Рабочая программа учебной дисциплины «история и методология науки и техники»




Скачать 144.79 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «история и методология науки и техники»
Дата18.02.2013
Размер144.79 Kb.
ТипРабочая программа
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»





Согласовано





Утверждаю

Руководитель ООП

по направлению 150700

проф. В.В. Максаров





Зав. кафедрой Машиностроение

проф. В.В. Максаров




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ»


Направление подготовки: 150700 Машиностроение

Программа подготовки:

«Технология, автоматизация машиностроительных производств»

Квалификация (степень) выпускника: магистр


Составитель: доцент Алексеева Л.Б.


Санкт-Петербург

2012

1. Цель и задачи дисциплины.

Цель преподавания дисциплины – приобретение студентами знаний, служащих основой для интеграции естественно-научной, технической и гуманитарной форм единого по природе знания.

Задачи дисциплины – систематизация, анализ и обобщение историко-технических фактов; расширение информационной базы для исследований, выявление и обоснование закономерностей научно-технического развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП.

Курс «История и методология науки и техники» входит в раздел «Общенаучный цикл. Дисциплины по выбору» (М1.ДВ.1) по направлению подготовки «Технология машиностроения» и изучается студентами по программе подготовки «Технология, автоматизация машиностроительных производств» после прохождения курсов «Технологические процессы в машиностроении», «Технология машиностроения», «Автоматизация производственных процессов».

Для освоения курса обучающийся должен обладать устойчивыми знаниями по математике, физике, химии в рамках школьной программы и изучить перечисленные выше дисциплины.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОК-9, ОК-23, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-17, ПК-18, ПК-22, ПК-25, ПКД-1, ПКД-3.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные проблемы истории и философии науки.

Уметь: активно применять полученные знания в научной работе, определять методологические подходы научного исследования по выбранной специальности.

Владеть: информацией о событиях и творцах истории техники, знанием процессов получения, обоснования технического знания в различных культурно-исторических условиях.

4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет зачётные единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

А

В

Аудиторные занятия (всего)

66

36

30

В том числе:










Лекции

38

18

20

Практические занятия (ПЗ)

28

18

10

Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)







Самостоятельная работа (всего)

78







В том числе:









Курсовой проект (работа)







Расчётно-графические работы







Реферат







Другие виды самостоятельной работы:







Работа с литературой







Вид промежуточной аттестации (зачёт, экзамен)







Зачет

Общая трудоёмкость час

144
















5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела (темы) дисциплины

Содержание раздела (темы)

1

Раздел 1. Этапы становления и развития науки и техники.

Тема 1. Наука и техника античности и средневековья.



Проблема периодизации истории техники. Античная техника. Первые античные механики. Техника средних веков. Подъем научной и технической деятельности в Византии и странах Арабского халифата с 6 по 15 вв.: появление строительной техники, гончарного производства, ткачества, создание гидротехнических установок. Страны Арабского востока как источник знания и техники. Появление теоретических работ по техническим наукам, рост интереса к механике.

2

Тема 2. Наука и техника Нового времени.

Формирование классических технических наук. Провозвестник классической науки Н.Коперник: гелиоцентрическая система. Классическая механика и механистическая картина мира (Г.Галилей, И.Ньютон).

Представления о материи в науке Нового времени: атомизм XVII-XVIII вв. Становление экспериментального естествознания. Ф.Бэкон. Теория относительности А. Эйнштейна о пространстве и времени и квантово-релятивистская картина мира неклассической науки.

Математизация технических наук.

4

Тема 3. Развития техники в 18 – 19 вв.


Промышленная революция рубежа 18-19 вв. Изобретение паровой машины Уаттом. Организационное оформление технического знания: появление технологии как теоретической дисциплины. Становление профессионального технического образования.




Тема 4. Научно-техническая революция 20 в.

Отдельные вехи технического и технологического развития в первой половине 20 в.: изобретение двигателя, работающего на легком топливе, интенсивное развитие автомобиле- и авиастроения. Новые материалы, новая энергетика, новые технологии, новые проблемы взаимодействия человека и техники.

Становление радиотехники и радиоэлектроники.

5

Тема 5. Создания системотехники в 20 в

Скачок в техническом развитии после Второй мировой войны. Теория информатики и кибернетика, становление и развитие микроэлектроники, компьютерная революция. Изменение масштабов и форм взаимодействия науки и техники: научно-технические проекты второй половины 20 в., формирование системы фундаментальные исследования – прикладные исследования – экспериментальные разработки. Проблема создания сложных технических систем и становление системотехники.




Раздел 2. Философские проблемы техники и технических наук.

Тема 1. Предмет и структура технических и технологических наук

Принципы классификации и особенности технических и технологических дисциплин. Техническое и технологическое знание. Основные структурные компоненты технического и технологического знания: онтологическое, модельно-проектное, теоретическое, эмпирическое, тестологическое.

3

Тема 2. Техника как предмет исследования естествознания

Методология научно-технического познания. Техническая теория. Методы технического исследования. Роль техники в проведении научных экспериментов. Научная техника и техника науки.

5

Тема 3. Закономерности развития технических и технологических наук

Научно-техническая и технологическая информация. Прерывно-непрерывное развитие технико-технологических наук. Телеологизм развития.




Тема 4. Философские проблемы технологий

Философские проблемы технологий и феномен HI-TECH. Жизненные циклы технологий. Вычислительная техника и информационные технологии. Высокие технологии.

6

Тема 5. Социальная оценка техники

Социальные, экологические, эргономические проблемы научно-технического прогресса. Проблема комплексной оценки последствий научно-технического прогресса. Проблема гуманизации и экологизации современной техники.


5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Дипломное проектирование

























5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Прак.

зан.

Лаб.

зан.

Семин.

СРС

Всего

час.

1

Раздел 1. Этапы становления и развития науки и техники.

Тема 1. Наука и техника античности и средневековья.

3

3











2

Тема 2. Наука и техника Нового времени.

3

3











3

Тема 3. Развития техники в 18 – 19 вв.

4

4













4

Тема 4. Научно-техническая революция 20 в.

4

4













5

Тема 5. Создания системотехники в 20 в.

4

4











6

Раздел 2. Философские проблемы техники и технических наук.

Тема 1. Предмет и структура технических и технологических наук

4

2











7

Тема 2. Техника как предмет исследования естествознания

4

2











8

Тема 3. Закономерности развития технических и технологических наук

4

2











9

Тема 4. Философские проблемы технологий

4

2











10

Тема 5. Социальная оценка техники

4

2












6. Лабораторный практикум: не предусмотрен.

7. Практические занятия (семинары):

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование практических работ

Трудо-емкость

(час)




Раздел 1. Этапы становления и развития науки и техники.

Тема 1. Наука и техника античности и средневековья.

Этапы истории науки и техники (античная наука и техника, наука и техника средних веков)



3




Тема 2. Наука и техника Нового времени.

Этапы истории науки и техники

(техника эпохи Возрождения, техника в культуре Нового и Новейшего времени).


3




Тема 3. Развития техники в 18 – 19 вв.

История отдельных изобретений (ветряная и водяная мельницы, парусное судно, паровая машина, паровая турбина, паровоз и рельсовый транспорт, воздушный шар, самолет, дирижабль)


4




Тема 4. Научно-техническая революция 20 в.

История отдельных видов техники (радиотехники, самолетостроения, энергомашиностроения, электронной вычислительной техники)


4




Тема 5. Создания системотехники в 20 в

Информационные технологии: перспективы и проблемы (компьютер, Интернет, робототехника и другие сферы деятельности человека)


4




Раздел 2. Философские проблемы техники и технических наук.

Тема 1. Предмет и структура технических и технологических наук

Развитие техники и технологии. Соотношение техники и технологии, технологии и инженерии.



2




Тема 2. Техника как предмет исследования естествознания

Соотношение эмпирического и теоретического в технических науках


2




Тема 3. Закономерности развития технических и технологических наук

Основные стадии совершенствования техники и технологии в различных сферах человеческой деятельности.


2




Тема 4. Философские проблемы технологий

Инженерно-конструкторская деятельность как процесс переработки информации: что остается человеку?


2




Тема 5. Социальная оценка техники

Интеграция гуманитарного, естественнонаучного и технического знания как один из способов преодоления кризиса культуры.


2


8. Примерная тематика курсовых проектов (работ): не предусмотрены.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Зайцев, Г.Н. История техники и технологий: Учебник/ Г.Н. Зайцев, В.К. Федюкин, С.А. Антрошенко; под ред.проф. В.К. Федюкина. – СПб.: Политехника, 2007. - 416 с.

2. Степин В. С. Философия науки и техники: учебное пособие для вузов / В. С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. – М., 1995.

3.Горохов, В.Г. Основы философии техники и технических наук/ В.Г. Горохов. – М.: Гардарики. 2007. - 335 с.

4. Иванов Б.И. Становление и развитие технических наук/Б.И. Иванов, В.В. Чешев. – Л.: Наука, 1997. -264 с.

5. Горохов, В.Г. Концепции современного естествознания и техники/ В.Г. Горохов. – М.: Инфра-М. Издательский дом, 2000. - 608 с.

б) дополнительная литература

1.Черняк, В.В. История и философия техники: пособие для аспирантов/ В.В.Черняк. – М.: Изд.-«КНО Русс», 2006. - 576 с.

2.Шаповалов, В.Ф. Философии науки и техники. О смысле науки и техники и о глобальных угрозах научно-технической эпохи/ В.Ф.Шаповалов. – М.: Фаир – Пресс, 2004. - 320 с.

3. Анисимов К.Л. Человек и техника: современные проблемы. – М..: 1995.

4. Ленк, Х. Размышления о современной технике/Х.Ленк; пер. с нем. Под ред. В.С. Степина. – М.:Аспект – Пресс, 1996. -183 с.

в) программное обеспечение: Microsoft Office

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: ресурсы Интернет.


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

а) Специализированные аудитории, оснащённые стендовым материалом, проектором для мультимедийных лекций

б) кафедральный компьютерный центр

_____________________________________________________________________________

Разработчики:

кафедра машиностроения Л.Б. Алексеева

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «история и методология науки и техники» iconРабочая программа дисциплины «история и методология науки»
Рабочая программа дисциплины «История и методология науки». Фгаоу впо «Рос гос проф пед ун-т». Екатеринбург, 2012. 15 с
Рабочая программа учебной дисциплины «история и методология науки и техники» iconП. А. Гостенков история и методология
Методические указания предназначены для учащихся магистратуры дневной формы обучения факультета информатики и управления, изучающих...
Рабочая программа учебной дисциплины «история и методология науки и техники» iconПрограмма дисциплины «История и методология науки и техники в области радиоэлектроники»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины «история и методология науки и техники» iconПрограмма учебной дисциплины «история техники»
Цель и задачи дисциплины: Целью изучения дисциплины «История и современное состояние техники» является формирование у студента представления...
Рабочая программа учебной дисциплины «история и методология науки и техники» iconРабочая программа учебной дисциплины историография и источниковедение истории науки (название дисциплины) Специальность научных работников: 07. 00. 10 «История науки и техники»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «история и методология науки и техники» iconРабочая программа учебной дисциплины «История и методология науки и производства в области прикладной математики и информатики»
«томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» (тусур)
Рабочая программа учебной дисциплины «история и методология науки и техники» iconРабочая программа учебной дисциплины история и социокультурные проблемы отечественного железнодорожного транспорта Специальность научных работников : 07. 00. 10 «История науки и техники»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «история и методология науки и техники» iconРабочая программа учебной дисциплины логика и методология науки (название дисциплины) Специальность научных работников (отрасль науки): 05. 00. 00 «Технические науки»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «история и методология науки и техники» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: история техники, история науки, история технических наук. Программа разработана...
Рабочая программа учебной дисциплины «история и методология науки и техники» iconРабочая программа дисциплины история и философия науки «История науки»
Рабочая программа составлена в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по истории и философии науки «история науки»,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница