Методические указания по изучению дисциплины и задания контрольных тестов для студентов, занимающихся по заочной форме обучения




НазваниеМетодические указания по изучению дисциплины и задания контрольных тестов для студентов, занимающихся по заочной форме обучения
страница1/5
Дата18.02.2013
Размер0.54 Mb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра ботаники и физиологии растений


ФИЗИОЛОГИЯ И БИОХИМИЯ

РАСТЕНИЙ




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАДАНИЯ

КОНТРОЛЬНЫХ ТЕСТОВ


для студентов, занимающихся по заочной форме обучения


Специальность 1- 74 02 01 «Агрономия»


Гродно 2011


УДК 581.(072)

ББК 28.57 я73

Ф-50


Рецензент:

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Р.К. Янкелевич


Авторы: Тарасенко С.А.,

Дорошкевич Е.И.,

Тарасенко Н.И.,

Брилева С.В.




Ф-50

Физиология и биохимия растений: методические указания по изучению дисциплины и задания контрольных тестов. Для студентов заочной формы обучения по специальности «Агрономия» / С.А. Тарасенко, Е.И. Дорошкевич, Н.И. Тарасенко, С.В. Брилева. – Гродно: ГГАУ, 2011 – 46 с.




Методические указания предназначены для изучения дисциплины и выполнения заданий контрольных тестов для студентов-заочников по специальности агрономия


УДК 581.1(072) ББК 28.57я73


Рекомендовано к изданию методической комиссией

агрономического факультета УО «ГГАУ»

(протокол № 2 от 22.10.2010 г.)


© Коллектив авторов, 2011

© УО «ГГАУ», 2011


Введение


Физиология и биохимия растений изучает процессы жизнедеятельности, функции растительного организма, химический состав, превращение веществ и энергии у растений на всем протяжении их онтогенеза при всех возможных условиях внешней среды.

Исследование физиологических и биохимических процессов, происходящих в растительном организме, возможно только при глубоком знании анатомии и морфологии растений, физики, неорганической, органической и физколлоидной химии, почвоведения и других дисциплин.

Физиология и биохимия растений, опираясь на объективные законы и закономерности, совершенствует теоретические основы роста и развития растительного организма в целом и отдельных его органов с учетом почвенных и климатических особенностей. Умение вскрывать присущие биологическим процессам противоречия, конкретизировать физиологические явления у различных видов и сортов растений расширяет и углубляет возможности активного вмешательства агронома в продукционные процессы, позволяет овладеть их закономерностями, менять само растение сообразно поставленным целям. При изучении курса необходимо выявить суть жизненных процессов, происходящих в растениях и подчиняющихся общим биологическим законам, на которые огромное влияние оказывают постоянно изменяющиеся внешние факторы, в том числе и антропогенные. Физиология и биохимия растений являются теоретической основой интенсивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур и технологий альтернативного земледелия. В связи с этим велико значение этой дисциплины как основополагающей в агрономической науке. Эти конкретные задачи определяют значение курса физиологии и биохимии растений и ее место в ряде других дисциплин.

Данные методические указания составлены в соответствии с программой курса “Физиология и биохимия растений” для высших сельскохозяйственных учебных заведений по специальности “агрономия” и предназначаются для студентов заочной формы обучения. Общее количество часов на изучение дисциплины приведено в таблице.

Таблица - Примерный тематический план проведения занятий по физиологии и биохимии растений

Наименования темы

Количество часов




общее

лекций

лабораторных

1. Физиология и биохимия растительной клетки


6


2


4

2. Водный обмен

4

2

2

3. Фотосинтез

6

2

4

4. Минеральное питание

6

2

4

5. Дыхание растений

4

2

2

6. Обмен веществ

4

2

2

7. Рост и развитие растений

2




2

8. Устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды

2

2




Всего

34

14

20


Методическое пособие включает три раздела, что обеспечивает последовательную и систематическую работу над курсом. Первый раздел посвящен самостоятельной работе студентов по изучению основных функций и биохимических процессов, протекающих в растениях. Второй раздел включает в себя тестовые задания для подготовки к контрольным работам. В третьей части дан примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену. Экзаменационные вопросы сгруппированы по основным разделам курса, что обеспечивает последовательное повторение материала.

Представленный в пособии материал призван выполнять, в первую очередь, обучающую функцию, так как работа с тестами дает возможность обратить внимание на многие конкретные аспекты и немаловажные детали, которые при простом прочтении учебника могут остаться за пределами внимания. Достоинство тестового контроля уровня знаний заключается в его оперативности, а также в помощи студентам самостоятельно подготовиться к экзамену.

Контрольные работы по физиологии и биохимии растений (две для студентов основного курса и одна для студентов НИСПО) выполняются и сдаются следующим образом:

1. Студент до начала сессии изучает курс физиологии и биохимии растений самостоятельно с использованием общих методических рекомендаций данных указаний (раздел 1).

2. Студент до начала сессии самостоятельно готовит ответы на тестовые задания путем поиска единственного правильного ответа из четырех предлагаемых в тестовых заданиях (раздел 2).

3. На первых занятиях в университете студенты основного курса получают два контрольных задания, студенты после НИСПО получают одно контрольное задание и отвечают на них путем указания номера правильного ответа.

4. Контроль за знаниями студентов возможен как с помощью компьютерной техники, так и с применением безмашинного опроса.

5. При количестве правильных ответов не менее 70% от предлагаемых в задании контрольная работа считается зачтенной.

1. Общие методические рекомендации

по изучению дисциплины


    1. Физиология и биохимия растительной клетки­


Прорабатывая этот раздел программы, необходимо выявить связь физиологии и биохимии растений со многими смежными дисциплинами, на стыке с которыми она изучает особенности роста и развития растений и разрабатывает мероприятия по оптимизации факторов внешней среды в целях реализации потенциальной продуктивности культур. Ознакомьтесь с главнейшими этапами развития физиологии и биохимии растений как науки, определите вклад отечественных ученых в ее развитие. Изучите философские и биологические аспекты этих наук, методологию и методы, уровни исследований. Особое внимание уделите основным направлениям развития современной физиологии и биохимии растений.

При изучении физиологии и биохимии растительной клетки следует обратить внимание прежде всего на структурно-функциональную организацию клетки и физико-химические основы ее энергетики, так как именно клетка является носителем жизни. Рассмотрите строение клеточной оболочки и мембран, их роль в обмене веществ. Проанализируйте функции ядра и цитоплазмы, структурные основы проницаемости цитоплазмы, а также зависимость проницаемости от внутренних и внешних факторов.

Особое внимание необходимо уделить изучению химического состава цитоплазмы растительной клетки и функциональной роли основных ее компонентов. Рассмотрите структуру аминокислот, пептидов и белков, состав и размеры белковых молекул, функции белков, их классификацию и коллоидные свойства. Выясните физико-химические особенности нуклеотидов, которые, по современным представлениям, являются основой всех биологических структур.

Необходимо изучить строение, свойства, биологическую роль ферментов как биологических катализаторов. Особенности действия ферментов в живой клетке. Влияние факторов внешней среды. Классификацию ферментов и характеристику отдельных классов.

Следует выяснить, что такое макроэргические соединения клетки. Рассмотреть их классификацию, значение, строение и пути синтеза.

Следует изучить физические и химические основы высокой чувствительности цитоплазматических структур к внешним и внутренним воздействиям, раздражимость и возбудимость клетки и общие ответные реакции протопласта на физические и химические воздействия. Необходимо знать, как возникают биоэлектрические потенциалы и токи в клетке, что представляют собой межклеточные связи, рассмотреть механизмы регуляции, в том числе внутриклеточной, метаболических процессов.


1.2. Водный обмен растений


Вода в жизни растений играет решающую роль. Поэтому необходимо знать, как осуществляется поглощение и выделение воды клеткой, что такое водный обмен растений, каково содержание и распределение воды в клетке, что такое коэффициент завядания, методы его определения? Необходимо иметь представление о градиенте водного потенциала как движущей силе транспорта воды в клетках, тканях и целом растении. Определите роль набухания в поглощении воды, зависимость между осмотическим, тургорным давлением и водным потенциалом, механизм активного поглощения воды клеткой. Рассмотрите явление плазмолиза.

Изучая корневую систему как орган поглощения воды, следует обратить внимание на то, какие формы воды имеются в почве и поглощаются корнями растений? Разберите, что такое восходящий ток в растении, его путь, скорость, движущая сила. Что следует понимать под двигателями водного тока. Выясните физиологическое значение передвижения воды в растении и обновления ее запаса.

Необходимо также изучить поглощающую и нагнетающую деятельность корневой системы, природу корневого давления, его возможные механизмы, размеры, зависимость от внутренних и внешних условий, суточные и сезонные изменения. Рассмотрите механизм плача растений, причины его ритмичности, зависимость плача от метаболизма корня, возможность участия не осмотических сил в нагнетающей деятельности корневой системы.

В водном обмене растений велика роль транспирации. В связи с этим следует выявить биологическое значение транспирации, ее зависимость от внешних факторов и состояния устьиц, их численности и распределения в листьях. Определите факторы, влияющие на ширину устьичной щели и периодичность устьичных движений. Рассмотрите механизм вне устьичной регуляции транспирации, природу гуттации, возможность поглощения воды листьями и стеблями.

Следует выяснить, как определяют интенсивность и продуктивность транспирации, транспирационный коэффициент.

Особое значение в повышении продуктивности растений имеет оптимизация водного режима. Поэтому следует усвоить агротехнические мероприятия, повышающие поглотительную деятельность корневой системы. Выясните возможность использования показателей водного режима для диагностирования водообеспеченности растений при интенсивных технологиях возделывания сельскохозяйственных культур.

Необходимо изучить особенности водообмена у растений различных экологических групп.


    1. Фотосинтез


При изучении этой темы необходимо уяснить, что фотосинтез является основой биоэнергетики на земном шаре, определить природу основных реакций фотосинтеза, его физико-химическую сущность, составляющие энергетического баланса, распределение поглощенного света по пигментам зеленой клетки, этапы развития представлений о процессе фотосинтеза. Составить представление о роли воды как основном доноре водорода в реакциях восстановления углекислого газа. Выяснить анатомические особенности листа как основного органа фотосинтеза. Пигментные системы хлоропластов: структура, функции, химические и оптические свойства. Биосинтез пигментов.

Следует также изучить световые процессы фотосинтеза у растений, пути миграции энергии, структуру и функции электротранспортной цепи фотосинтеза, квантовый расход и квантовый выход, циклическое и нециклическое фосфорилирование.

Необходимо выяснить роль хлоропластов, путь углерода и кислорода в фотосинтезе, метаболические особенности растений С-3 и С-4 в темновых реакциях. Проследите разнообразие продуктов фотосинтеза. Рассмотрите физиологическую сущность фотодыхания и ее энергетическую роль.

Следует обратить внимание на системы регуляции фотосинтеза, транспорт ассимилятов в листовой пластинке.

Необходимо изучить, что такое интенсивность фотосинтеза и методы ее определения. Зависимость этого показателя от освещенности и спектрального состава света, других внешних и внутренних факторов. Отметить возможные пути повышения фотосинтетической активности сельскохозяйственных культур. Фотосинтез - основа продуктивности агрофитоценозов. В связи с этим требуется изучить соотношение между скоростью ассимиляции углекислоты и активностью отдельных звеньев фотосинтеза, регуляцию фотосинтеза на уровне органа и целого растения.

Важно знать физиологические основы светокультуры растений, выращивание растений при искусственном освещении, оптимальный световой режим в защищенном грунте.

Следует хорошо уяснить КПД посевов и ценозов, теоретический КПД фотосинтеза и методику его определения. Что такое фотосинтетически активная радиация (ФАР)? Как используются эти показатели для программирования урожаев?

1.4. Минеральное питание


Физиология корневого питания растения является теоретической основой химизации земледелия. Необходимо изучить химический состав растений (органогены, зольные элементы), их физиологическую роль, механизмы передвижения питательных веществ из почвы к корням растений. Синергизм и антагонизм растений.

Рассматривая корневую систему как основной орган поглощения и усвоения минеральных веществ, следует обратить внимание на ритмичность поглощающей и выделительной деятельности корней. В процессе питания растений происходит поглощение не только отдельных элементов в виде ионов, но и целых молекул. Поэтому необходимо представлять себе как происходит поступление растворенных веществ, ионов, молекул и как осуществляется их транспорт. Сравните активный и пассивный транспорт ионов. Изучите механизм перемещения ионов на дальние расстояния, поглощение и транспорт ионов в связи с транспирацией. Уясните роль корневых выделений и активной деятельности корней в процессе поглощения. Аллелопатия. Обратите внимание на функциональную специфику корневых волосков, радиальное передвижение ионов в корне, механизм симпластического транспорта.

В ходе изучения этого вопроса следует выяснить, какая существует связь между поглощением ионов и потребностью растений в питательных веществах. Как происходит реутилизация элементов. При недостатке отдельных элементов питания или при избыточном поступлении их отмечаются физиологические отклонения в организме растений. Поэтому необходимо уметь организовывать контроль над питанием растений с помощью листовой, тканевой диагностики, активно вмешиваться при необходимости в процесс питания растений.

Проанализируйте суть вегетационного метода и его возможности в изучении корневого питания растений, отметьте его достоинства и недостатки. Выясните различия между физиологически кислыми, щелочными и нейтральными минеральными удобрениями. Обратите внимание на особенности их использования растениями. Рассмотрите примеры антагонизма и синергизма ионов.

Приведите подтверждение синтетической роли корня. Изучите редукцию нитратов, синтез аминокислот и амидов в корнях. Выясните связь дыхания корней с биосинтезом аминокислот и белков. Рассмотрите корень, как место синтеза веществ вторичного происхождения - фитогормонов, гликозидов, алкалоидов и других.

Необходимо выявить влияние факторов cреды на поглощение питательных веществ корневой системой. Отметить действие температуры, света, влаги, воздуха, кислотности почвенного раствора на процесс питания растений. Следует ознакомиться с физиологическими основами выращивания растений без почвы, изучить принципиальные основы гидропоники и аэропоники. Особое внимание обратите на влияние условий минерального питания на качество и сохранность растениеводческой продукции.

Физиологические основы применения удобрений - завершающий этап данной темы. Необходимо выяснить особенности потребления питательных веществ различными культурами, знать критические периоды в питании растений, основные способы регулирования минерального питания в течение вегетации.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические указания по изучению дисциплины и задания контрольных тестов для студентов, занимающихся по заочной форме обучения iconМетодические указания по изучению дисциплины и задания для контрольных работ для студентов заочной формы обучения по направлению 110200 «Агрономия»
Охватывают различные разделы курса
Методические указания по изучению дисциплины и задания контрольных тестов для студентов, занимающихся по заочной форме обучения iconМетодические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов IV курса специальности
Маркетинг услуг : методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов IV курса специальности...
Методические указания по изучению дисциплины и задания контрольных тестов для студентов, занимающихся по заочной форме обучения iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных работ №1, 2, 3 для студентов заочной формы обучения
Приложение Содержание дисциплины (Извлечение из рабочей программы дисциплины)
Методические указания по изучению дисциплины и задания контрольных тестов для студентов, занимающихся по заочной форме обучения iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных работ №1, 2, 3 для студентов заочной формы обучения
Приложение Содержание дисциплины (Извлечение из рабочей программы дисциплины)
Методические указания по изучению дисциплины и задания контрольных тестов для студентов, занимающихся по заочной форме обучения iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных работ №1, 2 для студентов заочной формы обучения
Специальность 080502(4) Экономика и управление на предприятии природопользования
Методические указания по изучению дисциплины и задания контрольных тестов для студентов, занимающихся по заочной форме обучения iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Древесиноведение» ивыполнению заданий для домашней контрольной работы №1
Настоящие методические указания разработаны с целью оказания помощи учащимся по изучению дисциплины «Древесиноведению» по заочной...
Методические указания по изучению дисциплины и задания контрольных тестов для студентов, занимающихся по заочной форме обучения iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Древесиноведение» ивыполнению заданий для домашней контрольной работы №1
Настоящие методические указания разработаны с целью оказания помощи учащимся по изучению дисциплины «Древесиноведению» по заочной...
Методические указания по изучению дисциплины и задания контрольных тестов для студентов, занимающихся по заочной форме обучения iconМетодические указания по изучению дисциплины и задания для контрольных работ для студентов заочного отделения
Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольных работ для студентов заочного отделения специальности 1 – 25...
Методические указания по изучению дисциплины и задания контрольных тестов для студентов, занимающихся по заочной форме обучения iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины, задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению для учащихся заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины, задания для контрольных работ
Методические указания по изучению дисциплины и задания контрольных тестов для студентов, занимающихся по заочной форме обучения iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Приложение перечень контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница