство», 1983

  3. Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца. – Л. 1981

  4. Лопухов Л. Д. Основы характерного танца. – М. «Искусство», 1989

  5. Ладыгин Л.Р. Музыкальное оформление уроков танца. – М. «Просвещение», 1980

  6. Прибылов В.С. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов. – М.»Просвещение», 1984

  7. Зазюн И.О. Основы педагогического мастерства. – М. «Просвещение»,1989

8. Иова Е.П. Гимнастика под музыку. – М. «Издательство», 1984

9. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – М. «Искусство»,1986.


Пояснительная записка


Одним из путей модернизации образования, повышения его развивающего, духовно-нравственного и эстетического потенциала является поиск новых средств, методов укрепления союза между образованием и искусством. Художественная реальность, как система художественных образов, созидаемая искусством, представляет мир в его целостности, пронизана и подчинена художественной концепции мира и человека, является ее образным (музыкально-хореографическим) пластическим воплощением.

Художественно-творческая деятельность, как отмечает В.С. Мухина, всегда направлена на создание творческого продукта. Каждый вид такой деятельности, имея свою специфику, требует овладения особыми способами действия и оказывает большое влияние на формирование ребенка. Так, хореография и музыка, обладая огромным развивающим потенциалом, играют незаменимую роль в эстетическом воспитании.

Данная программа предназначена для гармоничного развития способностей воспитанников в основах танцевального искусства. Танец способствует развитию чувства ритма, музыкального слуха у детей, выполнению движений под музыку. Кроме того, танец помогает детям доброжелательно относиться друг к другу, развивает чувство коллективного творчества. Через танец дети выражают душевное состояние, получают положительный эмоциональный заряд, энергию.

Программа рассчитана на три года обучения с детьми младшего школьного возраста.


В группе занимается по 15 человек. Объем часов в год составляет - 216 часов.

На каждый год обучения предполагается определенный минимум умений, навыков, сведений по хореографии. На каждом этапе обучения дается материал по разделам: азбука музыкального движения, элементы классического танца, элементы народного танца, элементы эстрадного танца. Кроме того, включены разделы воспитательная деятельность и постановочная деятельность.

Цель программы: развитие творческих способностей воспитанников средствами хореографического искусства.

В ходе достижения этой цели решаются следующие задачи:

- в области обучения: обучение воспитанников основам классического, народного, эстрадного танца, элементам актерского мастерства;

- в области развития: физическое развитие, улучшение координации движений;

- в области воспитания: формирование внутренней и внешней культуры воспитанников, воспитание целеустремленности, настойчивости, трудолюбия.

В основу программы положены следующие принципы:

- культуросообразности, обеспечивающий построение образовательного процесса в контексте лучших образцов мировой и отечественной культур, в том числе музыкальной и хореографической;

- системности и последовательности, предусматривающий взаимосвязь и последовательность всех компонентов программы, соблюдение установок « от простого к сложному», « от частного - к общему»;

- дифференциации и индивидуализации, предполагающий создание условий для максимального развития задатков и способностей каждого воспитанника;

Занятие строится в основном по классической структуре:

  • вводная часть (приветствие);

  • разминка по кругу;

  • экзерсис у станка и на середине;

  • изучение движений к танцу;

  • постановочная работа;

  • заключительная часть.

Кроме того, используются следующие виды занятий: занятие-сказка; занятие-путешествие; занятие-конкурс; занятие-концерт и др.

Для эффективной деятельности танцевального коллектива желательно иметь просторный зал, оборудованный специальными станками и зеркалами; воспитанникам - специальный костюм и обувь для занятий.

Результатом реализации программы является:

- знание элементарных основ классического, эстрадного и народного танца;

- во владении методикой и техникой исполнения;

- в осознании воспитанниками важной роли хореографии в эстетическом воспитании личности;

- в готовности принимать участие в концертах, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях районного, городского и областного уровня.

Для отслеживания уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции используются следующие формы контроля:

1.Занятие контроля знаний (текущий контроль);

2.Творческие отчеты (конкурсы, фестивали и концерты различного уровня).


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Первый год обучения





Название раздела



Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие


1

1

-

2

Азбука музыкального движения:

- определение характера музыки;

- исполнение движений в различных темпах;


12

4

8

3

Элементы ритмики и акробатики:

- различные шаги (с носка, на полупальцах, на пятках);

- упражнения для укрепления различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, спины, живота, рук и ног);

- упражнения на координацию движений;

- упражнения на гибкость («лодочка», «кошечка» и др.)


44

12

32

4

Элементы классического танца:

-постановка корпуса;

-позиции ног, рук;

-Demi plie, Grand plie;

-Battement tendu (по I поз.,V поз.);

- Rond de jambe par terre ( по точкам);

- Releve ( по I, II, V поз.);

- Port de bras ( I);

- Sotte ( по VI поз.).


50

18

32

5

Элементы народного танца:

- шаг с притопом;

- подскоки;

- «гармошка»;

- ковырялочка, переменный шаг.


30

12

18

6

Элементы эстрадного танца:

- движения на координацию;

- прыжки;

-перестроение из одного рисунка в другой;

- движения по кругу, танцевальные движения в образах.


42

10

32

7

Постановочная деятельность


26

6

20

8

Воспитательная деятельность


4

4

-

9

Концертная деятельность


6

-

6

10

Итоговое занятие


1

-

1




Итого:


216

67

149



Второй год обучения.





Название раздела



Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие


1

1

-

2

Элементы классического танца:

- постановка корпуса;

- позиции ног, рук;

- Demi plie, Grand plie;( по I, II, V поз.)

- Battement tendu ( по всем напр.);

- Battement tendu с demi plie , с purlipie;

- Battement tendu jete;

- Rond de jambe par terre ( en dehors и en dedans);

- Releve ( по I, II, V поз.);

- Grand Jete;

- Port de bras ( I, II );

- Sotte ( по I, II, V, VI поз.).


64

16

48

3

Элементы народного танца:

- шаг с притопом;

- припадание;

- «гармошка»;

- «ковырялочка», переменный шаг.


24

6

18

4

Элементы эстрадного танца и акробатики:

- движения на координацию;

- прыжки;

-перестроение из одного рисунка в другой;

- движения по кругу, танцевальные движения в образах;

- шпагат ( продольный, поперечный).

64

16

48

5

Постановочная деятельность


44

14

30

6

Воспитательная деятельность


4

4

-

7

Концертная деятельность


14

-

14




Итоговое занятие


1

-

1




Итого:


216

57

159



Третий год обучения.





Название раздела



Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие


1

1

-

2

Элементы классического танца:

- Demi plie, Grand plie;( по I, II, V поз.)

- Battement tendu ( по всем напр.);

- Battement tendu с demi plie , с purlipie;

- Battement tendu jete;

- Rond de jambe par terre ( en dehors и en dedans);

- Releve ( по I, II, V поз.);

- Grand Jete;

- Port de bras ( I, II,Ш );

- Sotte ( по I, II, V, VI поз.).

64

16

48

3

Элементы народного танца:

- знакомство с танцами народов мира.


24

6

18

4

Элементы эстрадного танца и акробатики:

- движения на координацию;

- прыжки;

-перестроение из одного рисунка в другой;

- движения по кругу, танцевальные движения в образах;

- шпагат ( продольный, поперечный).

64

16

48

5

Постановочная деятельность

44

14

30

6

Воспитательная деятельность

4

4

-

7

Концертная деятельность

14

-

14




Итоговое занятие


1

-

1




Итого:


216

57

159



СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Первый год обучения

  1. Вводное занятие.

Знакомство с воспитанниками. Правила поведения на занятии. Комплектование групп. Режим работы. Одежда для занятий.

  1. Азбука музыкального движения.

Теория: мелодия и движение, темп музыки, музыкальные размеры, контрастная музыка (быстрая - медленная, веселая – грустная).

Практика: движения в различных темпах; определение характера музыки словами; передача изменения характера музыки в движениях.

3. Элементы ритмики и акробатики.

- различные шаги (с носка, на полупальцах, на пятках);

- бег (с высоким подниманием бедра, с захлестом);

- упражнения для укрепления различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, спины, живота, рук и ног);

- упражнения на координацию движений;

- полушпагат, шпагат;

- упражнения на гибкость («лодочка», «колечко», «кошечка»);

- упражнения на растяжку мышц ( «бабочка», «лягушка» и др.).

4. Элементы классического танца.

Теория: выработка осанки, выворотности, эластичности голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Позиции рук и ног.

Практика: постановка корпуса, позиции ног и рук, Demi plie, Grand plie; Battement tendu (по I поз.,V поз.); Rond de jambe par terre ( по точкам); Releve ( по I, II, V поз.); Port de bras ( I); Sotte ( по VI поз.).

5. Элементы народного танца.

Теория: особенности народных движений; характерные положения рук и ног.

Практика: шаг с притопом, «гармошка», «ковырялочка», переменный шаг, подскоки.

6. Элементы эстрадного танца.

Движения на координацию; прыжки; перестроение из одного рисунка в другой; движения по кругу, танцевальные движения в образах.

7. Постановочная деятельность.

Постановка танцевальных композиций.

8. Воспитательная деятельность.

Подготовка и проведение познавательных и развлекательных мероприятий на уровне группы, коллектива, детского клуба и учреждения; посещение конкурсов и концертов.

9. Концертная деятельность.

Проведение традиционного отчетного концерта коллектива в конце учебного года; участие в концертах, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях районного, городского и областного уровня.

10. Итоговое занятие.

  • анализ деятельности группы за год (освоение программного материала, результаты участия в конкурсах, личностный рост воспитанников);

  • перспективное планирование;

  • поощрение и награждение лучших.



Второй год обучения.



  1. Вводное занятие.

Постановка цели и задач на учебный год; обсуждение репертуарного плана.

  1. Элементы классического танца.

Теория: изученные движения на первом году обучения повторяются в более ускоренном темпе.

Практика: постановка корпуса, позиции ног и рук, Demi plie, Grand plie; Battement tendu (по I поз.,V поз.); Rond de jambe par terre ( по точкам); Releve ( по I, II, V поз.); Port de bras ( I); Sotte ( по VI поз.).

  1. Элементы народного танца.

Теория: особенности народных движений; характерные положения рук и ног.

Практика: шаг с притопом, «гармошка», «ковырялочка», переменный шаг, подскоки.

  1. Элементы эстрадного танца.

Движения на координацию; прыжки; перестроение из одного рисунка в другой; движения по кругу, танцевальные движения в образах.

  1. Постановочная деятельность.

Постановка танцевальных композиций.

  1. Воспитательная деятельность.

Подготовка и проведение познавательных и развлекательных мероприятий на уровне группы, коллектива, детского клуба и учреждения; посещение конкурсов и концертов.

  1. Концертная деятельность.

Проведение традиционного отчетного концерта коллектива в конце учебного года; участие в концертах, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях районного, городского и областного уровня.

  1. Итоговое занятие.

  • анализ деятельности группы за год (освоение программного материала, результаты участия в конкурсах, личностный рост воспитанников);

  • перспективное планирование;

  • поощрение и награждение лучших.



Третий год обучения.



  1. Вводное занятие.

Постановка цели и задач на учебный год; обсуждение репертуарного плана.

  1. Элементы классического танца.

Теория: изученные движения на втором году обучения повторяются в более ускоренном темпе.

Практика: Demi plie, Grand plie; Battement tendu ( по всем напр.);Rond de jambe par terre ( en dehors и en dedans); Releve ( по I, II, V поз.); Port de bras ( I, II,Ш ); Sotte ( по I, II, V, VI поз.).

  1. Элементы народного танца.

Теория: знакомство с танцами народов мира.

  1. Элементы эстрадного танца и акробатики.

Движения на координацию; прыжки; перестроение из одного рисунка в другой; движения по кругу, танцевальные движения в образах.

5. Постановочная деятельность.

Постановка танцевальных композиций.

6. Воспитательная деятельность.

Подготовка и проведение познавательных и развлекательных мероприятий на уровне группы, коллектива, детского клуба и учреждения; посещение конкурсов и концертов.

7. Концертная деятельность.

Проведение традиционного отчетного концерта коллектива в конце учебного года; участие в концертах, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях районного, городского и областного уровня.

8. Итоговое занятие.

  • анализ деятельности группы за год (освоение программного материала, результаты участия в конкурсах, личностный рост воспитанников);

  • перспективное планирование;

  • поощрение и награждение лучших.



Образовательные нормативы.


По окончании первого года обучения воспитанники должны знать:

- позиции ног классического танца;

- позиции рук классического танца;

- термины, соответствующие изученным позициям и движениям.

Уметь:

- ритмично двигаться под музыку;

- хлопать в такт музыки;

- различать контрастность звучания музыки (громко - тихо, быстро - медленно, весело - грустно).

- выполнять шаги:

- на полупальцах;

- с высоким подниманием бедра;

- бегать на полупальцах;

- выполнять приставной и переменный шаг;

- шаг галопа боковой, шаг подскока.

К концу второго года обучения воспитанники должны знать:

- термины, соответствующие изученным позициям и движениям.

- требования к выполнению изученных движений;

- правила поведения на сцене.

Уметь:

- выполнять классический экзерсис: Demi plie, Grand plie; Battement tendu (по I поз.,V поз.); Rond de jambe par terre ( по точкам); Releve ( по I, II, V поз.); Port de bras ( I); Sotte ( по VI поз.).

По окончании третьего года обучения воспитанники должны знать:

- различные жанры танцевальной музыки;

- эстетику рисунка танца.

Уметь:

- выполнять классический экзерсис: Demi plie, Grand plie; Battement tendu ( по всем напр.);Rond de jambe par terre ( en dehors и en dedans); Releve ( по I, II, V поз.); Port de bras ( I, II,Ш ); Sotte ( по I, II, V, VI поз.).

- передавать в движении характер танца;

- выражать в пластике содержание музыки и ее образной ассоциации;

- выполнять движение в разнообразных комбинациях.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Методы и формы обучения.


Любой танец воздействует на зрителя лишь тогда, когда искусство танцовщика основывается на выразительном, а не механическом жесте, реалистическом, а не абстрактном действии. Следовательно, в учебной работе надо подвести учащихся к тому, чтобы они стремились выполнять каждое движение не только технически грамотно и физически уверенно, но и творчески увлеченно, музыкально.

Методика учебно – воспитательной работы не может быть единой для всех хореографических коллективов, так как коллективы отличаются друг от друга творческим направлением, численностью, возрастным составом, интеллектуальным уровнем учащихся.

Метод работы по данной программе предполагает:

  • Поэтапное, вариативное обучение детей.

  • Присутствие игрового момента на первоначальном этапе обучения.

  • Поиск интересного музыкального материала.

  • Творческий подход к работе.

Освоение элементов программы происходит постепенно и от опыта и интуиции педагога зависит, когда и насколько усложнить движение. Необходимо выбирать оптимальный режим усложнения, опираясь на индивидуальные и возрастные особенности учащихся. В целях создания положительной мотивации необходимо использовать игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.

В процессе освоения программы необходимо использовать следующие методы разучивания танцевальных движений:

  • метод разучивания по частям (движение делится на простые части и каждая часть разучивается отдельно);

  • целостный метод разучивания (заключается в разучивании движения целиком, в замедленном темпе);

  • метод временного упрощения движения (сложное упражнение сводится к простой структуре и разучивается в таком виде, затем движение постепенно усложняется, приближаясь к законченной форме).



Для отслеживания уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции используются следующие формы контроля:

1.Занятие контроля знаний (текущий контроль);

2.Творческие отчеты (конкурсы, фестивали и концерты различного уровня).


Список литературы.



  1. Закон РФ «Об образовании». – М.2000

  2. Конвенция ООН «О правах ребенка».- М.1989

  3. Бекина С.Н., Ломова Т.П. Музыка и движения. – М. «Просвещение»,1981

  4. Базарова М.П., Мей Б.П. Искусство. – Л. 1983

  5. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. – М. «Искусство», 1984

  6. Ваганова Л.Ф. Основы классического танца. – Л. «Искусство», 1983

  7. Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца. – Л. 1981

  8. Лопухов Л. Д. Основы характерного танца. – М. «Искусство», 1989

  9. Ладыгин Л.Р. Музыкальное оформление уроков танца. – М. «Просвещение», 1980

  10. Прибылов В.С. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов. – М.»Просвещение», 1984

  11. Зазюн И.О. Основы педагогического мастерства. – М. «Просвещение»,1989



Похожие:

Международный Фестиваль Культуры и Искусства я вхожу в мир искусства «Образовательная программа по хореографии» iconМеждународный Фестиваль Культуры и Искусства «Я вхожу в мир искусства»
«Комплексный подход к организации проектной деятельности при изучении народных промыслов»
Международный Фестиваль Культуры и Искусства я вхожу в мир искусства «Образовательная программа по хореографии» iconМеждународный Фестиваль Культуры и Искусства я вхожу в мир искусства
В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются как равноправный субъект совместной деятельности, сотрудничества,...
Международный Фестиваль Культуры и Искусства я вхожу в мир искусства «Образовательная программа по хореографии» iconМеждународный Фестиваль Культуры и Искусства я вхожу в мир искусства «фольклорный инструмент. Специальность. Предмет по выбору»
Игра на музыкальных инструментах всегда была тесно связана с другими видами народного искусства: театральным, устно-поэтическим,...
Международный Фестиваль Культуры и Искусства я вхожу в мир искусства «Образовательная программа по хореографии» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Детская школа искусств»
Цели: Программа является необходимой частью в изучении хореографии как вида искусства и способствует формированию целостности освоения...
Международный Фестиваль Культуры и Искусства я вхожу в мир искусства «Образовательная программа по хореографии» iconПрограмма к вступительному испытанию по истории искусства для поступающих на магистерские программы «история русского искусства»
Своеобразие средневековой культуры. Искусство и действительность. Памятник искусства как исторический источник. Виды искусства и...
Международный Фестиваль Культуры и Искусства я вхожу в мир искусства «Образовательная программа по хореографии» iconПроект X iv международный фестиваль античного искусства программа
Алексей злаказов, артист-чтец Московской государственной академической филармонии
Международный Фестиваль Культуры и Искусства я вхожу в мир искусства «Образовательная программа по хореографии» iconМеждународный Фестиваль Культуры и Искусства
Стаж педагогической работы не ограничивается. Участником конкурса может быть отдельный автор или коллектив авторов, проживающий в...
Международный Фестиваль Культуры и Искусства я вхожу в мир искусства «Образовательная программа по хореографии» iconО проведении областного творческого конкурса в области культуры и искусства
Управление культуры и искусства Липецкой области учреждает ежегодный областной творческий конкурс в области культуры и искусства...
Международный Фестиваль Культуры и Искусства я вхожу в мир искусства «Образовательная программа по хореографии» iconПрограмма по информатике и икт
Мир детства и мир искусства очень близки друг другу, потому что одинаково образно откликаются на окружающую действитель­ность, открыты...
Международный Фестиваль Культуры и Искусства я вхожу в мир искусства «Образовательная программа по хореографии» iconПервый Международный фестиваль-конкурс «супер данс от фолка до модерна» 26 29 апреля 2013 года
Фестиваль проводится в целях популяризации хореографического искусства, знакомства петербургской публики с творчеством и исполнительским...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница