Книга Лекция 1




НазваниеКнига Лекция 1
страница1/5
Дата23.02.2013
Размер0.61 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5
Преподаватель:

Тараканова Ольга Леонидовна


Антикварная книга


Лекция 1.


Учебник «антикварная книга»

«Библиографический словарь»

учебник «Букинистическая торговля»

учебное пособие «Библиофильские издания»

Синхронистические таблицы


Надо будет сделать 2 домашние работы:

  1. Найти антикварную книгу и проанализировать ее

  2. Проанализировать деятельность конкретного антикварного магазина


Антикварное и букинистическое дело


Антикварная торговля выделяется из состава книжной торговли в самостоятельную отрасль, т.к. она имеет собственный предмет торговли – букинистическую книгу, формы и методы торговли.


Букинистическая книга - любая книга вне зависимости от места, времени, способа ее создания, попавшая в повторное многократное товарное обращение.


Букинистическая торговля – это составная самостоятельная часть книжной торговли. Вид торговли, предметом которой является букинистическая книга. Выделилась благодаря собственному предмету торговли, формам и методам реализации этого предмета.


Книга (здесь) – собирательное понятие, включающее в себя книги, периодику, газеты, открытки etc.


Основой ассортимента букинистического магазина являются люди, продающие или отдающие по той или иной причине книжные издания.


Особенности букинистической торговли:

  1. Источник формирования ассортимента – личные библиотеки. Букинистическая торговля связана с источником, т.е. с библиотеками населения, т.к. Книги в букинистической торговле поставляются из личных библиотек.

  2. Единичность товарного предложения и спроса (ассортимент букинистических магазинов состоит из 1 экземпляра книги).

  3. Широта букинистического ассортимента. В букинистические магазины попадают книги всех времен и народов, всех видов и типов. Ассортимент букинистического магазина значительно шире ассортимента обычного книжного магазина.

  4. Ценообразование (каждый раз, когда книга поступает в торговлю на нее устанавливается новая продажная цена с учетом спроса, предложения, моды – это зависит от конъюнктуры рынка).


Роль и значение букинистической торговли. Несколько аспектов:

  1. Историко-культурная функция букинистической торговли. Именно благодаря ей созданы лучшие коллекции, укомплектованы библиотеки. Букинистическая торговля сохраняет и вовлекает в многократное обращение многочисленные издания прошлых времен.

  2. Информационное значение (торговля книгой является сохранением и передачей информации для огромного числа людей)

  3. Экономичность. Букинистическая торговля является более экономичной, т.к. цены не зависят от цен на бумагу, от производства, но зависеть могут от арендной платы и т.д. Себестоимость книги не играет роли в установлении цены на издание. Это не касается редких книг.

  4. Дополнительный источник удовлетворения покупательского спроса на печатную продукцию.


Производство

2. Перцептивные

1. Семантические ... ... свойства. Признаки

свойства. Признаки Фор сорт издания. (изд-во)

произведения. (автор) Жанр ма бумаги

Тема т переп

лет

Чит. адрес илл.

Шрифт

Сюжет

Лит. язык Букинисти- Декор. оформление

ческая Владельч. переплет Торговля

Дата принятия книга

книги в маг., подп. состояние

товароведа марги

Штамп налии

4. Перцептивные магазина Новая над 3. Перцептивные

свойства. Торговые продаж- ав экс писи свойства. Признаки

Признаки. ная цена тог либ и т.д. Потребления.

(Букинистический раф рис (Домашнее чтение,

магазин) свидетельства чтения Потребление и работы с текстом)



  1. Смысловые свойства. Свойства, которые произведению придает автор. Свойства авторской рукописи.

  2. Перцептивные свойства, свойства вещи.



Свойства 2, 3 и 4 этапов являются перцептивными и переменными, в то время как 1 – постоянные. 3 и 4 имеют особое значение – они составляют ОБК – особые букинистические свойства книги – владельческие и торговые свойства. Книги отличаются прежде всего перцептивными свойствами. Время книги определяется на основании этих свойств.


ОБК – те свойства, которыми наградила книгу жизнь после выхода из типографии, следы времени.


Весь массив букинистической книги делится по времени издания книги на две части – антикварную книгу и подержанную книгу.


Конъюнктура книжного рынка подвержена моде.


История антикварного дела


Торговля старинной книгой известна с древности, т.к. она развивалась параллельно с торговлей новой книгой.


В России букинистическая торговля (торговля старой книгой) выделилась из книжной торговли на рубеже 18-19 столетий и получила название антикварная торговля.


Антиквариат – это термин латинского происхождения (древнегреческий и древнеримский). Термин «Антиквариат» в Древнем Риме имел значение «старинный, редкий, прошлых времен». С течением времени содержание термина меняется и в древнем Риме появляется определение для людей, знающих старину, они водили современников по развалинам древнего колизея и показывали археологические раскопки, рассказывали об истории. Их называли антиквариусами.


В эпоху средневековья значение снова меняется. Антикварами стали называть переписчиков книг или торговцев книгами прошлых веков.


В эпоху возрождения антикварами называли собирателей и торговцев предметами старины, ученых-археологов, разыскивающих и изучающих предметы старины.


В России термин антиквар появился в эпоху Петра 1, это были люди, хранящие знания и являющимися специалистами по древним рукописям – библиотекари, знатоки старинных книг. Петр 1 сыграл огромную роль в развитии антикварной торговли. Он издал указ, обязующий все русские монастыри и церкви произвести опись книг, находящихся в их владении, 1 экземпляр описи прислать в центр, а второй оставить как реликвию в монастыре.


Коллекционирование предметов старины в России начинается с Петра 1 и его сподвижников. Александр Меншиков, например, имел большую коллекцию европейского фарфора; Яков Брюс – крупный ученый – собрал крупную коллекцию книг. В связи с этим на протяжении 18 века и на рубеже 18-19 в. в России начинается период собирания коллекций предметов старины, книг, их коллекционируют все состоятельные люди, дворяне. Известными коллекционерами были русские графы Мусин-Пушкин, Толстой, Алсуфьев и многие другие.


В России на рубеже 18-19 веков букинистическая торговля (торговля старой книгой) выделяется из книжной торговли. Первый русский антиквар – Игнатий Феропонтов - жил в Москве и имел лавочку в Зарядье, где он торговал не только древними книгами, но и различными другими предметами старины – иконами, кубками, крестами, церковной утварью, крестьянским и прочим платьем, etc. Не имея образования, он был настоящим знатоком древностей, к нему частенько ходили на поклон, за советом, многие состоятельные люди, дворяне, увлекающиеся коллекционированием.


В начале 19 века в России основываются целые династии антикваров. В Самаре основана династия Большаковых (1841-1935), Шибановых (1791-1917).


На протяжении первой половины 19 века букинистическая торговля развивается медленно, т.к. преобладают рыночные формы торговли и не был сформирован класс потребителей антиквариата.


Каждый богатый человек имел своего комиссионера или соревнователя – человека, осуществляющего по заказу поиск раритетных изданий.

Книжная торговля осуществляется преимущественно на рынках. Самый известный из них – Сухаревский. Торговля шла в основном на рогожке – кожаной подстилке, которую расстилали на земле, и на которой торговец раскладывал свой товар.


В первой половине 19 века книги продавались:

  • на вес (выбор книг из стопок, например, «Дайте мне пуд книг по 20 копеек и полпуда книг по 15 копеек»)

  • на выбор (любую книгу из стопки, из пачки книг не глядя выбиралась книга: «Дайте мне ту зелененькую сафьяновую по рублю»)

  • впридачу (давались бесплатно еще одна или несколько книг, в благодарность за приобретение: «Вот вам еще книжечка впридачу, приходите покупать книжечки КО МНЕ еще. Дозвиданья, всего хорошего!»)

  • вподторжку (в людных местах с помощью подсадной утки, изображавшей радостного покупателя, нашедшего нужную книгу и всячески расхваливающую торговую точку, этот человек получает с каждой проданной книги процент: «- Ой, какая замечательная книжка, как долго я ее искал и вот у вас нашел! Товарищи, этот чувак – гуру, у него есть все, вот я еще и эту книжку возьму... Не толкайтесь товарищи, «в очередь, сукины дети»! Спасибо вам, товарищ продавец.. Ну ладно, мне пора... *исчезает* *а толпа интересующихся растет*»)

  • в форме вязки (большинство торговцев не имело денег на закупку книг, они вставали рано и каждое утро искали потенциального продавца, частенько скупали книги у населения, например, у семей, в которых кто-то умер. Просил дать книги на реализацию, потом торговец бежал к антикварам, просил деньги, оплачивал книги, а потом раздавал книги вкладчикам денег, в зависимости от вложенных средств. Обычно процедура раздачи проходила в трактире за хорошим столом за графинчиком водки: «С добрым утром, дорогая. Сколько-сколько? 5 утра? Пора уже! Денег нет? Ну, на нет и суда нет.... Ой, здрасьте, муж умер?! Какая беда! Соболезную... Я конечно, все понимаю... А книжечки есть? Ну вам денежки ведь понадобятся, кормилец-то умер... ага, 19 книжек... денежки за них ща принесу... *убегает*... Иван Иваныч, дайте 3 рубля, вечером расчитаемся, в 8 в трактире Петра Водкина-Селедкина... Петр Петрович, мое почтение, 5 рубликов не одолжите... Семен Иваныч... Марк Яклич... *прибегает обратно* Вот вам, вдовушка, денюжка. Крепитесь! *8 вечера. Трактир* ООО, драсти, драсти, господа хорошие... Водочки? Официант, графинчик белой, поросенка, каши и салатиков... Оливья там всякого хранцусского, винегрета там... Ванваныч, ик, вот вам 5 книжек, соответствуя протоколу, Петр Петрович, и вам, дорогой вы мой... Семен Иваныч... Марк Яклич... *возвращается домой пьяный, довольный и с деньгами*»)


Цены на книги зависели от покупателя.


Во второй половине 19 века ситуация меняется и наступает расцвет антикварной торговли. После отмены крепостного права на рынке появляется масса книг из помещичьих библиотек в связи с разорением многих дворян, появляется читательская аудитория – мещане, разночинцы, появляются т.н. «новые русские» - богатые люди, не имеющие высокого статуса, не имеющие дворянского титула, но скопившие состояние, в основном на торговле, и желающие дать своим детям хорошее образование и желающие обучать их по хорошим книгам, а не по тем массовым книжонкам, появившихся в изобилии на рынке. Отсюда – появление огромного интереса к старинной книге.


70-е годы 19 века – эпоха расцвета антикварного дела, антикварной книжной торговли. Появляются предприятия капиталистического вида – крупные специализированные магазины антикварной книги, где продавались редкие и старинные книги.


В 1878 году Мартынов открывает первый в России специализированный магазин антикварной книги «Антиквар» (на Литейном пр. в С-Петербурге). Также магазины были и у Шибанова, Соловьева. Они участвовали в аукционах, начали торговлю по почте, участвовали в ярмарках; поставляли книги библиотекам и библиофилам. «Антиквар» и «Русский библиофил» - это издания, которые выпускал Соловьев. Магазин Мартынова - первое предприятие капиталистического типа, все было продумано: интерьер, расположение магазина в центре, большой штат. Появляются библиофильские клубы, появляется большое количество форм и методов продажи:

  • книга почтой

  • предварительные заказы

  • систематическая реклама в печати

  • аукционы редких изданий

  • торговля на ярмарках

  • комиссионная торговля

  • торговля по каталогам


Кроме больших предприятий капиталистического типа существовали также маленькие магазины, «холодные букинисты» т.н. книгоноши (ходили по дворам с холщовой сумкой, покупая и продавая книги).


Расцвет антикварной торговли выразился в:

  • появлении потребителей книг

  • популярности коллекционирования

  • широком развитии торговли


Во 2 половине 19 века антикварная книжная торговля в России развивается по двум направлениям:

  1. Антикварная торговля. Антиквары – аристократы книжной торговли. Они торговали редчайшими уникальными изданиями прошлых веков в магазинах для коллекционеров библиофилов и богатых людей.

  2. Торговля подержанной книгой. Букинисты – торговцы подержанной книгой, массовой и недорогой. Термин «букинист» появился в 30-е годы 19 века, так называли мелочных торгашей, менял, хламовщиков, которые торговали массовой книгой прошлых лет издания: учебниками, учебной литературой, изданиями художественной литературы, периодикой etc.


Торговали также как в магазинах, так и на рынках.


В 1917 г. -
  1   2   3   4   5

Похожие:

Книга Лекция 1 iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое строение лекция III 51 развитие значения слов в онтогенезе лекция IV 67 развитие понятий и методы их исследования лекция V 91 «семантические поля»
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Книга Лекция 1 iconКурс лекций Москва 2008 Содержание Лекция Введение 3 Лекция Научные знания в средневековой Руси и окружающем мире 9 Лекция История науки и техники в XIV первой половине XVII вв. 19
Лекция Развитие науки и техники в России в Новое время (вторая пол. XVII-XVIII вв.) 26
Книга Лекция 1 iconЛекция-визуализация Лекция 2
Лекция физиология и биофизика возбудимых тканей. Биоэлектрические явления в возбудимых системах. Учение о биотоках. Токи покоя и...
Книга Лекция 1 iconЛекция Введение в бд и субд. Модели данных 2 Лекция Инфологическая модель «Сущность-связь»
Лекция Программирование в Mathcad, Интерполяция и регрессия, функции сглаживания данных и предсказания. 104
Книга Лекция 1 iconТекст лекций н. О. Воскресенская Оглавление Лекция 1: Введение в дисциплину. Предмет и задачи курса Лекция 2: Основные организационные формы и практические мероприятия пр
Лекция 4: пр и средства массовой информации. Информационная политика РФ – тенденции и проблемы развития. Правовые основы пр
Книга Лекция 1 iconЛекция №8. Особенности занятий легкой атлетикой с детьми, подростками, юношами лекция №9. Особенности занятий легкой атлетикой с женщинами …63 ЛИТЕРАТУРА лекция №1 «Введение в предмет. История развития легкой атлетики»
Лекция №6. Организация и проведение соревнований по легкой атлетике
Книга Лекция 1 iconЛекция религии современных неписьменных народов: человек и его мир лекция шаманизм приложение список сокращений Лекция предмет и основные понятия истории религий слово «религия»
Редактор Т. Липкина Художник Л. Чинёное Корректор Г. Казакова Компьютерная верстка М. Егоровой
Книга Лекция 1 iconКнига и компьютер 5 Чтение и его виды 7 Детская книга в формате киберпанка 16 Подкастинг и «живая книга»
Граней у проблемы книги множество. Чтобы как-то сузить разговор, я решил остановиться на двух из них: это, во-первых, книга и другие...
Книга Лекция 1 iconЛекция одиннадцатая. Постиндустриальный мир как замкнутая хозяйственная система. 77 Лекция двенадцатая. Постиндустриальный мир как единственный полюс хозяйственной мощи. Кризис модели «догоняющего»
Лекция четвертая. Трансформация производственных отношений постиндустриального общества. 25
Книга Лекция 1 iconКнига "Анонимные Алкоголики" (Большая Книга)
Книга "Анонимные Алкоголики" (Большая Книга) с момента первого издания в 1939 году с ее помощью несколько миллионов мужчин и женщин...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница