Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси




Скачать 345.93 Kb.
НазваниеУчреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси
страница1/3
Дата22.02.2013
Размер345.93 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3


Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный институт трудовых и социальных отношений»


УТВЕРЖДАЮ

Ректор учреждения образования

Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный институт

трудовых и социальных отношений»


_____________ В.И. Толкачев

_____________ 2010г.

Регистрационный № УД-________/р.


МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ


Учебная программа для специальности

1-26 02 03 Маркетинг


Факультет

международных экономических отношений и менеджмента

Кафедра

логистики

Курс

5/5




Семестр

9/10




Лекции

26/10




Практические/семинарские

Зачет

9 семестр (очная форма)

занятия

26/6

Экзамен

10 семестр (заочная форма)

Лабораторные




занятия

-




Всего аудиторных часов по




дисциплине

52/16




Всего часов по

Форма получения

дисциплине

92/52

высшего образования

Очная/заочная



Составила ст. преподаватель Хлюст Людмила Петровна


2010г.

Учебная программа «Международный маркетинг» составлена на основе учебной программы «Международный маркетинг» для специальности «Маркетинг» (утв. 22.06.2005г., регистрационный № ТД – 179/тип.)


Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры логистики

27.08.2010, протокол №01

И.о.заведующего кафедрой

______________ Е.А. Иванов


Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный институт трудовых и социальных отношений»


__________ 2010, протокол №

Председатель

_____________ В.И. Толкачев


Пояснительная записка

Либерализация внешнеэкономической деятельности в рынки большого числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеэкономические операции. Разработка маркетинговой стратегии фирмы для выхода на зарубежные рынки невозможна без знаний мирохозяйственной среды и тенденций её развития. Всё это предъявляет новые требования к подготовке специалистов по маркетингу.

Курс «Международный маркетинг» является одной из основных дисциплин, формирующих профессиональные навыки маркетолога.

Цель курса – раскрыть сущность маркетинга во внешнеэкономической деятельности фирмы и привить будущим специалистам знания, умения и навыки в области методологии международного маркетинга и использование их в практической деятельности.

Основные задачи дисциплины – формирование профессиональной компетенции в области:

- концепции международного маркетинга и характера её воздействия на фирму;

- инструментов международного маркетинга;

- разработки и реализации стратегии маркетинга на зарубежных рынках.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

  • знать содержание международной маркетинговой деятельности предприятия (фирмы);

  • обладать знаниями, необходимыми для исследования международной маркетинговой среды;

  • иметь первоначальные знания о методах и средствах исследования и выбора зарубежного рынка.

Предмет дисциплины «Международный маркетинг» - определение маркетинговых возможностей фирмы и их реализация на внешнем рынке. Логика дисциплины строится на изучении и практическом использовании аналитических процедур, обеспечивающих рыночную ориентацию фирмы в условиях глобальной конкуренции.

Дисциплина «Международный маркетинг» базируется на знаниях основ философии и экономической теории, менеджмента и маркетинга, финансового менеджмента и коммерческого права, психологии и социологии управления, основ статистики и компьютерной техники.


Содержание учебного материала по дисциплине

«Международный маркетинг» для специальности 1-26 02 03 «Маркетинг»


Тема 1. Сущность международного маркетинга, его особенности и

проблемы развития

Теоретические основы и история возникновения международного маркетинга. Отличие международного маркетинга от международной производственно-сбытовой деятельности.

Понятие международного маркетинга. Сущность международно-
го маркетинга, объективные причины и условия его развития. Прин-
ципы организации международного маркетинга.

Особенности международного маркетинга. Его значение для ме­ждународного бизнеса. Основные отличия международного и нацио­нального маркетинга. Цель международного маркетинга.

Риски и эффект в международном маркетинге. Основные факто-
ры риска и привлекательности, характерные для внешнеэкономиче-
ской деятельности.

Основные тенденции в развитии международной маркетинговой деятельности. Проблемы развития международного маркетинга в Рес­публике Беларусь.


Тема 2. Интернационализация маркетинговой деятельности

Сущность процесса интернационализации предприятия (фирмы). Интернационализация мировой экономики и глобализация экономиче­ских процессов. Объективная основа и содержание процесса интерна­ционализации маркетинга. Пробный и традиционный экспорт как пер­вые шаги интернационализации. Понятие экспортного маркетинга.

Этапы интернационализации маркетинговой деятельности пред­приятий (фирм). Причины, ускоряющие процесс интернационализа­ции. Понятие глобальной конкуренции.

Мотивы выхода предприятий (фирм) на зарубежные рынки. Ры­ночные мотивы, возникающие на национальном рынке, и мотивы, по­рожденные государственной политикой страны. Мотивы, возникаю­щие на зарубежных рынках. Мотивы, возникающие в результате хо­зяйственной деятельности самой фирмы.

Стратегии интернационализации маркетинговой деятельности. Преимущества и недостатки стратегии адаптации и стратегии стандартизации. Основные виды международного маркетинга. Решения пред­приятия (фирмы) при выходе на зарубежные рынки. Малый бизнес и интернационализация. Причины и перспективы глобализации компа­ний.


Тема 3. Среда международного маркетинга

Особенности международной маркетинговой среды. Тенденции изменения экономической и политико-правовой среды международно­го маркетинга. Развитие инфраструктуры и информационных техноло­гий и их влияние на исследование международной маркетинговое среды.

Экономическая среда международного маркетинга. Факторы, ха­рактеризующие тип экономической системы, сложившейся в той или иной стране. Модели рыночной экономики: американская, японская и шведская модель. Показатели функционирования экономики страны. Факторы, характеризующие состояние рынка в стране. Экономико-географические характеристики, влияющие на маркетинговую деятельность на конкретном зарубежном целевом рынке.

Социокультурная среда международного маркетинга. Основные показатели, характеризующие социокультурное сечение: грамотность населения, уровень образованности, существование и размеры средне­го класса. Необходимость изучения культурологических факторов маркетинговой среды. Важнейшие особенности этики ведения бизнеса в разных странах.

Политико-правовое сечение окружающей среды международного маркетинга. Виды правовых систем. Правовые нормы в области регу­лирования международной маркетинговой деятельности. Унификация правовых норм. Тарифные ограничения и нетарифные барьеры. Сущ­ность протекционистской и фискальной таможенной политики. Ва­лютный контроль и введение валютных ограничений. Виды правовых режимов: режим наибольшего благоприятствования и национальный режим.

Адаптация к международной маркетинговой среде. Способы адаптации, выработанные мировой практикой. Уровни и этапы про­цесса адаптации фирм к зарубежной маркетинговой среде.


Тема 4. Международные фирмы и условия их функциониро­вания на зарубежных рынках

Международные фирмы: определение, характерные черты и осо­бенности деятельности.

Классификация фирм, действующих на мировом рынке: по при­надлежности капитала, по видам хозяйственной деятельности, по форме организации управления, по характеру собственности, по пра­вовому положению. Мультинациональная компания. Глобальная ком­пания. Особенности внутрифирменных отношений. ТНК и МНК как формы глобализации бизнеса.

Взаимодействие фирм с международной маркетинговой средой. Формирование условий функционирования международных фирм на зарубежных рынках. Отношения между ТНК и страной-реципиентом.


Тема 5. Взаимоотношения фирм в международном маркетинге

Теоретические основы договорных отношений с зарубежными партнерами. Оформление договорных отношений в международной маркетинговой деятельности. Основные и факультативные признаки международного договора купли-продажи товаров. Содержание меж­дународных договоров. Предмет и объект договора. Виды договоров в международном маркетинге.

Валютные отношения в международном маркетинге. Основные понятия и термины валютных отношений. Валютный рынок. Операции на валютном рынке. Хеджирование. Регулирование валютного курса. Межбанковские корреспондентские отношения как основа организации международных расчетов. Счета «лоро» и «ностро», дата валютирования.

Формы делового общения в международном маркетинге. Такти­ческие и стратегические задачи делового общения и переговоров с за­рубежными партнерами. Этапы процесса переговоров. Высокий и низ­кий контекст культуры деловой переписки. Обеспечение успеха и раз­решение противоречий в процессе делового общения с зарубежными партнерами. Арбитражные и третейские суды.


Тема 6. Международные маркетинговые исследования

Содержание и особенности исследования рынка в международ­ном маркетинге. Основные причины исследования международного рынка. Отличие международных маркетинговых исследований от ис­следования национального рынка. Тенденции, имеющие место в осу­ществлении международных маркетинговых исследований (все боль­шая доступность коммерческих баз данных, высокая оперативность их обновления, растущая неудовлетворенность опросами среди респон­дентов).

Проблемы сопоставимости информации о зарубежных рынках. Основная информация, характеризующая деятельность зарубежных фирм. Методы сбора и источники информации для исследования за­рубежных рынков. Интернет как средство международных маркетин­говых исследований. Проблемы проведения полевых и кабинетных исследований зарубежного рынка.

Направления исследований международной рыночной конъюнк­туры. Исследование мировой конкурентной среды. Бенчмаркинг. По­рядок и последовательность проведения международных маркетинго­вых исследований.

Прогнозирование развития международного рынка. Средне- и краткосрочные прогнозы. Методы прогнозирования. Методика про­гнозирования развития внешнего рынка.


Тема 7. Выбор рынков в международном маркетинге

Сущность и особенности сегментирования зарубежных рынков. Сегментирование на основе экономических, политико-правовых и культурологических факторов. Межрыночная и многофакторная сег­ментация в международном маркетинге.

Анализ возможностей освоения сегментов в международном мар­кетинге. Методы выбора целевых сегментов. Метод концентрации (метод «муравья») и метод диверсификации (метод «стрекозы»). Балльно-матричный метод селекции международного рынка.

Особенности покупательского поведения на различных зарубеж­ных рынках. Модель покупательского поведения. Факторы, опреде­ляющие особенности поведения покупателей разных стран.

Факторы привлекательности и риска, определяющие выбор зару­бежного рынка. Классификация данных факторов. Методика оценки факторов привлекательности и риска работы на зарубежном рынке.


Тема 8. Способы и формы выхода на внешние рынки

Традиционные формы международного бизнеса. Прямой и кос­венный экспорт: преимущества и недостатки. Традиционный экспорт и экспортный маркетинг. СП и прямое инвестирование: привлекатель­ность и риски.

Новые формы выхода на зарубежные рынки.

Передача технологий как способ проникновения на рынки других стран. Международный лизинг, факторинг, оказание консалтинговых услуг. Продажа лицензий. Международные договоры франчайзинга. Аутсорсинг, толлинг, аквизиции.

Факторы внутренней и внешней маркетинговой среды, опреде­ляющие выбор формы международного бизнеса. Инвестиционный климат. Свободные экономические зоны. Факторы, определяющие привлекательность бизнеса и степень риска при его организации за рубежом.


Тема 9. Международные аспекты товарной политики

Товар в международной маркетинговой деятельности. Классифи­кация товаров в международном маркетинге. Экспортный товар: поня­тие, виды. Требования, предъявляемые к экспортному товару.

Понятие экспортной товарной политики. Планирование, форми­рование и управление экспортным ассортиментом. Товарные страте­гии международного маркетинга.

Разработка экспортного товара. Особенности создания «товара-пионера», «товара рыночной новизны» и «товара регрессивного изо­бретения». Маркетинговые решения, принимаемые при разработке экспортного товара.

Особенности жизненного цикла экспортного товара. Причины и условия превращение страны нововведения из страны-экспортера в страну-импортера товара в зависимости от стадии ЖЦТ. Связь конку­рентоспособности с уровнем сбыта на стадиях жизненного цикла то­вара. Маркетинговая политика в зависимости от стадии жизненного цикла экспортного товара.

Формирование фирменного стиля в международном маркетинге. Мировая практика регистрации и охраны товарных знаков. Специаль­ное внешнеторговое название товара. Разработка упаковки при выходе на зарубежный рынок. Требования к упаковке. Понятие регламента­ции упаковки в международном маркетинге.

Обеспечение патентной чистоты экспортной продукции. Понятие промышленной и интеллектуальной собственности. «Зонтик патен­тов». Методы борьбы с «копировальщиками» и «пиратами» на между­народном рынке.


Тема 10. Ценовая политика в комплексе международного маркетинга

Особенности ценообразования в международном маркетинге. Факторы, влияющие на формирование цен в международной торговле.

Понятие ценовой политики в системе международного маркетин­га и этапы её разработки. Цели ценообразования. Общая политика це­нообразования. Глобальные причины инициативного повышения цен.

Понятие цены в международном маркетинге. Разновидности цен. Цена внешнеторгового контракта. Основные методы ценообразования, используемые в мировой практике. Виды скидок, применяемых на ми­ровом рынке.

Мировая цена, особенности её формирования и определения. Мировая цена рынка покупателя и рынка продавца. Роль мировой це­ны в международных сделках.


Тема 11. Особенности политики распределения в междуна­родном маркетинге

Особенности системы распределения в международном марке­тинге и факторы, их определяющие. Общие проблемы распределения товаров по международным каналам сбыта.

Виды посреднической деятельности в международной торговле. Дилерские, комиссионные, брокерские и агентские операции. Правила выбора посредников. Виды посредников в международной маркетин­говой деятельности. Посредники с исключительным, неисключитель­ным правом продажи и с правом «первой руки».

Разработка политики распределения в международном маркетин­ге. Выбор каналов товародвижения. Выбор участников канала товаро­движения.

Международные товарные биржи как элементы системы распре­деления. Международные требования к биржевому товару. Аукционы и международные торги (тендеры): порядок их организации и прове­дения.

Основные правила ввоза товаров в иностранные государства. По­рядок работы с таможней. Виды таможенных платежей. Содержание таможенного досмотра и определение таможенного режима. Между­народная практика оценки стоимости товара для исчисления адвалор­ной таможенной пошлины.


Тема 12. Международные аспекты коммуникационной политики

Особенности реализации коммуникационной политики в между­народном маркетинге. Основные факторы, оказывающие влияние на формирование коммуникационной политики для зарубежного рынка. Правовые различия в осуществлении программ маркетинговых ком­муникаций в международном маркетинге. Международный кодекс рекламы.

Виды коммуникационных стратегий международного маркетин­га. Адаптированная и стандартизированная коммуникационные стра­тегии, их преимущества и недостатки.

Выбор коммуникационных методов продвижения товаров на за­рубежные рынки. Факторы, влияющие на выбор коммуникационных средств в международном маркетинге.

Международный рынок рекламных услуг.



Наименование тем

Количество часов




лекции

практи­ческие занятия

1. Сущность международного маркетинга, его особенности и проблемы развития

4

2

2. Интернационализация маркетинговой деятель­ности

2

2

3. Среда международного маркетинга

2

2

4. Международные фирмы и условия их функционирования на зарубежных рынках

2

1

5. Взаимоотношения фирм в международном маркетинге

2

1

6. Международные маркетинговые исследования

2

2

7. Выбор рынков в международном маркетинге

2

1

8. Способы и формы выхода на внешние рынки

2

1

9. Международные аспекты товарной политики

2

1

10. Ценовая политика в комплексе международ­ного маркетинга

2

1

11. Особенности политики распределения в меж­дународном маркетинге

2

1

12. Международные аспекты коммуникационной политики

2

1

Итого:

26

16
  1   2   3

Похожие:

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси iconУчреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси iconУчреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси iconУчреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси
Факультет Международных экономических отношений и менеджмента Кафедра Истории права и гуманитарных дисциплин
Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси iconУчреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси
Учебная программа составлена на основе Типовой учебной программы для высших учебных заведений по дисциплине “Социология” утвержденной...
Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси iconУчреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси
Учебная программа «Поведение потребителей» составлена на основе учебной программы бгэу «Поведение потребителей» для специальности...
Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси iconУчреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси
Учебная программа “Современные информационные технологии” составлена на основе типовой учебной программы “Компьютерные информационные...
Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси iconУчреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси
Учебная программа «Психология управления» составлена на основе типовой учебной программы «Психология управления» для высших учебных...
Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси iconПостановление Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси 25. 08. 2010 №180 положение об общественной комиссии по охране труда
Уставом Федерации профсоюзов и регламентирует деятельность общественных комиссий по охране труда членских организаций фпб, их организационных...
Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси iconПостановление Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси 25. 08. 2010 №180 положение об общественной комиссии по охране труда
Уставом Федерации профсоюзов и регламентирует деятельность общественных комиссий по охране труда членских организаций фпб, их организационных...
Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси iconПостановление Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси
Порядок участия профсоюзов в расследовании несчастных случаев на производстве (далее – Порядок) устанавливает формы участия уполномоченных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница