Скачать 345.93 Kb.
|
Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный институт трудовых и социальных отношений» УТВЕРЖДАЮ Ректор учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный институт трудовых и социальных отношений» _____________ В.И. Толкачев _____________ 2010г. Регистрационный № УД-________/р. МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ Учебная программа для специальности 1-26 02 03 Маркетинг
Составила ст. преподаватель Хлюст Людмила Петровна 2010г. Учебная программа «Международный маркетинг» составлена на основе учебной программы «Международный маркетинг» для специальности «Маркетинг» (утв. 22.06.2005г., регистрационный № ТД – 179/тип.) Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры логистики 27.08.2010, протокол №01 И.о.заведующего кафедрой ______________ Е.А. Иванов Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный институт трудовых и социальных отношений» __________ 2010, протокол № Председатель _____________ В.И. Толкачев Пояснительная записка Либерализация внешнеэкономической деятельности в рынки большого числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеэкономические операции. Разработка маркетинговой стратегии фирмы для выхода на зарубежные рынки невозможна без знаний мирохозяйственной среды и тенденций её развития. Всё это предъявляет новые требования к подготовке специалистов по маркетингу. Курс «Международный маркетинг» является одной из основных дисциплин, формирующих профессиональные навыки маркетолога. Цель курса – раскрыть сущность маркетинга во внешнеэкономической деятельности фирмы и привить будущим специалистам знания, умения и навыки в области методологии международного маркетинга и использование их в практической деятельности. Основные задачи дисциплины – формирование профессиональной компетенции в области: - концепции международного маркетинга и характера её воздействия на фирму; - инструментов международного маркетинга; - разработки и реализации стратегии маркетинга на зарубежных рынках. В результате изучения дисциплины студенты должны:
Предмет дисциплины «Международный маркетинг» - определение маркетинговых возможностей фирмы и их реализация на внешнем рынке. Логика дисциплины строится на изучении и практическом использовании аналитических процедур, обеспечивающих рыночную ориентацию фирмы в условиях глобальной конкуренции. Дисциплина «Международный маркетинг» базируется на знаниях основ философии и экономической теории, менеджмента и маркетинга, финансового менеджмента и коммерческого права, психологии и социологии управления, основ статистики и компьютерной техники. Содержание учебного материала по дисциплине «Международный маркетинг» для специальности 1-26 02 03 «Маркетинг» Тема 1. Сущность международного маркетинга, его особенности и проблемы развития Теоретические основы и история возникновения международного маркетинга. Отличие международного маркетинга от международной производственно-сбытовой деятельности. Понятие международного маркетинга. Сущность международно- го маркетинга, объективные причины и условия его развития. Прин- ципы организации международного маркетинга. Особенности международного маркетинга. Его значение для международного бизнеса. Основные отличия международного и национального маркетинга. Цель международного маркетинга. Риски и эффект в международном маркетинге. Основные факто- ры риска и привлекательности, характерные для внешнеэкономиче- ской деятельности. Основные тенденции в развитии международной маркетинговой деятельности. Проблемы развития международного маркетинга в Республике Беларусь. Тема 2. Интернационализация маркетинговой деятельности Сущность процесса интернационализации предприятия (фирмы). Интернационализация мировой экономики и глобализация экономических процессов. Объективная основа и содержание процесса интернационализации маркетинга. Пробный и традиционный экспорт как первые шаги интернационализации. Понятие экспортного маркетинга. Этапы интернационализации маркетинговой деятельности предприятий (фирм). Причины, ускоряющие процесс интернационализации. Понятие глобальной конкуренции. Мотивы выхода предприятий (фирм) на зарубежные рынки. Рыночные мотивы, возникающие на национальном рынке, и мотивы, порожденные государственной политикой страны. Мотивы, возникающие на зарубежных рынках. Мотивы, возникающие в результате хозяйственной деятельности самой фирмы. Стратегии интернационализации маркетинговой деятельности. Преимущества и недостатки стратегии адаптации и стратегии стандартизации. Основные виды международного маркетинга. Решения предприятия (фирмы) при выходе на зарубежные рынки. Малый бизнес и интернационализация. Причины и перспективы глобализации компаний. Тема 3. Среда международного маркетинга Особенности международной маркетинговой среды. Тенденции изменения экономической и политико-правовой среды международного маркетинга. Развитие инфраструктуры и информационных технологий и их влияние на исследование международной маркетинговое среды. Экономическая среда международного маркетинга. Факторы, характеризующие тип экономической системы, сложившейся в той или иной стране. Модели рыночной экономики: американская, японская и шведская модель. Показатели функционирования экономики страны. Факторы, характеризующие состояние рынка в стране. Экономико-географические характеристики, влияющие на маркетинговую деятельность на конкретном зарубежном целевом рынке. Социокультурная среда международного маркетинга. Основные показатели, характеризующие социокультурное сечение: грамотность населения, уровень образованности, существование и размеры среднего класса. Необходимость изучения культурологических факторов маркетинговой среды. Важнейшие особенности этики ведения бизнеса в разных странах. Политико-правовое сечение окружающей среды международного маркетинга. Виды правовых систем. Правовые нормы в области регулирования международной маркетинговой деятельности. Унификация правовых норм. Тарифные ограничения и нетарифные барьеры. Сущность протекционистской и фискальной таможенной политики. Валютный контроль и введение валютных ограничений. Виды правовых режимов: режим наибольшего благоприятствования и национальный режим. Адаптация к международной маркетинговой среде. Способы адаптации, выработанные мировой практикой. Уровни и этапы процесса адаптации фирм к зарубежной маркетинговой среде. Тема 4. Международные фирмы и условия их функционирования на зарубежных рынках Международные фирмы: определение, характерные черты и особенности деятельности. Классификация фирм, действующих на мировом рынке: по принадлежности капитала, по видам хозяйственной деятельности, по форме организации управления, по характеру собственности, по правовому положению. Мультинациональная компания. Глобальная компания. Особенности внутрифирменных отношений. ТНК и МНК как формы глобализации бизнеса. Взаимодействие фирм с международной маркетинговой средой. Формирование условий функционирования международных фирм на зарубежных рынках. Отношения между ТНК и страной-реципиентом. Тема 5. Взаимоотношения фирм в международном маркетинге Теоретические основы договорных отношений с зарубежными партнерами. Оформление договорных отношений в международной маркетинговой деятельности. Основные и факультативные признаки международного договора купли-продажи товаров. Содержание международных договоров. Предмет и объект договора. Виды договоров в международном маркетинге. Валютные отношения в международном маркетинге. Основные понятия и термины валютных отношений. Валютный рынок. Операции на валютном рынке. Хеджирование. Регулирование валютного курса. Межбанковские корреспондентские отношения как основа организации международных расчетов. Счета «лоро» и «ностро», дата валютирования. Формы делового общения в международном маркетинге. Тактические и стратегические задачи делового общения и переговоров с зарубежными партнерами. Этапы процесса переговоров. Высокий и низкий контекст культуры деловой переписки. Обеспечение успеха и разрешение противоречий в процессе делового общения с зарубежными партнерами. Арбитражные и третейские суды. Тема 6. Международные маркетинговые исследования Содержание и особенности исследования рынка в международном маркетинге. Основные причины исследования международного рынка. Отличие международных маркетинговых исследований от исследования национального рынка. Тенденции, имеющие место в осуществлении международных маркетинговых исследований (все большая доступность коммерческих баз данных, высокая оперативность их обновления, растущая неудовлетворенность опросами среди респондентов). Проблемы сопоставимости информации о зарубежных рынках. Основная информация, характеризующая деятельность зарубежных фирм. Методы сбора и источники информации для исследования зарубежных рынков. Интернет как средство международных маркетинговых исследований. Проблемы проведения полевых и кабинетных исследований зарубежного рынка. Направления исследований международной рыночной конъюнктуры. Исследование мировой конкурентной среды. Бенчмаркинг. Порядок и последовательность проведения международных маркетинговых исследований. Прогнозирование развития международного рынка. Средне- и краткосрочные прогнозы. Методы прогнозирования. Методика прогнозирования развития внешнего рынка. Тема 7. Выбор рынков в международном маркетинге Сущность и особенности сегментирования зарубежных рынков. Сегментирование на основе экономических, политико-правовых и культурологических факторов. Межрыночная и многофакторная сегментация в международном маркетинге. Анализ возможностей освоения сегментов в международном маркетинге. Методы выбора целевых сегментов. Метод концентрации (метод «муравья») и метод диверсификации (метод «стрекозы»). Балльно-матричный метод селекции международного рынка. Особенности покупательского поведения на различных зарубежных рынках. Модель покупательского поведения. Факторы, определяющие особенности поведения покупателей разных стран. Факторы привлекательности и риска, определяющие выбор зарубежного рынка. Классификация данных факторов. Методика оценки факторов привлекательности и риска работы на зарубежном рынке. Тема 8. Способы и формы выхода на внешние рынки Традиционные формы международного бизнеса. Прямой и косвенный экспорт: преимущества и недостатки. Традиционный экспорт и экспортный маркетинг. СП и прямое инвестирование: привлекательность и риски. Новые формы выхода на зарубежные рынки. Передача технологий как способ проникновения на рынки других стран. Международный лизинг, факторинг, оказание консалтинговых услуг. Продажа лицензий. Международные договоры франчайзинга. Аутсорсинг, толлинг, аквизиции. Факторы внутренней и внешней маркетинговой среды, определяющие выбор формы международного бизнеса. Инвестиционный климат. Свободные экономические зоны. Факторы, определяющие привлекательность бизнеса и степень риска при его организации за рубежом. Тема 9. Международные аспекты товарной политики Товар в международной маркетинговой деятельности. Классификация товаров в международном маркетинге. Экспортный товар: понятие, виды. Требования, предъявляемые к экспортному товару. Понятие экспортной товарной политики. Планирование, формирование и управление экспортным ассортиментом. Товарные стратегии международного маркетинга. Разработка экспортного товара. Особенности создания «товара-пионера», «товара рыночной новизны» и «товара регрессивного изобретения». Маркетинговые решения, принимаемые при разработке экспортного товара. Особенности жизненного цикла экспортного товара. Причины и условия превращение страны нововведения из страны-экспортера в страну-импортера товара в зависимости от стадии ЖЦТ. Связь конкурентоспособности с уровнем сбыта на стадиях жизненного цикла товара. Маркетинговая политика в зависимости от стадии жизненного цикла экспортного товара. Формирование фирменного стиля в международном маркетинге. Мировая практика регистрации и охраны товарных знаков. Специальное внешнеторговое название товара. Разработка упаковки при выходе на зарубежный рынок. Требования к упаковке. Понятие регламентации упаковки в международном маркетинге. Обеспечение патентной чистоты экспортной продукции. Понятие промышленной и интеллектуальной собственности. «Зонтик патентов». Методы борьбы с «копировальщиками» и «пиратами» на международном рынке. Тема 10. Ценовая политика в комплексе международного маркетинга Особенности ценообразования в международном маркетинге. Факторы, влияющие на формирование цен в международной торговле. Понятие ценовой политики в системе международного маркетинга и этапы её разработки. Цели ценообразования. Общая политика ценообразования. Глобальные причины инициативного повышения цен. Понятие цены в международном маркетинге. Разновидности цен. Цена внешнеторгового контракта. Основные методы ценообразования, используемые в мировой практике. Виды скидок, применяемых на мировом рынке. Мировая цена, особенности её формирования и определения. Мировая цена рынка покупателя и рынка продавца. Роль мировой цены в международных сделках. Тема 11. Особенности политики распределения в международном маркетинге Особенности системы распределения в международном маркетинге и факторы, их определяющие. Общие проблемы распределения товаров по международным каналам сбыта. Виды посреднической деятельности в международной торговле. Дилерские, комиссионные, брокерские и агентские операции. Правила выбора посредников. Виды посредников в международной маркетинговой деятельности. Посредники с исключительным, неисключительным правом продажи и с правом «первой руки». Разработка политики распределения в международном маркетинге. Выбор каналов товародвижения. Выбор участников канала товародвижения. Международные товарные биржи как элементы системы распределения. Международные требования к биржевому товару. Аукционы и международные торги (тендеры): порядок их организации и проведения. Основные правила ввоза товаров в иностранные государства. Порядок работы с таможней. Виды таможенных платежей. Содержание таможенного досмотра и определение таможенного режима. Международная практика оценки стоимости товара для исчисления адвалорной таможенной пошлины. Тема 12. Международные аспекты коммуникационной политики Особенности реализации коммуникационной политики в международном маркетинге. Основные факторы, оказывающие влияние на формирование коммуникационной политики для зарубежного рынка. Правовые различия в осуществлении программ маркетинговых коммуникаций в международном маркетинге. Международный кодекс рекламы. Виды коммуникационных стратегий международного маркетинга. Адаптированная и стандартизированная коммуникационные стратегии, их преимущества и недостатки. Выбор коммуникационных методов продвижения товаров на зарубежные рынки. Факторы, влияющие на выбор коммуникационных средств в международном маркетинге. Международный рынок рекламных услуг.
|
![]() | Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси | ![]() | Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси |
![]() | Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси Факультет Международных экономических отношений и менеджмента Кафедра Истории права и гуманитарных дисциплин | ![]() | Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси Учебная программа составлена на основе Типовой учебной программы для высших учебных заведений по дисциплине “Социология” утвержденной... |
![]() | Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси Учебная программа «Поведение потребителей» составлена на основе учебной программы бгэу «Поведение потребителей» для специальности... | ![]() | Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси Учебная программа “Современные информационные технологии” составлена на основе типовой учебной программы “Компьютерные информационные... |
![]() | Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси Учебная программа «Психология управления» составлена на основе типовой учебной программы «Психология управления» для высших учебных... | ![]() | Постановление Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси 25. 08. 2010 №180 положение об общественной комиссии по охране труда Уставом Федерации профсоюзов и регламентирует деятельность общественных комиссий по охране труда членских организаций фпб, их организационных... |
![]() | Постановление Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси 25. 08. 2010 №180 положение об общественной комиссии по охране труда Уставом Федерации профсоюзов и регламентирует деятельность общественных комиссий по охране труда членских организаций фпб, их организационных... | ![]() | Постановление Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси Порядок участия профсоюзов в расследовании несчастных случаев на производстве (далее – Порядок) устанавливает формы участия уполномоченных... |