Скачать 332.31 Kb.
|
Принято: Утверждено: педагогическим советом приказом заведующей МКДОУ детского сада МКДОУ детского сада общеразвивающего вида № 2 общеразвивающего вида № 2 с приоритетным осуществлением с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- деятельности по художественно- эстетическому развитию детей эстетическому развитию детей Протокол № 1 от 31.08.2012 г. № 32 от 31.08.2012 г. Программа по дополнительному образованию детей седьмого года жизни «Музыкальная ритмика» Развитие музыкальности детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности Составитель: Подборнова Екатерина Сергеевна, музыкальный руководитель МКДОУ детского сада общеразвивающего вида № 2 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому развитию детей г. Красноуфимск 2012 год Содержание
Пояснительная записка Единство музыки, движения и слова является исторически обоснованным явлением, в древности оно составляло синтетическую основу искусства. Синтез музыки и движения нашел свое отражение в теории воспитания Платона. В своей работе «Законы» он описывает форму этого синтеза, представляя ее как специфический вид искусства, своеобразие которого связано с выражением чувственной сферы человека. В педагогической реальности синтез музыки и движения нашел свое воплощение в таких понятиях, как «ритмика», «ритмическая гимнастика», «эвритмия», «свободное движение». Ритм в содержании этих понятий выступает как организующее и объединяющее начало. Появление этих терминов связано с развитием «нового искусства движения». Создателем новой концепции движения стал французский педагог и композитор Ф. Дельсарт (1811-1871). Понятие ритмика (от греч. rhythmos – порядок движения) прочно вошло в педагогику. Это понятие используют в названии школьного урока или обозначении формы музыкальной деятельности детей. Ритмика связана с именами Э. Жака-Далькроза, А. Аппиа (Швейцария), А. Дункан (США), Р. Штайнера (Германия), Г. Крэга (Великобритания): в их педагогических разработках музыкальная форма соединилась с пластикой движения. Поиск эффективных форм, методов воплощения синтеза музыки и движения продолжался на всех исторических этапах развития музыкальной педагогики. К. Орф дополнил синтез музыки и движения словом, разработав на основе этого тройственного союза свою концепцию музыкального воспитания детей. Ее стержнем стал ритм. По мнению К. Орфа, именно ритмическая сторона должна стать начальной ступенью музыкального воспитания человека. В настоящее время наблюдается особый интерес к теории и практике музыкального движения. Видимо, это не случайно: танцевальное движение — это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности. Практика музыкального восприятия дошкольников давно уже ориентирует детей на то, чтобы отражать в движениях не только ритм музыки, но и ее интонации, характер, образное содержание. Программа «Ритмика» (Развитие музыкальности детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности) разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года) и предназначена для работы с детьми от 6 до 7 лет. В основу программы легли методики Э. Жака-Далькроза, К. Орфа, а так жн А.И. Бурениной, Г.А Колодницкого, Т.И. Суворовой и других авторов, занимающихся вопросами музыкально-ритмического воспитания детей. Программа в целом направлена на выявление, раскрытие и развитие художественных способностей каждого воспитанника, развитие музыкально-ритмической деятельности, приобщение к музыкальному искусству, развитие интеллектуальных и личностных качеств. Задачи курса:
Программа:
Программа составлена на основе принципа интеграции межпредметных связей с областями: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Социализация». Общий объем программы рассчитан в соответствии с возрастом детей, основными направлениями их развития и включает время, отведенное на:
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю и индивидуально в свободное время и во вторую половину дня. Продолжительность занятия – 30 минут. Общее количество учебных занятий в год: 33 занятия. Отбор детей проводится в соответствии с желанием и индивидуальными особенностями детей. Педагогический анализ (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае). Методика выявления уровня музыкально-ритмических способностей разработана на основе методик А.Н. Зиминой и А.И. Бурениной. Цель диагностики: выявление уровня музыкально-ритмических способностей (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия). Данная программа предполагает работу с воспитателями и родителями в виде:
Формой подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной программы, является участие в различных городских конкурсах и фестивалях, а так же в концертах, развлечениях и праздниках, проводимых внутри детского сада. Содержание курса Возрастные особенности детей седьмого года жизни уже позволяют осваивать достаточно сложные по координации движения, понимать сложные перестроения, чувствовать партнера и взаимодействовать друг с другом, при этом контролировать качество исполнение движения. Психологические особенности позволяют самостоятельно придумывать новые образы, интерпретировать знакомые образы, передавать их взаимодействие. Дети подготовительной группы способны к самостоятельному сочинению небольших танцевальных композиций с перестроением и комбинацией танцевальных движений. Хореографическая деятельность включает выполнение следующих заданий:
Структура занятия состоит из трех частей:
Драматургия занятия, где содержанием является музыкально-ритмическая деятельность ребенка, разворачивается как взаимообусловленная последовательность взаимосвязанных этапов: подготовка, обучение, проработка, контроль, закрепление.
Календарно-тематический план Тема: «Разноцветная осень» (сентябрь)
|
![]() | Регламент по предоставлению муниципальной услуги по дополнительному образованию детей Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Советская детская музыкальная школа | ![]() | Цели: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку Цели: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач |
![]() | Программа для детских хоров возраст детей 7-17 лет срок реализации 7 лет Целью хорового пение является развитие слуха, музыкальности детей, необходимых для овладения исполнительским искусством | ![]() | Образовательная программа по дополнительному образованию детей Воспитание творческой личности с позитивным мышлением является важнейшей государственной задачей |
![]() | Программа по дополнительному образованию культурологической направленности «Метелица» для детей старшего дошкольного возраста Особенно остро встаёт вопрос глубокого и научного обоснования национально региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение... | ![]() | М. Г. Еремина требования к содержанию и оформлению «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического... |
![]() | Пояснительная записка программа курса внеурочной деятельности «Ритмика» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г и составлена на основе программы «Ритмика и бальные танцы» При составлении рабочей программы автор использовал образовательную программу дополнительного образования детей "Гармония" (ритмика... | ![]() | Закономерность обнаруживается равно и в стихосложении, и в музыке Развитие ритмического слуха как компонент музыкальности у детей старшего дошкольного возраста |
![]() | Программа среда 29 февраля 2012 года, 7 павильон Обсуждаемые вопросы: критерии, определяющие качество жизни детей; опыт Санкт-Петербурга и других российских и зарубежных городов... | ![]() | Портфолио будет оцениваться наравне с аттестатом Москве Евгений Бунимович в ходе круглого стола в риа новости, посвященного дополнительному образованию детей |