Скачать 108.38 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ) Философский факультет Кафедра социологии УТВЕРЖДАЮ Декан философского факультета ТГУ ____________ С. С. Аванесов " " февраля 2011 г. Рабочая программа дисциплины Социокультурные миры Направление подготовки 040100 Социология Профиль подготовки Общий Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Томск 2011 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Социокультурные миры» являются: – формирование представления о предмете, методах и задачах изучения социума в культурологическом измерении, – ознакомление студентов с актуальными проблемами культурологии, – формирование возможности практического применения полученных знаний о социуме в профессиональной и личной траектории развития. 2 Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Социокультурные миры» преподается студентам, обучающимся по основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 040100 «Социология» в Томском государственном университете во втором семестре первого года обучения. Он представляет собой дисциплину по выбору вариативной части цикла ГСЭ Б.1. Предметное содержание дисциплины тесно взаимосвязано с учебными дисциплинами цикла Б.1. ГСЭ «Философия», «История», а также с учебными курсами из профессионального цикла Б.3. «Основы социологии», «Методология и методы социологического исследования» и «История социологии». Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Дисциплина «Социокультурные миры» предназначена для формирования элементов общекультурных и профессиональных компетенций, обозначенных в ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров по социологии: – способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); – способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9); – способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: – знать: объект, предмет и основные проблемы социальной культурологии; – уметь: использовать базовые теоретические модели и понятия для исследования социальной реальности; – владеть: навыками исторического, культурологического и социологического воображения. 4. Структура и содержание дисциплины «Социокультурные миры» Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы 72 часа, из них 36 аудиторных, зачет.
5. Образовательные технологии В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Поэтому в рамках данного учебного курса предусмотрены не только традиционные лекционные и практические занятия, но и интерактивные занятия в форме занятий по критическому мышлению, дебатов и кейс-стади, а также написание индивидуальных проектов. Кроме того, контроль самостоятельной работы студентов осуществляется в интерактивной форме проблемного коллоквиума, позволяет актуализировать процессы самообучения и взаимообучения. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 20% аудиторных занятий. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Основными формами и этапами оценки текущей успеваемости и контроля самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины являются: 1. Анализ дебатов 2. Групповые доклады по результатам применения технологии кластеризации образовательной технологии РКМЧП. 3. Эссе 4. Отчет по кейсу 5. Проблемный коллоквиум. 6. Устный экзамен. Примеры оценочных средств 1. Анализ дебатов по теме «Специфика России как социокультурного мира» Проанализируйте ход дебатов и ответьте на следующие вопросы: – Укажите основные области столкновения мнений и обоснуйте свой ответ; – Оцените полноту и убедительность содержания аргументов и доказательств каждой из команд; – Оцените структуру и способ построения выступлений каждой из команд; – Дайте свой ответ на вопрос «Россия: Восток или Запад?» 2. Эссе Целью написания эссе является формирование навыков творческого профессионального видения проблемы, гипотетического анализа соответствующего фрагмента социокультурной реальности, а также экспликации полученных результатов. Основными принципами работы над эссе являются: – опора на априорное интеллектуальное постижение; – опора на историческое и социологическое воображение; – опора на методологическую рефлексию (формулировка проблемы, цели, задач, этапов) работы; – использование профессионального тезауруса; – опора на конкретику (наличные или смоделированные ситуации, факты, явления и т.п.), использование примеров в качестве аргументов и иллюстраций; – самостоятельный подбор литературы и ее вспомогательный характер. Примерные темы эссе 1. Родовая организация и системы родства 2. Первобытная магия как первичная технология жизнедеятельности 3. Доминанты античной культуры 4. Ритуализм как принцип усточивости китайской культуры 5. Карма и дхарма как фундамент индо-буддийской социокультурной системы 6. Современная западная культура: главные интеллектуальные установки 7. Средневековая культура: столкновение трех традиций 4 Кейс-стади. Тема «Портрет цивилизации в пространстве и времени» Задания: – Опишите основные этапы истории – Сравните этапы развития данной цивилизации с другими – Сравните изменение оценки цивилизации в зависимости от выбранной методологии 5 Проблемный коллоквиум Предполагается активизация аналитического потенциала студентов, формирование навыков профессионального взгляда на проблемы, имеющие достаточно широкий социокультурный контекст. Целью ответов на проблемные вопросы не является дать абсолютно правильный ответ – некоторые из них не имеют однозначного разрешения. Примерные проблемные вопросы к коллоквиуму 1. Возможно ли полное и объективное разделение понятий социума и культуры? 2. На какие проблемные ситуации отвечает введение концепта «социокультурный мир»? 3. Три традиции средневековья: альянс, синтез или противоречие 4. Возрождение и Реформация как рождение современной Европы 5. Единство и различие эволюционизма и циклизма как двух стратегий описания и понимания социокультурной динамики 6. Восток и Запад – проблема границы 6 Вопросы к экзамену 1. Объект и предмет курса 2. Историческая типология культур 3. Культура и цивилизация: основания различения 4. Морфология культуры О. Шпенглера 5. Социокультурная динамика по П. Сорокину 6. Идеальные модели культуры Дж. Фейблмана 7. Цивилизационный подход 8. Мифологизм и магизм архаических культур 9. Европейская культура – античный период 10. Европейская культура – средневековый период 11. Европейская культура – эпоха Модерна 12. Современная западная культура 13. Конфуцианство как основа китайского социума 14. Специфика формирования индо-буддисткой цивилизации 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература Антология исследований культуры. Т. 1. СПб.1997 Дж. Фейблман. Типы культуры // Антология исследований культуры. Т. 1 С. 203-224 Сорокин П. А. Социокультурная динамика. М. 2001 Кармин А. С. Культурология. СПб. 2003 Романов В. Н. Историческое развитие культуры. М. 1991 Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М. 2001 Минюшев Ф. И. Социология культуры. М. 2004 Николаенко Д. В. Социокультурные миры.1998 // www.socintegrum.ru Ионин Л. Г. Основания социокультурного анализа. М. 1995 Ерасов Б. С. Социология культуры. М. 2001 Моль А. Социодинамика культуры, М. 1979 Дополнительная литература Ахутин А.В.,Библер В.С.,Курганов С. Ю. Античная культура. М. 1996 Боннар Г.Греческая цивилизация. Т. 1-3. М. 1992 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, 15-18 вв.Т.1-3 М.1986-1991 Иглтон Т. Идея культуры. М., 2011 История и культура традиционной Японии. М., 2011 Живов В. М. Язык и культура в России 18 века. М. 1996 Ле Гофф Ж.Цивилизация средневекового Запада. М. 1992 Тойнби А. Дж. Постижение истории. М. 2003 Тейлор Э. Первобытная культура. М. 2001 Шпенглер О. Закат Европы. М. 2003 Ольденбург С. Ф. Культура Индии. М. 1991 Шарма Рам Шаран. Древнеиндийское общество. М. 1987 Ткаченко Г. А. Космос, музыка, ритуал. М. 1990 Конфуций. Я верю в древность. М. 1995 Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М. 1970 Фэй Сяотун. Китайская деревня глазами этнографа. М. 1989 Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М. 1984 Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М. 1990 Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М. 1997 Античность как тип культуры. М. 1982 Гарэн Э. Проблемы Возрождения М. 1986 Темкин Э. Н., Эрман В. Г. Мифы древней Индии. М. 1982 История и культура древней Индии: Тексты. М. 1990 Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М. 1990 Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. М. 1998 Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М. 1992 Средневековые цивилизации Запада и Востока. Т. 2. М., 2011 Сетевые ресурсы:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Кафедра социологии ТГУ располагает всем необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы. Оно включает в себя: – наличие компьютерного класса; – наличие доступного для студента выхода в Интернет; – наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных презентаций. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 040010 «Социология». Автор: Свистунов Валерий Николаевич, кандидат философских наук, доцент кафедры истории философии и логики Рецензент: Петренко Валерия Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры социальной философии, онтологии и теории познания Программа одобрена на заседании методической комиссии философского факультета ТГУ от 01.02.2011 года, протокол № 2. |