Литература в 10 классе. Тема: Роль личности в истории




Скачать 108.22 Kb.
НазваниеЛитература в 10 классе. Тема: Роль личности в истории
Дата19.02.2013
Размер108.22 Kb.
ТипЛитература
Черевичко М.М., Двужилова Т.В.

Интегрированный урок
история + обществознание + и литература в 10 классе.


Тема: Роль личности в истории . Наполеон и Кутузов.

Цель: Формирование у обучающихся понятия значимости роли народа и личности в историческом процессе.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с понятиями: исторический процесс, народ, историческая личность; определить степень влияния народа, социальной группы и личности на исторический процесс;

  • на примере сравнительной характеристики Кутузова и Наполеона раскрыть точку зрения Л.Н. Толстого на роль личности в истории;

  • дать целостное представление о героях романа-эпопеи;
    развить у обучающихся умение различать точку зрения автора;

  • выражать собственную позицию, умение вести диалог;

  • помочь учащимся осмыслить образы Кутузова и Наполеона с точки зрения исторической , нравственной, общечеловеческой;

  • развивать умение систематизировать изученный материал, давать сравнительную характеристику образов, опираясь на портрет, речь, отношение к происходящему данных персонажей;
    воспитывать самостоятельность суждений, умение отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: презентация , таблицы: “Роль народных масс в истории”, “Оценка исторической деятельности”, “Черты выдающейся личности по В.О. Ключевскому”, “Образы Кутузова и Наполеона”; иллюстрации к роману Л.Н. Толстого “Война и мир».

Эпиграф:“Почва для истории великого человека есть история народа.” (С.М.Соловьев.)

« Нет величия там, где нет простоты , добра и правды» ( Л.Н. Толстой)

Ход урока


  1. Презентация – Военная галерея Зимнего дворца


Учитель Военная галерея Зимнего дворца... С портретов прославленных полководцев Отечественной войны 1812 года, виртуозно написанных Джорджем Доу, на нас смотрят красивые мужественные лица, "полные воинственной отваги", как сказал о них Пушкин. На темной ткани их мундиров горят воинские награды, переливается муар орденских лент, блестит золотое шитье, аксельбанты и эполеты...

. Какую связь услышанное и увиденное вами имеет с прошлыми уроками и может быть связано с нашим сегодняшним уроком?

Ученики: изучаем части и главы романа «Война и мир, которые связаны с великой эпохой - Отечественной войной 1812 года. Говорили о главной решающей силе в этой войне, в истории – о народе (патриотизме, мужестве, смелости).

- Но всегда должны быть великие люди, выдающиеся личности, которые должны брать на себя в ответственный момент принятие решения, от этого может зависеть судьба и других людей, государства, весь исторический процесс.

Учитель: Вы произнесли замечательное слово – личность, А что такое личность с точки зрения обществознания?

Ученики: Личность – это человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя.

Это человек со своими индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и т.д.)

Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, которая проявляет самостоятельность мысли, несет ответственность за свой выбор, свои решения, свою деятельность

Учитель: Какой может быть оценка исторической личности?

Ученики: Отрицательной, положительной , многозначной.

Учитель: От чего она зависит?

Ученики: Оценка исторической личности зависит от особенностей исторического периода, и от морального выбора личности, её нравственных поступков.

Учитель : Личность – это человек, жизнь и деятельность, которого способствуют движению вперед.

Великие личности появляются неслучайно, т.е. тогда, когда в этом есть историческая необходимость. Это мнение с точки зрения истории. Присутствуют ли выдающиеся личности на страницах романа Л. Н. Толстого « Война и мир»?

Ученики: Да, Кутузов , Наполеон.

Учитель: Помогите сформулировать тему урока.

Ученики: Кутузов и Наполеон . Роль личности в истории.

    Учитель : Исходя из темы урока, что мы должны будем:



  1. знать понятия ; историческая личность, народ

  2. методом сопоставительного анализа выявить отношение Толстого к Кутузову и Наполеону, исходя из взглядов автора на историю;

  3. уметь сопоставлять характеры героев, видеть мотивы их поступков;

  4. участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам

  5. объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России;

  6. доказать правомочность эпиграфа , главной мысли урока, о том , что


« Почва для истории великого человека есть история народа» по мнению историка С. М. Соловьева

и «« Нет величия там, где нет простоты , добра и правды» ( Л.Н. Толстой)

Помощником будет рабочий лист.

Учитель: Какими чертами должна обладать личность, чтобы являться выдающейся? Вы можете вспомнить их по В.О.Ключевскому, а можете дать самостоятельно, для меня более ценными будут ваши собственные мысли.

Таблица ( рабочий лист)

Черты выдающейся личности, по В. О. Ключевскому

Стремление служить общему благу государства и народа

Стремление и умение вникнуть в условия жизни, в основы общественных отношений.

Отрешенность от национальной замкнутости и исключительности

Совестливость во всех делах

Способность убеждать в своей правоте

Беззаветное мужество

Ученики: - Слава, карьера, продвижение по службе во благо государства, Совестливость

Беззаветное мужество. Способность проявлять самостоятельность мысли,

Способность нести ответственность за свой выбор, свои решения, свою деятельность.

КЛАСТЕР Выдающаеся личность


слава карьера совестливость беззаветное продвижение по службе

мужество во благо государства


Учитель литературы: Л. Н. Толстой в своем романе-эпопее, опираясь на исторические события и факты, рассуждает о роли личности в истории на примере двух полководцев: Кутузова и Наполеона. Давайте сравним историческую правду и видение автором этих двух героев. .Какими увидел Наполеона и Кутузова Л. Н. Толстой?

( Класс был поделен на две группы, в домашнем задании были розданы вопросы по каждому образу (каждой микрогруппе). Работая по таблице, учащиеся приводят примеры из текста (описание Кутузова и Наполеона, речь героев произведения, цитирование), а так же для иллюстрации тезисов таблицы идет пересказ наиболее важных эпизодов.
Ответы учеников:

1. Что пишет Л. Толстой о Кутузове и Наполеоне? Какую роль отводит писатель полководцам? Читаем отрывки из глав XXVII, XXVIII, XXXV.

«...Во все время сражения Наполеон находился так далеко от него, что (как это и оказалось впоследствии) ход сражения ему не мог быть изве­стен и ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть ис­полнено». «Наполеону казалось только, что все дело происходило по воле его».

Кутузов «...не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». «Кутузов был в Горках, в цен­тре позиции русского войска».

Вместе с армией и народом Кутузов защищает свободу и национальную независимость России. Армия оккупантов вдохновляется жаждой грабежа, обогащения, а их командующий – идеей мирового господства, культом своей личности, манией величия. “Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес с собой кучу вещей, которые ему казались нужны и ценны… Цель каждого из этих людей…состояла в том, чтобы удержать приобретенное” (т.3, ч.3, гл.26.)

Сила Кутузова как полководца в его глубокой вере в патриотизм русского народа, в его силу и мужество перед лицом захватчиков, в убежденности, что враг должен и будет изгнан. Ставка Наполеона на самые низменные инстинкты солдат его разноплеменной армии: приобрести имение в России, награбить богатства, вести пьяную, разгульную жизнь.

Кутузов показан Толстым не пассивным, а активным, мудрым и опытным полководцем, который своими распоряжениями помогает росту народного сопротивления, укрепляет дух войска. “…Он (Кутузов) все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает, ничего вредного не позволит…, а главное, - думал князь Андрей, - почему веришь ему, - это то, что он русский…” (т.3, ч.2, гл16.)

Кутузов обращается к преследующим врага русским солдатам со словами: “пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно”.

В самые тяжелые дни для России Кутузов с солдатами, с народом. “Последней степенью подлости” называет Толстой бегство императора от геройской армии” (т.4, ч.3, гл.18.)

Портрет Кутузова - простота, естественность, правдивость. Портрет Наполеона – фальшь, высокомерие, насмешка.

Отрицание величия Наполеона в романе идет рядом с осуждением войны. Слава от завоеваний, завоевания ради славы, по мнению Толстого, бесчеловечны.

Именно поэтому Наполеону противопоставляется истинно народный полководец Кутузов

Давайте проследим, как раскрывает образы этих героев Л.Н. Толстой. Обратимся к таблице:

Кутузов

Наполеон

1. Полководец народной войны, воплощение народной мудрости и патриотического чувства.

1. Командующий армией грабителей, мародеров и убийц, «ничтожнейшее орудие истории», «человек с помраченной совестью».

2. Полное подчинение интересам России и народа:

- искренность и правдивость;

- проявление мудрости и таланта полководца в поддержке нравственного духа русского войска;

- скромность и простота;

- близость к простым людям, знание и понимание их чувств;

- гуманное отношение к побежденным;

2. Законченное проявление культа личности, мания величия:

- самовлюбленность, высокомерие, тщеславие;

- равнодушие к судьбам окружающих, эгоцентризм;

- лицемерие, фальшь, позерство;

- война - игра, а люди - пешки, которых следует лишь правильно расставить и правильно двигать;

- жестокость и вероломство Наполеона и его армии.

3. Верность долгу и армии.

3. Предательство по отношению к своей армии.

4. «Простота, доброта и правда» во внешнем облике Кутузова

4. Сатирические краски при описании портрета Наполеона.

Рефлексия - Как вы понимаете утверждение литературоведа В. Ермилова: у Толстого “Кутузов – великий полководец потому, что он великий человек”.

Ученики - Объяснение в словах самого автора: “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”. Проявился личностный подход к роли исторического деятеля, объяснимый мировоззренческими взглядами писателя, убежденностью в том, что победа заключена в духе народа; движущей силой истории, по мнению Толстого, всегда является народ.

Толстой отрицает роль личности в истории, и поэтому он принижает образ Наполеона, тем самым, подчеркивая, что история зависит не от личности, а от случайности.

Учитель литературы. Так Толстой приходит к мысли о покорности перед судьбой и сводит задачу исторической личности к следованию за событиями.

– А как вы думаете, ребята? Прав ли Толстой? (Ответы учеников.)

Слово истории.

Учитель истории. А что говорит история? Итак, задача художника и историка совершенно  различна и «разногла­сие с историком в описании событий и лиц в моей книге — не должно поражать читателя». Л.Н.Толстой

До сих пор в истории нет единого мнения, что же руководит историческим процессом: великие личности, народ, случайности, высший разум. Решение этой проблемы не имеет однозначного ответа . История основывается на конкретных событиях и фактах.

Сегодня нам предстоит познакомиться с замечательным историческим документом, мемуарами непосредственного участника битвы на Бородинском поле Федора Николаевича Глинки. Вам было дано предварительное задание найти информацию об этом человеке.

Ответы учеников.

Федор Николаевич Глинка поэт, драматург, прозаик. Участвовал в войнах против Наполеона в 1805-1806 гг. как адъютант Милорадовича, впоследствии по состоянию здоровья вышел в отставку. В 1812 году снова вступил в армию, участвовал в Бородинском сражении и заграничном походе. Вернувшись в Россию , издал «письма русского офицера». Эти «письма..» принесли ему литературную известность. В 1816-1821 гг. – активный участник тайных декабристских организаций. В 1826 году арестован и сослан в Олонецкую губернию.

Учитель истории: Мы предварительно разбились на 2 группы . По ходу работы над предложенным рабочим материалом, обсудите в группах вопросы после документа .

Далее учащиеся работают с документами, лежащими у них на партах, и отвечают на вопросы. (Воспоминания Ф.Н.Глинки взяты из книги «1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников». М., 1987.) см. приложение

Учитель: Итак, группы закончили работать над своими материалами. Группа отвечает на вопросы :

1 группа: 1) Как характеризует автор Кутузова?

Ученики: Этот человек-легенда, который своим присутствием мог поднять дух огромной армии, этот человек – талантливый военачальник, патриот своей Родины, горячо любящий свою Землю и свой народ. Кутузов предстает перед нами как опытный, прошедший огромное количество испытаний воин. Это полководец , который сыграл огромную роль в Отечественной войне 1812 года, последователь великого А.В. Суворова.

2 группа: 1) Как автор описывает Наполеона?

2) Совпадает ли это с вашими представлениями о великом полководце?

3)Какие ещё оценки личности Наполеона вам известны? Почему они часто носят противоречивый характер?

Учитель истории. Какой же вывод можно сделать?

Ученики: . Личность в истории, какая бы она ни была: яркая, талантливая или, наоборот, слабая, неспособная, именно она играет огромную роль в событиях войны..


Учитель: Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока: «Почва для истории великого человека есть история народа».

Задание: - Как вы считаете, актуальна ли эта мысль сегодня?


Учитель истории: Многие великие умы пытаются ответить на вопросы: почему произошло, так или иначе? Кто или что влияет на ход исторического процесса? От чего или от кого он зависит? Ответы на эти вопросы зависят от личности того, кто их задает: если на вопросы пытается ответить историк, то результатом его деятельности станет исторический труд, основанный на конкретных событиях, если – обществовед, то в результате мы получим систему взаимосвязей и аналитическую картину действительности. А если на эти вопросы отвечает писатель, то созданный труд – художественное произведение.

Домашнее задание:

Вы пришли на сегодняшний урок с определенными взглядами, установками. Но вот закончилось наше занятие. Продумайте дома ответ на вопрос: «Почему Кутузова можно назвать слугой народа, а Наполеона – вождем толпы ? » и оформите свои размышления в виде эссе.


МОУ « Крепинская СОШ»


Интегрированный урок

история, обществознание, литература в 10 классе


Тема: « Роль личности в истории. Кутузов и Наполеон»


Учитель русского языка и литературы Двужилова Т. В.

Учитель истории и обществознания Черевичко М. М.


2011 год

Похожие:

Литература в 10 классе. Тема: Роль личности в истории iconТема: «Путешествие по страницам истории Древнего мира»
Цель занятия для слушателей: рассмотреть методы и приемы организации деятельности учащихся на повторительно-обобщающем уроке истории...
Литература в 10 классе. Тема: Роль личности в истории iconЛитература: Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980
Формирование и развитие личности. Обусловленность особенностей развития личности
Литература в 10 классе. Тема: Роль личности в истории iconКонференция «роль личности в истории росии XIX века»
Главная идея: расширение знаний учащихся по истории России XIX века, групповая самостоятельная исследовательская работа, составление...
Литература в 10 классе. Тема: Роль личности в истории iconЛитература и её роль в духовной жизни человека
Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение...
Литература в 10 классе. Тема: Роль личности в истории iconМоего выступления «Роль православного краеведения в духовно-нравственном воспитании личности»
Тема моего выступления – «Роль православного краеведения в духовно-нравственном воспитании личности»
Литература в 10 классе. Тема: Роль личности в истории iconТематическое планирование уроков истории в 11 классе
Тема Индустриальная модернизация традиционного общества (1900-1914 гг) ( 18 ч)
Литература в 10 классе. Тема: Роль личности в истории iconЛитература древнерусская литература
Русская литература родилась в первой половине XI в в среде господствующего класса. В древней Руси ведущую роль в литературном процессе...
Литература в 10 классе. Тема: Роль личности в истории iconЛитература, тема «Самые настоящие чудеса С. Я маршака «Ландыш»
Литература, тема «своеобразие системы персонажей, сюжета и предметного мира в сказке Салтыкова – Щедрина»
Литература в 10 классе. Тема: Роль личности в истории iconТема: Золотой век алхимии
Раскрыть роль мошенников, обманщиков и учёных в истории химического элемента – золота
Литература в 10 классе. Тема: Роль личности в истории iconУрок по истории Украины в 8 классе
Тема «Украинско-московский межгосударственный договор 1654 года. Продолжение Национально-освободительной войны»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница