Здоровье детей дошкольного возраста из социально неблагополучных семей




Скачать 366.99 Kb.
НазваниеЗдоровье детей дошкольного возраста из социально неблагополучных семей
страница1/3
Дата23.02.2013
Размер366.99 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи


ШЕВЯКОВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА


ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ СОЦИАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ


14.01.08 – педиатрия

14.02.03 – общественное здоровье и здравоохранение


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата медицинских наук


Ижевск – 2012

Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ижевская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации



Научные руководители:

Колесникова Маргарита Борисовна кандидат медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой детских болезней с курсом неонатологии ФПК и ПП ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития РФ


Молчанова Людмила Федоровна доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением ФПК и ПП ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития РФ





Официальные оппоненты:

Муталов Айрат Гайнетдинович доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой педиатрии института последипломного образования ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития РФ

Подлужная Мария Яковлевна доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ФПК и ППС ГБОУ ВПО «Пермская государственная медицинская академия им. Е.А. Вагнера» Минздравсоцразвития РФ



Пол


л

Ведущая организация: ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития РФ






Защита диссертации состоится «_29_» марта 2012 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 208.029.01 при ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития РФ по адресу: 426034, г. Ижевск, ул. Коммунаров, д. 281.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития РФ (г. Ижевск, ул. Коммунаров, д. 281), с авторефератом – на сайте академии www.igma.ru.


Автореферат разослан «_27_» февраля 2012 г.






Ученый секретарь диссертационного совета

доктор медицинских наук Казакова Ирина Александровна





ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. За последнее десятилетие число детей, воспитывающихся в социально неблагополучных семьях, не уменьшается и даже имеет тенденцию к росту. Социальное неблагополучие препятствует нормальному развитию, отрицательно отражается на физическом, соматическом, психическом и нравственном здоровье, способствует развитию у ребенка состояния хронического стресса, что на фоне функциональной и соматической незрелости организма приводит как к более раннему возникновению, так и к «смазанной» картине ряда заболеваний (И.П. Брязгунов, 2006). Высокой заболеваемости способствует низкая медицинская активность родителей безнадзорных детей, а иногда «выпадение» их из поля зрения медицинских работников (В.И. Орел с соавт., 2005). Социально значимые факторы могут оказывать влияние постепенно, формируя хроническую патологию, что в последующем отражается на трудовой активности и продолжительности жизни (О.А. Владимирова, Е.Н. Сапожникова, 2002). Среди детей из социопатических семей наблюдается не только высокая заболеваемость, но и смертность, в том числе от неестественных причин (А.А. Баранов с соавт., 2001; P.L. Kohl, 2011). Отдаленными последствиями неблагополучного психологического микроклимата в семье является нарушение процесса социальной адаптации в обществе, что способствует формированию аномальной личности, росту количества суицидов в детском и подростковом возрасте (А.А. Баранов с соавт., 2001).

В последние годы проводились исследования показателей здоровья детей из неблагополучных семей (М.Я. Подлужная, 2004; Е.Б. Либова, 2006; Г.П. Торочкина, 2006; А.И. Бабенко, 2007; А.П. Денисов, 2008). В основном оценивалось физическое развитие и соматическое здоровье, но отсутствовала комплексная оценка состояния их здоровья в возрастном аспекте. Дошкольный возраст является критическим в плане становления и развития функций организма, социализации и формирования здоровья. Незавершенность процессов роста, тканевой дифференцировки в этом возрасте, продолжающееся морфологическое и функциональное развитие обуславливают большую чувствительность организма ребенка к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, условий обучения и воспитания (Т.В. Кузнецова, Р.Г. Захарченко, 2006). Поэтому раннее выявление отклонений в здоровье и проведение необходимых коррекционных мероприятий поможет воспитанию здорового ребенка.

В доступной литературе мы не встретили работ, посвященных комплексной оценке здоровья детей дошкольного возраста из социально неблагополучных семей. В Удмуртской Республике подобные работы также не проводились (Л.Ф. Молчанова, 2002). Это и явилось основанием для выбора темы диссертационного исследования.

Цель исследования – разработать систему мероприятий по совершенствованию медико-социального обслуживания детей дошкольного возраста из неблагополучных семей на основе комплексного социально-гигиенического и клинико-эпидемиологического исследования.

Задачи исследования:

        1. Проанализировать материалы официальной статистики, годовых отчетов о деятельности медико-социальных отделений (кабинетов) детских поликлиник Управления здравоохранения, Управления по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города Ижевска за период с 2006 по 2010 гг.

        2. Провести комплексную оценку состояния здоровья детей дошкольного возраста из социально неблагополучных семей.

        3. Оценить вегетативную регуляцию организма детей дошкольного возраста из социально неблагополучных семей.

        4. Разработать комплекс мероприятий организационного и медицинского характера, направленных на совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи детям из социально неблагополучных семей по профилактике и своевременной коррекции выявленных отклонений.

Научная новизна работы. Впервые в Удмуртской Республике получены данные об особенностях физического, нервно-психического развития и здоровья детей дошкольного возраста из социально неблагополучных семей.

Оценена вегетативная регуляция организма и его адаптационные возможности у детей дошкольного возраста из социопатических семей.

Определен уровень тревожности детей дошкольного возраста из социально неблагополучных семей.

Дана подробная социально-гигиеническая, социально-демографическая и медико-биологическая характеристика социопатических семей.

Проанализированы материалы официальной статистики, годовых отчетов о деятельности медико-социальных отделений (кабинетов) детских поликлиник Управления здравоохранения, Управления по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города Ижевска.

Предложены научно обоснованные подходы к совершенствованию медико-социального обслуживания детей группы социального риска на уровне первичного звена здравоохранения: усовершенствован алгоритм действий участкового врача-педиатра при выявлении ребенка из социально неблагополучной семьи, разработаны целевые показатели деятельности детских поликлиник.

Разработана прогностическая таблица, в которую включены наиболее значимые факторы социального риска, для определения группы учета в медико-социальном кабинете (отделении) детской поликлиники.

Практическая значимость исследования. Практическому здравоохранению предложена система мероприятий по обеспечению амбулаторно-поликлинической помощи детям из социально неблагополучных семей. Модифицирован алгоритм действия участкового врача-педиатра при выявлении семьи социального риска.

Уточнены критерии взятия детей на учет в медико-социальные кабинеты (отделения) детских поликлиник на основе разработанной прогностической таблицы оценки уровня социального риска, которую целесообразно использовать при проведении дородовых, послеродовых патронажей и при комплексной оценке состояния здоровья.

Разработаны целевые показатели для оценки эффективности деятельности МСО/МСК детских поликлиник в отношении детей из социально неблагополучных семей.

Оценку вегетативной регуляции организма с помощью кардиоинтервалографии целесообразно использовать для донозологической диагностики отклонений в состоянии здоровья детей из семей высокого социального риска, а также в качестве критерия оценки эффективности проводимых коррекционных мероприятий.

Основные положения, выносимые на защиту диссертации:

  1. Анализ деятельности детских лечебно-профилактических учреждений города Ижевска в отношении детей из социально неблагополучных семей, свидетельствует об отсутствии четких ведомственных критериев постановки их на учет, недостаточной активности социальных патронажей, низком охвате данного контингента медико-коррекционными мероприятиями.

  2. По данным комплексной оценки состояния здоровья детей дошкольного возраста из социопатических семей выявлено отставание в физическом и нервно-психическом развитии, отклонения в функциональном состоянии и высокий уровень заболеваемости.

  3. Преобладание симпатической регуляции по результатам кардиоинтервалографии и высокий уровень тревожности у детей дошкольного возраста из социально неблагополучных семей свидетельствуют о наличии устойчивых механизмов хронического стресса.

  4. Стратификация социального риска позволяет медицинским работникам детских поликлиник активно выявлять, наблюдать семьи высокого социального риска и проводить с ними превентивные мероприятия.

Внедрение результатов исследования в практику. Результаты исследования внедрены в практическую деятельность БУЗ УР «ДГКБ №5» МЗ УР, БУЗ УР «ДГП №6» МЗ УР, БУЗ УР «ДГП №9» МЗ УР города Ижевска для оказания медико-социальной помощи детям из неблагополучных семей. Основные положения настоящего исследования рассматриваются в рамках учебного процесса на кафедрах детских болезней с курсом неонатологии и общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением ФПК и ПП ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития РФ.

Апробация работы. Основные положения диссертации доложены и обсуждены на V межрегиональной межвузовской научно-практической конференции молодых ученых и студентов «Современные аспекты медицины и биологии» (Ижевск, 2008), IХ межвузовской научной конференции молодых ученых и студентов «Современные аспекты медицины и биологии» (Ижевск, 2009), VI международном конгрессе «Здоровье, демография, экология финно-угорских народов» (Ижевск, 2010), ХI межвузовской научной конференции молодых ученых и студентов «Современные аспекты медицины и биологии» (Ижевск, 2011), республиканской конференции «Педиатрия Удмуртии: от науки – к практике» (Ижевск, 2011), V всероссийском симпозиуме с международным участием «Вариабельность сердечного ритма: Теоретические аспекты и практическое применение» (Ижевск, 2011).

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 13 научных работ, в том числе 3 в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикаций основных научных результатов диссертаций по медицине, и 1 информационное письмо «О совершенствовании медико-социальной помощи детям из социально неблагополучных семей», утвержденное МЗ Удмуртской Республики.

Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 189 страницах машинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, главы материалов и методов исследования, трех глав собственных исследований, заключения, выводов и практических рекомендаций, библиографического списка, включающего 327 наименований литературы, из них 253 – отечественных, 74 – иностранных. Работа иллюстрирована 42 таблицами и 11 рисунками.

Личный вклад автора. Личное участие автора выразилось в определении основной идеи исследования, формировании цели и задач, выборе методов его выполнения, осуществлении клинического, инструментального обследования, психологического тестирования, формировании базы данных, статистической обработке, анализе материалов, обобщении результатов.

Материалы и методы исследования

На первом этапе исследования осуществлен анализ учета детей из социально неблагополучных семей и проводимых в отношении их медико-социальных мероприятий по материалам отчетов Управления здравоохранения, Управления по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города Ижевска.

На втором этапе обследован 221 ребенок дошкольного возраста. Обследование проводилось на базах детских поликлиник города Ижевска и городского реабилитационного центра для несовершеннолетних путем проспективного наблюдения. Группу наблюдения составили 109 детей из социально неблагополучных семей, состоящих на учете в медико-социальных кабинетах (отделениях) детских поликлиник города Ижевска. Критериями постановки на учет в МСК (МСО) детских поликлиник являлись признаки определения семей, находящихся в социально опасном положении, регламентированные Федеральным Законом № 120-ФЗ от 24.06.1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию – 32,1 на 100 обследованных; родители или иные законные представители несовершеннолетних отрицательно влияют на их поведение (асоциальный образ жизни родителей, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотиков) – 65,1 на 100 обследованных; жестокое обращение родителей или иных законных представителей по отношению к ребенку – 2,8 на 100 обследованных. Группа сравнения была сформирована из 112 детей, идентичных по возрасту и полу, но не состоящих на учете по неблагополучным социальным факторам. Объем выборки обоснован статистически (Л.Ф. Молчанова, Е.А. Кудрина, 2004). Выборочная совокупность формировалась с использованием случайной и типологической выборки.

Всем обследуемым детям проведена комплексная оценка состояния здоровья согласно приказу Минздрава России от 30.12.2003 № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей». Социальный, биологический и генеалогический анамнезы оценены с помощью интервьюирования и выкопировки данных из индивидуальных медицинских карт (ф. 112/у). Генетический анамнез был изучен по методике З.С. Макаровой (1989). Биологический анамнез анализировался по числу факторов риска, действующих в 1-ю, 2-ю половину беременности, интранатальном, раннем и позднем неонатальном периодах (В.А. Доскин, 2002). Социальный анамнез оценивали по 7 параметрам: полнота семьи, возраст, образование родителей, наличие вредных привычек и асоциальных форм поведения, отношение к ребенку, жилищные и материальные условия, санитарно-гигиенический уровень. Оценка физического развития проводилась путем антропометрии с последующим анализом параметров по региональным центильным таблицам (В.П. Осотова, Л.Ф. Молчанова, 2000). Соматотип и степень гармоничности оценивали по общепринятым методикам. Уровень биологической зрелости у дошкольников с 5,5 лет определяли по срокам прорезывания постоянных зубов и темпам ростовой прибавки за год (А.А. Баранов, 2007). Оценку уровня нервно-психического развития проводили по К.Л. Печоре (1987). Функциональное состояния организма оценивали на основании осмотра, объективного обследования и комплексного анализа клинических (температура, ЧДД, ЧСС, АД) и лабораторных (параметры общего анализа крови, мочи и копрограммы) данных. Резистентность организма определялась с подсчетом индекса острых заболеваний по количеству перенесенных эпизодов острых вирусных инфекций (ОРВИ) за 1 год с учетом возрастных особенностей и посещения дошкольных учреждений (А.А. Баранов, Ю.В. Альбицкий, 1985). Проводили консультации узких специалистов (невролог, окулист, отоларинголог, хирург, а по показаниям – стоматолог, психиатр, эндокринолог). По мере необходимости назначались дополнительные инструментальные методы исследования (ЭЭГ, РЭГ, ЭКГ, УЗИ внутренних органов, рентгенограмма кисти для оценки костного возраста). После объективного обследования делали заключение о группе здоровья, степени физической подготовленности. Для определения уровня тревожности 78 детям группы наблюдения проведен психологический тест «Выбери нужное лицо», разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.

Для оценки вегетативного статуса организма проводилась кардиоинтервалография с учетом методических рекомендаций комиссии по клинико-диагностическим приборам и аппаратам Комитета по новой медицинской технике МЗ РФ (протокол № 4 от 11 апреля 2000 г.), в исследовании приняли участие 92 ребенка: из них 49 группы наблюдения и 43 группы сравнения. Клиноортостатическая проба с регистрацией кардиоинтервалографии проведена 90 детям, из них 47 группы наблюдения и 43 – группы сравнения. Кроме того, 43 детям группы наблюдения анализ вариабельности сердечного ритма был проведен в динамике наблюдения в течение одного года. Для интерпретации результатов кардиоинтервалографии использовали типы вегетативной регуляции, описанные Н.И. Шлык (2008), а также общепринятые показатели вариабельности сердечного ритма, представленные в соответствии со стандартами совместного заседания Европейского общества кардиологов и Северо-Американского общества электростимуляции и электрофизиологии (1996).

  1   2   3

Похожие:

Здоровье детей дошкольного возраста из социально неблагополучных семей iconДоклад о результатах деятельности
Образовательный уровень родителей: 15 высшее образование, 37 среднее специальное, 15 начальное профессиональное, 4 среднее, 31 основное....
Здоровье детей дошкольного возраста из социально неблагополучных семей iconПрограмма лагеря с дневным пребыванием детей на базе
Обеспечение качественного отдыха, оздоровления и занятости обучающихся, в том числе детей группы "риска", учащихся из неблагополучных...
Здоровье детей дошкольного возраста из социально неблагополучных семей iconВлияние дидактических игр на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Теоретические основы математического развития детей дошкольного возраста
Здоровье детей дошкольного возраста из социально неблагополучных семей iconОбразовательная программа среднего (полного) общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Зубово-Полянская гимназия»
Все учащиеся обучаются в первую смену. Средняя наполняемость в классе – 21 чел. Многодетных семей 11; неполных – 83, неблагополучных...
Здоровье детей дошкольного возраста из социально неблагополучных семей iconОбучение детей дошкольного возраста правилам дорожногодвижения в доу
В нашем детском саду педагогами в течение всего года ведётся работа по формированию навыков у детей дошкольного возраста безопасного...
Здоровье детей дошкольного возраста из социально неблагополучных семей iconПрограмма развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. «Сфера»
Музыкальный мир: Интегрированная программа музыкального воспитания, обучения, развития и оздоровления детей дошкольного возраста...
Здоровье детей дошкольного возраста из социально неблагополучных семей iconКонкурсная документация
На право оказания услуги по обеспечению горячим питанием обучающихся из многодетных малоимущих и малоимущих семей, детей дошкольного...
Здоровье детей дошкольного возраста из социально неблагополучных семей icon«Организации питания детей дошкольного возраста»
Участие в Городском конкурсе инсценированной песни "Актив! Здоровье! Позитив!" в рамках программы "НЕ. Ку. Ru"
Здоровье детей дошкольного возраста из социально неблагополучных семей icon«Создание системы работы по выполнению задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через реализацию регионального компонента»
Цель: Построение комплексной системы работы по организации работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...
Здоровье детей дошкольного возраста из социально неблагополучных семей iconТема: «Развитие социально значимых ценностей: нравственности и патриотизма у детей дошкольного возраста»

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница