Методические указания к практическим работам по дисциплине «Архитектоника объёмных форм»




Скачать 144.31 Kb.
НазваниеМетодические указания к практическим работам по дисциплине «Архитектоника объёмных форм»
Дата20.02.2013
Размер144.31 Kb.
ТипМетодические указания
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Саратовский государственный технический университет


ОСНОВЫ АРХИТЕКТОНИКИ


Методические указания к практическим работам

по дисциплине «Архитектоника объёмных форм»

для студентов специальности 260902

«Конструирование швейных изделий»


Одобрено

редакционно-издатепъским советом

Саратовского государственного

технического университета


Саратов 2009

ВВЕДЕНИЕ


Одна из важнейших специфических целей практической работы дизайне­ров - наилучшее, то есть целесообразное, художественное воплощение во внешнем облике проектируемых изделий их назначения, функциональной су­ти, материально-конструктивной и технологической основ. Изучению этого фундаментального и сложного фактора всякого художественно-технического формообразования служит дисциплина «Архитектоника объёмных форм». Специалистам, имеющим отношение к созданию в промышленных условиях такого сложного структурного образования как костюм, необходимо владеть знаниями и навыками в построении объёмно-пространственной формы, отве­чающей не только утилитарным требованиям, но и эстетическим потребно­стям. Исходя из этого, структура методических указаний построена с учётом рассмотрения всех составляющих процесса гармонизации объёмных форм. В процессе обучения художественному конструированию к необходимым навы­кам и умениям следует отнести: композиционную организацию поверхности, формы или группы форм, способность придать им целостность в восприятии; умение найти гармоничные соотношения массы и пространства; умение орга­низовать группы форм в различные метрические и ритмические порядки; уме­ние создать зрительное равновесие группы форм; умение внести в организа­цию форм элементы контраста или нюанса, статики или динамики.

Дисциплина «Архитектоника объёмных форм» изучается студентами по­сле овладения знаниями и навыками, получаемыми при знакомстве с дисцип­линой «Рисунок» и перед изучением дисциплин «Основы композиции» и «Композиция костюма». Это позволяет студентам, опираясь на полученный опыт в области изобразительной грамоты, приобрести необходимое теорети­ческое и практическое представление о таких понятиях как «структура», «средства гармонизации», «архитектоничный строй объекта», «тектоника» и т.д., и использовать их в дальнейшем, непосредственно в костюмотворчестве.

Тема 1. ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЕРХНОСТИ


Цель работы - приобретение знаний и навыков по выявлению текто­ники листа, плоскости и работы с бумагой, различными по фактуре мате­риалами.


Краткие сведения о тектонике, свойствах бумаги и технических приёмах бумагопластики


Форма воплощается в материале посредством определённых конст­руктивных возможностей. Выявление в форме логики взаимодействия ма­териала и конструкции (по Г.Б. Минервину), соединяющей воедино техни­ку и эстетику, определяется тектоникой. Тектоника какой-либо конструк­тивной системы - это художественное выражение в форме работы мате­риала и конструкции. Работа по выявлению тектоники листа имеет своей целью создание различных рельефных поверхностей, характер которых за­висит от характера конструктивных линий и фактуры.

Изучению технических приёмов бумагопластики в построении объёмно-пространственных структур предшествует знакомство со свойствами бумаги. Технология работы с бумагой имеет ряд специфических сложно­стей. Сложные пластические композиции выполняются при использовании вспомогательных выкроек и схем. Любые объёмы создаются на основе конструкции, которая представляет собой систему рёбер жёсткости, полу­ченных в результате сгиба листа бумаги. В традиционном понимании лист бумаги сгибают только по прямой линии, но, используя криволинейную пластику сгибов и надрезов, возможно создавать значительно более выра­зительные поверхности и объёмы.


Задание 1. Выполнить простейшие тектонические поверхности, ис­пользуя способ надрезов.

Цель задания - приобретение навыков бумагопластики и выявление тектоники листа.

Методические указания к выполнению задания

Для выполнения задания необходимы 3 заготовки плотной бумаги размером 15 х 15 см. На одной из заготовок выполнить разметку каранда­шом прямых линий сгиба, на другой - криволинейных сгибов. На третьем листе выполнить разметку окружностей различных диаметров с одним центром, после чего вырезать четверть листа для последующего соедине­ния полученных краёв. Надрез бумаги по линии сгиба выполняется: с той стороны листа, где предполагается выступающая часть сгиба. В результате после осуществления сгиба по линиям надрезов, возможно, получить рель­ефные прямолинейные и криволинейные поверхности.


Краткие сведения об организации поверхности


Отметим общее свойство поверхностей: поверхность зрительно может восприниматься как часть массы, которую она ограничивает, или относи­тельно самостоятельной (например, облицовка и пр.), поэтому ее можно увидеть соответственно сильной - мощной или слабой, разрушенной или прочной. Рельеф деталей, расположенных на поверхности, должен быть увязан с основой и зрительно может выходить из глубины, составляя с ней единое целое, или располагаться на поверхности, быть оторванным, иметь разную глубину.

В случае уменьшения глубины рельефа по краям поверхности поля возникает эффект рамы, который увеличивает впечатление глубинности.

В зависимости от того, как строится поверхность, ее отдельные эле­менты могут восприниматься на поверхности или в глубине поля и даже вне поля, ближе к зрителю («вываливаться» из поверхности). Неодинаково воспринимаются элементы, расположенные в различных частях поля по­верхности.

При организации поверхности путём создания композиции, выявляю­щей тектонику листа, необходимо соблюдать общие закономерности гар­монизации любого объекта. Это означает, что любое произведение должно представлять собой гармоничное целое, отражающее повторяемость цело­го в его частях, соподчинённость частей в целом, соразмерность частей и целого, уравновешенность частей в целом, единство целого. Этому способ­ствует использование таких средств гармонизации как ритмометрическая организация; пропорциональные отношения тождества, нюанса и контра­ста; симметрия и асимметрия.


Задание 1. Создание абстрактной композиции с использованием раз­личных фактур.

Цель задания - приобретение знаний и навыков в построении гармо­ничной композиции с использованием тектоники листа.


Методические указания к выполнению задания

Для выполнения задания необходимо подготовить бумагу различной фактуры. Это может быть фольга, папиросная бумага, акварельная бумага, калька и т.д. Затем, предварительно подготовив в эскизном варианте абстрактную композицию из простых геометрических форм, выполнить её, используя бумагу различной фактуры. При создании данной композиции необходимо учитывать пространственное построение композиции, где «выступающие» элементы должны быть выполнены из более рельефной фактуры, а находящиеся в глубине композиции - из бумаги более гладкой фактуры. В композиции также должны быть отражены такие закономерности построения как целостность, гармоничность, композиционное равновесие, согласованность и т.д.


Задание 2. Создать поверхности различного характера рельефности.

Цель задания - приобретение навыков выявления различных по характеру зрительных эффектов при создании рельефных поверхностей.


Методические указания к выполнению задания


Для выполнения задания необходимо подготовить листы картона фор­матом 15 х 15 см и полосы бумаги различной ширины. Затем при помощи надрезов и сгибов полос и размещения их на плоскости создать различные по рельефу поверхности, где элементы геометрического орнамента, со­ставляющего данную поверхность, расположены в метрическом порядке, ТО есть одного размера и с одинаковым интервалом. Геометрическая форма элементов орнамента может иметь очертания квадрата, прямоугольника, треугольника, дуги и т.д. Таким образом, необходимо выполнить макеты рельефной поверхности с элементами геометрического орнамента, имею­щих:

  1. форму квадрата и равные параметры (размер и интервалы);

  2. форму треугольника, равные интервалы и чередование высоты элементов в рядах;

  3. дугообразную форму и чередование радиуса элементов в рядах;

  4. любую из перечисленных форм, расположенных в шахматном по­рядке.



Тема 2. ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ОБЪЁМА


Цель работы - приобретение навыков композиционной организации группы форм в различные метрические и ритмические порядки.


Краткие сведения об организации элементов: объёма


Изучать организацию элементов объёма целесообразно на примерах, в которых одновременно рассматривались бы несколько объёмных форм, объединённых одной темой и отличающихся тем, что заданное количество, характеристика, свойство варьируются, усиливаясь или ослабляясь при пе­реходе от формы к форме. При этом один и тот же геометрический вид, изменяемый по выбранной закономерности, позволяет образовывать ряд из 3-5 вариантов основной формы и получить картину постепенно изменяю­щегося состояния напряжения. Такой ряд форм, который условно можно назвать форморядом, позволяет более уверенно оценивать значение варьи­руемого качества и сознательно влиять на его восприятие.

Теперь о преобразовании как о формообразующем факторе. Преобра­зования - традиционный приём работы над формой. Природа даёт много­численные примеры перебора вариантов, которые лежат в основе эволю­ции.

В упражнениях для преобразований могут быть использованы про­стые геометрические формы - параллелограмм, куб, пирамида и т.д., а также сочетание этих форм. Преобразование этих форм удобно выполнять путём изменения пространственной формы - нарастания или убывания пространственных эффектов в границах, определяемых предельными со­стояниями формы (рис.1).


Задание 1. Построить метроритмический ряд на основе простых геометрических форм.

Цель задания - изучение закономерностей метроритмической органи­зации форморяда.


Методические указания к выполнению задания


Выполнение задания необходимо начать с определения геометрической формы, которая послужит элементом в построении ритмического форморяда. Таким элементом могут быть простейшие геометрические фи­гуры: куб, параллелепипед, многогранник, цилиндр и т.д. Ритмическое развитие может происходить как в размерах элемента с сохранением рас­стояний между ними, так и в совокупном изменении размеров и расстоя­ний. Затем необходимо выполнить макеты данных элементов из бумаги и расположить их в ритмическом порядке на картоне размером 15 х 15 см (рис. 2, а).


Задание 2. Построить объёмно-пространственную ритмическую композицию.

Цель задания - приобретение навыков и знаний в использовании средств гармонизации при создании пространственных композиций.


Методические указания к выполнению задания


Для выполнения задания необходимо при помощи схематичного по­строения в эскизном варианте создать элементарно возможный ход ритма в различных вариантах. В построении ряда следует раскрыть динамические возможности ритма, определить его направленность, изучить вопросы ог­раничения движения ритма, его завершения, различные закономерные свя-зи элементов, а также возможности установления равновесия. Уточнив в эскизе композиционное расположение элементов ряда и последовательные изменения какого-либо свойства или элемента формы, выполнить макеты элементов из бумаги и расположить их по намеченной композиции на кар­тоне размером 20 х 20 см (рис.2, в; 3).


Задание 3. Выполнить последовательное преобразование формы с ис­пользованием какого- либо вида трансформации.

Цель задания - приобретение навыков работы с пластикой формы с целью выявления структурных характеристик объекта.


Методические указания к выполнению задания


Выполнение задания требует предварительных эскизных зарисовок с выявлением конструктивного построения, структуры объекта. После выявления характерных черт структуры необходимо применить какой-либо вид трансформации и проследить в эскизных зарисовках последовательное изменение выявленных структурных характеристик, произошедших под воздействием трансформации. Затем; выполнить макет форморяда преобразования структуры объекта (рис. 4).


Тема 3. ФОРМООБРАЗОВАНИЕ И ПРИРОДНЫЕ ФОРМЫ


Цель работы - изучение вопросов пластики и приобретение навыков использования различных пластических решений в объёмно-пространственной композиции.


Краткие сведения о формообразовании с использованием природных форм


Важную роль в изучении процесса формообразования играет макети­рование, при котором аналогами служат структуры растений, любых природных форм. Изучение строения объектов природы даёт возможность выполнить конструктивный, пропорциональный, ритмический анализ, вы­явив пластические закономерности, присущие данной форме.

Все объекты живой и неживой природы построены по определённым закономерностям, одной из которых является пропорция «золотого сече­ния». В эпоху Возрождения эту пропорцию называли «божественной», по-видимому, потому, что она обладает замечательным свойством рядов сло­жения, отражающих идею роста: каждый последующий член такого ряда есть сумма двух предыдущих членов. Простейшим рядом сложения явля­ется целочисленный ряд «золотого сечения»: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89 и т.д., называемый «рядом Фибоначчи». Принцип «золотого сечения» за­ключается в делении отрезка таким образом, что меньшая его часть отно­сится к большей так, как большая часть относится к целому: а/в=в/а+в.

Ритм как средство композиции, означающее закономерное чередование соизмеримых элементов, присущ различным явлениям и формам природы. Ритмическое строение свойственно всему живому, растущему, движущему­ся. Системы убывающего ритма - в строении ствола дерева, его ветки, лис-га. Таким образом, изучение закономерностей гармонично построенной формы целесообразнее всего осуществлять при анализе природных форм.


Задание I. Выполнить макет структуры какой-либо природной формы.

Цель задания - приобретение навыков анализа природной формы с выявлением её структуры, пластики, конструкции.


Методические указания к выполнению задания


Макетированию предшествуют зарисовки форм растительного и жи­вого мира и анализ их геометрии, структуры, механики, конструкции, пла­стики. При зарисовках целесообразнее использовать следующие темы: конструкция стебля, элементы жёсткости стебля; конструкция листа, обра­зование поверхности, жилкование, элементы прочности и жёсткости; фор­мы, характерные для развивающихся и сложившихся организмов; конст­рукции упаковок в плоде, шишке, подсолнечнике; спираль в живых орга­низмах - раковины, рога баранов и т.д. Затем на основе зарисовок необхо­димо разработать макеты или модели в материале (проволока, поролон, глина, бумага).


Тема 4. ФОРМООБРАЗОВАНИЕ В КОСТЮМЕ


Цель работы - изучение вопросов формообразования костюма и при­обретение навыков построения объёмно-пространственной структуры.


Краткие сведения о процессе формообразования костюма


Форма - вторая двуединая сущность любой вещи и «внешнее», визу­ально воспринимаемое материально-пространственное проявление содер­жания предметных объектов.

Форма включает две органически взаимосвязанные стороны: внутрен­нюю форму - структуру и форму внешнюю - её наиболее обозримую гра­ничную пластическую оболочку. В объектах дизайна структура есть общее строение, композиция предмета и его формы, основа материально-пространственной и визуально-эстетической организации, первая и наибо-

лее существенная сторона материализации его назначения и функциональ­ной сущности. Внешняя форма вещей представляет собой её зримую лице­вую поверхность во всей конкретной совокупности частей и элементов внешнего вида: рельефа, фактуры, цвета, различных членений, декоратив­ных элементов, светотеневых эффектов и других факторов, создающих оп­ределённый образ предмета. Таким образом, структурный уровень формы -это её геометрическая внутренняя характеристика (пропорции, геометрия, симметрия). С позиции теории информации структура - это вторичный знак, который позволяет нам приблизиться к пониманию внутренних пру­жин формообразования.

Пространственная структура костюма, лишённая материальных свойств, представляется набором геометрических знаков, расположенных в определённой последовательности и обладающих своим характером связи.


Задание I. Выполнить макет объёмно-пространственной структуры костюма

Цель задания - приобретение навыков построения объёмно-пространственной структуры костюма с учётом функции, материала и кон­струкции.


Методические указания к выполнению задания


Выполнение задания требует предварительного эскизного поиска, где необходимо найти наиболее удачные варианты объёмно-пространственной структуры с использованием различных принципов трансформации (эф­фект сжатия, сдвига, слома, растяжения и т.д.). В создании формы также необходимо добиться композиционного единства, используя средства гар­монизации (пропорциональные соотношения, метроритмическая организа-

ция, композиционное равновесие и т.д.). Также необходимо выполнить каркас фигуры человека из проволоки, где должны быть сохранены основ­ные канонические пропорции фигуры и создана устойчивость данного каркаса. Затем, используя каркас в качестве основы, создать макет объём­но-пространственной формы костюма по эскизному варианту. При разра­ботке макета из целого листа бумаги для создания объёма возможно ис­пользовать разрезы, подрезы, надрезы, различные изгибы и т.д. При необ­ходимости возможно использование нескольких отдельных частей бумаги.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бердник Т.О. Дизайн костюма / Т.О. Бердник, Т.П. Неклюдова. - Ростов н / Д: Феникс, 2000.

  2. Божко Ю.Г. Архитектоника и комбинаторика формообразования / Ю.Г. Божко. - Киев: Вища школа, 1991.

  3. Жердев Е.В. Художественное осмысление объектов дизайна / Е.В. Жердев. - М.: Аутопан, 1993.

  4. Козлова Т.В. Основы теории проектирования костюма / Т.В. Козло­ва. - М: Легпромбытиздат, 1998.

  5. Иконников А.В. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / А.В. Иконников, М.С. Коган. - М.: Стройиздат, 1990.

  6. Рытвинская Л.Б. Архитектоника объёмных форм: конспект лекций / Л.Б. Рытвинская. - М.: МТИ, 1980. Ч.2.










Рис. 2. Метроритмическая организация элементов объёма:

а) форморяд простых геометрических фигур;

б) съемно-пространственная композиция








Рис. 4. Преобразование структуры объекта


ОСНОВЫ АРХИТЕКТОНИКИ

Методические указания к практическим работам по дисциплине «Архитектоника объёмных форм»

Составили: ЗАБРОДИНА Галина Дмитриевна

МАРИНЕНКО Оксана Вячеславна

Рецензент И.Г. Полушенко

Редактор Л.А. Скворцова

Лицензия ИД № 06268 от 14.11.01

Подписано в печать 17.10.05 Формат 60x84 1/16

Бум. тип. Усл.-печ.л. 1,16 (1,25) Уч.-изд.л. 1,1

Тираж 100 экз. Заказ 382 Бесплатно

Саратовский государственный технический университет 410054, Саратов, Политехническая ул., 77

Отпечатано в РИЦ СГТУ. 410054, Саратов, Политехническая ул., 77

Похожие:

Методические указания к практическим работам по дисциплине «Архитектоника объёмных форм» iconМетодические указания по практическим работам По дисциплине
Методические указания по практическим занятиям по дисциплине «Моделирование систем» включает тематику вопросов, выносимых для самостоятельной...
Методические указания к практическим работам по дисциплине «Архитектоника объёмных форм» iconМетодические указания по практическим работам
Методические указания по практическим занятиям по дисциплине «Организация и планирование производства» включают тематику вопросов,...
Методические указания к практическим работам по дисциплине «Архитектоника объёмных форм» iconРабочая программа по дисциплине сд. Ф. 6 Архитектоника объемных форм для специальности 260902. 65 «Конструирование швейных изделий»
Фгбоу впо «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А.»
Методические указания к практическим работам по дисциплине «Архитектоника объёмных форм» iconМетодические указания и варианты к самостоятельным и контрольным работам по дисциплине "Гидравлика и гидропривод" Для студентов всех форм обучения специальности (гос 2000) специальности 05050165 Профессиональное обучение (030500.
Методические указания и варианты заданий к самостоятельным и контроль­ным работам по дисциплине "Гидравлика и гидропривод". – Екатеринбург:...
Методические указания к практическим работам по дисциплине «Архитектоника объёмных форм» iconМетодические указания по контрольным работам
Методические указания по практическим занятиям по дисциплине «Теория экономических информационных систем» включают тематику вопросов,...
Методические указания к практическим работам по дисциплине «Архитектоника объёмных форм» iconМетодические указания по практическим работам Для студентов всех форм обучения специальности
Практические занятия будут касаться разработки отдельных разделов курсового и дипломного проектов
Методические указания к практическим работам по дисциплине «Архитектоника объёмных форм» iconМетодические указания к практическим и лабораторным работам по дисциплине «Моделирование систем»
Автономное муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания к практическим работам по дисциплине «Архитектоника объёмных форм» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Шрифт»
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Шрифт» для студентов специальностей Шымкент: юкгу им. М. Ауезова. 2010...
Методические указания к практическим работам по дисциплине «Архитектоника объёмных форм» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Цифровые интегральные схемы и микропроцессоры»
Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Цифровые интегральные схемы и микропроцессоры» для студентов специальности...
Методические указания к практическим работам по дисциплине «Архитектоника объёмных форм» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Цифровые интегральные схемы и микропроцессоры»
Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Цифровые интегральные схемы и микропроцессоры» для студентов специальности...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница