Принципы периодизации




Скачать 325.92 Kb.
НазваниеПринципы периодизации
страница1/2
Дата18.02.2013
Размер325.92 Kb.
ТипРеферат
  1   2
Русское искусство XIX - начала XX века.

Алленов М.М.

 

            Общее введение. Принципы периодизации. Приближенность культурной хронологии к основным вехам общественно-политической истории России. Ее причины и следствия. Преобладание этического пафоса над эстетическим. Влиятельность просветительских идей. Статья А. Блока “Три вопроса”(1908). Традиционные хронологические рубрики в отношении к логике стилистической эволюции европейского искусства. Отражение этой логики в рамках русской национальной школы. Идея “совмещения этапов” применительно к искусству XIX-начала XX века. Убыстрение темпа художественной эволюции и его следствия. Ситуации рубежа веков: искусство “около” 1800 и 1900 года. Художественный мир Петербурга и Москвы: судьба антитезы.

            Место пространственных искусств в общем художественном процессе. Основные достижения. Соотношение видов и жанров: динамика, эволюция. Проблема стиля. Классицизм, романтизм. Реализм: содержание термина и художественная реальность. Искусство и художественная жизнь. Проблема художественного рынка. Роль частного собирательства. Формирование музейных коллекций: Румянцевский музей, Третьяковская галерея, Русский музей. Состояние образовательной системы. Роль Академии художеств. Альтернативные педагогические системы.

             Основные этапы изучения искусства XIX века. Литературоцентристская концепция художественного развития и ее отражение в истории пластических искусств. Позитивисткая фактология: В.В.Стасов, Н.Собко, А.П.Новицкий и др.. Мирискусническая критика и первые опыты систематической истории искусства: А.Бенуа, И.Грабарь и др.. Советский период. Музейная политика и ее отражение в методике построения истории искусства. Социологический метод 1920-х годов. Идеологические “кампании” 1930-х - 50-х годов и их воздействие на изучение истории русского искусства. Проблема реализма XIX века в эпоху “социалистического реализма”. Современное состояние. Основные направления и методы изучения: компаративистика, варианты социологического метода (художественный факт в контексте художественной жизни), междисциплинарные исследования (культурология). Совокупный “портрет  XIX столетия” на исходе XX  века.

                       

                                   Искусство первой половины XIX века

 

            Периодизация искусства первой половины XIX века. Пространственные искусства в общекультурном контексте. Основные тенденции и достижения. Историография. Отношение к наследию XVIII века. Романтизм: первая и вторая “волна”. Институт пенсионерства и его состояние в первой половине XIX века. Роль Франции и Италии. Колония русских художников в Риме.

 

                                   Искусство первой четверти XIX века.

 

            “Дней Александровых прекрасное начало”, наполеоновские войны и судьба русского “европеизма”. Война 1812 года и восстание декабристов. Смена общественных  умонастроений, пути и формы их отражения в искусстве. Эстетические воззрения и теории. Эстетические трактаты. А.Писарев “Предметы для художников...”. Критика. Художественные издания. “Журнал изящных искусств”, “Художественная газета”. Ситуация в Академии художеств. Президентство А.С.Строганова и А.Н.Оленина. Нововведения в образовательном цикле. Искусство и художественная жизнь. Основные события. Выставки. Основание и деятельность“Общества Поощрения художников”. Иностранные художники в России, судьба “россики”.

            Соотношение видов искусств. Направления и стили. Классицизм - романтизм: соотношение теории и практики.

            Архитектура первой четверти XIX века. Доминанта градостроительной проблемы. Ампир в Москве и Петербурге: проблема исторического города. Синтез архитектуры и скульптуры. Ранний (до К.Росси) и поздний этапы стиля. Проблема романтизма в архитектуре. Стиль и стилизация. “Историзм” и эклектика. Модификации псевдоготики. Архитектура и строительство, функция и образ. Соотношение видов: дворец, храм, особняк, общественное сооружение, утилитарная архитектура. Ампирная площадь. Архитектура в архитектурных панорамах и видописи. Усадьба и архитектура в провинции.

            А.Воронихин. Особенности биографии.Черты “переходной” стилистики. Раннее творчество и наследие  XVIII века. Воронихин и Камерон, Воронихин и Баженов. Заграничное путешествие. Перестройка интерьеров Строгановского дорца в Петербурге. Проблема Воронихин-Демерцов. Усадьба в Братцеве под Москвой; дача Строганова на Черной речке в Петербурге; Розовый павильон в Павловске, интерьеры дворца в Павловске.

            Феномен Казанского собора: программа, проект и осуществление. Конкурс на строительсво Казанского собора в Петербурге. Проект Тома де Томона и наследие “бумажной архитектуры”. Утверждение проекта Воронихина в обход конкурса. Собор и площадь. Образцы и аналогии. Парадоксы плана.“Вторая идея” архитектора.         

            Здание Горного института и его роль в градообразующем ландшафте. Портик и скульптура. Программа скульптурного оформления. Символические аспекты архитектурного образа или “говорящая архитектура”. Поздние проекты: Исаакиевский собор и храм Христа-Спасителя. Траектория стилевой эволюции.

            Тома де Томон. Ранние работы в России. Графика. Французские источники стиля. Ансамбль Биржи. Здание Биржи Д.Кваренги и идея Т. де Томона. Варианты плана. Символика ансамбля. Архитектура и скульптура. Интерпретация античности.

            Мавзолей “Супругу-благодетелю” в Павловске. Архитектура малых форм. Характер связи с пейзажной и городской средой. Дом Лавалей на Английской набережной в Петербурге.

            Творчество А.Захарова. Академия и парижское пенсионерство. Ранние работы. Церковь Александровской мануфактуры и постройки в Гатчине. Проект комплекса вокруг дворца Прасковьи Федоровны на Васильевском острове в Петербурге. Здание Адмиралтейства и композиция петербургского центра. Отношение нового Адмиралтейства к историческому облику здания. Пояснительная записка архитектора. Особенности композиции. Роль и символическая программа  скульптурного оформления. Интерьер вестибюля. Судьба памятника: последующие видоизменения облика. Особенности стиля. Проект здания Провиантских складов.

            К.Росси. Апогей ампира. Видоизменение стиля: источники и образцы. Особенности творческой биографии. Росси и Бренна. Ранние работы. Ансамбль Елагинского дворца. Михайловский дворец в Петербурге. Традиционное и новое: дворец и парк, дворец и город. Роль скульптурной декорации. Интерьеры.

            Здание Главного Штаба и ансамбль Дворцовой площади. Парадоксы планировочной схемы. Кризис классицистического регулярства и его художественные последствия. Классицистическая интерпретация барочной циркумференции. Соотношение с Зимним Дворцом и прилегающей городской застройкой. Интерпретация мотива триумфальной арки и программа скульптурного оформления. Соотношение скульптуры и архитектуры  у Росси в принципиальном отличии от предшествующего этапа.

            Ансамбль Александринского театра в Петербурге. Здание, площадь, улица и предлежащее городское пространство. Исторические прецеденты и аналогии. Тема “идеального города”.

            Здание Сената и Синода в контексте градостроительных акций ампирного Петербурга. Принцип “архитектурного цитирования”. Симптомы кризиса классицистического формообразования в ампире.

            В.Стасов. Характерные особенности его стилистики в соотношении с архитектурой раннего ампира и Росси. Здание Павловских казарм. Здание Императорских конюшен. Интерпретация классицистических стереотипов. Троицкий собор и Московские ворота в Петербурге. Провиантские склады в Москве. Проблема авторства мавзолея в Суханове под Москвой.

            Московский ампир. Восстановительные и градоустроительные работы после пожара 1812 года. Деятельность “Комиссии для строений”. План Гесте и алтернативный план “Комиссии”. Особенности градостроительной ситуации сравнительно с Петербургом. Классическое регулярство и проблема исторического города. Основные памятники  и ансамбли послепожарной Москвы.

            О.Бове. Его роль в градообразовательных мероприятиях. Ансамбли центральных площадей. Общественные сооружения. Новый тип частного дома. Перепланировка Красной площади. Новое здание Торговых рядов в соотношении с Кремлем. Символические аспекты перестройки. Роль памятника Минину и Пожарскому в ансамбле площади.

            Ансамбль Петровской (Театральной) площади. Переработка петербургского проекта. Московские особенности ансамбля сравнительно с театральным ансамблем Росси в Петербурге.

            Александровский сад и Манеж. Дом Гагариных на Новинском бульваре.

Триумфальная арка у Тверской заставы и ее судьба.         

            Д.Жилярди. Перестройка здания Московского университета. Своеобразие композиционных решений общественных и частных зданий. Здание Опекунского совета на Солянке. Дом Луниных на Никитском бульваре. Усадьба Усачевых-Найденовых и усадьба в Кузминках.

            А.Григорьев и его взаимоотношения с Жилярди. Образ московского частного дома. Особняк Хрущевых-Селезневых и особняк Станицкой на Пречистенке. Церковь Большого Вознесения у Никитских ворот; проблема авторства.

            А.Витберг. Храм Христа Спасителя на Воробьевых горах. Программа, проект и его судьба. Рецидив “бумажной архитектуры”.

            Скульптура первой четверти XIX века. Скульптура и синтез искусств в ампире. Жанры скульптуры. Классицизм и проблема романтизма в скульптурной пластике.

            И.Мартос. Соотношение с классицизмом XVIII века. Памятник Минину и Пожарскому. Другие монументальные работы. Рельефы Казанского собора.

            Ф.Щедрин. Скульптура в декоративном ансамбле Адмиралтейства. Программа и стиль. И.Теребенев.

            Ф.Толстой. Его место в скульптуре классицизма. Медали в память Отечественной войны 1812 и европейского похода 1813-14 гг.. Антикизирующий романтизм. Восковые рельефы на сюжеты “Одиссеи”, Автопортрет с семьей.

            С.Гальберг. Его портреты. Портрет И.Мартоса, Портрет А.С.Пушкина. Кризисные тенденции в скульптуре.

            В.Демут-Малиновский и С.Пименов-Старший. Монументально-декоративные ансамбли ампира: Горный институт, Биржа, Казанский собор, здание Главного штаба.

            Живопись и графика первой четверти XIX века. Соотношение видов. Их роль в бытовом ансамбле. Рисунок и живопись в системе Академии. Рисунок в натурном классе. Ситуация рубежа веков.Формирование жанровой системы в живописи.

            В.Боровиковский. Сентиментализм и ампир в поздних портретах 1800-х годов. Предромантические черты в творчестве С.Щукина. Пейзажи Ф.Матвеева. Историческая живопись начала XIX века. Национальная сюжетика в контексте просветительского дидактизма. А.И.Иванов, Д.Иванов, А.Егоров, В.Шебуев. Рисунок и живопись Ф.Толстого.

            О.Кипренский. Особенности биографии. Соотношение с предшествующей традицией. “Дмитрий Донской на Куликовом поле”. Первые портреты. Концепция личности и ее новизна. Отражение характера эпохи. Круг моделей. Артистический портрет, портреты военных. Романтизм как метод и тема. Типология и эволюция. Парадный портрет. Парные портреты. Детский портрет. Феномен повторного портретирования. (Портрет отца художника; портрет А.А.Челищева, портреты Растопчиных, Портрет Евгр.Давыдова, портреты Хвостовых, портрет Г.Ольденбургского, портрет С.С.Уварова, портрет В.А.Жуковского). Портретный рисунок. Метаморфозы стиля. (Портреты В.Д.Давыдова, Прейс (?) с ребенком; Слепой музыкант; Калмычка Баяуста; П.А.Оленин; Портреты Н.М.Муравьева 1813 и 1815 года; А.П.Бакунин; Н.В.Кочубей; Портреты Н.П. и А.П.Ланского; портрет А.Р.Томилова; портрет Е.И.Чаплица; К.Н.Батюшков). Произведения первого итальянского периода. Стилизаторские тенденции. (графический портрет С.С.Щербатовой; Портрет А.М.Голицына; Молодой садовник; Цыганка с веткой мирта; Анакреонова гробница в отзывах современников). Пребывание в Париже. Парижские работы: портрет Е.С.Авдулиной, графические портреты Растопчиных. Возвращение в Россию. Выставка в Петербурге. Видоизменение концепции парадного портрета: портрет Д.Н.Шереметева; Н.П.Трубецкой; А.Ф.Шишмарев; К.И.Альбрехт.  Портрет А.С.Пушкина. Отклик  Пушкина на портрет в стихотворении “Кипренскому”. Графические портреты петебургского периода: С.П.Бутурлин; Е.Е.Комаровский; А.А.Оленина. Поздние итальянские произведения: портрет М.А.Потоцкой и С.А.Шуваловой; Читатели газет в Неаполе; Сивилла Тибуртинская. Поздние рисунки. Кипренский и “бидермайер”. Кипренский и А.Иванов. Проблема автопортрета. Кипренский в глазах современников и в позднейшей критике.

            А.Орловский и его роль в формировании образа “романтического художника”. Литография. Графические портреты. Карикатуры.

            Становление и развитие пейзажа. Соотношение видописи и пейзажа. Сильвестр Щедрин. Петербургские виды. “Вид с Петровского острова на Тучков мост”.  Эволюция творчества в итальянский период. “Новый Рим”. Рим и Неаполь. Типология мотивов: гроты, террасы, веранды. Особенности пленеризма. Большие и малые гавани в Сорренто. “Веранда, обвитая виноградом”. Ночные пейзажи. Образ Италии в пейзажах Щедрина и его соотношение с романическим “культом Италии”.

            В.Тропинин. Разработка типа “жанризированного портрета” и его генезис. Связь его живописной и портретной концепции с искусством XVIII века, рококо и сентиментализмом. “Портрет семейства Морковых” и этюды к нему. “Портрет сына”. “Кружевница”.Тропинин в Москве и проблема “местного колорита”: “Портрет К.Г.Равича”, “Портрет Булакова”, “Портрет А.И.Барышникова”, “Портрет Н.А.Зубовой . Романтические тенденции в его творчестве. “Портрет К.П.Брюллова”, “Портрет А.С.Пушкина”, “Портрет П.И.Шереметевской”, “Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль”.

            А.Венецианов. Его роль и место в развитии русской жанровой живописи. Ранние портреты и офорты. “Портрет молодого человека в испанском костюме”, “Портрет М.А.Фонвизиниа”, “Портрет А.И.Бибикова”, “Портрет К.И.Головачевского с воспитанниками”, “Автопортрет”; “Модный парикмахер”, “Деятельность француженки в модном магазине”. Первые опыты в изображении бытовых сцен: “Очищение свеклы”, “Гумно”. Своеобразие изображения крестьянского мира. Бытийственное и бытовое. Роль пейзажа. “Спящий пастушок”, “На пашне. Весна”, “На жатве. Лето”. Проблема датировки. Поэтика названий.  “Утро помещицы”, “Крестьянка с васильками”, “Захарка”, “Крестьянский мальчик, надевающий лапти”. Сюжеты поздних произведений. Эволюция стиля. “Жнецы”, , “Девушка на сеннике”, “Гадание на картах”, “Первые шаги”, “Причащение умирающей”, “Проводы рекрута”, “Возвращение солдата”. Опыты в изображении “прекрасной наготы”: “Вакханка”, “Туалет Дианы”.

            Школа Венецианова. Педагогические установки. Содержание тезиса “писать a la Натура”. Соотношение с академической системой. Роль перспективных штудий. Предмет “в градусах света и тени”. Художники венециановской школы: А.Тыранов. “Мастерская братьев Чернецовых”. Г.Сорока. “Отражение в зеркале”, “Кабинет в Островках”, “Рыбаки”, “Вид усадьбы Молдино”, “Автопортрет”. Л.Плахов. “В столярной мастерской”; Н.Крылов. “Зимний пейзаж”. Жанр “в комнатах”. К.Зеленцов. “Комната в антресолях”; В.Денисов “Матросы в сапожной мастерской”; Е.Крендовский. “Сборы на охоту”; Ф.Славянский .“Кабинет Венецианова”, “В комнатах у А.Семенского в Тверской губернии”. Дальнейшая эволюция жанра.

            Академическая живопись и графика. А.И.Иванов. “Подвиг молодого киевлянина”, “Битва Мстислава Удалого с Редедею”. А.Е.Егоров. “Истязание Спасителя”, “Отдых на пути в Египет”. Егоров-рисовальщик. В.К.Шебуев. “Подвиг купца Иголкина”. Рисунки Шебуева.

            Гравюра первой четверти XIX века. Н.Уткин. Ф.Толстой. Книжная иллюстрация. Карикатура и лубок времен Отечественной войны. Литография и ее достижения. Издания Общества поощрения художников. Ландшафтная и городская видопись.

 

                                               Искусство второй четверти XIX века

 

            Николаевский режим и процесс демократизации культуры. Общественная мысль и художественная критика. Соотношение понятий “натура” и “действительность”. Поздний романтизм и академизм. Изменения в художественном образовании. Академия художеств и Московское училище. Проблема академизма: стиль, направление, образовательная доктрина.

            Архитектура. Кризис монументальных жанров. Начало стилизации и эклектики. Эклектика и “историзм”. Неостили: классицизм, готика, рококо. А.Брюллов, А.Штакеншнейдер. А.Плавов, Е.Тюрин, М.Быковский.

             О.Монферран. Исаакиевкий собор. История создания. Программа и осуществление.

            К.Тон: псевдорусское и византийское направление в эклектике. Храм Христа-Спасителя в Москве. Программа. Судьба памятника. Постройки в Кремле. Николаевский вокзал в Петербурге.

            Скульптура. Кризис синтетических концепций. Пластическое и живописное в скульптуре. Позднеромантические стилизации. И.Витали, П.Клодт. Монумент в городской среде. Б.Орловский. Римские работы. “Сатир и вакханка”, “Отдыхающий сатир”. Памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли.

            Живопись. Общая эволюция. Изменения в соотношении жанров. Отношение к академической традиции.

            К.Брюллов. Эволюция творчества. Жанровая структура. Работы петербургского и раннеитальянского периода. “Нарцисс”, “Явление Арааму трех странников”; “Итальянское утро”,“Итальянский полдень” и концепция “итальянского жанра”. “Дафнис и Хлоя”. Замысел картины “Гилас и нимфы”. Рисунки к ней. Копия “Афинской школы”.

            Картина “Последний день Помпеи” как художественное событие. История создания. Эскизы.Компромисс между классицизмом и романтизмом. Реакция современников. Статья Гоголя в “Арабесках”.  Другие опыты в области исторической живописи.“Смерть Инессы де Кастро”, “Нашествие Гензериха на Рим”, “Осада Пскова Стефаном Баторием”.

            Портретное творчество. Рисунок и акварель. Парадный портрет: “Всадница”, “Портрет гр. Самойловой с Дж.Паччини и арапчонком”, “Портрет Самойловой, удаляющейся с бала”, “Портрет сестер Шишмаревых”. Камерный портрет: “Портрет Н.Кукольника”, “Портрет А.Н.Струговщикова”, “Портрет В.А.Жуковского”, “Автопортрет” 1848 г.. Брюлловские ученики. Брюллов в оценке современников и в последующей критике.   

            Ф.Бруни и его версия исторической картины. “Смерть Камиллы, сестры Горация”, “Медный змий”.

            Позднеромантический пейзаж. М.Воробьев и его ученики. М.Лебедев. И.Айвазовский.

            Александр Иванов и его место в русском искусстве. Объем и характер его наследия.Особенности биографии. Отношение к академической школе. Ранние произведения. Соотношение библейской и античной тематики. Формирование магистральной темы. “Приам у Ахилла”, “Иосиф толкует сны в темнице виночерпию и хлебодару”, “Беллерофонт, отправляющийся в поход против Химеры”. Академические рисунки.

            Заграничное путешествие. Раннеитальянские произведения. Знакомство с Н.М.Рожалиным. Приобщение к идеям русского “любомудрия”. Путешествия по Италии. Путевые записки. Картина “Аполлон, Гиацинт и Кипарис”. Работа над сюжетом “Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина”. Замысел и концепция картины “Явление Мессии”: “сущность всего евангелия”. Форма плана и ее кристаллизация в эскизах. Картина “Явление Христа Марии Магдалине”. Переписка с Обществом Поощрения художников и с отцом. Знакомство с Н.В. Гоголем; проблема творческого взаимодействия. Гоголь в изображении Иванова и Иванов в изображении Гоголя. Статья Гоголя “Исторический живописец Иванов”. Этюдный метод Иванова и его особенности. Проблема законченности.  Фигурные этюды. Этюды и картина. Роль двойных этюдов.

            Пейзажные этюды. Мотивы. Проблема датировок. “Панорамные виды: “Неаполитанский залив у Кастелламаре”, “Понтийские болота”. Этюды деревьев: “Оливы у кладбища в Альбано. Молодой месяц”, “Дерево в парке Гиджи”, “Парк Аричча”, “Листва”, “Дерево в тени у Кастель Гандольфо”, “Ветка”. Этюды почвы и камней: “Аппиева дорога”, “Вода и камни под Палаццуоло”, “Подножие Виковары”, “Камень”. Поздние акварельные пейзажи.Человек и природа. Поздний цикл “пейзажей с мальчиками”. Особенности пленеризма.

            Жанровые акварели: “Ave Maria”, “Жених, выбирающий кольцо для невесты”, “Октябрьские праздники”. Эволюция стиля. Путь к “библейским эскизам”. Знакомство с Ф.В.Чижовым. Иванов и славянофильство. В поисках корня “русской иконной живописи”. Эскиз “Воскресенье”. Идея храма. Замысел и программа. Знакомство с книгой Д.Штрауса “Жизнь Иисуса”. “Протобиблейские” эскизы. Стиль “библейских эскизов” и большая картина Иванова. Ветхозаветные и евангельские сцены в составе “библейских эскизов”. Поездка к А.Н.Герцену в Лондон. Выставка картины “Явление Христа народу” в Петербурге. Проблема Иванова в историографии.

            Бытовой жанр в живописи и графике. Рисовальщики-иллюстраторы. В.Тимм, Г.Гагарин, А.Агин. Сатирическая графика.

            П.Федотов. Особенности биографии. Ранние рисунки и характер наблюдения “натуры”. Сепии середины 1840-х годов:”Смерть Фидельки”, “Последствия кончины Фидельки”, “Модный магазин”, “Старость художника, женившегося в надежде на свой талант”“Девушки краса - смертная коса”. Опыты в области батального жанра. Ранние портретные зарисовки: “Автопортрет с семьей”, “Игроки в карты”. Концепция бытовой картины и ее отличие от венециановского варианта. Ее источники. Первые живописные произведения: “Свежий кавалер”, “Разборчивая невеста”, “Сватовство майора”. Выставка 1848 года в Академии. Траектория эволюции. “Нравственно-критическая” серия. Изображение и словесный комментарий. Последний период творчества. Варианты картины “Вдовушка”. Второй вариант “Сватовства майора”. “Анкор, еще, анкор!”. Поэтика названий. Картина “Игроки” и рисунки к ней. Портретное творчество.  Судьба федотовского наследия.     

           

                                   Русское искусство второй половины XIX века.

 

            Пространственные искусства в контексте культурных завоеваний второй половины века.

Социологический аспект в развитии искусства. Периодизация. Историография. “Шестидесятники”, “семидесятники” и традиция представления социально-культурной истории по десятилетиям. Граница между искусством второй половины и конца XIX века. Проблема 80-х годов: концы и начала.Особенности художественной жизни. Роль Московского училища. Отношение  к  традициям искусства первой половины XIX века. Ситуация 1850-х годов. Педагогика Зарянко. Реализм и натурализм. “Бунт 14-ти”  в Академии и образование “Артели”. “Товарищество передвижных художественных выставок”. Организация, цели, программа и форма деятельности. Роль В.Стасова, И.Крамского   и П.Третьякова.

            “Эстетические отношения искусства к действительности” Чернышевского и полемика вокруг “утилитарной эстетики”. Критический реализм. Содержание и границы термина. Соотношение видов и жанров. Роль графики. Н.Шмельков.

            Жанр 1850-х годов.

            Живопись 60-х годов. В.Перов. Начальный период. Соотношение с традицией Венецианова и Федотова. “Именины дьячка”, “Приезд станового на следствие”. Обличительный жанр начала 60-х годов: “Проповедь в селе”, “Сельский крестный ход на Пасхе”, “Чаепитие в Мытищах”. Парижские работы. Видоизменение манеры. Мотивы преждевременного возвращения в Россию. Зрелый период. “Проводы покойника”, “Тройка”, “Утопленница”, “Последний кабак у заставы”: характер эволюции. Жанровая и историческая живопись 70-х - 80-х годов: “Птицеловы”, “Голубятник”, “Рыболов”, “Охотники на привале”, “Созерцатель”, “Суд Пугачева”, “Никита Пустосвят”. Религиозные композиции. Аллегории. “Богоматерь у моря житейского”, “Христос в Гефсиманском саду”. Портреты: “Портрет Ф.М.Достоевского”, “Портрет А.Н.Островского”, “Портрет купца Камынина”.

             Жанристы-шестидесятники: И.Прянишников.”Шутники. Гостиный двор в Москве”, “Обратный”, А.Волков “Прерванное обручение”. Н.Неврев “Воспитанница”. Жанр 1860-х годов и реалитический театр. В.Пукирев. “Неравный брак”. Пейзажный жанр: А.Попов “Балаганы в Туле”; А.Морозов. “Отдых на сенокосе”, “Выход из церкви во Пскове”. Преломление федотовских уроков: Н.Шильдер “Искушение”, А.Юшанов. “Проводы начальника”. Творчество Соломаткина и его место в жанре 60-х годов. “Славильщики-городовые”, “У питейного дома”, “Свадьба”.

            Живопись 70-х - 80-х годов. Соотношение жанров и изменение тематики в 70-е годы. Крестьянский жанр. Г.Мясоедов. “Земство обедает”, К.Савицкий. “Ремонтные работы на железной дороге”, “Встреча иконы”. В.Максимов. “Приход колдуна на крестьянскую свадьбу”, “Все в прошлом”. В.Маковский и городской жанр. “Крах банка”, “На бульваре”. Проблема типического в изображении характеров и “обстоятельств”. Н.Ярошенко. “Кочегар”, “Заключенный”, “Студент”, “Курсистка”, “Портрет П.Стрепетовой”, “Всюду жизнь”.

            В.В.Верещагин. “Этнографический жанр” и баталистика. Принцип серийности и его смысл.

            И.Крамской. Роль Крамского как лидера Петербургской Артели и Товарищества передвижных художественных выставок. Современное искусство и место в нем русской школы в оценке Крамского. Портретная концепция. Эволюция. “Автопортрет”, “Портрет Л.Н.Толстого”, “Портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина”, “Портрет П.М.Третьякова”, “Портрет Д.В.Григоровича”, “Портрет И.И.Шишкина”,“Полесовщик”; “Портрет А.С.Суворина”, “Портрет В.С.Соловьева”. Типическое и индивидуально-характерное. Красота и правда – антитеза и попытки примирения: “Русалки”, “Лунная ночь”, “Неизвестная”, “Неутешное горе. Картины “Христос в пустыне”и “Хохот (Радуйся, царь иудейский!)”. Принцип правдоподобия и возможности символической образности. Роль евангельской темы в русском искусстве второй половины XIX века.

            Н.Ге. Особенности биографии.Традиции Брюллова и Иванова. “Саул у Аэндорской волшебницы”, эскиз “Возвращение Богоматери с погребения Христа”. Картина “Тайная вечеря” 1863 года и особенности трактовки евангельской темы, ее оценка в свовременной художественной критике и в статьях Салтыкова-Щедрина и Достоевского. Историческая живопись Ге: “Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе”, “Екатерина у гроба Елизаветы”. Особенности портретной концепции: портреты А.И.Герцена, Л.Н.Толстого, Н.И.Петрункевич, М.П.Свет, Автопортрет. Поздний “страстной” цикл начала 1890-х годов: “Христос и Никодим”, “Выход с тайной вечери”, “Что есть истина”, “Суд Синедриона”, “Голгофа”, “Распятие”. Своеобразие  живописной стилистики.

            Пейзаж 60- х - 80-х годов. А.Саврасов (2Лосиный остров”, “Грачи прилетели”, “Проселок”) и И.Шишкин (“Рубка леса”, “Рожь”, Лесные дали”, “Афонасовская корабельная роща близ Елабуги”, “Дубы”, “Сосны, освещенные солнцем”): две концепции национального пейзажа. Истоки, эволюция. Ф.Васильев (“Оттепель”, “Перед грозой”, “Мокрый луг”, “В крымских горах”), А.Куинджи: (“Чумацкий тракт”, “Забытая деревня”, “После дождя”, “Березовая роща”, “Ночь на днепре”) :варианты преобразования романтической традиции.

            И.Репин. Жанровое и тематическое многообразие творчества. Роль Стасова и Крамского в формировании его творческих установок. Обучение в Академии художеств. Картина “Бурлаки на Волге”, ее место и значение в живописи 70-х годов. Парижские работы. “Историческая картина на современный сюжет”. Картина “Крестный ход в Курской губернии”. Этюды. “Не ждали” как завершение цикла картин, посвященных судьбе народника (“Сходка”, “Арест пропагандиста”, “Отказ от исповеди”). История и современность в картинах на исторические сюжеты: “Царевна Софья”, “Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 грода”, “Запорожцы”. Репин-портретист. Типология, эволюция, стилистика. “Заседание Государственного совета” и этюды к картине. Кризисные моменты в позднем творчестве. Уроки Репина.

            В.Суриков. Особенности биографии. Роль сибирских впечатлений. Академические работы. Сюжет и тема: проблема художественного цикла. Историческое и современное. Соотношение с “хоровой картиной” передвижников. “Трилогия” 80-х годов и ее отношение к последующему этапу творчества. Исторически-документальное и вымышленное. Впечатления заграничных путешествий и их отражение в творчестве Сурикова. Суриков-колорист. Акварельные работы. Портреты и пейзажи. Суриков в оценке современников.

            В.Васнецов.  Раннее творчество: “С квартиры на квартиру, “Чтение военной телеграммы”, “Преферанс”. Обращение к эпосу и сказочным сюжетам: поиск изобразительной метафоры. Работы в области театральной декорации. Монументальные работы. Князь-Владимирский собор в Киеве, его программа; росписи Исторического музея в Москве. Деятельность абрамцевского кружка: “проект нового стиля”.

            В.Поленов. Его роль в эволюции русской пейзажной живописи. Утверждение самоценности этюда. Связь с академической традицией. Евангельская тема в творчестве Поленова. Работы в области театральной декорации.

            Оживление Академии. П.Чистяков - художник и педагог. Его роль в русском искусстве. Основоположения читяковской методики. Рисунок и колорит.

Г.Семирадский и проблема салонного искусства. “Художественная середина”: К.Маковский. П.П.Соколов. Живопись и иллюстрация. Гравюра 70-х - 80-х гг. Офорты Шишкина. В.Матэ. Его роль как художника и педагога. Н.Боголюбов. Продолжение пейзажных традиций первой половины и середины XIX века. Похитонов. Возрастание стилеобразующей роли пейзажа в живописи конца XIX века. С.Светославский. И.Остроухов. Творчество И.Левитана. Особенности так называемого “пейзажа настроения”. Роль пейзажного мотива. Характер эволюции. Этюд и картина. Значение наследия Левитана.

            Скульптура. Академизм и реализм. С.Иванов. Ф.Каменский. М.Антокольский. Скульптура как историческая иллюстрация. Крестьянская тематика в скульптуре Чижова, Позена. Монументальная скульптура: Микешин, Опекушин и др..

            Архитектура. “Национальный стиль” в контексте эклектики. Гартман. Ропет. Технические нововведения в строительной практике и возникновение новых типов сооружений. Монигетти. Померанцев.

           

                                               Искусство конца XIX - начала XX века.

           

            Промышленный подъем 90-х годов и его влияние на художественную ситуацию. Искусство на Нижегородской выставке 1896 года и русский раздел на Всемирной выставке в Париже 1900 года.  Искусство и революция 1905 года. Особенности художественной жизни.

            Более равномерное, чем во второй половине века, развитие видов искусства - живописи, архитектуры, графики, скульптуры, театральной декорации, прикладного искусства. Идея синтеза искусств. Проблема стиля модерн в русском искусстве рубежа столетий. Модерн и символизм. Проблема художественной школы.  Реорганизация Академии художеств и приход в нее передвижников. Московское училище в конце XIX - начале XX века. Стилистическое самоопределение московской и петербургской “школ”. Роль меценатов и коллекционеров: С.Мамонтов, Морозовы, К.Тенишева, С.Щукин.

            Образование новых художественных объединений: “Мир искусства”, “Союз русских художников”, “Голубая роза”, “Бубновый валет” и др.. Связь и полемика между ними.

            Живопись и графика.

            М.Врубель. Становление мастера. Роль П.Чистякова, характер усвоения его методики. Киевский период. Монументальные работы: росписи и иконостас Кирилловкой церкви в Киеве. Источники и образцы. Мозаика и венецианские впечатления. “Девочка на фоне персидского ковра”. Акварели. Этюды цветов 1886-1887 гг.. Эскизы для росписей Владимирского собора. Сюжетный и тематический репертуар: лейтмотивы.”Гамлет и Офелия”. Тема Демона. Идея цикла и ее воплощение. Иллюстрации к Лермонтову. Декоративные панно и картины (“Испания”, “Венеция”, “Гадалка”, “Суд Париса”, панно для готического кабинета в особняке А.В.Морозова). Врубель-портретист (портреты Арцыбушевых, С.И.Мамонтова, Н.И.Забелы-Врубель, В.Брюсова, автопортреты). Скульптурные, архитектурные, театрально-декорационные и прикладные работы. Позднее творчество. Ночные сцены (“Сирень”, “Пан”, “К ночи”, “Царевна-Лебедь”, “Лебедь”). Врубель-рисовальщик. Врубель и стиль модерн. Врубелевское творчество и врубелевская легенда в контексте русского символизма.

            В.Серов. Ученичество у Репина. Первые пленерные работы: “Девочка с персиками”, “Девушка, освещенная солнцем”. Артистический портрет в творчестве Серова: портреты К.Коровина, Ф.Таманьо, А.Мазини, М.Горького, М.Ермоловой, Ф.Шаляпина. Концепция светского парадного портрета: портреты вел. кн. Павла Александровича, С.Боткиной, М.Морозова, З.Юсуповой, Ф.Юсупова. Поздниий период. Портреты Г.Гиршман, О.Орловой, Иды Рубинштейн, И.Морозова, В.Гиршмана, кн. Щербатовой. Произведения на историческую тему:”Петр I на псовой охоте”, “Петр II и Елизавета в царском селе”, “Петр I”. Античная тема: варианты композиций “Одиссей и Навзикая”, “Похищение Европы”.  Пейзаж: “Заросший пруд”, “Зимой”, “Октябрь. Домотканово”. Рисунки Серова. Басенный цикл.  Проблематика творчества. Серов и старые мастера. Творчество Серова в контексте современных художественных направлений. Серов и стиль модерн.

            К.Коровин и особенности русского импрессионизма. Северные пейзажи. “Парижские огни”. Декоративная живопись.Театральные работы.

            Жанровая живопись. Наследие передвижничества и новые тенденции. С.Коровин. Н.Касаткин. Особенности тематического репертуара. Роль пейзажа и этюдности. С.Иванов. Современный быт и история в его произведениях. А.Архипов. Пленеризм и декоративизм в пейзажном жанре. А.Степанов - деревенская тематика и анималистический жанр. А.Васнецов. Создание исторического пейзажа. М.Нестеров. Особенности трактовки религиозной темы. Роль пейзажа. Религиозные росписи. Историко-бытовая живопись А.Рябушкина.

            “Мир искусства”. Происхождение. Состав. Журнальная и выставочная деятельность. Эстетическая программа. Первые выставочные акции. “Выставка русских и финляндских художников”. Основание журнала, его идея, структура и осуществление. Декларации и художественная практика. Культурный европеизм. Возрождение забытых страниц искусства XVII - начала XIX века. Историческая выставка русского портрета в Таврическом дворце. Жанровая структура и тематический репертуар. Петербургская тема в творчестве художников объединения. Ретроспективизм и стилизация как метод. Отношение к современному европейскому искусству. Прецеденты и образцы. Направления внутри “Мира искусства”.“Мир искусства” и стиль модерн. Выставка “Современное искусство”. Просветительская и собирательская деятельность. Издание “Художественные сокровища России”. Иллюстративные циклы и театральная декорация. С.Дягилев и его организаторская деятельность. “Парижские сезоны”: идея и осуществление. Ретроспективная выставка русского искусства в Париже и Берлине 1906 года. Критическая методика и искусствоведческие труды А.Бенуа. Эволюция. Статья А.Бенуа “Художественные ереси”. Первые итоговые оценки. Статья Д.Философова “Тоже тенденция”.

            К.Сомов. Культивирование “галантного жанра”. Первые произведения. “Дама в голубом”. Природа в пейзажах и картинах Сомова. Акварели. Картины “Конфиденции”, “Купальщицы”, “Вечер”, “Эхо прошедшего времени”, “Дама в розовом”,“Осмеянный поцелуй”, “Арлекин и дама”, “Любовное письмо”. Сомов-портретист. Графические портреты А.Блока, М.Кузмина, М.Добужинского, Г.Гиршман. Лицо и маска. Парадные портреты. Автопортреты. Фарфоровые скульптуры. Характер мастерства. Сомов в оценке современников.     

            А.Бенуа. Первая  и вторая версальские серии: “У Курциуса”, “Прогулка короля”, “Оранжерея”, “Купальня маркизы”, “Фантазия на версальскую тему”. Иллюстративные циклы: “Азбука в картинках”, “Медный всадник”, “Пиковая дама”. Театральные работы: декорации к “Павильону Армиды”, “Петрушке”. Картины “Итальянская комедия”, “Парад при Павле I”. Бенуа – художественный критик и историк русского искусства. “Художественные письма”: современное искусство в оценке Бенуа.

             Л.Бакст. Картина “Древний ужас”. Работы в области театральной декорации и костюма. Портреты.

            М.Добужинский. Тема современного урбанизма. “Человек в очках”, “Окно парикмахерской”, “Домик в Петербурге”. Иллюстрации. Работы для театра. Сатирическая графика.

             Е.Лансере. Исторические ретроспекции: “Петербург начала XVIII века. Здание Двенадцати коллегий”, “Императрица Елизавета Петровна в Царском селе”. Политическая карикатура. Иллюстрации в “Хаджи Мурату” Л.Толстого.

            А.Головин - мастер театральной декорации. Портреты и натюрморты.

            Б.Кустодиев. Своеобразие сюжетов и стилизаторских приемов.

            З.Серебрякова. Монументальное и камерное в стилизации.

            Н.Рерих. Языческий мир как объект стилизации.

            Графика “Мира искусства”. А.Остроумова-Лебедева. И.Билибин. Участие художников “Мира искусства” в сатирических журналах 1905 года.

            В.Борисов-Мусатов. Особенности биографии. Эволюция от импрессионизма к декоративному варианту постимпрессионизма. Французские источники и аналогии. Пребывание во Франции. Стилистические ориентации. Магистральная тема: “Гобелен”, “Водоем”, “Изумрудное ожерелье”, “Призраки”. Живописное мастерство и проблема символической поэтики в живописи. Значение опыта Борисова-Мусатова в становлении символического направления в живописи начала XX века. Художники “Голубой розы”. Направление эволюции.

            “Союз русских художников”. Основание. Причины расхождения с “Миром искусства”. Особенности московской живописной школы.

            И.Грабарь. Рецепция дивизионизма. Пейзажные мотивы. Натюрморты. Ф.Малявин. Вариант декоративного импрессионизма. Виноградов, Жуковский, Юон. Своеобразие восприятия импрессионистической традиции. Пейзажное творчество Петровичева и Туржанского, Бакшеева и Бялыницкого-Бирули. Продолжение левитановской линии. Рылов. “Сочиненный пейзаж”.

            Скульптура. П.Трубецкой. Проблема импрессионизма в скульптуре и его возможности. Портретные работы. Памятник Александру III. А.Голубкина. Сочетание импрессионизма, символизма и модерна. С.Коненков. Стилистический эклектизм. Античная тема. “Языческий примитивизм”. Проблема материала. Творчество А.Матвеева и неоклассицизм в скульптуре.

            Архитектура. Стиль модерн; истоки, отношение к эклектике. Типология строительства, эволюция. Романтическая и протоконструктивистская стадия. Проблема материала. Искусство интерьера. Московский и петербургский варианты. Ф.Шехтель и Ф.Лидваль. Неорусские стилизации. А.Щусев. Неоклассицизм. Его истоки и образцы. И.Фомин, И.Жолтовский, В.Щуко.

            Русское искусство накануне авангардистского эксперимента. Ситуация начала 1910-годов. Возрождение “Мира искусства”, первая выставка “Бубнового валета”, выставки лубка и русской иконописи, ранние произведения К.Петрова-Водкина. Неоакадемизм. Яковлев, Шухаев, Григорьев. “Неотрадиционализм” в пейзаже. К. Богаевский.

 



  1   2

Похожие:

Принципы периодизации iconРусская литература
Русская литература XX века как единый художественный процесс. Принципы периодизации. Основные направления и течения. Периоды: переломные...
Принципы периодизации iconРазличные подходы к периодизации истории экономики. Формационная концепция. Меновые концепции
К числу центральных проблем историко-экономической науки относится проблема периодизации экономической истории
Принципы периодизации iconИстория и математика: проблемы периодизации исторических макропроцессов / под ред. Л. Е. Гринина, А. В. Коротаева, С. Ю. Малкова

Принципы периодизации iconПрограмма гостиница «Измайлово Бета»
Членов Михаил Анатольевич (Москва). Проблемы периодизации и социолингвистического статуса еврейских языков
Принципы периодизации iconШпаргалка по дисциплине «Менеджмент»
Принципы управления организацией: понятия, общие, частные и ситуационные принципы
Принципы периодизации icon-
Периоды: переломные этапы развития л-ры. Рабочие периодизации – для удобства преподов и учащихся. Периоды маркируются не временем,...
Принципы периодизации iconПериодизация исторического процесса и научно-информационная революция
Гринин 1998б: 15–28; 2003а: 67–78; 2003б: 219–223; 2006; см также: Шофман 1984). К сожалению, этим вопросам (как и вообще проблемам...
Принципы периодизации iconЛитература V xiv вв
Общая характеристика средневековой культуры и литературы. Понятие Средневековья. Проблема периодизации Средневековья. Основные черты...
Принципы периодизации iconСтатья 7 Цели и принципы Хартии 53
Другие соответствующие статьи: 7 (Цели и принципы), 12 (Культурные мероприятия и объекты) и 14 (Трансграничные обмены) 23
Принципы периодизации iconТехнология
Фотоиллюстрации самых замечательных изобретений. Принципы работы устройств. Основные понятия физики и принципы действий устройств....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница