Учебно-методический комплекс дисциплины «управление качеством продукции»




Скачать 366.86 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «управление качеством продукции»
страница1/4
Дата21.02.2013
Размер366.86 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ»


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный университет

путей сообщения»


Институт транспортного строительства





УТВЕРЖДАЮ




Заведующий кафедрой

_______________Красовский П.С.





«__» _______________ 200__г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Управление качеством»


для специальностей 08050265 «Экономика и управление на предприятии», 27011565 «Экспертиза и управление недвижимостью»


Составлена доц., к.э.н., Демьянович И.В.


Обсуждена на заседании кафедры "Экономика строительства и технология строительных материалов"


«__» _____________200___ г., протокол № ______________


Одобрена на заседании МК института транспортного строительства


«__» _____________200___ г., протокол № _____


Председатель ________________________ Клыков М.С.


2006 г.


Аннотация

Дисциплины «Управление качеством»


«Управление качеством» 3-I-C

Институт ИТС

Кафедра ЭСТСМ


Цель курса: Ознакомить студентов с основными достижениями теории и практики менеджмента качества, показать необходимость использования этих достижений во всех сферах деятельности фирм независимо от их отраслевой принадлежности.

Задачи курса: Дисциплина призвана помочь будущему экономисту-менеджеру овладеть необходимыми знаниями в области качества. При изучении дисциплины рассматривается основные понятия и принципы обеспечения и управления качеством, методика создания систем качества на предприятиях, вопросы сертификации и основные требования действующего законодательства в области качества, выполнение которых является непременным условием современных рыночных отношений.

Актуальность изучения проблем качества определяются потребностями рыночной экономики. Стабильность качества достигается путем внедрения на предприятиях систем качества и подтверждается сертификацией продукции и систем качества

Курс лекций охватывает основные разделы теории управления качества, а также рассматривается организация работы по обеспечению качества продукции путем разработки и внедрения систем качества в соответствии с рекомендациями международных стандартов ИСО 9000. Курс практических работ позволяет приобрести навыки создания систем качества на предприятии, а также работы с нормативной базой управления качеством (законы, стандарты).

Для изучения дисциплины необходимо знание дисциплин: экономическая теория, статистика, маркетинг, менеджмент, информатика.


Содержание дисциплины: Качество как фактор успеха предприятия в условиях рыночной экономики;

Методология и терминология управления качеством;

Рекомендации международных стандартов ИСО 9000 по обеспечению качеством

Разработка систем качества на предприятии

Ответственность за качество продукции

Сертификация продукции и систем качества


В результате изучения курса студент должен знать методические основы управления качеством, основные элементы обеспечения качества, законодательные и организационно-методические основы работы в этой области.

Перечень ключевых слов: аудит качества, всеобщий менеджмент качества, дефект, затраты на качество, качество, контроль качества, менеджмент качества, обеспечение качества, петля качества, политика в области качества, программа качества, продукция, процесс, сертификация, система менеджмента качества, управление качеством, характеристика качества, функциональные свойства

Входная дисциплина: маркетинг, информатика.


Направление и формы контроля: Экономика и управление на предприятии

7 семестр – зачет


Ведущие преподаватели: Демьянович Ирина Васильевна, к.э.н., доцент кафедры «ЭСТСМ»


1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


«Управление качеством» занимает центральное место в системе специальных дисциплин, определяющих содержание экономического образования. Основной целью курса «Управление качеством» – дать будущим специалистам теоретические основы и практические рекомендации по организации управления качеством продукции на предприятиях на основе международных стандартов ИСО серии 9000.

Управление качеством продукции является одним из аспектов управления деятельностью предприятия в целом и поэтому примыкает к изучению менеджмента, метрологии, маркетинга, информатики.

Изучив дисциплину, студент должен знать:

- основные этапы развития деятельности по управлению качеством;

- принципы управления и обеспечения качества, условия формирования факторов качества;

- состав, содержание и характеристику функций управления качеством;

- статистические методы контроля качества;

- обеспечение функционирования систем качества;

- сертификации продукции и систем качества

- законы Российской Федерации «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации».


Должен иметь представление о:

- международном стандарте ИСО 9000: 2000 по обеспечению качества и управлению качеством;

- стандарте ИСО 10013 по разработке руководства по качеству

- ответственности изготовителей и продавцов за качество продукции, зарубежный опыт защиты прав потребителей;

- схемах сертификации.


Должен уметь:

  • самостоятельно разрабатывать «Руководство по качеству» и программ «Качество», например, связанной с повышением квалификации работников в области качества и управлением им;

  • применять элементарные статистические методы, для улучшения качества продукции.

В результате изучения курсового модуля ожидается, что студент должен обладать глубокими теоретическими знаниями в области управления качеством, а также выработает практические навыки решения конкретных задач различного типа в процессе управления качеством, демонстрируя компетентность, относящуюся к области модуля «Управление качеством».


Входной дисциплиной для модуля является дисциплинарный модуль «Экономическая теория». Для изучения материала модуля необходимы знания по дисциплинам «Экономическая теория», «Статистика», «Информатика», «Маркетинг».

Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо студентам, при изучении данной дисциплины

Дисциплина

Темы дисциплины

Статистика

1. Выборочное наблюдение.

2. Корреляционно-регрессионный анализ.

3. Представление статистических данных

(гистограммы, кумулятивная кривая, полигон распределения)

Менеджмент

Сущность менеджмента

Организационная структура управления предприятием

Методы управления

Маркетинг

Пирамида Маслоу (пирамида потребностей)

Сущность и значение маркетинга в управлении предприятием

Этапы жизненного цикла продукции.

Мотивация потребителей

Планирование на предприятии

Сущность планирования

Планирование качества продукции

Экономика предприятия

Ресурсы предприятия

Рынок




В свою очередь знания, полученные студентами при изучении дисциплинарного модуля «Управление качеством», используются при изучении дисциплин профессиональной направленности: Экономика предприятия, Организация и нормирование труда, Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности

Дисциплина включает:




Число

часов

Объем в кредитах

7семестр (16 недель)




Лекций

16



5

Практических занятий

16

Зачет

да

Итого аудиторных занятий

32

Самостоятельная работа

48

Всего часов

80

3. Тематическое содержание лекционного курса

дисциплинарного модуля «Управление качеством»



Шифр лекции

Содержание лекции

Кол-во

часов

ТСО

Учебно-методич. материалы

2-I-C-1

Вводная лекция. Качество- фактор успеха в условиях рыночной экономики. Концепция качества: определение и структура. Принципы системы управления качеством Многоаспектность категории качество. Качество, ценность и стоимость. Значение повышение качества.

2

м/м

1. С.4-13

2. С.7-20

3. С.7-13

8,9,12,17,

2-I-C-2

Методология и терминология управления качеством.

Сущность системы менеджмента качества. Этапы управления качеством. Основные принципы системы качества. Улучшение качества продукции (услуги). Основные положения концепции ТQM. Внедрение ТQM на российских предприятиях.

2

м/м

3. 11-51

4. С. 31-50

6. С.44-57

5,7,10,14

2-I-C-3

Рекомендации международных стандартов ИСО 9000 по обеспечению качеством.

Стандарты ИСО серии 9000: назначение, разработка, состав и структура стандартов. Краткая характеристика стандартов. Обеспечение качества продукции (услуги). Принципы обеспечения качества.

2

м/м

3.С. 322-374

9.С.339-343

11.С.47-57

5,7, 13,14,15

19,20,26,

27

2-I-C-4

Показатели качества и методы их оценки

Понятие показателей качества продукции, их классификация. Методы определения значений показателей качества

Содержание оценки качества и её функции


2

м/м

4.С.101-130

9.С. 311-327

8,10,25

2-I-C-5

Функции управления качеством

Состав, содержание и характеристика функций. Статистические методы контроля качества (контрольный листок, гистограмма, диаграмма разброса, метод стратификации, контрольная карта, диаграмма Исикава, диаграмма Парето).

2

м/м



3.С. 112-156

6. С. 58-89

5,7,8,13,17

18,21,24


2-I-C-6

Разработка и внедрение систем качества на предприятии

Создание систем качества. Разработка структурной схемы системы качества. Определение состава и состояния документации системы качества Разработка нормативных документов. Внедрение системы качества. Обеспечение функционирования систем качества.

2

м/м

3. С.468-477

6. С.103-120

1,5,7,8,11, 24,26,27,13

2-I-C-7

Ответственность за качество продукции: оценка затрат на менеджмент качества

Переход понятия качество в экономическую категорию. Затраты на соответствие. Затраты на несоответствие. Затраты на предупредительные мероприятия. Затраты на контроль. Внешние затраты на дефекты. Внешние потери. Функция потерь ТАГУТИ.

2

м/м

3. С.278-311

11.С.129-147

1,5,7,8,13, 24,26,27

2-I-C-8

Сертификация продукции и систем качества. Правовые вопросы в области качества

Сущность и содержание сертификации продукции и систем качества. Правовые основы сертификации. Организационно-методические принципы сертификации.

2

м/м

3.С. 397-417

4.С.178-187

6. С. 125-138

11.С.102-124




4. СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ


Самостоятельная работа студента над материалом преследует цель закрепления и развития знаний, полученных на лекциях, и освоения знаний по разделам и материалам, не включенным в лекционный курс. Самостоятельная работа позволяет получить и углубить знания по предмету за счет изучения дополнительной учебной и научной литературы, знакомства с периодическими профессиональными изданиями.

Шифр раздела для самостоя-тельной работы


Шифр лекции и содержание материала для самостоятельной работы

Кол-во часов


Литера-тура

1

2

3

4

2-I-C-1-CР

2-I-C-1 Анализ теории и практики управления качеством на отечественных предприятиях в условиях централизованной плановой экономики. Анализ теории и практики на зарубежных предприятиях

4

4. С.13-24

6.С.10-27

16.С.6-10,

57-67

1,3,5,9,11

2-I-C-2-CР

2-I-C-1, 2-I-C-2 Эволюционное развитие теории Всеобщего Управления качества. Стратегии и технологии, применяемые в самых успешных зарубежных компаниях.

6

9.С.401-445

18. С.10-240

2,4,5,9,11,12,34

2-I-C-3-CР

2-I-C-2 Специальные функции управления. Механизм современного управления. Процессный подход.

3

4. С.51-62

6.С.58-89

16.С.17-34

7,11,13, 24,35

2-I-C-4-CР

2-I-C-2, 2-I-C-3 Международные стандарты ИСО серии 9000 и система QS-9000 по управлению качеством и обеспечению качества. Аудит систем качества.

4

6.С.90-102

16.С.48-57

711,13,14, 15,19,20,26,27

2-I-C-5-CР

2-I-C-3 Основные методы управления качеством. Экспертные методы управления. Методы исследования управления качеством. Принципы определения эффективности управления качеством.

3

4.С.62-98

6.С.103-120

1,2,3,7,8,39


2-I-C-6-CР

2-I-C-3 Управление качеством в строительной организации. Оценка системы качества строительной организации

2

10.С.15-35

8,23,30,35, 36,38,39,43

2-I-C-7-CР

2-I-C-4 Квалиметрия как наука и её роль в управлении качеством. Классификация и номенклатура показателей качества. Методы квалиметрии и их использование в управлении качеством. Методы оценки качества в строительстве (балльной оценки, методика оценки качества квартир и качества проектов на основе средневзвешенного арифметического показателя качества)

4

4.С.99-162

9.С.311-329

10.С.4-14

16.С.71-90

25,30

2-I-C-8-CР

2-I-C-5 Семь основных инструментов контроля и роль кружков качества в их изучении

6

3. С.95-157

1,5,17,28,29 47

2-I-C-9-CР

2-I-C-6 Организационное проектирование как инструмент эффективного управления качеством. Разработка, внедрение системы качества по стандартам ИСО 9000 в организациях транспортного строительства.

6

4.С.162-178

16.С.41-47

8,38,44

2-I-C-10-CР

2-I-C-7 Экономика качества. Управление затратами на качество в процессе проектного анализа. Организационный, социальный, экологический и экономический анализ.

6

3. С.278-312

9. С.344-348

11.С.129-161

16.С.88-93

12,17,36

2-I-C-11-CР

2-I-C-8 Сертификационное обеспечение управление качеством. Международная практика сертификации. Проблемы сертификации предприятий строительной отрасли

4

4.С.178-188

6.С.125-138

11.С.123-126

3,42



5. ЛИТЕРАТУРА


СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Басовский Л.Е. Управление качеством: Учеб./ Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. -М.: ИНФРА-М, 2004.-212 c..

  2. Ахмин А.М. Основы управления качеством продукции: Учеб. пособие/ А.М.Ахмин, Д.П.Гасюк. -СПб.: СОЮЗ, 2002.-192 c.

  3. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов/О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю.В. Зорин; Под ред. О.П. Глудкина.–М.: Радио и связь, 1999.–600 с.

  4. Мишин В.М. Управление качеством: Учеб. Пособие для вузов. –М., ЮНИТИ-ДАНА.–2000.– 303 с.

  5. Хачатуров А.Е.Основы менеджмента качества: Учеб. пособие/ А.Е.Хачатуров, Ю.А.Куликов. -М.: Дело и сервис, 2003.-304 c

  6. Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учеб. пособие/ В.Ю. Огвоздин. -4-е изд., испр.и доп.. -М.: Дело и сервис, 2002.-160 c., тоже 1999 г.

  7. Никитин В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000: 2000. Политика. Оценка. Формирование/ В.А.Никитин, В.В.Филончева. -2-е изд.. -СПб.: Питер, 2004.-127 c.

  8. Лукманова И.Г. Менеджмент качества в строительстве/ И.Г.Лукманова. -М.: МГСУ, 2001.-263 c.

  9. Стандартизация и управление качеством продукции : учебник/ В. А.Швандар. -М., 2001. – 487 с.

  10. Голубева Г.А. Управление качеством продукции: Метод.рекомендации для студ.эконом. и строит.спец./Голубева Г.А., Гончарук А.П., Демьянович И.В.. -Хабаровск, 2001.-39 c.


СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Управление качеством: Учеб. для вузов/ Под ред. С. Д.Ильенкова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-199 с.

  2. Окрепилов В.В. Всеобщее управление качеством. Учебник.–СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.–454с.

  3. Аронов И. Стандарты ИСО 9000 в жизни: коммент. к ГОСТ Р ИСО 9001-2001 "Системы менеджмента качества. Требования"/ И.Аронов. -М.: Университет, 2001.-96 c.

  4. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь: Документ подготовлен на основе междунар. стандарта ИСО 9000:2000. -М., 2001.-30 c..

  5. ИСО 9001.Системы менеджмента качества. Требования. -М., 2001.-40 c.. -(Международный стандарт).

  6. Новицкий Н.И. Управление качеством продукции : Учеб.пособие/ Новицкий Н.И., Олексюк В.Н.. -Минск: Новое знание, 2001.-238 c..

  7. Модульная программа для менеджеров/ Г.Р. Кремнев. -М. : ИНФРА-М. -1999 Модуль 5 : Управление производительностью и качеством/Г.Р.Кремнев.-312 c

  8. Джордж С. Всеобщее управление качеством. Стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях=TOTAL QUALITY MANAGEMENT(TQM)/ Джордж С., Ваймерскирх А.. -СПб.: Виктория, 2002.-256 c..

  9. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. -Офиц. изд.. -М.: Госстандарт России, 2001.-21 c

  10. ГОСТ Р 40.005-2000. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Инспекционный контроль сертифицированных систем качества и производств. -Офиц. изд.. -М.: Госстандарт России, 2004.-13 c..

  11. Аристов О.В.Управление качеством : Учеб. для вузов/ О.В.Аристов. -М.: ИНФРА-М, 2004.-240

  12. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации : Учеб. пособие/ Р. А. Фатхутдинов. -М.: ЭКСМО,2004.-544 c..

  13. Управление качеством строительной продукции. Техническое регулирование безопасности и качества в строительстве : Учеб. пособие для вузов/ В. И. Теличенко [и др.]. -М.: АСВ, 2003.-512 c..

  14. Процессный подход в стандартах ИСО серии 9000 и на практике. -М.: Трек, 2005.-168 c..

  15. Фомин В.Н. Квалиметрия. Управления качеством. Сертификация : Курс лекций/ Фомин В.Н.. -М.: ЭКМОС,2000.-320 c..

  16. ИСО 9000-2.Международный стандарт. Стандарты в области административного управления качеством и обеспечения качества. -Изд.офиц.. -М. : ГУП ЦПП. -б.г. Ч.2 : Общие руководящие указания по применению стандартов ИСО 9001,ИСО 9002 и ИСО 9003. -Изд.офиц..-25 c..

  17. ИСО 9004-1.Международный стандарт.Административное управление качеством и элементы системы качества. -М. : ГУП ЦПП. -б.г.Ч.1 : Руководящие указания.-36

  18. Кружки качества на японских предприятиях. -М.: Изд-во стандартов, 1990.-70 c.

  19. Кричевский С.Ю.Планирование качества продукции/ С.Ю. Кричевский. -М.: Экономика, 1988.-87 c

  20. Волков Б.А.Управление качеством проектно-сметной документации в транспортном строительстве/ Б. А.Волков, А. Д. Ларионов. -М.: Транспорт, 1991.-255 c.

  21. Конарева Л. Теория доктора Деминга // Стандарты и качество.– 2002.–№ 11.– С. 46-50.

  22. Аронов, М.З. О выборе системы управления / М.З. Аронов, В.Г. Версан // Методы менеджмента качества.– 2003. – № 2.. – С. 10-12.

  23. Куликов, Ю.А. Интеграция процессов и уровни качества / Ю.А. Куликов // Методы менеджмента качества.– 2003. – № 2.. – С. 22-28.

  24. Шуберт, Е Тотальное управление качеством в российских компаниях / Е Шуберт // Управление компанией. – 2003. –№ 1. – С. 9-11

  25. Семенов С. Методика создания процессной модели проектной организации, работающей в отрасли транспортное строительство / С.Семенов, И. Г. Овчинников, О.К. Иванов // Транспортное строительство. – 2005. – № 3. – С. 24-26

  26. Горбачева, Л.В. Экономические и организационные аспекты управления качеством в строительной организации / Л.В.Горбачева // Экономика строительства. – 2005. –№ 5. – С. 36-43.

  27. Грузин, В.В. Качество производства работ как важнейший аспект в строительной отрасли//Известие вузов. Строительство.– 2001.–№11.–С.66-70

  28. Лукманова И.Г. Концептуальная модель системы управления качеством на предприятии строительной отрасли// ПГС.–2001.–№4.–С.41

  29. Оценка системы качества строительной организации//Известие вузов. Строительство.– 2001.–№ 1.–С.57-61

  30. Оценка эффективности затрат строительной организации на обеспечение качества строительного предприятия // Экономика строительства.–2001.–№4.–С.52-58.

  31. Зависимость цены строительной продукции от её качества // Экономика строительства.–2001.–№2.

  32. Ларгина, О.М. Проблемы сертификации предприятий строительной отрасли // ПГС.–2001.–№8.–С.50-51.

  33. Пучков, О.В. МС ИСО 9000:2000: как окупаются затраты на сертификацию // Методы менеджмента качества.– 2003. – № 4. – С.35-40.

  34. Катаков В.И. Сопровождение разработки, внедрения и сертификации системы менеджмента качества по стандартам ИСО 9000 в организациях транспортного строительства / В.И. Катаков, Л.А. Мальков, Д.В. Меркулов // Транспортное строительство. – 2003. – № 7.–С. 23-24.

  35. Минкин, М.А. Опыт проектной организации по сертификации управления качеством согласно МС ИСО 9000:2000/ М.А. Минкин, И.З. Гольдфельц, а.В. Хижнякова // ПГС. – 2005. – № 2 – С. 28-30.

  36. Блинов, В.П. О состоянии и перспективах добровольной сертификации строительной продукции // ПГС– 2003.–№ 4.– С. 18-19.

  37. Семь инструментов качества в японской экономике. М., Издательство стандартов, 1990.– 88 с.


Перечень наглядных и других пособий

  1. Басовский, Л.Е. Управление качеством [Электрон. ресурс]:Учебник, Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. – Электро. дан. и прогр. – М.: ИНФРА-М, 2004-212 с.

  2. Закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. (система «Гарант»)

  3. Закон «О сертификации продукции и услуг» (система «Гарант»)

6. Практические ЗАНЯТИЯ


Цель практических занятий:

-освоение современной концепции менеджмента качества;

-приобретение навыков оценки затрат на менеджмент качества и эффективности внедрения системы качества

- развития умения применять элементарные статистические методы для улучшения качества продукции

Методическим обеспечением проведения практических занятий являются методические указания и пособия, имеющиеся в библиотеке университета.


Содержание практического курса
  1   2   3   4

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «управление качеством продукции» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «управление качеством» Направление 280100 Природообустройство и водопользование
Исо 9000, дать рекомендации по обеспечению эффективного функционирования и совершенствования систем качества
Учебно-методический комплекс дисциплины «управление качеством продукции» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине управление качеством
Сущность качества и управления им, основные методы управления качеством, сферы приложения методов управления качеством, сферы приложения...
Учебно-методический комплекс дисциплины «управление качеством продукции» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «управление персоналом»
Управление персоналом: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011. 76 с
Учебно-методический комплекс дисциплины «управление качеством продукции» iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080503 «Антикризисное управление»
Учебно-методический комплекс «Информационные технологии в антикризисном управлении» составлен в соответствии с требованиями программы...
Учебно-методический комплекс дисциплины «управление качеством продукции» iconФ-программа вступительного экзамена в аспирантуру
Программа вступительного экзамена по специальности 05. 02. 23·- стандартизация и управление качеством продукции составлена в соответствии...
Учебно-методический комплекс дисциплины «управление качеством продукции» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины документоведение для специальности 350800 (032001)
Учебно-методический комплекс включает: рабочую учебную программу, общие методический рекомендации по изучению дисциплины, планы семинарских...
Учебно-методический комплекс дисциплины «управление качеством продукции» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «управление инфраструктурой организации (фэсилити-менеджмент)»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры Экономики и менеджмента сервиса
Учебно-методический комплекс дисциплины «управление качеством продукции» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Теория систем и системный анализ»
Учебно-методический комплекс дисциплины включает следующие документы и материалы
Учебно-методический комплекс дисциплины «управление качеством продукции» iconУчебно-методический комплекс Для специальности 080502-экономика и управление на предприятии (культуры и искусства) Москва 2009 Автор-составитель: Шмелева Наталья Дмитриевна ст преподаватель Учебно-методический комплекс «Теория коммуникации»
Учебно-методический комплекс «Теория коммуникации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс дисциплины «управление качеством продукции» iconУчебно-методическим советом факультета коммерции и маркетинга управление маркетингом учебно-методический комплекс Для специальности 080111 Маркетинг м осква 2008
Учебно-методический комплекс «Управление маркетингом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница