Рабочая программа по биологии 8 класс Учитель: Дмитриенко Константин Евгеньевич




Скачать 139.44 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии 8 класс Учитель: Дмитриенко Константин Евгеньевич
Дата15.09.2012
Размер139.44 Kb.
ТипРабочая программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАЙГОРОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

КРАСНОЗЕРСКОГО РАЙОНА


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР Директор школы


Ионашку И. В. Гордиенко В. А.

_______________________ ________________

«____» ____________ 2010 г. «____»_____________2010 г.


Рабочая программа по биологии

8 класс

Учитель: Дмитриенко Константин Евгеньевич




68 часов, 2 часа в неделю


Контрольных уроков - 4, лабораторных работ – 12


Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2005.

Учебник А. С. Батуев «Биология: Человек» (Учебник для общеобразовательных учебных заведений), Москва «Дрофа» 2002г.


Обсуждена и согласована на Принята на методическом совете

методическом объединении Протокол № ___ от «____» ______ 2010 г

Протокол № __ от «____» _______2010 г.


Пояснительная записка

к рабочей программе по изучению биологии в 8 классе

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2005, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Сегодня биология — наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине XX в., были обусловлены открытиями в молекулярной и клеточной биологии, генетике, экологии. За полвека биология превратилась из описательной науки в аналитическую, имеющую многочисленные прикладные отрасли. Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности, сельского и лесного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, системы охраны окружающей среды.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

При изучении данного курса биологии рекомендуется обращать особое внимание на то, что живая материя — это особая форма движения материи во Вселенной, управляемая законами, несводимыми к законам физики. Функционирование живой материи принципиально невозможно описать уравнениями на основе знания только физических и химических закономерностей. Живое отличается от неживого возникновением, а также хранением, передачей и развертыванием информации. Оперирование огромными объемами информации возможно только благодаря наличию многоуровневых иерархически устроенных управляющих систем, своего рода компьютеров со своими носителями данных, языками программирования, переключением программ. Понимание этой сложности живой материи должно сопровождаться и пониманием того, что глубокое изучение ее возможно только с использованием научных методов и достижений разных наук — физики, химии, математики, информатики.

Следует уделить внимание роли гипотезы в развитии биологии. Необходимо обратить внимание на то, что некоторые биологические явления невозможно наблюдать непосредственно, поэтому их приходится реконструировать и проверять косвенными методами.

Во время изучения курса рекомендуется применять такие формы обучения, как дискуссии, рефераты, доклады.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Они должны знать, что человек — часть природы.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Изучение биологии на данной ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  5. формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности.

Система уроков ориентирована как на передачу «готовых знаний», так и на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на данной ступени основного общего образования являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения данного курса биологии ученик должен

знать/понимать

  • фундаментальные понятия биологии;

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток, тканей, органов и систем органов человека;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения:

  • особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию,

  • о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, об отрицательном воздействии на организм вредных привычек,

  • основные приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях,

  • правила гигиены и факторы, разрушающие здоровье человека;

  • систематическое положение человека и его происхождение;

  • основные области применения биологических знаний в практике при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и их топографию, системы органов человека;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;

  • объяснять связь между строением и функциями органов;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника основной материал; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию об организме человека (в том числе с использованием информационных технологий);

  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект реферат;

  • владеть языком предмета;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил личной и общественной гигиены;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА:

Курс «Человек» продолжает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволят ученикам осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации. Понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности школьников. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение в данный курс сведений по психологии позволит учащимся более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Данная программа реализована в учебнике: А. С. Батуев «Биология: Человек» (Учебник для общеобразовательных учебных заведений), Москва «Дрофа» 2002г.

Учебно-методический комплект

  1. Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику А. С. Батуева «Биология: Человек» (автор-составитель Чередникова Г. В.). Волгоград, Учитель, 2006г.

  2. Реброва, Л. В., Прохорова, Е. В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1997.

  3. Козлова, Т. А., Кучменко, В. С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. - 4-е изд., стереотип. - М: Дрофа, 2002.

  4. Е. П. Бруновт и др. Методика обучения анатомии, физтологии и гигиены человека. - М.: Просвещение, 1973.

  5. Реброва, Л. В., Прохорова, Е. В. Урок биологии: Технологии развивающего обучения: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Графф, 2001.

Дополнительная литература для учителя


  1. Ярыгин, В. Н., Васильева, В. И., Волков, И. Н., Синельщикова, В. В. Биология: в 2 кн. Кн. 1: Учебник для медиц. спец. вузов / под ред. В. Н. Ярыгина. - 6-е изд., стереотип. - М.: Высш. шк., 2004.

  2. Ярыгин, В. П., Васильева, В. И., Волков, И. Н., Синельщикова, В. В. Биология: в 2 кн. Кн. 2: Учебник для медиц. спец. вузов / под ред. В. Н. Ярыгина. - 6-е изд., стереотип. - М.: Высш. шк., 2004.

  3. Сухова, Т. С, Кучменко, В. С. Вопросы пола в системе биологических знаний: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Графф, 2001./ (Сер. «Библиотека учителя»).

  4. И.Д. Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1989.

  5. В.С. Рохлов., В.И. Сивоглазов. Человек и его окружение. – М.: Центр «Планетариум», 1987.

Дополнительная литература для ученика

  1. Гиляров, М. С. (гл. ред.). Биология. Большой энциклопедический словарь. - 3-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

  2. Пикеринг, В. Р. Биология: Школьный курс в 120 таблицах / пер. с англ. А. Шварц, Т. Шварц. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999./ (Сер. «Школьнику, абитуриенту, студенту»).


Учебно-тематический план





Разделы


Количество часов

В том числе

лабораторных и практических работ


контрольных работ

1.

Введение. Организм человека и его строение.


5

1




2.

Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций.


8




1

3.

Кровь.


3







4.

Кровообращение.


6

3




5.

Дыхание.


6

2

1

6.

Пищеварение.


6

2




7.

Обмен веществ и энергии.


4







8.

Выделение.


2







9.

Терморегуляция.


5




1

10.

Система опоры и движения.


6

4




11.

Развитие организма человека.


3







12.

Органы чувств и восприятие.


6




1

13.

Поведение и психика.


8










Итого

68 (0 часов – резервное время)



12

4


Похожие:

Рабочая программа по биологии 8 класс Учитель: Дмитриенко Константин Евгеньевич iconРабочая программа по биологии 9 класс Учитель: Дмитриенко Константин Евгеньевич
Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы....
Рабочая программа по биологии 8 класс Учитель: Дмитриенко Константин Евгеньевич iconРабочая программа по биологии 9 класс Учитель: Дмитриенко Константин Евгеньевич
Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы....
Рабочая программа по биологии 8 класс Учитель: Дмитриенко Константин Евгеньевич iconРабочая программа по биологии 10 класс Учитель: Дмитриенко Константин Евгеньевич
Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы....
Рабочая программа по биологии 8 класс Учитель: Дмитриенко Константин Евгеньевич iconРабочая программа по биологии 8 класс Учитель: Дмитриенко Константин Евгеньевич
Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы....
Рабочая программа по биологии 8 класс Учитель: Дмитриенко Константин Евгеньевич iconКалендарно-тематическое планирование уроков: биология Класс: 10 Учитель: Дмитриенко Константин Евгеньевич
Программно-методические материалы: Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы....
Рабочая программа по биологии 8 класс Учитель: Дмитриенко Константин Евгеньевич iconКалендарно-тематическое планирование уроков: биология Класс: 8 Учитель: Дмитриенко Константин Евгеньевич
Программно-методические материалы: Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы....
Рабочая программа по биологии 8 класс Учитель: Дмитриенко Константин Евгеньевич iconКалендарно-тематическое планирование уроков: биология Класс: 7 Учитель: Дмитриенко Константин Евгеньевич
Программно-методические материалы: «Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Биология (Природоведение 5 класс. Биология...
Рабочая программа по биологии 8 класс Учитель: Дмитриенко Константин Евгеньевич iconРабочая программа по биологии 8 класс Учитель: Морозова Лариса Викторовна
Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы....
Рабочая программа по биологии 8 класс Учитель: Дмитриенко Константин Евгеньевич iconРабочая программа по биологии 7
Рабочая программа по биологии 7 класс составлена на основе Примерной программы основного общего образования (базовый уровень) по...
Рабочая программа по биологии 8 класс Учитель: Дмитриенко Константин Евгеньевич iconРабочая программа педагога моау «сош №9» г. Нурлат Республики Татастан Паруковой Людмилы Ивановны. Категория высшая По биологии- класс 7 Учитель биологии
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений под редакцией Н. И. Сонина, В. Б. Захарова, А. А. Плешакова....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница