Рабочая программа учебной дисциплины




Скачать 131.43 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины
Дата19.02.2013
Размер131.43 Kb.
ТипРабочая программа

Рабочая программа учебной дисциплины


Ф ТПУ 7.1 -21/01






ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

______________________________________________________________


УТВЕРЖДАЮ

Декан ГФ


__________В.Г. Рубанов


«___»____________2009 г.


ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ



Рабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов специальности 100103 «Социально–культурный сервис и туризм»


Факультет: Гуманитарный (ГФ)

Обеспечивающая кафедра: Культурологии и социальной коммуникации

Курс 4,5

Семестр 8,9

Учебный план набора 2005 года

Распределение учебного времени

Лекции 52 часа

Практические занятия 34 часа

Самостоятельная работа 90 часов

Всего аудиторных занятий 86 часов

Общая трудоемкость 176 часов

Экзамен в 8 семестре

Зачет в 9 семестре


Томск 2009

Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм».


РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА на заседании кафедры КиСК


« __»________2009 г., протокол № ___


Разработчик: ассистент кафедры КиСК ___________ Н.А. Гончарова


Зав. кафедрой КиСК _____________ А.П. Моисеева


Аннотация

Рабочая программа, методические указания и контрольные задания по дисциплине «Экскурсоведение» предназначены для студентов специальности 100103 «Социально–культурный сервис и туризм».

Курс рассматривает сущность экскурсии, ее особенности, основные этапы подготовки экскурсии и методику ее проведения. Раскрываются основные характеристики обзорных и тематических экскурсий и специфика их проведения для различных групп населения в системе социально-культурного сервиса и туризма.

Изучаются основы музееведения в аспекте экскурсионно-выставочной работы. Выявляются современные направления музейной деятельности, учитывающие психологию восприятия экспонатов выставки.

Курс «Экскурсоведение» позволит выявить роль экскурсионной деятельности в современном обществе, ориентированном на производство товаров и услуг социокультурной направленности.


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Цели преподавания дисциплины

Целью преподавания является подготовка специалиста, владеющего основополагающими знаниями об экскурсионной работе.

Теоретическое освоение курса предполагает овладение профессиональной терминологией, знание этапов подготовки экскурсии и методики ее проведения.

Практическое освоение курса предполагает приобретение навыков разработки экскурсий и их проведения.

1.2. Задачи изложения и изучения дисциплины



Студент должен знать:

  • сущность экскурсии, ее функции;

  • признаки экскурсии, ее классификационные типы;

  • основы музееведения в аспекте экскурсионно-выставочной работы;

  • последовательность этапов проектирования экскурсии;

  • методику проведения экскурсии;

  • организацию деятельности экскурсионного учреждения, должностные обязанности экскурсовода.

Студент должен уметь:

  • проектировать экскурсию в соответствии с требованиями ГОСТ;

  • владеть профессиональными навыками ведения экскурсии;

  • разработать новые аспекты и адаптировать имеющуюся методику проведения экскурсии с учетом современных требований.


2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ


Тема 1. Экскурсионная работа. Сущность и особенности экскурсии

Определение экскурсии. Сущность экскурсии. Признаки и функции экскурсии.


Тема 2. Экскурсионный метод познания

Воображение, логические методы, психология в экскурсии. Экскурсия как педагогический процесс. Экскурсионное обслуживание в туристической индустрии.


Тема 3. Классификация экскурсий.

Критерии классификации экскурсий: по содержанию, по составу и количеству участников, по месту проведения, по форме проведения, по способу передвижения, по продолжительности.

Тема 4. Особенности обзорных и тематических экскурсий

Обзорная городская экскурсия. Тематические экскурсии (исторические, производственные, природоведческие, искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные).


Тема 5. Технология разработки экскурсии

Этапы подготовки экскурсии: определение цели и задачи экскурсии; выбор темы; отбор и изучение экскурсионных объектов; отбор литературы; ознакомление с экспозициями и фондами музеев; составление и утверждение маршрута экскурсии; объезд (обход) маршрута; подготовка текста экскурсии; комплектование "Портфеля экскурсовода"; разработка технологической карты экскурсии; проведение пробной экскурсии и ее утверждение.


Тема 6. Методика проведения экскурсии. Показ в экскурсии

Показ в экскурсии: задачи, условия, виды и ступени показа. Особенности показа. Средства показа экскурсионных объектов. Виды жестов: иллюстративные, подчеркивающие, реконструктивные, побудительные, наглядные, эмоциональные. Недопустимые жесты.


Тема 7. Методические приемы показа

Прием предварительного осмотра. Экскурсионный анализ. Прием зрительной реконструкции. Прием локализации событий. Прием зрительного сравнения. Показ наглядных пособий. Показ объектов по ходу движения. Показ мемориальной доски.


Тема 8. Методика проведения экскурсии. Рассказ в экскурсии

Рассказ как устная часть экскурсии, звучащий индивидуальный текст экскурсовода. Задачи рассказа на экскурсии. Особенности рассказа на экскурсии.


Тема 9. Методические приемы рассказа

Прием экскурсионной справки, описания, характеристики, объяснения, комментирования, цитирования, репортажа, литературного монтажа, вопросов-ответов, ссылки на очевидцев, заданий, новизны материала, соучастия, дискуссионной ситуации, персонификации, проблемной ситуации, отступления. Позиции экскурсовода: информатор, комментатор, собеседник, советчик, эмоциональный лидер.


Тема 10. Сочетание показа и рассказа в экскурсии

Сочетание двух главных элементов — показа экскурсионных объектов и рассказа о них. Главенствующее значение показа, «от показа к рассказу». Пять уровней возрастания роли показа.


Тема 11. Техника ведения экскурсии.
Знакомство экскурсовода с группой. Выход экскурсантов из автобуса (троллейбуса, трамвая). Расстановка группы у объекта. Передвижение экскурсантов. Возвращение экскурсантов в автобус. Место экскурсовода. Техника проведения рассказа и показа при движении автобуса. Соблюдение времени в экскурсии. Ответы на вопросы экскурсантов. Паузы в экскурсии. Техника использования портфеля экскурсовода.

Тема 12. Профессиональное мастерство экскурсовода

Составляющие экскурсоводческого мастерства. Умения и навыки экскурсовода. Речь экскурсовода. Внеречевые средства общения. Личностные качества экскурсовода. Знакомство с психодиагностическими методами профессиональной подготовки и проверки готовности к работе экскурсовода.


Тема 13. Современные направления музейной деятельности

Роль и место музеев в социокультурной сфере. Музеи и их место в структуре экскурсионно-выставочной деятельности. Проблемы музейной педагогики. Специфика детского и подросткового восприятия музейных экспозиций. Психология восприятия экспонатов фонда. Современные тенденции формирования экспозиций. Изменение роли музея в современном мире: отказ от традиций. Концепция Открытого музея.


Тема 14. Выставочная деятельность

Определения. Классификация выставок. Концепция выставочной деятельности в РФ. Цели экспозиционной деятельности фирмы. Цели посетителей выставки. Эффективность выставки. Организация участия в выставке.


3. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Тематика практических занятий


  1. Семинар «История Томска». Исторические заметки о г.Томске, высказывания известных людей, посетивших город в разное время. Воссоздание образа Томска 19 века.

  2. Презентация музеев Томской области. Областного художественного музея, Краеведческого музея, музея леса, музеев университетов.

  3. Классификация экскурсий. Тематические и обзорные экскурсии. Особенности проведения производственных, искусствоведческих, литературных и архитектурно-градостроительных экскурсий.

  4. Отработка этапов подготовки экскурсии. Критерии отбора объектов. Составление карточки экскурсионного объекта.

  5. Тренинг «Описание экскурсионного объекта».

  6. Анализ экскурсионных маршрутов города Томска.

  7. Правила подготовки текстов экскурсии. Особенности контрольного и индивидуального текста. «Портфель экскурсовода»: специфика комплектования.

  8. Оптимальное сочетание показа и рассказа на экскурсии. Виды показа.

  9. Техника владения методическими приемами показа и рассказа. Составление технологической карты экскурсии.

  10. Анализ обзорной экскурсии по г.Томску.

  11. Анализ производственной экскурсии на одно из предприятий г.Томска.

  12. Анализ музейной экскурсии в г.Томске.

  13. Семинар «Организация выставки». Постановка целей и задач экспонирования для предприятия сферы туризма и гостеприимства.


4. Программа самостоятельной познавательной деятельности


4.1. Темы для экскурсионного проекта


  1. Деревянная архитектура города.

  2. Многоконфессиональный город.

  3. Вузы города.

  4. Обзорная экскурсия по городу.

  5. История возникновения города.

  6. Театральная жизнь города.

  7. Любимые места отдыха жителей и гостей города.

  8. Предприятия города.

  9. Парки и сады города.

  10. Легенды и предания о городе.

  11. Природные ресурсы края.

  12. Научный потенциал города.

  13. Обычаи и традиции.

  14. Возможности экстремального и активного отдыха в области.

  15. Развитие музейного дела.

  16. История одной или нескольких улиц.

  17. Места жизни и творчества известных людей.

  18. Направления и стили в искусстве.

  19. По местам известных событий.

  20. Современные технологии и их применение.


5. Текущий и итоговый контроль результатов изучения дисциплины

5.1. Образцы заданий

  1. Выберите один из экскурсионных объектов г. Томска и составьте к нему карточку объекта.

  2. Подберите варианты экскурсионных программ для туристов S-типа.

  3. Проиллюстрируйте использование любых трех методических приемов показа.

  4. Проиллюстрируйте использование любых трех методических приемов рассказа.

  5. Проанализируйте экскурсию исходя из ее трехчастности.


5.2. Итоговый контроль

8 семестр

5.2.1. Вопросы для экзамена

  1. Определение экскурсии. Основные признаки экскурсии.

  2. Роль экскурсии в туриндустрии.

  3. Правовое регулирование туристско-экскурсионной деятельности.

  4. Цели и задачи экскурсии.

  5. Функции экскурсии.

  6. Экскурсионный метод познания.

  7. Виды и классификация экскурсий.

  8. Особенности проведения обзорной экскурсии.

  9. Исторические экскурсии.

  10. Архитектурно-градостроительные экскурсии.

  11. Литературные экскурсии.

  12. Искусствоведческие экскурсии.

  13. Производственные экскурсии.

  14. Природоведческие экскурсии.

  15. Музейные экскурсии.

  16. Музеи и их место в структуре экскурсионно-выставочной деятельности.

  17. Технология подготовки экскурсии. Основные этапы.

  18. Выбор объектов экскурсии и составление маршрута экскурсии.

  19. Структура индивидуального и контрольного текстов.

  20. Особенности комплектования «Портфеля экскурсовода».

  21. Методическая разработка экскурсии (Технологическая карта).

  22. Утверждение экскурсии. Анализ и оценка разработанной экскурсионной услуги.

  23. Показ в экскурсии.

  24. Методические приемы показа.

  25. Рассказ в экскурсии.

  26. Методические приемы рассказа.

  27. Сочетание показа и рассказа в экскурсии.

  28. Критерии дифференциации экскурсионных групп.

  29. Особенности экскурсионного обслуживания молодежных и детских групп.

  30. Специфика профессии экскурсовода. Мастерство экскурсовода.


9 семестр

5.2.2. Зачетное задание

Общие методические указания

Итоговый контроль (зачет) осуществляется в форме разработки экскурсионного проекта и последующей его презентации. Задания для выполнения проекта индивидуальны. Студент выбирает тему будущей экскурсии из предложенных, либо формулирует ее самостоятельно и согласует с преподавателем.

Текст экскурсионного проекта должен быть набран и отпечатан на компьютере. Экскурсионный проект должен включать: титульный лист, оглавление, индивидуальный текст экскурсии (вступительное слово, основная часть, заключение, логические переходы), схему маршрута, перечень наглядных пособий, входящих в портфель экскурсовода, технологическую карту экскурсии и список использованных источников. Образец титульного листа и технологической карты приведен в Приложении 1,2.

Этапы выполнения итоговой проектной работы:

1. Определить цель и задачи экскурсии.

2. Выбрать вид, тему и название экскурсии.

3. Отобрать и кратко прорецензировать литературу.

4. Изучить и отобрать экскурсионные объекты.

5. Разработать маршрут экскурсии.

6. Подготовить текст экскурсии.

7. Составить технологическую карту экскурсии.

8. Скомплектовать набор наглядных пособий и документов ("Портфель экскурсовода").

9. Презентация экскурсионного проекта.

Объем экскурсионного проекта должен быть 15-20 листов формата А4. Все страницы должны быть пронумерованы и скреплены. На титульном листе и на второй страницах номера не ставятся.


6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Литература обязательная


  1. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб., 1999. – 192с.

  2. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес: Учебник / Ю. Ф. Волков. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.—352 с.

  3. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: учебное пособие./Г. П. Долженко. — М.; Ростов-на-Дону: МарТ, 2005.—271 с.

  4. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – 5-е изд. – М.: Советский спорт, 2004. – 216 с.

  5. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. – М., 2001.-с.180-184.

  6. Кайманова Т.А. Экскурсоведение: учеб. пособие. – Пенза: ПГУ, 2004. – 185 с.

  7. Культурология и экскурсоведение. Конспекты лекций /Сост. К. В. Кулаев. - М.: Советский спорт : РМАТ, 1998 - 106,[2] с.

  8. Маслюкова Т.А. Экскурсоведение: Методика подготовки и проведения экскурсии: Учеб. пособие. – Шахты, 2003. – 66 с.

  9. Пузакова Е.П. Чистякова В.А. Международный туристический бизнес. – М.,1997. - 176с.

  10. Федина А.И. Экскурсоведение. – Краснодар: ЮИМ, 2002. – 212 с.

  11. Юренева Т. Ю. Музееведение: Учебник/Т. Ю. Юренева. — М.: Академический проект, 2003.—560 с.

6.2. Литература дополнительная


  1. ГОСТ 28681.0-90 Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения.

  2. ГОСТ 28681.1-95/ГОСТ Р 50681-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг.
    ГОСТ Р 50644-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов.

  3. Ашмарина Л.Л. Москва-столица России. Разработка обзор. экскурсии : Метод. пособие для изучающих дисциплину "Экскурсоведение"/ Л. Л. Ашмарина. – М.:РМАТ, 1997. – 69 с.

  4. Внешняя политика России. История Москвы. Музейное дело: Избранные труды / Под ред. С. С. Дмитриева. — М.: Наука, 1988.—380 с.

  5. Квартальнов В.А., Науменко Г.Ф. Методика организации, приема и обслуживания иностранных туристов. – Л., 1989. – 79 с.

  6. Музеи. Маркетинг. Менеджмент: Практическое пособие / Г. Артс, Т. Абанкина, С. Кози и др.—М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 222 с.

  7. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. / Министерство культуры Российской Федерации; Российский институт культурологии; Пред. ред. коллегии В. Л. Янин.—М.: Прогресс: РИПОЛ классик, 2001.

  8. Святославский А. В. Городская экскурсия: Основы теории и практики / А. В. Святославский. — М.: Центр подготовки туристских кадров, 2001.—62 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец титульного листа экскурсионного проекта


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Специальность «Социально-культурный сервис и туризм»

Кафедра культурологии и социальной коммуникации


ЭКСКУРСИОННЫЙ ПРОЕКТ

по курсу «Экскурсоведение»


НАЗВАНИЕ ЭКСКУРСИИ


Выполнил студент_________

Группы______________


Проверил преподаватель

_____________________


Томск 2009

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ (образец)


Тема экскурсии:

Название экскурсии:

Продолжительность (ч.):

Протяженность (км.):

Автор и разработчик:

Содержание экскурсии:

Маршрут экскурсии:


Участки (этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута

Места

остановок

Объект

показа

Продолжительность

осмотра

Основное

содержание информации

Указания

по организации

Методические указания

1

2

3

4

5

6

7





















ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ



Рабочая программа, методические указания и контрольные задания


Составитель: Наталья Александровна Гончарова


Рецензент: О.Т. Лойко, д.ф.н., профессор каф. КиСК ГФ


Подписано к печати

Формат 60х84/16. Бумага офсетная.

Плоская печать. Усл.печ.л. 1,16. Уч.-изд.л. 1,05.

Тираж экз. Заказ . Цена свободная.

Издательство ТПУ. 634050, Томск, пр. Ленина, 30.



Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины вычислительная техника название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины здания и сооружения название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины теория алгоритмов название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины информационные технологии название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины введение в специальность название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины основы систем управления название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины архитектура компьютерных систем название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины экологические основы природопользования название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины интегрированные информационно-управляющие компьютерные системы название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница