Скачать 2.17 Mb.
|
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А. С. ПУШКИНА ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ================================================== Проектирование и применение систем оценки качества образования в сфере непрерывного образования: лучшие практики, проблемы и решения Сборник статей ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ (г. Санкт-Петербург, 5 июня 2009 г.) Под редакцией доктора педагогических наук, профессора ПАНАСЮКА Василия Петровича Санкт-Петербург 2009 ОГЛАВЛЕНИЕ
пРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА В СФЕРЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ, ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ Панасюк Василий Петрович, заведующий Лабораторией теории сравнительной эффективности и качества систем образования взрослых Института образования взрослых Российской Академии образования, доктор педагогических наук, профессор (г. Санкт-Петербург) Современный этап развития образования в России связан с системными изменениями на всех уровнях управления и применительно к основным подсистемам образовательной системы, направленными на приведение в соответствие системы образования с современными реалиями в экономике, социально-культурной сфере. Данные изменения носят перманентный характер и ориентированы на последовательное решение комплекса задач, связанных с повышением качества и доступности качества общего и профессионального образования, утверждение новых подходов в управлении, нахождением оптимального баланса интересов заказчиков и потребителей образовательных услуг. В последние годы в теории и практике образования всё большее развитие получает инновационное направление, связанное с системным управлением качеством. Системы управления качеством и их отдельные элементы создаются на всех уровнях, предполагают использование современных достижений квалиметрии. Интенсивное обращение к средствам и технологиям оценки в этой ситуации обусловлено следующим: · качество образования является чрезвычайно сложным объектом для управления, в силу чего требуется отбор, создание и применение адекватного ему по сложности оценочно-измерительного инструментария; · функция оценки является ключевой, доминирующей в современных системах менеджмента качества, поскольку связана или определяет эффективность реализации практически всех их процедур и функциональных подсистем; · применительно к образовательным системам, характеризующимся стохастичностью, неравновесностью, инновационностью, оценочные процедуры позволяют получать необходимый для принятия управленческих решений объем информации. На федеральном уровне и в ряде регионов России активно ведутся работы по созданию Общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО), типовых моделей региональных систем оценки качества образования (РСОКО), призванных осуществлять с помощью различных процедур оценку качества образования и на основе анализа состояния дел в сфере образования, определение ключевых направлений улучшения качества образования. Создание ОСОКО предполагает соответствующие работы по выстраиванию региональной, муниципальных систем оценки качества образования, систем оценки качества образовательных учреждений. Ключевая роль систем оценки качества образования различного уровня и задачи по их модернизации на новых принципах определяются наличием следующих условий:
Создание системы оценки качества образования на том или ином уровне или ступени непрерывного управления является одним из важных шагов к построению соответствующих систем управления качеством образования. Их наличие определяет возможность получения своевременной, объективной, надежной, полной и достоверной информации для принятия управленческих решений органами государственного и муниципального управления, администрацией образовательных учреждений с участием институтов гражданского общества. Инновационная практика последних лет привнесла широкий спектр подходов к проектированию систем оценки качества в сфере непрерывного образования. В числе лучших практик можно назвать следующие: использование на федеральном уровне процедуры он-лайн тестирования студентов вузов в межаккредитационный и предаккредитационный периоды по учебным дисциплинам с целью получения информации о качестве обученности; создание единой информационно-коммуникационной среды и разнообразных банков данных для осуществления управления качеством образования, мониторинга качества образования в рамках системы «Сетевой город (сетевой регион). Образование». Проведение работ по переводу ряда процедур управления и оценки качества образования в автоматизированный режим (Ямало-Ненецкий автономный округ); построение мониторинговых систем различного уровня и назначения (социально-педагогический мониторинг системы школьного образования г. Тулы; мониторинг здоровья учащихся школ г.Твери; мониторинг обученности учащихся школ г.Пензы; мониторинг качества образования в педагогических колледжах Вологодской области; мониторинг качества образования в Воронежской области и др.); освоение относительно новой для сферы образования процедуры аудита (аудит первой стороны или внутренний аудит в Новгородском государственном университете им. Ярослава Мудрого; аудит второй стороны или внешний аудит в виде тематических или камеральных проверок со стороны органов управления образованием или региональных структур по надзору в сфере образования в г.Пензе, в Вологодской области; практика подготовки публичных докладов руководителей образовательных учреждений, руководителей муниципальных органов управления образованием гг. Ноябрьск, Надым ЯНАО, гг.Сургут, Когалым, Белоярский ХМАО и др. В значительной мере катализатором инновационного процесса по модернизации систем оценки качества в сфере непрерывного образования выступают соответствующие инициативы федерального центра: работы по построению общероссийской системы оценки качества образования, учреждение конкурса для региональных образовательных систем в номинации «Региональная система оценки качества образования». Следует отметить, что при всей важности проблемы проектирования и применения современных систем оценки качества образования имеется ряд проблем, трудностей и недостатков, снижающих отдачу таких систем с точки зрения влияния на качество образования. В числе таковых следует, прежде всего, назвать: отсутствие целостного концептуального подхода и сопряжения работ по построению систем оценки качества образования с логикой развертывания систем управления качеством образования: несогласованность работ по проектированию, построению и применению систем оценки качества образования на различных уровнях, ступенях и в сегментах непрерывного образования; несовершенство квалиметрического инструментария, используемого в процедурах оценки качества образования; отсутствие достаточного количества оценочно-измерительных средств (контрольно-измерительных материалов) для использования в различных процедурах внутренней и внешней оценки; низкая оценочная культура субъектов управления; отставание в развитии организационных структур с точки зрения создания (выделения) подразделений, служб, призванных осуществлять оценку качества образования; определения (разделения) полномочий администрации образовательных учреждений, органов управления образованием, общественных и независимых структур в области оценки качества образования; противоречивость и непоследовательность в выборе и использовании моделей систем оценки качества образования абсолютно на всех уровнях управления; отсутствие федеральных, региональных и муниципальных норм и стандартов как оснований для оценки качества по целому ряду объектов, аспектов качества. Нам представляется, что частично или полностью снять, минимизировать отрицательное действие и проявление вышеназванных проблем, трудностей и недостатков помогло бы уяснение системогенетических механизмов в становлении и развитии систем любой природы и назначения. Ориентация на один из базовых системогенетических законов, – закон системного наследования, - позволила бы придать устойчивый характер процессу инновационных изменений в области оценки качества образования, эффективность с точки зрения отбора процедур, средств оценки, обеспечить преемственность осуществляемых нововведений с ранее использовавшимися и хорошо себя зарекомендовавшими подходами к оценке качества. Политика в области оценки качества образования должна стать важной составляющей общей политики в области качества для любой образовательной системы, любого уровня, ступени, сегмента непрерывного образования. Требуется разработка нормативно - правовых основ развития систем оценки качества образования в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства и потребностями общества. Можно выдвинуть идею разработки комплекса модельных нормативных актов различного уровня, которые бы закрепили принципиальные и ключевые нормы в области оценки качества образования. Актуальным представляется разработка и апробация методик и процедур оценки качества образования по таким направлениям, как:
Не менее актуальным является разработка и реализация программ повышения квалификации сотрудников органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений, общественных наблюдателей и экспертов по вопросам оценки качества образования. Совершенствование систем оценки качества образования в сфере непрерывного образования должно быть направлено на достижение следующих целей:
- повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений, связанных с образованием; - обеспечение достаточной информации для установления сильных и слабых сторон различных подсистем системы непрерывного образования, образовательных программ и технологий обучения, определения результативности образовательного процесса и качества учебных программ путем сравнения с нормами, требованиями и стандартами;
- содействие становлению инновационных технологий и процедур оценки качества образования на всех уровнях и ступенях непрерывного образования. В основу дальнейшего совершенствования систем оценки качества образования в сфере непрерывного образования могут быть положены следующие принципы:
Реализация данных целей, принципов, наших предложений, а также предложений, высказанных другими специалистами, позволит вывести существующие в сфере непрерывного образования системы оценки качества на новый качественный уровень их функционирования с учетом современных требований к системе образования. Конечная цель осуществляемых преобразований состоит в повышении качества образования, максимально полном выполнении социального заказа в части обученности выпускников образовательных учреждений, социализации личности, интеллектуального и физического развития в образовательной среде. |
![]() | Государственное учреждение дополнительного образования взрослых «витебский областной институт развития образования» Книжные выставки в школьной библиотеке Печатается в соответствии с решением Совета Государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной... | ![]() | Современная педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства Работа выполнена в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования» |
![]() | Теоретико-методические основы информатизации математического образования Работа выполнена в Учреждении Российской академии образования «Институт информатизации образования», в лаборатории проблем информатизации... | ![]() | Утвержден ы Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Смольный институт Российской академии образования» |
![]() | Программа по изобразительному искусству «Искусство», разработанной в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования» Б. П. Юсовым | ![]() | «смольный институт российской академии образования» Факультет сервиса Умк составлен в соответствии с содержанием и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... |
![]() | «смольный институт российской академии образования» Гуманитарный факультет Умк составлен в соответствии с содержанием и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ![]() | «смольный институт российской академии образования» Гуманитарный факультет Умк составлен в соответствии с содержанием и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... |
![]() | «смольный институт российской академии образования» Гуманитарный факультет Умк составлен в соответствии с содержанием и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ![]() | «смольный институт российской академии образования» Факультет сервиса Умк составлен в соответствии с содержанием и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... |