Скачать 482.45 Kb.
|
ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» Кафедра истории России «Утверждаю» Первый проректор КемГУ, д.п.н., профессор _________________Б.П. Невзоров «______» __________2008 г. рабочая программа по курсу «Отечественная история» для специальность 010701 и направлению (010400) -Физика Физического факультета Курс - 1 Семестр - 1 Зачёт - 1 семестр Лекций - 36 часов Практические занятия - 18 часов Индивидуальная работа - 0,25часа на одного чел. Всего часов - 160 часов Составитель: д-р. ист. наук, профессор ______________Ю.П. Горелов Кемерово - 2008 г. Рабочая программа дисциплины «Отечественная история» Федерального компонента цикла ГСЭ. Ф.03 составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 010701 и направлению 510400 – Физика. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры истории России Протокол № 9 от « 19 » июня 2008 г. Зав. кафедрой, д.и.н., профессор _____________________________С.В. Макарчук Одобрено методической комиссией физического факультета Протокол №____ от “_____”______________________2008г. Председатель методкомиссии______________________ (ф.и.о., подпись) Декан факультета________________________________ Пояснительная записка Рабочая программа по Отечественной истории для студентов физического факультета включает пояснительную записку, обоснование целей преподавания и задач дисциплины, изложение содержательной части программы, а также вопросы для экзамена и список литературы. У России была сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, не похожая на другие страны, история. Но, несмотря на это, Россия внесла достойный вклад в мировую культуру и цивилизацию. Поэтому необходимо изучать пути развития России в контексте мировой истории, постоянно обращая внимание на её место в мировом историческом процессе. Изучение истории России предусматривается решение двух важнейших стратегических воспитательных задач: во-первых, развитие у студентов логически верного исторического мышления, что способствует более успешному овладению историческим материалом; во-вторых, овладение навыками самостоятельной работы в процессе изучения истории России; в-третьих, воспитание у студентов чувства любви к Родине, способности правильного понимания всех проблем, возникших на разных этапах её истории. Цель и задачи курса Дать представления об основных этапах и содержании истории России с древнейших времён и до наших дней. Показать на примерах из различных эпох органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать общее и особенное российской истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе. Показать - по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии. Показать место истории в обществе; формирование и эволюцию исторических понятий и категорий. Обратить внимание на тенденции развития мировой историографии и место и роль российской истории и историографии в мировой науке. Проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие. Место истории в системе социогуманитарного образования Раскрыть роль и место истории в системе гуманитарных и социальных наук. Значение междисциплинарных исследований и образовательных курсов. Значение преподавания истории в среднем школьном образовании; необходимость привития учащимся высших учебных заведений (неисторического профиля) представлений об истории, об образовательной и воспитательных функциях исторической науки. Понимание значения истории для раскрытия истории культуры, науки и техники, для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости. Взаимосвязь истории и других гуманитарных и социальных наук (социологии, психологии, культуры и др.), а также взаимодействие истории и биологии, экологии и прочих дисциплин естественно-научного профиля. Требования к уровню освоения дисциплины Основные знания, приобретённые студентами при изучении В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
Основные умения, приобретённые студентами при изучении дисциплины В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
Формы текущего контроля процесса обучения
Критерий оценки знаний «Отлично» ставится при ответе на оба вопроса экзаменационного билета, при знании фактического материала в полном объёме в соответствии с программой курса «Отечественная история», хронологии, персоналий, историографии, при умении анализировать исторические факты и события, увязывать историю с современностью, высказывать своё мнение. «Хорошо» ставится при неполном знании фактического материала, затруднении в анализе и оценке событий. «Удовлетворительно» ставится при неполном знании фактического материала, ошибках в хронологии, неумении самостоятельно мыслить, анализировать и оценивать события. «Неудовлетворительно» ставится при полном незнании фактического материала. II. Тематический план.
СОДЕРЖАНИЕ: Введение. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Российская цивилизация между Западом и Востоком. Тема 1. Народы и древнейшие государства на территории России Античный мир и древнейшие народы на территории России и сопредельных регионов (северное Причерноморье, Закавказье, Средняя Азия). Скифские племена; греческие колонии в Северном Причерноморье; Великое переселение народов в III-VI веках. Тема 2. Основные этапы становления российской государственности Особенности политического и социального строя Российского государства IX-ХVIII вв. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Традиционные формы социальной организации европейских народов в догосударственный период. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII-IX вв. Особенности социального строя Древней Руси. Восточные славяне в древности VIII-XIII вв. Проблема этногенеза восточных славян. Причины появления государственной, княжеской власти и её функции. Новейшие археологические открытия в Новгороде и их влияния на представления о происхождении Древнерусского государства. Особенности социально-политического развития Киевской Руси. Дружинные связи. Организация гражданского управления и его роль в регулировании отношений с княжеской властью киевской династии. Принятие христианства. Распространение ислама. Города в системе социально-политических отношений. Дискуссия о начале формирования государственно-феодальной системы. Отличие этой системы от западноевропейского вассалитета. Древнерусское государство в оценках современных историков. Эволюция восточнославянской государственности в XI - XII вв. Социально-политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных социокультурных моделей развития древнерусского общества и государства. Монголо-татарское нашествие на Русь. Великое княжество Литовское и Русское государство. Социально-политические изменения в русских землях в период монголо-татарского господства. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Проблема Золотой Орды в современной отечественной и зарубежной историографии. Место Средневековья во всемирно-историческом процессе. Складывание основ национальных государств в Западной Европе. Европа в начале Нового времени. Формирование целостности европейской цивилизации. Россия в XV-XVII вв. Специфика становления единого русского государства. Возвышение Москвы. Возникновение сословной системы организации общества. Местничество. Предпосылки складывания самодержавных черт государственной власти. Народы Поволжья, Приуралья и Западной Сибири. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси. Опричнина. Особенности сословно-представительной монархии в Западной Европе и России. “Смутное время”: ослабление государственных начал, попытки возрождения традиционных («домонгольских») норм отношений между властью и обществом. Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский как персонифицированное отражение борьбы различных путей развития страны. Феномен самозванства. Усиление шляхетско-католической экспансии на Восток. Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. К. Минин и Д. Пожарский. Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649 г.: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций. Боярская Дума. Земские соборы. Церковь и государство. Церковный раскол; его социально-политическая сущность и последствия. Особенности сословно- представительной монархии в России. Дискуссии о генезисе самодержавия. Развитие русской культуры. XVIII в. в европейской и мировой истории. Проблема перехода в «царство разума». Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия. Пётр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Основные направления «европеизации» страны. Эволюция социальной структуры общества. Реформы Петра I. Скачок в развитии промышленности. Создание Балтийского флота и регулярной армии. Церковная реформа. Табель о рангах. Провозглашение России империей. Упрочение международного авторитета страны. Освещение петровских реформ в современной отечественной историографии. Дворцовые перевороты, их социально-политическая сущность и последствия. Фаворитизм. Расширение привилегий дворянства. Дальнейшая бюрократизация госаппарата. Век Екатерины. Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики. «Просвещённый абсолютизм». Доктрина естественного права. Рост социальной поляризации и обособленности социальных слоёв. Новый юридический статус дворянства. Распад служилой системы. Отчуждение общества от государственной власти. Разделы Польши. Присоединение Крыма и ряда других территорий на юге. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Попытка ограничения дворянской власти самодержавными средствами в период правления Павла I. Ужесточение политического режима. Россия и Европа в XVIII веке. Изменения в международном положении империи. Русская культура в XVIII в.: от петровских инициатив к «веку просвещения». Новейшие исследования истории Российского государства в XVII-XVIII вв. |
![]() | Рабочая программа по курсу «Применение лазеров в науке и технике» для специальности 010701 «Физика», опд факультет: Физический Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности... | ![]() | Программа государственного экзамена для специалистов по специальности 010400 физика (код и наименование специальности) Председатель Ученого Совета физического факультета и ниимф сгу, декан физического факультета |
![]() | Учебно-методический комплекс по дисциплине Квантовая теория Для специальности 010701 Физика Требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Специальность 010701 – физика) к обязательному... | ![]() | Рабочая программа Радиофизика и электроника Специальность 010400 физика факультет Особенно важен он для овладения основами современного физического эксперимента, автоматизации технологических процессов, анализа... |
![]() | Рабочая программа учебной дисциплины в «Отечественная история» Направление подготовки: 030900. 62 Юриспруденция Рабочая программа курса «Отечественная история» предназначена для студентов очной формы обучения, обучающихся по направлению 030900... | ![]() | Рабочая программа по философии для специальности 010701 «Физика» гсэ. Ф. 10. Физический Рабочая программа по философии составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... |
![]() | Учебно-методический комплекс по дисциплине Новые информационные технологии в учебном процессе Для специальности 010701 Физика Требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Специальность 010701 – физика) к обязательному... | ![]() | Рабочая программа по курсу Научные основы школьного курса физики для специальности 010701 "Физика". Опд. В. 00 Стремясь показать "первоначала вещей" и "первопричины явлений", физика в процессе своего развития сформировала вначале механическую,... |
![]() | Рабочая программа по курсу «математика» (наименование дисциплины) для специальности 010701. 65 «физика», ен. Ф. 04 (шифр и наименование специальности, цикл и компонент гос впо) Опд. Ф. 01 составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения... | ![]() | Рабочая программа Методика преподавания физики Специальность 010400 физика для студентов, получающих дополнительную специальность «Преподаватель» Факультет Вуза. Важнейшей задачей курса мпф является ознакомление студентов с современным содержанием методической науки и передовым опытом... |