Скачать 241.45 Kb.
|
ГБОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН» Кафедра политологии, социологии и философии УТВЕРЖДАЮ Председатель ученого совета - ректор ___________________С.Н.Лаврентьев «_____»__________________2012 г программа ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» ДЛЯ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Уфа - 2012 Программа вступительного экзамена в аспирантуру по философии для всех специальностей. Уфа: БАГСУ, 2012. Программа составлена на основе базового курса по философии в высшем учебном заведении. От сдающих экзамен требуется знание основных философских течений, классических философских концепций, общее представление о направлениях философской мысли ХХ века. Программа вступительного экзамена по философии принимает во внимание особую важность тех разделов истории философии, знание которых будет способствовать лучшей подготовке к сдаче кандидатского экзамена по философии и истории науки. Вступительный экзамен проводится по прилагаемой программе и дополняется свободным собеседованием с учетом специальности поступающего в аспирантуру и его более основательного знакомства с той или иной областью истории философии. Итоговая оценка определяется глубиной понимания основных философских проблем, навыками владения языком философии и уровнем знаний в области истории философской мысли. Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры политологии, социологии и философии БАГСУ. Составитель программы: профессор кафедры политологии, социологии и философии д-р филос.наук, профессор И.В.Фролова Программа утверждена на заседании кафедры политологии, социологии и философии от 15 марта 2012 года протокол № 7 и утверждена на заседании ученого совета 26 марта 2012 года, протокол № 8. СОГЛАСОВАНО Проректор по научной работе Ю.Н.Дорожкин Заведующий отделом аспирантуры и докторантуры Е.Р.Юсупова Содержание курса 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИТема 1. Генезис философии. Философия Древней Индии и Древнего Китая Мифология как предтеча философии. Специфика мифологического мировоззрения. Мировоззрение как социокультурный феномен. Мировоззрение и философия. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, наука. Особенности мифологической, религиозной и научной картин мира. Зарождение философии в трех очагах древней культуры: Индия, Китай, Греция. Взаимосвязь философии и науки (западный вариант), философии и религии (восточный вариант). Особенности западного и восточного типов философствования. Веды и их значение для развития философской мысли. Философские школы: чарвака-локаята (материалистическое учение); вайшешика (древнеиндийский атомизм); ньяя (древнеиндийская логика); санкхья и йога (теория и практика освобождения от круговорота жизни и слияния с Абсолютом); веданта и миманса (развитие философского содержания Вед). Религиозно-философские системы: джайнизм и буддизм. Классические книги китайской образованности. Конфуций и его учение (значение ритуала; понятие «благородного мужа»; образ идеального правителя). Влияние конфуцианства на философскую традицию Китая. Лао Цзы и даосская философия (понятие «Дао»; принцип «недеяния»). Древнекитайский космос: упорядочивающие силы «ян» и «инь». Моизм (Мо Цзы). Натурфилософы (инь-ян цзя): учение о 5 элементах; легисты (фа цзя) и школа имен (мин цзя). Тема 2. Античная философия . Периодизация античной философии; основные проблемы и категории. Первые философы и проблема начала всех вещей: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит. Пифагор и пифагореизм: философский, мистический и нравственный аспекты учения. Элеаты (Ксенофан и его критика антропоморфизма; учение Парменида о бытии; апории Зенона). Древнегреческий атомизм (Левкипп и Демокрит). «Поворот к человеку»: софисты и Сократ. Философское учение Сократа как диалог и самопознание; его этический смысл. «Майевтика» и ирония как методы познания. Размышления о душе и свободе человека. Осуждение и апология Сократа. Жизнь и сочинения Платона. Образ Сократа в диалогах Платона. Развитие проблемы общих понятий. Обоснование метафизики: идеи, мир идей (Гиперурания), его структура. Теория познания как «припоминания»: источники познания, формы познания, мнение и истина. Теория Эроса. Платон о человеке и душе. Учение о добродетелях и принципах устройства идеального государства. Исторические формы реального государства. Образ философа в учении Платона. Аристотель: жизнь и эволюция философских идей. Сочинения. Метафизика («первая философия») Аристотеля (четыре причины сущего; учение о форме и материи). Аристотель о душе. Теория познания и логика («аналитика») Аристотеля. Учение о категориях. Этика: счастье как высшая цель человека. Природа и структура этических добродетелей. Политика: учение о государстве и человеке-гражданине, сущность и становление государства, классификация форм государственного устройства. Особенности эллинистической эпохи. Человек и картина мира в философии периода эллинизма. Метафизическое одиночество человека, индивидуализм и космополитизм. Скептицизм и его основные философские принципы. Учение Эпикура. Проблема свободы и этика. Идеал эпикурейского мудреца и историческая судьба эпикуреизма. Стоицизм: учение о природе и знании, этика. Жизнь и сочинения Плотина. Идеалистический монизм: Единое как абсолютное первоначало. Нус (Дух) и Душа как ипостаси Единого. Происхождение физического космоса. Сущность и судьба человека, проблемы познания. Экстаз как «возвращение» к источнику (Абсолюту). Развитие неоплатонизма и завершение языческой философии. Значение неоплатонизма в развитии европейской (христианской) и арабской философской мысли. Тема 3. Философия Возрождения Основные проблемы философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Возрожденческий гуманизм (Д.Пико дела Мирандола, Э.Роттердамский). Натурфилософия эпохи Возрождения. Н.Кузанский: «Ученое назнание». Гелиоцентрическая система Н.Коперника. Космологические идеи Г.Галилея. Д.Бруно и гипотеза бесконечной Вселенной. Тема 4. Философия Нового времени Научная революция XVII века и ее мировоззренческое значение. Формирование нового типа знания. Создание механико-материалистической картины мира. Эмпиризм и рационализм. Фрэнсис Бэкон: учение об «идолах». Критика традиционной философии и логики. О значении науки в обществе и государстве. «Новая Атлантида». Рационалистическая метафизика. Рене Декарт и его методическое сомнение. Учение о «врожденных идеях». Субстанциальный дуализм. Правила метода. Дедукция и рационалистическая интуиция. Тема 5. Немецкая классическая философия Характерные особенности и главные представители немецкой классической философии. Основные проблемы, специфика их постановки и решения. Жизненный путь и сочинения Иммануила Канта. «Критическая» философия и «коперниканский поворот». Трансцендентное и трансцендентальное. Определение границ достоверного знания. Понятие «вещи-в-себе». Априорное и эмпирическое знание. Формы познавательной способности человека: чувственность, рассудок, разум. Противоречивость разума и учение об антиномиях. Этика: «категорический императив» и проблема свободы человека. Гегель: жизненный путь и сочинения. Философия как самосознание абсолютного начала. Феноменологический путь: сознание, самосознание, разум, дух, религия, абсолютное знание. Философия Духа: субъективный Дух, объективный Дух, абсолютный Дух. Объективный Дух и смысл истории. История как развитие духа во времени. Диалектика свободы и исторической необходимости. «Хитрость мирового разума» и проблема исторического субъекта. Диалектический метод: единство-и-борьба противоположностей, принцип триады (тезис-антитезис-синтез), переход количественных изменений в качественные. Тема 6. Марксизм и позитивизм. Теоретические источники марксизма. Диалектический (Ф.Энгельс) и исторический (К.Маркс) материализм. Учение об общественно-экономических формациях. Позитивизм и его основные этапы. «Первый позитивизм» (О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм). Эмпириокритицизм Э.Маха и Р.Авенариуса. Непозитивизм: особенности философии «венского кружка». Постпозитивизм (К.Поппер, Т.Кун, П.Фейерабенд, И.Лакатос). Тема 7. Иррационализм XIX-XX вв. Философия воли Шопенгауэра: мир как воля; мир как представление. Значение философии Шопенгауэра для развития философской мысли в ХХ веке. Философия жизни: основные проблемы и категории. Философская позиция Ф.Ницше: примат природного, биологического; гносеологический релятивизм; радикальная переоценка этических и религиозных ценностей. Критика христианства. Истоки экзистенциализма: философия С.Кьеркегора. Понятие «экзистенции» (бытие-между). Отношение к рациональной философии и религии. Основные проблемы и ценностные ориентации. Онтология М.Хайдеггера. Экзистенция как «бытие-в-мире». Экзистенция подлинная и неподлинная. Хайдеггер о сущности истины. Бытие и мышление в философии К.Ясперса. «Философская вера» как альтернатива теологии. «Коммуникация» как центральное понятие и критерий истины. «Осевое время» и его значение в истории человечества. Атеистический экзистенциализм: философские идеи А.Камю («метафизика абсурда», «богоутрата», «абсурд» и достоинство личности) и Ж.-П.Сартра («бытие» и «ничто», человек как «проект»). Влияние экзистенциализма на искусство и гуманитарные науки. Экзистенциализм в России: творчество Ф.М.Достоевского. Тема 8. Философия ХХ века: психоанализ З.Фрейд и создание теории психоанализа. Структура психики: «Оно», «Я», «сверх-Я». Исключительная роль либидо. Антагонизм человека и культуры. Техника психоанализа: толкование сновидений, метод свободных ассоциаций и т.д. Э.Фромм и неофрейдизм: отход от биологизма. Человек как социально-исторический феномен. Понятие «социального характера». К.-Г.Юнг: открытие коллективного бессознательного. Понятие архетипа. Архетипы: Анима, Анимус, Персона, Тень, Самость. Проявление архетипов в символике. Формирование аналитической психологии. Тема 9. Отечественная философия Спор об истоках и степени самостоятельности русской философии. Философия и философствование. Проблемы периодизации. Особенности духовной ситуации в России рубежа XIX-XX веков. «Серебряный век» русской философии. В.Соловьев: философия всеединства. Центральные идеи В.Соловьева: учение об Абсолюте, гносеология (обоснование «цельного знания»), антропология, этика. Оправдание добра. В.Соловьев о русской идее. Культурный ренессанс начала XX века. Критический марксизм и идеализм. Расцвет русской религиозной философии. Своеобразие философских систем Н.Бердяева, С.Франка, Н.Лосского. Судьба русской философии после 1917 года. 2. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ. Тема 10. Структура философского знания. Бытие. Материя и ее атрибуты Структура философского знания: онтология, гносеология, аксиология, социальная философия, антропология. Онтология как учение о бытии. Категория бытия в философии. Многообразие определений бытия. Бытие, не-бытие, ничто. Единство и многообразие форм бытия. Бытие природы и бытие человека: общее и особенное. Специфика бытия социального. Духовная реальность и проблема бытия идеального. Понятие материи, его эволюция в истории философии. Многообразие видов и форм материи, ее структура. Живая и неживая материя. Основные свойства материи. Современная наука о системной организации материальных объектов. Единство и многообразие материи, ее неисчерпаемость. Методологическое значение категории материи. Атрибуты материи: движение, пространство, время. Взаимодействие, изменение и развитие как типы движения. Движение и покой. Развитие. Пять форм движения материи, их качественная специфика и взаимосвязь. Понятие пространства, его эволюция в истории философии. Время как форма бытия материи. Субстанциальная (Демокрита-Ньютона) и реляционная (Аристотеля-Лейбница) концепции пространства и времени. Измерения пространства. Основные свойства пространства. Одномерность и необратимость времени. Абсолютность и относительность, непрерывность и дискретность пространства и времени. Значение теории относительности А.Эйнштейна для развития философского знания. Пространственно-временной континуум. Социальное пространство и время. Тема 11. Философские проблемы сознания. Сознание и самосознание. Сознание и язык Категория «сознание» в философии. Проблема соотношения идеального и материального. Диалектико-материалистическая концепция сознания как высшей формы отражения действительности. Материальные предпосылки возникновения сознания. Отражение как всеобщее свойство материи. Иерархия форм отражения. Специфика отражения на уровне живой материи. Особенности сознания человека. Общественно-историческая природа сознания. Связь сознания и мозга. Психофизиологическая проблема в философии. Проблема происхождения сознания. От психики животных к сознанию человека. Антропосоциогенез и становление человеческого сознания. Функциональная ассиметрия мозга и ее значение в процессе развития сознания. Структура сознания. Эмоции, воля, память. Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное. Сознание и язык. Язык как средство общения и как носитель знания. Язык и речь, их качественное отличие и взаимосвязь. Лингвистическая картина мира. Концепция «универсального грамматического ядра» (Н.Хомский). Роль языка в развитии общества, человека и личности. Естественные и искусственные языки. Проблема создания искусственного интеллекта. Сознание и духовный мир человека. Религиозное и научное представление о духовном мире человека. Сознание как проявление души. Понятие души, его развитие в истории философии. Соотношение понятий «сознание», «душа» и «дух». Тема 12. Познание Гносеология в системе философских наук. Познание как предмет философского и специально-научного изучения. Субъект и объект познания. Субъективное и объективное в познании. Специфика и формы чувственного познания, его возможности и границы. Формы рационального познания. Рассудок, разум, интуиция. Проблема истины в философии. Истина в процессе познания: метафизическая и диалектическая трактовки. Проблема критерия истины. Истина и знание. Внезнаниевые формы истины (истинные мнения, догадки, гипотезы, «житейская мудрость», экзистенциальные истины и т.д.). Ценностное измерение истины. Ценностные установки личности и их роль в познании. Познание и общение. Проблема понимания. Понимание и обыденное сознание. Наука как социокультурный феномен. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие ориентации. Образы науки в философии. Научная теория, ее структура, цели и функции. Уровни научного познания. Роль гипотезы в познании, проверка и подтверждение научных гипотез. Научное объяснение. Специфика естественных и гуманитарных наук. Наука и творчество. Гуманистические аспекты свободы научного поиска. Наука и проблема совершенствования человека и общества. Нравственная ответственность ученого. Научное и вненаучное познание. Многообразие форм знания. Мистическая традиция в познании. Специфика эзотерического знания. Особенности мистического познавательного переживания. Роль символа в познании. Мистическое знание и магическая практика. Тема 13. Общество. Философия политики. Философия истории Общество как предмет философского исследования. Специфика социального познания, многообразие форм социального знания. Философия истории, социология, историческая наука: предмет, методы исследования, формы взаимосвязи. Происхождение и развитие общества. Исторические формы общности людей: род, племя, народность, нация, семья. Общность и общество. Общество как целостность особого рода. Основные подходы к рассмотрению общества: механистические и органистические теории, антропоцентризм и социоцентризм. Общество как саморазвивающаяся система: функционально-структурный анализ. Духовная и материально-практическая жизнь общества. Иерархия общественных ценностей. Общественное сознание и его структура. Формы общественного сознания (мораль, религия, наука, искусство, философия, право, политика): их качественная специфика и взаимосвязь. Роль идей в общественной жизни. Идеология и общественная психология. Теоретическое и обыденное сознание. Взаимосвязь экономических и политических общественных отношений. Философия политики. Проблема насилия и феномен власти. Сущность и происхождение государства. Политические элиты. Частная собственность и политические основы западной цивилизации. Гражданское общество и правовое государство. Особенности политической жизни России. Традиционный и индустриальный типы общества. Организации традиционного общества на Западе и Востоке. Роль техники в развитии современной цивилизации. Глобальные проблемы современности: философский аспект. Иерархия глобальных проблем. Пути и способы решения глобальных проблем. Философия истории: смысл и направление истории, идеалы и цели развития общества, прогресс и регресс, революции и эволюция. Принцип многовариантности общественного развития. Объективное и субъективное в философии. Концепции членения исторического процесса (Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби). Социальное предвидение и прогнозирование. Утопия и история, исторические типы утопии, социальные функции утопического мышления. |
![]() | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «философия» Программа вступительного экзамена в аспирантуру составлена на основании гос по дисциплине «Философия» | ![]() | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «Иностранный язык» Программа вступительного экзамена в аспирантуру по иностранному языку разработана в соответствии с государственными образовательными... |
![]() | Программа вступительного экзамена в аспирантуру мим линк по дисциплине «Иностранный язык» Программа вступительного экзамена в аспирантуру по иностранному языку разработана в соответствии с государственными образовательными... | ![]() | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 10 Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 10 «Журналистика» / сост. Л. В. Овчинникова, Е. П. Прохоров,... |
![]() | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по иностранному языку Требования на вступительном экзамене в аспирантуру должны соответствовать экзаменационным требованиям за полный курс вузовского обучения... | ![]() | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности ... |
![]() | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по иностранному языку (английский и немецкий языки) Программа вступительного экзамена в аспирантуру по иностранному языку разработана в соответствии с Федеральными государственными... | ![]() | Программа для вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «Философия» «Экономика и управление народным хозяйством» составлена на кафедре истории и философии науки в соответствии с паспортом специальности,... |
![]() | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 10 журналистика «Журналистика». Вопросы вступительного экзамена формулируются в соответствии с данной программой. Вопросы предполагают умение абитуриента... | ![]() | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 12. 00. 03 Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 12. 00. 03 «Гражданское право, семейное право, предпринимательское... |