Проектная заявка как речевой жанр (на материале английского языка)




Скачать 388.38 Kb.
НазваниеПроектная заявка как речевой жанр (на материале английского языка)
страница1/4
Дата17.02.2013
Размер388.38 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи


Сошникова Рузанна Сетиковна


ПРОЕКТНАЯ ЗАЯВКА КАК РЕЧЕВОЙ ЖАНР
(на материале английского языка)



специальность 10.02.04 – Германские языки


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук


Самара – 2010

Работа выполнена на кафедре теории и практики перевода факультета лингвистики негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Международный институт рынка»


Научный руководитель:

доктор культурологии,

профессор

Кулинич Марина Александровна


Официальные оппоненты:

доктор филологических наук,

профессор,

заведующий кафедрой английского языка

переводческого факультета

Синеокова Татьяна Николаевна

ГОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова»





кандидат филологических наук,

доцент кафедры английской филологии Загриценко Софья Анатольевна

ГОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»


Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Волгоградский государственный педагогический университет»



Защита диссертации состоится «25» февраля 2010 года в _____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.216.03 при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» по адресу: 443099, г. Самара, ул. Максима Горького, 65/67, кор. 1, ауд. 9.


С диссертацией можно знакомиться в библиотеке ГОУ ВПО
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия».


Текст автореферата размещен на сайте www.sgpu.info


Автореферат разослан «___» января 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат филологических наук, доцент Е.Б. Борисова

Общая характеристика работы


Настоящее исследование выполнено в русле работ, посвященных изучению речевых жанров и их лингвокультурной специфике.

Еще в 50-е годы М.М. Бахтин указывал на необходимость создания типологии речевых жанров по сферам человеческой деятельности, в том числе, в официальном общении. В качестве одного из жанров официального общения можно рассматривать жанр проектной заявки (project proposal), которая и находится в фокусе нашего исследовательского внимания.

Толкование понятия проектной заявки приводится в некоторых руководствах по их написанию. Приведем одно из них: Proposal - а written application, accompanied by supporting documents, submitted to a foundation, corporate giving program, or government agency in requesting a grant. Grantseekers should consult published guidelines. – Проектная заявка – письменное заявление-просьба с приложенными вспомогательными документами. Весь пакет документов подают в фонд, корпорацию или правительственное агентство с просьбой о финансировании. Заявители на грант должны принимать во внимание опубликованные руководства по их написанию.

Актуальность исследования определяется интенсификацией изучения речевых жанров в современной лингвистике и актуализацией интереса к рассмотрению жанровых форм, еще не изученных подробно. Предпринятое исследование находится на пересечении трех направлений современного антропоцентрического языкознания – жанроведения, лингвостилистики и лингвистики текста. Жанрологический подход к описанию лингвистических единиц позволяет выделить проектную заявку как самостоятельный речевой жанр и выявить специфику использования языковых средств в этом жанре, рассмотреть реализацию данного жанра в разных типах текста: проектных заявках и в руководствах по их написанию, которые обладают определенными стилистическими особенностями и дискурсивными характеристиками.

Актуальность работы обусловлена экстралингвистическими, в том числе социально-культурными факторами. В последнее время все больше и больше организаций и частных лиц в разных странах сталкиваются с необходимостью писать заявки на гранты. Для западных специалистов это обычная процедура: фонды объявляют конкурсы, победители конкурсов получают гранты. Однако для специалистов России и других республик бывшего СССР проблема — написать и подать заявку на такой конкурс идей и проектов — только недавно стала актуальной. Ученый на Западе тратит более 30% своего времени на написание заявок на гранты. Для российского ученого получение финансирования на конкурсной основе является относительно новым и непривычным делом. Для того чтобы получить финансовую поддержку, необходимо не только формально, но и содержательно правильно составить заявку с соблюдением канонов жанра.

Общепринято, что английский язык является языком международного общения во многих сферах, в том числе деловых, поэтому большинство заявок, в частности, в международные организации составляются на английском языке. Именно поэтому изучение проектных заявок на английском языке, анализ их составляющих, понимание их особенностей как специфического речевого жанра представляет не только теоретический, но и практический интерес для развития умения отечественных деятелей науки и культуры находить финансовую поддержку. Уже сделаны первые шаги в этом направлении: в частности, создано двуязычное пособие A How-to GuideGrant Proposals that Workby Mikki Mahan, целью которого является «дать возможность большому количеству россиян получить доступ к источникам финансирования и реализовать свои идеи». Однако с лингвистической стороны этот речевой жанр еще не получил достаточного освещения.

Потребность в исследовании данного речевого жанра диктуется активно развивающимся третьим сектором - некоммерческим сектором, где одной из основных видов деятельности является написание проектных заявок. Многие организации испытывают трудности в их написании. Лингвистическое осмысление формата, языка и стиля проектной заявки чрезвычайно важно для моделирования, на основе уже существующих документов, неких моделей текстов, позволяющих грамотно составить проектную заявку в условиях современного российского общества. Таким образом, заявленная проблематика диссертационной работы представляется весьма актуальной.

В современных жанроведческих работах концептуального характера, развивающих идеи М.М. Бахтина, активно обсуждаются злободневные проблемы и спорные вопросы теории речевых жанров: способы идентификации жанров, выделение конституирующих признаков, типология жанровых форм, методология и терминология жанрологического исследования, функционирование и модификация жанров в различных сферах общения и т.д. (А.Вежбицка, В.В.Дементьев, К.А.Долинин, М.Н. Кожина, В.А. Салимовский, К.Ф.Седов, О.Б.Сиротинина, М.Ю. Федосюк, Т.В. Шмелева, S. Amor, J. Swales и др.). Но, несмотря на глубокую теоретическую и практическую разработку понятия речевого жанра, по мнению ряда ученых [Федосюк 1997; Гольдин 1999; Москвин 2005], в жанроведении остаются проблемные зоны, которые требуют дальнейшего исследования, уточнения и конкретизации.

В настоящий момент детально изучены и подробно описаны так называемые моноинтенциональные «ядерные» жанры, занимающие центральное место в системе жанров, в то время как лакуну жанрологических исследований, на наш взгляд, составляют полиинтенциональные жанровые формы, отличительной чертой которых является сложность интенционального содержания, например, речевого жанра «проектной заявки», связанного с реализацией коммуникативных интенций – проинформировать, убедить, воздействовать.

В последнее время появились диссертационные исследования, авторы которых описывают ряд руководств, регламентирующих определенные действия (инструкции [Рехтин, 2005], письмовники [Бусоргина, 2006]). Действия по написанию проектных заявок регламентируются руководствами по их созданию, которые не были предметом специального исследования.

В качестве объекта исследования выступает речевой жанр проектной заявки.

Предметом исследования послужили типологические, структурно-формулярные, жанровые и лингвостилистические характеристики типовых англоязычных проектных заявок.

В работе ставится цель дать комплексную характеристику англоязычной проектной заявки как речевого жанра в структурно-типологическом, жанроведческом и лингвостилистическом аспектах.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. с учетом существующих способов систематизации жанровых форм обосновать место проектной заявки в системе речевых жанров;

  2. создать модель данного речевого жанра;

  3. рассмотреть лингвостилистические особенности речевых жанров «проектная заявка» и «руководство по написанию проектной заявки».

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы: дискурсивный анализ; лингвопрагматический анализ, наблюдение и сопоставление, контекстуальный анализ.

Материалом исследования послужили типовые проектные заявки, включенные в пособия по написанию проектных заявок (Guides to Proposal Writing), изданные в США и в Англии с 1993 по 2005 г., общим объемом около 1650 страниц; общий объем проектных заявок составил 870 страниц.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

1) обосновано место речевого жанра проектной заявки среди других речевых жанров;

2) созданы модели проектной заявки и руководства по их написанию;

3) осуществлено комплексное лингвистическое описание и выявлена коммуникативно-прагматическая специфика речевых жанров «проектная заявка» и «руководство по написанию проектной заявки»;

Теоретическая значимость исследования. Изучение полиинтенциональных жанров позволяет углубить существующие представления о системе речевых жанров, конкретизировать и внести коррективы в существующие жанровые систематизации. Лингвистическое описание речевого жанра проектной заявки дает возможность расширить представление об особенностях такого типа текста. Теоретическая значимость исследования также состоит в том, что его результаты могут способствовать дальнейшему развитию тех положений лингвистической культурологии и теории речевых жанров, которые находятся на стыке с теорией дискурса.

Практическая значимость работы. Собранный эмпирический материал и сделанные выводы могут найти применение на занятиях по письменной речи в курсе английского языка, а также при разработке спецкурсов и спецсеминаров по теории речевых жанров, теории дискурса, англоязычному речевому жанроведению, лингвострановедению, лингвокультурологии. Результаты и фактический материал работы могут быть использованы для создания пособия по написанию успешных проектных заявок на английском языке.

Методологической и теоретической базой проведенного исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области лингвистики текста [И.Р. Гальперин, 2004; Н.Н. Трошина, 1984, К.А. Филиппов, 2003, Валгина, 2004; Е.С. Кубрякова, 1994; Brinker, 1993; Eckard, 1993]; теории дискурса [Н.Д. Арутюнова, 1992; В.Г. Борботько, 1998; В.И. Карасик, 2002; М.Л. Макаров, 2003; А.В. Олянич, 2006; С.А. Гнилорыбов, 2005;
В.В. Чернявская, 2001; Т.А. ван Дейк, 1989; Филлипс, Йоргенсен, 2004; Fairclough, 1995; Wodak, 1996]; лингвокультурологии [В.И. Карасик, 1992;
Г.Г. Слышкин, 2000; О.А. Леонтович, 2002; C. Kramsch, 1998; Hirsch, 1987]; стилистики текста [В.В. Виноградов, 1963; Ю.М. Скребнев, 1975;
И.В. Арнольд, 2002; Н.В. Шевченко, 2003; И.Р. Гальперин, 2004]; теории речевых жанров [М.М. Бахтин, 1979; В.В. Дементьев, 2001; А. Вежбицкая, 1997; С. Гайда, 1986; В.Е. Гольдин, 1999; М.Н. Кожина, 1999; К.Ф. Седов, 1998; J. Swales, 1997].


На защиту выносятся следующие положения:

  1. Англоязычная проектная заявка представляет собой межстилевое образование с элементами делового, научно-популярного, публицистического и рекламного стилей; это обстоятельство позволяет реализовать коммуникативную интенцию автора данного вида текста.

  2. Проектная заявка (ПЗ), а также руководства по ее написанию (РНПЗ) представляют собой жанры институционального делового дискурса.

  3. Проектная заявка понимается как вербальное оформление типичной ситуации в условиях социального взаимодействия – подачи заявки на финансирование социально значимого проекта в процессе коммуникации грантодателей и заявителей.

  4. Проектная заявка является совокупностью текстовых произведений (элементов проектной заявки), объединенных единой целью (получить финансирование на реализацию социально значимой идеи); имеющих сходные композиционные формы (четкую структуру), с одинаковой или близкой тематикой (социально-значимыми идеями), реализующиеся в типичной коммуникативной ситуации (объявление о подаче заявок).


Апробация работы. Основные положения диссертации излагались в докладах на научных конференциях в Международном институте рынка, в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, на ежегодных конференциях Самарской областной общественной организации преподавателей английского языка. По теме диссертации опубликовано 8 работ, в том числе одна статья - в издании, рекомендованном ВАК РФ (2009).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка теоретической литературы (140 наименований), списка источников текстовых примеров (13 наименований), списка лексикографических источников (16 наименований), приложений. Общий объем диссертации составляет 195 страниц.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор и актуальность темы, определяются объект и предмет, цель и задачи работы, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость проводимого исследования, указываются методы анализа, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Речевой жанр и место проектной заявки в нем» рассмотрена теория речевых жанров, систематизированы определения современных исследователей, подробно проанализированы модели разновидностей речевого жанра проектной заявки: самой проектной заявки и руководства по ее написанию.

В §1.1. «Проектная заявка как социально-культурный феномен» проанализированы словарные дефиниции в толковых и энциклопедических словарях США и Великобритании.

Установлены следующие общие черты всех дефиниций:

- запланированность (planned work),

- ограниченность во времени (completed over a period of time),

- целенаправленность действий (to achieve a particular aim),

- получение денежных средств (finance, a sum of money)

- источники финансирования: правительство или общественный орган (a government or public body).

Словарь Random House Websters College Dictionary, например, дает следующ
  1   2   3   4

Похожие:

Проектная заявка как речевой жанр (на материале английского языка) iconРечевой жанр «рекомендательное письмо»: характеристики и типы (на материале русского, английского и французского языков)
Защита состоится 24 июня 2011 г в 10. 00 час на заседании диссертационного совета д 212. 027. 01 в Волгоградском государственном...
Проектная заявка как речевой жанр (на материале английского языка) iconМетафора и сравнение в публицистическом тексте (на материале английского языка)
Работа выполнена на кафедре английского языка факультета иностранных языков Московского государственного областного гуманитарного...
Проектная заявка как речевой жанр (на материале английского языка) iconРазвитие английского женского дискурса как функциональной системы (на материале английского языка XIX-XXI веков)
Гоу впо «Московский государственный институт международных отношений (Университет) мид россии»
Проектная заявка как речевой жанр (на материале английского языка) iconСистема языкового образования в неязыковых специализированных вузах (на материале английского языка)
Работа выполнена на кафедре английского языка Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования...
Проектная заявка как речевой жанр (на материале английского языка) iconПолиткорректность как коммуникативная категория современного английского языка (на материале художественных и публицистических текстов)

Проектная заявка как речевой жанр (на материале английского языка) iconПроектная деятельность на уроках истории и обществознания как способ развития творческих способностей учащихся
Твознания и английского языка. В 2003 году по итогам аттестации мне была присвоена высшая категория. Являюсь классным руководителем...
Проектная заявка как речевой жанр (на материале английского языка) iconКонспект урока английского языка, проведенного в 11 классе Большесундырской средней школы Моргаушского района чр учителем английского языка Храмовой Людмилы Валерьевны Тема
...
Проектная заявка как речевой жанр (на материале английского языка) iconМетафорическая номинация речевой деятельности (на материале глаголов русского и английского языков)
Работа выполнена на кафедре сопоставительной филологии и межкультурной коммуникации государственного образовательного учреждения...
Проектная заявка как речевой жанр (на материале английского языка) icon1. Functional Styles in Modern English
Роль английского языка как одного из мировых языков Основне варианты английского языка
Проектная заявка как речевой жанр (на материале английского языка) iconРечь, речевая деятельность
А. А. Леонтьев знакомит читателей с теорией речевой деятельности, с принципами исследования речевой деятельности, психолингвистикой...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница