Скачать 50.91 Kb.
|
Защита реферата – одна из форм проведения устной итоговой аттестации учащихся. Она предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его проблемы, глубокое изучение, изложение результатов и выводов. Термин "реферат" имеет латинские корни и в дословном переводе означает "докладываю, сообщаю". Словари определяют его значение как "краткое изложение в письменном виде или форме публичного содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования; доклад на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературы и других источников". Однако выпускники школы не всегда достаточно хорошо подготовлены к этой форме работы и осведомлены о тех требованиях, которые предъявляются к ее выполнению. Написание реферата по истории и последующая его защита на экзамене разрешается тем учащимся, которые проявили особый интерес и способности к предмету. 1. Тема реферата и ее выбор. Основные требования к этой части реферата: – тема доклада должна быть сформулирована грамотно с исторической и литературной точки зрения; – в названии темы следует определить четкие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком -узкими или слишком широкими (например по истории не следует допускать названия типа «Наполеон Бонапарт» или «Николай Второй»); – следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок, желательно избегать длинных названий. Тематика рефератов определяется учителем на основе тех вопросов, которые помещены в экзаменационных билетах по всемирной истории и истории Беларуси. Учитель предлагает выпускнику тематику рефератов, помогает определить индивидуальную тему для написания, затем проводит ряд консультаций для учеников. 2. Требования к оформлению титульного листа. Название учреждения образования Название реферата. Выполнил(а) Фамилия Имя Отчество ученик(ца)... класса Место нахождения учреждения образования, год. 3. Оглавление и структура. Следующим после титульного листа должно идти оглавление. К сожалению, очень часто учителя не настаивают на этом кажущемся им формальном требовании, а ведь именно с подобных "мелочей" начинается культура научного труда. Школьный реферат должен иметь следующую структуру: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы и приложение (при необходимости). Оглавление реферата включает названия структурных частей с указанием нумерации страниц арабскими цифрами. 4. Основные требования к введению. Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы реферата, которая может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, с его объективной сложностью для изучения, а также в связи с многочисленными теориями и спорами, которые вокруг нее возникают. В этой части также необходимо показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение. Таким образом, тема реферата должна быть актуальна либо с научной точки зрения, либо из .практических соображений. Очень важно, чтобы школьник умел выделить цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить для реализации цели. Например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а задачами могут выступать описание ее личностных качеств с позиции ряда авторов, освещение ее общественной деятельности и т. д. Обычно одна задача ставится на один параграф реферата. Введение должно содержать также короткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, анализируются его сильные и слабые стороны. Объем введения обычно составляет три - четыре страницы. 5. Требования к основной части реферата. Основная часть реферата содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения проблем. Не стоит требовать от школьников очень объемных рефератов, превращая их труд в механическое переписывание из различных источников первого попавшегося материала Средний объем основной части реферата, в частности, экзаменационного – 15-17 (17-19) страниц. Ученику при написании необходимо обратить внимание на обоснование распределения материала на разделы и подразделы, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения. Основная часть реферата, кроме содержания, выбранного из разных исторических источников, также должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты. 6. Требования к заключению. Заключение – часть реферата, в которой формулируются выводы по разделам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части. Очень часто ученики (да и учителя) путают заключение с послесловием, где пытаются представить материал, продолжающий наложение проблемы. Объем заключения – 3-4 страницы. 7. Основные требования к списку изученной литературы. Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилии авторов или по названиям сборников). Необходимо указать место издания, название издательства, год издания. 8. Основные требования к написанию реферата. 1. Должна соблюдаться определенная форма (титульный лист, оглавление и т. д.). 2. Выбранная тема должна содержать определенную проблему и быть адекватной школьному уровню по объему и степени научности. 3. Необходимо придерживаться следующего объема реферата (первая цифра – при компьютерном наборе, вторая – при написания от руки): экзаменационный реферат – 15-17 (17-19)страниц; учебный реферат: 9 класс – 8-10 (10-12) страниц; 10 класс – 12-14 (14-15) страниц; 11класс – 15-17 (17-19) страниц. При компьютерном наборе необходимо использовать шрифт 15пт, интервал – 1,5. 4. В тексте необходимо указывать ссылки на источники, материалы (в скобках указывается номер по списку литературы, номер страницы, откуда взят данный материал). Ссылки в тексте могут быть также приведены в виде подстраничных примечаний, нумерация которых приводится на каждой странице (начиная с единицы) в соответствии с правилами библиографического описания. 5. Введение и заключение должны быть осмысленней основной части реферата. 9. Процедура защиты реферата. Учитель-предметник заранее знакомится с рефератом. Рецензируется экзаменационный реферат по истории по желанию учителя. В ходе экзамена члены комиссии выступают оппонентами выпускника, поэтому целесообразно комиссии познакомиться с содержанием реферата заранее. Во время защиты нет смысла требовать от ученика полного пересказа основной части работы. В то же время превращение защиты реферата в «вечер вопросов и ответов» не дает школьнику возможности высказаться, не учит строить грамотно и логически обоснованно свой ответ. Поэтому очень важно, чтобы защищающий реферат в течение 10-15 минут мог рассказать о актуальности, поставленных целях и задачах, изученной литературе, структуре основной части, сделанных в ходе работы выводах. Таким образом, совершается отход от механического пересказа реферата к научному обоснованию проблемы, после чего задаются вопросы по представленной проблеме. 10. Выставление оценки за экзамен. В итоге оценка складывается из ряда моментов: – соблюдение формальных требований к реферату; – грамотного раскрытия темы; – умения четко рассказать о представленном реферате;. – способность понять суть задаваемых по работе вопросов и сформулировать точные ответы на них. Литература: 1.Інструкцыя аб парадку фарміравання культуры вуснай і пісьмовай мовы ў агульнаадукацыйных установах РБ // Зборнік нарматыўных дакументаў МА РБ. – 2008. – №17. – С.3-36. 2. Сякацкая К.I. Экзаменацыйны рэферат па гісторыі: Метадычныя рэкамендацыі, прыкладная тэматыка // Беларускі гістарычны часопіс. – 1996. –№1. – С.149-152. |
![]() | Прочтите, перед тем как приступите к написанию реферата Учебный реферат пишется для того, чтобы показать, насколько глубоко вы изучили материал, как поняли его. Учебный реферат это самостоятельная... | ![]() | Основные требования к написанию реферата Структура работы включает: титульный лист, план работы (оглавление), введение, основную часть, заключение, список используемых источников... |
![]() | Как написать реферат Реферат (от лат refero – докладываю, сообщаю) – краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические... | ![]() | Реферат от латинского Реферат (от латинского refero — докладываю, сообщаю) — краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные... |
![]() | «Основные требования, предъявляемые к сотруднику pr-службы коммерческой фирмы» Основные требования, предъявляемые к специалисту в области общественных отношений | ![]() | Методические рекомендации по написанию разделов 40 > 2 Требования к оформлению работы 42 > Научный руководитель и его задачи 47 > Методические материалы по рецензированию дипломной работы 48 Методические материалы для государственного итогового междисциплинарного экзамена 7 |
![]() | Методические рекомендации по написанию курсовой работы Основные требования, предъявляемые к курсовой работе Тематика курсовых работ Целью курсовой работы является закрепление, углубление и совершенствование теоретических знаний и практических умений, применение... | ![]() | Структура реферата. Основные требования к оформлению реферат Мвд россии в комплектующие органы мвд, гувд, увд, увдт, овдро а непосредственные начальники совместно с кадровыми аппаратами обязаны... |
![]() | Что такое здоровый образ жизни и как вы его реализуете? Основные требования по обеспечению безопасности при проведении соревнований по баскетболу, волейболу, футболу | ![]() | Правила аттестации и основные требования к лабораториям неразрушающего контроля пб 03-372-00 Настоящие Правила устанавливают основные требования к лабораториям и порядок аттестации лабораторий, выполняющих неразрушающий контроль... |