Конкурс «Урок вершина мастерства»




Скачать 142.51 Kb.
НазваниеКонкурс «Урок вершина мастерства»
Дата30.08.2012
Размер142.51 Kb.
ТипКонкурс


МАТЕРИАЛЫ


на конкурс «Урок вершина мастерства»


2010

КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет: физика

Преподаватель: учитель физики МОУ

Большеокуловской СОШ Петрова М.В.

Класс:8

Тема: Лампа накаливания

Тип урока : Урок формирования новых знаний на деятельностной основе с использованием компьютера

Оборудование: Источник тока,

амперметр,

вольтметр,

соединительные провода,

электрическая лампа,

ключ;

Компьютер: презентация по теме;

Видеопроектор;

Экран.

Программа:

Программы для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев: Физика. 7-11 кл. / Сост. Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2006.

Учебник: Физика: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А.В. Перышкин и др. – М.: Дрофа, 2007.


Цели урока:

Обучающие:

- Расширить область применения закона Джоуля-Ленца;
- Изучить устройство лампы накаливания, физическую основу работы лампы накаливания.

- Познакомить учащихся с историей изобретения лампы накаливания.

- Совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач.

- Раскрыть значение техники в жизни людей.
- Провести контроль знаний по теме с использованием компьютера;

- Изучить свойства современной лампы и перспективы ее усовершенствования.


Воспитательные:

- Развитие познавательного интереса к предмету.

- Расширение кругозора учащихся.

- Показать возможность использования полученных на уроках знаний в жизни.

- Развитие навыков коллективизма, взаимопомощи, ответственности.


Развивающие:

- Развивать речь, логику, умение анализировать, сравнивать.

- Активизировать мышление школьников.

- Тренировка в переводе единиц из дополнительных в основные.

- Повышение информационной, коммуникативной культуры.


План урока.

  1. Постановка цели урока перед учащимися. Вступительное слово учителя.

  2. Актуализация знаний.

3. Объяснение нового материала.

4. Первичное закрепление.

5. Сообщение интересных фактов.

6. Проверка и коррекция полученных на уроке знаний.

7. Постановка домашнего задания.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.


Ход урока

Постановка цели урока перед учащимися, вступительное слово учителя.

Сегодня снова все о токах –
Заряженных частиц потоках.
И про источники и схемы.
И нагревания проблемы.
Ученых, чьи умы и руки
Оставили свой след в науке,
Приборы и цепей законы,
Кулоны, Вольты, Ватты, Омы.
Решим, расскажем, соберем,
Мы с пользой время проведем!

Мы каждый день пользуемся электронагревательными приборами, не представляем жизнь без электрического освещения, но какого их строение? Кто изобрел эти столь не обходимые человеку технические устройства? Какие физические явления и законы лежат в основе работы данных устройств?

И мы ответим на все поставленные вопросы.

Сегодня мы с вами на уроке:

  • познакомимся с изобретением А.Н. Лодыгина;

  • изучим устройство современной лампы накаливания;

  • проследим, каким долгим и трудным был путь развития искусственного освещения;

  • проведем фронтальный опрос, который послужит лучшему усвоению темы;

  • выполним ряд качественных упражнений по теме урока;

  • и в заключении проведем тест с использованием компьютера.

Актуализация знаний.

Чтобы успешно справиться с поставленными задачами, необходимо повторить пройденный материал, который нам поможет в решении данных проблем.


Фронтальный опрос.

Через проектор

  1. Почему проводник, по которому идет ток нагревается?

  2. Сформулируйте закон Джоуля-Ленца.

  3. Как рассчитывать количество теплоты, выделяемое при нагревании проводника с током?

  4. Две проволки одинаковой длины и сечения, железная и медная, соединены параллельно. В какой из них выделится больше количество теплоты?

Качественная задача

Две лампочки сопротивлением 80 0м и 160 0м включены в цепь:
а) последовательно;
б) параллельно.
В какой из них выделится больше тепла?

Задача решается устно. Схемы заранее изображены на доске.

Задание. Найди ошибку:

Знаешь ли ты формулы и единицы измерения физических величин






I = U * R

R = I\U

U = I\R

I = U\R

Q = IUt

Q = I\Ut

Q = UI\t

I = Qut

Ом = В * А

Дж = А * В * с

А = В\Ом

В = А\Ом

Объяснение нового материала.


Учитель:

Тела при температуре 800° С начинают излучать свет.

• У светящейся вольфрамовой нити температура 2 700° С;
• на поверхности Солнца – 6 000° С;
• звезды имеют температуру более 20 000° С.

Тела, от которых исходит свет, называют источниками света.
К ним относится и лампа накаливания.


Лампа накаливания

Путь развития искусственного освещения был долгим и сложным.
С доисторических времен и до середины ХIХ века человек применял для освещения своего жилища:

• пламя факела;
• лучину;
• масляный светильник;
• свечу;
• керосиновую лампу.

Появляются демонстрации по ходу объяснения учителя.

Лишь в 70-х годах XIX века русский электротехник П.Н. Яблочков изобрел лампу с электрической дугой, названную «свечой Яблочкова». Такие свечи в 1878 году были установлены на улицах и площадях Парижа, а потом они появились в Москве и Петербурге.

На экране появляется схема устройства лампы А.Н. Лодыгина с сопроводительным текстом.

Посмотрите, пожалуйста, на демонстративный стол. На столе физические приборы. Какие действия электрического тока можно демонстрировать с помощью этих приборов? (тепловое, химическое, магнитное)

Где используется тепловое действие электрического тока?(Тепловое действие электрического тока используется в электрических лампах накаливания и в электронагревательных приборах.)

(На столе – электрическая лампа накаливания.

Учитель берёт её в руки.)

Ну и лампа, на смех людям!
Пузырек под абажуром.
В середине пузырька
Три четыре волоска.
Непонятная посуда.
Интересно посмотреть
Как вы будете гореть?
Как зажжет тебя хозяин,
Пузырек у вас запаян!

Не простой я пузырек.
Если вы соедините
С выключателем две нити
Зажигается мой свет.
Вам понятно или нет?”

  1. Так, если мы соединим с выключателем две нити, то давайте посмотрим, что же произойдет. Точно лампочка светится. Итак, это и есть электрическая лампа накаливания. Давайте рассмотрим, из каких элементов состоит она?

  2. Лампа накаливания состоит из стеклянной колбы, внутри колбы вольфрамовая нить, которая с помощью двух проводников соединяется с винтовой нарезкой и с основанием лампы, изолированной от цоколя.

  3. Как вы думаете, почему стеклянная колба запаяна?

  4. В состав воздуха входит кислород, который способствует горению. И это привело бы к быстрому перегоранию вольфрамовой нити. Поэтому из стеклянной колбы выкачен воздух. Кроме того, так как в вакууме идет быстрое испарение вольфрама, чтобы препятствовать этому наполняют лампу азотом или инертными газами. Итак, давайте еще раз повторим устройство электрической лампы накаливания. (Повторяем.) А какое физическое явление положено в основу работы электрической лампы накаливания? (тепловое)

  5. Правильно. Хотя лишь 10–15% тепловой энергии превращается в световую энергию, тем не менее, электрические лампы накаливания очень широко используются. При прохождении электрического тока через вольфрамовую нить, температура вольфрамовой нити достигает 3000°С. При такой температуре вольфрамовая нить накаливается до красна, а затем и до бела и светится ярким светом.

  6. Для включения лампы в сеть ее ввинчивают в патрон. Внутренняя часть патрона содержит пружинистый контакт, касающийся основания цоколя лампы, и винтовую нарезку, удерживающую лампу. Пружинистый контакт и винтовая нарезка имеют зажимы, к которым прикрепляют провода сети.

Просматривают слайды.

На экране появляется устройство современной лампы накаливания.
Отдельно – изображение спирали.
Основные элементы (стеклянная колба, вольфрамовая спираль, стеклянные стержни, цоколь) ученики записывают в тетрадь.

Сообщение учащегося.

Лампа накаливания (непламенный источник света) была изобретена в 1870 году. А.Н. Лодыгиным.
5 ноября 1870 года с 8 до 10 часов вечера на Волковом поле в Петербурге проводились опыты по применению электрического освещения в военном деле, на которых могли присутствовать все желающие. В двух уличных фонарях керосиновые лампы были заменены лампами накаливания, масса народа любовалась этим освещением, многие принесли с собой газеты и сравнивали расстояния, на которых можно читать при керосиновом освещении и при электрическом.
В 1879 году американец Томас Эдисон усовершенствовал лампу, улучшив технику откачки воздуха, и заменил угольный стержень обугленной палочкой из бамбука. В 1890 году Лодыгин изобретает лампу с металлической (вольфрамовой) нитью.


Первичное закрепление.


Вопросы.

  1. Почему для изготовления спирали берут вольфрам?

  2. Почему из стеклянного баллона откачивают воздух?

  3. Почему баллон заполняют инертным газом?

  4. Что означают цифры на цоколе или баллонах ламп?

Промышленность выпускает лампы накаливания на напряжение:

• 220 В и 127 В – для осветительной сети;
• 50 В – для железнодорожных вагонов;
• 12 В и 6 В – для автомобилей;
• 3,5 В и 2,5 В – для карманных фонарей.

Задание.

(Выполняется в парах и на доске)

Изучите паспорта электрических ламп находящихся у вас определите сопротивление нити накала лампы и силы тока, проходящего через них при включении в цепь с напряжением, указанным на лампе.


Сообщение интересных фактов.

Сообщение учащегося.

Газосветные лампы

В газосветных лампах используется свойство разреженных газов светиться при прохождении через них электрического тока Свет, излучаемый такой лампой, зависит от природы газа.

• Неон дает – красный;
• аргон – синий;
• гелий – желтый цвет.

Эти лампы нашли себе применение для устройства вывесок, реклам, иллюминации. Наша промышленность выпускает также лампы, в стеклянных трубках которых находятся разряженные ртутные нары. Эти лампы получили название люминесцентных ламп. Они более экономичные. Их КПД около 20 %.

Демонстрация газосветной лампы.


Сообщение учащегося

Галогенные лампы

В последнее время получают распространение галогенные (в частности йодные) лампы, в которых баллон заполнен парами йода. Йод способен соединяться с вольфрамом при низкой температуре, образуя йодид вольфрама. Это обеспечивает возврат вольфрама на нить и увеличивает срок службы нити. Галогенные лампы светятся ярче и дольше обычных. В настоящее время галогенные лампы находят широкое применение в прожекторах, на крыльях самолетов, в автомобильных фарах, а также в обычных светильниках и подсветках дома.

Демонстрация галогенной лампы.

Учитель

Наука не стоит на месте, наука развивается, идет вперед.

Демонстрируются другие лампы:

• уличных фонарей;
• светильников;
• различные лампы теле-радио-технической аппаратуры.


Проверка и коррекция полученных на уроке знаний.


Тестирование с компьютером


Тест с выбором ответа состоит из 6 вопросов по новой теме, где из 4 ответов необходимо выбрать верный.


Тест с выбором ответа

1. Кто изобрел лампу накаливания?

а) Томас Эдисон;
б) А.Н. Лодыгин;
в) Д. Джоуль;
г) Э. Ленц.

2. Кто заменил угольный стержень обугленной палочкой из бамбука?

а) П.Н. Яблочков;
б) Томас Эдисон;
в) А.Н. Лодыгин;
г) Э. Ленц.

3. Кто изобрел лампу с электрической дугой?

а) А.Н. Лодыгин;
б) П.Н. Яблочков;
в) Д. Джоуль;
г) Томас Эдисон.

4. Из какого металла изготовляют спирали ламп?

а) Нихром;
б) вольфрам;
в) константан;
г) медь.

5. Чем заполняют баллоны современных ламп?

а) Воздух;
б) инертный газ;
в) вакуум;
г) кислород.

6. Какое действие тока используется в лампе накаливания?

а) Химическое;
б) механическое;
в) тепловое;
г) магнитное.

Проверка теста, выставление оценок в парах

(Критерии оценок записаны на доске).

Постановка домашнего задания.


§ 54;
вопросы устно;

Творческое задание с использованием И Т и Интернета.

Создать презентацию(5 слайдов) по выбору:

1.История создания тостера,

2.История создания утюга,

3.История создания электроплитки,

4.История создания электрокамина и других нагревательных приборов.


Подведение итогов урока.


Рефлексия.

Что вам сегодня понравилось на уроке?


Самоанализ урока.

.

Содержание урока: соответствует программе целям и задачам урока. Подготовлена мультимедийная презентация«Лампа накаливания », демонстрационные опыты по наблюдению свечения электрической лампы, которые позволяют в доступной и наглядной форме объяснить новый материал. Материал для изучения с помощью слайдов очень нагляден, доступен и прост. Для закрепления изученного материала приготовлены практические задания в виде слайдов презентации, где есть условия задания. После выполнения задания учащиеся могут проверить свои результаты правильными ответами, которые отражаются на слайдах презентации. Урок способствует формированию знаний о применение теплового действия тока, устройстве электрической лампы, умения определять характеристики разных ламп и соответствующего их использования. У учащихся закрепляются на уроке умения находить по формуле силу тока, напряжения, сопротивление, работу и мощность тока. Материал урока способствует развитию творческих сил и способностей учащихся. В изложении нового материала применяется ранее изученный материал, используются межпредметные связи – знания по математике и химии , а также материал заранее подготовленный учителем и учащимися. Урок способствует развитию интереса учащихся к учению.

Тип и структура урока: урок изучения нового материала с применением ИКТ.

Тема урока это продолжение главы учебника «Электрические явления» и на её изучение отводится 1 час учебного времени по тематическому планированию. Осуществлялась связь урока с предыдущими уроками: «Закон Джоуля-Ленца», «Работа и мощность электрического тока», «Действия электрического тока».

Данный урок работает и на будущее. Легче будет восприниматься тема: «Световые явления», т.к. на этом уроке рассматриваются условия , при которых тела излучают видимый свет. Изучив тепловое действие тока, учащиеся смогут освоить химическое и магнитное действие тока. Знания номинальных параметров электрической лампы , пригодится при выборе более экономичного источника света и повседневной жизни.

Этапы урока:


1. Организационный момент. Постановка задач урока.

2. Актуализация знаний.

3. Объяснение нового материала с использованием презентации.

4. Первичное закрепление изученного материала с использованием презентации.

5. Сообщение интересных фактов (сообщения учащихся) с использованием презентации.

6. Проверка и коррекция полученных на уроке знаний.

7. Постановка домашнего задания.

8. Подведение итогов урока.

Все этапы урока были последовательными и логически связанными. Структура урока соответствует данному типу урока. Обеспечивалось целостность и завершенность урока.

Реализация принципов обучения:

соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков. Демонстрационные опыты, способствовали развитию научности обучения, сознательности и активности учащихся на уроке, их познавательной деятельности, раскрытию связи теории с практикой, использованию жизненного опыта учеников с целью развития у них самостоятельности.

Методы обучения: на уроке были использованы следующие методы обучения: беседа, объяснение, рассказ учителя с применением презентации «Лампа накаливания», практические задания, демонстрационные опыты, самостоятельная работа учащихся, направленная на извлечение информации из дополнительной литературы, интернета . Эти методы обучения обеспечивали поисковый и творческий характер познавательной деятельности учащихся. Мой рассказ с применением слайдов презентации «Лампа накаливания» и демонстрационные опыты способствуют активизации учения учащихся .

Организация учебной работы на уроке:

Осуществляется постановка учебных задач на каждом этапе, сочетаются разные формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, классная. Осуществляется развитие логического мышления, умений сравнивать, делать выводы у учащихся. Подводятся итоги каждого этапа, а затем и всего урока. Осуществляется чередование разных видов деятельности обучающихся.













Похожие:

Конкурс «Урок вершина мастерства» iconКонкурс профессионального мастерства учителей начальных классов «Мой лучший урок»
Теоретические материалы на городской конкурс профессионального мастерства учителей начальных классов
Конкурс «Урок вершина мастерства» iconПлан гоу омц сзоуо на ноябрь 2011 г. Сайт омц
«Окружные профессиональные конкурсы», месячник «Современный урок», конкурс «Ступени мастерства», «Ярмарка педагогических идей» и...
Конкурс «Урок вершина мастерства» iconПоложение о Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» (2012-2013 учебный год)
М. В. Ломоносова, Московский областной государственный университет, редакция журнала «Вестник образования России», при поддержке...
Конкурс «Урок вершина мастерства» iconПоложение о проведении Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии»
Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии» (далее Конкурс) проводится среди специалистов со средним...
Конкурс «Урок вершина мастерства» iconМуниципальный конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»
Оборудование: телевизор, дивидиплейер, диск с записью дискуссии, раздаточный материал, магниты
Конкурс «Урок вершина мастерства» iconПоложение о муниципальном конкурсе педагогического мастерства
Муниципальный конкурс педагогического мастерства "Учитель года – 2011 " проводится комитетом образования Администрации Боровичского...
Конкурс «Урок вершина мастерства» iconО проведении республиканского конкурса профессионального мастерства
Настоящее Положение определяет порядок подготовки и проведения республиканского конкурса профессионального мастерства «Лучший автомаляр...
Конкурс «Урок вершина мастерства» iconКонкурс профессионального мастерства педагогов дошкольных учреждений «сотрудничество»
Районный конкурс профессионального мастерства педагогов дошкольных учреждений «сотрудничество»
Конкурс «Урок вершина мастерства» iconПоложение о проведении Конкурса педагогического мастерства
Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения конкурса профессионального мастерства преподавателей скоу, преподавателей...
Конкурс «Урок вершина мастерства» iconКонкурс «Второй открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе»

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница