Рабочая учебная программа дисциплины сд. 03 “композиция и макетирование ” для специальности 070602. 51 дизайн (по отраслям)




Скачать 160.04 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа дисциплины сд. 03 “композиция и макетирование ” для специальности 070602. 51 дизайн (по отраслям)
Дата20.02.2013
Размер160.04 Kb.
ТипРабочая учебная программа


колледж дизайна кабардино-балкарского государственного университета

"Утверждаю"

директор колледжа дизайна

______________ С.М.Кожуховская

рабочая учебная программа

дисциплины

СД.03 - “композиция и макетирование ”

для специальности

070602.51 - дизайн (по отраслям)

специализации

«Дизайн костюма»

2008

Составлена в соответствии с

Государственными требованиями

к минимуму содержания и уровню подготовки

выпускника по специальности

Одобрена на заседании

Цикловой комиссии «Дизайн костюма»


Председатель __________ Р.Ф.Цорионова

Зам. директора по учебно-

методической работе ____________ А.М.Канлоев

Авторы: Цорионова Р.Ф.,

Хаджиева З.Х.

Амшоков А.Х

Рецензенты:

Колодей О.Г.,

преподаватель Колледжа дизайна КБГУ

Мазаева Т.А., кандидат иск.,

преподаватель СКГИИ


1. Пояснительная записка

Дисциплина «Композиция и макетирование» представляет собой практический курс, основная задача которого состоит в подготовке студентов к освоению проектных методов разработки различных объектов дизайна. Дисциплина «Композиция и макетирование» состоит из трех частей: «Основы композиции», «Макетирование» и «Миниколлекции».

Часть 1 – "Основы композиции" является вводным пропедевтическим универсальным курсом на первом этапе обучения дизайнеров. Дисциплина способствует приобретению знаний, умений и навыков по организации плоскости и помогает в дальнейшем связать их с проектными методами работы. Курс нацелен на развитие художественно-образного мышления, формирование “установочного видения”, овладение широким спектром средств художественной выразительности. Составной частью вводного курса являются беседы (лекции), тематика которых органично связана с практическими упражнениями и заданиями (“Простейшие изобразительные средства – пятно, линия, фактура”, “Основные категории композиции”). Теоретические знания постоянно закрепляются аудиторными практическими упражнениями и самостоятельными домашними заданиями.

Важной задачей курса является также ознакомление студентов с базовой профессиональной терминологией и приобретение ими навыков анализа какого-либо объекта (например, собственн6ых работ) с точки зрения его композиционных свойств.

В заключительном самостоятельном контрольном семестровом задании студент должен предложить композиционное решение по выбранной теме, в котором бы комплексно сочетались различные средства и свойства композиции, изученные им в течение семестра. Тему контрольного семестрового задания студент формулирует самостоятельно или с помощью преподавателя. В основе выбора могут лежать темы программы, с которыми студент справился наиболее успешно. В контрольном задании студент должен активизировать все приобретенные знания, умения и навыки и суметь объяснить цель задания и средства, которые были им задействованы.

Аттестация проходит в форме зачета - в 3-м семестре,

в форме экзамена – в 4-м семестре.


Часть 2 – "Макетирование"– должна практически подготовить студента к работе в объеме и материале. «Оболочка» - так называется семестровое задание этого раздела дисциплины “Композиция и макетирование”. Попытка создания материальной оболочки яркого сценического образа является, по-сути, первой творческой экспериментальной работой студента в объеме и материале. Поскольку согласно учебному плану данный семестр является началом специализации, и, следовательно, студент еще не обладает специальными знаниями, умениями и навыками (построения конструкций, швейной технологической подготовки, обработки материалов и т.д.), акцент в этом задании делается на следующие позиции:

- использование в макете (модели) нетрадиционных, бутафорских материалов;

- читаемость сценического образа;

- концептуальную ясность идеи образа,

- формирование у студента навыков композиционного анализа своей работы

(ясность силуэта, фактурная и колористическая гармоничность и т.д.);

- архитектоника проекта.

Дополнительная нагрузка этого задания состоит в наработке опыта сотрудничества со специалистами смежных специализаций: парикмахерами, визажистами, моделью, фотографами и т.д. Подобный опыт коммуникативности является неотъемлемой частью профессиональной деятельности дизайнера и способен сформировать у студента такие необходимые качества личности как умение рационально распределить время, умение выслушать «смежника» и принять решение, умение ясно формулировать свое видение образа и т.д.

Аттестация проводится по окончании семестра в виде дифференцированного зачета по представленным студентами отчетным папкам.

Часть 3 - Миниколлекции - продолжение работы в объеме.

Основной целью этого раздела является освоение студентами методов проектирования миниколлекций, т.е. 4-6 моделей, объединенных единым замыслом, цвето-фактурным решением и т.п. Содержание этого раздела аккумулирует все приобретенные студентом знания ,умения и навыки на смежных дисциплинах («Конструирование и моделирование швейных изделий», «Технология швейных изделий», «Основы проектной графики»). Большими возможностями обладает и муляжный метод создания новой формы, уникальный тем, что позволяет получать не только простые лаконичные формы, но и достаточно сложные с разнонаправленными группами драпировок, элементами асимметрии и т.д. Дизайнеры пользуются им при проектировании вечерних туалетов, коллекционных эксклюзивных моделей, а также при поиске новых форм авангардного (экспериментального) направления. Кроме того, этот метод помогает создавать формы, которые невозможно или трудно получить расчетным способом.

Аттестация проходит в форме курсовой работы.


2. Тематический план учебной дисциплины



Наименования разделов и тем

Макс. учебная нагрузка студента

Кол-во аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа студента


Всего

Лаб. И семин.


Практ. занятия

3 семестр


Часть 1. Основы композиции


70


64





64


6

Тема 1.1. Вводный урок. Простейшие изобразительные средства и материалы


2


2





2





Тема 1.2. Основные элементы композиции: линия-пятно-фактура


12


12





12





Тема 1.3. Категории композиции


22


20





20





Тема1.4. Принципы зрительного восприятия.

Виды композиции


14


14





14





Тема 1.5. Модуль. Комбинаторика Зачет


20


16





16


6

4 семестр




72

64




64

8


Тема 1.6. Виды симметрии.


22


20





20


2


Тема1.7. Стилизация. Знак. Форма-контрформа


24


20





20


4


Тема 1.8 Колористика. Цветовой круг

Контрольное задание

Экзамен-просмотр


12

14


12

12





12

12



2

5 семестр

Часть 2. Макетирование-поиск новых форм

Оболочка: Театральный, сценический костюм: концептуальное проектирование человеческого образа


84


64





64


18

Вводная лекция. Особенности проектирования костюма для сцены

4

4




4




Этап 1. Идея ( Эскиз-концепция)

24

16




16

8

Этап 2. Объемное макетирование (Материалы)

36

28




28

8


Этап 3 Презентационные средства

(визаж, постиш, фотосессия)

Дифференцированный зачет


18


16





16


2

6 семестр

Часть 3. Миниколлекция

79

60




60

19

Тема 1. Плоскость и объем. Оригами

8

4




4

4


Тема 2. Единство идеи в многообразии форм


Курсовая работа



21


50


6






6


50


15


Итого


303


252





252


51



3. содержание учебной дисциплины


ЧАСТЬ 1. Основы теории композиции (64 ч.)

Тема 1.1. Вводный урок (2ч.)

В результате изучения темы студент должен знать характеристику и методы использования простейших изобразительных средств и материалов (карандаш, тушь, перо, кисть).

Уметь выполнять зарисовки простейших бытовых предметов.

Простейшие изобразительные средства и материалы. Карандаш, тушь, перо, кисть.

Выполнение зарисовок простейших бытовых предметов.

Тема 1.2. Основные элементы композиции: линия-пятно-фактура (12ч.)

В результате изучения темы студент должен знать основы психофизиологических особенностей восприятия таких элементов, как линия, пятно, фактура.

Уметь: выполнить наброски композиции с последующим аналитическим обсуждением проделанной работы.

Основные элементы композиции: линия, пятно, фактура и особенности зрительного восприятия. Выполнение набросков с последующим обсуждением работ.

Тема1. 3. Категории композиции (20ч.)

В результате изучения темы студент должен знать:

-основные категории композиций;

уметь:

-анализировать различные визуальные объекты с точки зрения их композиционно-пластических свойств (статичность, симметрия, асимметрия, ритм, контраст форм или фактурный контраст и т.д.);

-выбирать и использовать в каждом конкретном случае наиболее оптимальные средства композиции для выражения идеи( замысла).

Основные категории композиции: статика, динамика, контраст, симметрия, асимметрия.

Упражнения на темы:

“Статика–динамика”

“Симметрия–асимметрия”

“Сгущение–разрежение”

“Ритм», Контраст”.


Тема 1. 4. Принципы зрительного восприятия. Виды композиции (14ч.)

В результате изучения темы студент должен знать гештальт-принципы по Арнхейму.

Уметь использовать визуальные стереотипы для создания образа, композиции, для поддержки и выражения идейной основы задания; выполнить упражнения с простейшими геометрическими формами.

Принципы зрительного восприятия (по Арнхейму).

Упражнения с простейшими геометрическими формами.

Тема 1.5. Модуль. Комбинаторика (16ч.)

В результате изучения темы студент должен знать:

- принципы деления объекта на модули;

- основы комбинаторного проектирования

(кратность, сопряженность, конгруэнтность и т.д.).

Уметь:

- осуществлять оптимальный выбор формы модуля:

- использовать основные комбинаторные схемы

(перестановка, группировка, организация ритмов и т.д.).

Понятия модуль, комбинаторность, оптимальная геометрия модуля и марки.

Упражнение: получение максимального разнообразия орнаментальных мотивов благодаря оптимально выбранной форме модуля и марке.

Самостоятельная работа (6 ч.): используя один модуль и одну марку, создать 6-8 орнаментальных композиций. Возможно использование самостоятельного изготовленного шаблона модуля. Закомпоновать композиции на стандартном листе ватмана. Материалы: тушь, гуашь. Формат одной композиции 20х20(см).

Тема 1.6. Виды симметрии (20ч.)

В результате изучения темы студент должен знать:

- характеристику видов симметрии (поворот, перемещение, осевая симметрия, скользящая симметрия, винтовая симметрия, антисимметрия, дисимметрия).

Уметь:

- создавать раппортных композиций с использованием изученных видов и принципов симметрии.

Основные виды симметрии. Поворот. Перемещение. Осевая симметрия. Скользящая симметрия. Винтовая симметрия. Асимметрия. Диссимметрия. Антисимметрия.

Выполнение упражнений (клаузуры) на создание раппортных композиций.

Самостоятельная работа (2ч.): тема аудиторно закрепляется предварительными фор-эскизами, которые студент должен самостоятельно довести до завершения и оформить к просмотру. Материалы: тушь, гуашь. Формат не ограничен.

Тема 1.7. Стлизация. Знак. Форма-контрформа (20ч.)

В результате изучения темы студент должен знать:

- основные характеристики знака (цельность, лаконичность);

- основные приемы стилизации, а также способы использования геометрической

формы для создания знака.

Уметь:

- использовать тональный контраст в организации геометрической композиции;

-применять приемы стилизации сложной формы

Стилизация как способ получения знакового изображения. Понятие соотношения фона и изображения как соотношения формы и контрформы.

Упражнения на тональный контраст. Инвертировать позиции фигура-фон.

Самостоятельная работа (4ч.): тема аудиторно закрепляется предварительными фор-эскизами, которые студент должен самостоятельно довести до завершения и оформить к просмотру. Материалы: тушь, гуашь. Формат не ограничен.

Тема 1. 8. Колористика. Цветовой круг (12ч.)

В результате изучения темы студент должен знать:

- основные характеристики цвета (яркость, насыщенность, тон, оттенок);

-принципы цветовосприятия.

Уметь:

-:использовать различные приемы цветовых гармоний (контрастные цвета, родственные цвета, монохромный тональный контраст).

Понятие о спектральных цветах, о тоне, насыщенности и яркости. Система цветовых отношений: контраст, родственность. Выполнение упражнений. Контрастные цвета, родственные цвета, монохромный тональный контраст.

Введением цветовых отношений (контрастных, родственных) продолжить работу над заданиями тем 1.5, 1.6, 1.7.

Самостоятельная работа (2ч.): тема аудиторно закрепляется предварительными фор-эскизами, которые студент должен самостоятельно довести до завершения и оформить к просмотру. Материалы: тушь, гуашь. Формат не ограничен.


Контрольное семестровое задание (12ч.)

Примерные темы:

Стилизация (графическая интерпретация источника-аналога)

Орнаментальная композиция сложной формы (угол, овал, квадрат и т.д.)

Декоративная композиция на произвольную тему (пейзаж, натюрморт и т.п.)

Часть 2. Макетирование. Поиск новых форм (64ч.)

Семестровая тема. Оболочка: Театральный, сценический костюм

как концептуальное проектирование человеческого образа.


Вводная лекция. Особенности проектирования костюма для сцены. (4ч.)


Этап 1. Идея (эскиз-концепция). Специфика эскизного и натурного макетирования (16ч.)

Самостоятельная работа (8ч.) : фор-эскизы, которые студент выполняет в аудитории согласовываются с преподавателем и дорабатываются самостоятельно. В ходе работы над эскизами студент должен подобрать также образцы тканей и иных материалов, которые предполагаются для работы в объемном макетировании.


Этап 2. Объемное макетирование (материал): принципы объемного формообразования, понятия тектоники материала и архитектоники объекта, функциональная взаимосвязь несущих и декоративных элементов сложной объемной формы. (28ч.)

Самостоятельная работа (8ч.) : найденные под руководством преподавателя конструктивные, комбинаторные и иные приемы, узлы и элементы общей композиции макета, а также аксессуары должны дорабатываться технологически самостоятельно.


Этап 3. Презентационные средства (визаж, постиш, фотосессия) (16ч.)

Самостоятельная работа (2ч.): организация всех составляющих элементов презентации (работа с моделью, с парикмахерами и визажистами, постиш, фотосессия).


Часть 3. Миниколлекция. (60ч.)

Тема 3.1. Плоскость и объем. Оригами (бумага) (4ч.)

Тема 3.2. Единство идеи в многообразии форм. Поиск новых перспективных форм методом макетирования (масштаб, группировка, ритм, пластическое решение), комбинаторные возможности интерпретации идеи коллекции в нескольких моделях-образцах. Образование объемной формы методом наколки (макетная ткань). (6ч.)

Курсовая работа (50ч.) : поэтапно студентом самостоятельно выполняются предварительные форэскизы, которые после согласования и аудиторной доработки с преподавателем доводятся до завершения, оформляются к просмотру; с преподавателем также согласовывается выбор материалов, конструктивное решение, технологические приемы обработки деталей и узлов моделей-макетов осуществляется организация всех составляющих элементов презентации (работа с моделью, с парикмахерами и визажистами постиш, фотосессия). Также совместно с преподавателем продумывается сценарий и вся организация просмотра в виде простой демонстрации или сценического дефиле..

Литература


  1. . Боулт Дж. Художники русского театра. 19\880-1930 гг. - М., 1991.

  2. Буровик К. А. Родословная вещей. – М.: Знание,1991.

  3. Горина Г.С. Народные традиции в моделировании одежды. - М., 1974.

  4. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. – М:, 2001. AKADEMIA

  5. Захаржевская Р.В. История костюма. М.,РИПОЛ классик. 2004

6. Кибалова Л. И др. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага. 1986.

7. Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. - М., 1989.

8. Лотман Ю.М. Тартуско-Московская семиотическая школа. - М., 1994.

9. Мерцалова М.Н. История костюма. - М., 1972.

10.Мессерер Б. Мастерская на Поварской. Ростов-на-Дону. 1994.

11.Пармон Ф.М. и др. Рисунок и графика костюма. - М., 1987.

12.Пармон Ф.М. “Костюм ХХ века: одежда, обувь, аксессуары”, -М., 1975.

13.Пармон Ф. М. “Композиция костюма”, - М.: Легпищпром, 1982.

14.Степучов Р.А. Комбинаторика единиц костюмо-графического языка.

Уч. пособ. - М., 1982


Похожие:

Рабочая учебная программа дисциплины сд. 03 “композиция и макетирование ” для специальности 070602. 51 дизайн (по отраслям) iconРабочая программа дисциплины «Дизайн-проектирование» для специальности 070602 Дизайн (по отраслям) 2006

Рабочая учебная программа дисциплины сд. 03 “композиция и макетирование ” для специальности 070602. 51 дизайн (по отраслям) iconРабочая учебная программа дисциплины сд. 04 “дизайн-проектирование ” для специальности 070602. 51 дизайн (по отраслям)
Для работы со смежными специалистами (конструкторами, технологами) и заказчиками дизайнер должен быть компетентным в специфике проектирования...
Рабочая учебная программа дисциплины сд. 03 “композиция и макетирование ” для специальности 070602. 51 дизайн (по отраслям) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине сд. 02. 02 Менеджмент веб-сайтов для специальности 070602. 51-Дизайн (по отраслям) Нальчик 2008 г
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент веб-сайтов» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая учебная программа дисциплины сд. 03 “композиция и макетирование ” для специальности 070602. 51 дизайн (по отраслям) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине сд. 08 Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 070602. 51-Дизайн (по отраслям)
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» составлен в соответствии с...
Рабочая учебная программа дисциплины сд. 03 “композиция и макетирование ” для специальности 070602. 51 дизайн (по отраслям) iconПрограмма по учебной дисциплине «Композиция (проектирование)» 4 курс, составлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070602 «Дизайн»,
«Дизайн», базового уровня, утверждённого Министерством образования в 2002 году, и учебными планами иадви, разработанными в соответствии...
Рабочая учебная программа дисциплины сд. 03 “композиция и макетирование ” для специальности 070602. 51 дизайн (по отраслям) iconРабочая учебная программа дисциплины «введение в специальность» для специальности
Рабочая программа дисциплины «Введение в специальность» построена исходя из требуемого уровня базовой подготовки студентов, обучающихся...
Рабочая учебная программа дисциплины сд. 03 “композиция и макетирование ” для специальности 070602. 51 дизайн (по отраслям) iconРабочая программа учебной дисциплины «культурология»
Учебная программа дисциплины «Культурология» разработана для студентов специальностей экономического профиля по специальности 080501....
Рабочая учебная программа дисциплины сд. 03 “композиция и макетирование ” для специальности 070602. 51 дизайн (по отраслям) iconУчебная программа: Дизайн
Возможные побочные специальности: Оформление интерьера, Дизайн одежды, Графический дизайн
Рабочая учебная программа дисциплины сд. 03 “композиция и макетирование ” для специальности 070602. 51 дизайн (по отраслям) iconПрограмма по учебной дисциплине «Фотодело» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070602 «Дизайн»,
«Фотодело» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями...
Рабочая учебная программа дисциплины сд. 03 “композиция и макетирование ” для специальности 070602. 51 дизайн (по отраслям) iconПрограмма по учебной дисциплине «Перспектива» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070602 «Дизайн»,
«Перспектива» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница