«Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»




Название«Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
страница1/7
Дата18.02.2013
Размер1.11 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный педагогический университет
им. В.П. Астафьева»


___________________________________________________________________________


современных технологий обучения

Кафедра _________________________________________________


КОМПЛЕКТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ К УЧЕБНОМУ МОДУЛЮ:

«Организация изучения истории России с использованием ИКТ (Раздел «История России XIX век – начало XX века»)»

Специальность:


032600 __История с дополнительной специальностью_

(код ОКСО) (наименование)


Красноярск

2007

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный педагогический университет
им. В.П. Астафьева»


___________________________________________________________________________


Кафедра современных технологий обучения

КОМПЛЕКТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ К УЧЕБНОМУ МОДУЛЮ:

«Организация изучения истории России с использованием ИКТ (Раздел «История России XIX век – начало XX века»)»


Специальность:

032600 -

История с дополнительной специальностью


Красноярск

2007

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный педагогический университет
им. В.П. Астафьева»



Кафедра Современных технологий обучения


Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю «Организация изучения истории России с использованием ИКТ (Раздел «История России XIX – начала XX века»)» в рамках дисциплины «Теория и методика обучения истории».


АННОТАЦИЯ

1. Минимальные требования к содержанию учебного модуля.

Понятийный аппарат и методика преподавания раздела «История России XIX – начала XX века», виды цифровых образовательных ресурсов по курсу «История России», методические аспекты использования различных ЦОР в учебном процессе в интеграции с современными образовательными технологиями.

Ресурсный банк современных педтехнологий и цифровых образовательных ресурсов по истории.

2. Цели учебного модуля:

Содействие формированию профессионально-методической компетен-тности будущего учителя истории в области использования современных технологий обучения и цифровых образовательных ресурсов на примере изучения раздела «История России XIX – начала XX века».

3. Задачи учебного модуля:

Профессиональные задачи, соответствующие уровню ключевых компетентностей:

- развитие компонентов исследовательской и коммуникативной компетентности посредством организации обучения на основе интерактивных, коммуникативных технологий (Дебаты, «мозговой штурм», «Кейс-метод», презентация и защита портфолио, выступления с докладами и микрофрагментами уроков);

- развитие информационной компетентности посредством формирования умений самостоятельно получать и перерабатывать учебную информацию из различных источников по истории России и методике обучения истории (научной и научно-методической литературы, цифровых образовательных ресурсов и др.);

Профессиональные задачи, соответствующие уровню базовых компетентностей:

- развитие базовых компетентностей учителя-профессионала посредством формирования у студентов умений использования в будущей профессиональной деятельности исследовательских и современных коммуникационных технологий межличностного взаимодействия;

- развитие элементов информационной компетентности посредством использования в процессе реализации содержания модуля в образовательной практике компьютерного тестирования, компьютеризированной лекции;

- стимулирование профессионального самоопределения студентов в процессе освоении инновационных технологий по обучению истории в школе.

Профессиональные задачи, соответствующие уровню специальных компетентностей:

- актуализация и систематизация знаний и умений студентов, полученных в курсе истории России, необходимых для решения методических задач организации обучения учащихся на основе интеграции теоретических вопросов истории, методики обучения и новых (в том числе коммуникативных и информационных) технологий;

- формирование системы знаний и умений анализа дидактических и методических возможностей ЦОР при изучении разделов по истории России XIX – начала XX века;

- формирование умений конструирования лекционных и практических занятий с использованием ЦОР;

- мотивирование студентов по изучению и анализу целесообразности использования и качества ЦОР, имеющихся на рынке программного продукта, для организации изучения истории.

4. Взаимосвязь модуля с другими дисциплинами учебного плана специальности (согласно ГОС ВПО). Данный модуль взаимосвязан с предметами общепрофессионального и предметного блоков ГОС ВПО.

5. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля.

В результате изучения модуля у студента формируется как ключевая компетентность в области исторической науки, так и профессионально-методическая подготовка будущего учителя истории, включая базовые информационные и коммуникативные компетентности:

Научно-исследовательская компетентность, проявляющаяся в:

1) изучении различных разделов истории на основе непосредственного исследования различных источников, архивных документов, монографий и научных публикаций, написания докладов, рефератов, рецензий, курсовых работ, разработке спецвопросов и др.

Учебно-методическая компетентность, проявляющаяся в:

1) освоении методических навыков и умений в процессе деятельностного взаимодействия (интерактивных, коммуникативных технологий), включая ИКТ-технологии.

Проектная компетентность, проявляющаяся в:

1) создании проектов и планировании учебного материала с использованием ИКТ-технологий и ЦОР;

2) осуществлении анализа, обработке и систематизации различных средств обучения по данной теме.

Организаторская компетентность, проявляющаяся в:

1) организации учебно-познавательной деятельности учащихся на занятиях на основе субъект-субъектного взаимодействия;

2) использовании новых методов и приемов обучения в целях мотивации и формирования потребности у учащихся в инновационной деятельности.

Коммуникативная компетентность, проявляющаяся в:

1) использовании на занятиях командно-коммуникативных способов межличностного взаимодействия, технологии дебатов, дискуссий, презентаций-защит, кейс-метод, технологии «мозгового штурма» и др.;

Гностическая компетентность, проявляющаяся в:

1) способности анализировать и апробировать инновационные способы педагогической деятельности;

2) способности анализировать собственную педагогическую и учебно-познавательную деятельность при организации учебных занятий с использованием инновационных технологий и ЦОР;

3) способности анализировать содержание цифровых образовательных ресурсов по истории.

5. Ожидаемые результаты освоения модуля.

В результате изучения данного модуля студент должен:

знать: 1) методические основы использования современных исследовательских и коммуникативных технологий на занятиях по истории; 2) определение понятия «цифровой образовательный ресурс», классификации и методику использования ЦОР в преподавании истории в школе; 3) способы взаимодействия учащихся с различными источниками информации в области исторической науки и учебной дисциплины «История России», в том числе и с ЦОР; 6) основные электронные учебные издания по истории.

уметь: 1) исследовать историческую проблему на основе интеграции источников включая Интернет; 2) применять активные и интерактивные методы (коммуникативные) обучения истории с использованием ИКТ-технологий и ЦОР; 3) создавать с помощью ЦОР коммуникативную, групповую и индивидуальную информационную среду; 6) анализировать и встраивать ЦОР в рамки соответствующих образовательных технологий;

владеть: 1) методикой обучения истории в проектно-исследовательской и коммуникативной деятельности; 2) способами деятельности по включению активно-коммуникативных педтехнологий, в т.ч. ИКТ-технологий и ЦОР в преподавании истории;;

овладеть опытом: 1) разработки методики использования ЦОР при обучении истории (на примере разделов «Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.», «Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в.»), «Политический кризис самодержавия в России в начале ХХ в.»; 2) проектирования системы занятий на основе ЦОР для пополнения учебно-методического комплекса.

Иметь представление о банке цифровых образовательных ресурсов.

6. Перечень элементов комплекта УММ:

  • рабочая программа учебного модуля;

  • учебно-методическое обеспечение учебного модуля по видам занятий в соответствии с рабочей программой:

- конспект лекции «Особенности использования ИКТ в обучении истории»;

А) Практические занятия: «Реализация принципов использования ИКТ в обучении истории в курсе истории России XIX - начала ХХ в.», «Организация обучения на основе интерактивных, коммуникативных методов (Дебаты, «мозговой штурм», «Кейс-метод»)», «Методические аспекты изучения истории начала ХХ в. с использованием методов дебатов и ИКТ»

Б) Семинары по темам: «Изучение темы «Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.» на основе модернизированного метода проектов»; «Использование метода мозгового штурма при организации изучения раздела «Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в.»),

В) Самостоятельная работа студентов по разработке проекта и презентации портфолио: «Изучение и анализ целесообразности использования и качества ЦОР, имеющихся на рынке программного продукта для организации изучения разделов по истории России XIX – начала XX века).

  • методическое обеспечение всех видов контроля знаний студентов:

- тест входного контроля «Социально-экономическое развитие России в XIX в.»;

- тест выходного контроля «Современные педтехнологии и ЦОР на занятиях по истории».

7. Инновационность комплекта УММ:

7.1 Инновационность по целям обучения

Предлагаемый модуль включает в себя рассмотрение способов формирования и развития ключевых профессионально-методических компетентностей будущего учителя истории. При планировании и проведении занятий по истории на основе использования и интеграции ряда современных коммуникативных технологий и ЦОР у студента формируются базовые и специальные профессионально-методические компетентности на основе включения его в исследовательскую и интерактивную учебно-познавательную деятельность.

Студенты осваивают новые способы деятельности по интеграции содержания ЦОР в структуру содержания разделов истории, в максимальной степени использования их в процессе проектирования занятий и организации обучения учащихся.

7.2.Инновационность по содержанию обучения

Модуль предусматривает предметно-содержательное и методическое обоснование отбора и интеграции конкретной педагогической технологии, электронного издания, содержания информации ЦОР и проектирование учебного занятия по истории России с целью оптимального усвоения учащимися как конкретной темы (раздела), так и способов коммуникации в процессе изучения. Данные способы коммуникации включают как субъект-субъектные, так и взаимодействие с иными традиционными и современными (исторические источники, ИКТ, ЦОР) носителями информации.

В процессе формирования у студентов новых потребностей и мотиваций происходит оформление ценностей профессионально-методической деятельности.

7.3.Инновационность по методам обучения заключается в использовании деятельностного (субъект-субъектного, интерактивного подхода) к организации процесса обучения (Технологии дебатов, кейс-метод, «Мозговой штурм», Презентации и защиты проектов и портфолио и др.).

7.4. Инновационность по формам заключается в организации индивидуальной самостоятельной проектно-исследовательской деятельности студентов в рамках деятельностного подхода по освоению содержания раздела и навыков коммуникативного взаимодействия по изучению проблемы. Деятельность студента включает в себя самостоятельную работу с источниками (включая Интернет), создание и публичную презентацию проектов, анализ и использование ЦОР, рефлексию приобретенных компетентностей.

7.5.Инновационность по средствам обучения заключается в том, что наряду с традиционными историческими источниками, средствами обучения студентов является сетевые источники, компьютерная и мультимедийная техника.

8. Актуальность для системы педагогического образования

8.1. Возможность использования УММ для создания банка оценочных и диагностических средств по специальностям педагогического образования присутствует.

УММ содержат тест входного контроля «Социально-экономическое развитие России в XIX в.», а также тест для итогового контроля «Современные педтехнологии и ЦОР на занятиях по истории». Данные тесты могут быть использованы в бумажном и электронном варианте студентами исторических факультетов педагогических вузов.

8.2. Возможность использования УММ для формирования содержания подготовки педагогических кадров на основе компетентностного подхода и кредитно-модульной структуры обучения присутствует.

УММ разработаны для модуля входящего в состав дисциплин ОПД.Ф.04 «Теория и методика обучения истории», ЕН.Ф.03 «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» общепрофессионального блока по специальности 032600 История с дополнительной специальностью. Модуль вписывается в организацию подготовки учителя истории в контексте модульно-рейтингового подхода.

9. Автор элементов комплекта УММ:

Андюсев Борис Ермолаевич, к.и.н., доцент

10. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УММ к учебному модулю:

ГОС по специальности 032600 История с дополнительной специальностью (Квалификация - учитель истории).


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный педагогический университет
им. В.П. Астафьева»



Кафедра современных технологий обучения


КОМПЛЕКТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ К УЧЕБНОМУ МОДУЛЮ:

«Организация изучения истории России с использованием ИКТ и ЦОР (Раздел «История России XIX век – начало XX века»)»


УТВЕРЖДАЮ


Ректор ___________________


"____"______________200_г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по модулю «Организация изучения истории России с использованием ИКТ (Раздел «История России XIX век – начало XX века»)»


Специальность 032600 – «история»

с дополнительной специальностью


Факультет исторический


Курс обучения 4 / – / –


Семестр 8 /– / –


Всего часов по учебному плану: 24

В том числе по формам обучения: очная / очно-заочная /заочная

- лекции 2 / – / –

- практикум 10 / – / –

- самостоятельная работа 12 / – / –

Формы итогового контроля знаний:

- зачет 8 сем./ – сем./ – сем.

- экзамен – сем./ – сем./ – сем.


Красноярск

2007

Содержание


1. Общие положения.

2. Требования к уровню освоения учебного модуля/курса.

3. Требования к обязательному объему учебных часов, отведенных на изучение модуля/курса.

4. Требования к обязательному уровню подготовки по дисциплине:

4.1. Лекционные занятия

4.2. Практикум

4.3. Самостоятельная работа

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы.

6. Литература основная и дополнительная.

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР.

8. Требования к уровню освоения.

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и других инновационных методов обучения.


1. Общие положения

1. Общие положения

Основная цель модуля – содействие формированию профессионально-методической компетентности будущего учителя истории в области использования современных технологий обучения и цифровых образовательных ресурсов на примере изучения раздела «История России XIX – начала XX века».
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

«Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» iconИзвещение о размещении заказа путем котировок
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева (гоу впо кгпу им. В. П. Астафьева), расположенный по...
«Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» iconГоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» Филиал гоу впо «кгпу им. В. П. Астафьева»
Идейно-художественное своеобразие романов б. Окуджавы «путешествие дилетантов» и «свидание с бонапартом»
«Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» iconЛексикографирование культуры в региональных словарях
Гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
«Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» iconГоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
И. Куншина, под научным руководством доктора психологических наук, профессора, заведующей кафедрой коррекционной педагогики Красноярского...
«Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» iconКлючевое слово «бог» в семантике русских паремий
Гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
«Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» iconОномастическое сознание современного горожанина (на материале эргонимии Красноярска)
Гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
«Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» iconМультимедийные проекты как средство повышения квалификации педагогов
Гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
«Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» icon«красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
«Организация обучения органической химии в школьном курсе химии с использованием цор»
«Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» iconКоммуникативный стиль как проблема теории межкультурного общения
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Красноярский государственный...
«Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» icon«Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
«Основы проектирования уроков по немецкому языку с использованием цифровых образовательных ресурсов при формировании грамматических...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница