Рабочая программа дисциплины Социокультурные миры




Скачать 108.38 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины Социокультурные миры
Дата22.02.2013
Размер108.38 Kb.
ТипРабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Философский факультет

Кафедра социологии


УТВЕРЖДАЮ

Декан философского

факультета ТГУ


____________ С. С. Аванесов


" " февраля 2011 г.


Рабочая программа дисциплины

Социокультурные миры


Направление подготовки

040100 Социология


Профиль подготовки

Общий


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

Очная


Томск 2011

1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Социокультурные миры» являются:

– формирование представления о предмете, методах и задачах изучения социума в культурологическом измерении,

– ознакомление студентов с актуальными проблемами культурологии,

– формирование возможности практического применения полученных знаний о социуме в профессиональной и личной траектории развития.


2 Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата


Дисциплина «Социокультурные миры» преподается студентам, обучающимся по основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 040100 «Социология» в Томском государственном университете во втором семестре первого года обучения. Он представляет собой дисциплину по выбору вариативной части цикла ГСЭ Б.1. Предметное содержание дисциплины тесно взаимосвязано с учебными дисциплинами цикла Б.1. ГСЭ «Философия», «История», а также с учебными курсами из профессионального цикла Б.3. «Основы социологии», «Методология и методы социологического исследования» и «История социологии».

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе.


3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


Дисциплина «Социокультурные миры» предназначена для формирования элементов общекультурных и профессиональных компетенций, обозначенных в ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров по социологии:

– способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

– способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

– способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

– знать: объект, предмет и основные проблемы социальной культурологии;

– уметь: использовать базовые теоретические модели и понятия для исследования социальной реальности;

– владеть: навыками исторического, культурологического и социологического воображения.



    4. Структура и содержание дисциплины «Социокультурные миры»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы 72 часа, из них 36 аудиторных, зачет.



п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции

семинары

СРС

1.

Предмет и задачи курса Социокультурные миры

2

1

2

2

4

Анализ дебатов

2.

Типология социокультурных миров: исторические типы культуры; региональные культуры; цивилизации

2

2

2

2

4

3.

Проблема соотношения социума и культуры: О.Шпенглер, П.Сорокин, Дж.Фейблман

2

3

2

2

4

4.

Методология изучения социокультурной динамики: эволюционизм, циклизм, цивилизационный подход

2

4

2

2

4

5.

Первобытная культура как система: род, мифомышление, тотемизм

2

5

2

2

8

Доклады

6.

Европейская культура как особый социокультурный мир: античность, средневековье, Возрождение. Новое Время, Современность

2

6-7

2

4

4

Эссе

7.

Китайский тип культуры как особый социокультурный мир: ритуализм, конфуцианство как матрица китайской культуры

2

8

2

2

4

8.

Индо-буддийский тип культуры

2

9-10

2

4

4




Итого

2

1-10

16

20

36


5. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Поэтому в рамках данного учебного курса предусмотрены не только традиционные лекционные и практические занятия, но и интерактивные занятия в форме занятий по критическому мышлению, дебатов и кейс-стади, а также написание индивидуальных проектов. Кроме того, контроль самостоятельной работы студентов осуществляется в интерактивной форме проблемного коллоквиума, позволяет актуализировать процессы самообучения и взаимообучения. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 20% аудиторных занятий.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Основными формами и этапами оценки текущей успеваемости и контроля самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины являются:

1. Анализ дебатов

2. Групповые доклады по результатам применения технологии кластеризации образовательной технологии РКМЧП.

3. Эссе

4. Отчет по кейсу

5. Проблемный коллоквиум.

6. Устный экзамен.

Примеры оценочных средств


1. Анализ дебатов по теме «Специфика России как социокультурного мира»


Проанализируйте ход дебатов и ответьте на следующие вопросы:

– Укажите основные области столкновения мнений и обоснуйте свой ответ;

– Оцените полноту и убедительность содержания аргументов и доказательств каждой из команд;

– Оцените структуру и способ построения выступлений каждой из команд;

– Дайте свой ответ на вопрос «Россия: Восток или Запад?»


2. Эссе


Целью написания эссе является формирование навыков творческого профессионального видения проблемы, гипотетического анализа соответствующего фрагмента социокультурной реальности, а также экспликации полученных результатов. Основными принципами работы над эссе являются:

– опора на априорное интеллектуальное постижение;

– опора на историческое и социологическое воображение;

– опора на методологическую рефлексию (формулировка проблемы, цели, задач, этапов) работы;

– использование профессионального тезауруса;

– опора на конкретику (наличные или смоделированные ситуации, факты, явления и т.п.), использование примеров в качестве аргументов и иллюстраций;

– самостоятельный подбор литературы и ее вспомогательный характер.


Примерные темы эссе


1. Родовая организация и системы родства

2. Первобытная магия как первичная технология жизнедеятельности

3. Доминанты античной культуры

4. Ритуализм как принцип усточивости китайской культуры

5. Карма и дхарма как фундамент индо-буддийской социокультурной системы

6. Современная западная культура: главные интеллектуальные установки

7. Средневековая культура: столкновение трех традиций


4 Кейс-стади. Тема «Портрет цивилизации в пространстве и времени»


Задания:

– Опишите основные этапы истории

– Сравните этапы развития данной цивилизации с другими

– Сравните изменение оценки цивилизации в зависимости от выбранной методологии

5 Проблемный коллоквиум

Предполагается активизация аналитического потенциала студентов, формирование навыков профессионального взгляда на проблемы, имеющие достаточно широкий социокультурный контекст. Целью ответов на проблемные вопросы не является дать абсолютно правильный ответ – некоторые из них не имеют однозначного разрешения.

Примерные проблемные вопросы к коллоквиуму

1. Возможно ли полное и объективное разделение понятий социума и культуры?

2. На какие проблемные ситуации отвечает введение концепта «социокультурный мир»?

3. Три традиции средневековья: альянс, синтез или противоречие

4. Возрождение и Реформация как рождение современной Европы

5. Единство и различие эволюционизма и циклизма как двух стратегий описания и понимания социокультурной динамики

6. Восток и Запад – проблема границы


6 Вопросы к экзамену

1. Объект и предмет курса

2. Историческая типология культур

3. Культура и цивилизация: основания различения

4. Морфология культуры О. Шпенглера

5. Социокультурная динамика по П. Сорокину

6. Идеальные модели культуры Дж. Фейблмана

7. Цивилизационный подход

8. Мифологизм и магизм архаических культур

9. Европейская культура – античный период

10. Европейская культура – средневековый период

11. Европейская культура – эпоха Модерна

12. Современная западная культура

13. Конфуцианство как основа китайского социума

14. Специфика формирования индо-буддисткой цивилизации


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Основная литература


Антология исследований культуры. Т. 1. СПб.1997

Дж. Фейблман. Типы культуры // Антология исследований культуры. Т. 1 С. 203-224

Сорокин П. А. Социокультурная динамика. М. 2001

Кармин А. С. Культурология. СПб. 2003

Романов В. Н. Историческое развитие культуры. М. 1991

Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М. 2001

Минюшев Ф. И. Социология культуры. М. 2004

Николаенко Д. В. Социокультурные миры.1998 // www.socintegrum.ru

Ионин Л. Г. Основания социокультурного анализа. М. 1995

Ерасов Б. С. Социология культуры. М. 2001

Моль А. Социодинамика культуры, М. 1979


Дополнительная литература


Ахутин А.В.,Библер В.С.,Курганов С. Ю. Античная культура. М. 1996

Боннар Г.Греческая цивилизация. Т. 1-3. М. 1992

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, 15-18 вв.Т.1-3 М.1986-1991

Иглтон Т. Идея культуры. М., 2011

История и культура традиционной Японии. М., 2011

Живов В. М. Язык и культура в России 18 века. М. 1996

Ле Гофф Ж.Цивилизация средневекового Запада. М. 1992

Тойнби А. Дж. Постижение истории. М. 2003

Тейлор Э. Первобытная культура. М. 2001

Шпенглер О. Закат Европы. М. 2003

Ольденбург С. Ф. Культура Индии. М. 1991

Шарма Рам Шаран. Древнеиндийское общество. М. 1987

Ткаченко Г. А. Космос, музыка, ритуал. М. 1990

Конфуций. Я верю в древность. М. 1995

Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М. 1970

Фэй Сяотун. Китайская деревня глазами этнографа. М. 1989

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М. 1984

Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М. 1990

Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М. 1997

Античность как тип культуры. М. 1982

Гарэн Э. Проблемы Возрождения М. 1986

Темкин Э. Н., Эрман В. Г. Мифы древней Индии. М. 1982

История и культура древней Индии: Тексты. М. 1990

Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М. 1990

Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. М. 1998

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М. 1992

Средневековые цивилизации Запада и Востока. Т. 2. М., 2011


Сетевые ресурсы:

  1. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

  2. Библиотека Интернет-портала «Экономика. Социология. Менеджмент» http://ecsocman.edu.ru

  3. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru/


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Кафедра социологии ТГУ располагает всем необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы. Оно включает в себя:

– наличие компьютерного класса;

– наличие доступного для студента выхода в Интернет;

– наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных презентаций.




Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 040010 «Социология».


Автор: Свистунов Валерий Николаевич, кандидат философских наук, доцент кафедры истории философии и логики


Рецензент: Петренко Валерия Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры социальной философии, онтологии и теории познания


Программа одобрена на заседании методической комиссии философского факультета ТГУ

от 01.02.2011 года, протокол № 2.



Похожие:

Рабочая программа дисциплины Социокультурные миры iconДжо Холдеман Миры обетованные Миры 1 Scan: B. X, Ocr and Spellcheck: Rena
«Миры обетованные» — первая книга трилогии знаменитого американского фантаста Джо Холдемана о Мирах
Рабочая программа дисциплины Социокультурные миры iconРабочая программа учебной дисциплины история и социокультурные проблемы отечественного железнодорожного транспорта Специальность научных работников : 07. 00. 10 «История науки и техники»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины Социокультурные миры iconДжо Холдеман Миры запредельные Миры 2
Ново Йорк, где полным ходом идет сооружение нового межзвездного корабля. Обезумевшие от ужаса и страданий, принесенных этой войной,...
Рабочая программа дисциплины Социокультурные миры iconУчебно-методическое обеспечение дисциплины 8 Рекомендуемая литература 8 > Лист внесения изменений 9 введение нормативные ссылки Типовая программа не предусмотрена рабочая программа дисциплины специализации «Основы рекламы и связи с общественностью»
Рабочая модульная программа дисциплины для студентов, обучающихся по специальности
Рабочая программа дисциплины Социокультурные миры iconРабочая программа дисциплины Для студентов всех специальностей Форма обучения очная, заочная Тюмень 2012 ббк 71 К90 культурология [Текст]: рабочая программа дисциплины.
Культурология [Текст]: рабочая программа дисциплины. Тюмень: гаоу впо то «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления...
Рабочая программа дисциплины Социокультурные миры iconРабочая программа Дисциплины История отечественных сми дисциплины опд. Р. Оо. Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом для специальности 030602. 65 «Связи с общественностью»
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и...
Рабочая программа дисциплины Социокультурные миры iconРабочая программа Дисциплины опд. Ф. 02. 05 «Гидравлика»
А рабочая программа дисциплины «Основы гидравлики и гидропривода» / сост. Л. С. Диньмухаметова – Орск: огти 2002, – 18 с
Рабочая программа дисциплины Социокультурные миры iconРабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. «Механика»
Рабочая программа дисциплины «Теория механизмов и машин» / сост. Н. Я. Подоляк – Орск: огти 2007, – 22 с
Рабочая программа дисциплины Социокультурные миры iconРабочая программа дисциплины Специальность 080801. 65 «Прикладная информатика в экономике»
Информационные системы [Текст]: рабочая программа дисциплины. Тюмень: тгамэуп, 2012. 20 с
Рабочая программа дисциплины Социокультурные миры iconРабочая программа дисциплины Специальность 080801. 65 «Прикладная информатика в экономике»
Мультимедиа технологии [Текст]: рабочая программа дисциплины. Тюмень: тгамэуп, 2012. 20 с
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница