Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. №915-р




НазваниеПравительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. №915-р
страница1/4
Дата23.02.2013
Размер0.59 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4


УТВЕРЖДЕНА

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 13 июля 2009 г. № 915-р


П Р О Г Р А М М А


создания и развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский

ядерный университет "МИФИ" на 2009 - 2017 годы


I. Основные предпосылки и обоснование создания федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ"


Программа создания и развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" на 2009 - 2017 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 2008 г. № 1448 "О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов".

При разработке Программы был использован метод бюджетного планирования, предусматривающий прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и ожидаемыми конечными результатами, эффективность достижения которых оценивается в соответствии с системой целевых индикаторов и показателей.

Необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования как основы динамичного экономического роста и социального развития общества, фактора благополучия граждан и безопасности страны. Национальные системы образования требуют постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Получение качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан и решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

Важную роль в процессе модернизации системы образования призваны сыграть национальные исследовательские университеты как новая форма организации научной и образовательной деятельности, соответствующая мировым стандартам образования и науки.

Национальный исследовательский университет в равной степени эффективно реализует образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук. Программа развития национального исследовательского университета направлена на кадровое обеспечение приоритетных направлений науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий.

Существенная роль в создании современной экономики инновационного типа отводится атомной отрасли, которая должна стать "локомотивом" отрасли высоких технологий российской экономики с целью обеспечения расширенного воспроизводства продукции атомной отрасли на основе развития ядерного оружейного, ядерного энергетического и научно-технологического комплексов, а также комплекса по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, повышения международной конкурентоспособности и совершенствования потенциала государственного управления. Для достижения поставленной цели атомная отрасль реструктурирована и консолидирована, а также создана Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом"
(далее - Корпорация). Развитие отрасли по инновационно ориентированному сценарию сопровождается модернизацией и структурными изменениями, эффективность которых существенно зависит от кадрового обеспечения.

Государством сформулирована задача развития ядерного комплекса страны, которая реализуется через федеральные целевые программы.

Кадровое обеспечение атомной отрасли является одной из наиболее сложных проблем современного этапа ее развития. Прогнозируемые темпы и масштабы развития атомной энергетики требуют опережающего роста кадрового наполнения всех структур атомного энергопромышленного комплекса. Сложившаяся к настоящему времени система формирования и сохранения кадрового потенциала в атомной отрасли явно недостаточна для ее крупномасштабного развития. Необходима реализация условий, которые способны изменить ситуацию на рынке трудовых ресурсов и обеспечить наполнение отрасли квалифицированными кадрами.

Подготовка кадров должна опережать реализацию программ разработки и развития технологий, строительства ядерных объектов и ввода их в эксплуатацию. Масштабный ввод атомных электростанций и других ядерных объектов опасен без тщательной проработки и реализации кадровой политики.

Прогнозные оценки потребностей в специалистах всех комплексов атомной отрасли (ядерный энергетический комплекс, ядерный оружейный комплекс, научно-технический комплекс и комплекс по обеспечению ядерной и радиационной безопасности) свидетельствуют о необходимости подготовки преподавательского состава, способного обеспечить обучение специалистов соответствующего профиля в количестве 3500 - 3900 человек ежегодно до 2020 года. При этом должны быть созданы соответствующая инфраструктура и социально-психологические условия для притока требуемого количества обучающихся.

Оценка состояния и динамики развития Московского инженерно-физического института (государственного университета) в 2006 - 2008 годах представлена в приложении № 1.

К моменту реструктуризации в атомной отрасли сложилась неблагоприятная ситуация с кадровыми ресурсами (общая численность работающих составляет около 300 тыс. человек), которая не отвечает Программе развития атомной отрасли Российской Федерации и не может обеспечить ее выполнение. Средний возраст руководителей высшего и среднего звена составляет 55 - 60 лет, а специалистов - 45 лет. При общем снижении численности научных сотрудников растет их доля в численности лиц, достигших возраста, превышающего 60 лет. Существует проблема закрепления молодых специалистов на предприятиях отрасли. Доля численности молодых специалистов остается ниже удельного веса численности специалистов, достигших пенсионного возраста.

В настоящее время подготовка кадров для атомной отрасли осуществляется в 15 образовательных учреждениях высшего профессионального образования (далее - вузы), находящихся в ведении Федерального агентства по образованию, 4 вузах, созданных Корпорацией, 9 образовательных учреждениях среднего профессионального образования (далее - ссузы), находящихся в ведении указанного Агентства, 3 ссузах, созданных Корпорацией, 2 муниципальных ссузах и 4 ссузах, интегрированных с вузами в закрытых административно-территориальных образованиях.

Структура ведущих вузов, готовящих кадры для атомной отрасли, не оптимальна (дублирование, ограниченные возможности стимулирования кадров для работы в региональных организациях Корпорации, непрофильные специальности и другое) и нуждается в существенном совершенствовании. Материально-техническая база и кадровый состав преподавателей вузов, созданных Корпорацией, не позволяют осуществить требуемое масштабное воспроизводство кадров отрасли.

В последние годы в экономически развитых странах наблюдаются процессы интеграции и укрупнения вузов, в результате чего повышается эффективность использования материальных и человеческих ресурсов, оптимизируются структура образовательных программ и система управления.

Выход из сложившейся ситуации с подготовкой кадров для ядерного комплекса России заключается в создании университета, интегрирующего передовые научные исследования и образовательные программы, решающего кадровые и исследовательские задачи инновационного развития высокотехнологичных отраслей в рамках единого образовательного пространства, представляющего собой совокупность взаимосвязанных систем учебного, методического и информационного обеспечения, обеспечения качества образования, управления, планирования и мониторинга образования, а также обеспечения мобильности обучающихся лиц, аспирантов, ученых и преподавателей. Именно таким и должно стать федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" (далее - университет), создаваемое путем присоединения распределенных по регионам России учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров для атомной отрасли, к головному вузу - государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Московский инженерно-физический институт (государственный университет)" (далее - институт). Cоздаваемый по такому принципу университет является сетевым и представляет собой регионально-распределенную сеть структурных подразделений, осуществляющих подготовку кадров в рамках единого образовательного пространства и проводящих передовые научные исследования в интересах высокотехнологичных отраслей.

Развитые страны мира признают необходимость приоритетного и опережающего обеспечения ядерной энергетики квалифицированными кадрами прежде всего по причине осознания необходимости масштабного развития атомной энергетики как гаранта энергетической безопасности страны и понимания особых требований, предъявляемых к работникам атомной отрасли. В связи с решением многих стран мира развивать атомную энергетику правительства этих стран опережающими темпами развертывают подготовку необходимых специалистов. В США, Китае, Корее, Японии и странах, входящих в Евросоюз, приняты государственные программы, направленные на привлечение молодежи к получению образования в области ядерных технологий и развитие национальной системы ядерного образования.

Важными аспектами развития национальных систем ядерного образования являются быстрый отклик на потребности рынка, гибкая кадровая структура и развитие индивидуального подхода к обучению.

Наиболее отчетливо просматриваются 2 направления государственной политики в области ядерного образования - поддержка лидирующих университетов и усиление сотрудничества и кооперации между университетами на национальном и международном уровнях, что позволяет более эффективно осуществлять управление, передачу и сохранение знаний в области ядерной науки и технологий.

В мире существует целый ряд примеров объединения ядерных университетов на национальном уровне. Чаще всего это такие ассоциативные объединения, как Российский ядерный инновационный консорциум и Европейская сеть ядерного образования.

Ключевыми факторами при таком объединении ядерных университетов в передовых странах являются глубокая интеграция и взаимодействие образовательных учреждений, исследовательских центров и объектов ядерной промышленности. Международный опыт показывает, что исследовательские программы в коммерческих компаниях эффективны при решении кратковременных и ближайших задач, а университеты имеют неоспоримое преимущество при решении долгосрочных проблем и являются постоянным источником инноваций. Сотрудничество отраслевых предприятий с вузами рассматривается как важнейший фактор кадровой и научно-технической политики этих предприятий. В объединенных межуниверситетских консорциумах, как правило, осуществляется ротация и обеспечивается мобильность студентов, преподавателей и исследователей, что рассматривается как эффективный путь для передачи и распространения знаний, навыков и умений.


Ввиду специфики ядерных технологий во всех странах государственная поддержка рассматривается как один из ключевых факторов в построении современной развитой системы ядерного образования даже при условии, что атомная отрасль является объединением частных фирм. Только государственная поддержка (в США это гранты Министерства энергетики Соединенных Штатов Америки) позволяет осуществить соответствующее финансовое обеспечение работ по поддержанию и модернизации учебно-научной базы вузов, направить исследования в сторону необходимых перспектив развития отрасли.

В рамках приоритетного национального проекта "Образование" в России созданы предпосылки для возникновения университетов высокого уровня. Создание университета, одинаково эффективно осуществляющего образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования, полностью соответствует мировым тенденциям в области ядерного образования и является логическим развитием результатов, достигнутых в ходе реализации приоритетного национального проекта "Образование".

Университет будет обладать следующими конкурентными преимуществами на мировом рынке образовательных услуг:

охват всех уровней подготовки среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, а также дополнительного и послевузовского профессионального образования;

полный спектр образовательных программ, отвечающих требованиям всех комплексов атомной отрасли (ядерного энергетического комплекса, ядерного оружейного комплекса, научно-технического комплекса и комплекса по обеспечению ядерной и радиационной безопасности);

исторически тесная интеграция с предприятиями и организациями отрасли;

сложившаяся система базовой подготовки, доказавшая свою эффективность;

динамизм подготовки, обеспеченный внедрением новых видов и технологий обучения;

широкое внедрение новых образовательных стандартов и программ;

научно-педагогические связи с ведущими организациями, прежде всего атомной отрасли, а также эффективное использование интеллектуального потенциала российских ученых;

гарантированный спрос на специалистов в области высоких технологий, особенно в атомной отрасли, и масштабный запрос на экспорт образовательных услуг в области ядерного образования и высоких технологий со стороны стран дальнего и ближнего зарубежья в связи с принятием национальных программ развития атомной энергетики.

Вместе с тем интеграция образования и науки позволит использовать уникальную научно-технологическую базу высокотехнологичных наукоемких предприятий и интеллектуальный потенциал ученых для образовательных и научных целей.

Принципиальными особенностями университета являются:

тесная интеграция науки и образования и обеспечение на ее основе эффективной образовательной и научно-исследовательской деятельности;

нацеленность на обеспечение эффективного трансферта технологий в экономику;

проведение фундаментальных и прикладных исследований по широкому спектру приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и критических технологий в Российской Федерации;

наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы программ переподготовки и повышения квалификации кадров;

максимальное сближение производственных и образовательных целей, эффективное использование кадрового и научно-технического потенциала регионов (прежде всего закрытых административно-территориальных образований и городов с градообразующими предприятиями атомной отрасли), ориентация системы образования на подготовку магистров, специалистов, бакалавров, техников для предприятий атомной отрасли - партнеров университета (в первую очередь в регионах), реализация особого алгоритма обучения студентов внутри единого образовательного пространства с целью обеспечения высокого уровня качества образования и эффективного закрепления выпускников на предприятиях отрасли.

Реализация инновационного сценария развития страны приводит к интенсивным структурным сдвигам в пользу высокотехнологичных отраслей. Это повышает требования к выпускникам, которые должны быть восприимчивы к инновациям, иметь современную профессиональную подготовку, обладать компетенциями в сферах информационных технологий, экономики и менеджмента. Именно такие выпускники университета будут способствовать существенному повышению эффективности развития высокотехнологичных отраслей и создавать тот ресурсный потенциал, который необходим для актуальных структурных преобразований атомной отрасли. Одновременно требуется опережающая подготовка и переподготовка кадров новой формации для инновационных отраслей регионов, что особенно существенно для реализации региональных программ социально-экономического развития. Комплексное решение этих задач соответствует долгосрочным интересам России в области создания инновационной экономики, конкурентоспособной на мировом рынке, и позволит, в частности, российскому атомному энергопромышленному комплексу развиться до уровня "глобального игрока" в области энергетики и ядерного бизнеса, обеспечивающего потребности мирового и российского рынка конкурентоспособной продукцией и услугами с высокой добавленной стоимостью при соблюдении всех требований экологии и безопасности.

Существенное влияние на реализацию Программы оказывают качественные преобразования и структурирование регионального рынка образовательных услуг. Несмотря на кажущуюся насыщенность, он характеризуется делением на локальные сегменты, в которых действуют отдельные вузы с отчетливыми структурными диспропорциями по отношению к реальному спросу на специалистов.

Одной из основных задач университета является обеспечение социально-экономического развития регионов, на территории которых расположены градообразующие предприятия Корпорации и образовательные учреждения университета (12 субъектов Российской Федерации и 9 закрытых административно-территориальных образований, входящих в состав 5 из 12 субъектов Российской Федерации и оказывающих значительное влияние на их развитие).

В рамках создания университета предусмотрен комплекс мер по повышению конкурентоспособности и ускорению инновационного развития регионов путем реализации программ воспроизводства кадров для градообразующих предприятий, интеграции науки, образования и производства, внедрения новых инновационных технологий.

Развитие инфраструктуры университета предполагает строительство научно-учебных корпусов и социально значимых объектов, модернизацию зданий и сооружений, совершенствование и приобретение учебного и научного оборудования. Это будет способствовать повышению качества подготовки специалистов, сокращению разрыва между уровнями образования в центральных и региональных учебных заведениях и, как следствие, закреплению специалистов на предприятиях регионов Российской Федерации.

Университет обеспечит:

системную модернизацию высшего и послевузовского профессионального образования;

эффективную интеграцию науки и образования в рамках единого образовательного пространства;

формирование кадрового и научного потенциала высокотехнологичных отраслей;

реализацию инновационных образовательных программ различного уровня, интегрированных с международным образовательным пространством;

выполнение на мировом уровне широкого спектра фундаментальных и прикладных научных исследований;

эффективный трансферт технологий в экономику.

Эффективность деятельности университета характеризуется достижением интегральных целевых индикаторов, а также индикаторов по каждому из мероприятий Программы, которые необходимы для мониторинга успешности образовательной, научной и инновационной деятельности, развития кадрового потенциала, роста международного признания и финансовой устойчивости университета.


II. Цель и задачи университета, сроки и этапы реализации Программы,

целевые индикаторы и показатели


Университет - высшее учебное заведение, предметом деятельности которого является подготовка специалистов по образовательным программам среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и по дополнительным профессиональным образовательным программам, а также ведение научной деятельности.

Целью создания университета является кадровое и научно-инновационное обеспечение атомной отрасли и других высокотехнологичных отраслей по профильным специальностям университета на основе системной модернизации многоуровневого профессионального образования университета, обеспечения интеграции науки, образования и производства.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:

развить систему фундаментальных научных исследований по приоритетным направлениям науки, прежде всего ядерной, как важнейший инструмент освоения студентами ключевых компетенций поиска, анализа, освоения и обновления информации;

развить систему прикладных исследований по приоритетным направлениям науки, технологий и техники, способствовать коммерциализации результатов исследований;

обеспечить эффективное взаимодействие с российскими учеными, работающими в ведущих российских научных центрах и за рубежом на постоянной и временной основе, использование их опыта, навыков и знаний для достижения передового уровня образования, развития науки и высоких технологий, выполнения на мировом уровне широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований;

обеспечить на основе интеграции науки и образования и эффективного партнерства с бизнес-сообществом реализацию полного цикла инновационного образования и трансферт инновационных технологий в экономику;

создать совместно с ведущими научными центрами и организациями систему научно-образовательных центров университета для проведения научных исследований, подготовки и переподготовки кадров, в том числе для подготовки кадров высшей квалификации, предусматривая при этом обеспечение центров новейшим оборудованием, а также приглашение ведущих российских и зарубежных ученых для достижения результатов мирового уровня;

модернизировать в рамках единого образовательного пространства систему образования разного уровня в университете как необходимое условие кадрового и научно-инновационного обеспечения развития высокотехнологичных отраслей, приоритетных направлений российской науки, техники и технологий, а также инновационного социально-экономического развития регионов;

модернизировать инфраструктуру, материально-техническую базу и имущественный комплекс сетевого университета для обеспечения качественного образования, научных исследований, высокотехнологических разработок мирового уровня, соответствующих требованиям инновационного развития экономики страны и современным потребностям общества;

создать эффективную систему управления сетевым университетом.

Создание университета направлено на преодоление следующих системных вызовов, перед которыми оказалась экономика страны на современном этапе развития:

усиление глобальной конкуренции не только в области технологий, но и в сфере развития человеческого капитала;

появление новой волны технологических изменений, резко усиливающей роль инноваций в социально-экономическом развитии;

возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития;

исчерпывание источников экспортно-сырьевого развития и необходимость перехода к инновационному развитию экономики;

формирование системы международного разделения труда в области высоких технологий и развитие международного научно-технологического сотрудничества.

Оптимизация финансовых и административных ресурсов в рамках единого образовательного пространства будет способствовать развитию высокотехнологичных отраслей страны, прежде всего атомной отрасли, решению проблем в социальной сфере, созданию площадки для эффективного диалога работодателей и учреждений образования, а также закреплению кадров в организациях атомной отрасли и инновационному развитию регионов.

Приоритетными направлениями инновационной, образовательной и научно-исследовательской деятельности (компетенциями) университета являются:

ядерно-физическое и нанофизическое направления, включающие физику атомного ядра, физику элементарных частиц, физику плазмы, взаимодействие излучений с веществом и физику высоких плотностей энергии, квантовую физику конденсированного состояния вещества, физику нанотехнологических процессов и лазерную физику;

ядерно-инжиниринговое и нанотехнологическое направления, включающие ядерную технику и энергетику, обеспечение ядерной и радиационной безопасности, инжиниринг, нанотехнологии и наноиндустрию, лазерные, плазменные, пучковые технологии, разделение изотопов, ядерные материалы, радиационное материаловедение, микро- и наноэлектронику, физико-химические технологии, ядерную медицину, биотехнологии и другое;

направление, касающееся современных информационных технологий, включающее информационные технологии в фундаментальных и прикладных исследованиях, моделирование технологических и физических процессов, тренажеры, сетевой инжиниринг, обеспечение информационной и технологической безопасности и другое;

направление, касающееся экономики и управления в сфере высоких технологий, прежде всего ядерных и нанотехнологий, включающее менеджмент, международное научно-технологическое сотрудничество и другое.

Создание университета, глубоко интегрированного с ведущими научными центрами и предприятиями ядерного комплекса и иными высокотехнологичными региональными научно-исследовательскими центрами и предприятиями, окажет существенное влияние на развитие атомной и других высокотехнологичных отраслей России и регионов, повышение национальной безопасности и конкурентоспособности на глобальных рынках знаний и высоких технологий, решение важнейших научно-технических проблем современности (освоение энергии термоядерного синтеза, новых видов производства, накопления и передачи энергии, изучение фундаментальных свойств материи, создание новых материалов и устройств и другое), а также повысит уровень квалификации и профессиональной культуры персонала ядерно опасных объектов России, что приведет к снижению социальных рисков и уменьшению риска глобальных катастроф.

Структура подготовки специалистов университета нацелена на обеспечение условий непрерывного образования и включает такие уровни, как среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование (бакалавриат, магистратура и подготовка специалистов) и послевузовское профессиональное образование (аспирантура и докторантура). Помимо указанных образовательных уровней университет обеспечит довузовскую профильную подготовку и дополнительное образование (переподготовка и повышение квалификации).

Университет будет готовить кадры по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники для высокотехнологичных отраслей экономики, социальной сферы, а также для нужд ядерного энергетического комплекса, ядерного оружейного комплекса, научно-технологического комплекса, комплекса по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, а также для наноиндустрии и региональных промышленных комплексов. Это предполагает проведение существенной реструктуризации системы подготовки во всех структурных подразделениях университета на основе глубокой модернизации и интеграции образовательного и научно-исследовательского процессов, развития кадрового потенциала. Основные специальности среднего профессионального образования и высшего профессионального образования структурированы в соответствии с приоритетными направлениями инновационной, образовательной и научно-исследовательской деятельности университета.

Разработка, модернизация и реализация основных образовательных программ, соответствующих современным требованиям к подготовке специалистов, основываются на принципах, закладываемых в федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения.

Для непрерывного образования и перехода к двухуровневой системе с приоритетом магистерской подготовки осуществляется разработка учебных программ, основанная на формировании перечня компетенций для государственных образовательных стандартов третьего поколения с участием работодателей на основе обновляемых профессиональных стандартов.

На основе единого методического обеспечения и единых требований к результатам обучения будут разработаны и внедрены современные методы организации обучения и взаимодействия с региональными образовательными учреждениями, включающие формирование мобильных бригад преподавателей, обеспечение мобильности студентов и координацию дистанционных форм обучения.

Кроме того, Программой предусматривается устойчивое и эффективное взаимодействие с российскими учеными и профессорами, работающими в других регионах и за рубежом на постоянной и временной основе, использование их опыта, навыков и знаний для развития науки, образования и высоких технологий, привлечение их к подготовке кадров, в том числе научных и научно-педагогических, разработке образовательных курсов по новейшим направлениям развития науки и технологий, подготовке материалов по научным направлениям и перспективным исследованиям для аспирантов и студентов, а также научно-популярных материалов для школьников и школьных учителей.

Программа направлена на создание благоприятных социальных условий для гармоничного развития личности, решение задач, связанных с передачей культурных и социальных норм и стандартов общественной жизни с учетом особенностей учащихся как социальной группы общества. Развитие инфраструктуры университета, включающее строительство и модернизацию учебных корпусов, общежитий и объектов социального назначения повысит качество образования и жизни учащихся. Развитие студенческого самоуправления приведет к повышению социальной активности молодежи.

Во всех регионах, где расположены учебные заведения университета, предусматривается развитие системы подготовки школьников к поступлению в университет на основе организации отраслевых олимпиад по физико-математическим дисциплинам и конкурсов научно-технического творчества школьников. Для привлечения талантливой молодежи России к участию в указанных мероприятиях предусматриваются размещение информации в сети Интернет, выпуск специальных справочников и буклетов, серий популярных изданий, видеофильмов и сборников задач. Планируются специальные циклы лекций и выпуск соответствующих изданий для школьников по современным проблемам ядерной физики, техники и технологий. Все это обеспечит приток талантливой молодежи для обучения в университете и будет способствовать созданию реальных конкурентных преимуществ университета на внутреннем и внешнем рынках образовательных услуг.

Объединенный потенциал университета обеспечит своевременную и качественную переподготовку, поддержание и повышение квалификации педагогических кадров, работников атомной отрасли и других высокотехнологичных отраслей.

Интеграция образовательной и научно-исследовательской деятельности университета предусматривает развитие сотрудничества с ведущими научно-исследовательскими центрами, включающего создание научно-образовательных центров в университете, кафедр университета в научных организациях отрасли, а в перспективе - осуществление интеграции университета с рядом ведущих научных центров и организаций высокотехнологичных отраслей, а также развитие и оснащение центров коллективного пользования. Создаваемые лаборатории и центры призваны играть важную роль не только в подготовке кадров для высокотехнологичных отраслей, но и в удовлетворении потребностей регионов в таких кадрах.

Программой предусматривается существенная интенсификация работ, проводимых подразделениями университета совместно с основными предприятиями отрасли, в том числе в рамках федеральных целевых программ, реализующих мероприятия в атомном комплексе. Указанные работы имеют целью укрепление и развитие научно-технологического сотрудничества университета с атомной отраслью, другими высокотехнологичными отраслями, оборонно-промышленным комплексом и бизнесом.

Для выполнения широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований на мировом уровне и обеспечения эффективного трансферта технологий в экономику предусматривается эффективное взаимодействие с российскими учеными ведущих научных центров.

Взаимодействие университета с профильными международными организациями и зарубежными университетами, научными и промышленными центрами осуществляется в следующих целях:

интеграция университета с  мировой сетью воспроизводства носителей ядерных знаний;

международная сертификация образовательных программ;

проведение совместных исследований по перспективным направлениям развития ядерной энергетики и ядерных технологий;

формирование предпосылок для эффективного участия Российской Федерации в международной системе разделения труда, сотрудничества и конкуренции.

Международная деятельность университета будет направлена на завоевание позиций в группе лидеров в мировом научно-образовательном пространстве и существенное развитие экспорта образовательных услуг. Для реализации этих целей университет будет расширять число магистерских и аспирантских образовательных программ для иностранных студентов, разрабатывать совместные образовательные программы и организовывать регулярный обмен студентами с ведущими мировыми ядерными университетами, проводить аккредитацию образовательных программ в США, Европе и Азии, а также расширять научные контакты с Международным агентством по атомной энергии, Европейским центром ядерных исследований, международными организациями, крупнейшими научными центрами и университетами США, Европы и Азии.

Для оценки эффективности деятельности университета разработаны основные целевые индикаторы и показатели, позволяющие контролировать ход решения задач по годам, которые приведены в приложении № 2.

Реализация Программы предусматривает следующие этапы:

I этап - создание университета и изменение его типа на автономное образовательное учреждение (2009 - 2011 годы);

II этап - развитие университета (2012 - 2015 годы);

III этап - завоевание университетом лидирующих позиций в российском образовательном пространстве и укрепление позиций в мировом образовательном пространстве (2016 - 2017 годы).

На I этапе будут выполнены следующие мероприятия:

завершение в 2009 году реорганизации университета, предусмотренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. № 480-р;

создание системы реализации государственного заказа при выполнении мероприятий Программы и системы мониторинга реализации Программы (2010 год);

оптимизация использования учебно-научных помещений и общежитий для осуществления профильной научно-образовательной деятельности на основе инвентаризации имущественного комплекса и материально-технической базы учебных заведений (2011 год);

проведение анализа эффективности образовательной деятельности учебных заведений по удовлетворению кадровых потребностей предприятий высокотехнологичных отраслей и региональных кадровых потребностей и начало работ по модернизации существующих и созданию новых образовательных программ на основе указанного анализа (2011 год);

создание в основном информационной инфраструктуры университета (2011 год);

создание системы управления университетом (2011 год);

осуществление перехода университета в автономное образовательное учреждение путем изменения типа государственного образовательного учреждения (2011 год).

На II этапе будут решены следующие основные задачи:

создание эффективной системы интеграции науки и образования и привлечение ведущих специалистов и ученых для работы в университете;

завершение в основном модернизации учебных образовательных стандартов и программ с учетом требований работодателей;

завершение в основном развития материально-технической базы и имущественного комплекса.

На III этапе предполагается завоевание университетом лидирующих позиций в российском образовательном пространстве и укрепление его позиций в мировом научно-образовательном пространстве.


III. Мероприятия Программы


Достижение цели и решение задач университета осуществляются путем скоординированного выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий Программы.

Мероприятия Программы сгруппированы по 4 направлениям и приведены в приложении № 3.

Первое направление предполагает кадровое обеспечение атомной отрасли и других высокотехнологичных отраслей.

Второе направление предполагает научно-инновационное развитие университета, которое осуществляется по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники и по критическим технологиям Российской Федерации и в соответствии со Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике 4 февраля 2006 г. (протокол № 1).
  1   2   3   4

Похожие:

Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. №915-р iconПриказ от 24 сентября 2009 г. N 853 об утверждении стратегии развития легкой промышленности россии на период до 2020 года и плана мероприятий по ее реализации
В целях реализации пункта 1 поручения Президента Российской Федерации от 3 июля 2008 г. N пр-1369, пункта 1 поручения Правительства...
Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. №915-р iconВерховный суд российской федерации именем Российской Федерации решение от 27 июля 2011 г. N гкпи11-770
К. о признании недействующим подпункта 20 пункта 1 изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая...
Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. №915-р iconПриказ от 12 апреля 1999 г. N 288 о мерах по реализации постановления правительства российской федерации от 21 июля 1998 Г. N 814
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского...
Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. №915-р iconПриказ от 12 апреля 1999 г. N 288 о мерах по реализации постановления правительства российской федерации от 21 июля 1998 Г. N 814
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского...
Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. №915-р iconРоссийской федерации приказ
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года n 121 "О внесении изменений в...
Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. №915-р iconПриказ от 21 сентября 2009 г. N 341 о реализации постановления правительства российской федерации от 23 июня 2009 Г. N 525
Российской Федерации от 23 июня 2009 г. N 525 "О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской...
Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. №915-р iconПриказ от 8 июля 2008 г. N 99 об утверждении положения о департаменте государственной политики в области морского и речного транспорта министерства транспорта российской федерации
Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, а также на основании Приказа...
Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. №915-р iconКонцепция развития разработки и использования свободного программного обеспечения в Российской Федерации оглавление
Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 г. №1024-р) и положениях Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010...
Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. №915-р iconРоссийской федерации постановление
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного...
Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. №915-р iconРоссийской федерации постановление
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница