Программа по дополнительному образованию детей седьмого года жизни «Музыкальная ритмика» Развитие музыкальности детей




Скачать 332.31 Kb.
НазваниеПрограмма по дополнительному образованию детей седьмого года жизни «Музыкальная ритмика» Развитие музыкальности детей
страница1/4
Дата20.02.2013
Размер332.31 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4


Принято: Утверждено:

педагогическим советом приказом заведующей

МКДОУ детского сада МКДОУ детского сада

общеразвивающего вида № 2 общеразвивающего вида № 2

с приоритетным осуществлением с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно- деятельности по художественно-

эстетическому развитию детей эстетическому развитию детей

Протокол № 1 от 31.08.2012 г. № 32 от 31.08.2012 г.


Программа

по дополнительному образованию детей седьмого года жизни «Музыкальная ритмика»

Развитие музыкальности детей

старшего дошкольного возраста

посредством музыкально-ритмической деятельности


Составитель: Подборнова Екатерина Сергеевна,

музыкальный руководитель

МКДОУ детского сада

общеразвивающего вида № 2

с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно-

эстетическому развитию детей


г. Красноуфимск

2012 год

Содержание



Пояснительная записка

3

Содержание курса

6

Календарно-перспективный план

8

Требования к уровню подготовки воспитанников

17

Методика выявления уровня музыкально-ритмических способностей

18

Список литературы

20


Пояснительная записка


Единство музыки, движения и слова является исторически обоснованным явлением, в древности оно составляло синтетическую основу искусства. Синтез музыки и движения нашел свое отражение в теории воспитания Платона. В своей работе «Законы» он описывает форму этого синтеза, представляя ее как специфический вид искусства, своеобразие которого связано с выражением чувственной сферы человека.

В педагогической реальности синтез музыки и движения нашел свое воплощение в таких понятиях, как «ритмика», «ритмическая гимнастика», «эвритмия», «свободное движение». Ритм в содержании этих понятий выступает как организующее и объединяющее начало. Появление этих терминов связано с развитием «нового искусства движения». Создателем новой концепции движения стал французский педагог и композитор Ф. Дельсарт (1811-1871).

Понятие ритмика (от греч. rhythmos – порядок движения) прочно вошло в педагогику. Это понятие используют в названии школьного урока или обозначении формы музыкальной деятельности детей. Ритмика связана с именами Э. Жака-Далькроза, А. Аппиа (Швейцария), А. Дункан (США), Р. Штайнера (Германия), Г. Крэга (Великобритания): в их педагогических разработках музыкальная форма соединилась с пластикой движения. Поиск эффективных форм, методов воплощения синтеза музыки и движения продолжался на всех исторических этапах развития музыкальной педагогики.

К. Орф дополнил синтез музыки и движения словом, разработав на основе этого тройственного союза свою концепцию музыкального воспитания детей. Ее стержнем стал ритм. По мнению К. Орфа, именно ритмическая сторона должна стать начальной ступенью музыкального воспитания человека.

В настоящее время наблюдается особый интерес к теории и практике музыкального движения. Видимо, это не случайно: танцевальное движение — это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности. Практика музыкального восприятия дошкольников давно уже ориентирует детей на то, чтобы отражать в движениях не только ритм музыки, но и ее интонации, характер, образное содержание.

Программа «Ритмика» (Развитие музыкальности детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности) разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года) и предназначена для работы с детьми от 6 до 7 лет.

В основу программы легли методики Э. Жака-Далькроза, К. Орфа, а так жн А.И. Бурениной, Г.А Колодницкого, Т.И. Суворовой и других авторов, занимающихся вопросами музыкально-ритмического воспитания детей.

Программа в целом направлена на выявление, раскрытие и развитие художественных способностей каждого воспитанника, развитие музыкально-ритмической деятельности, приобщение к музыкальному искусству, развитие интеллектуальных и личностных качеств.

Задачи курса:

  • Развитие у детей активности и самостоятельности, коммуникативных способностей, творческого потенциала.

  • Развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои оригинальные движения, развитие творческой самостоятельности в создании художественного образа танца.

  • Формирование навыков основных танцевальных движений.

  • Формирование общей культуры личности ребенка, способностей ориентироваться в современном обществе.

Программа:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

  • сочетает принципы научной обоснованности и практи­ческой применимости, основывается на базовых положени­ях возрастной психологии и дошкольной педагогики;

  • соответствует критерию полноты, позволяя решать по­ставленные цели и задачи на разумном минимально необ­ходимом и достаточном материале, не допуская перегру­женности детей;

  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников и строится с учетом принципа интеграции образователь­ных областей в соответствии с возрастными возможностя­ми и особенностями детей, а также спецификой этих облас­тей.

Программа составлена на основе принципа интеграции межпредметных связей с областями: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Социализация».

Общий объем программы рассчитан в соответствии с воз­растом детей, основными направлениями их развития и включает время, отведенное на:

  • образовательную деятельность, осуществляемую в про­цессе организации различных видов детской деятельности;

  • самостоятельную деятельность детей;

  • взаимодействие с семьями воспитанников.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю и индивидуально в свободное время и во вторую половину дня. Продолжительность занятия – 30 минут. Общее количество учебных занятий в год: 33 занятия. Отбор детей проводится в соответствии с желанием и индивидуальными особенностями детей.

Педагогический анализ (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае). Методика выявления уровня музыкально-ритмических способностей разработана на основе методик А.Н. Зиминой и А.И. Бурениной.

Цель диагностики: выявление уровня музыкально-ритмических способностей (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).

Данная программа предполагает работу с воспитателями и родителями в виде:

  • проведения родительских собраний;

  • консультаций, бесед, рекомендаций;

  • семинаров-практикумов;

  • анкетирования;

  • информационных стендов;

  • совместных праздников и развлечений.

Формой подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной программы, является участие в различных городских конкурсах и фестивалях, а так же в концертах, развлечениях и праздниках, проводимых внутри детского сада.

Содержание курса


Возрастные особенности детей седьмого года жизни уже позволяют осваивать достаточно сложные по координации движения, понимать сложные перестроения, чувствовать партнера и взаимодействовать друг с другом, при этом контролировать качество исполнение движения. Психологические особенности позволяют самостоятельно придумывать новые образы, интерпретировать знакомые образы, передавать их взаимодействие. Дети подготовительной группы способны к самостоятельному сочинению небольших танцевальных композиций с перестроением и комбинацией танцевальных движений.

Хореографическая деятельность включает выполнение следующих заданий:

  • музыкально-ритмические упражнения на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения;

  • пляски: парные народно-тематические;

  • игры: сюжетные, несюжетные с пением, музыкально-дидактические;

  • хороводы; построения, перестроения;

  • упражнения с предметами: шарами, лентами, цветами, мячами и пр.;

  • задания на танцевальное и игровое творчество.

Структура занятия состоит из трех частей:

  • I часть включает задания на умеренную моторную двигательную активность: приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 5 минут.

  • II часть включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности – почти 3/4 общего времени занятия (20 минут).

  • III часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 5 минут.

Драматургия занятия, где содержанием является музыкально-ритмическая деятельность ребенка, разворачивается как взаимообусловленная последовательность взаимосвязанных этапов: подготовка, обучение, проработка, контроль, закрепление.

    1. Подготовка, или практическое восприятие – главной задачей является непосредственная подготовка к дальнейшему процессу продуктивной деятельности, подготовка может осуществляться как исполнение различных музыкальных приветствий, с текстом, с делением на слоги, с движением, в образе.

    2. Обучение – этап совместного учения как ребенка, так и педагога. Дети на данном этапе осваивают новые исполнительские приемы, результатом чего должно стать формирование нового знания, умения, навыка.

    3. Проработка, или практический анализ – этап, на котором применяются уже знакомые произведения, упражнения, навыки. В них совершенствуются координация движений, пластика, создается исполнительский образ.

    4. Контроль – этап, связанный с самооценкой. В сознании и памяти ребенка необходимо закрепить полученный результат. В музыкально-ритмической деятельности важной задачей является развитие мышечной памяти: чем меньше ребенок будет задумываться над техникой своих действий, тем большую исполнительскую свободу

    5. Закрепление, или творческое моделирование – на данном этапе ведется работа над импровизационной, творческой деятельностью ребенка. Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для поиска характерных особенностей пластики персонажей, деталей их поведения. Выразительность исполнения образных движений, воссоздавая образ в целом. В основном это мир природы, окружающей нас, игрушки, добрые сказочные персонажи. Детям предлагаются этюды, небольшие по содержанию рассказы, яркие короткие музыкальные произведения для освоения образа, задания для импровизации танцевальных движений, игры с импровизациями.

Календарно-тематический план


Тема: «Разноцветная осень» (сентябрь)


Раздел занятия

Программное содержание

Репертуар

Вводная часть – приветствие, разминка

Цель – раскрепостить детей психологически и физически; развивать музыкальность, мягкость, плавность движений рук, гибкость, координацию движений.

Программные задачи: варьировать движения в момент произнесения своего имени; познакомить с понятием «импровизация движений с текстом».

  • «Кто я?»

  • Комплекс общеразвивающих упражнений «Осенний марафон» (муз. А. Петрова)

Музыкально-ритмические упражнения


Упражнения с обручем

Цель – научить ощущать метрическую и долевую пульсацию, почувствовать жанровую основу музыкальных произведений.

Программные задачи: освоить способы обращения с обручем, ощущать фразы, предложения, музыкальные периоды; освоить метрическую и долевую пульсацию в жанре вальса, осознавая изменения темпа пьесы.

  • Различные способы обращения с обручем (катание, вращение, прыжки в обруч и из него и др.)

  • Французский вальс «Над крышами Парижа»

  • Э. Берттольф «Прогулка»

Танцевальные композиции

Цель – раскрыть музыкальность ребенка и помочь познать своеобразие содержания музыкального произведения.

Программные задачи: развивать образность и выразительность движений; согласовывать все движения с музыкой; начинать движение сразу после музыкального вступления; реагировать на изменение музыкальных фраз; следить за четкостью, ритмичностью, выразительностью исполнения движений.

  • Танец «Капризные зонты» (сл. и муз. Е.Шмаков)

  • Танец «Дождинка» (муз. Г. Радуга)

Игры-инсценировки

Сюжетно-ролевые игры-инсценировки

Цель – пробуждать в детях творческую фантазию при исполнении ролей игр.

Программные задачи: научить детей вести диалог и при этом соблюдать ритм произнесения текста; познакомить детей с темпами (медленным, умеренным и оживленным); ощущать и осознанно определять смену темпов от эпизода к эпизоду.

  • Игра «Белые гуси» (муз. М. Красева)

  • Игра «Паровоз» (муз. Г. Эрнесакса)

Творческие задания, заключительная часть

Цель – осознание и закрепление результатов своей работы на занятии.

Программные задачи: научить получать удовольствие от исполнения; сочинить небольшую танцевальную композицию (1-2 движения) с текстом прощания («До свидания»).

  • Импровизации с поклоном

  • Импровизации с обручем

Интеграция с другими областями

  • «Коммуникация» - Расширять словарный запас детей хореографическими терминами.

  • «Чтение художественной литературы» - Стихотворение Д. Герасимовой «Яркими красками листья сверкают», стихотворение А.Марка «Зонтик».

  • «Физическая культура» - Пальчиковая гимнастика «Под горою вырос гриб».

  • «Социализация» - Развивать уверенность в себе и своих возможно­стях, развивать актив­ность, инициативность, са­мостоятельность.

Работа с воспитателями и родителями: родительское собрание по вопросам требований к занятиям и техники безопасности на занятиях, информационные буклеты и стенды, анкетирование, индивидуальные консультации по желанию родителей.

Показательные результаты освоения программы: использование разученных танцев и упражнений на интегрированных занятиях.


  1   2   3   4

Похожие:

Программа по дополнительному образованию детей седьмого года жизни «Музыкальная ритмика» Развитие музыкальности детей iconРегламент по предоставлению муниципальной услуги по дополнительному образованию детей
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Советская детская музыкальная школа
Программа по дополнительному образованию детей седьмого года жизни «Музыкальная ритмика» Развитие музыкальности детей iconЦели: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку
Цели: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач
Программа по дополнительному образованию детей седьмого года жизни «Музыкальная ритмика» Развитие музыкальности детей iconПрограмма для детских хоров возраст детей 7-17 лет срок реализации 7 лет
Целью хорового пение является развитие слуха, музыкальности детей, необходимых для овладения исполнительским искусством
Программа по дополнительному образованию детей седьмого года жизни «Музыкальная ритмика» Развитие музыкальности детей iconОбразовательная программа по дополнительному образованию детей
Воспитание творческой личности с позитивным мышлением является важнейшей государственной задачей
Программа по дополнительному образованию детей седьмого года жизни «Музыкальная ритмика» Развитие музыкальности детей iconПрограмма по дополнительному образованию культурологической направленности «Метелица» для детей старшего дошкольного возраста
Особенно остро встаёт вопрос глубокого и научного обоснования национально региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение...
Программа по дополнительному образованию детей седьмого года жизни «Музыкальная ритмика» Развитие музыкальности детей iconМ. Г. Еремина требования к содержанию и оформлению
«Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического...
Программа по дополнительному образованию детей седьмого года жизни «Музыкальная ритмика» Развитие музыкальности детей iconПояснительная записка программа курса внеурочной деятельности «Ритмика» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г и составлена на основе программы «Ритмика и бальные танцы»
При составлении рабочей программы автор использовал образовательную программу дополнительного образования детей "Гармония" (ритмика...
Программа по дополнительному образованию детей седьмого года жизни «Музыкальная ритмика» Развитие музыкальности детей iconЗакономерность обнаруживается равно и в стихосложении, и в музыке
Развитие ритмического слуха как компонент музыкальности у детей старшего дошкольного возраста
Программа по дополнительному образованию детей седьмого года жизни «Музыкальная ритмика» Развитие музыкальности детей iconПрограмма среда 29 февраля 2012 года, 7 павильон
Обсуждаемые вопросы: критерии, определяющие качество жизни детей; опыт Санкт-Петербурга и других российских и зарубежных городов...
Программа по дополнительному образованию детей седьмого года жизни «Музыкальная ритмика» Развитие музыкальности детей iconПортфолио будет оцениваться наравне с аттестатом
Москве Евгений Бунимович в ходе круглого стола в риа новости, посвященного дополнительному образованию детей
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница