Лекция 10. 10. 06 Общество постмодерна




Скачать 61.23 Kb.
НазваниеЛекция 10. 10. 06 Общество постмодерна
Дата18.02.2013
Размер61.23 Kb.
ТипЛекция
Лекция 10.10.06

Общество постмодерна


60-80 гг 20-го века – переход от общества модерна к обществу постмодерна

В различных сферах деятельности общества он проявился по-разному:

  • экономика: капитализм и массовое производство

  • политика: демократия

  • социальна структура: деление на классы

  • культура: постмодернизм


с 80-х гг 20 века – общество постмодерна

  • Классы утрачивают свое значение.

    • Социальные группы дефрагментируются, деиерархизируются.

    • Основной характеристикой принадлежности к группе становится не место в экономике, а место в системе потребления.

  • В культуре приходит явление постмодернизма.

  • Роль культуры возрастает

  • Устанавливается эстетизация повседневной жизни.

  • Идентичность во многом определяется индивидуальным выбором, происходит фрагментация индивидуальной идентичности.

  • В экономике на смену фордизма приходит постфордизм.

  • Появляется много мелких компаний

  • Производство становится гибким, приближенным к потребителю

  • Увеличивается сегментация рынка

  • В производство внедряются человеческие отношения

  • Возрастает роль сферы услуг

  • Нарастает стремление к гедонизму

  • Меняется и политика государства в отношении производства.

  • Оно поддерживает самостоятельность, конкурентоспособность.

  • На мировом уровне наблюдается, с одной стороны, тенденция к обособлению или распаду ряда стран, а с другой – стремление к сегментации.


Важнейшей сферой общественной жизни становится культурная.

Появляется новое направление в искусстве – постмодернизм, для которого характерны следующие черты:

  • Пастиш (смешение стилевых элементов, характерных для разных эпох, контекстов)

  • Рефлексивность автора (автор стремится к самопознанию)

  • Релятивизм (отсутствие объективных стандартов)

  • Отрицание наротивности сюжетов

  • Стирание различий между популярной и высокой культурой, смешение направлений и форм искусства

  • Приуменьшение значения автора (читатель в процессе восприятия тоже становится автором)


Потребление в эпоху постмодерна также приобретает новые черты:

  • Общество постмодерна соответствует обществу потребления, черты его размыты

  • Отсутствует четкая социальная структура, социальные классы, социальные системы

  • Исчезает зависимость между стратификацией и стилем жизни

  • Главный критерий деления на социальные слои - уровень потребления

  • Потребление представляет собой инструмент для самоидентификации

  • Люди потребляют не столько вещи, сколько марки

  • Расцвет гедонизма в противоположность аскетизму

  • Отсутствие потребительской идеологии, которое влечет за собой гибкость мировоззрения, мировосприятия, размывание ценностей и, как результат, гибкость стиля жизни (по сути, его отсутствие, например “в чем хочу, в том и хожу”)

  • Совмещение фрагментов разных стилей жизни у одного человека

  • Непрочность, недолговечность стиля


Черты воздействия маркетинга на потребление:

  • возникновение гиперреальности (реальность становится во многом построенной)

  • фрагментарность потребления (несвязанные опыты потребления)

  • исчезает понятие “контекст”, фрагментация становится основой состояния культуры

  • инверсия производства и потребления

  • децентрализованность, независимость человека (человек становится рефлексирующим, самопознающим, независимым от общества; он общается с другими, но сам себя конструирует)

  • соседство противоположностей (основной признак - стилизация)

  • эстетизация современной жизни

Физерстоун “Потребительская культура и постмодернизм” (1994г)

Эстетизация в эпоху постмодерна:

происходит стирание различий между повседневной жизнью и искусством.

Причины:

- Художники используют предметы повседневного потребления в своей художественной практике

- Из повседневной жизни формируется эстетический проект

3 смысла эстетизации:

- Стирание границы между искусством и повседневной жизнью (искусство теряет сакральный смысл, это происходит во многом благодаря возможности полиграфии)

- Повседневная жизнь представляется как область культуры

- Все более быстрое распространение образов и знаков, которые конструируют культуру


Институты потребления

I.Сообщество потребления


Бурстин “Сообщество потребления” (Thesis, 1993г, т1, №3)

Рассматривает конец 19 – начало 20 века

На смену соседской общине приходит некий новый тип объединения – по признаку общности в потреблении, а не по другим характеристикам.

Революция в фабричном производстве одежды (по одежде невозможно различить социальный статус человека)

Революция в торговле (универмаги)

Транспортная революция (развитие общественного транспорта)

Революция в рекламе


  • Акты купли-продажи становятся публичными

  • Установление фиксированных цен (цена- важная стабильная характеристика качества) =>

  • Гомогенизация, демократизация рынка (идея о справедливой цене) => люди могут самостоятельно определять и оценивать качество товаров.


Реклама

  • Обезличивание потребителя и продавца

  • Новые формы убеждения (не продавец)

  • Покупая, покупатель присоединяется к группе таких же потребителей.

  • Реклама создала новый мотив покупки (потребность принадлежать к группе при помощи покупки)

Под влиянием всех этих изменений, возникло сообщество потребления.


Черты сообщества потребления:

  1. слабые связи внутри этой группы

  2. человек одновременно может входить в несколько таких сообществ


Функции сообщества:

  1. Формирование новых социальных групп

  2. Помощь в социальной адаптации для эмигрантов



II.Мода


Зиммель в работе “Мода” писал, что мода – набор определенных образцов поведения, принятых в данное время.

Функции моды:

  1. подражание (направлена на объединение людей)

  2. различение (направлена на то, чтобы разъединить социальные группы)

  3. возбуждает нервную энергию людей

  4. формирует определенные ценности

  5. способствует отрицанию чего-либо:

    • получение определенных ценностей

    • возможность реализовать себя


Свойства моды:

  1. отсутствие целесообразности принятых норм (стремление к разнообразию)

  2. стремление к новизне

  3. в один и тот же момент характерна двойственность (изменчивость), но и постоянство

  4. абстрактность и всеобщность

  5. обязательность

  6. образцы моды – извне (из других социальных групп)

  7. следование моды связано с завистью

  8. женщины чаще чем мужчины следят за модой и следуют ей

  9. частично мода связана с характером профессиональной деятельности

  10. есть сферы, где мода не принята (там, где не нужно различать людей по группам). Например, траур…

  11. теория просачивания – механизм передачи моды на что-либо от богатых к бедным

  12. низкое разнообразие моды у бедных слоев



III.Реклама


Несколько этапов развития рекламы. Определенные связи между производителями и потребителями.

Коул (социолог такой) выделяет следующие периоды (1-3, остальные выделили после Коула):

  1. предыстория (1870-1890). Региональное производство товаров и их распространение. Реклама производится в старомодных формах. Рекламы мало, но начинает медленно появляться в печатных изданиях. Реклама ориентирована на товар.

  2. реклама, ориентированная на продукт (1890-1920)

Распространение медиа-изданий. В виде печатной продукции или наружная. Акцент на свойства товаров. В покупке важно значение товаров (достоинства). Мало иллюстраций, в основном текст. Воздействие на спрос с помощью значимых для человека ценностей (социальные мотивы, здоровье, престиж).

  1. производство символов (1920-1940)

Использование радио для рекламы.

  1. Реклама на телевидении, тесно связана с развлечениями. 1940-1960

Воздействует на психологию, направлена на типового потребителя

  1. 1960-1980 Маркетинговые компании. Потребители исследуются. Реклама ориентирована не на массового потребителя, а на сегменты (различные ценностные, психологические характеристики)

  2. Реклама в эпоху постмодерна. Идеология сегментация малодейственна.







Похожие:

Лекция 10. 10. 06 Общество постмодерна iconФилософские истоки постмодернизма 3
Поэтому уместно говорить не о “философии постмодерна”, а о “ситуации постмодерна” в философии и культуре вообще
Лекция 10. 10. 06 Общество постмодерна iconПостглобалист: постчеловек в ситуации после постмодерна
«инфралевых» – великих идеологий и социальных метанарративов. И хотя теоретики и практики постмодерна являются в большинстве случаев...
Лекция 10. 10. 06 Общество постмодерна iconЛитература тема Информационное общество: основные теоретические концепции
Иноземцев В. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учебное пособие для студентов вузов. М.:...
Лекция 10. 10. 06 Общество постмодерна iconН. Б. Маньковская эстетика постмодерна

Лекция 10. 10. 06 Общество постмодерна iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое строение лекция III 51 развитие значения слов в онтогенезе лекция IV 67 развитие понятий и методы их исследования лекция V 91 «семантические поля»
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Лекция 10. 10. 06 Общество постмодерна iconБюллетень новых поступлений
Современное общество. Общество риска, информационное общество, общество знаний [Текст] / Г. Бехманн. М. Логос, 2010. 247 с ил. Библиогр.:...
Лекция 10. 10. 06 Общество постмодерна iconПрограмма вступительного испытания по обществознанию
Общество. Общество как сложная динамическая система. Общество и природа. Общество и культура. Причинные и функциональные связи в...
Лекция 10. 10. 06 Общество постмодерна iconЛекция по языкознанию №4
Проблема происхождения человеческого языка рассматривается, кроме языкознания, в ряде смежных наук, изучающих человека (антропология)...
Лекция 10. 10. 06 Общество постмодерна icon1. в отличие от природы общество
А. Общество является динамической системой. Б. Общество и государство — суть разные явления
Лекция 10. 10. 06 Общество постмодерна iconПрограмма 10 класс (70 ч)
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница