Скачать 190.81 Kb.
|
Я вхожу в мир искусства «Образовательная программа по хореографии» Возраст учащихся: 7-9 лет Срок реализации: 3 года Объем реализации: 648 ч. Автор-составитель: Нефедова О.В. педагог доп. образования. ГБОУ Лицей №369 (Санкт-Петербург) 2012 г. Список источников информации и иллюстраций:
8. Иова Е.П. Гимнастика под музыку. – М. «Издательство», 1984 9. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – М. «Искусство»,1986. Пояснительная записка Одним из путей модернизации образования, повышения его развивающего, духовно-нравственного и эстетического потенциала является поиск новых средств, методов укрепления союза между образованием и искусством. Художественная реальность, как система художественных образов, созидаемая искусством, представляет мир в его целостности, пронизана и подчинена художественной концепции мира и человека, является ее образным (музыкально-хореографическим) пластическим воплощением. Художественно-творческая деятельность, как отмечает В.С. Мухина, всегда направлена на создание творческого продукта. Каждый вид такой деятельности, имея свою специфику, требует овладения особыми способами действия и оказывает большое влияние на формирование ребенка. Так, хореография и музыка, обладая огромным развивающим потенциалом, играют незаменимую роль в эстетическом воспитании. Данная программа предназначена для гармоничного развития способностей воспитанников в основах танцевального искусства. Танец способствует развитию чувства ритма, музыкального слуха у детей, выполнению движений под музыку. Кроме того, танец помогает детям доброжелательно относиться друг к другу, развивает чувство коллективного творчества. Через танец дети выражают душевное состояние, получают положительный эмоциональный заряд, энергию. Программа рассчитана на три года обучения с детьми младшего школьного возраста. В группе занимается по 15 человек. Объем часов в год составляет - 216 часов. На каждый год обучения предполагается определенный минимум умений, навыков, сведений по хореографии. На каждом этапе обучения дается материал по разделам: азбука музыкального движения, элементы классического танца, элементы народного танца, элементы эстрадного танца. Кроме того, включены разделы воспитательная деятельность и постановочная деятельность. Цель программы: развитие творческих способностей воспитанников средствами хореографического искусства. В ходе достижения этой цели решаются следующие задачи: - в области обучения: обучение воспитанников основам классического, народного, эстрадного танца, элементам актерского мастерства; - в области развития: физическое развитие, улучшение координации движений; - в области воспитания: формирование внутренней и внешней культуры воспитанников, воспитание целеустремленности, настойчивости, трудолюбия. В основу программы положены следующие принципы: - культуросообразности, обеспечивающий построение образовательного процесса в контексте лучших образцов мировой и отечественной культур, в том числе музыкальной и хореографической; - системности и последовательности, предусматривающий взаимосвязь и последовательность всех компонентов программы, соблюдение установок « от простого к сложному», « от частного - к общему»; - дифференциации и индивидуализации, предполагающий создание условий для максимального развития задатков и способностей каждого воспитанника; Занятие строится в основном по классической структуре:
Кроме того, используются следующие виды занятий: занятие-сказка; занятие-путешествие; занятие-конкурс; занятие-концерт и др. Для эффективной деятельности танцевального коллектива желательно иметь просторный зал, оборудованный специальными станками и зеркалами; воспитанникам - специальный костюм и обувь для занятий. Результатом реализации программы является: - знание элементарных основ классического, эстрадного и народного танца; - во владении методикой и техникой исполнения; - в осознании воспитанниками важной роли хореографии в эстетическом воспитании личности; - в готовности принимать участие в концертах, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях районного, городского и областного уровня. Для отслеживания уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции используются следующие формы контроля: 1.Занятие контроля знаний (текущий контроль); 2.Творческие отчеты (конкурсы, фестивали и концерты различного уровня). УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Первый год обучения
Второй год обучения.
Третий год обучения.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Первый год обучения
Знакомство с воспитанниками. Правила поведения на занятии. Комплектование групп. Режим работы. Одежда для занятий.
Теория: мелодия и движение, темп музыки, музыкальные размеры, контрастная музыка (быстрая - медленная, веселая – грустная). Практика: движения в различных темпах; определение характера музыки словами; передача изменения характера музыки в движениях. 3. Элементы ритмики и акробатики. - различные шаги (с носка, на полупальцах, на пятках); - бег (с высоким подниманием бедра, с захлестом); - упражнения для укрепления различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, спины, живота, рук и ног); - упражнения на координацию движений; - полушпагат, шпагат; - упражнения на гибкость («лодочка», «колечко», «кошечка»); - упражнения на растяжку мышц ( «бабочка», «лягушка» и др.). 4. Элементы классического танца. Теория: выработка осанки, выворотности, эластичности голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Позиции рук и ног. Практика: постановка корпуса, позиции ног и рук, Demi plie, Grand plie; Battement tendu (по I поз.,V поз.); Rond de jambe par terre ( по точкам); Releve ( по I, II, V поз.); Port de bras ( I); Sotte ( по VI поз.). 5. Элементы народного танца. Теория: особенности народных движений; характерные положения рук и ног. Практика: шаг с притопом, «гармошка», «ковырялочка», переменный шаг, подскоки. 6. Элементы эстрадного танца. Движения на координацию; прыжки; перестроение из одного рисунка в другой; движения по кругу, танцевальные движения в образах. 7. Постановочная деятельность. Постановка танцевальных композиций. 8. Воспитательная деятельность. Подготовка и проведение познавательных и развлекательных мероприятий на уровне группы, коллектива, детского клуба и учреждения; посещение конкурсов и концертов. 9. Концертная деятельность. Проведение традиционного отчетного концерта коллектива в конце учебного года; участие в концертах, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях районного, городского и областного уровня. 10. Итоговое занятие.
Второй год обучения.
Постановка цели и задач на учебный год; обсуждение репертуарного плана.
Теория: изученные движения на первом году обучения повторяются в более ускоренном темпе. Практика: постановка корпуса, позиции ног и рук, Demi plie, Grand plie; Battement tendu (по I поз.,V поз.); Rond de jambe par terre ( по точкам); Releve ( по I, II, V поз.); Port de bras ( I); Sotte ( по VI поз.).
Теория: особенности народных движений; характерные положения рук и ног. Практика: шаг с притопом, «гармошка», «ковырялочка», переменный шаг, подскоки.
Движения на координацию; прыжки; перестроение из одного рисунка в другой; движения по кругу, танцевальные движения в образах.
Постановка танцевальных композиций.
Подготовка и проведение познавательных и развлекательных мероприятий на уровне группы, коллектива, детского клуба и учреждения; посещение конкурсов и концертов.
Проведение традиционного отчетного концерта коллектива в конце учебного года; участие в концертах, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях районного, городского и областного уровня.
Третий год обучения.
Постановка цели и задач на учебный год; обсуждение репертуарного плана.
Теория: изученные движения на втором году обучения повторяются в более ускоренном темпе. Практика: Demi plie, Grand plie; Battement tendu ( по всем напр.);Rond de jambe par terre ( en dehors и en dedans); Releve ( по I, II, V поз.); Port de bras ( I, II,Ш ); Sotte ( по I, II, V, VI поз.).
Теория: знакомство с танцами народов мира.
Движения на координацию; прыжки; перестроение из одного рисунка в другой; движения по кругу, танцевальные движения в образах. 5. Постановочная деятельность. Постановка танцевальных композиций. 6. Воспитательная деятельность. Подготовка и проведение познавательных и развлекательных мероприятий на уровне группы, коллектива, детского клуба и учреждения; посещение конкурсов и концертов. 7. Концертная деятельность. Проведение традиционного отчетного концерта коллектива в конце учебного года; участие в концертах, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях районного, городского и областного уровня. 8. Итоговое занятие.
Образовательные нормативы. По окончании первого года обучения воспитанники должны знать: - позиции ног классического танца; - позиции рук классического танца; - термины, соответствующие изученным позициям и движениям. Уметь: - ритмично двигаться под музыку; - хлопать в такт музыки; - различать контрастность звучания музыки (громко - тихо, быстро - медленно, весело - грустно). - выполнять шаги: - на полупальцах; - с высоким подниманием бедра; - бегать на полупальцах; - выполнять приставной и переменный шаг; - шаг галопа боковой, шаг подскока. К концу второго года обучения воспитанники должны знать: - термины, соответствующие изученным позициям и движениям. - требования к выполнению изученных движений; - правила поведения на сцене. Уметь: - выполнять классический экзерсис: Demi plie, Grand plie; Battement tendu (по I поз.,V поз.); Rond de jambe par terre ( по точкам); Releve ( по I, II, V поз.); Port de bras ( I); Sotte ( по VI поз.). По окончании третьего года обучения воспитанники должны знать: - различные жанры танцевальной музыки; - эстетику рисунка танца. Уметь: - выполнять классический экзерсис: Demi plie, Grand plie; Battement tendu ( по всем напр.);Rond de jambe par terre ( en dehors и en dedans); Releve ( по I, II, V поз.); Port de bras ( I, II,Ш ); Sotte ( по I, II, V, VI поз.). - передавать в движении характер танца; - выражать в пластике содержание музыки и ее образной ассоциации; - выполнять движение в разнообразных комбинациях. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. Методы и формы обучения. Любой танец воздействует на зрителя лишь тогда, когда искусство танцовщика основывается на выразительном, а не механическом жесте, реалистическом, а не абстрактном действии. Следовательно, в учебной работе надо подвести учащихся к тому, чтобы они стремились выполнять каждое движение не только технически грамотно и физически уверенно, но и творчески увлеченно, музыкально. Методика учебно – воспитательной работы не может быть единой для всех хореографических коллективов, так как коллективы отличаются друг от друга творческим направлением, численностью, возрастным составом, интеллектуальным уровнем учащихся. Метод работы по данной программе предполагает:
Освоение элементов программы происходит постепенно и от опыта и интуиции педагога зависит, когда и насколько усложнить движение. Необходимо выбирать оптимальный режим усложнения, опираясь на индивидуальные и возрастные особенности учащихся. В целях создания положительной мотивации необходимо использовать игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых. В процессе освоения программы необходимо использовать следующие методы разучивания танцевальных движений:
Для отслеживания уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции используются следующие формы контроля: 1.Занятие контроля знаний (текущий контроль); 2.Творческие отчеты (конкурсы, фестивали и концерты различного уровня). Список литературы.
|
![]() | Международный Фестиваль Культуры и Искусства «Я вхожу в мир искусства» «Комплексный подход к организации проектной деятельности при изучении народных промыслов» | ![]() | Международный Фестиваль Культуры и Искусства я вхожу в мир искусства В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются как равноправный субъект совместной деятельности, сотрудничества,... |
![]() | Международный Фестиваль Культуры и Искусства я вхожу в мир искусства «фольклорный инструмент. Специальность. Предмет по выбору» Игра на музыкальных инструментах всегда была тесно связана с другими видами народного искусства: театральным, устно-поэтическим,... | ![]() | Образовательная программа дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Цели: Программа является необходимой частью в изучении хореографии как вида искусства и способствует формированию целостности освоения... |
![]() | Программа к вступительному испытанию по истории искусства для поступающих на магистерские программы «история русского искусства» Своеобразие средневековой культуры. Искусство и действительность. Памятник искусства как исторический источник. Виды искусства и... | ![]() | Проект X iv международный фестиваль античного искусства программа Алексей злаказов, артист-чтец Московской государственной академической филармонии |
![]() | Международный Фестиваль Культуры и Искусства Стаж педагогической работы не ограничивается. Участником конкурса может быть отдельный автор или коллектив авторов, проживающий в... | ![]() | О проведении областного творческого конкурса в области культуры и искусства Управление культуры и искусства Липецкой области учреждает ежегодный областной творческий конкурс в области культуры и искусства... |
![]() | Программа по информатике и икт Мир детства и мир искусства очень близки друг другу, потому что одинаково образно откликаются на окружающую действительность, открыты... | ![]() | Первый Международный фестиваль-конкурс «супер данс от фолка до модерна» 26 29 апреля 2013 года Фестиваль проводится в целях популяризации хореографического искусства, знакомства петербургской публики с творчеством и исполнительским... |